Софийский собор или Храм Святой Софии, Айя-София (Hagia Sophia) – гениальный памятник византийского зодчества, символ «золотого столетия» Византии.
Вот таким образом, уже первые русские храмы внешне отличаются от византийских прообразов. Многие последующие правители изменяли интерьер собора, украшая его на свой вкус. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Традиционно считается, что первая русская каменная церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) построена в Киеве в 991-996 гг. Что означало имя Святой Софии. Не минула эта участь и Византию.
1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. На иных композиционных принципах основана структура центрального нефа. По отношению к подобным композициям один исследователь удачно применил термин световой орган: он уподобил музыке гармоническую композицию оттенков света и тени в архитектуре.
Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). Центральные колонны византийских храмов заменили крупными крестообразными столпами. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Во время строительства храма применились абсолютно новые материалы. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
фунтов (около 130 т. ) золота. Скорее всего, он был пятиглавым. Один только её восточный фасад был открыт целиком : апсида была видна доверху. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами.
И таким образом воплощается идея вселенской литургии. Портрет имеет точную дату создания – 912 год. Каменные блоки для прочности связывались свинцовой заливкой и железными полосами. Общие затраты на строительство Софии, как утверждают византийские историки, составили сумму, эквивалентную 320 тыс. Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль. Внутренние полукруглые апсиды на фасаде никак не выражены.
Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». Существует легенда, что план здания императору Юстиниану вручили ангелы, когда тот спал. Ведь помещение храма было построено по византийскому заказу, храм имел огромное значение для христианского культа. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь.
У церкви нет нартекса и хоров. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. По окончании Отечественной войны Новгород, решением Государственной комиссии, попал в список городов, подлежавших немедленному восстановлению.
Над внутренней отделкой храма трудились лучшие византийские камнерезы и ювелиры. Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина. В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах».
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Османы же переместили михраб в юго-восточный угол собора – в направлении Мекки.
По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках. Также в отдельных местах мозаики (например, большом пальце и на ладони левой руки) кубиками мозаики был непокрытый подготовительный фресковая живопись.
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42. Однако это уже не отвлеченные условные образы. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. 1:30).
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). А возле его трона стоит на коленях император Лев VI. «Мы не знали – на небе или на земле мы: нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
В западной части размещается нартекс. Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Этими двумя постройками были базилика Максенция и Пантеон. Интересно применение в интерьере привезённых мраморных ионических колонн.
Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Со всех концов империи везли редкий мрамор, шедший на убранство храма. Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Вот таким образом передать эти знания на Русь, греки уже не могли.
Это впечатление ещё больше усиливают пять крупных, плотно поставленных глав. На четырех главных столбах, поддерживающих средний купол, были изображены лики святых херувимов, которые мусульмане потом замазали звездами. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора.
Церковь Спаса на Берестове в Киеве (1125) имеет выступающие боковые части нартекса, в одной части расположена крещальня, а в другой лестничная башня. В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи. Особую сложность представляло купольное завершение. Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Сравнение Софии и Пантеона вскрывает коренное отличие между ними в трактовке купола. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Отсюда его название: храм Софии — Премудрости Божией. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Император Констанций (337–361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт.
Одновременно с этим конха апсиды включена в систему полукуполов. Все священные богослужебные предметы (чаши и сосуды) были изготовлены из чистого золота, также зачаровывая своим блеском. Ататюрк в 1935 году распорядился превратить «Айю-Софью» в музей, а с древних фресок и мозаик удалить слои штукатурки. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина I (слева), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниана I (справа), приносит Богородицы собор Святой Софии.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Он приподнял купол на 9 метров, в результате чего тот потерял свою легкость, восхищавшую всех.
Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10.
Августион и примыкавшие к нему здания занимали вершину треугольника, на котором находился Константинополь, расположенный на оконечности европейского материка, выдвинутой в сторону Азии. Предание описывает праведную жизнь глубоко верующей во Христа вдовицы Софии и её трёх горячо любимых и также укоренившихся в вере дочерей. Возможно, это граничит с тем, что его строили мастера князя Мстислава Владимировича, уже построившие каменный собор Богородицы (1023) в Тмуторокане на Таманском полуострове. В золотых переплетах были и книги Священного Писания. Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.
Купол храма покоится на четырех опорах и тот же летописец Прокопий так описывал производимое им впечатление: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой нити». Они были одеты в богатые одежды из красиво подобранных ценных тканей.
Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке. У ног Иисуса припавший император. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Вместе со святым Мелетием они поставляли на место ариан православных архиереев и священнослужителей. Несомненно, что это было имя Христа.
Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью 7 века. В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. Были сбиты или заштукатурены христианские росписи и мозаики, вынесены все иконы и утварь. В Святой Софии впервые была решена задача создания столь огромного купольного здания.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. » (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном). Фигура изображена в фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном наряде, перепоясанным лором, украшенным драгоценными камнями и в короне с подвесками. Андрей Грабар отмечает, что возможно мозаичист скопировал некий древний образец так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.
Император Константин I Великий понимал это как никто другой. Это было место пересечения двух основных торговых путей античности и средних веков : западно-восточного сухопутного пути, соединявшего Европу с Азией и северо-южного морского пути (так называемого из варяг в греки), который связывал Скандинавию со Средиземным морем. Штат церковно- и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человека: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии.
И вот таким образом он не случаен, не произволен в своем существовании, но в себе имеет для бытия своего «достаточное основание», нерушимое в божественности своей и для самого Творца. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).
Название «Айя-София» происходит от одного из трёх эпитетов обращения к богу и в переводе обозначает «Премудрость Божья». Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364–378).
По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Святитель убеждал пасомых твердо держаться православия, благословил их и отправился на место ссылки.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор из Каритоса – зеленый мрамор из Ясоса – красный из Фригии – розовый. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки.
Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Его носила христианская святая София, жившая во II веке. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19. Эти встречи сопровождались сложными театрализованными церемониями религиозного характера.
Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер.
Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. Что понимали под этим именем христиане того времени.
Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой.
У собора пять световых глав со сферическими куполами. К сожалению, нам о ней известно очень мало. Когда Собор Святой Софии превратился в мечеть, мусульманам пришлось внести некоторые изменения, поскольку строители сориентировали собор по христианской традиции – алтарем на восток. На одной из знаменитых мозаик Софии Константинопольской изображены императоры Константин и Юстиниан, подносящие свои дары Богородице: Константин — город Константинополь, столицу первой христианской империи (столица империи перенесена в Константинополь в 330 г. ) Юстиниан – собор Святой Софии. В купольной базилике, наряду с алтарём, возникает второй центр под куполом. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. В день освящения храма, 27 декабря 537 г., он подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей, быстро прошел до середины собора и, подняв руки кверху, воскликнул: «Слава Богу, Который дал мне возможность закончить эту постройку.
Ажурные колоннады связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. Торжественное освящение величественного храма произошло в 537 году 27 декабря. Это выдающееся значение Софии было очень наглядно выражено в выборе места для неё и в самой постановке её среди господствующих зданий византийской столицы. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35.
В это время идёт поиск новых архитектурных форм. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами».
Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название большая.
Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь.
Здесь нет контрастных по свету зон. В византийской эстетике ключевым понятием является свет. Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. В Софии центральное пространство интерьера легко, воздушно и динамично.
И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. Русские послы, прибывшие в 987 году в Константинополь, посетив Святую Софию испытали настоящий восторг от разворачивающейся под ее сводами литургии. С севера к храму была пристроена круглая лестничная башня, ведущая на хоры, устроенные над нартексом и в боковых нефах.
Византийские писатели иногда называли Софийский собор «кораблем» или «маяком». По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23. Согласно с сорок третьей новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялась определенное количество мастерских (ергастирии), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.
При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. И император в данном случае не является исключением. Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже). В эту систему входят два больших полукупола и пять малых.
Присутствующие могли заглянуть в него лишь периодически, когда открывались врата. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Это пятиглавый собор с дополнительной шестой главой над лестничной башней.
Византийской осталась планировочная основа и объёмная структура православного храма. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение. Горизонтальное движение, характерное для продольной пространственной композиции первых христианских храмов, уступает здесь место направлению вертикальному. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
Силы были явно неравны, 29 мая 1453 г. император пал в бою и турецкие воины ворвались в Константинополь. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Это небольшая четырёхстолпная одноглавая церковь, почти квадратная в плане. — Побеждай). Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Сходство между ними бросается в глаза (так, например, оба храма являются крестово-купольными и пятинефными), укрепляя предположение, что возглавлял строительство квалифицированный византийский зодчий, но идея соборов принадлежала русским князьям, а воплощать ее в жизнь греческому мастеру помогали грамотные русские мастеровые.
Из Эфеса были привезены восемь колонн из зеленого мрамора, по преданию, от храма Дианы. Однако этот храм сгорел в результате народного восстания 404 года. Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. В отличие от купольных базилик, купол Софии Константинопольской был расположен строго по центру.
Считается, что в православной храмовой символике тринадцатиглавие символизирует Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. На несколько веков Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья, в которой проводились мусульманские религиозные обряды.
После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361–363). Все прясла завершались полукруглыми закомарами. Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Не менее значительную роль полукупола Софии сыграли и в отношении архитектурно -- конструктивном. Иными словами, мир содержит в себе нечто божественное и для Бога, как Его самооткровение. Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. ), была заложена в городе на берегах пролива Босфор еще при Константине Великом в 324–327 годах.
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, заимствованный из древнегреческого искусства. Цифра эта имела магический смысл: каждая колонна несла имя христианского святого.
Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси). Этот день был последним и для самой столицы Византии. Премудрость или София (от греч. По сторонам Богоматери два апостола — Петр и Павел. Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли сказал: «Неприемлемо лишать людей права молиться в Церкви-Матери.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6. Получился оригинальный асимметричный трёхглавый собор. С внешней стороны храм выглядел очень скромно, но поражал внутренним убранством.
Вероятность этого допускает Андрей Грабар и полностью исключает византинист К. Манго. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363–364), в правление которого гонение прекратилось. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей».
Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Прекратил своё существование и Константинополь. Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Этот храм по праву стали называть просто Великой Церковью. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17.
До них такого опыта ни у кого не было. Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. А центральные двери, по византийскому преданию изготовлены были из остатков Ноева ковчега. Над строительством собора трудилось около десяти тысяч рабочих. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелами. «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский.
Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько делать окон над главным алтарем), Юстиниану во сне снова явился ангел и повелел сделать три окна во имя Святой Троицы. В эпоху правления императора Ираклии И штат разросся до 600 человек. Для строительства величественного храма выбирался лучший строительный материал. По краю конхи помещен греческая надпись (почти полностью утрачен время) со следующим текстом: Изображения, обманщики здесь сбросили, благочестивые правители восстановили. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни государства, София была главным общественным зданием империи.
Из Рима в Константинополь, по легенде, привозят восемь порфировых колонн, а из храма Артемиды в Эфесе – колонны из зеленого мрамора. По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан.
Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве. 2010 года представители Фонда.
Из Ефеса были привезены 8 колонн изготовленных из зелёного мрамора. Высота Софийского собора составляет около 40 м., его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют толщину более 1, 2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов. По мнениюН. П.
Они имели трёхлопастное завершение фасада. Её нельзя было непосредственно обойти кругом.
Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть – четыре минарета и полумесяц над куполом. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. 107 колонн из ценных пород камня поддерживали своды храма. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания Ника. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». В правую руку помещен предмет цилиндрической формы (Акакия или анаксикакия), а в левую – государство.
Вероятно, она отражает какую-то торжественную религиозную церемонию. Тяжкое налоговое бремя вызывало народные волнения и многочисленные восстания, потрясавшие Империю. Были также использованы целые архитектурные элементы извлечённые из древних построек.
Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. По-видимому их зодчие и взяли за образец, выбрав при этом наиболее грандиозные и замечательные постройки. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Преобразованию в бывшем храме подверглись все стены. И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык.
«Святая Софья» был главной мечетью Турции почти 500 лет. К ним относятся мозаики апсиды и вимы. Фигура изображена в фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями и короне с подвесками.
Сейчас фасады церкви имеют более позднее декоративное оформление. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. Она не стояла изолированно, а была окружена множеством разнообразных зданий и дворов.
Первые каменные храмы близки к византийским образцам, но уже отличаются от них. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта32 под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше— громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь.
Мозаикой были украшен не только храм Святой Софии, но и принадлежавшие ему постройки, например, баптистерий (крещальня). Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан.
Январь 532 года. В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. Находившиеся в храме молящиеся были убиты и, по сохранившемуся преданию их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой. За счёт этого западный фасад увеличился и стал более монументальным. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Как показывают исследования Большого константинопольского дворца, это сходство действительно имело место и, переходя из дворца в Софию, знатные прихожане видели перед собой как бы продолжение анфилад дворцовых залов. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер».
Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. Святитель решительно отказался исполнить приказание.
Все они выложены в форме какого-либо узора. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский.
Долгое время он пустовал, а после Освобождения Болгарии от османского ига (1878 г. ) был превращен в склад. Самый купол возникает и как бы строится во времени на глазах у зрителя он постепенно развивается из полукуполов. Эта мозаика датируется IX веком. Этот главный храм Византии был посвящен Христу Спасителю именуемому в Библии «Божией силой и Божией Премудростью» (1 Кор. После проведения планировочных работ император назначил математика Анфилия Тральського и знаменитого архитектора и статиста Исидора Милетского ответственными за выполнение проекта.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. И написали они книг множество ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным.
Эффектный разворот ее фигуры и перспективно уходящий в глубину трон создают ощущение присутствия Богоматери в реальном пространстве храма. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо.
В них четко прослеживается связь с античными традициями. Мусульмане восприняли это как дурной знак и покинули храм.
Пространство храма Святой Софии легко, воздушно и динамично. Вопрос этот пытаются сделать также одним из условий вступления Турции в Евросоюз. В 557 и 986 годах собор частично разрушался землетрясениями, но был восстановлен.
Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. В основе, это византийский одноглавый четырёхстолпный крестово-купольный храм с нартексом. Созданный «Совет по освобождению Святой Софии» считает обязательным возвращение этой Великой Церкви своему первоначальному предназначению.
Известковые растворы готовились на ячменных отварах, куда добавлялось дорогое масло. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит — невероятным. Однако идеальным образцом храма для Руси навсегда остался именно константинопольский Софийский собор, в котором послы князя Владимира почувствовали себя на небесах.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. Женщина-арианка сбросила с крыши черепицу, которая пробила голову святителю. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Также за века своей истории Святая София пережила несколько крупных пожаров. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом.
В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. В VI веке храм был перестроен из старой базилики времен императора Константина Великого (IV в. ). Сводчатые здания очень больших размеров были хорошо известны Анфимию и Исидору.
Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями и короне с подвесками. Я превзошел тебя, Соломон. Об этом говорят и слова Соломоновой притчи: «. Крупные землетрясения 1818 и 1858 гг. 1:14).
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Страх Господень. В этом смысле очень характерно строительство Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (1156) в Пскове. Знаменитый византийский писатель Прокопий Кесарийский (ок.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу.
(Протоиерей Сергий Булгаков «АгнецБожий»). В соборе цилиндрические своды чередуются с двускатными перекрытиями, которые выступают на фасаде в виде треугольных фронтончиков. Он должен был изображать небесный свод, увенчивающий землю -- центральную часть интерьера.
Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. Собственных традиций каменного строительства церквей в Новгороде того времени не было (все строилось из дерева), вот таким образом храм воздвигался под руководством опытных византийских зодчих. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). И умножились пресвитеры и люди христианские. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. Взаимодействие Бога с миром основано на взаимоотношении Софии Божественной и тварной. Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников.
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. В новгородской Софии (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крестово-купольную часть имеют одинаковую с ней высоту и образуют единый объем. Строительство храма продолжалось 5 лет (по тем временам рекордно короткий срок), ежедневно работало около 10 тысяч рабочих. Входную стену украшал Деисус (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). В конце Х века основным типом византийского храма стал его крестово-купольный вариант.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Мозаику отличает попытка передать пространство— плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину также и сами фигуры обладают объёмом.
Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35.
Но пока решения нет. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне». Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Его открыли в ходе реставрационных работ 1958 года.
Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Торжественная закладка собора состоится 24 февраля 532 г. Главными архитекторами строящегося собора назначаются, как писал Прокопий Кессарийский, Анфилий из Трал, «в искусстве механики и строительстве самый знаменитый не только из числа своих современников, но и даже из тех, кто жил задолго до него» и Исидор из Милета, «во всех отношениях человек знающий».
Православные фрески и мозаики на стенах собора были покрыты слоем штукатурки.
Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Именно они были видны над другими постройками при приближении к Софии издали они увенчивали собой центр столицы и даже архитектурный ансамбль всего Константинополя.
Турки-османы провели реконструкцию доставшегося им храма – пристроили грубые контрфорсы к историческому зданию для укрепления несущих стен и соорудили четыре больших минарета в соответствии с канонами ислама. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». На постройку был употреблён лучший строительный материал. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Любящих меня люблю ищущие меня найдут благодать.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами. Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Наступило еще более трудное время – началось открытое гонение на христиан.
В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора.
Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света».
Они-то и вносили в византийскую систему все те отличия о которых мы говорили. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. И действительно в восточном приделе храма на мраморе есть природный узор изображающий картину разрушенного города и даже силуэт «атомного гриба». После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства.
Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа). Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток. Строительство храма разорило народ, даже чиновникам почти перестали платить жалованье.
греческими мастерами. Император Юстиниан хотел, чтобы и внутреннее убранство Святой Софии не имело себе равных. После завоевания Византии турками-османами собор Святой Софии был превращен в мечеть (в 1453 г. ), по углам к зданию были пристроены минареты — башни, с которых мусульман созывают на молитву. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы изображены два архангелы (сохранилась лишь мозаика с архангелом Гавриилом).
Вследствие этого система полукуполов великолепно связала направленность к алтарю базилики и центричность купольной постройки. Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма.
Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Какие-то из них станут определяющими для древнерусской архитектуры, а какие-то не получат развития и исчезнут.
Этот храм вмещал до десяти тысяч людей. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами.
По отдельным фрагментам, найденным в результате археологических раскопок в 1936 году, можно судить лишь об огромных размерах, которые имела базилика Феодосия II и о ее великолепном резном убранстве. Из Римского храма Солнца доставили 8 порфировых колонн. Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. Неприемлемо далее позволять такое неуважение к православию, да и ко всему христианству».
Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
Храм многократно разоряли не только иноземные агрессоры, но и русские князья. Но наиболее интересны были три притвора с северной, южной и западной стороны. Он весь полон света. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения.
Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Огромный купол Софии создаёт очень сильный распор. София – это не только духовная категория, но и женское имя. Ещё нет единого стиля, он только формируется. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.
Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу. 500 – после 565) оставил такую запись: «Всякий раз, как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божиим соизволением завершено такое дело». Это позволяет утверждать, что в росписи участвовали местные иконописцы. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс) ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей.
при императоре Юстиниане. Исторические персонажи определяются по дарам, которые они держат в руках и надписям, обозначающим их имена. Находившиеся в храме молящиеся были убиты и, по сохранившемуся преданию их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой. В честь этой победы на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть великолепный храм, который своими размерами и пышностью затмил бы все, что было возведено в Константинополе до него.
После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе. «Мир в бытии своем есть создание Божие, он положен творческим да будет.
Ритм движения скульптурно сформированных складок его одежд подчеркивают объем и пластическую форму фигуры. Именно её и получила Русь после крещения. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название великая. Через десять лет он был восстановлен в правление императора Феодосия II.
Тело святителя Евсевия было перенесено в Самосаты и с плачем погребено его пасомыми. Закладка фундамента храма состоялась 23 февраля 533 г., а строилась Святая София всей империей. Отличие заключается в прибавлении купола. На втором ярусе над дополнительными нефами и галереями были устроены огромные хоры.
В каждом храме появляются новые, собственно русские элементы. Поверх были нанесены рисунки и панно из керамической мозаики, только уже не христианского, а мусульманского толка. В 1050 г., через пять лет после начала строительства, храм был «свершен», а 14 сентября 1052 г., на праздник Воздвижения Креста Господня, освящен. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. В целом композицию можно рассматривать как сцену поклонения земного владыки Небесному Царю, который является воплощением Премудрости Божией и одновременно как сцену молитвы о заступничестве, обращенной к Божьей Матери и Небесным Силам.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а так же одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли».
После жестокого подавления бунта, когда было убито более 30 тысяч человек император Юстиниан I Великий (527—565) заново отстраивает город, возводит новые храмы, украшает столицу величественными портиками. Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. В нём крест обозначен не столпами, а выделен стенами.
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».
Такое изображение Пречистой Девы Марии известно под названием «Нерушимая стена». Христиане имеют вполне обоснованные претензии. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Полукупола прекрасно связали базилику и купол. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Я превзошел тебя. ».
Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Для изготовления драгоценных престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского использовали злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камни честные много, яхонты изумруд, бисер, касидер, магнит, он (икс) й, алмазы и другая до семидесяти двух разных вещей. И снова бунт, снова пожар. О, Соломон.
В Повести временных лет сказано, что после крещения киевлян в Днепре, Владимир повелъ рубити церькви и поставляти по мъстомъ идеже стояше кумиры. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. 1, 24). В Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою библиотеку.
Хорошо сохранилась надвратная Троицкая церковь Печерского монастыря (1108). Киевская София имеет тринадцать куполов. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Крест на вершине купола сменил полумесяц. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский.
Тем, кто его видит, он кажется исключительным тем, кто о нем слышит, – невероятным. Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью». Собрание Ая-София даже наметили проведение литургии в храме. Ранее они уже построили Церковь Святых Сергия и Вакха в Константинополе. В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ». Умирая, он по примеру Спасителя простил ей вину и просил окружавших не делать ей зла.
Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Согласно книге О церемониях в этот день император из Большого дворца шел в собор, неся в руке Акакий (по сообщению Георгия Кодина это был сверток с шелковой ткани, наполненный землей). И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя.
Мастера многих стран работали на константинопольскую Софию. В Софии базилика и купол внутренне органически связаны друг с другом. Так что поверхность престола заиграла многоцветием оттенков. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней – мрамора, яшмы, порфира. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими» (Повесть временных лет»).
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. На месте второй (южной) башни, построенной в позднейшее время, была устроена крещальня. Однако среди них открыты два фрагмента изображения побегов аканфа, датируемые периодом Юстиниана I. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что особенностью данной мозаики является широкое использование серебряных кубиков (по сравнению с золотыми), которые занимают около 1/3 фона мозаики. Ночное освещение этого величественного храма сравнивалось со знаменитым фаросским маяком. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Самый мозаичный цикл создан после окончания суток иконоборчества в 867 году. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. О других чудесах света Вы можете почитать в рубрике Чудеса света. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.
Большие размеры первых русских храмов, тоже мало соответствуют византийским образцам. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».
В целом образуется единый нежный тон. И с поставленной задачей они справились достойно, это могут сегодня засвидетельствовать многие тысячи туристов и паломников, ежегодно посещающих Софийский собор в Стамбуле.
Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом». Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве44. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Поэт отмечает, что на архитраве в медальонах были изображены Христос, архангелы, Святая Мария, апостолы и пророки, причем Христос в композиции занимал центральное положение. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров.
Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Андрей Грабар отмечает, что данная композиция очень редкая для императорской иконографии. Из нескольких областей империи привозился мрамор. Известно, что из 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
Также в Константинополь свозились архитектурные элементы древних сооружений (например, с Рима доставлены восемь порфировых колонн, взятых из Храма Солнца, а с Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора – фенгиту). Вступивший на престол император Грациан (375–383) возвратил из изгнания всех пострадавших при арианах православных архиереев. Интересно решение Георгиевского собора Юрьева монастыря (1119). На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки. Все инкрустировалось драгоценными камнями. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София.
В здание имелось 9 входов, 3 из которых были открыты для прихожан. Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зелёные оттенки. На северной стороне уцелело несколько изображений пророков. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. Они превратили православный храм в свою главную мечеть «Айя-Софья». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей.
С этим сочетаются эффекты цвета. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь.
Первоначально купола имели посводное покрытие из свинцовых листов. Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. И потом опять сожжен во время крупнейшего восстания «Ника», когда город был значительно разрушен.