София Палеолог не выбирала Россию – Россия выбрала её, девушку из последней династии византийских императоров, в качестве супруги для великого князя московского. Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа. Они, конечно искажают впечатление от храма, но София и в византийское время была со всех сторон обстроена помещениями, с которыми ее соединяли внутренние проходы. Деисус собора Святой Софии – выдающееся произведение византийского искусства, в котором соединились высокое классическое благородство с лирической мягкостью, ощущение надмирности с удивительно живой камерной интонацией.
С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи. Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Ая-Софья — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. После смерти отца, София жила на попечении Папы Римского избравшего её орудием своих замыслов: для того, чтобы восстановить флорентийское соединение церквей и приобщить к унии Московское государство, он решил выдать византийскую принцессу замуж за русского князя Ивана III, овдовевшего в 1467 году. Как знать, может быть, византийский дух еще проснется на русской почве – как это случилось 543 года назад, в ноябре 1472 года, когда в Москву прибыла 24-летняя София Палеолог, племянница последнего императора ромеев.
Экфрасис храма Святой Софии // В кн. : Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Определяющим в судьбе Софии (Зои) стало падение Византийской империи. Софии – Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе – главный храм Византийской империи. Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Зоя Палеолог, принявшая имя София, дочь одного из последних представителей византийской императорской династиии, правителя Мореи (Пелопоннеса) Фомы Палеолога, родного брата последнего императора Константина XI, павшего защищая Константинополь, отправилась в Москву.
В конце июня 1472 года из Рима в Москву торжественно отправилась в путь византийская принцесса Софья Палеолог: она ехала на свадьбу с великим князем Иваном III. Софийский собор или Храм Святой Софии, Айя-София (Hagia Sophia) – гениальный памятник византийского зодчества, символ «золотого столетия» Византии. Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.
В течение веков все мастера и умельцы целенаправленно угонялись на стройки Востока – этот момент нельзя недооценивать, говоря о последствиях ордынского «ига» для русской истории. У великого князя был в том числе и сын от первого брака с тверской княжной.
Великий князь, пожелавший одарить «саженьем» Елену Волошанку, обнаружив пропажу украшения, разгневался и приказал начать розыск. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. А оно тяготело практически два столетия над всей северо-восточной Русью (с 1238 по 1480 год). Спустя сто лет эти слухи, уже в качестве неоспоримых фактов, записал Андрей Курбский. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
А потом Софья пообещала восхищенным псковичам свою защиту перед великим князем. Однако всему, что касается деталей, кинематографисты уделили колоссальное значение.
Точная дата ее рождения неизвестна. Его младший брат Фома Палеолог, правитель небольшого удельного государства Морея на полуострове Пелопоннес, бежал с семьей на Корфу, а затем в Рим. Условия предлагались щедрые. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью.
Она умело скрывала свою веру от могущественных римских «покровителей», которые не оказали помощи ее родине, предав ее иноверцам на разорение и гибель.
Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Но государь приказал поставить его для императрицы Александры Федоровны (по другим данным – для своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровне), а сам пожелал короноваться на троне первого Романова. Её брат Андрей убыл из Москвы ни с чем, а племянница Мария, супруга князя Василия Верейского (наследника Верейско-Белозёрского княжества), была вынуждена бежать в Литву вместе с мужем, что отразилось и на положении Софьи. Иван III растоптал ханскую грамоту в Замосковречье, на ордынском дворе.
Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. Так собор Спаса на Бору вместе с обителью оказался стеснен новыми дворцовыми постройками. Тогда из Венеции был выписан итальянский врач Мистр Леон. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор.
В благодарность за это он получил дом в Риме и хороший пансион от папского престола. Тиверий отверг притязания Софии, равно как и ее предложение взять в жены дочь Юстина П. Вместо этого он привез по требованию народа в столицу своих жену и дочерей (тремя годами ранее София буквально выжила семью Тиверия из дворца). Он достался столице в наследство как неотъемлемая часть ее приданого (наряду с книжной библиотекой, вошедшей впоследствии в часть наследия великой библиотеки Ивана Грозного).
На фото справа внизу от купола находится южная сторона храма с окнами. – София многому научила своего супруга. Он советовался и с матерью и с митрополитом и с ближайшими боярами. Венчание в России состоялось 12 (22) ноября 1472 года в Успенском соборе в Москве. Тогда же государь объявил своим наследником Василия.
В Москве его ждал особый, секретный заказ. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором.
По некоторым указаниям, митрополит Филипп был против брачного союза с униаткой. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
Они сохранились хорошо (почти полный скелет за исключением отдельных мелких костей). К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. Многие из них заняли государственные посты, стали казначеями, послами, переводчиками. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами.
В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. Здесь его угощали, держали в большой чести Иван III с щедростью одарил кардинала. Положение же сторонников Софьи Палеолог было менее выгодным.
Согласно источникам, Софья, устроив брак своей племянницы и князя Василия Верейского, в 1483 году подарила родственнице драгоценное украшение— «саженье» с жемчугом и каменьями, принадлежавшее до того первой жене Ивана III Марии Борисовне. С 1477 года Иван Младой считался соправителем отца. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Как царевна, София, пользовалась в Москве правом принимать иноземные посольства. Названный в честь отца, он запомнился как Иван Младой. Иван III принял сторону внука, арестовал Василия, ворожей велел утопить в Москве-реке, а жену от себя удалил, демонстративно казнив нескольких членов ее «думы».
Эта легенда представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не стала строить»). Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. Определяющим в судьбе Зои стало падение Византийской империи.
30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. Теперь мы можем хотя бы приблизительно представить себе, как выглядела Софья Палеолог. Но это уже другая история. Однако сложилось все совсем наоборот. Византия была теперь порабощена турками. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз.
Византийская принцесса, воспитанная в Европе, многим отличалась от русских женщин. Многие исследователи христианского зодчества, пытаясь отнести архитектуру Святой Софии к тому или иному типу, сталкивались с определенными сложностями. Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. «Посетитель и ныне испытывает абсолютно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, – писал известный искусствовед Л. Д.
Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Павлин – бессмертия.
Палеологи поселились при дворе папы Сикста IV (заказчика Сикстинской капеллы). Он воспитал Зою Палеолог в европейских католических традициях и особенно поучал, чтобы она во всем смиренно следовала принципам католицизма, называя ее «возлюбленной дочерью Римской Церкви». Русские послы, прибывшие в 987 году в Константинополь, посетив Святую Софию испытали настоящий восторг от разворачивающейся под ее сводами литургии. Россия – успела, не пропустила, освоила премудрости и новинки. Узнав о том, митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой изыду другими вон из града». По одной секции – с севера и с юга – относятся к самому первому ремонту, который пришлось делать после того как в 557 г. (вскоре после завершения строительства) землетрясение обрушило часть купола.
По совету Софьи Палеолог Иван III старался вербовать на Западе разных мастеров и знающих людей себе на службу. Так, в частности, был приглашён из Милана и Альберти (Аристотель) Фиораванти, которому предстояло построить Кремлёвские покои. В том была немалая заслуга его молодой жены. В них четко прослеживается связь с античными традициями. Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон.
Византия была теперь порабощена турками. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. Положение же сторонников Софьи Палеолог было менее выгодным. Январь 532 года. Не то было в Москве.
Некоторые историки считают, что ей было все равно, какую веру исповедовать. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Обоз невесты Ивана III пересек всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт (Любек).
Но этим он не удовлетворился.
Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг. ).
Для Ивана кончина супруги стала сильным ударом. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. Напротив мозаики с Деисусом над полом возвышается беломраморная плита, на которой по-латыни написано «Хенрикус Дандоло». Ещё приходили фрязи: Карло именем, Ивану Фрязину, московскому денежнику, брат старший, да племянник их старшего брата сын Антон.
На куполе заметны следы нескольких починок. Однако к 1490 году в действие вступили новые обстоятельства. Аминь. Между тем их семейная жизнь не была безоблачной. Через год снова родилась девочка, также скоропостижно скончавшаяся. Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль.
человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. Государь решил сделать жене приятное и исполнил ее просьбу. Морем девушка добралась до Таллина.
Здесь она разделяет эти права со своим супругом. На пути устраивались ей торжественные встречи. 4 февраля 1498 года в Успенском соборе прошла коронация княжича Дмитрия.
Москва того времени была очень неприглядна. В одной из летописей отмечается, что Иван запаниковал: «ужас наиде на нь и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро»7. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».
Есть предположение, что неприступную крепость соорудили и для защиты либерии. Софии. Общий вид двух мозаик. Источник: ВикипедияЛевая из мозаик изображает Христа в окружении царственной четы. Два года спустя явилось в Москву посольство из Рима. Образ, который сегодня находится в соборе, представляет собой список с древней иконы, выполненный в конце 17 века по заказу Федора Алексеевича (на фото ниже). Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).
Затем являются придворные чины (ясельничий, конюший, постельничий). Для съемок «Софии» привлекали консультантов и экспертов, чтобы даже у самого привередливого и внимательного зрителя не осталось к картине вопросов. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Зоя родилась в Православии и никогда от него не отрекалась.
Фиораванти, видя печальную участь иноземцев в Москве, стал проситься на родину великий князь сильно разгневался на него за это, велел его схватить, отобрать имущество, а самого посадить в заключение. Ивану Васильевичу удалось сбросить многолетнее иго. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Там она и получила имя Софья. Византийский император раньше считался главным защитником всего восточного христианства теперь таким защитником становился московский государь: с рукой Софьи он как бы наследует и права Палеологов, даже усваивает герб Восточной Римской империи – двуглавого орла на печатях, которые привешивались к грамотам, стали с одной стороны изображать двуглавого орла, а с другой – прежний московский герб, Георгия Победоносца, поражающего дракона.
Византийская принцесса впервые тогда увидела своего супруга. Великий князь был уже могучим государем, а жил немногим пошире и побогаче, чем бояре. Трое бояр также построили себе каменные дома в Кремле. Великий князь отправил в Рим послом Ивана Фрязина, своего денежника (чеканившего монету). «Одни полагают, что он погиб от голода и холода, другие— что он задохнулся от дыма»— сообщал Герберштейн по поводу его смерти. Из этого письма следует, что папа по-прежнему будет отпускать на их содержание 3600 экю в год (200 экю в месяц: на детей их одежду, лошадей и прислугу плюс следовало откладывать на чёрный день и тратить 100 экю на содержание скромного двора, включавшего врача, профессора латинского языка, профессора греческого языка, переводчика и 1—2 священников).
Этот рассказ представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не построила»). «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский. Византийская принцесса впервые тогда увидела своего супруга. Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов).
1498 г. В первом ряду с таблионом на груди – София Палеолог. Император Константин погиб в 1453 году во время осады Константинополя, спустя 7 лет, в 1460 году Морея была захвачена турецким султаном Мехмедом II, Фома уехал на остров Корфу, затем в Рим, где вскоре скончался. Папа думал с помощь Софьи Палеолог восстановить Флорентийское соединение и надеялся найти в русском государе сильного союзника против турок. Последние годы совместной жизни омрачились опалой и взаимными подозрениями супругов.
Всюду будущую великую княгиню встречали с хлебом и солью. В течении трех месяцев было римское посольство в Москве. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Иван III был уже могучим государем, а жил немного пошире и побогаче, чем бояре. В народе сразу поползли слухи, что беда стряслась из-за «грекини», до этого пребывавшей в «латинстве».
Сохранилось его письмо, в котором он давал наставления преподавателю сирот. Считалось, что они наполнялись лечебными свойствами, ведь образ обладал целительной силой. Двуглавый орел с тех пор стал личным гербом российских царей и императоров (не государственным гербом. ) Многие историки считают, что Софья явилась автором будущей государственной концепции Московии: Москва – третий Рим. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Софью и её сына Василия не пригласили. Палеолог в Москве не любили за влияние, оказываемое ею на великого князя, а также за перемены в жизни Москвы – нестроения великие (по выражению боярина Берсень-Беклемишева).
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Венчание в России состоялось 12 (22)ноября1472 года в Успенском соборе в Москве. В Константинополе она приняла православие и имя Ирины. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни.
По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Характер резьбы позволяет отнести «Врата» к 6 веку, однако никаких упоминаний о них в источниках не встречается. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч.
Сын великого князя, наследник престола Иван Иванович заболел «камчюгою в ногах» (подагрой). Иван III стал жаловать в бояре за заслуги. Складывается пышная терминология.
Вот таким образом он отказался платить дань. Девочке пришлось принять католичество и сменить имя с Зои на Софью. Фома Палеолог бежал на Корфу, а затем в Рим. Не то было в Москве. Как царевна Софья пользовалась правом принимать в Москве иностранные посольства. Почти три месяца пробыло римское посольство в Москве.
Византийские порядки стали все сильней и сильней сказываться в Москве. Но нет худа без добра. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его ».
Княгиня видела в Руси невиданную мощь, верила в ее великую цель и, по гипотезе историков именно ей принадлежит знаменитая фраза «Москва – третий Рим». Позднее на этом месте был построен Преображенский храм. Сохранилось его письмо, в котором он давал наставления преподавателю сирот.
«» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. Там она и получила имя Софья. Это понимали и ее современники, а некоторые из них то ли из зависти, то ли из-за собственного невежества были уверены, что такой умной Палеолог могла стать только благодаря связям с темными силами и самим дьяволом (по мотивам этой неоднозначной гипотезы один федеральный телеканал даже снял фильм «Ведьма всея Руси»). Пред ним все преклонялось, как пред земным божеством. К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Однако в 1490 году он заболел подагрой.
Он взялся вылечить наследника и поручился за успех собственной головой. И ныне трон Ивана Грозного – самый древний в кремлевском собрании. Эта мозаика исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Под окнами можно разглядеть шесть полукруглых ниш – это и есть тимпаны. Сегодня из мозаик в тимпанах южной стороны (на фото выше) не сохранилось ни одной. Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю.
(В Википедии плита вообще подписана 19 веком, но без уточнений откуда такая информация. «Одни полагают, что он погиб от голода и холода, другие— что он задохнулся от дыма»— сообщал Герберштейн по поводу его смерти14. Василий Верейский не стал дожидаться мер против себя и, захватив жену, бежал в Литву.
Прежде Иван III любил «против себя встречу», то есть возражения и споры, но при Софии изменил обращение с придворными, стал держать себя недоступно, требовал особого почтения и легко впадал в гнев, то и дело налагая опалу. Премудрость или София (от греч. Успенского, право на трон Византии, с чем пришлось считаться боярам.
В XIX веке художник Сорокин писал с него образ Господа для храма Христа Спасителя. Московский герб с Георгием Победоносцем был объединен с двуглавым орлом – древним гербом Византии. Прочитав полное богохульств послание, Неаний молча на глазах у всех изорвал его. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
Он участвовал в стоянии на Угре и постепенно учился княжеским обязанностям. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Изменилось обращение и при государевом дворе. Возведение некоторых кремлевских храмов также граничит с именем Софьи Палеолог. Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии.
Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. Византийская принцесса принесла мужу державные права и, по словам историка-византиста Ф. И. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. Это было уже преступление, которое римляне обозначили как «оскорбление величества».
Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом.
Ключевский, всегда отвечали намерениям ее мужа. Она привезла на Русь щедрое приданое.
Однако народ и тогда наговорил на Палеолог. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Оставалось получить согласие Москвы. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Палеологи поселились при дворе папы Сикста IV (заказчика Сикстинской капеллы). В народе тотчас поползли слухи, что беда стряслась из-за «грекини», прежде пребывавшей в «латинстве».
Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви. Но и тогда народ «наговорил» на Софью. В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах».
Актриса Мария Андреева – звезда популярного Духless – в свои неполные 30 на экране (на дату съемок) действительно выглядит на 17. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Кроме сана боярина, в это время является другой низший чин – окольничего. Предполагают, что она родилась в 1443 или 1449 году во владениях своего отца на Пелопоннесе, где получила начальное воспитание.
Лекарства от «ломоты в ногах» не было. Она сумела добиться падения Елены Волошанки, обвинив ее в приверженности ереси. У Ивана и Софии было 12 детей.
Половина из них умерли в детстве или младенчестве. Софья вмешивалась не только во внутренние, но и во внешнеполитические дела. По традиции москвичи приносили к образу Божией Матери «Благодатное Небо» воду и лампадное масло, которые исполнялись лечебными свойствами, поскольку эта икона обладала особой, чудодейственной целительной силой. Собственно же приданым Софьи была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»).
– Обручение Ивана Васильевича и Зои-Софии состоялось непосредственно в Риме, в присутствии недавно занявшего престол папы Сикста IV (между прочим, генуэзца) и всей итальянской знати. Этим было подчеркнуто, что Москва – наследница Византийской империи, Иван III – «царь всего православия», Русская Церковь – преемница греческой. Она принимала иностранных послов и заводила с ними учтивую беседу. Судьбоносное время во многом стало таковым благодаря Софии Палеолог. По виду они давали ей 24 года. Масштаб их недовольства был нешуточным и намерения свергнуть императора были почти осуществлены. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора».
Что же касается судьбы самих проигравших династическую борьбу, то она была печальной: 18 января 1505 года в заточении умерла Елена Стефановна, а в 1509 году «в нужи, в тюрме» умер и сам Дмитрий. Врач был казнён, а по Москве поползли слухи об отравлении наследника. Sputnik.
Для Руси это было неслыханное новшество. Ученые считают, что именно тогда зародилось знаменитое «Сказание о князьях Владимирских» – литературный памятник конца XV – начала XVI веков, где повествуется о шапке Мономаха, которую византийский император Константин Мономах будто бы прислал с регалиями своему внуку – киевскому князю Владимиру Мономаху. Позднее Софья пригласила из Италии врачей для семьи великого князя.
Несомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и социально-экономических особенностей Древней Руси. Софья привезла с собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо». Официальная великокняжеская летопись утверждает, что именно митрополит венчал великого князя, но неофициальный свод (в составе Летописей Софийской II и Львовской) отрицает участие митрополита в этой церемонии: «венча же протопоп коломенскый Осея, занеже здешним протопопом и духовнику своему не повеле». Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. «Грекиню» тут же обвинили в нарушении законного престолонаследия. Однако каноны красоты в Италии и на Руси тогда заметно отличались и излишняя по итальянским меркам полнота невесты не считалась недостатком для жён русских князей. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор.
К «римско-византийской» кандидатуре благосклонно отнеслась его мать Мария Ярославна. Он воспитал Зою Палеолог в европейских католических традициях и особенно поучал, чтобы она во всем смиренно следовала принципам Католицизма, называя ее «возлюбленной дочерью Римской Церкви». Ее крестили в Мистре, дав христианское имя Зоя. В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Им на смену пришли армии крестьян, вооруженные пушками и ружьями.
Даже слава имени Палеологов не могла затмить опасности исходившей от османов. 29 мая 1453 года легендарный Царьград, осажденный турецкой армией, пал. Союз с «герцогом Белой России», как называли Ивана III в латинских актах того времени, не только давал возможность создания мощной коалиции против турок, но и сулил экономические выгоды.
Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд, припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам. Папство, конечно же, было радо получить возможность для пропаганды Флорентийской унии, которая, как считалось и так уже была подписана русским митрополитом Исидором, но оказалась «подзабыта». Иван III отдал лекаря в руки родичей умершего и татары свели несчастного Антона на Москву-реку под мост и зарезали. Софья сумела привлечь в Москву врачей, деятелей культуры и особенно архитекторов.
Обвенчал их митрополит Филипп (по Софийскому Временнику — коломенский протопоп Осия). Лишь в 1493 году София выхлопотала Василию милость великого князя: опала была снята. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. В декабре 1994 года в связи с перенесением в Архангельский собор останков царских и княжеских жен С. А. Никитин по сохранившемуся черепу Софии восстановил ее скульптурный портрет (на фото выше). Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.
На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». На этот брак очень надеялся сам Папа Римский Сикст IV (тот рассчитывал посредством брака укрепить на русских землях католичество). Что же касается судьбы самих проигравших династическую борьбу, то она была печальной: 18 января 1505 года в заточении умерла Елена Стефановна, а в 1509 году «в нужи, в тюрме» умер и сам Дмитрий. Когда в 1472 году Клариче Орсини и придворный поэт её мужа Луиджи Пульчи были свидетелями заочного бракосочетания, состоявшегося в Ватикане, ядовитый остряк Пульчи, чтобы позабавить остававшегося во Флоренции Лоренцо Великолепного, направил ему шутовской отчёт об этом событии и внешности невесты, где в гротескной форме описал её как толстую раскрашенную куклу3. В византийской эстетике ключевым понятием является свет. Великий князь сделал жене «подарок»: он разрешил ей иметь собственную «думу» из членов свиты и устраивать «дипломатические приемы» на своей половине. Великий князь сделал жене «подарок» : он разрешил ей иметь собственную «думу» из членов свиты и устраивать «дипломатические приемы» на своей половине.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Ослабленная к тому времени и материально и духовно Империя не могла долго удерживать натиск завоевателей, но последний византийский император Константин XI Палеолог не отрекся от престола, а возглавил оставшийся 14-тысячный отряд защитников Византии. Симеон Новый Богослов (1022). Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.
С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву.
Обвенчал их митрополит Филипп (по Софийскому Временнику— коломенский протопоп Осия). В январе 1483 года вступил в брак и наследник престола, Иван Иванович Молодой. Фиораванти составил генеральный план нового Кремля, возводимого его соотечественниками. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Сама принцесса повела себя, как и пристало будущей правительнице Руси. Софью не любили в Москве за ее влияние на великого князя и за перемены в московской жизни – «нестроения великие», как выразился боярин Берсень-Беклемишев.
Только в этом случае, внушал он воспитаннице, судьба одарит тебя всем. Можно видеть летящего орла. Да сохранит тебя Бог от этого и не попустит быть этому Господь, царь веков. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Летом 1472 года Софья Палеолог уже ехала к Ивану III в Москву.
Но тот факт, что она страдала от избыточного веса (по утверждениям ее современников, даже критически), опускать нельзя. Она принимала иностранных послов и заводила с ними учтивую беседу. Sputnik. Сильно не нравилось все это православным. Во время остановок высокой гостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры. Софья пошла в Троицкий собор, здесь усердно молилась и прикладывалась к образам.
Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками. Sputnik. Затем через Юрьев (ныне город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву. Иван III принял сторону внука и арестовал Василия.
Чтобы получить поддержку, в последний год своей жизни Фома перешёл в католицизм. Исход войн стала решать техника и дисциплина.
Ключевский искусные советы Софьи всегда отвечали тайным намерениям ее мужа. После приезда Софьи Палеолог Москва быстро менялась. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». По некоторым указаниям, митрополит Филипп был против брачного союза с униаткой.
Так по иронии истории этот судьбоносный для России брак был инспирирован Ватиканом.
В то время из-за климата здесь не занимались земледелием, а только охотились. Уже в 1498 году он венчал в Успенском соборе Дмитрия как наследника престола. Особенно тогда, когда татарское иго без бою, как будто само собой, свалилось с плеч. Стараниями Софьи дворцовый этикет стал напоминать византийский. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а так же одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли».
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. В одном из источников этого периода Иван III и Иван Молодой именуются «самодержцами Русской земли». Правда, самого жениха на свадьбе не было: его представлял посол Джованни Вольпе (Иван Фрязин). Вокруг нее сформировалась верная группировка придворной знати, поддержавшая притязания княгини. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии.
Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. Он, между прочим, чуть не стал папой Римским. Султан Мехмет II въехал в Святую Софию на коне и вначале намеревался разрушить главный христианский храм.
Прибыла в Москву 12 ноября 1472 в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Она находилась в кремлевском Архангельском соборе. Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина. После смерти Фомы 12 мая 1465 года (его жена Екатерина скончалась в том же году несколько ранее) опекой его детей занялся известный учёный грек, кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии.
Ее история началась еще при императоре Константине Великом, основавшем в 324 г. новую столицу Римской империи – город Константинополь. Этим браком преследовались две политические цели. Русские зодчие просто не умели строить большие здания. В 1490 году Иван Младой умер в страшных муках в возрасте 32 лет. А вот историки подтверждали, что на самом деле Палеолог красавицей не была.
Где оказалась эта библиотека во времена Грозного, до сих пор неизвестно. Это понравилось народу но римский кардинал, бывший с нею, смущал православных. Так или иначе, но Иван III ответил согласием и решил продолжать переговоры.
Фото, к сожалению, нет. Они построили на месте деревянных хором Грановитую палату, Успенский собор (Василия Блаженного), а также новый каменный дворец. Вслед за великим князем стал и митрополит сооружать себе кирпичные палаты. Некоторые исследователи задаются вопросом, не подделка ли это. Мать Софии, Екатерина Ахайская, являлась дочерью франкского князя Ахеи Чентурионе II (итальянца по происхождению). Иван III в 1467 году овдовел.
Сам Иван III был вынужден выслушивать укоризненные речи от строптивых бояр. Племянница последнего императора Византии, София также «подарила» Москве герб своей династии – того самого двуглавого орла. София Палеолог, великая княгиня московская, привезла несколько православных икон.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Лишь в 1493 году София выхлопотала Василию милость великого князя: опала была снята. Главное препятствие на пути усиления великокняжеской власти рухнуло и, опираясь, на свою династическую связь с «православным Римом» (Константинополем) через жену Софью, государь провозгласил себя преемником державных прав византийских императоров. Иван III Васильевич в 1467 году овдовел. Кремль был обведен вновь каменной стеной и украшен красивыми воротами и башнями.
Икона находилась в местном чине иконостаса кремлевского Архангельского собора. Из этого письма следует, что папа по-прежнему будет отпускать на их содержание 3600 экю в год (200 экю в месяц: на детей их одежду, лошадей и прислугу плюс следовало откладывать на «чёрный день» и тратить 100 экю на содержание скромного двора, включавшего врача, профессора латинского языка, профессора греческого языка, переводчика и 1—2 священников). Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». А на помолвке с Иваном-3 была жена Лоренцо Великолепного.
Софью и её сына Василия не пригласили. Только в этом случае, внушал он воспитаннице, судьба одарит тебя всем. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. Все находили, как и сам царь, этот брак желательным. Софья выписала из Венеции лекаря — «мистро Леона», который самонадеянно пообещал Ивану III вылечить наследника престола.
Великая княгиня на все имела свое мнение и всегда могла его озвучить, а супруг неизменно ставил его высоко. Грифон – власть над небом и землей. По словам летописи, Иван III «положил опалу на внука своего великого князя Дмитрея и на матерь его на великую княгиню Елену и от того дни не велел их поминати в ектеньях и литиах, ни нарицати великым князем и посади их за приставы». Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
БалабановВклад Софии в развитие государства велик, поскольку, как поясняет автор, «она завела при русском дворе византийские порядки и помогла создать российское государство». «Так как София была единственной наследницей Византии, Иван считал, что унаследовал право на императорский престол. Папа принял посла с великой честью. Святой великомученик Прокопий, в миру Неаний, родом из Иерусалима, жил и пострадал в царствование императора Диоклитиана (284–305).
Постепенно формировалась сугубо христианская символика. Даже сегодня в России есть фамилии, которые восходят к византийским именам, как правило, они заканчиваются на —ов», — отметил Йоргос Леонардос. Что касается изображений Софии, Леонардос подчеркнул, что «ее портретов не сохранилось, однако еще при коммунизме с помощью специальных технологий ученые воссоздали облик царицы по ее останкам.
Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). Точная дата ее рождения неизвестна. Официальная великокняжеская летопись утверждает, что именно митрополит венчал великого князя, но неофициальный свод (в составе Летописей Софийской II и Львовской) отрицает участие митрополита в этой церемонии: «венча же протопоп коломенскый Осея, занеже здешним протопопом и духовнику своему не повеле». Здесь нет контрастных по свету зон. По некоторым указаниям, митрополит Филипп был против брачного союза с униаткой.
Стараниями Софии дворцовый этикет стал напоминать византийский. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. Sputnik. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида.
Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Мученическими венцами запечатлели свою веру двенадцать женщин-христианок, сами пришедшие к воротам Кесарийской претории. Стадо овечек довольно рано стало символом паствы. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Этот её вклад и сегодня признают российские власти. Для Руси это было неслыханное новшество.
Но великое искусство нельзя убить. Иван III умер два года спустя и в 1505 году Василий III взошел на престол.
Некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением. От всего Пскова поднесли ей в дар 50 рублей. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Напротив, она явила себя деятельной православной.
Освободившись от ханского ига, Иван III ощутил себя полновластным государем. Божья матерь ассоциировалась с мудростью, потому она владычица храма. Тем не менее Иван III всегда ценил ум Софии и ее помощь в государственных делах.
Все находили брак Ивана III и Софьи Палеолог желательным. Возлагал он надежды и на брак своей воспитанницы с московским государем – надеялся внушить тому азарт борьбы за имперское наследие его супруги (азарт, разумеется иллюзорный, так как Зоя не имела никаких прав на константинопольский престол: их унаследовал ее непутевый брат Андрей, умудрившийся дважды продать свое наследие – сначала французскому королю, а потом испанскому). Интересные факты и биографические сведения о ней многочисленны.
Это дало повод Виссариону, владыке ростовскому, в своём послании предостерегать великого князя от постоянных дум и излишней привязанности к жене и детям. Успенского, право на трон Византии, с чем пришлось считаться боярам. Если бы Ахмат захватил Москву, она должна была бежать дальше на север поближе к морю. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Обвенчал их митрополит Филипп (по Софийскому Временнику— коломенский протопоп Осия)56.
Трое бояр тоже построили себе такие же дома в Кремле. От жены и в особенности от людей, приехавших с нею, Иван III мог многое слышать о придворном обиходе византийских царей. Попытка папы соединить церкви кончилась и на этот раз полной неудачей. Из мозаик в тимпанах северной стены сохранились только три: Игнатий Младший, Иоанн Златоуст и Игнатий Богоносец. Вид на южную сторону Святой Софии. Его женой стала дочь господаря Молдавии Стефана Великого Елена Волошанка, немедленно оказавшаяся со свекровью «на ножах».
10 октября 1483 года у них родился сын Дмитрий. Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». Вот таким образом брак ее с Иваном был своего рода политической демонстрацией.
Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. В одной из летописей отмечается, что Иван запаниковал: «ужас наиде на нь и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро». Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
вся земля полна славы Его. » (Ис. И это была не пустая игра в церемонии. И уже в марте 1475 года в Россию прибыл знаменитый Аристотель Фиораванти. И снова бунт, снова пожар. И еще Зоя привезла с собой икону — Благословение на Царство, у которой венчались все последующие цари династии Рюриковичей. Ее обвинили и в нарушении престолонаследия.
Положение же сторонников Софьи Палеолог было менее выгодным. Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения. В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. Сложился язык символов, понятный христианину. Правда, ее мать была католичкой, а отец, как и его братья, спокойно относился к унии.
И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя. Из нескольких маршрутов спутники Софии избрали путь через Северную Европу и Балтию.
Максим возражал: «Господине, великая княгиня Софья с обеих сторон была роду великого: по отце— царского рода, а по матери— великого герцога италийской стороны». Он советовался и с матерью и с митрополитом и с ближайшими боярами. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Искусные советы Палеолог, как свидетельствует В. О.
Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». От лечения недуг только усилился.
Узнав о том, митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой изыду другими вон из града». Фигуры столпообразны исполнены достоинства, символические моменты укрупнены и подчеркнуты: это кресты на омофорах (одеяниях) святителей, огромные, трехмерно трактованные кодексы Евангелия в руках, демонстративно преувеличенные длани святых. Во времена пребывания на троне Константина Мономаха (1042-1056 гг) исполнена мозаика изображающая предстояние Константина Мономаха и императрицы Зои перед Спасителем.
Успенского, право на трон Византии, с чем пришлось считаться боярам.
» (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном). В 1497 году недруги наговорили великому князю, будто Софья хочет отравить его внука, чтобы посадить на престол собственного сына, что ее тайно посещают ворожеи, готовящие ядовитое зелье и что сам Василий участвует в этом заговоре. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Вступив на псковскую землю, она первым делом посетила православный храм, где приложилась к иконам. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
Также по византийскому образцу под территорией всего Кремля были вырыты тайные ходы». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. Любимов.
Потом уже Петру I пришлось «прорубать окно» через ту стену, которой Московия оказалась изолирована от «цивилизованного мира». От центра купола расходятся сорок ребер, которые у основания разделены сорока окнами (четыре западных заложены во время ремонта 10 в. ). Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Под конец своего княжения Иван III стал настоящим самодержцем. Венчание в деревянной церквушке произвело сильное впечатление на Софью Палеолог.
По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон» : его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы. Согласно источникам, Софья, устроив брак своей племянницы и князя Василия Верейского, в 1483 году подарила родственнице драгоценное украшение— «саженье» с жемчугом и каменьями, принадлежавшее до того первой жене Ивана III Марии Борисовне. Вот в этом плане на кинокартине познавать историю можно и нужно: специально для съемок были созданы исторически достоверные декорации (убранство княжеского дворца, тайные кабинеты Ватикана, даже мельчайшие предметы быта эпохи), костюмы (которых изготовили более 1000 и по большей части вручную). Максим возражал: «Господине, великая княгиня Софья с обеих сторон была роду великого: по отце— царского рода, а по матери— великого герцога италийской стороны».
Так или иначе, этот брак только усилил Московию, способствуя ее обращению в великий Третий Рим. Кто знает, по какому пути пошла бы русская история, если бы не Софья. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский. По словам летописи, Иван III «положил опалу на внука своего великого князя Дмитрея и на матерь его на великую княгиню Елену и от того дни не велел их поминати в ектеньях и литиах, ни нарицати великым князем и посади их за приставы». Иван III не намеревался ни воевать за «наследство» с турками, ни тем более принимать Флорентийскую унию.
В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. В киноромане София – красавица. Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Сын великого князя, наследник престола Иван Иванович заболел «камчюгою в ногах» (подагрой).
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Валентин ЧерединцевАвтор книги считает ключевым моментом в жизни Софии посещение одного из псковских храмов: «Она была впечатлена и, хотя рядом с ней тогда находился папский легат, следивший за каждым ее шагом, она вернулась в православие, пренебрегая волей папы. Москвичи по традиции приносили лампадное масло и воду к этой иконе. Зоя Палеолог родилась примерно в 1440-1449 годах. Но заговор был открыт в декабре 1497 года. Одно из самых крупных сохранившихся сооружений византийской зодчества до сих пор поражает воображение грандиозностью замысла и блистательностью его исполнения.
Ему было уже за 60. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Спустя некоторое время дети последовали за ним.
Это понимала и она сама. Фрязин вторично поехал в Рим 16 января 1472 года и прибыл туда 23 мая. Женитьба Ивана III на Софье Палеолог имела важные последствия. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание.
Великий князь был молод – всего 32 года, хорош собой, высок и статен. Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь».
Согласно источникам, Софья, устроив брак своей племянницы и князя Василия Верейского, в 1483 подарила родственнице драгоценное украшение — «саженье» с жемчугом и каменьями, принадлежавшее до того первой жене Ивана III Марии Борисовне. Однако это уже не отвлеченные условные образы. Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». Прежде всего, это касалось политической культуры. Из этого письма следует, что папа по-прежнему будет отпускать на их содержание 3600 экю в год (200 экю в месяц: на детей их одежду, лошадей и прислугу плюс следовало откладывать на «чёрный день» и тратить 100 экю на содержание скромного двора, включавшего врача, профессора латинского языка, профессора греческого языка, переводчика и 1—2 священников). Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм.
Символическая композиция представляет сцену возложения даров на престол Святой Софии императорской четой. 4 февраля 1498 года в Успенском соборе прошла коронация княжича Дмитрия13. В середине XV века, когда Константинополь пал под натиском турок, 17-летняя византийская принцесса София покинула Рим, чтобы перенести дух старой империи в новое, еще зарождавшееся государство. С ее сказочной жизнью и путешествием, полным приключений, — от плохо освещенных переходов папской церкви до заснеженных русских степей, от секретной миссии, стоявшей за обручением с московским князем, до таинственной и до сих пор не найденной коллекции книг, которую она привезла с собой из Константинополя, — нас познакомил журналист и писатель Йоргос Леонардос, автор книги «София Палеолог — из Византии на Русь», а также многих других исторических романов. В разговоре с корреспондентом Афинско-македонского агентства о съемках российского фильма о жизни Софии Палеолог г-н Леонардос подчеркнул, что она была разносторонней личностью, практичной и амбициозной женщиной. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства.
По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Ее влиянию приписывали даже решимость Ивана III сбросить с себя татарское иго. В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. 1:14).
1:30). Конечно, мы не можем знать, каким в действительности был брак Софии и Ивана III, об этом, к сожалению, остается только догадываться (известно лишь то, что, по разным гипотезам, детей у них было 9 или 12).
Божественный голос возвестил: «Неаний и ты идешь на Меня. » Неаний спросил: «Кто Ты, Господи. » – «Я – распятый Иисус, Сын Божий». Судьба всей семьи после смерти правителя оказалась незавидной. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Они сохранились хорошо (почти полный скелет за исключением отдельных мелких костей). Легату и здесь пришлось повиноваться: последовать за ней в церковь, а там и поклониться святым иконам и приложиться к образу Богоматери по приказу деспины (от греческого деспот – «правитель»).
Точная дата рождения Софии Палеолог неизвестна. В то же время в воздухе появился сияющий крест. Русские были убеждены, что жить в деревянных домах здоровее, чем в каменных. Легату и здесь пришлось повиноваться: последовать за ней в церковь, а там и поклониться святым иконам и приложиться к образу Богоматери по приказу деспины (от греческого деспот – «правитель»).
(Портрет этот не сохранился, что весьма прискорбно, поскольку наверняка он был написан живописцем на папской службе, поколения Перуджино, Мелоццо да Форли и Педро Берругете). Видимо, они разделяли духовные и светские власти. После его смерти территория княжества вошла в состав деспотата.
Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «,, – Свят, Свят, Свят».
Конь – двоякий символ: начинающей жизни и жизни угасающей. Для него были очень дороги такие люди, как Аристотель Фиораванти, котом был не только хороший зодчий, но умел лить пушки, колокола и чеканить монету. Но он ошибся в своих расчетах и на сей раз. По преданию, в декабре 537 г., когда постройка была завершена, Юстиниан первым вошел в собор и, воздев руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку.
А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии. В 1498 году Иван III венчал Дмитрия в Успенском соборе как наследника престола. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя.
Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». Ответа пока нет. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Боясь нападения на столицу, Иван III организовал отъезд Софьи с их детьми на Белое озеро. Иногда встречается утверждение, будто бы это Софья подсказала мужу мысль пригласить именно Аристотеля Фиораванти, о котором она могла слышать в Италии или даже знать его лично, ведь он был на родине знаменит как «новый Архимед».
Он попросил великого князя прислать за невестой бояр. По этим и др. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
После страшных мучений святого бросили в сырую темницу. И голова Зои была сбита в тот момент, когда она была в ссылке из-за дворцовых интриг. Его младший брат Фома Палеолог, правитель небольшого удельного государства Морея на полуострове Пелопоннес, бежал с семьей на Корфу, а затем в Рим. Для археолога она объект исследования, здесь каждый камень может рассказать о чем-то. Падение Дмитрия-внука и его матери предопределило также судьбу московско-новгородского реформационного движения в Православной церкви: церковный Собор 1503 года окончательно разгромил его многие видные и прогрессивные деятели этого движения были казнены. Впрочем, Виссарион умер уже в 1472 году, так и не увидев краха своего плана.
После реставрации их снова замазали известью. Василий Верейский не стал дожидаться мер против себя и, захватив жену, бежал в Литву. Однако сложилось все совсем наоборот.
Святый угодниче Божий Прокопие. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». -1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Там, где императоры вступали в храм, сохранились две мозаики с царскими изображениями.
Пред ним несли серебряное литое распятие на длинном древке (латинский крыж). К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Брак Великого князя с греческой царевной имел важные последствия.
Аминь. Далее последовали Юрьев, Псков, а за ним и Новгород.
(умер в 854 году). Ангел, предстоящий перед Богоматерью. Так, в частности, великой княгине не удалось добыть государственных должностей для своих родственников её брат Андрей убыл из Москвы ни с чем, а племянница Мария, супруга князя Василия Верейского (наследника Верейско-Белозёрского княжества), была вынуждена бежать в Литву вместе с мужем, что отразилось и на положении Софьи. Еще недавно считавшаяся задворками «Тартарии», Московия не только объединила вокруг себя большую часть Русских земель, но и продвигалась в восточном направлении.
Для себя Иван III приказал выстроить новый каменный дворец. Незатейливая жизнь царя и простое обращение с ним бояр не могли понравиться Софьи, знавшей о царском величии византийских самодержцев и видевшей придворную жизнь пап в Риме. Софья Палеолог (.
Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Петух – рассвет, возрождение дня.
Она умело выстраивала личные отношения, ей отлично удавались придворные интриги. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. Однако до поры до времени она никак не могла повлиять на династический вопрос.
Мы постарались отобрать самое важное, составляя эту статью. «Мы вошли в комнату, где на высоком помосте сидела в кресле раскрашенная кукла. Его женой стала дочь господаря Молдавии Стефана Великого Елена Волошанка, немедленно оказавшаяся со свекровью «на ножах». Здесь грамоту держит в руках императрица Зоя, законная наследница Константина VIII изображенная юной красавицей (ей было на самом деле в тот момент 66 лет).
Великий князь был молод – всего 32 года, хорош собой, высок и статен. На другой день легат правил посольство и поднес дары от папы. Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
Официальная великокняжеская летопись утверждает, что именно митрополит венчал великого князя, но неофициальный свод (в составе Летописей Софийской II и Львовской) отрицает участие митрополита в этой церемонии: «венча же протопоп коломенскый Осея, занеже здешним протопопом и духовнику своему не повеле». В апсиде находится изображение богоматери. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира. Эта энергетика места очень действует, кажется – останься здесь на ночь и она наполнится призраками в тогах и доспехах и сами стены её возопиют.
К огорчению Софьи, первенцем оказалась дочь, умершая практически сразу после рождения. Софья Палеолог принимала деятельное участие в дипломатических приемах (венецианский посланник Кантарини отметил, что прием, который организовала она, прошел «весьма величаво и ласково»). Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Рядить этих мастеров, чтобы ехали к великому князю внаем. Иван Васильевич отправил в Рим послом Ивана Фрязина, своего денежника (чеканившего монету).
Вслед за великим князем начал и митрополит сооружать себе кирпичные палаты. Она же, затаив на пасынка обиду, попыталась лишить его престола в пользу его друга, Юстиниана, сына Германа (двоюродного брата Юстиниана I). Пред ним все преклонялось, как пред земным божеством.
Эти колонны служили основанием для икон. И император в данном случае не является исключением. Для себя великий князь приказал выстроить новый каменный дворец.
Киевская София имеет тринадцать куполов. В одной из летописей отмечается, что Иван запаниковал: «ужас наиде на нь и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро». Так, в частности, великой княгине не удалось добыть государственных должностей для своих родственников её брат Андрей убыл из Москвы ни с чем, а племянница Мария, супруга князя Василия Верейского (наследника Верейско-Белозёрского княжества), была вынуждена бежать в Литву вместе с мужем, что отразилось и на положении Софьи. фунтов (около 130 т. ) золота. Попытка папы соединить церкви кончилась и на этот раз полною неудачей. Рано лишившись отца, юный отрок был воспитан матерью.
Немного экскурса: Зоя (именно так девушку назвали при рождении) была предложена в жены Ивану III в 14 лет. Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки.
Сергей Пятаков«С 1472 года на Руси начинается история современного — царского — государства. Ему, хотевшему быть настоящим самодержцем, многие придворные византийские порядки должны были очень полюбиться.
Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». Так появился бюст, который размещен около входа в Исторический музей рядом с Кремлем». «Наследие Софии Палеолог — это сама Россия» — подвел итог Йоргос Леонардос. Иван последовал за Софией в 1505 году, скончавшись в возрасте 65 лет. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
Однако 11 апреля 1502 года династическая схватка подошла к своему логическому завершению. В 1896 году трон установили в Успенском соборе для коронации Николая II.
Греческая царевна пересекла весь Старый Свет, приехав из Рима в Любек. 6:3) и эти же слова – часть литургической Херувимской песни. Из Италии, вслед за царевной, были выписаны мастера.
После смерти Фомы 12 мая 1465 года (его жена Екатерина скончалась в том же году несколько ранее) опекой его детей занялся известный учёный грек, кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии. Палеологам покровительствовал сам папа Римский Павел II. Фрагмент пелены. Эти напасти тоже приписали пагубному влиянию Софьи Палеолог. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность.
И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. Ночью христиане взяли многострадальное тело и, обвив гробными пеленами, со слезами и молитвами предали земле ( 303).
Бояре и купцы дарили ее, кто чем мог. В 1480 году Иван III пошел на обострение конфликта с татарским ханом Ахматом. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. Опечаленная императрица-вдова хотела удалиться в свой дворец в Софийской гавани (бывшей Юлиановой, переименованной так при Юстине II). признакам можно догадаться кто был автором из города — V.
Однако способность плести придворные интриги была у Софьи в крови. — Побеждай). По настоянию папы все католические города организовывали посольству радушный прием. Византийская принцесса принесла мужу державные права и, по словам историка Ф. И. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). И в 1490 году Иван III перенес обитель на берег Москвы-реки в пяти верстах от Кремля.
Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». Сохранилось его письмо, в котором он давал наставления преподавателю сирот. Через два года явилось в Москву посольство из Рима. Софья выписала из Венеции лекаря— «мистро Леона», который самонадеянно пообещал Ивану III вылечить наследника престола тем не менее, все старания врача оказались бесплодны и 7 марта 1490 года Иван Молодой скончался.
Звали этого сына, как и отца, Иваном. Хлеб – тело Христово.
Заяц – возрождение и свет во тьме. Тот вернулся оттуда с грамотами от папы и портретом Софьи и снова был послан в Рим представлять жениха при обручении. 10 октября 1483 года у них родился сын Дмитрий. С той же поры начинаются сношения Москвы с западными дворами по разным государственным делам. После присоединения Твери в 1485 году Иван Молодой назначается отцом тверским князем. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего же, русского человека иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой).
Иван III в этом вопросе принял сторону своего внука. В декабре 1994 года в Москве были начаты исследования останков княгини. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб.
Эти напасти тоже приписали пагубному влиянию Софьи Палеолог. Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода.
Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. Определяющим в судьбе Зои стало падение Византийской империи. Сама принцесса повела себя, как и пристало будущей правительнице Руси. Церковная процессия.
Однако 11 апреля 1502 года династическая схватка подошла к своему логическому завершению. Ему был положен оклад 12 рублей в месяц (русский каменщик получал 15 копеек). Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой.
По виду они давали ей 24 года. По закону старшинства именно этот княжич должен был стать наследником московской державы. В декабре 1994 года в Москве были начаты исследования останков княгини.
И таким образом воплощается идея вселенской литургии. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. С храмом Спаса на Бору, который тогда был соборным храмом кремлевской Спасской обители и деспиной связана еще одна история, благодаря которой в Москве появился Новоспасский монастырь. Отцом девочки был Фома Палеолог – брат последнего византийского императора Константина XI. После присоединения Твери в 1485 году Иван Молодой назначается отцом тверским князем в одном из источников этого периода Иван III и Иван Молодой именуются «самодержцами Русской земли».
Здесь его угощали, держали в большой чести, Иван III щедро одарил кардинала. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». В знак победы, а также присоединения Ахеи греческий деспот и женился на Екатерине.
Софья (Зоя) Палеолог – женщина из рода византийских императоров, Палеологов, сыграла выдающуюся роль в становлении идеологии Московского царства. Византийская принцесса принесла мужу державные права и, по словам историка Ф. И. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Чтобы получить поддержку, в последний год своей жизни Фома перешёл в католицизм.
Две головы орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также единство («симфонию») духовной и светской власти. Вместе с женой находилась великокняжеская казна. Однако к 1490 году в действие вступили новые обстоятельства. Милость государя может возвысить их, гнев – уничтожить.
На прощание она встретилась с понтификом, давшим невесте свое финальное благословение. Он давал Ивану некое зелье и жег ему ноги раскаленными стеклянными сосудами. Ее сопровождал кардинал Антоний кроме того, с нею было много греков. Она появилась на свет около 1455 года в греческом городе Мистре.
Хотелось Ивану III добыть и «лекаря доброго, который бы умел лечить внутренние болезни и раны». Уровень образования у Софьи был по тогдашним московским меркам просто невероятно высоким. (Напомним, что дьяконом этого храма был первопечатник Иван Федоров). Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Но на святом угоднике сбылось слово Спасителя, что «враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36). В благодарность за это он получил дом в Риме и хороший пансион от папского престола. Так же торжественно приняли ее и в Новгороде.
Греки сохранили так же предание, что в тот момент когда турки ворвались в собор в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Эти образы В. Н. Лазарев считал одними из самых прекрасных в византийском монументальном искусстве. Венчание в России состоялось 12 (22)ноября1472 года в Успенском соборе в Москве. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. Прежде Иван III любил «против себя встречу», то есть возражения и споры, но при Софье изменил обращение с придворными, стал держать себя недоступно, требовал особого почтения и легко впадал в гнев, то и дело налагая опалу.
В Святой Софии испытываешь удивительные ощущения от близости истории. Лица всех трех фигур в какой-то момент подвергались переделке. Права Василия на власть были подтверждены. И Софья вовсе не собиралась окатоличивать Русь.
О, святый страстотерпче Христов Прокопие. В 1469 году Иван Фрязин (Джан Батиста делла Вольпе) был отправлен к римскому двору сватать для великого князя Софию.
Я превзошел тебя, Соломон. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Освободившись от ханского ига, Иван III ощутил себя полновластным государем. Под окнами – шесть тимпанов. В том была немалая заслуга его молодой жены.
Лишь когда дворец был готов окончательно (а это случилось только при Василии III), у него появился второй этаж и в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин поднял Рождественский храм на новый уровень, отчего он и сейчас виден с Моховой улицы. Особенно замечательными были его глаза, «грозные очи» : когда он гневался, женщины падали в обморок от его страшного взгляда. Купол виден почти отовсюду в храме. Ведь отец твой и мать – всем известно, сколько они убили.
Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Изменилось обращение и при государевом дворе. Великий князь, пожелавший одарить «саженьем» Елену Волошанку, обнаружив пропажу украшения, разгневался и приказал начать розыск. Как выяснилось, тщетно: папа ничем не смог помочь погибавшей империи. Софье удалось внушить то, что было дорого ей самой и что ценили и понимали в Москве. Леон пользовался довольно странными методами.
Виссарион был горячим патриотом своей родины – именно ради ее спасения он и принял унию. В-третьих, венецианцы писали, что их дож похоронен в стене, а не в полу Софии.
Но Софье выпало недолго наслаждаться победой. Качественный ремонт турбокомпрессоров не дорого. И вот мало-помалу под влиянием Софьи Палеолог стали являться в Москве новые обычаи: Иван III стал держать себя величаво, в сношениях с иностранцами титуловался «царем», послов стал принимать с пышною торжественностью, установил обряд целования царской руки в знак особенной милости. И будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками разве у тебя мало войска. » Как отметил В. О. Он правил Морейским деспотатом, располагавшимся на полуострове Пелопоннес.
После смерти Фомы 12 мая 1465 года (его жена Екатерина скончалась в том же году несколько ранее) опекой его детей занялся известный учёный грек, кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии. Из церкви Софья Палеолог пошла на княжеский двор. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Кремль был обведен снова каменной стеной и украшен красивыми воротами и башнями. Софийская летопись свидетельствует, что обратно на Русь с Иваном Фрязиным был послан портрет невесты и такая светская живопись оказалась крайним сюрпризом в Москве — «а царевну на иконе написану принесе».
Особенно замечательными были его глаза, «грозные очи» : когда он гневался, женщины падали в обморок от его страшного взгляда.
София торжествовала.