В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Она молода, красива, хорошо одета. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Манеры аристократки тщательно скрыты за кротким, но мощным нравом купчихи.
Весной 1919 года в Зимнем дворце, переименованном в Дворец искусств, прошла Первая Государственная выставка с участием более 300 художников, в том числе и Кустодиева. Так что кисти мастера доступна бессловесная характеристика избранного образа.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Гуманизм Тропинина, его уважение к простому человеку отразился в ней ярко и убедительно.
И такие молодцы проглядели революцию. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Облик старой женщины благороден, значителен, овеян лирическим чувством. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». В 1823 году, получив «вольную», В. А. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. «Старуха, обрезающая себе ногти» (1840 г. ) – одно из лучших произведений такого рода.
Зашел с мороза прямо в шубе. Тропинина. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Какова шуба на нем. Черты лица выписаны с удивительной теплотой и нежностью (возможно, художнику позировала жена – Анна Ивановна).
Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.
В. А. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Купчиха расположилась на террасе, возвышающейся над холмом на фоне голубого неба, по которому плывут розовые облака, так как солнечный день уже клонится к вечеру. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Их отзвук слышится в великолепном красном цвете плаща и пера на шляпе. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея.
В нем чувствуется неторопливое течение жизни купеческого Замоскворечья, с размеренным укладом, вековыми, «домостроевскими» традициями. Чем же была для Кустодиева данная работа. Вот кого рисовать-то. Но благородный разбойник кн.
Нужно сказать для объективности, что не все образы купечества так изображены художником. Летом 1918 года Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Купчиха сидит у окна из которого открывается вид на московский Кремль. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. А шуба.
Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Тропинин мастерски передает фактуру бархатного платья, тонкий узор кружев, синий шелк повойника, мягкое мерцание жемчужного ожерелья. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Сочинение по картине «Кустодиев — Купчиха с покупками» в начальной школе — это раскрытие творческих способностей у ученика и одно из самых эффективных средств развития речи у школьников. Описание картины «Кустодиев — Купчиха с покупками» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своей повседневности. Сочинение по картине «Купчиха с покупками» расширяет кругозор детей, развивает их мышление, обогащает их словарный запас. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Кн.
Где-то с 1906 художник делает целые серии полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта, в которых видны черты модерна. В отдыхающей позе купчихи, уютном жесте рук, – достоинство и покой зрелых лет. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».
Нестерову, выходцу из купеческой семьи, это полотно особенно понравилось и при виде его у него невольно вырвалось: «Ведь это монументы. Удивительно переданы очень естественный, любящий жест матери, ее мягкая улыбка. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Тропинин создал тип картины, в которой соединились черты интимного портрета и жанра. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). В дальнейшем, по мере неуклонного нарастания жизненного уровня в России Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особеннно, сыто-купеческой России с буйством красок и плоти.
Наталья, сестра Мордюковой, впоследствии рассказывала: «Она мне звонила из гримёрной Мосфильма— Ты знаешь Наташка, сделали такой грим Сейчас нас будут фотографировать на пробу. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Картина написана в сдержанной гамме красно-коричневых тонов. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Оболенский одет в костюм итальянского разбойника.
Оно предполагало ориентацию на великие образцы классического искусства, на традиции академической живописи. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. Я. Билибин, 1901). В ту небывалую кустодиевскую Русь, наполненную жизнью, светом и силами изобилием и музыкой, красками и весельем и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске по причине опухоли спинного мозга и проведший последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами456738.
Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно. Начав набрасывать фон для новой картины, одновременно Кустодиев поделился своими раздумьями о женщине пышной и цветущей натуры с женой, попросив её помочь с поиском модели15. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйского лица26.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. На его фоне как кичливо смотрится летний зонтик от солнца в руках хозяйки. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Сейчас же художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Картина была написана в проблемный для России год. Пышная, полная, сытая, белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Его поза, горящий взор, – эффектно-театральны. В 40-е годы 19 века идеалы романтизма потускнели, на портрете лежит лишь их отблеск. Эта атмосфера как будто оживает в «Портрете купчихи в синем повойнике» (1830-е гг. ).
Жест очень естествен, пластически выразителен. Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.
Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Где-то с 1906 художник делает целые серии полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанском-купеческого быта, в которых видны черты модерна. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Купчихи в творчестве Кустодиева— это будто богини, выразительницы мечтаний народа о счастье, сытости и достатке2. Рядом о сдобное плечо своей хозяйки ластится и трётся, мурлыча и изогнув хвост, сытый и ленивый кот, непременный житель любого купеческого дома, холёный и просто лоснящийся от непрестанного удовольствия301132728.
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. «Купчихой» оказалась баронесса, а именно Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани и в ту пору студентка медицинского факультета1021. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы»— они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах.