Весьма показательно в этом отношении и изображение Страшного суда. Был заложен в 1861 году. Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка.
Внутреннее пространство упрощается, приобретая камерный характер. Ею были выполнены, например интереснейшие композиции Васильевских дверей новгородского Софийского собора (1336 г., в настоящее время находятся в г. Александрове). ). 26, 27). Его венчают пять глав. Все эти части объединялись аркатур- -о— (олончатым поясом в единое живописное и торжественное целое.
Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Храм теряет церемонную парадную представительность, его облик живописен и жизнерадостен. В обоих храмах соблюдается принцип, согласно которому по внешнему облику легко судить об устройстве интерьера. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем).
1164 г. – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры. После утверждения христианства на Руси начали строить древние соборы из камня. В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры.
Настоящим городом выглядела загородная резиденция князя Андрея – Боголюбово. Перед воротами был выкопан глубокий ров, заполненный водой. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия».
Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой.
Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Исчезают зрелищные эффекты, которые могли бы ассоциироваться с торжественными праздничными церемониями. Южный и северный фасады его расчленены на 5 прясел по вертикали, что соответствует внутренней структуре и на два этажа по горизонтали. Это имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства страны, расцвета культурной жизни, расширения связей с Византией и другими европейскими державами.
Строгий, простой и суровый храм прекрасно сочетался со скупым равнинным пейзажем. В сущности именно этим объясняются и сужение прясел южного и северного фасада, примыкающих к абсиде (Тот же прием используется впоследствии в новгородской архитектуре второй половины 12 в. (церковь Георгия в Старой Ладоге, церковь Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде), но он нисколько не облегчает храмов, а, наоборот, усиливает их грузность и массивность. ) и богато профилированные порталы и маскировка узких щелевидных оконных проемов с помощью дробного профиля и ажурный скульптурный декор, с большим тактом примененный в украшении фасадов. Тяжелая глава усиливает впечатление непреоборимой физической силы.
В русских же храмах окна маленькие и редкие. Своеобразие его архитектуры – в новых соотношениях уже известных форм, возникших под влиянием конкретных условий и требований строительства. В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. Икона апостолов Петра и Павла, Спас Вседержитель. Хоры сохраняются, но на них устраивают маленькие замкнутые приделы-молельни.
Более цветистой, орнаментальной становится и внутренняя фресковая роспись. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. В монастыре при храме она планировала встретить старость, однако строительство собора, первоначальный проект которого принадлежал Растрелли, растянулось почти на сто лет. Стремительное движение ввысь еще больше подчеркивалось заостренным очертанием закомар. Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская». Методом обложения выходом после разгрома основных сил. Успенская церковь первоначально имела три притвора.
Кафедральный православный храм Владимирской епархии также государственный музей. Конечно, это визитная карточка города. Вероятней всего влияние было двусторонним. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.
1222-1225 гг. Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. В Новгороде с середины 12 века преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда». Но после пожара в 1185 году Всеволод III (брат князя Андрея) значительно расширил собор.
Он был построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма, вмещает около пяти тысяч человек. Место удобное. Интерьер храма поражает величием и некоторой холодностью. По соседству два брата, Иоанн и Гавриил, которые последовательно, друг за другом, занимали кафедру Владыки, построили Благовещенский монастырь на «Мячине». Постепенно строгие Храмы середины 12 века (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, близ Суздаля) сменяются сооружениями, призванными выразить растущую мощь Владимирского княжества, его возвышение среди других княжеств Руси (Успенский собор, крепостные золотые ворота во Владимире, княжеский дворец в Боголюбове, церковь Покрова и Нерли). Другое направление в новгородской иконописи представляет хранящаяся в Русском музее икона изображающая Иоанна Лествичника, Георгия и Власия (13 в. ).
Трехглавый собор становится пятиглавым. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. Своды и стены внутри храма были покрыты фресковой росписью, полы устланы майоликовой плиткой, церковная утварь сияла золотом и серебром.
Киевская Русь Русское искусство эпохи Средневековья начиная с 10в. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров.
В середине 11 века начался закат исторической эпохи известной нам как Киевская Русь. Как и в XI веке, каждое членение фасада завершалось полукруглой закомарой. И не подумывали прийти на помощь. Её ключевым элементом стали Золотые ворота (1158-1164). Христианство поднимало авторитет князя, а сила и могущество молодого государства придавали размах христианским обрядам и искусству.
В стенах собора захоронены сыновья Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских. В итоге получился огромный подземный собор, вмещающий 2000 человек. А вот когда люди, позиционирующие себя православными, начинают оскорблять всех, кто не разделяет их взгляды и убеждения, поневоле думаешь, что религия не очень-то их облагораживает. Церковь архангела Михаила восхищала современников красотой и богатством внутреннего убранства летопись отметила необычность этого храма «в полунощной стране».
Это — главные элементы большого сходства. Здесь хранятся святые мощи первооснователей Соловецких – преподобных Зосимы и Савватия. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и богато украшенный драгоценной утварью.
Успенский Собор во Владимире. Он был шестистолпным, трёхапсидным. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626).
Рисунок в иконе спокоен, плавен, строится на определенных и легко заметных повторах. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. Играли на скоморошьих трубах, рожках.
Первоначальный собор заложил князь Андрей Боголюбский. Владимиро-суздальское зодчество выделяется также обилием скульптурного рельефа. Ее фигура гораздо более стройна, чем фигура Оранты в Киевской Софии. Они касаются куполов, окон и украшений.
Храм занимает всего 5, 5 м в длину и 3, 5 м в ширину.
На северной стене сохранилась единственная фреска с редким сюжетом, давшая название храму. Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира.
Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Храм был расписан сверху донизу.
Оживляя поверхность, создавая удивительную игру светотени, они даже на дальнем расстоянии прекрасно подчеркивают конструктивную ясность храма. Новгородские летописи – внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века. В первой половине 11 века каменное строительство в Новгороде отсутствовало.
И Киев потерял влияние, как центр интеграции. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками. 1158-1160, 1185-1189 гг.
Открытый раскопками Благовещенский собор (1186) роскошью своего убранства соперничал с киевскими постройками XI века: его центральная часть была устлана великолепным мозаичным полом с изображением павлина. Самое необычное сооружение крымского пещерного города Эски-Кермен – миниатюрная церковь, высеченная в округлой известняковой глыбе в XII веке. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152 ил. Решили заночевать. Романские черты проявились в основном в деталях и резном декоре, в то время как общерусские формы, восходящие к киевским традициям, ощутимы в планах, композициях объемов, в конструкции.
Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. Дворцовый ансамбль располагался на площади, вымощенной белокаменными плитами. 21). Первым городом на Руси, принявшим крещением, стал Киев.
К 11 столетию было возведено много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками) и иконами. По другой версии, на фреске представлен святой Георгий в трех лицах: защитник, драконоборец и спаситель. «Слово о погибели земли Русской». Литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности.
Церкви строили и расписывали – мастера-греки, приезжавшие на Русь из Византии. Церковь святого ГеоргияЭто самый древний город в Росcии. Это шестистолпные соборы один из них имел три притвора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы.
Храмы имели хоры и были связаны переходом с дворцом феодала. Типичными для этого времени являются Георгиевская (вторая половина XII века ил. 12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров.
Рождественский собор в Суздале.
В XII—XIII веках важнейшим центром культуры становится Владимиро-Суздальское княжество. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). Внутри храмы были украшены росписью. Новые постройки возникают почти беспрерывно. Церковь Покрова на Нерли. Похожие кубовидные массивные храмы с относительно простой декорацией стен арочными нишами и аркатурными поясами, но уступающие Кирилловскому собору по величине, киево-черниговская артель возводит в Каневе (Георгиевская церковь, 1144 год), Смоленске (Борисоглебский собор Смядынского монастыря, 1145 год и церковь Петра и Павла, середина XII века), Владимире Волынском (Успенский собор, 1156 – 1160 гг. ).
В архитектурном образе нового собора еще ярче выявилась идея силы и царственного величия, пронизывающая все искусство времени могучего «самовластие» Всеволода. Существеннейшим качеством Софийского собора является его триумфальность, праздничность. Еще одна характерная черта эпохи – активное распространение частного строительства, т. е. Их фасады расцветают белокаменной резьбой.
Монументальные сооружения строились исключительно по заказу князей или церкви. Снаружи стены украшены разнообразными рельефами.
В «Крещении Христа» он обратил особенное внимание на характерные детали, которые сообщили сцене большую жизненную достоверность и в то же время дали возможность сосредоточить все внимание на изображении крещения. При освящении собор назван морским, так как в нём отмечались победы российского флота. Собор стал пятинефным. В данный период развивается тип бесстолпного храма. Так в куполе вместо Христа Пантократора была помещена композиция «Вознесение Христа» к Богоматери-оранте изображенной в конхе алтаря, с двух сторон двигалась процессия святых и святых жен, возглавляемая Борисом и Глебом в жертвеннике находились сцены жизни Иоакима и Анны, наконец, всю западную стену занимала огромная композиция «Страшный суд», которая отсутствует в Киевской Софии. Живописная манера здесь более свободна, композиция динамичнее, краски ярче. Идея сильной княжеской власти в значительной мере лишает образ «святости», но это не ведет к отказу от отвлеченности иконного письма.
Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е годы). Образ Христа в иконе «Спас Нерукотворный» (конец 12 в. ) исполнен большой внутренней силы. В чем же причина появления новых художественных форм в русском зодчестве конца XII века. Внутренние лопатки отсутствуют, столбы не крестообразны, а квадратны в плане. Но есть заметные отличия.
Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресокXIIв., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд». В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Неровность плоскостей, скошенность углов, как бы несколько смятая форма арок придают постройкам характерную пластичность.
Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е. Д. Тюрина. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).
Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь святой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. при великом князе Владимире Святославовиче.
Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.
В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Кроме того, здесь хранилась государственная казна великих правителей. После этого князь заложил тут монастырь. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. Однако теперь не существовало государственного контроля над архитектурным стилем и высотой здания, что давало значительную свободу архитекторам.
Главенствует тип небольшого трехнефного крестовокупольного храма с маленькими хорами только в западной части. Андрея Успенский собор, княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли.
Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса.
В интерьере церкви почти целиком сохранялась древняя живопись (ил. В плане здание представляет собой равноконечный крест. Она должна была напоминать о законности и могуществе княжеской власти. Как мы увидим в дальнейшем, появление новых «своих»святынь, «своих»князей, «благоверных и боголюбивых», сложение местных обычаев и традиций в культуре Руси окажет огромное влияние на пробуждение «исторической памяти»народа, осознание своей духовной общности и, как следствие, станет важнейшим этапом и условием перехода к новому, более зрелому этапу русской культуры, хронологически обозначенному концом XII – первой половиной XIII века. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском – приблизительно 20 годы 12века. В архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте.
В 1528 году стены частично разбираются и заменяются кирпичными. Выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси.
По сравнению с внушительной тяжестью основного объема крупная двенадцатигранная глава относительно легка и изящна в убор ее карниза введен нарядный поясок из керамических плиток. В 1130 – 1140-е гг.
Своего расцвета архитектура Владимира и Суздаля достигла в конце XII века при брате Боголюбского, первом Великом князе Владимирском Всеволоде Большое Гнездо. На Руси особенно любили гулять. Внутреннее пространство было легко обозримо, несмотря на шесть крестчатых столбов. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Огромное строительство было развернуто Андреем во Владимире.
Об этом говорит и сама архитектурная композиция собора. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835).
В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Архангельский собор. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Возводится княжеская резиденция в Боголюбове и церковь Покрова на Нерли недалеко от нее.
В его стенах находились княжеский дворец, епископский двор, большой посад, многочисленные храмы. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Зодчие князя Андрея богато украсили собор. По свидетельству летописи, в храме было много драгоценной утвари. При господстве городской знати все же значительную роль играет торгово-ремесленное население — «черные люди», не раз заявлявшие свои требования на вече. Заходя в храм, человек сразу оказывается под сенью купола.
Старый город Мономаха был расширен и обнесен крепостной стеной. Он никогда не закрывался. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры.
В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов. Под переходами были арочные проходы — проезд.
Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. По Волхову идет путь из варяг в греки и с этого дела можно иметь свой гешефт. В греческих храмах колонны были как во внешних, так и во внутренних частях храма. Фасады не имеют самостоятельного значения.
Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Возможно, самой древней сохранившейся светской постройкой в европейской России стоит считать остатки белокаменной резиденции Андрея Боголюбского в Боголюбове. Купол был некогда покрыт золоченой медью. Однако не эта идея лежит в основе скульптурного декора Дмитриевского собора – главным здесь является жизнеутверждающее начало, прославление всего живущего «мира». Характерно, что они возводились по-старому, как строили в XI веке из плинфы «со скрытым рядом» (например, здания Бельчицко- го и Сласо-Евфросиньева монастырей в Полоцке).
Уважаемый, Алексей. В ней есть много общего с фресками Нередицы. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). В нижнем храме складывается ощущение присутствия в древней христианской церкви.
Столица княжества была огромным, красиво расположенным на высоком берегу Оки городом, защищенным гигантскими земляными валами (ныне городище Старая Рязань). А под куполом парит серебристый голубь—символ Святого Духа. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др. Едва ли не единственное украшение – плоские зубчатые арочки в основании главы. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. И в ту ночь было Андрею явление Божией Матери.
Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Конечно, в Киеве на рубеже XII и XIII веков были и свои мастера. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. Особенно интересен «Звериный орнамент». В отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей.
Колокольня Ивана Великого. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Естественно, что смоленских мастеров приглашали и в другие русские земли.
Все его стены, своды, столбы, как ковром, были покрыты изображениями. Так же как и первая композиция, он прославляет княжескую власть. В строительстве, по свидетельству летописцев, принимали участи пришлые иностранные мастера. Собор Рождества Богородицы сохранился не целиком. В юго-западный угол храма была встроена маленькая часовня.
По приглашению князя Андрея Юрьевича Боголюбского для дворцово-храмового строительства во Владимире и Боголюбове были приглашены зодчие «из немец». Особое значение среди памятников этого типа имела церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198), разрушенная фашистами и ныне восстановленная (ил. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Он стоял на высоком краю горы, откуда открывалась широкая панорама города.
Верхняя часть его после разрушения полностью построена заново из кирпича в XVI веке. 19). Фасады украшали барельефы, фресковая роспись, некоторые детали были обиты золоченой медью.
Если бы не жест правой руки, вынимающей из ножен меч, поза воина была бы совсем неподвижна, как неподвижно его лицо. Их различие – это различие определенных этапов владимиро-суздальского зодчества.
Во время княжения Андрея Боголюбского дело храмового строительства связывается с упрочнением могущества Владимирского княжества и уподобляется «духовному строительству», направляемому свыше. В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Лопатки с полуколоннами придают пластику стенам, оживленным пятнами окон и портала.
В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь». В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Снаружи храм опоясывала галерея.
Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена. На церемонии присутствовала царская семья. Его план и конструктивные особенности варьируются при возведении в 1153 году церкви Святого Климента в Ладоге, возможно и других храмов, а иконографические схемы росписей его монументальной живописи надолго (вплоть до XIV века) становятся образцами для последующих поколений новгородских и псковских художников.
На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только священнослужители. Упрощение сказывается и в колорите. Но после Октябрьской революции в 1917 году был закрыт.
Несимметрично расположенные окна и неодинаковой высоты абсиды (средняя вдвое выше крайних) делали церковь очень живописной.
Перед собором на площади стоял уникальный в русском зодчестве восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над белокаменной водосвятной чашей. Памятники древнего Гродно на Немане (по-древнерусски — город Городен) ближе всего к сооружениям Киева и Волыни: они построены из кирпича в технике равнослойной кладки. Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Храм построен в стиле ампир. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей.
Однако в дальнейшем киевская традиция не получила здесь развития. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. С работой смоленских мастеров связана и церковь Параскевы Пятницы в Новгороде (1207), близкая по композиции смоленской церкви архангела Михаила. Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Сейчас же существует версия, что храм был построен гораздо раньше, в 1158 году.
В удельных центрах возникают заметные архитектурные школы. Это крупнейший мужской монастырь России, первым игуменом которого был Сергий Радонежский. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси. Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов.
В самом архитектурном облике храмов того времени, в их пропорциях и конструкции (в частности, в том, как выделяется центральная глава) хорошо заметен расчет на осмотр издали. В настоящее время он почти такой же, каким был в XI веке. Затем листы покрывали ртутью и золотом и нагревали.
18) сохранился полностью, а церковь в Кидекше в большей своей части. Псалмопевца окружают святые, охотники, мчащиеся всадники, борцы и т. д. Но больше всего здесь фантастических животных — грифонов, барсов, львов с «процветшими» хвостами и других сказочных зверей и птиц, а также изображений деревьев. Это было шестистолпное кирпичное здание, возведенное, очевидно, русскими мастерами с юга.
Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. Свободно, но с тончайшим расчетом очерчивает художник замкнутый силуэт фигуры Богоматери, указывающей правой рукой на входящего в ее лоно младенца Христа и более сложный, несколько разорванный силуэт архангела.
Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Внутри обычные четыре столба, арки и купола.
В 988 году государственной религией было провозглашено христианство. В русских храмах, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было. Христианство рассматривало власть земных царей как «богом данную», эту идею киевские князья и их окружение немедленно усвоены. Рядом с собором стоит четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня.
В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Это относится, например, к Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском (1230-1234). Этот небольшой храм поражал мощью и монументальностью. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным — русско-греческим.
На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. Так, западный вход Софийского собора украшают знаменитые Маглебурские врата XII века. Меняется как внешний вид, так и сам дух архитектуры. Снаружи он украшен яркими куполами и мозаичными иконами, колокольня установлена между двумя «дивами», а внутри стены покрыты фресками, вырезанными прямо в меловой породе. Уже в 1161 году собор был расписан. Согласно сообщениюВ. Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель» «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Барабан под центральной главой смещен к востоку и воспринимается как шатер.
Князь выступал проповедником христианства и его защитником. Крупнейшая постройка времени Андрея Боголюбского — Успенский собор во Владимире (1158—1161). Иоанн, которого новгородский мастер именует «Еваном», так же прямолинеен, как и «отцы церкви» Нередицы, однако менее неприступен. Сохранилась роспись 13, 15 и 17 веков. Монументальная икона Дмитрия Солунского (конец 12- начало 13 в. ) предположительно связана с Всеволодом III, патроном которого считался Дмитрий Солунский.
Роль Киева как политического объединяющего центра ослабла. В золотых власах спас похож на русичей. Находится в 1, 5 км от Боголюбова. Для всех княжеств и земель Руси 1140 – 1150-е годы стали временем, когда местные мастера осваивают традиции «большого» стиля идущие либо непосредственно из Византии, либо через Киев и Чернигов, формируют на их основе устойчивые навыки ремесла, профессиональные приемы и собственную манеру. Стремление создать более компактный объем заставило отказаться от лестничных башен и заменить их узкими лестницами, расположенными в толще стены. Получают распространение храмы нетрадиционных дя русского зодчества форм имеющие план в виде квадрифолия (храм, раскопанный в Побережье) или ротонды (церковь Ильи, раскопанная в пригороде Галича).
В русских храмах все купола ставились на одной высоте. Собор относят к псковской школе русского зодчества. Для его возведения были приглашены русские зодчие из Пскова.
Храм Сергия Радонежского — традиционный православный храм, стоящий в городе Тула и являющий собой роскошное и весьма высокое здание из темно-красного закаленного кирпича, выполненное в псевдовизантийском архитектурном стиле и увенчанное массивным золоченным куполом. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи. Собор относят к псковской школе русского зодчества. Для возведения собора строительная артель должна была прийти со стороны и почти наверняка она пришла из Киева. Иначе развивается зодчество Новгородской земли. 23).
Главное в этих бесхитростных, но аскетически строгих и не утративших монументальность сооружениях – их органичная включенность в пейзаж, вызываемое ими чувство связанности повседневной жизни и мира горнего. В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада.
На старых фасадах (в настоящее время внутренние стены крайних нефов) можно и теперь видеть изящный аркатурно-колончатый фриз с консолями и простыми капителями. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Материалы и строительная техника также аналогичны киевским. Храм поднят на подклет имеет приделы по бокам и окружён с трёх сторон открытой галереей— сенями. Аналогии последним легко найти в языческом искусстве славян, которые в свою очередь восприняли многие мотивы, близкие искусству Древнего Востока. Скоморохи – первые древнерусские актеры.
Ордынцы, как и любое государство вело разведку в соседних государства. Икона «Устюжское Благовещение» (конец 12 в. ) дает прекрасное представление о поисках монументального стиля. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. А уже в 1992 году заново возражден.
Практически все росписи были утрачены. Роскошные, писанные золотом медные двери собора отражают любовь к узорочью. В соответствии с изменением характера образа святого-воина изменился весь его облик. Дмитровский соборХрам одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный.
Стены зданий и храмов, построенных при Андрее Боголюбском, покрываются белокаменной резьбой и позолотой. Зодчий обладал огромной творческой фантазией и удивительным чувством целого. Внутри храма нет хор. Его меч — символ светской власти, твердой и непоколебимой.
Меняется и строительная техника. Суздальские мастера прикладного искусства создали в 20-30-х гг. После революции востребованным оказался и Алексей Щусев. Несколько памятников XII века сохранилось в Чернигове. Благодаря этому интерьер обладает ясной конфигурацией и легко обозрим. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годовXX века. На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий или Спас на Городище мужскоймонастырь (приписанный кЮрьеву монастырю). В периодВеликой Отечественной войныцерковь находилась в районе активных боевых действий и на протяжении1941—1943 годовнепрерывно обстреливалась артиллерией.
Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками. Каменная архитектура, особенно храмовая испытывала определенное влияние деревянного зодчества с его приемами двухскатной и четырехскатной кровли и пр., в свою очередь, деревянная архитектура усваивала и осваивала элементы каменного строительства в той мере, в какой они могли быть воспроизведены в принципиально ином строительном материале. Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее значительной в 12-13 веках становиться владимиро-суздальская школа.
Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце 10в. Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12 веке в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр.
Внутри сохранился замечательный резной иконостас. Так, черниговские князья приводят своих зодчих в Путивль, Новгород Северский, Вщиж и Старую Рязань. В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Иное дело – Андрей Боголюбский. Выгодно расположенный между Киевом и Новгородом на великом днепровсковолховском пути «из варяг в греки», он быстро богател и усиливал свое военно-политическое значение в условиях междукняжеской борьбы.
Особенно активно такие новые тенденции и оригинальное «формотворчество» проявляется в архитектуре западных и юго-западных княжеств. Это обслуживавшая живших а Смоленске иноземных купцов Церковь «Немецкой Богородицы». Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др.
Это единственная бес- столпная церковь XII века, сохранившая своды и главу. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены.
Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Так, в Новгороде-Северском открыта церковь имевшая абсолютно особую «готическую» профилировку пилястр, не встречающуюся ни в киевских, ни в смоленских храмах. Характерен также принцип симметрии, которому следует художник. Иным становится и линейный ритм. Но в этом, конечно, был и символический смысл. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря.
Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. В «Устюжском Благовещении» видны настойчивые и более успешные, чем во фресковой живописи, поиски психологической выразительности. Следующие отличия касаются украшений, вспомогательных элементов и деталей.
Собор поражает величественностью, красотой и соразмерностью линий. Культура становится более демократичной, что сказывается и на зодчестве.
Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Его создатели свободно относились к требованиям конструктивной логики в убранстве фасадов, пересекая лентой плетенки и резными камнями лопатки, покрывая резьбой и разрывая бусинами колонки порталов. Стройность и ясность пропорций сообщали ему спокойное величие и гармонию.
Все эти сооружения были прекрасны не только снаружи, но и внутри. Первая постройка датируется 11 веком, основала Владимиром Мономахом. 4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. На прясле южного фасада изображен «Полет на небо Александра Македонского».
Развитие деревянной архитектуры привело к перенесению формы 8-гранного шатра в каменную архитектуру. Иконы сохранились лучше. Техника огневого золочения получила широкое распространение на Руси. Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов.
Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. Вы заблуждаетесь. От его древних рубленых стен с каменными и деревянными башнями сохранились остатки земляных валов и белокаменные западные Золотые ворота (1164) — великолепный памятник крепостного зодчества 12 в. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, древний Владимир производил живописное впечатление. При этом полуколоннами усложняли только промежуточные лопатки, угловые же оставляли плоскими.
Монахи начали строить храм в XII веке, работы с перерывами продолжались несколько столетий. В лице ангела больше твердости, но и оно выражает беспокойство и глубоко скрытую печаль. Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой.
Церковь Вознесения в Коломенском. Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком увенчан плоским куполом на невысоком барабане гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. 17) и Успенская церкви в Старой Ладоге. Здесь шло интенсивное строительство, здесь работали талантливые художники. 29). Особенности архитектуры Галицкого княжества, переживающего свой расцвет в период правления князя Ярослава Осмомысла (1153 – 1187 годы), сложились довольно рано. Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды.
В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Пишутся певческие книги. Только причём здесь атеизм. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681).
Темно-вишневые, красные, зеленые, белые тона в сочетании с золотом фона образуют звучный и радостный цветовой аккорд. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Но этим лишь доказывается сила и расцвет державы, здесь нет ни бессильного подражания, ни желания обязательно «превзойти» искусство византийской столицы. Здание храма, задуманное архитектором А. Н.
В каждом городе имелся центр с административными зданиями. В византийских храмах окна большие и частые. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве.
В 1160-х годах вНовгороде архиепископ Аркадий основал Успенский монастырь, прозванный в народе «Аркажским». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем и украси ю дивно многоразличными иконами и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии».
И Европа получила более прямой путь на Восток минуя Северный маршрут через Новгород, Днепр и Киев. В 1484 году началось строительство нового здания.
повелением князя Ярослава, его сына – Владимира и архиепископа Луки (ПВЛ). Самой природой здесь был создан рельеф, зовущий зодчих к строительству. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. К этому типу относятся церкви Успения и Святого Георгия в Старой Ладоге. Для середины – второй половины XII века по-прежнему характерно преобладание иноземных артелей зодчих и художников над числом местных мастеров, но теперь они, в основном, не присылаются из Киева и Чернигова, а переходят сюда вместе с князьями или «выпрашиваются», вызываются князьями из крупных центров.
Это пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами.
Древнерусский человек воспринимал ее как заступницу. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны.
Церковь Василия — дворцовый храм князя Рюрика Ростиславича имевшего, по словам летописца, «любовь несытну о зданиях». Для храмов становится характерна ощущение вознесенности, устремленности вверх. Это снижало декоративность поверхностей стен. В 13 в. Ярославль стал большим художественным центром.
Одним из таких шедевров является церковь Пятницы в Чернигове (ил. К той же группе принадлежит церковь Василия в Овруче (90-е годы XII века). От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты.
Возникшая ступенчатая конструкция украшена тремя рядами закомар имеющих килевидную форму. В результате составился многоголосый хор, славящий жизнь и все сущее. И когда например жгли Киев соседи потирали ручки. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню.
Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Благовест ее 10-тонного колокола был слышен на 42 версты по Задонью. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский предел. Кроме князей основателями таких «личных» монастырей все чаще выступают епископы, представители местного боярства и крупного купчества.
1158-1165 гг. Входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества. Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа.
Полоцкие князья получают киевскую артель, сохранившую традицию строительства в технике кладки плинфы с «утопленным рядом». Первоначально это был шестистолпный храм с одной главой. Хотя византийское искусство давало основу для выражения мысли, окончательную направленность высказывания определили акценты, расставленные в соответствии с местными запросами.
В том же XII веке в полоцкой архитектуре применялась и другая строительная техника — каменно-кирпичная кладка, при которой блоки тесаного камня чередуются с рядами плинфы (церковь Благовещения в Витебске). Подножие стройного барабана окружали декоративные закомары — кокошники. Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Массивные опорыбез видимых усилий обтекают устремленное вверх пространство. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Столбы здесь совсем не создают ощущение тесноты своим взлетом они подчеркивают «открытый» характер внутреннего пространства. На лицо сложное и в чем-то поэтическое переосмысление роли православной архитектуры: теперь многочисленные символы княжеской власти, геральдические фигуры грифонов и львов, сцены вознесения Александра Македонского, ранее известные только по произведениям «светского» искусства Киева, украшают в виде рельефов стены соборов, словно говоря о священной миссии князя и освященности свыше его земель. Построенная там около 1190 года церковь архангела Михаила (Свирская) очень близка по плану Церкви в детинце Полоцка. Храм приобрел башнеобразный характер, типичный для многих построек последующих столетий.
Этому характеру образа соответствует и яркий, сияющий колорит иконы. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. В то время, когда Москва была еще небольшим княжеством, на месте Благовещенского храма располагался древний собор.
Поддерживающие барабан купола подпружные арки опираются здесь не на столбы, а на пилоны в углах помещения. Новгородская плита со временем легко разрушается (выветривается). Облик Успенского собора (1158 – 1161) сильно изменился после пожара 1185 г. в 1185-1189 гг. 1158 г. была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн.
Даже в Киеве на Вознесенском с пуске были раскопаны остатки небольшой четырехстолпной церкви с прямоугольными боковыми апсидами и пучковыми пилястрами, также, по-видимому, построенной смоленским зодчим. И если раньше в идеологической концепции главная мысль заключалась в прославлении «боголюбивого» и «богоизбранного» князя, то теперь на смену ей приходят программы, учитывающие конкретные особенности богослужебного устава каждого конкретного храма (собора, монастыря, домовой или приходской церкви), нацеленные на раскрытие символики совершаемых в храме таинств. и соответственно произошла дезинтеграция государства с центром в Киеве. Новая техника позволила отказаться от кладки «со скрытым рядом» и перейти к более простой в исполнении равнослойной кладке, где торцы всех рядов кирпичей выходили на лицевую поверхность стен.
А вот сюжетно расписанный шатер – единственный в России. На хорах появляются маленькие приделы, посвященные патрону заказчика. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием.
Динамика сложных масс здания усилена большим количеством вертикалей, создаваемых сложно-профилированными пучковыми пилястрами. Необыкновенно легок и светел интерьер церкви.
Со временем стала независимой новгородская церковь. Не случайно именно во второй половине 12 в. возникло самое замечательное литературное произведение Древней Руси — «Слово о полку Игореве», в котором общерусские общественные, эстетические и нравственные идеалы выражены в глубоко поэтических формах. Это разные государства. От сурового облика скупо украшенного Спасского собора в Переславле-Залесском церковь Бориса и Глеба в Кидекше отличается более изысканными пропорциями и аркатурным поясом, расположенным на середине высоты прясел стен. Чрезмерным представляется и скульптурное убранство его стен, хотя сама техника обработки камня здесь выше, а скульптурные образы обретают тонкость и сложность, незнакомые резчикам 12 в. Среди замечательных памятников живописи Владимиро-Суздальского княжества выделяются фрагменты росписи Дмитриевского собора конца 12 в. В частично сохранившемся «Страшном суде» (на сводах западной части храма) образы апостолов, ангелов, праведников отличаются психологической глубиной и сложностью. Вопреки догматам церкви скульпторы переосмысляли библейскую историю в духе народных верований и представлений.
Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование. Выдающимся памятником литературы, является «Слово о полку Игореве». Активно идёт заимствование западных образцов, впервые появляются современные небоскрёбы и футуристические проекты, такие, как Москва-Сити. Очевидно, при участии смоленских зодчих в самом конце XII века был возведен и главный храм Пскова -Троицкий собор. Был задуман проект Дворца советов. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Развивалось светское пение.
Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. В результате золото накрепко соединялось с медью листа. Софийский собор в Новгороде ставится после пожара деревянной Софии в 1045 – 1050 гг. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня использовавшегося для строительства церкви. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации вXIXв. ).
Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Возможно, что их и возводили черниговские мастера. По мере разрастания сети монастырей и укрепления роли местного духовенства (к чему неизбежно привело экономическое усиление городов), христианство постепенно утрачивает присущие ему еще совсем недавно черты аристократической культуры и становится основой повседневной духовной жизни всех слоев населения. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Одним из наиболее крупных центров монументального строительства стал в XII веке Смоленск.
К югу от собора через вторую башню и переходы, выводившие на крепостную стену. Следует упомянуть замечательные браслеты с позолотой из Владимирского клада (12-13 вв. ), где орнаментальные мотивы заключены в рамки, воспроизводящие архитектурные формы.
В 1930 году храм стал патриаршим собором. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).
В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Переход и лестничная башня палат Андрея Боголюбского в Боголюбове.
Годы постройки 1158-1189 гг. Черниговские мастера создали и пример бесстолпного решения, применявшегося для наименьших по размеру церквей, — Ильинскую церковь.
В этом, видимо, сказался интерес к белокаменному зодчеству Галича и Владимирской Руси. Православный действующий храм находится на территории Суздальского кремля. И метод был единственный в то время. Еще при жизни отца, в 1155 году, Андрей Боголюбский вывозит из Вышгорода (близ Киева), византийскую икону Богоматери, позднее получившую название Владимирской, которая становится главной святыней княжества, а в дальнейшем и всего Российского государства.
Интенсивное строительство происходило в 11 и 12 вв. Гораздо более оригинален собор Спасо-Евфросиниевского монастыря (сооружен до 1159 г. ), автором которого был зодчий Иоанн.
Храмы София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу Софии Киевской, но северные зодчие творчески преобразили соборы до неузнаваемости. Поражает внутренний интерьер церкви. 11 век древнерусской архитектуре – это эпоха «трёх Софий». На хоры вводит узкая лестница идущая в толще западной стены.
На углах поставлены четыре новые главы, образовавшие торжественное пятиглавие. Первоначальные внутренние росписи храма утрачены.
Южные двери посвящены «деяниям ангелов», которые издавна были «покровителями» князей. 13 в. уникальный памятник — великолепные двери суздальского собора. Однако этот контраст не нарушает целостности. Бесстолпная церковь и терем возведены в середине XII века.
И Ладога всего в 15 км. Типы русских деревянных храмов). В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор.
1165 год. Жест ее воздетых рук, повторенный Христом, не устрашает, а привлекает. Вместе с тем в памятниках владимирской архитектуры этой поры чувствуется и прямое участие романских зодчих. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова.