Собор Святой Софии, являющийся выдающимся памятником византийской архитектуры, на протяжении целого тысячелетия был главным собором империи и самым большим храмом всего христианского мира. Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Ая-Софья — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Благодаря им и минаретам современный вид собора Святой Софии в Стамбуле отличается от того каким он был в византийский период. Софийский собор или Храм Святой Софии, Айя-София (Hagia Sophia) – гениальный памятник византийского зодчества, символ «золотого столетия» Византии.
Деисус собора Святой Софии – выдающееся произведение византийского искусства, в котором соединились высокое классическое благородство с лирической мягкостью, ощущение надмирности с удивительно живой камерной интонацией.
Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Эти колонны еще в эпоху Аврелиана были доставлены в Рим, а теперь переправлены в Константинополь. В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь.
Однако уникальным по воздействию на входящих в храм было не столько его убранство, сколько его необъятное пространство, над которым возносился на невероятную высоту гигантский купол. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Четыре мощные арки высоко держат его над молящимися.
Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Храм Святой Софии был самой пышной византийской постройкой и гордостью императора Юстиниана. По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы.
И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Вопрос этот пытаются сделать также одним из условий вступления Турции в Евросоюз. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров.
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Однако это уже не отвлеченные условные образы. Несомненно, что это было имя Христа. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Трудно сказать, каким образом старцу удалось одержать победу в борьбе за эти земли.
Такое изображение Пречистой Девы Марии известно под названием «Нерушимая стена». Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (слева), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (справа), приносящего Богородице собор Святой Софии.
Нет, не убогий старец уходил в иноческий подвиг, а человек, рассчитывавший на свои силы и Божию помощь. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси и не забуди посещати чад твоих. Созданный «Совет по освобождению Святой Софии» считает обязательным возвращение этой Великой Церкви своему первоначальному предназначению. Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью». Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках.
Но хотя официально монастырем управляли другие старцы (так, в 1667 г. игуменом монастыря был назначен сын Далмата Исаак), авторитет Далмата был велик и его слово было решающим. Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Прекратил своё существование и Константинополь.
В них четко прослеживается связь с античными традициями. Необыкновенной глубиной духовных состояний, сказочной красотой синих, золотых, лиловых цветов, фантастическим мастерством рисунка и моделировки отличается мозаика "Деисус" в южной части хор (Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей). Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас.
Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь.
Огромные хоры (второй этаж) окружают с трех сторон центральное пространство северная их сторона предназначалась для императрицы, южная – для императора и их приближенных, к юго-восточному углу собора примыкала резиденция патриарха. И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя. Тем, кто его видит, он кажется исключительным тем, кто о нем слышит, – невероятным. Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом».
Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Из Римского храма Солнца доставили 8 порфировых колонн. Аминь. Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21. Особую сложность представляло купольное завершение. Во времена Василия Великого такой композиционный тип еще не был выработан. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.
Торжественное освящение величественного храма произошло в 537 году 27 декабря. Известковые растворы готовились на ячменных отварах, куда добавлялось дорогое масло. В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть.
Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya rini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkap Saray). При императоре Ираклии он доходил до 600 человек.
Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира. Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. Но пока решения нет. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами.
Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль.
Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Ответа пока нет. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
Оно таким образом описывает этот эпизод: «. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. Видимо, они разделяли духовные и светские власти.
Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров). Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году.
В честь этой победы на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть великолепный храм, который своими размерами и пышностью затмил бы все, что было возведено в Константинополе до него. Именно вот таким образом с ним связано так много легенд. После жестокого подавления бунта, когда было убито более 30 тысяч человек император Юстиниан I Великий (527—565) заново отстраивает город, возводит новые храмы, украшает столицу величественными портиками. В 1930-х годах декретом Ататюрка он превращен в музей.
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Далмате. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил.
Собор Святой Софии предназначался для увековечивания образа императора Константина. Каменные блоки для прочности связывались свинцовой заливкой и железными полосами. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. Все священные богослужебные предметы (чаши и сосуды) были изготовлены из чистого золота, также зачаровывая своим блеском. Изнутри ее стены были украшены живописью на темы жития старца Далмата.
Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». Все инкрустировалось драгоценными камнями. Центром собора стал охвативший его внутреннее пространство гигантский купол.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I (на первом ряде колонн иероглифы были окрашены в желтый цвет, на втором – в синий). Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма.
Крест на вершине купола сменил полумесяц. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась).
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. На куполе заметны следы нескольких починок.
В 1896 г. над могилой преподобного Далмата в память исполнявшегося 250-летия существования Далматовской обители вместо деревянной часовни была возведена каменная усыпальница. Эти образы В. Н. Лазарев считал одними из самых прекрасных в византийском монументальном искусстве. Что означало имя Святой Софии.
В новой усыпальнице была воссоздана прежняя обстановка.
К 1651 г. первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище по благословению Тобольского архиепископа Герасима Кремнева деревянную часовню, келлии и ограду – первые постройки будущего монастыря. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь.
Из Ефеса были привезены 8 колонн изготовленных из зелёного мрамора. Я превзошел тебя, Соломон. И когда свет попадает в них, создается иллюзия того, что купол парит в небе.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. В византийской эстетике ключевым понятием является свет.
Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек.
Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Из нескольких областей империи привозился мрамор. От центра купола расходятся сорок ребер, которые у основания разделены сорока окнами (четыре западных заложены во время ремонта 10 в. ). В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ».
Хроники в качестве главных строителей этого памятника архитектуры упоминают два имени. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Земли, на которых поселился Далмат в 1644 г., принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов «ирбитцам и невьянцам Королевым и Шипицыным». В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. И снова бунт, снова пожар.
Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. Так что поверхность престола заиграла многоцветием оттенков. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Согласно Иоанну Малале храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника».
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. По мнению В. Н. Лазарева, архитрав алтарной преграды Святой Софии стал прообразом всех будущих иконостасов.
Напротив мозаики с Деисусом над полом возвышается беломраморная плита, на которой по-латыни написано «Хенрикус Дандоло». На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки. После захвата Константинополя турки переоборудовали собор в мечеть. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки.
И потом опять сожжен во время крупнейшего восстания «Ника», когда город был значительно разрушен. После реставрации их снова замазали известью. фунтов (около 130 т. ) золота.
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания Ника. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». На постройку был употреблён лучший строительный материал.
Он всегда был сторонником строгого соблюдения религиозных канонов и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». Через десять лет он был восстановлен в правление императора Феодосия II. Но император Юстиниан достиг своей цели: храм Святой Софии действительно создавал впечатление ослепительного великолепия. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Для строительства величественного храма выбирался лучший строительный материал. При строительстве этого символа Золотого века Византии впервые были использованы новые технологии. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько делать окон над главным алтарем), Юстиниану во сне снова явился ангел и повелел сделать три окна во имя Святой Троицы.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Ведь ему пришлось нести на себе не только тяжелую икону, но и все, что необходимо для уединенного бытия. Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений.
После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах.
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35. Он весь полон света. Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название великая.
Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями и короне с подвесками. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения.
Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19. знаем только, там Бог с человеками пребывает. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а так же одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». До них такого опыта ни у кого не было.
Император Юстиниан I не жалел никаких сил и средств на возведение этого собора, ставшего символом величия Империи. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
Одна из его колонн «потеет». Под окнами – шесть тимпанов. В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога.
Поверхности при взгляде из центра кажутся вогнутыми, вмещающими пространство, уступающими ему. Колоннады образованы 104 колоннами – зелеными из фессалийского мрамора, белыми из проконесского замечательны восемь колонн из египетского порфира в нижних тройных аркадах западных и восточных экседр (полукружий). Я превзошел тебя. ». В-третьих, венецианцы писали, что их дож похоронен в стене, а не в полу Софии. Купол храма покоится на четырех опорах и тот же летописец Прокопий так описывал производимое им впечатление: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой нити». Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
Фото, к сожалению, нет. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Размеры строения впечатляют: в длину – 81, в ширину – 72, а в высоту – 55 метров. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.
В мозаиках нет грубости не только в работе мастеров, но и переходах от цвета к цвету. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Мастера многих стран работали на константинопольскую Софию.
Неприемлемо далее позволять такое неуважение к православию, да и ко всему христианству». Жаль, что пять веков это чудо было скрыто от людей под толстым слоем штукатурки. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их».
Были также использованы целые архитектурные элементы извлечённые из древних построек. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Об этом говорят и слова Соломоновой притчи: «. По мнениюН. П. Мозаики рисуют нам облик византийских императоров, Иоанна Крестителя, ангелов. Купол виден почти отовсюду в храме.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». И действительно в восточном приделе храма на мраморе есть природный узор изображающий картину разрушенного города и даже силуэт «атомного гриба». Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». Это выходцы из Малой Азии Анфимий и Исидор.
Например, о том, что план храма был подсказан Юстиниану ангелами во сне. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. По одной секции – с севера и с юга – относятся к самому первому ремонту, который пришлось делать после того как в 557 г. (вскоре после завершения строительства) землетрясение обрушило часть купола.
К примеру известь растворяли в ячменном настое, в цемент же добавляли масло. «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский.
Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Символическая композиция представляет сцену возложения даров на престол Святой Софии императорской четой.
Но им было суждено простоять недолго. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. В эпоху раннего христианства представление о Софии – Премудрости Божией сближается с образом Иисуса как воплощенного Слова Божьего. В Святой Софии впервые была решена задача создания столь огромного купольного здания. Со всех концов империи везли редкий мрамор, шедший на убранство храма.
По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Многие говорят, что в этой части ниши из стены, всегда раздается легкий шумок. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки и покрыта довольно плоским куполом 30м в диаметре, вершина которого отстоит на 51м от пола.
Вероятно она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Лица всех трех фигур в какой-то момент подвергались переделке. А центральные двери, по византийскому преданию изготовлены были из остатков Ноева ковчега. В то время Византией правил император Константин.
"Соломон, я превзошел тебя. В золотых переплетах были и книги Священного Писания. Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру.
В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах». Император Феодосий II в 415 году повелел построить на том же самом месте, рядом с императорским дворцом новую базилику. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее.
Не минула эта участь и Византию. По всему его периметру вырезаны окна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36.
Сплав высочайшей научной и художественной культуры с удивительной по смелости творческой и конструктивной задачей и дал рождение тому явлению в истории мировой культуры, каким стала "Великая церковь", как называли ее современники. Для строительства потребовалось три (. ) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами.
Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Основному зданию предшествовали галереи-нартексы и дворы-атриумы. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». Собор построили всего за пять лет.
Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана.
Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарнойапсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенныйкоробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешнийпритворы (esonartexиexonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
С внешней стороны храм выглядел очень скромно, но поражал внутренним убранством. Многие капители украшали кресты или монограммы Юстиниана. Характер резьбы позволяет отнести «Врата» к 6 веку, однако никаких упоминаний о них в источниках не встречается. Поминальный храм в скале.
Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Этот день был последним и для самой столицы Византии. У ног Иисуса припавший император.
Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями и короне с подвесками. Качественный ремонт турбокомпрессоров не дорого. Ходит предание, что, прикоснувшись к ней, больной излечивается. Там, где императоры вступали в храм, сохранились две мозаики с царскими изображениями.
мы не можем забыть красоты той". Византийские храмы со временем уменьшатся в размерах, станут проще по замыслу, устойчивее по разработанной крестово-купольной композиции. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством.
Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Из Эфеса были привезены восемь колонн из зеленого мрамора, по преданию, от храма Дианы.
До строительства Собора Святого Петра оно было самым большим в мире. В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии.
Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Но великое искусство нельзя убить. Благодаря уменьшению и дроблению архитектурных элементов книзу вся структура кажется лишенной тяжести, как бы висячей. Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже). Под окнами можно разглядеть шесть полукруглых ниш – это и есть тимпаны. Сегодня из мозаик в тимпанах южной стороны (на фото выше) не сохранилось ни одной.
«Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках. Султан лично совершил в нём первую молитву во славу Аллаха.
Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов.
Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе. Многие последующие правители изменяли интерьер собора, украшая его на свой вкус. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Премудрость или София (от греч. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. По сторонам Богоматери два апостола — Петр и Павел. Еще выше, над порталом, на рубеже IX – Х веков появилась мозаика с изображением величественной фигуры Христа на троне (олицетворение Премудрости Божией) с Богоматерью и ангелом в медальонах по сторонам.
На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Некоторые исследователи задаются вопросом, не подделка ли это. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. прииде той Илигей татарин к старцу Далмату во образе аки зверя и хотя ево убити.
» (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном). Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10. Что понимали под этим именем христиане того времени.
На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина5.
Стены, возведенные из разноцветных мраморных плит, отделены бордюрчиками. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. Образованный сорока арками, купол имеет четыре опоры.
Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23. Ослабленная к тому времени и материально и духовно Империя не могла долго удерживать натиск завоевателей, но последний византийский император Константин XI Палеолог не отрекся от престола, а возглавил оставшийся 14-тысячный отряд защитников Византии. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Так, константинопольская София стала родоначальником тех храмов, которые позже стали относить к центрально-купольным базиликам. По размерам купола собор превосходят Пантеон и собор св.
Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники и монастырь возродился. И таким образом воплощается идея вселенской литургии. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17.
Над императорским входом в нартекс в Х столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой – преподносящие ей модели выстроенных ими города и церкви Константин и Юстиниан. В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Над ним трудилось ежедневно более десяти тысяч подневольных. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс) ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей.
Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Но из его свидетельства о том, что колонны алтарной преграды были обложены серебром, можно сделать предположение, что и изображения были тоже вычеканены из серебра. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит — невероятным.
Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. На северной стороне уцелело несколько изображений пророков. Султан Мехмет II въехал в Святую Софию на коне и вначале намеревался разрушить главный христианский храм. О, Соломон. Любимов.
Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней избавился от мучительной головной боли.
Вот таким образом основная их часть – более тысячи человек – спряталась в храме. Плоские, лишенные объема фигуры силуэтами рисуются на золотом фоне, который за счет очень мелких кубиков смальты превращается в сплошную ровную сияющую поверхность.
По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42.
Строительство храма разорило народ, даже чиновникам почти перестали платить жалованье. Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София».
В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. 1:14). Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6. Эта икона была принесена на Белое Городище Далматом из Невьянского монастыря. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства.
107 колонн из ценных пород камня поддерживали своды храма.
Мозаикой были украшен не только храм Святой Софии, но и принадлежавшие ему постройки, например, баптистерий (крещальня). А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии.
Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. Восстановленный императором Аркадием, храм снова был разрушен, на этот раз дотла, во время восстания 531 года, при подавлении которого в столице Византии погибло 35 тысяч человек. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни. Таким образом, народная молва создала вокруг имени Далмата, его могилы и вещей ореол святости.
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. не знаем, на небе или на земле были нет ведь на земле такого вида и красоты той. Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». Эти колонны служили основанием для икон.
Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина. Торжественная закладка собора состоится 24 февраля 532 г. Главными архитекторами строящегося собора назначаются, как писал Прокопий Кессарийский, Анфилий из Трал, «в искусстве механики и строительстве самый знаменитый не только из числа своих современников, но и даже из тех, кто жил задолго до него» и Исидор из Милета, «во всех отношениях человек знающий». Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». Цифра эта имела магический смысл: каждая колонна несла имя христианского святого.
Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Январь 532 года. Бронзовые обрамления порталов были позолочены, деревянные полотнища дверей (в трех центральных, по преданию, – из дерева Ноева ковчега) обиты бронзовыми или серебряными пластинами. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Сюда свозилось все лучшее, что можно было найти в древних храмах. Собор Святой Софии имеет одну интересную достопримечательность. (В Википедии плита вообще подписана 19 веком, но без уточнений откуда такая информация. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленное золото бросали ониксы, топазы, - жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины – словом, все самое дорогое.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки.
Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Впервые для его создания были применены треугольные изогнутые сводчатые конструкции.
Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Эта композиция, занимавшая центральное и самое почетное место в храме и воплощавшая идею заступничества, представляла собой не что иное, как Деисус. На фото справа внизу от купола находится южная сторона храма с окнами.
По утверждению Г. Плотникова, эти портреты были написаны масляными красками с натуры. Император Константин I Великий понимал это как никто другой. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. 1:30). 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор.
Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». Собор Св.
И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. — Побеждай). В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами.
Внутри Собор Святой Софии колоннами и столбами поделен на три нефы. Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа). Старец же, видев ево тако ярящася и помыслив человечески, воспомянув апостола Павла: «В Риме бывша римлянам назвася» и протчая, также и старец Далмат причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре ево: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася».
Так же, как и в деревянной часовне, за гробницей стоял больших размеров крест-распятие с предстоящими, «все лица живописи старинной». Император Юстиниан хотел, чтобы и внутреннее убранство Святой Софии не имело себе равных. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора.
Здесь нет контрастных по свету зон. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).
Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. Для работы над проектом храма император пригласил известных зодчих – Анфимия из Тралл и Исидора из Милета.
Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Один из авторов – Исидор из Милета – великий математик.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Стены, колонны, своды храма отделаны драгоценно. Все подчиненные византийского государства, согласно этой концепции, – лишь исполнители Божьей воли. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. И император в данном случае не является исключением. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию.
Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелами. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Благодаря тончайшим тональным переходам колористическая гамма приобретает необычайную мягкость и естественность.
Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину также и сами фигуры обладают объёмом.
Были сбиты или заштукатурены христианские росписи и мозаики, вынесены все иконы и утварь. Софийский собор пережил долгую и сложную историю. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. И то слыша оный Илигей татарин и абие преста на малое время от убийства». При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Этот храм по праву стали называть просто Великой Церковью.
.