Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире— вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. 30 мая1453 годасултанМехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. После завоевания Константинополя (1453 год) собор Св Софии в Константинополе стал мечетью Айя-София. Собор Святой Софии или Айя-София в Стамбуле (бывший Константинополь) раньше являлся главной церковью восточной христианской ветви.
Это один из старейших храмов Константинополя — Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею. Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Ая-Софья — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. У этой стамбульской достопримечательности несколько названий: Айя-Софья, Софийский собор, собор святой Софии Константинопольской. На фото собора Святой Софии в Стамбуле (Константинополе), которые можно найти в огромном количестве, четко видны уникальные фрески, мозаики и прочая отделка строения.
Если вы попали в исторический центр Стамбула (бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм – значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) – матерью всех православных христианских храмов в мире. В 15 веке (после завоевания Константинополя) крест на куполе сменился на золотой полумесяц и Собор стал Мечетью Айя-София. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом вхристианском мире— вплоть до постройкиСобора Святого ПетравРиме. До собора Святой Софии в Константинополе на её месте была другая церковь, носившая то же название, но её сожгли в 523 году.
Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Из-за цвета мрамора первые два этажасобора святой Софии в Константинополекажутся темно-серыми, почти черными.
Именно в Софийском Соборе в Константинополе в 1054 году, 16 июля произошло официальное разделение Православной и Католической церквей. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побеговаканфа, датируемых периодом Юстиниана I. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоровКонстантина (справа), приносящего в дар город Константинополь иЮстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. На вотивной мозаике, датируемой 950 годом и расположенной в люнете над дверью, ведущей из южного вестибюля в нартекс собора изображены Богоматерь с младенцем на троне и императоры Константин и Юстиниан, подносящие в дар Царице Небесной град Константинополь и собор Святой Софии. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире— вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме.
Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Святая София служила главной мечети Стамбула почти 500 лет. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
Но в 532 году Святая София опять сгорела во время очередного мятежа. Мятеж был подавлен и правивший тогда император Юстиниан в честь победы, решил построить храм, какого не было со дня сотворения Мира и какого никогда не будет. Тут же начались проблемы. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах». В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Анфимий отвечал за геометрические и математические расчеты. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором. Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. И император в данном случае не является исключением. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. В 415 году ее начали восстанавливать, но уже в более грандиозных масштабах. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.
была построена в рекордные сроки – всего за 5 лет. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч.
По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42. В них четко прослеживается связь с античными традициями. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. Император Юстиниан ежедневно обходил стройку. На строительство Святой Софии шли колоссальные суммы денег. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора.
– Как некогда людям Средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором». Главным художественно выразительным средством мозаики Деисус из Святой Софии является цвет.
С тех пор идут постоянные споры между исламскими и православными фундаменталистами. Собор Св. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.
Я Матерь Господа твоего, – отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию.
По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а так же одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
В то время она принадлежала различным жителям Константинополя. Одни требуют снова превратить храм в действующую мечеть. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась)., – спросил Афанасий. В то время Византией правил император Константин.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Высота храма Святой Софии по куполу 55, 6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31, 5 метров. Однако это уже не отвлеченные условные образы.
Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь.
Здесь возникает медресе, столовая и библиотека. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. На несколько веков Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья, в которой проводились мусульманские религиозные обряды.
Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. Т. е. Но великое искусство нельзя убить. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики.
Император Константин I Великий понимал это как никто другой. Люстры – канделябры из серебра заменили на железные.
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. В связи с тем, что храм был построен в христианской традиции и был обращен алтарем на восток, архитекторам султана пришлось постараться и перенести михраб в юго-восточный угол, для того чтобы ориентировать его на Мекку, как это предписывают мусульманские каноны храмового зодчества. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Качественный ремонт турбокомпрессоров не дорого.
Премудрость или София (от греч. Господи, Иисусе Христе, помоги мне. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. История храма началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь – новую столицу империи. Этот день был последним и для самой столицы Византии.
По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб.
Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. В память об усмирении бунта, едва не приведшего к свержению Юстиниана (483—565) император решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви свв. Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора. В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.
Ведь, чтобы признать святость пришлых святых, нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства.
Таким образом, мечеть становится социальным комплексом. Большие реставрационные работы собора Святой Софии был проведены в период 1847-49 годов. А в 336 г. Константин построил в своей столице огромную — по тем временам — христианскую церковь, посвятив ее святой Софии. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор.
Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова.
Особую сложность представляло купольное завершение. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. Эти мозаики можно видеть и сегодня. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. После реставрации их снова замазали известью.
Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть.
Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет.
Ее история началась еще при императоре Константине Великом, основавшем в 324 г. новую столицу Римской империи – город Константинополь. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарнойапсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенныйкоробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешнийпритворы (esonartexиexonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
Главных архитекторов, возводивших Софию, уже не было в живых. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая».
Ныне всемирно известная Святая София начиналась с небольшой базилики, которую еще в 4 веке (предположительно в 330 году) заложил сам император Константин Великий.
«Соломон, я превзошёл тебя. »— такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. » (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном). Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения.
Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Сверху по сторонам от Христа представлены два медальона с полуфигурами Богоматери и Архангела Гавриила – своеобразный вариант Деисуса.
Прекратил своё существование и Константинополь. Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Ибо иначе судят люди иначе устрояет Премудрый. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Не минула эта участь и Византию. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Аминь. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Эти колонны служили основанием для икон.
И снова бунт, снова пожар. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Мехмед II пристроил 2 минарета к Святой Софии. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью.
— Побеждай). После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью». Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
На берег Босфора для этого доставлялись в необходимом количестве лучшие сорта мрамора из Греции. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Я превзошел тебя, Соломон. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17.
Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом идущую ему навстречу. В 404 году Святая София сгорела во время мятежа. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты.
Я здешний инок, – отвечал святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах. Плоские, лишенные объема фигуры силуэтами рисуются на золотом фоне, который за счет очень мелких кубиков смальты превращается в сплошную ровную сияющую поверхность. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом7. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас.
Сергия и Вакха. Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким.
Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле. Январь 532 года. Таким образом, Святая София строилась из бывших языческих храмов.
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35.
И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь.
Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Вот таким образом частенько красоты Святой Софии невозможно рассмотреть из-за лесов. Его божественная сущность и удаленность от земного мира подчеркиваются самым мистическим в византийской живописи созвучием цветов – темно-синего цвета Его гиматия и золота хитона. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо.
Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию.
Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже). И с поставленной задачей они справились достойно, это могут сегодня засвидетельствовать многие тысячи туристов и паломников, ежегодно посещающих Софийский собор в Стамбуле. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек.
Композиция храма совмещает в себе элементы трехнефной базилики и центрического купольного объема. Кто ты. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. На что султан сказал: Позолотите, только слегка.
По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Султан Махмуд заказал в 1739 году и фонтан для омовений. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти.
человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София.
Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа.
Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая».
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой Горе чудная обитель. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. С1985 годасобор Святая София занесен в спискиВсемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время Софийский собор в Стамбуле является одной из важнейших культурно-исторических достопримечательностей Турции.
Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а так же одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. Поминальный храм в скале. Исидор воплощал все это в камне.
В те дни в Константинополь прибыл преподобный Михаил Малеин игумен Киминского монастыря. Высокий дух, глубокий ум Авраамия поразили Никифора и на всю жизнь внушили благоговейное почитание и любовь к святому. Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6. Торжественные, монументальные фигуры, выполненные с великолепным чувством пропорций и масштабов, будто выступают из золотого фона.
Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya rini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkap Saray). Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть. Мозаики собораВ прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику.
В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. Святая София приобретает статус музея.
«» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. И таким образом воплощается идея вселенской литургии.
По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. Все слышали, как Преподобный призывал Господа: Слава Тебе, Боже. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Свои двери в качестве музея Агиа София открыла в 1935 году. В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой).
Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Ая-Софья — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.
В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников— парусов— которые в дальненйшем получили большое распространение в мировой архитектуре. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
Во время работ была сбита штукатурка, которая открыла христианские фрески. Авраамий рассказал игумену свою жизнь, открыл ему сокровенное желание стать иноком. Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни.
Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством.
А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Для строительства потребовалось три (. ) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии. 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Игумен с радостью исполнил его просьбу и постриг его с именем Афанасий. Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания.
Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Со всей империи поставлялся мрамор, который брался из античных зданий.
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
Базилика уже не справлялась с желающими посетить ее. Жаль, что пять веков это чудо было скрыто от людей под толстым слоем штукатурки. Преподобне отче Афанасие изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче.
По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа). 1:14).
Святая София остается пока музеем для всех и хозяйничают в нем реставраторы. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. Ревность по иноческой жизни снедала Авраамия. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».
Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году.
Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи11. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч.
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I (на первом ряде колонн иероглифы были окрашены в желтый цвет, на втором – в синий). Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма.
В скором времени ученик достиг совершенства учителя и сам стал наставником юношества. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».
Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. До них такого опыта ни у кого не было. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их».
В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки. Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». Но Константинополь достаточно быстро рос. Внешний облик храма производит не меньшее впечатление: массивные строгие стены и купола поддерживаются лишенными украшений контрфорсами в виде пилонов и башен.
Мозаики рисуют нам облик византийских императоров, Иоанна Крестителя, ангелов. В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский.
Купол, восстановленный Трдатом, мы видим и сегодня. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Андрей Грабар отмечает, что возможно мозаичист скопировал некий древний образец так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.
На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35.
Воротись и Я помогу тебе. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды.
Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Здесь нет контрастных по свету зон. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. Число братии росло, в Лавре шли строительные работы. Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Другие требуют водрузить на нее крест, уничтожив все присутствующие мусульманские моменты.
В мозаиках нет грубости не только в работе мастеров, но и переходах от цвета к цвету. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. фунтов (около 130 т. ) золота. Их дело продолжил племянник Исидора, который поднял купол на 9 метров. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София.
Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому.
Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити, да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии.
Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». Он дал ей имя – Святая София. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский.
Многие отказались ее продавать. Вот таким образом некоторые сокровища Святой Софии сегодня можноувидеть не в Стамбуле, а в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции. И хотя после крестоносцев Константинополь возродился, он уже не представлял из себя того могучего города, которым был ранее. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом.
Любимов. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36.
На этот раз реставрировал Святую Софию армянский архитектор Трдат – авторКафедрального собора в Ани. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм. Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи.
Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора. В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ». Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Здесь Преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Где твоя вера.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии.
Были приглашены швейцарские архитекторы Гаспаре и Джузеппе Фоссати. 1:30). Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко.
На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке. Как известно, любые империи достигают своего расцвета, а потом движутся в сторону деградации и заката.
Кто ты и куда идешь.
Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Под новый храм требовалась окрестная земля. С этого момента началось возведение великого храма.
Также в поздние времена храм окружили четыре минарета. Музей Айя-СофияВосстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. – тихо спросила Она.
По всей видимости, достраивал базилику уже сын Константина Констанций II во время своего правления в 340–350-е годы. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ.
Братия недоумевала и размышляла над словами Преподобного. Констанций – сын Константина – приказал ее расширить. Андрей Грабар отмечает, что возможно мозаичист скопировал некий древний образец так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. В византийской эстетике ключевым понятием является свет.