Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Тициан Вечеллио (1488/1490—1576) родился в городке Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore), расположенном в итальянских Альпах. В возрасте 11-12 лет Тициана отправили в Венецию для обучения живописи и устроили учеником в мастерскую Джованни Беллини, ведущего художника своего поколения.
Созданные им образы обладают мощными силами. Тогда же наряду с традиционным поколенным портретом Тициан создает новый жанр: портрет-картину, где персонажи изображенные в полный рост, вовлечены в определенное сюжетное действие.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Спаситель мира — очень пострадавшая картина. Пожалуй, опасно смотреть на такие картины молодым художникам. История их любви очень трогательна.
К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру. Цвет шерсти собаки находится в тонкой гармонии с нарядом Карла V. Тициан, чтобы подчеркнуть его властную личность более убедительно, выбрал точку зрения снизу, сосредоточив внимание на росте императора.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) Тициан создает шедевр – «Успение Богородицы» (Assumption of the Virgin). В 1532 г. художник возводится в дворянство, ему присваивается титул графа-палантина и он награждается орденом рыцаря Золотой шпоры. В 1545 г. Тициан едет в Рим писать портреты папы Павла III и там встречается с Микеланджело. В 1548 г. по приглашению императора Священной Римской империи Карла V Тициан посещает Германию. В период с 1550 г. по 1576 г. Тициан работает в качестве художника-портретиста короля Испании Филиппа II и по его заказу пишет серию мифологических картин известных как «Poesie» и считающихся величайшими произведениями художника. В 1575 г. во время эпидемии чумы в Венеции Тициан заболевает и умирает 27 августа 1576 г. Работы Тициана экспонируются во многих, самых знаменитых музеях мира: Лувре, Национальном музее Прадо, Музее Тиссена-Борнемиссы, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Метрополитен-музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Венском музее истории искусств, Государственном Эрмитаже. На аукционах Sothebys в 2008-2011 г. г. Но брак (по настоянию Тициана. ) влюбленные все же заключили – когда Чечилия тяжело заболела. Франциска. Необычно исполнение картины.
Причиной этого была во многом слава его портретов. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Здесь чувствуется старческая мудрость, какое-то безразличие к суете вещей. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. После Джорджоне художник Вечеллио старался найти для себя кого-нибудь из высшего художественного сословия, чтобы набраться опыта.
Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Именно с Джорджоне Тицианом выполнены первые работы – фрески в венецианском дворце Фондако деи Тедески (Fondaco dei Tedeschi).
42 произведения, созданных с 1553 г. по 1568 г. Недавно в Москву привозили полотна Тициана. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. К счастью, молодая жена выжила. было продано три картины художника:- «Мадонна и младенец со Св.
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Они выставлялись с июня по октябрь в ГМИИ им.
Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке. Кроме того, государственные заказы требовали от художников репрезентативности и Тициан не был исключением, что четко прослеживается в его творчестве. Он не ломается, когда создает свою интерпретацию евангельской героини. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Один цвет — черный — создает весь красочный эффект на Св.
Рядом с ней находится в рубище св. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Она значилась в инвентаре мастера, составленном по смерти его и, вероятно, была подправлена и докончена теми, кому досталась в наследство. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
Картины Тициана с мадоннами и младенцами ценились знатоками того времени и отмечались как полотна, полные жизнеутверждающей силы и той особой внутренней просветленности, которая отличала творчество живописца. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Каждый из вторых художников Венеции велик, гениален и вполне независим. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.
Колорит – контрастный. В поздних картинах художник стал уделять больше внимания именно цвету, наделяя его особыми психологическими характеристиками. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
Так называли современники Тициана. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Лукой и Екатериной Александрийской» (The Madonna and Child with Saints Luke and Catherine of Alexandria) – 16 882 500 долларов США (27. 01. 2011)- «Портрет адмирала Франческо Дуодо» (Portrait of An Admiral Francesco Duodo) – 1 762 500 долларов США (27. 01. 2009)- «Кающаяся Магдалина» (The penitent Magdalene) – 4 521 000 долларов США (24. 01. 2008)В двух разделах коллекции показана 91 картина ТицианаРаздел 1.
Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции).
Тициан остается лишь наиболее ярким среди них. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Вернее, здесь живопись только и стала живописью, чем-то самодовлеющим. Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. К портретному жанру Тициан обратился еще в 1510-е годы и на протяжении четырех десятилетий создал обширную портретную галерею, в которой предстает как величайший портретист не только итальянского, но и всего европейского Возрождения.
Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Теперь она выставлена в Вашингтоне.
Характерно для Тициана — его простая правдивость, его полная искренность. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Петра.
В этом отношении сравнение Тициана с солнцем не верно. Его клиентами были Карл V испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и другие не менее известные личности. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Пушкина.
Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Кстати, Данай у художника несколько и хранятся они в разных музеях мира. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Лукавый изнуренный немощью первосвященник передан искренним венецианцем без всякой прикрасы, просто и смело. До этого в Пушкинском в разное время гостили всего четыре картины великого мастера: «Динарий кесаря», «Венера Урбинская», «Портрет Пьетро Аретино» и «Портрет мужчины с голубыми глазами».
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно.
Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.
На Тициана повлиял не только богатство цветовой гаммы пролизведений Джованни Беллини, но и лирически неуловимые пасторальные и мифологические сцены картин ученика Джованни Беллини Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко). Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Это солнце всей системы венецианской живописи. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Эта работа новатора. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
49 произведений, созданных с 1508 г. по 1551 г. Раздел 2. Магдалина Тициана плачет лишь о том, что она недостаточно любила, недостаточно пеклась о любимом, не принесла себя в жертву ему. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера.
И к тому же один из самых больших его портретов. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Был ли Джорджоне действительно на год моложе Тициана, в настоящее время подвергается сомнению (в связи с теми сомнениями, которые возникли относительно достижения Тицианом 99 лет).
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год).
Волшебный мрак не ложится здесь, как у Леонардо, методичными тенями, не вырисовывает, не определяет, не граничит, а оставляет видениям всю их трепетность их жизненную вибрацию. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Ассунта Тициана полна героического пафоса. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Художник одет в простую и дорогую одежду.
Не менее чувственна и Даная Тициана. Много и охотно художник писал женские портреты. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа.
Приглушена и торжественна красочная гамма — сочетания изумрудно-зеленых тонов одеяния Магдалины, темно-синего плаща Марии, розово-красного одеяния Никодима. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Он чувствует себя независимым. Художнику поручают завершение неоконченных Джованни Беллини картин в зале Большого совета Дворца дожей (Palazzo Ducale). В 1516-1518 г. г. в венецианском соборе «Успения Девы Марии». Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Кто изображен на картине – загадка. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Он и не относится к ней легкомысленно. Живопись Тициана постепенно приобретала признаки зрелости, сюжеты становились все более осмысленными, а тончайшие полутона на его полотнах приводили в восторг ценителей живописи. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело.
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Затем следуют заказы от императора Карла V, который назначает Тициана придворным живописцем и для кого тот выполнил ряд картин. Это отразится в его автопортретах. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Действительно, здесь живопись в том смысле, как она понималась во всей остальной истории искусства (за исключением именно Рембрандта, отчасти еще Гойи и французов 1860-х, 1870-х годов) исчезла и заменена чем-то другим. У них родился сын Персей.
Естественнее предположить, что Тициан был моложе своего товарища из Кастельфранко и это объяснило бы его поступление (в 1506) к Джорджоне в качестве помощника при росписи фресками (впоследствии погибшими) Фондако деи Тедески в Венеции. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро».
Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма — сына «Дама с камелиями» это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам.
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Создавший в 1510—1540-е годы обширную портретную галерею, он, видимо, утрачивает интерес к портрету и обращается теперь к этому жанру крайне редко. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. В 1511 г. художник оправляется в Падую, где в течение нескольких месяцев работает над фресками в соборе Святого Антония Падуанскаго (Basilica Pontificia di SantAntonio di Padova). В 1512 г. Тициан возвращается в Венецию и в 1513 г. назначается смотрителем правительственных работ. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Над темным морем он несет её на Крит. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
Вблизи поверхность таких картин напоминает некий первозданный хаос, но стоит немного отступить назад и из этого хаоса возникают полные жизни и драматического пафоса персонажи, становятся определенными краски, а положенные рядом втертые друг в друга мазки бледно-желтых, вишнево-красных, светло-зеленых мазков могут превратиться в легкую серебристо-белую ткань одежд. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Себастьане, не много красок также на картинах Се человек и Несение креста.