В течение тридцати лет Марат блуждал по Европе или прозябал в Париже. Неккер, по словам Марата, задумал «ужасное дело – извести голодом и отравить народ, он навсегда навлек на себя проклятие французов и презрение человеческого рода». В этот день он распространил в городе плакат, в котором призывал убивать всех антиреволюционеров.
«Нам нужна не отставка министров, нам нужны их головы, головы всех сторонников министерства в Собрании, головы вашего мэра, вашего генерала, почти всего генерального штаба, большей части муниципальных советников, главных агентов исполнительной власти в королевстве». В самом начале достаточно было незначительного количества жизней, «нужно было отрубить 500 голов после взятия Бастилии и тогда все было бы хорошо».
В высших науках о природе или человеческом обществе, утверждает Марат, он дошел до конца. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. «Декарт, Гельвеций, Галлер, Лекст, Юм, Вольтер, Бонне, делали из этого непроницаемый секрет, тайну». Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Брюссель. В холодном воздухе этой комнаты, на этих холодных стенах, вокруг этой холодной и зловещей ванны чувствуется веяние души".
«Оптика» Марата – полное отрицание великой истины найденной Ньютоном столетие назад и проверенной столетием опытов и вычислений. Но казнь короля не привела к достатку населения. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Вода в ванне и простыни окрашены кровью. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Педагогическая система его учителя – известного живописца Ж. М.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. «Я полагаю, что исчерпал почти все комбинации человеческого ума по вопросам морали, философии и политики». Для того же, чтобы она хорошо действовала, он сам должен ее применить.
«Из одних только потребностей человека, – пишет Марат, – проистекают все его права. Он – Ньютон и даже больше того. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.
Королевский музей изящных искусств. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». «Друг народа» сильно помог распространению среди народа, особенно парижан, крайнего радикального революционного фанатизма популярность его выразилась и во многих подделках под него. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Этот художник был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс.
Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Но, конечно, не в память де Будри улица Марата получила свое имя.
– «К чему полумеры. Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа». Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид».
«Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Наконец против Марата якобы возник заговор академиков. Если вы неспособны меня понимать, тем хуже для вас».
Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Это такая своеобразная эпитафия. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. «Душа и тело, – пишет там Марат, – являются различными субстанциями, не имеющими между собою никакой необходимой связи и соединенными между собою одним только нервным током».
Ассигнация лежит тут же рядом. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась).
«Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина.
Пока Марат записывал имена вымышленных «заговорщиков против республики», обещая вскоре отправить их всех на гильотину, Корде нанесла ему смертельный удар кинжалом. Высказываясь в духе просветителей о правах низших классов, Марат в том числе проводит и мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном». Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови.
Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Убийство произошло 13 июля 1793 года. В 1773 году Марат издал книгу: «О человеке или принципы влияния души на тело и тела на душу», вовлекшую его в полемику с Вольтером, а затем – революционную брошюру «Цепи рабства». Со времени взятия Бастилии, «растраты одного только муниципалитета превышают 200 миллионов, считают, что Байи положил себе в карман более двух миллионов, а то, что в течение двух лет положил себе в карман Лафайет, не поддается учету».
Для обеспечения своего счастья он имеет право решаться на все». Вторая рука лежит на доске. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». «Патриотическая контрибуция, – говорит он, – должна дать 4860 миллионов и, может быть, вдвое больше с этой суммой Неккер может вооружить 500000 человек и он рассчитывает на это, чтобы подчинить себе Францию». Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ".
А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Марат уверяет, что он раскрыл тайну, установил местопребывание души, указал посредника, через которого сообщаются душа и тело. Никогда человек после такой разнообразной культуры не имел столь неисцелимо ложного ума.
Оно голодало. С ранних лет я был снедаем любовью к славе, страстью, менявшей свой объект в течение разных периодов моей жизни, но не оставившей меня ни на одно мгновение». Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры.
Картина лаконична. Я понимаю коечто в военном искусстве и я мог бы без самохвальства отвечать за успех». 165 x 128 см.
Никогда человек не имел и не сохранял столь высокого представления о самом себе. В случае необходимости он может быть генералом и притом победоносным. В 1789 Марат написал «Дар отечеству», «Перечень пороков английской конституции», составил проект установления конституционной монархии, а с началом великой французской революции стал издавать знаменитую газету «Друг народа», выходившую с 12 сентября 1789 по самый день смерти Марата, под разными названиями.
Он велел пустить к нему составительницу письма. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями».
Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Картина даже не была никем заказана. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину».
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Художник рисовал для себя. Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: «Перед нами Драма во всем ее ужасе. Марат не постеснялся принять Шарлотту, сидя в ванне. В самом Конвенте не было единства.
Давид руководил также организацией национальных празднеств в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы». До него «не знали, какое место занимает в природе электрический ток. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Естественно вот таким образом, что Марата преследуют, что он должен бежать и жить по месяцам подобно летучей мыши «в погребе, в подземелья и в темном тайнике».
В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Повторяю еще раз, что другого средства кроме народной расправы не существует».
За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. Его трактат «О человеке» – нагромождение физиологических и моральных мест, отрывков плохо воспринятых и непонятых сочинений, взятых наудачу имен, ни на чем не основанных, нелепых предположений, в котором соединяются учения семнадцатого и восемнадцатого столетия и порождают одни только пустые фразы.
Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). Так происходили похороны. И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Он делает предсказания и притом абсолютно верные, средним числом два раза в неделю: в первые дни Конвента Марат уже считает за собой «триста предсказаний главных событий Революции, вполне оправдавшихся фактами».
Марат был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти столичные убийства оправдывались и народ призывали повторить их в провинции (потом Марат отрицал свое участие в этом и называл сентябрьские события несчастными). Одно время ему пришлось скрываться в подвалах. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Потеряв родителей, он снискивал пропитание уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город. И художник принял оба предложения. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал.
Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. 13 июля 1793 дворянка-жирондистка Шарлотта Кордэ (принадлежавшая к роду потомков великого драматурга Корнеля) пришла в дом Марата якобы с целью сообщить ему список «врагов народа».
Байи тоже вор, а Малуэ – паяц. Никогда рассудительное безумие не проявлялось более резко. Лаконичная надпись — «Марату Давид.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Да, Давид действительно был документально точен, вот таким образом на его картине все изображено, как было: и ванна и смертельно раненный Марат и листок в его руке и деревянный чурбан и чернильница и бумаги. Я мог бы доказать в случае необходимости, что они устраивали частые собрания, чтобы придумать самые действительные средства меня оклеветать». Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. По мнению Марата, ученые, не пожелавшие восхищаться им – дураки, шарлатаны и плагиаторы.
Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Им было доверено 12. 000 франков для изыскания средства управления воздушными шарами, «а они поделили их между собой и промотали их в Рапе, в Опере и у девок». Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». «Я писал ее сердцем», – говорил о своем шедевре Давид. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера.
Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Вьена – основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Как только художник узнал об убийстве, он сразу кинулся на улицу Кордильеров, на которой жил Марат. По мысли Марата, при первом пушечном выстреле на границе, «нужно, чтобы народ закрыл ворота всех городов и чтобы он тотчас же освободился от всех мятежных священников, антиреволюционных чиновников, заведомых махинаторов и их сообщников».
Само полотно художник создал в течение трех месяцев. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата – мертвого и одновременно живого. Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде.
Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. 2. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный.
Я открыл его и указал на его роль, так что теперь никаких сомнений быть не может». Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Он великий политический врач. Если существуют неудачи, то только потому, что не слушались советов Марата. Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид».
Из них трех Марат чудовищнее всех. На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу.
Истинный патриот должен служить ей охотно, всеми средствами просвещая сограждан и призывая их к возвышенным подвигам и добродетели» – это высказывание Давида. Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление. Переворот десятого августа 1792 принёс ему власть и влияние.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Особо следует сказать о живописном строе картины. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. Да, Давид действительно был документально точен, вот таким образом на его картине все изображено, как было: и ванна и смертельно раненный Марат и листок в его руке и деревянный чурбан и чернильница и бумаги. В конце 1791 Марат переселился в Лондон, где стал писать книгу: «Школа гражданина», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за свою газету.
С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. (Jean-Paul Marat, 1744-1793) — французский революционер родился в Швейцарии, получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. Точным глазомером хирурга Марат определяет размеры зла. Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным.
Ее казнили. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Одержимый тон газеты вызвал против Марата преследования. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат.
Вот и Марату досталась своя улица – хотя, например, его соратнику Максимилиану Робеспьеру пришлось ждать очереди еще пять лет (набережная Робеспьера получит свое имя в 1923-м). Карлу Либкнехту «подарили» Большой проспект Петроградской стороны, в честь Жана Жореса наименовали нынешнюю набережную Кутузова.
Исходя из «физической необходимости прав человека», Марат приходит к заключению, «что общество должно обеспечить поддержку тем из своих членов, которые не имеют никакой собственности и которые едва могут удовлетворить свои потребности трудом. Когда шесть недель спустя общественный нарыв становится гораздо больше, число возрастает соответственно, теперь Марат уже требует 270. 000 голов, все из человечности, «чтобы обеспечить общественное спокойствие», при том условии, чтобы лично ему, Марату, поручить произвести эту операцию, одну только эту операцию, в качестве мстителя. Трижды под предлогом, что хочет предупредить о готовящемся заговоре, она пыталась проникнуть к Марату. – Ваша месть должна быть обдуманна.
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. В 1780 он представил на конкурс свой «План уголовного законодательства». Вот, наконец, престол опрокинут, но, кричит Марат, «смотрите, не поддавайтесь голосу ложного сострадания. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Сумбурное и хаотичное убийство тщательноредактируется художником и походит на мученичество.
«Если бы я был народным трибуном и меня поддерживало несколько тысяч решительных людей, я ручаюсь за то, что через шесть недель конституция была бы совершенна, что политическая машина работала бы вполне исправно, что нация была бы свободна и счастлива, что менее чем через год страна была бы в цветущем состоянии и внушала бы уважение своим врагам и что все это было бы до тех пор, пока бы я был в живых». На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). Однако когда Марат пробует что-либо сочинять, он подражает или же впадает в ошибки. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление.
Все они мошенники: «Я, – заявляет Марат, – мог бы привести сто случаев подлости господ академиков Парижа, сто растрат доверенных сумм». – вопрошает Марат. По словам Марата, достаточно будет ему только видеть два раза, каким образом сражаются вандейцы, чтобы найти средство кончить войну «после первой же схватки». Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. При свечах художник быстро делал наброски. Думали о другом: увековечить имена революционных героев. Она ненавидела его за это.
В 1779–1787 Марат был врачом графа Артуа. Композиция проста и смела. Холст, масло. До меня настоящие, первоначальные цвета были неизвестны». Но болезнь уже сложилась, отныне в мозгу Марата существуют самые нелепые, даже физически и математически невозможные представления.
Его отец, доктор, предназначал Марата с самого раннего детства быть ученым, мать его идеалистка, подготовила его быть филантропом и он сам всегда стремился к этим двум целям. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции – времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, – он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Последние пять месяцев Марат был весь покрыт лишаями и чувствовал зуд во всем теле. Какая нелепость хвалить отвагу и бескорыстие Лафайета.
На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». 15 ноября 1791 года Марат утверждает, что скопище эмигрантов заключает в себе «не менее 120. 000 бывших дворян и партизан и дисциплинированных солдат, не считая сил немецких князей, которые должны присоединиться, к ним». Франция. Его сильно потрясла смерть Марата.
Это – честолюбивый бред, хорошо известный в домах для сумасшедших. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Жирондисты требовали привлечь его к суду за подстрекательство к убийствам. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». Шедевр Давида тех лет – «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель).
13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 – 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. По словам Марата, сначала против него составился заговор философов: когда его трактат «О человеке» был выслан из Амстердама в Париж, «они почувствовали, какой удар я наношу их принципам и добились того, что книгу задержали в таможне». Линия христианства прослеживается и в изображении пера в руке убитого – перо в христианской иконографии было символом веры, надежды и любви – качествами, которыми в глазах современников, бесспорно, обладал Марат и в изображении полотенца на голове Марата – явная аллюзия на терновый венец Христа.
Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала.
Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро.
Классицизм. Отсюда вполне ясны последствия. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны.
На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Я жду вашего ответа». Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости».
Давид был также активным участником революционных событий. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров.
С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Я жду Вашего совета». Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Естественно, что мнимый угнетаемый Марат защищается, то есть нападает.
Ее отправили на гильотину. Она в нем говорит, что очень несчастна. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением.
Но написанные по заказу полотна – «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие – при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет. Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным. Лаплас и Монж, простые автоматы, являются только счетными машинами Лавуазье, «мнимый автор всех наделавших шуму изобретении, не имеет ни одной оригинальной мысли», он грабит других, не понимая их и «меняет системы как рубашки». Подражайте вот таким образом вашим неумолимым врагам, не выходите никогда без оружия и закалывайте или застреливайте их тут же, чтобы они не могли ускользнуть от вас благодаря затяжкам правосудия».
Марат «слышит», «как двадцать миллионов кричат в один голос: Если черные и пораженные гангреной министерские приверженцы будут настолько дерзки, что проведут проект роспуска и воссоздания армии, постройте, граждане, восемьсот виселиц в Тюильрийском саду и повесьте на них всех изменников, с гнусным Рикети, графом Мирабо во главе и устройте в середине бассейна громадный костер, чтобы сжечь на нем министров и их сообщников». Мы не отслеживаем действия пользователей, которые самостоятельно выкладывают источники текстов, являющиеся объектом вашего авторского права.
Если бы Друг народа Марат мог найти две тысячи решительных людей, «он для спасения родины вырвал бы сердце у дьявольского Мотье, окруженного своими батальонами, он сжег бы в его дворце монарха и его клевретов, он умертвил бы депутатов в зале заседаний и их тела были бы погребены под пылающими развалинами их вертепа». Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Она не отпиралась на суде.
Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Смерть МаратаЖак Луи ДавидЖан Поль Марат- один из предводителей Великой Французской Революции, радикальный журналист, лидер якобинцев. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания.
Ее взяли на месте преступления. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.