Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. Интерес художника сосредоточен не на углубленной характеристике персонажей и разнообразии предметов.
На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. Здесь же художник написал свои лучшие работы. их сильно сблизила погоня семейки Гавс за ними.
Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. В. Лазарев, говоря об интерьерах Хоха 1658-62 годов, отмечал: «Первое, что выделяет интерьеры де Хоха среда всех голландских мастеров – полное гармоническое созвучие между человеком, пространствам и светом. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Работу отличают цельность и ценность деталей. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события.
Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Круг тем Хоха очень узок. Сохранились свидетельства существования автоматонов и в допетровской Руси. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги.
Вот таким образом и в творчестве Яна Вермеера почти не звучит тема бренности бытия, которая была столь заметна в произведениях других голландских живописцев XVII века. В каталоге аукциона предметов искусства 1719 года этой картине была дана следующая характеристика: «знаменитая картина кисти Вермеера Делфтского, подлинное произведение искусства». Можно рассмотреть даже белый контур, отделяющий главного персонажа от фона. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения.
Завершающей стадией работы над картиной Служанка с кувшином молока (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Помимо «Хозяйки и служанки» художник изобразил эту накидку в следующих полотнах: «Девушка с жемчужным ожерельем», «Дама в жёлтом, пишущая письмо». И наконец «Писатель» — самый сложный из трех автоматонов, состоит из шести тысяч деталей. М. Фридлендер называл его «мастером натюрморта», а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: «Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею».
С. 58—60). Купец Йохан Вем в своих дневниках приводит о нем следующие сведения: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя и бежал медведь от него в ранах и ссадинах Железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке, который мне так никогда и не поддался». Одной из таких картин стала «Хозяйка и служанка» 1666—1667 годов3. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. — Сейчас я вам расскажу, — отвечал Гаргантюа.
После окончания своей учёбы в 1896 году художник уезжает вместе со своей семьёй в курортное местечко Клаузен в Южном Тироле, которое он впервые посетил «на пленэре» еще в 1891 году. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. В работах мастера нет торжества материального мира. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка.
Предполагается, что это были комнаты его родного дома. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе.
Чувство пространства главенствует в этом холсте, создавая ощущение бесконечно длящегося духовного бытия. Они могли поворачивать головы, открывать глаза, ходить и «по ночам охраняли храмы от грабителей». Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Это был «пастух», который играл на барабане и флейте (причем имел весьма разнообразный репертуар). Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. В обстановке царит благополучие и чистота. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Художник любил чистые, насыщенные цвета, особенно желтый, синий, напоминающий о знаменитом делфтском фаянсе и белый. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением.
уточка ловко и довольно легко обводит братьев Гавс вокруг пальца. Картина «Молочница» поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Небольшой капитал, скопленный им за годы службы у де ла Гранже, он употребил на то, чтобы перевезти семью на новое место и обзавестись новым хозяйством. В частности имеются свидетельства того, что у Ивана Грозного был механический автоматон-слуга — «железный мужик».
В них Хох достиг наивысшего мастерства и они составили славу жанровой живописи Нидерландов. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Одним из вариантов скрытого автопортрета считается веселый господин, расположенный на левой стороне картины «Сводница».
Но это мало что меняет. Огромное здание, которое в 1648—1655 годах построил Ян ван Кампен в духе голландского классицизма, было крупнейшим для этого типа общественных сооружений в Европе. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Мы лишь постепенно осознаем цветовое богатство и тщательную про- думанность колорита.
Это полотно голландского художника известно также под названиями «Молочница», «Кухарка», «Девушка с кувшином молока», «Молодая женщина, наливающая молоко». Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. В другой раз — шапочкой одной из помянутых дам, — ощущение было то же самое. Питер де Хох родился в Роттердаме в семье каменщика, учился живописи в Харлеме у пейзажиста Николаса Берхема.
В 1662 году Ян Вермеер после 9 летнего периода членства в Гильдии Св. Он захотел доказать своим критикам, что умеет не только подражать великим, но и в состоянии полностью в них перевоплотиться.
«Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства.
По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. О жизни Вермеера известно очень мало. В данной работе проявился весь живописный талант Вермера. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре.
Позже Вилли и Понка объеденяют усилия в поиске информации о Делле Дак. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. В молодости он служил камердинером у богатого торговца сукном, в более зрелые годы, попытавшись сделать самостоятельную карьеру, впал в нищету.
Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. За его полотна платились большие деньги, в частности, картина Вермеера «Молочница» была куплена за огромную сумму в 175 гульденов. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его.
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Образ хозяйки был позаимствован из классических римских статуй (ее профиль, прическа), а служанки из сцен греческих трагедий— прибытие гонца с важными новостями6. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Действительно, долгое время в художнике подчеркивали прежде всего прекраснодушные черты «чистого живописца». Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении.
Ввиду этого, с этого момента он в силу занятости пишет не более двух картин в год. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде.
О развитии художественных способностей речи не шло. В играх Поночка может увлечься даже быть довольно жёсткой, как в эпизоде Daytrip of Doom. Служанки были обучены аккуратно подсовывать бурдалю под юбки госпожам.
Французский писатель М. Пруст в своем романном цикле «В поисках утраченного времени» вплел в ткань повествования популярную в его время традицию понимания искусства Вермеера Дельфтского: его живопись реализует тот идеал Искусства, которое отрешено от жизни в созерцательной, почти сакральной тишине. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. она совершенно не умеет врать, хотя в эпизоде The Beagle Birthday Massacre.
Так, например известно, что в Древнем Египте жрецы хранили статую Осириса, в глазницах которой в нужный момент вспыхивал огонь, а другие храмовые статуи имели механические руки управлявшиеся жрецами. Рассудок его начал мутиться.
Барокко. и Woo-oo. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка.
Все три автоматона сохранились и их можно увидеть в Музее искусств и истории Невшателя (Швейцария). Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Лина и Понка, на данный момент, являются очень хорошими подругами. Этот автоматон был представлен автором Французской академии наук и имел большой успех.
Луки становится— старшиной гильдии. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. В ящике, отделанном как зал дворца, размещались маленькие фарфоровые куклы-музыканты.
О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). Неизвестно, когда в точности была написана картина. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Бурдалю использовались представительницами высших слоёв общества во время длительных поездок или визитов в качестве мобильных «дневных ваз». Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. 4.
Творчество художника было полностью забыто вплоть до се- редины XIX века. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Но тем не менее, она легко заводит новых друзей, пусть иногда и довольно странным образом. Закончив «лепку» (позднее художника называли «гениальным гончаром»), он наносил на картину маленькие единичные мазки, точнее, светлые точки, в данном случае они видны на посуде, хлебе, женской кофте, отчего поверхность предметов выглядит светоносной. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация.
В 1889 году художник много путешествует, его картины изображают виды Голландии. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Так и «Служанка с кувшином молока» представляет собой самодовлеющий мир.
Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века. Картина Вермеера «Молочница» – это очень небольшая по размеру картина – 45х41 см. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает.
Также, как показано в сериях Daytrip of Doom. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Механик и часовщик Жак де Вокансон создал известный автоматон «Крысолов». Она поистине удивительна по замыслу и воплощению.
Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. А в 1739 году изобретатель построил автоматон известный как «утка Вокансона» или «утка, принимавшая пищу».
Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Уже тогда автоматоны широко использовались в ритуальных целях. Он умер в долгах в возрас- те сорока трех лет, оставив вдову с одиннадцатью детьми. Национальная галерея. Ею стала отороченная горностаем, словно играющая в лучах— золотистая накидка.
Лондон. 51, 5 x 45, 5 см. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного.
Гениальный колорист, Вермеер сумел воспроизвести на холсте деликатными созвучиями и контрастами матовых тонов тот «свет Натуры», который на языке спиритуалистической философии того времени означал равно и суть природы и духовную просветленность человеческого разума, эту натуру постигающего. Впрочем известно и о реальных механизмах, построенных в древнейшие времена. Также как и в картине «Девушка с жемчужной серёжкой» художник реализовал замысел совершенно темного заднего фона. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера.
Этот механизм стал первым способным имитировать процесс потребления пищи. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка.
Недаром французский критик Т. Торе-Бюрже назвал художника «дельфтским сфинксом». «Пианист» — автоматон исполненный в виде женщины играющей на пианино состоит из двух с половиной тысяч деталей. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность».
Он не только играл на пианино — у него двигались глаза, руки, он «дышал» и даже кланялся в конце каждой музыкальной темы. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. Три его шедевра – «Пианист», «Художник» и «Писатель» вызывали удивление и восхищение современников. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков.
Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Верх платья – по скромному черный. После этого дня, обеих начали сближать воспоминания о том дне, в последствии, у них появились даже собственные фишки, понять которые даже тройняшкам не под силу.
Последние годы жизни Хохасложились трагично. К середине 1670-х годов он впал в нищету и не имел средств, чтобы платить необходимые подати. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. В серии The Beagle Birthday Massacre.
В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. В 60-е годы XX века утвердилась абсолютно иная точка зрения и теперь акценты были смещены, наоборот, от чистой живописи к живописи идей. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека».
О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Несчастья пошатнули здоровье художника. Завершающей стадией работы над картиной «Служанка с кувшином молока» (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти.
Картина Вермеера «Служанка с кувшином молока» выделяется среди прочих подобных произведений нидерландской живописи своей жизненностью и композиционной простотой. Чтобы подчеркнуть яркость накидки на плечах хозяйки, Вермеер использовал темные и охровые тона для одежды служанки и заднего фона в целом5. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив.
Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Да и о богатстве в более ранних произведениях Хоха речь не шла – то была лишь небольшая зажиточность.
Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Однако, в работе «Хозяйка и служанка» с помощью различных техник Вермеер смог показать, что задний фон является не чем иным как темными коричневыми шторами, цвет которых призван внести драматизм в картину. «Художник» состоявший из двух тысяч деталей изображал ребенка, рисующего сидя за столом.
Французский писатель М. Пруст в своем романном цикле В поисках утраченного времени вплел в ткань повествования популярную в его время традицию понимания искусства Вермеера Дельфтского: его живопись реализует тот идеал Искусства, которое отрешено от жизни в созерцательной, почти сакральной тишине. Затем шейным платком. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы.
В 1738 году Вокансон построил свой второй автоматон «Ударник» который играл на цимбалах и барабане двадцать различных мелодий. По-разному относились к искусству Яна Вермеера не только его современники, споры о нем продолжаются вот уже в течение более ста лет. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала.
Единственное, в чем его укоряли заказчики – медлительность в работе. Питер де Хох иногда использовал для своих картин архитектурные мотивы амстердамской ратуши. Нидерланды (Голландия). Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика.
Холст, масло. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы, в «каплях» пигмента словно дробятся и сверкают световые лучи.
В 60-е годы XX века утвердилась абсолютно иная точка зрения и теперь акценты были смещены, наоборот, от «чистой живописи» к «живописи идей». Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».
При этом считается, что одной из причин его ранней смерти была нищета. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться.
.