Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета.
Одним из вариантов скрытого автопортрета считается веселый господин, расположенный на левой стороне картины «Сводница». С безошибочностью гения решает Вермеер сложные живописные задачи. Носящая траур проститутка крадёт носовой платок её утешителя. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Действительно, долгое время в художнике подчеркивали прежде всего прекраснодушные черты «чистого живописца». Хозяйка с корзиной на коленях чистит фрукты. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство.
И он оказался прав. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Молл в тюрьмеБрайдвелл. Тем удивительнее, что Вермеер был так быстро забыт.
Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Вермеер все дальше уходит от внешней экспрессии, от всего показного и поверхностного. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека».
Сын Молл сидит у огня, может он тоже болен болезнью матери. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника.
Луки и соответственно руководил ею. В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность».
Уже современники ценили его картины. Молл из содержанки стала обычной проституткой. Франс Гризенхаут (Frans Grijzenhout), профессор истории искусства университета Амстердама, начал свои поиски с изучения архивов южной Голландии. В1660г. Глядя на картину, видно как плетется ткань человеческого бытия. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Вот таким образом вполне вероятно, что Ян Вермеер хорошо знал эту улицу и она была тесно связана с его личными воспоминаниями.
Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Последние годы жизни Хоха сложились трагично. Стены, камни и кирпичная кладка окрашены в густой цвет, что делает их почти осязаемыми. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой.
Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги.
Питер де Хох не был избалован богатством и известностью. Это, прежде всего «Девушка с письмом» из Дрездена, амстердамская «Служанка с кувшином молока», а также несколько женских образов. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). Шляпа ведьмы и пруты березы (розги) на стене предполагают или чёрную магию или, вероятно, то, что её профессия подразумевает, помимо прочего, ролевые игры (сексуальные)исадомазохизм.
В первой половине 1650-х годов имел место скорее обратный процесс: Вермер черпал нечто новое для себя в картинах Хоха. В щель заглядывал человек, одетый в красно-черный костюм шута. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Можно рассмотреть даже белый контур, отделяющий главного персонажа от фона. С. 58—60).
Идеалом жизни становится мирное, спокойное существование и недаром о голландцах писали, что «они ненавидят дуэли, драки и споры и имеют обыкновение говорить, что богатые люди не дерутся». Сила непосредственного воздействия этого полотна на зрителей во многом объясняется тем, что Вермеер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато-белой стены. 4. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги.
Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика. Сын Молл беспечно играет, а пьяная сводница Молл (справа) искренне убивается, глядя на то, как гроб её «воспитанницы» используют в качестве барной стойки её бутылка с бренди ужасно ухмыляется. Верх платья – по скромному черный. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».
Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620 – 1684). Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине Хоха «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Неизвестно, когда в точности была написана картина.
К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина «Служанка с кувшином молока», находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия — «Кухарка», «Молочница»). Недаром в XX веке его называли «гениальным гончаром». Картина «Молочница» поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Намек содержится в гусе, к которому прикреплена записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне» (в оригинале «My lofing cosen in Tems Stret in London») этот «кузен», возможно, был вербовщиком. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса.
Молл теперь умирает отсифилиса. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. В 1662-63 и 1670-71 гг. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка.
Кстати искусствоведы долго не могли найти реальное место изображенное художником. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Портреты её героев находятся на стене: преступник Макхит (Macheath) из «Оперы нищих» и государственный деятельУильям Сачеверелл над их портретами стоят 2 склянки с лекарствами от сифилиса.
Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Единственное, в чем его укоряли заказчики – медлительность в работе. «Хозяйка и служанка» – образец голландского жанра, в котором сконцентрированы все достоинства делфтской школы. У Вермеера нет ни малейшего следа вульгарности или гротеска.
Другой тип интерьеров, созданных Вермеером, – бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. И тем не менее произведения Яна Вермеера особо ценились знатоками искусства, которые давали за них большие деньги. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658 – 60 гг. ). По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника.
Но в начале 1660-х годов были полтора-два года, когда Хох пытался перенять у Вермера некоторые стилистические новшества. Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного. Судья сэр Джон Гонсон с тремя вооружёнными помощникамишерифавходит, чтобы арестовать Молл за её действия. Ее фривольный сюжет живо напоминает живопись утрехтских караваджистов.
Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. О развитии художественных способностей речи не шло. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Круг тем Хоха очень узок. Рядом стоит соломенная колыбель, возле которой остановилась собака. Дальнейшие исследования показали, что дом изображённый на картине Вермеера справа, принадлежал вдовствующей тётке художника, Ариайнтген Клас ван дер Минне (Ariaentgen Claes van der Minne), которая содержала себя и своих пятерых детей, продавая рубец.
Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Тот же свет является для него главным средством создания эмоциональной атмосферы в картине.
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. Картина Вермеера «Молочница» – это очень небольшая по размеру картина – 45х41 см. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться.
Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» – сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Де Хох с особой любовью выписал все детали интерьера: каждый кирпичик, аккуратную кладку плитки пола, деревянную балюстраду и вазон с гвоздикой. Женился, переехал в Амстердам.
Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация.
Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Он углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Ему импонирует радостное и спокойное человеческое бытие. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением.
Она стала одной из первых живописных работ Хоха, в которых появились изображения людей более высокого уровня социальной иерархии. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. На улице тротуар из плитки с дорогой, которая покрыта галькой. Отныне Хоху больше незачем было оставаться в Делфте, где на большой успех рассчитывать не приходилось. И Хох решился попытать счастья в Амстердаме. В1672г. Но есть и существенные отличия.
В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Тем временем, Матушка Нидэм осматривает Молл как лошадь при покупке. Художник сознательно облагораживает образы. Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек». Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции.
Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха.
Предполагается, что это были комнаты его родного дома. Однако в этом деле все было не так. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции.
Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться.
Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы, в «каплях» пигмента словно дробятся и сверкают световые лучи. Венская газета «Фольксштимме» в середине 1960-х годов писала: «Подделки в искусстве совершались и совершаются до сих пор, так как на этом можно неплохо заработать». У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Прямые углы чередуются с треугольником, образованным домом и небом.
Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Судя по некоторым финансовым документам, Вермеер был обеспеченным человеком. С правой стороны видна разрушающаяся штукатурка гостиницы из которой выходят печально известный гуляка полковник Френсис Чартерис и его сутенёр Джон Гурлей, конкурирующий со сводницей и содержательницей борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм) в покровительстве над Молл-проституткой. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года.
Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века. В обстановке царит благополучие и чистота. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью.
Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. К тому же в Амстердаме уже имелись свои художники, которые рисовали сценки патрицианского быта. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание.
Делят шкуру еще не убитого медведя. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Специальностью де ла Гранже было сукно, а любимым занятием, которому он посвящал все свободное от основной работы время, – коллекционирование картин. За его полотна платились большие деньги, в частности, картина Вермеера «Молочница» была куплена за огромную сумму в 175 гульденов.
Картина Молочница поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. Шут же будто вынюхивал что-то на заднем дворе буржуазного дома. Завершающей стадией работы над картиной Служанка с кувшином молока (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века.
Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Несчастья пошатнули здоровье художника. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его.
Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д.
О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Работал в Делфте и Амстердаме. Дата смерти художника остаётся неизвестной. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. И именно эта картина художника так поразила историографа Этьена Теофиля Торе, которому принадлежит честь «открытия» живописи Вермеера вновь для широкой публики в середине девятнадцатого столетия.
Дом, в котором стоит гроб с телом Молл имеет иронический герб на стене изображающий шеврон с тремя затычками, символизируя «пролитие» пастора, пролившийся бренди и последний выдох Молл. Завершающей стадией работы над картиной «Служанка с кувшином молока» (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Одежда тянет Молл к полу, как если бы привидения тащили её в загробную жизнь. Молл хвастается новыми часами (возможно, подарок от Далтона, возможно, украденными у клиента) и выставляет свою левуюгрудь. Молл Хэкэбаут прибывает в Лондон в гостиницу Белл Инн на Чипсайд. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером.
Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно). Французский писатель М. Пруст в своем романном цикле «В поисках утраченного времени» вплел в ткань повествования популярную в его время традицию понимания искусства Вермеера Дельфтского: его живопись реализует тот идеал Искусства, которое отрешено от жизни в созерцательной, почти сакральной тишине. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. М. Фридлендер называл его «мастером натюрморта», а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: «Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею». Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания.
Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации.
Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем). В них художник расширяет видимое пространство, «дает волю перспективе». Задней план картины опять же дополняют фронтоны и крыши других городских построек.
О картинах Питера де Хоха этого периода нельзя сказать, что окружение подавляет человека или что человек господствует над окружением нельзя именно потому, что они неразрывно связаны друг с другом и равноценны друг другу. Коробка из-под парика, что над кроватью, принадлежит бандиту Джеймсу Далтону (повешен 11 мая 1730), намекает на сексуальную связь Молл с преступником. Живописью он занимался, выражаясь современным языком, «для себя». Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. В сущности, лучшие картины художника – лишь около тридцати полотей. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом.
Со смелостью подлинного художника он нарушает этот строгий ритм вольно спадающими со стола складками ковра («Дама и кавалер у клавесина») или движением открывающейся гардины («Мастерская художника»). Справа в открытую дверь виден входящий в комнату мужчина с тростью. В XVIIв. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника.
Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего лишь одну фигуру, – ценою, на мой взгляд, не более чем в шесть пистолей.
Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины мастера, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник. Хозяйка и служанка Около 1660. Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком.
Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом.
Кажется, что эти интерьеры написаны с натуры в одном и том же доме. Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы, в каплях пигмента словно дробятся и сверкают световые лучи. Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49). Картину «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописи Питера де Хоха после переезда в Амстердам. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. Недаром французский критик Т. Торе-Бюрже назвал художника «дельфтским сфинксом». Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Ей трудно найти аналогии в мировом искусстве.
Однако в этом деле все было не так. Именно этим путем Вермеер приходит к высочайшим обобщениям. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Молл при смерти от сифилиса.
Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Ян Вермеер был знаком с художникамиЛеонартом БрамеромиГерардом тер Борхом. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. И эта самая дверь была приоткрыта. «Хозяйка и служанка» – важная веха творческой судьбы Хоха. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера.
Официально известный как «De legger van het diepen der wateren binnen de stad Delft» (Описание глубины каналов в пределах города Делфт), он учитывал сумму налогов, которые владельцы домов должны были заплатить за работу по обустройству канала и набережной. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Работу отличают цельность и ценность деталей. В заключительной сцене Молл мертва. Сын Молл сидит у огня, возможно заражённый болезнью матери. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков.
На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. В центре изображена прикрепленная к потолку клетка с птицей. На картине «Хозяйка и служанка» мы видим типичную сцену из жизни почтенной бюргерши. Вот таким образом полотно «У сводни» можно назвать самой «караваджистской» из всех вещей Вермеера, самой чувственной и самой патетической.
Как обычно и бывает с явлениями искусства такого уровня, картина Вермеера «Молочница» за три с лишним века своего существования сохранила, возможность уникального свежего субъективного восприятия для любого, увидевшего её впервые и простор для нового толкования исследователями новых поколений. Глядя прямо перед собой, он прикладывал палец к губам, будто призывал хранить молчание. Баночки с болеутоляющими лежат разбитые на полу.
Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Старинные дома, которые значатся как 40 и 42 по улице Vlamingstraat (Фламандская улица), не сохранились, уцелел только один из двух проходов, но и сегодня это место поразительно похоже на то, каким увидел его художник больше трех столетий назад. О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации.
Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни».
Холст, масло. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Взгляд Гонсона, однако, уставлен на шляпу ведьмы илипарик, висящий на стене. Маша еще ниже склонилась с лупой над миниатюрой.
И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Он выбирает вшей из своих волос.
Художник изображает свой родной Дельфт. Круг тем Хоха очень узок. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Рассудок его начал мутиться. И всё же картина «Улочка Делфта», с немыслимым, на первый взгляд, построением композиции, вместе с тем необыкновенно гармонична. Ни тени предвзятости в этом выразительном изображении вещей, настолько простодушном и искреннем, что абсолютно не видишь формулы, положенной в его основу.
Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Во-первых, собственно изображение городского вида и действующих лиц отделено от зрителя широкой булыжной мостовой. Далеко не все из этих работ являются шедеврами.
Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха – его «одушевленность».
Рассудок его начал мутиться. Окно в верхней части стены позволяет рассмотреть кусочек другого помещения. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства.
Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Служанка с металлическим ведром в руке показывает ей только что купленную рыбу.
В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Ряд произведений этого времени можно объединить по формальным признакам в одну группу. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира. На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером.
Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. И Хох решился попытать счастья в Амстердаме. Под конец жизни впал в нищету и не был в состоянии платить по счетам. В очаге с высоким дымоходом подвешен над огнем котел. Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении.
Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода «уродцами», то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам. Её горничная теперь старая, больнаясифилисомтетка. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением.
Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. В ней, художник полностью сосредоточился на передаче особой эмоционально-бытовой среды, размеренности течения жизни.
Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Одной из первых вещей подобного рода – дрезденской картине «У сводни» – далеко, однако, до строгости. Неизвестно, когда в точности была написана картина.
«Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. «Интерьер голландского дома» – картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен.
На заднем фоне открывается вид на крыши других домов и небо с облаками. Одежда притягивает Молл к полу, как если бы привидения тащили её в загробную жизнь. В 1642 – 45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде.
Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Она поистине удивительна по замыслу и воплощению. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера.
Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. По мере проникновения в глубь картины виртуозное соотношение тонов становится все мягче и деликатнее. Несчастья пошатнули здоровье художника. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре.
В заявлении Государственного музея (Rijksmuseum) говорится: Мы также знаем, что мать и сестра Вермеера жили на том же канале, по диагонали от изображённого дома. Проход между домами был известен в то время как Penspoort или Требуховые ворота.
Запись на крышке гроба свидетельствует, что она умерла в возрасте 23 лет 2 сентября 1731. Его привлекала живопись харлемских художников – жанристы круга Франса Хальса. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». находилось 19 картин Вермеера.
Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Там, где свет скользит по гладкой поверхности предметов легко и свободно, там Вермеер накладывает краску ровным, тонким эмалевым слоем, напоминающим китайский фарфор. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году.
Работу отличают цельность и ценность деталей. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно.
Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. В работах мастера нет торжества материального мира. В работах мастера нет торжества материального мира. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения.
Стремление к высшей упорядоченности всех элементов композиции, классическая построенность стали для Вермеера основными художественными приемами. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Их образы обладают особой, вермееровской самопогруженностью, внутренней независимостью, отгороженностью от зрительского мира (абсолютно противоположное желание завлечь зрителя свойственно картине «У сводни»). Но это мало что меняет. Так и «Служанка с кувшином молока» представляет собой самодовлеющий мир.
Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Он стремится связать фигуры людей в неразрывное единство с их окружением, с обжитом ими, напоенным светом и воздухом, пространством. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой.
Здесь же художник написал свои лучшие работы. Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять» Человек, страдающий на столбе, очевидно, отказался работать. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. Баночки с болеутоляющими валяются разбитые на полу. Этим Вермеер добивается ощущения гармонии, уравновешенности.
Открытая калитка ведет в маленький сад и далее на улицу, на берег канала с прогуливающейся парой. Напоминают друг друга даже изображенные художником женщины – госпожа и служанка. Но это мало что меняет. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам.
Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Он стремится выявить и подчеркнуть ее обыденность, простоту. Известно, что29 декабря1653г. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой – своя интонация.
Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала.
Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Этот мастер сегодня ставится знатоками в один ряд с Рембрандтом и Франсом Хальсом – вершинами голландского Золотого века, а в течение двух веков после смерти считался заурядным ремесленником, одним из многих живописцев, писавших полотна, украшавшие стены домов по всей Голландии. В 60-е годы XX века утвердилась абсолютно иная точка зрения и теперь акценты были смещены, наоборот, от «чистой живописи» к «живописи идей». О развитии художественных способностей речи не шло. Этим социальным смещением дополнительно оттеняется достоинство женщины как хранительницы очага.
При этом считается, что одной из причин его ранней смерти была нищета. В раннем возрасте стал увлекаться живописью. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. Хозяйка – в белоснежном чепчике и таком же фартуке, подол ее красной юбки отделан золотыми полосками. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Доктор Ричард Рок слева и доктор Джин Мизобин справа спорят о своих медицинских методах.
Бытовой жанр, к которому обратился Ян Вермеер, отличает это полотно от предыдущих работ живописца на библейские и мифологические сюжеты. Вскоре был принят в популярную местную гильдию художников. Посмотрите на картину.
Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».
.