Сотни человек в одном из узких переулков Калькутты днем и ночью создают прекрасные скульптуры индуистских богов. Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах. Египтяне всегда подражали официальной скульптуре – изображениям фараонов и богов, сильных, строгих, спокойных и величественных.
(Вспомните: маршируя, вы делаете одновременно шаг левой ногой и взмах правой рукой, а потом наоборот. ) Дорифор напряжен именно так: опирается он на правую ногу, а копье держит в левой руке. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Вообще богоборчество как часть того или иного захватнического процесса, социально-политического или духовно-религиозного переворота наблюдалось на протяжении всей истории человечества, наблюдается и поныне. Во-вторых, важно упоминание, что скульптура все-таки имела портретное сходство («образом ее»). Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых – отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Современником Фидия, мастером второго направления был Поликлет.
V, 9, 3). Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Распространенная версия заключается в том, что почва за пределами дома интимных услуг считается чистой, так как мужчина, входя внутрь, оставляет свою добродетель у двери. Утром следующего дня статую снимали с алтаря и ставили на ноги в огромном зале.
Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. II, 110). Итак, для выполнения своего священного предназначения необходимым условием являлось максимальное совершенство отделки творения.
Образуя надежную опору, пальцы ног вдались глубоко в песок. В каждой из них есть свой оттенок пластического состояния. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее.
Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая. Фигуры действительно соединены в единую группу, что показывает значительный путь развития, пройденный греческой скульптурой за столетие. Таким образом изображения граждан Афин сливались в единое целое с миром богов и героев. Это отразилось в созданном им юноше-копьеносце Дорифоре.
Уже в IV веке греки почитали с помощью скульптур своих полководцев. Ацтеки выглядели весьма опечаленными тем, что съели плоть и кости бога. Они до сих пор восхищают нас своей реалистичностью, пропорциями, грацией и красотой. Фидий изобразил Афину-Деву ( ).
Со временем в Древней Греции скульптура стала главной формой искусства. Строительный импульс этого периода порождает мощное развитие скульптуры. За два дня до начала этого праздника девственницы (они жили в заточении в храме и были чем-то вроде монахинь) перемешивали свеклу с жареным маисом и, залив эту смесь медом, лепили из нее идола величиной с деревянного идола, вставляя ему вместо глаз зеленые, голубые и белые стеклянные бусинки, а вместо зубов — маисовые зерна. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Ноги, как правило изображаются вместе. В это время Леохаром была создана статуя Аполлона, очень популярная в древности. После этого он стал придворным мастером Александра Македонского, его сына. Здесь представлены амазономахия и кентавромахия.
Именно оно считалось основой мира. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира.
Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Слово "муза" происходит от греческого "муса" ("мыслящие") их еще называли аонидами, аонийскими сестрами, парнасидами, касталидами, пиэридами и ипокренидами. Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами.
За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. 2. Статуи создавались по заказу граждан греческих полисов и эллинистических царей.
После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка. 525 года (Дельфы, музей) изображающий гигантомахию. Каждая древнегреческая скульптура наделена загадочностью, притягивающей до сих пор. Гермеса здесь так и называли – Гермес Агорей, подчеркивая его рыночное предназначение.
Скульптуры, сделанные в период архаики, характеризуются определенным несовершенством своих форм и образов. Рабочие формируют «скелет» скульптуры из сена и бамбука, затем покрывают конструкцию смесью глины и болота. Впрочем, Поликлету не было свойственно жёсткое, механическое следование данной схеме.
Характерно исчезновение архаической улыбки, присутствующей ещё на первом фронтоне. Лисипп натуралистично изображала глаза и волосы статуй. Всю эту процедуру они называют пятикратным принесением животного в жертву". В греческой мифологии существует аналог Минервы – Афина-воительница.
Наблюдается как бы демократизация этого процесса. Напротив, в камне и в бронзе умело переданы тонкие нюансы живого тела. Этот обряд носил название teoqualo, то есть "бог съеден". Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож).
«Лаокоон и его сыновья». Украшал голову бога венок из ветвей маслины, что являлось символом его миролюбия. Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм. Одно из чудес света, золотая статуя Зевса в Олимпии, также является его творением.
В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Другим примером фронтонных композиций этого времени является скульптура храма Зевса в Олимпии 468—456 годов (Олимпия, музей). Высота фигуры составила 13 метров.
Подлинников сохранилось немного: время не щадит даже самые уникальные творения. Воск вытекал через специально оставленное отверстие и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Ее можно описать так: 13-метровая фигура восседала на золотом троне. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству. Это образ победителя в состязаниях, не прервавшего бег вопреки произошедшей неприятности.
В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Грудь, руки, плечи, лицо выполнены были из слоновой кости. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе. Его прославленные при жизни работы известны по мраморным копиям (оригиналы были бронзовые) или не сохранились вообще.
Живое движение передает драматичность происходящего. Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н. э. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесел их.
Тридцать локтей (это более 12 м) – уже вполне приличная высота для монументального произведения, которое активно воздействует на зрителя, «подчиняя» его своим масштабом. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. до н. э. симметричны: одна половина тела – зеркальное отражение другой. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы.
Наконец, богинь одевают в шелковые сари и украшают «драгоценностями». Александр ВеликийСтатуя Александра Великого была обнаружена во Дворце Пеллы в Греции.
Эта девушка была обвинена в кощунстве, а затем оправдана восхищенными ее красотой судьями. Вспомним хотя бы Зевса Олимпийского, занявшую своё место среди Семи чудес света. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира искусство утратило свои старые идеалы.
Сначала, великого мастера обвинили в нехватке золота, ушедшего на статую Афины. Свое мастерство он оттачивал изучая канон Поликлета. Одновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи.
Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. 440 года, дошедший до нас только в сухих мраморных копиях (Неаполь, Национальный музей). Зато по окончании обрядов ацтекам дозволялось есть все, что угодно.
Фидий создавал бронзовые скульптуры, он же является автором статуи Афины в Парфеноне, одежда которой изготовлена из золота, а тело – из слоновой кости. Однако этот покой не статичный, свойственный древнеегипетским статуям.
Тогда скульптора обвинили в безбожии. Гармония создаётся уравновешенностью всех форм, лишённых при этом строгой фронтальности. В 460-450 годы в Аттике работал скульптор Мирон из Элевфер.
Остались лишь их описания и копии. 510 года (Халкида, музей). Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. VI, 19).
Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Но излюбленным материалом стала бронза. Группа «Афина и Марсий» представляет миф о флейте, проклятой Афиной потому, что при игре на ней раздувались щеки и уродовалось лицо. Греки называли богиню также Темида, Темис. Статуя богини Афины на Акрополе, была установлена в Парфеноне.
за 8 лет до крещения Руси, а уже в 983-м варяг, проповедник христианства, стыдит киевлян: «не суть то бози, но древо» (там же. Кости бога были представлены кусками древесины акации. "В Ариции много Маниев ". Это такой же атлет, как у Поликлета, но пропорции его стройнее, а поза свободнее: голова его укладывается в росте восемь раз и стоит он настолько непринужденно, не обращая внимания на зрителя, что если «Дорифора» можно было обойти вокруг, то «Апоксиомена» нужно обойти вокруг – иначе ни с какой отдельной точки зрения полного впечатления от него не получишь. Все эти достижения лягут в основу расцвета культуры в эпоху Возрождения.
Молва объявила статую Зевса одним из семи чудес света. Статуя отлита была из бронзы. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. В настоящее время судить о композиции в целом позволяют её старые зарисовки. Ватикан.
Она выражается посредством простоты форм. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. 51-а).
Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. С восточной стороны действие заканчивалось фигурами пирующих богов. Один из жрецов вырезал сердцевину статуи и давал царю съесть ее. Море обозначено волнообразными силуэтами двух дельфинов. Слово увековечивается посредством письменности.
Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. На изображении ниже представлена статуя Минотавра работы этого скульптора. По сути, архитектурная среда современного города не статична, она «мелькает», быстро сменяется той или иной визуальной картинкой. Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). «Лаокоон» словно переносит нас в другой мир.
История мировой скульптуры началась в первобытные времена. Когда почва, отобранная в этом месте, смешивается с коровьим навозом и мочой (корова — священное животное в Индии), а также грязью из священной реки, статуя Дурга считается созданной по всем канонам. Она были лишена симметричной застылости. Мирон – скульптор Древней Греции V в. до н. э.
Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы— Она, Абидоса и Коптоса. Зачастую мрамор служил материалом для фигур, несмотря на его хрупкость.
Жизнь великого скульптора заканчилась жестокой казнью. Статуи Поликлета полны напряженной жизни. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесил их. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. Вместе со статуями создавались и их постаменты, украшавшиеся барельефами на различными темы из повседневной жизни.
Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. Но до нас дошли и более ранние произведения. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из котрых стали колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 г. до н. э. и не менее огромная фигуры из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии.
Она была первым в греческом искусстве изображением обнаженной богини. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ – перекинут через левое плечо. Этого мастера, например, обвиняли в том, что он якобы утаил часть золота, предназначенного для скульптуры Афины.
Взять того же Копьеносца. 49). Это произведение искусства заняло по праву почетное место в списке чудес света. Письменность обладает божественным характером, она завещана богами. Юношей называли куросами, хотя сейчас к ним применяется общее название Аполлонов.
Напомним, Дурга — одна из самых популярных богинь в индуизме, в иконографии обычно изображается в виде десятирукой женщины, восседающей на гималайском тигре, держащую в пальцах, сплетённых в мудрах, различные средства защиты и нападения (трезубец Шивы, диск Вишну, лук Ваю и др. ) При создании статуи богини Дурги используется грунт из-под порога публичного дома. Особенно часто она проявляется, когда создаются древнегреческие скульптуры богов. 430 года Иктином. Именно этого и добивался Лисипп. Особое состояние «героического минора», переданное благодаря вниманию к оттенкам пластической формы, присутствует в «Раненой амазонке» (мраморная копия в Метрополитен-музее, Нью-Йорк). Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы.
Некоторые мастера научились передавать красоту скульптуры в движении. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины – знак миролюбия грозного бога. Они шли друг за другом в строгом порядке, в соответствии с саном и древностью рода (тут не допускалось никаких исключений) и каждый в зависимости от сана и занимаемой должности носил покрывало особого цвета и покроя.
В этой записи все чрезвычайно интересно для истории отечественной монументальной скульптуры. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. Жестокой казнью закончилась жизнь этого скульптора. Также арии древней Индии задолго до возникновения и распространения христианства были знакомы с учением о пресуществлении или магическом превращении хлеба в плоть.
Он дружил с Александром Великим и делал его скульптурные портреты. Греческий культ красивого тела, символизирующего силу, накладывал свой отпечаток и на статуи древнегреческих богов. Габариты её говорят о том, что самое главное, верховное божество, должно быть самым мощным и красивым. «Одевали» богов в золотые одежды. Стала каноном женской красоты, как «Дорифор» – мужской.
Материалом служил не только мрамор. Древняя Греция была одним из величайших государств мира. На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Несмотря на все ещё крайне сдержанные движения, в них нет уже никакой застылости.
Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. В IV веке творили три скульптора, работы которых были признаны величайшими – Пракситель, Скопас и Лисипп. Для своего знаменитого «Дискобола», с которым мы знакомы по поздней римской мраморной копии, характерна тщательная, но несколько обобщенная передача анатомии человеческого тела, холодная красота линий фигуры.
Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. до н. э. ): «Он оставил также памятники – две каменные статуи высотой в 30 локтей изображавшие его самого и его супругу» (там же. По другой версии, после землетрясения 27.
Это вызвано тем, что они очень обобщены и не обладают достаточным реализмом.
Указанные куски смеси носили название мяса и костей Витцилипуцтли. Вплоть до 6 века до н. э. В тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы изготовленные (95) из известкового камня, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Наконец, фигуры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, могут быть независимыми от опоры, в состав которой они вписываются.
Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Здесь возникают два различных пути внедрения скульптурных образов в архитектурную среду – либо «подражательность», либо «затерянность». Кажется, что пройдет немного времени и он повернет голову и шагнет вперед. Вход обычно украшался фронтоном треугольной формы.
На что только не готовы были древние греки, лишь бы задобрить обитателей Олимпа. Рождается именно тот принцип, который мы называем монументализацией, – как формa подчеркивания и выделения различных масштабных соотношений (памятник – среда, отдельные детали памятника). Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпующими для его творчества. А работа над статуей божества была особой мистерией. Фидий среди греков изобразил себя, а также Перикла.
Помимо статуса культового изображения, шедевр стал достопримечательностью в Греции. Такое «выделяющееся положение» очень трудно найти в среде современного города, перенасыщенной не только архитектурными формами, но и всевозможной информацией, рекламой, вывесками, элементами благоустройства и оформления, вообще движением транспорта и пешеходов. Пракситель является певцом женской красоты, которую чтили греки. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами. Создание богини Дурги более сложное, чем «обычных» богинь.
Это правило они соблюдали весьма строго, в противном случае гнев божий обрушился бы на них и повлек за собой неизбежную смерть. Современники отмечали, что работы Лисиппа в отличие от «Дорифора» производили впечатление более компактных и сбалансированных. Старой, ещё архаичной чертой композиции западного фронтона является стоящая по центру фронтальная фигуры Афины.
К сожалению, лишь по копиям известна нам Афродита Книдская. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Не уцелела и статуя Зевса. Скульптура Древней Греции того периода до нас почти не дошла. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.
Статуи устанавливались также в храмах, чтобы облегчить покойнику наслаждение и участие (88) в животворных ритуалах, вот таким образом сердаб имел небольшую щель на уровне глаз статуи, делавшую возможным наблюдение за церемонией из прихожей. По мере высыхания наносятся новые слои, пока скульптура не приобретет более-менее осязаемую форму. Статуя бога Гелиоса является ярким тому примером.
Он стоит неподвижно перед зрителем. Всегда остается, правда, понятие «исторический центр». Лишь так можно было передать красоту и изящность человеческого тела.
Римское искусство в противоположность греческому не идеализирует, а утрирует отдельные человеческие черты. Такова древнегреческая скульптура (Дискобол).
«Дискобол» изображает атлета, приготовившегося пустить свой снаряд. лет раньше. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. А статуя Афина Парфенос погибла еще в глубокой древности. Жизнь Аполлония Тианского.
Звали этих прекрасных богинь Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая"), Клета ("желанная") и Пейто ("убеждение"). Согласно многочисленным преданиям, хариты были близки Аполлону. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. В чем же особенность идеала. Со временем меняется и иконография царей. После нее дух приобщался к миру космических явлений, к вечному и неизменному инобытию.
В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц. достигла необычайных высот, слыла центром культуры древнего мира. Когда, например, "она (то есть рисовая лепешка) существует в виде рисовой муки, это волосы.
Щит Афины стал причиной этого. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Эта статуя была выполнена полностью из слоновой кости, а одеяние Зевса, правителя Олимпа, сделано из чистейшего золота. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка.
Он работал в Афинах, Дельфах и Олимпии. 470 года (Дельфы, музей), где передача мелких натуралистических деталей (вены, ногти, пушок на висках) не мешает монументальности образа в целом.
Мексиканцы со всей строгостью соблюдали следующую заповедь: в день праздника идола Витцилипуцтли есть нельзя ничего, кроме теста с медом из которого (458) делали идола. Взять того же Копьеносца. Самой знаменитой работой Поликлета был бронзовый «Дорифор» (копьеносец) ок. С. 91).
Древняя статуя этого времени служила украшением храмов, площадей, морских берегов. Сохранились метопы греческих храмов на Сицилии: храма Малых метоп 570-550 годы до н. э., храма С в Селинунте 540-530 годов до н. э. (Палермо, Национальный музей) В первом из них сохранилось изображение Похищения Европы интересное тем, как скульптор передал среду происходящего действия. Это была первая нагая женская статуя – до тех пор делались только одетые.
Этот период хорошо показывает, как быстро развивалась Древняя Греция. Фигуры Тесея и Антиопы слились здесь в единый пластический монолит. Существовала Пифагорова школа по принципу числа.
В точности совпал этот вес с количеством золота, предоставленным ему. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н. э. ) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н. э. ), которую называют Дорифор (Копьеносец) или Канон – по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения абсолютного человека. За это он был арестован и осужден, в тюрьме великий мастер заболел и умер. Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых – отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта).
В рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, выраженное в различных сочетаниях групп из двух, трех и более персонажей. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни. Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Несмотря на все достежения Фидия, общественность Греции смогли настроить протев него.
Тренированные мускулы взбугрились под упругой кожей руки, отведенной назад. работавший в бронзе. 1. II, 4). Рядом с ней крошечная фигурка Персея, вносящая в композицию асимметрию.
Но если американец Роберт Индиана делает это за счет использования понятного массовому зрителю языка поп-арта (вдохновляемого коммерческой рекламой и потребительскими ценностями), то белорус Владимир Жбанов, наоборот, делает встречу со своей скульптурой подчеркнуто обыденной, «затерянной» в созданных условиях мнимого равноправного зрителя и художника (рис. Рим). Нарушение этих правил они почитали дурным предзнаменованием, даже святотатством.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Т. 35: Летописи белорусско-литовские. Вся входящая в его ансамбль скульптура так или иначе передаёт дух его искусства.
Преодолеть неподвижность помогает хиазм или иначе, контрапост. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Борода и венец – из сверкающего золота. Как свидетельствует летопись, люди к тому же поклонялись памятнику – «за бога мели». Пока длился этот обряд, они прятали от своих маленьких детей воду, а тех, которые достигли сознательного возраста, увещевали не пить ее. Скульптура Парфенона сильно пострадала.
Древняя Греция, чья скульптура еще в 7-6 веках до н. э. Таким образом, предание, гласящее, что Манием звали основателя священной рощи в Ариции, от которого произошло-де много Маниев, представляет собой (460) этимологический миф изобретенный для того, чтобы объяснить название обрядовых хлебов – maniae. Большое влияние на искусство Афин 5-го века до н. э. оказали работы Мирона (достаточно вспомнить знаменитый Дискобол, выполненный из бронзы).
Она сохранилась в мраморной копии, выполненной римлянами и получила под именем Аполлона Бельведерского мировую известность. Посмотреть на это величественное зрелище собирались все жители города. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных — обезьян, гиппопотамов или львов. Делали их из терракоты, бронзы, слоновой кости. Однако «жанровые» мотивы, такие как «Мальчик, вынимающий занозу», на самом деле продолжают ряд этически значимых образов.
От XVIII династии осталось мало образцов, предшествующих правлению царицы Хатшепсут. Знаменитый «Дискобол» — его творение. I, 131). Её опережала вазопись, опиравшаяся на уже имеющиеся достижения прошедших веков. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века дон. э).
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). После этого их съедали домочадцы, прежде всего слуги, "которые, съев, были застрахованы от недомоганий, которым, как считается, подвержены те, кто пренебрежительно относится к культу этих божеств". Вес золота был найден в полном объеме и Фидия оправдали. Этим объясняется тиражирование статуй одного и того же персонажа в различных погребальных подсекциях, поскольку каждое из этих изображений должно было выполнять разные погребальные обряды, требовавшие его присутствия. до н. э. Богиня в образе прекрасной женщины – олицетворение Афин.
Во многом этому способствовало фанатичное уничтожение произведений искусств христианами. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства.
Эти изображения лепили из теста, приготовленного из семян разных сортов и одевали в бумажные украшения. К более поздним работам Поликлета относится Диадумен ок. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя.
Здесь размещались, как правило, храмы, а неподалеку находились властные структуры. К произведениях ионийских скульпторов относится кора ( 675) с Афинского Акрополя (музей Акрополя), сохранившая яркую раскраску. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Она отличается более тонкими и сложными линейными ритмами из-за чего однако выглядит и более дробной.
Особенностью италийских рельефов является приземистость пропорций. Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне и казалось, встань он, распрями широкие плечи – тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота.
У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. хранил традиции античного мира). Основ статуи деревянная фигура. Значение античности как источника духовных и эстетических идеалов переоценить невозможно.
В Эллинистическую эпоху число таких статуй выросло. Такой ксоан – Афина из Дрероса, одежда которой была украшена золотыми пластинами. Всё творчество мастера было направлено на выражение порядка, строя и меры, заложенных в мироздании и в самом человеке. В центре представлен Аполлон, властно простёрший свою руку. Мы по-прежнему «творим богов» или создаем своего рода аттракцион, чтобы зритель мог сделать селфи (автофотопортрет) на фоне той или иной скульптуры.
Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Он любил изображать атлетов, находящихся в состоянии покоя. Мы видим: один уже изнемог, другой еще только что схвачен, а между их опутанными телами – торс отца, который выгнулся в последнем напряжении, набравши воздуха и задержавши выдох: перед нами такое же мгновение неподвижности между двумя сильными движениями, как в «Дискоболе» Мирона. Скульптура Древней Греции во времена эллинизма оставалась одним из основных видов искусства, на нее влияли классические образы. В основе композиции — принцип перекрестной неравномерности движения тела: левая сторона (рука, держащая копье и отставленная назад нога) расслаблена, но одновременно в движении в противоположность напряженной и статичной правой (опорная нога и выпрямленная вдоль тела рука).
В ней Мирон полностью отказался от торжественной неподвижности своей модели. 430 года, также сохранившийся лишь в многочисленных копиях.
Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Cтатуи VII – VI вв. Скульптор изображает мгновение, когда юноша, согнувшись, замер и готов вновь распрямиться, метнув диск.
К последним относятся статуи победителя в беге Лада и превращенной в телку Ио. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Красивое слово «Апоксиомен» означает всего лишь «обскребающийся» : юноша, полукруглым скребком счищающий с себя масло и песок после упражнений в борьбе. Высота скульптуры – 32 метра.
Леохар во всех своих творениях демонстрирует виртуозную технику.
Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. 600 года (Афины, Национальный музей) и статуя конца VII века (Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм. Девушек называли корами, они носили длинные ниспадающие одежды, а их волосы были завиты. создается из образов, набросанных разумом. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара.
Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Скорее он имел в виду канон как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела. Скульптура Парфенона сильно пострадала.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Любое древнегреческое произведение — это попытка призвать божественное в конкретную форму. В скульптурах писцы изображаются сидя, со скрещенными ногами и руками, держащими папирус и палочку для рисования. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков дон. э. ). Именно с тех времен (100) восточное влияние обнаруживает свою полную включенность в скульптуру, однако в равновесии с египетской эстетикой.
Тяжеловестность господствует над соразмерностью. Таков же и торс Милани конца VI века (Флоренция, Национальный музей). Они соответствуют геометрическим членениям квадратов метоп. Есть примеры и небольших бронзовых скульптур. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре.
Тогда Фидия обвенили в безбожии. В своем развитии скульптура Древней Греции прошла несколько периодов, которые стоит рассмотреть детальнее. Дерзнувший подобрать флейту Марсий в испуге отпрянул от разгневанной богини. Кажется, еще секунда и атлет метнет снаряд. Фемида – богиня правосудия.
Это были сравнительно маленькие фигурки. Дорифор. Поликлета. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Чтобы представить бога или фараона изображали две одинаковые фигуры, держащиеся за руки. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт.
Малые мужские (94) фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Множество историй граничит с этой скульптурой. Эти изображения вывешивались на дверях всех римских домов: по одному — на каждого свободного домочадца и по одному (но другой формы) – на каждого раба. Вообще, христианство долго не хотело признавать изображения Бога, сотворенные людьми.
Иное творческое начало имели скульптуры Праксителя. Обилие статуй в гробницах и храмах отвечает ритуальным нуждам. Крылатая Победа СамотракиСозданную в 200 году до н. э. Во время ее существования и на ее территории были заложены основы европейского искусства. Интересны так же метопы сокровищницы и небольшого храма из святилища Геры близ Пестума в устье реки Селы (второй четверти и конца VI века до н. э., Палермо, Национальный музей).
Они могли иметь религиозные или политические функции. Ярким примером является еще одно чудо света – Колосс Родосский. Он предохранялся с целью защиты его от внешних факторов, способных его разрушить. Лисипп уменьшил голову и туловище фигур по сравнению с ногами и руками. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.
Скульптура классического периода говорила о гармонии между красотой тела и красотой души. Новое, свойственное ранней классике понимание гармонии можно увидеть в бронзовой статуе «Возничий» ок. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота.
Для его творений характерны реализм и живость, являвшиеся в то время новаторскими. Самой известной скульптурой Поликлета считается «Дорифор» или «Копьеносец». Одним из раннеклассических примером взаимодействия скульптуры с архитектурой являются фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина 500—480 годов (Мюнхен, Глиптотека) изображающие войну греков с троянцами. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Это вполне объясняет нормативный характер египетского искусства. Леохар – афинский мастер, крупнейший из современников Праксителя. Он неподвижно стоит перед зрителем.
За ними несли статуи богов и богинь, которым они служили, в таких же нарядах. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н. э. ) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н. э. ), которую называют Дорифор (Копьеносец) или Канон – по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения абсолютного человека. Геродот писал: «Египтяне также были первыми, кто стал воздвигать богам алтари, статуи и храмы и высекать изображение на камне» (История. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года.
Эта 32-метровая статуя бога Гелиоса – плод работы скульптора Хареса. На основании этого любопытного отрывка можно заключить, что еще до прихода миссионеров-христиан жителям древней Мексики было знакомо учение о пресуществлении, в соответствии с которым они справляли свои торжественные религиозные обряды.
Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа.
Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Да именно о том, «как выглядят боги», задумывались люди еще 2000 лет тому назад, воплощая свое понимание божественного облика в создании скульптурных образов. Вот, например, статуя Дискобол (V в. до н. э. Музей Терм. Причем такие приемы часто связаны с идеологией – ведь императору при определенном портретном сходстве надо было всегда придавать особые надчеловеческие, «монументальные» черты, внушающие уважение или страх. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н. э. ), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н. э. ), живописующее рождение Афродиты. Над ней работал 12 лет, не покладая рук, Харес, ученик Лисиппа.
Лисипп стремился создавать статуи, полные изящества и элегантности. Эволюция монументальной скульптуры).
С данной фигурой связано множество историй. Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Помимо «коммерциализации среды», о чем мы писали и ранее новым вызовом монументальному и монументально-декоративному искусству стала сама архитектура, ее стилистика.
В центре храмового зала размещалась статуя того божества, которому посвящено тот или иное святилище. Тот или иной стиль наиболее четко выражались в храмах. Эти зримые материальные формы (идолы, кумиры истуканы) были настолько важны для общественного сознания того или иного народа, что в эпоху войн и переворотов именно на эти скульптурные формы, воплощающие духовно-нравственные символы людей, а значит и их единство, была направлена агрессия врага. Но затем против него было выдвинуто новое обвинение – в высокомерии.
Он проводил их на базе философско-математической школы им же и основанной. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. Фидий – знаменитый скультор Древней Греции V века до н. э. Существует три основных стиля таких сооружений.
Мировые религии – христианство, мусульманство иудаизм и буддизм – в разное время по-разному относились к созданию скульптурных изображений богов. Он стоит неподвижно перед зрителем. Однако в фигуре богини, снимающей сандалию, с большой силой проявляется скорее лирический интимный мотив, свойственный позднее Праксителю. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона.
Молва объявила статую Зевса одним из семи чудес света. Композиции построены так, что энергичные, подчас порывистые движения фигур не разрушают границ изображения. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Такова эта древнегреческая скульптура, кратко описанная.
Венец, борода Зевса были из сверкающего золота.
Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. 590 года до н. э. (Керкира, музей. ) Здесь изображен миф о Медузе-Горгоне и Персее. В этот список шедевров могли бы войти еще две статуи. Благодаря этому его статуи были более эластичными и гибкими. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок.
Это художественное изменение порождает и некоторую перемену в тематике. Примером того стал знаменитый «Дискобол» скульптора Мирона. Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе.
Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. К аттическим куросам относятся так же статуя с мыса Сунион ок. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. В таком «неспокойствии» среда становится агрессивной не только по отношению к самому человеку, создавая ему психологический дискомфорт, но и по отношению к продукту творческой деятельности, направленному как раз к человеку.
Статуи или их части делались еще и из дерева, бронзы, золота и слоновой кости. 520 года (Афины, музей Акрополя), от которого сохранилась замечательная группа восточного фронтона изображающая Афину, повергающую наземь гиганта.
Заслуживают внимание статуи и рельефы других построек афинского Акрополя. Высочайшими качествами обладают сохранившиеся фигуры восточного фронтона — лежащий Кефал (или Дионис) и сидящие Мойры (или Афродита, Пейто и Диона). Головы этих старейшин украшали венки, а шеи — гирлянды цветов.
Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Саккара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Поликлет же смог натурально передать человека в момент равновесия на одной ноге. Теперь мы получаем возможность объяснить поговорку "В Ариции много Маниев". Высота громовержца, восседавшего на золотом троне, поражала (14 метров). Эта запись в летописи относится к 980 г., т. е.
Кроме изображения человека, гомеровские ваятели лепили фигурки кентавров (получеловек – полуконь). Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать.
Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Тяжеловесные объемы тел суровы, в них четко выявлены тектонические членения. Существовали многочисленные репродукции в миниатюре, которые выполняли функцию амулетов или идолов и которые из-за их небольших размеров можно было легко переносить. Лисипп был уроженцом пелопонесского города Сикион, но много лет жил в Македонии.
49, 15). Античные скульптуры всегда подчинялись человеческим пропорциям и масштабам. Пракситель пользовался огромной славой, был богат. скульптуры создавались исключительно из дорогих материалов: мрамора или слоновой кости.
Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»). Идентификация личности осуществляется, таким образом именно посредством эпиграммы, а не через соответствие форм.
«Афродита Книдская» Пракситель. Воспевал этот автор чувственную красоту тела и радость жизни.
Это было основным направлением того времени. Это вкусы новой эпохи, после Александра Македонского, когда искусство уже смелее играло с земными страстями. Некоторые работы этого автора считаются даже чересчур смелыми для этой эпохи (например, статуя мальчика, вынимающего занозу). Плащ Зевса перекинут через его левое плечо.
Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Богиня в образе прекрасной женщины – олицетворение Афин.
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Его творчество приходится на 460—420 годы до н. э. С его именем связывается т. н. «Канон Поликлета» — система пропорциональных отношений, определяющая красоту человеческого тела. 520 года (оба в Национальном музее в Афинах).
Творения великих мастеров не оставляют никого равнодушным. Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. Композиция восточного фронтона, представляющая стоящих подле Зевса Пелопа и Эномая непосредственно перед их состязанием на колесницах, даёт один из первых в истории искусства примеров внешне неподвижного изображения, наполненного внутренним напряжением, потенциальным движением, готовым начаться действием.
Это противоречивая традиция, происхождение которой не могут объяснить даже священники.
Хранящийся в настоящее время в Британском музее фриз был расположен внутри целлы храма. Статуи мастера воплощают героев, богов и животных. Но, красота в то время не знала таких канонов, как осиная талия и изящность. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. История.
Прежде всего скульптура должна была иметь т е у р г и ч е с к и й (т. е. Этот акт назывался "умерщвлением бога Гуитцилопочтли, чтобы его можно было съесть". Когда жрец поливает муку водой, она становится кожей. И в третьих, очень важно, что месторасположение памятника подчеркнуто особое – над озером.
Именно вот таким образом боги всегда были изображены красивыми. Они обычно расставлялись группами, по два или по четыре. Музей Пия-Климента. «Дорифор» («Копьеносец») Поликлета – это статуя, которую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»). Она выполнена из позолоченной бронзы, возвышалась у входа Родосской гавани.
В античном мире, где искусство скульптурной пластики достигло высочайшего уровня излюбленными местами установки монументальных скульптур были агора (у древних греков) и форум (у древних римлян). От этого все его тело приобретает естественную легкость и гибкость, «Дорифора» можно обойти и видеть: он не позирует, он живет. Музы – богини и покровительницы искусств и наук. В позднеантичный период монументальная скульптура посвящалась уже не только богам, но также героям-воинам или победителям Олимпийских игр. 14, 23).
Однако до нас дошла только мраморная копия, сделанная римлянами с оригинала. Им поклонялись, поставив их в молельне каждого дома. А Афина Парфенос погибла еще в глубокой древности. Их считали посредниками между миром богов и земным миром. Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением, оживляемым стеклянными глазами. Иные новшества появились во фризе храма Аполлона в Бассах, построенного ок.
Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Полны напряженной жизни статуи Поликлета.
По преданию мастер был любимым творцом Александра Македонского. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа.
Помимо фронтонов рельефами украшались метопы дорических храмов. kalos – прекрасный agathos добрый). Представление о подлинной пластике мастера даёт бронзовая статуэтка юноши 3-й четверти V века до н. э. (Лувр). Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице.
Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. В Древней Греции, однако, на агору «допускались» далеко не все боги – этой чести удостаивались только Зевс, Афина, Артемида, Гермес. Вместе с тем, он сумел объединить все метопы единым композиционным ритмом. kalos – прекрасный agathos добрый). Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Иногда их расписывали. Множество историй связаны с этой скульптурой.
– М. : Наука, 1980. Современная скульптура в городской среде). На закате эпохи поздней классики трудился еще один известный греческий скульптор – Лисипп. А когда он вынимает ее из огня и поливает маслом, она превращается в костный мозг. Август-оратор обращается к народу.
Причиной этому послужил щит Афины. Этот мастер, в отличие от Поликлета, о котором мы еще расскажем, любил изображать фигуры в движении. Громовержец должен был погибнуть от одного из своих детей, рожденных Фетидой. 52, 1). Метопы храма посвящены подвигам Геракла.
В свою очередь египтяне возразили ему: неужто ваши Фидии и Праксители возносились на небеса, чтобы запомнить, как выглядят боги, а затем изваяли их точно такими. Скульптуры Древней Греции – яркие примеры таланта мастеров. Женщинам же прикасаться к этому деликатесу запрещалось.