Скульптура ареаромантизма репрезентирует такую модель мироотношения, согласно которой человеческое начало находится в движении, символизирующем устремление к преодолению собственной предельности, конечности. Тема взаимодействия человеческого и животного начал в скульптуре Романтизма XIX века. Модель эталонного человека в скульптуре романтизма XIX в. – Лекция, раздел Экономика, Методические указания к семинарским занятиям Методические указания по самостоятельной работе Банк тестовых заданий в системе UniTest Сюжетный Уровень Художественного Материала Строится Привлечением Актуально-Ис. Энтузиазный характер религиозности, определяющей преимущество душевной восходящей энергетики конечного к бесконечному, характеризует произведения скульптуры романтизма.
Скульптура Ареаромантизма репрезентируют такую модель мироотношения, согласно которой человеческое начало находится в движении, символизирующем устремление к преодолению собственной предельности, конечности. Динамика, которую сообщает скульптуре стиль «романтизм», является знаком такого эталонного действия человека, при котором он стремится выйти за пределы границы данной ему телесной оболочки, выйти в сферы инобытия. Романтизм – стиль, определивший направление развития скульптуры Франции в эпоху революционных событий, постоянных перемен, которые превращали каждого человека в творца истории и полагали мир неустойчивым образованием, пребывающим в постоянном становлении.
Динамика выхода в сферы инобытия, за пределы телесной оболочки как доминирующее устремление героев скульптуры романтизма. В скульптуре романтизма XIX в. ключевой стала идея движения, продления мгновения в вечности, тема развития, борьбы изменчивости. Специфика религиозного содержания скульптуры стиля Романтизм в Западной Европе XIX века.
«Похороны в Орнани» (1849 – 1850). В руках у нее тюк белья, она заботливо поддерживает ребенка. Ж. -Л. Давид: «Клятва Горациев».
465, 5 х 651 см. Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму. Символизм обращается к постижению духовных законов, управляющих мирозданием, стремится к пересозданию мира по принципам панэстетизма (всепобеждающей красоты).
Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. В композиции «Завтрак в мастерской» (1868 г. ) представлены три персонажа: женщина с серебряным кофейником, мужчина, сидящий за столом и юноша на переднем плане. Любимый жанр Коро в это время – ведута, то есть городской пейзаж. Возникновение романтизма способствовало появлению азартных игр, во всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты. «Плот «Медузы»» представляет Жерико как замечательного мастера композиции. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.
Этого не мог принять молодой, прогрессивно мыслящий человек. Якобинец, как оба Давида, он был вынужден жить в изгнании в Брюсселе почти все время реставрации (с 1815 г. ). Первым крупным творением французского романтизма была его картина «Плот Медузы». Жизни и быту столицы Англии Жерико посвящает цикл литографий, среди которых наибольший интерес представляют работы, получившие названия «Большая английская сюита» (1821) и «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821). Эти образы обычно включались в орнаменты, покрывающие наружные стены храма, помещались на капителях и т. д. Против подобного убранства храма резко выступали деятели церкви. Человек для них- малая вселенная, микрокосмос.
Особенно интересна в этом отношении его известная «Записка о московских достопамятностях», написанная в 1829 г. 5 Очень существенными для пропаганды художественной и исторической ценности памятников архитектуры России оказались издания профессора И. М. Снегирева и археолога А. А. Мартынова, посвященные архитектурным памятникам Москвы и других русских городов, монастырей и сел6 иллюстрированные прекрасными и очень точными рисунками описываемых зданий. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Александр Гессе (род. «Портрет г-жи Рекамье в старости», 1820-е гг. Творчество Ф. О. Рунге. Дальний – панорама полей, уборка урожая.
Побывав в Марокко, Делакруа пишет полотна, посвященные Востоку. На переднем плане – сами крестьянки, собирающие колоски. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма.
491 х 716 см. «Весна» (1868—1873 гг. ) — последняя работа Милле. Среди подобных образов особенный интерес представляют герои картин «Офицер карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир», созданных в 1812-1814 гг. Однако уже в период консульства и Первой империи (1799 – 1814 гг. ), когда буржуазный строй, призванный к жизни прошедшей революцией, сохранился и в известной мере усилился, многие из завоеваний этой революции были уничтожены. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Позже он опять посетит Италию и напишет замечательные пейзажи.
Переход к скульптурномурельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры раньше всего намечается в «повествовательной капители». Расцвет монументальной скульптуры начался на рубеже XI—XII веков. Множество зарисовок он сделал в психиатрической клинике своего друга Жоржэ («Умалишенный, величающий себя полководцем», «Вор детей», «Клептоман»). Пульпа должна периодически меняться. Фигуры в середине тимиана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых в фризах преобладают фигуры приземистых пропорций столбах и колоннах – удлиненные. Заказчиком этого произведения выступил бывший командир гренадеров с о. Эльба, Нуазо.
Они изображают известных святых или истории из Библии. Народную песню они рассматривали как праоснову профессионального музыкального искусства. Романская скульптура подчинена архитектурным формам и ритмам. Гоген работал также в области скульптуры и графики.
Он смотрит вдаль, погружённый в какие-то прекрасные мечты. Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (Спальня ван Гога в Арле, 1888). итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, все более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (Возрождение). Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов). Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. В 1849 году, когда Курбе выставил «Дробильщиков камней» – первое полотно, полностью отражающее его реалистическую программу – разразился скандал.
На полотне, посвященном известной писательнице (1834) изображена благородная и сильная духом женщина, восхищающая современников. 1805-1807гг. Творческий метод группы назарейцев (И. Антуан Бари. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, ГМИИ, Москва). Художники, объединяли формы бурным движением использовали яркий насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма (представители Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Домье, пластика П. Ж.
Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Паганини, В. Беллини, ранний Дж. Франсуа Рюд.
Бари постоянно использует анималистические мотивы, решаемые в романтическом плане. Отдельные фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня.
В 1859 году Милле по заказу французского правительства написал полотно «Крестьянка, пасущая корову». С 1820-х гг. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно.
Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Главное его достоинство — колоритность. Его герои – труженики. Огромное полотно «Гибель Медузы» с изображением полумертвецов, в безумной надежде всматривающихся в даль, заставило публику возмутиться происходящим и общественность обвинила правительство в коррупции.
Место действия характеризуется самыми необходимыми деталями. В нем так же смело объединены образы аллегории и реальности. Главное внимание у Лермонтова – к душе человека и его духовному пути. Философская лирика Ф. И. Тютчева завершает романтизм в России.
Давида дАнже, А. Л. Образ «Христа во славе» исполнен сосредоточенности и сердечной мягкости.
Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Делакруа занимался оформлением общественных зданий Парижа. Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме". Особенно такому впечатлению способствует изображение утреннего тумана. Этот доклад был блестящим образцом подобного рода работ.
В театральном искусстве романтизм сформировался в 1810-1840-х гг. Курбе был человеком рослым и крепкого телосложения. Христос полон бурного пафоса и взволнованности. Его влекли к себе движение и музыкальный ритм.
Он писал их с теплотой, проникновенностью и правдивостью. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» сделал, например, в то время больше для охраны памятников архитектуры, чем могли сделать какие – либо постановления французского правительства. Произведение относится к позднему этапу творчества Рюда. Однако здесь этот мотив выражен еще не так ярко, как в более поздних произведениях Жерико.
Она как бы «очеловечивает» архитектуру, усиливает ее духовную насыщенность. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Так расширяются темы произведений искусства. Картины Делакруа беспокойны, они выражают сильные страсти. Автор – Ф. Рюд.
Первая фаза этого периода «художественных реставраций» целиком относится ко времени господства романтизма в европейском искусстве. Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). Вот таким образом для крупногабаритных экспонатов, а также для изделий с ослабленной поверхностью применяется метод пульпирования (наложения кумулирующих компрессов) иногда в сочетании с одновременным подсосом. Одно из главных произведений Жерико – картина "Плот Медузы". Во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX вв. Отношение современников к творчеству Родена было неоднозначным.
Даже тени приобретают у него разнообразные оттенки. Ж. Давид дАнже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции). Фигура отважного солдата еще не раз будет возникать в творчестве Жерико. Картины, на которых художник показывает скачки или битву всадников-мавров, необычайно динамичны и выразительны. В каждой стране он обретал национальную форму порой и в одной стране складывались различные романтические течения (лейпцигская школа и веймарская школа в Германии). Мусоргский, А. П.
Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Памятник предназначался для имения Нуазо в Фиксин-ле-Дижон.
Делакруа Эжен (Delacroix, Eugene) (1798-1863 гг. ), величайший французский художник-романтик. Художник изобразил себя в самом выгодном виде. Со «Свободой» Делакруа перекликается монументальный рельеф Франсуа Рюда «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза», 1833—1836), украшающий Триумфальную арку на площади Звезды в Париже. В серии картин и этюдов середины 1880-х годов (Крестьянка, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло Едоки картофеля, 1885, фонд Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности.
Уже в юности, живя в Руане, он вращался в среде будущих основателей «Общества любителей древностей Нормандии», где получил начатки археологических знаний 10. Новым жанром явилась также инструментальная баллада. «Собор Парижской богоматери» Гюго заставил французов полюбить это прекрасное произведение их национальной средневековой архитектуры, заставил их отказаться от предвзятого отношения к зданиям своего средневековья, как к воплощениям «отвратительного варварства». Фигуры крестьянок выявлены в лучах солнца – передана их мощная пластика, золотистый свет лучей и фигур тружениц сближает их и создает целостность всей композиции.
Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. При этом в нем сочетались особенности разных периодов строительства здания. Воин на вздыбленном коне, с саблей в руке, развернулся назад и зовет всех в атаку. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Скульптура была связана с архитектурой.
Творчество Т. Жерико и его подход к исторической картине. Одна из картин молодого художника, посвященная борьбе греческого народа за свою независимость – «Резня на Хиосе» получила презрительную кличку «резня живописи». Погребение Аталы.
Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Ранее всего музыкальный романтизм появился в Австрии (Ф. Берлиоз, Д. Ф. Христос исполнен пафоса. Отсутствовала и научно разработанная методика реставрационных работ.
1816г. Художник заносил их в дневник.
Подражание готики получило начало в Англии. Произведение относится к позднему этапу творчества Рюда. Элементы классицизма и романтизма сочетаются в несколько компромиссном по своему характеру творчестве Пьера Жана Давида из Анжера (1788—1856). Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва).
С романтической школой связано и демократическое в своей идейной основе творчества крупнейшего графика – карикатуриста О. Домье, на живопись которого романтизм повлиял особенно сильно.
Фридрих стремился передать стихийную мощь природы. Влияние импрессионистов заставило Мане рисовать на пленэре и сделать палитру светлее. Давид из Анжера. Это ощущение усиливается за счет точной передачи пластики (позы, жестов) человеческих фигур, а также использования ярких и сочных цветовых сочетаний (рыжие, гнедые, белые кони насыщенно-синие, темно-красные, бело-голубые и золотисто-желтые куртки жокеев). Портрет герцога Веллингтона.
Разочарованние в идеале Жерико воплощает в картине «Раненый кирасир». Выдающийся английский архитектор XVIII в. Уильям Кент уже в 30- х годах использует в своих постройках особенности средневековой архитектуры Англии : в Эшер Плейс, Сёрри (1730 г. ), в Хэмптон – Корт, Сёрри (1732 г. ), где он достроил восточную сторону двора, как и в отделках некоторых интерьеров, например в перегородке Уэстминстерского зала и т. д. Известный английский писатель того времени Гораций Уолполь строит в то же время в своем поместье Строоберри Хил «Готический замок» (1749 г. ).
Шуберт), в Германии (К. М. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Его мастерская на время стала центром художественной жизни. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Картины эти напоминают этюды. Но художник на полотне не склоняет почтительно голову перед буржуа.
Но на дивизионизме художник не остановился. Романтические тенденции в архитектуре охватили все европейские страны, получив свое достаточно ясное выражение и в русском зодчестве, где мы видим появление целых «готических» ансамблей, подобных усадьбе Марфино под Москвой (30- е годы XIX в. ) и т. п. В архитектуре XIX в. это течение не принесло значительных достижений в силу ряда причин. Девириа, Ж. Жигу и др. ). Наряду с природой этот художник стал изображать жизнь крестьян.
В них главными действующими персонажами становятся сеющие, жнущие, делающие вино крестьяне, кузнецы, жонглеры, акробаты появляются и эпизоды из древней и средневековой истории из народносатирических произведений (рассказы о похождениях «Ренара-лиса») наконец, образы народной фантастики: полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмешливые фантастические лики с гримасами. Одной из первых таких работ можно считать восстановление Игнатием Нейманом западной башни Майнцского собора (XI – XIII вв. ), который сгорел в 1779 г. Оно было проведено с явным стремлением архитектора воспроизвести как бы самый дух древних архитектурных форм собора, с его романскими деталями, но в очень своеобразном собственном истолковании. Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника. Критики назвали эту картину манифестом бедности.
С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма (Большие купальщицы, 1884-1887, собрание Тайсон, Филадельфия). Над реалистически изображенными фигурами участников революционной борьбы, бедных, в основном молодых людей, воодушевленных борьбой, парит великолепная женщина, напоминающая "гениев" Веронезе. Родители дали ему денег и позволили учиться живописи. Перед картиной стояли и очевидцы той катастрофы, многие узнавали реальных персонажей. главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863).
Он умеет отыскать оттенки одного и того же цвета – валеры. В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают. В 1848 году Домье вновь обращается к сатире. Изменилось их место в обществе.
1801г. Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. Гюстав Курбе (1819 – 1877) Курбе родился в деревне Орнанс недалеко от франко-швейцарской границы и всегда гордился своим крестьянским происхождением. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена.
Те же черты манеры старых мастеров видны и в картине «Бег свободных лошадей в Риме», написанной приблизительно в 1817 г. и представляющей состязания всадников на одном из карнавалов, проходящих в Риме. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого.
Многие сюжеты его картин взяты из литературных произведений знаменитых мастеров пера. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П.
Его пейзажам свойственна задумчивость, мечтательность, тишина. За этим последовали столь же смелые реставрационные работы в соборе Дерхэма и в других средневековых постройках Англии, за которые Уайет получил впоследствии прозвище «разрушителя». На дальнем плане синеватой громадой высится замок с высокой башней. В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125—1130) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимпана и отделена от апостолов сиянием в виде овала исходящим от божества.
Вальдмюллер). В XX веке развитие скульптуры принимает противоречивый характер. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом.
Из 149 человек, находившихся на корабле, спастись смогли только 15, среди которых оказались хирург Савиньи и инженер Корреар. Увлечение оказалось небесплодным, увенчавшись настоящим шедевром: мы имеем в виду картину «Роскошь, покой и наслаждение» (1904). В начале оконные проёмы этого стиля были более простыми, примитивными и редкими. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824). Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек.
Но вскоре непосредственный интерес к природе стал явно преобладать в его живописи. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Делакруа был самым образованным среди живописцев первой половины XIX столетия. Здесь важна именно оценка художником явлений действительности.
Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты (Купальщицы, 1895) Ренуара. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». Холст, масло. У нее в руках знамя, лицо вдохновенно.
В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"). Однако не это является главным достоинством композиции. Романтическая музыка существенно отличается от предшествующей музыки венской классической школы она менее обобщена по содержанию, отражает действительность не в объективно – созерцательном плане, а через индивидуальные, личные переживания человека (художника) во всем богатстве их оттенков ей свойственно тяготение к сфере характерного и в месте с тем портретно – индивидуального, при этом характерно фиксируются в двух основных разновидностях – психологической и жанрово – бытовой.
Мы как бы находимся на краю леса и долины, за которыми и открываются постройки замка. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Ясная гармония античности уступает место драматической экспрессии и живописности. Сдержанность и смирение были отвергнуты.
Но тогда его поняли очень немногие, скорее все стремились обвинить художника в клевете на действительность, а он выступил как журналист-художник. Вслед затем был создан шедевр Рюда и всей романтической скульптуры, горельеф «Песнь отправления в поход» или «Марсельеза» (1837), для арки Победы на площади Звезды. Это явилось периодом определенной реакции. После Французской революции 1789 года, значительные социальные изменения произошли в течение нескольких лет.
К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Разгорелся крупный скандал.
Михаила в Гильдесгейме (1008-1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как, связный рассказ. Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. Делакруа предстает здесь мастером колорита.
Курбе увидел как-то двух мужчин, работающих на дороге и попросил их позировать ему в его мастерской. Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. На полотне показаны простые люди во весь рост в масштабах исторической композиции. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). Мы здесь не будем говорить о работах первой половины XIX в. (также стимулированных развитием романтизма) по завершению длительного иногда простиравшегося много столетий, процесса возведения величественных зданий – готических соборов.
Перед нами ранняя весна, прохладный ветерок подгоняет утренние облака. На «Портрете Эмиля Золя» (1868 г. ) писатель, занятый проблемами современного искусства, предстаёт перед зрителем окружённый многочисленными предметами — японскими гравюрами, репродукциями с картин, бумагами и книгами. Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Бородин, Ц. А. «Клятва в зале для игры в мяч», 1791г. Вместе с тем и первые единичные восстановления архитектурных памятников в духе романтизма тоже относятся к XVIII в. В отличие от упомянутых во введении отдельных работ XV – XVII вв., при которых уже учитывалось художественное значение древних памятников архитектуры, но которые своей основной целью имели все же лишь ремонт, техническое укрепление или восстановление здания, эти первые «романтические» реставрации ставили своей основной целью восстановление своеобразно понятого первоначального художественного образа реставрируемого объекта. Вместе с тем Роден всегда сохранял пластическую определенность форм и придавал особое значение их фактурной осязаемости («Мыслитель»).
«Замок Пьерфон». В рельефахбронзовых дверей церкви св. В целом произведение производит впечатление глубокого трагизма.
Именно в ней воплотился давний замысел художника показать борьбу греков с турками. Неистовые движения выражают смятение, охватившее апостолов. Признанным главой школы с 1820-х гг.
1800г. П. Прюдон: «Портрет Жозефины», 1805г. Рельефы врат, символически воплощающие мир человеческих страстей, навеяны «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Вийона, Бодлера, Верлена и др. Камиль Коро (1796 – 1875) Лирическая и глубоко поэтичная манера восприятия действительности – черты живописи Камиля Коро. Фольклор для был подлинным носителем национального колорита, вне которого они не мыслили искусства.
И случай вскоре представился: в 1816 году фрегат «Медуза» потерпел у берегов Сенегала крушение. Широко известным стало многотомное издание французского писателя и художника, генерального инспектора изящных искусств Тэйлора «Живописные и романтические путешествия по древней Франции» 4, снабженное живыми набросками с французских памятников архитектуры Оно явилось как бы путеводителем по огромному музею экспонатов истории народа, каким являлась Франция с ее древними зданиями. Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
Не менее значительна музыка того времени: вокал инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара. Вследствие этого реставрации XIX в. можно назвать условно «художественными реставрациями» по характеру стремлений реставраторов того времени, но не по достигнутым результатам, которые, к сожалению, в большинстве своем были неудовлетворительными.
Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. Город стал постоянным мотивом произведений Мане. Все краски композиции точно соответствуют натуре.
Он изучал творчество Констебля и написал картину «Скачки в Эпсоме» с образом коней-птиц, проносящихся мимо трибун. В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0. Кюи, П. И. Чайковский (Россия). М. Ю. Творчество Ф. Рюда. Они должны были стать своеобразными иллюстрациями, демонстрирующими различные психические заболевания человека.
Так были написаны портреты «Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем». Фигуры людей помогают ощутить пространство. Преломляясь во внутреннем зрении символистов, реальный мир превращается в поэтическую метафору или миф. Это возмутило публику. Примером таких полотен может быть картина, получившая название «Плот «Медузы»». Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле.
Мане писал крупными мазками, стремился к чёткой структуре композиции, ясности изображения. Архитекторы с увлечением строили «готические» замки и соборы там, где требовался всего лишь усадебный дом или приходская церковь. А. Гро: «Наполеон на Аркольском мосту», 1797-1798гг. Не менее красочна композиция «Правосудие Траяна», созданная в том же 1840 г. Современники художника признали эту картину одной из лучших среди всех полотен живописца. И в этом, втором случае, несмотря на проявленную все же значительную тщательность и аккуратность в работе и несомненную сдержанность в стремлении «улучшить» стиль древней постройки, на месте подлинного прекрасного памятника архитектуры получилась мертвая бездушная его копия – типичный продукт XIX в. Даже теперь, когда это здание отчасти снова покрылось так называемой «патиной времени», оно вызывает у зрителей лишь любопытство, но не восхищение и безусловно лишено интереса для археолога или архитектора – исследователя. Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ).
На полотне изображен раненый воин, пытающийся скорей покинуть поле брани. В церкви Сент Мадлен в Везеле (1125-ИЗО) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает большую часть тимпана и отделена сиянием в виде овала. Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. 19 вв. В 1818 г. он создает ряд литографий на военную тему, среди которых наиболее значимой была «Возвращение из России».
Мане Эдуар (Manet Eduar) (1832-1883), французский художник. И хотя он отражает жизнь достаточно точно искусство Фридриха не реалистично. Делакруа был в самом деле полководец, но без армии, так как его последователи мало-помалу дошли до пути, ведущего к отрицанию искусства и заменили искусство живописи ловкой техникой.
Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Полотно «Балкон» (1868 г. ) изображает родных и друзей мастера сидящая женщина в белом — его ученица, художница Берта Моризо. Жизненная реальность соединена еще здесь с некоторой примесью сентиментальности. в 1813 г. ). Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. С другой стороны, демонстрирует актуальность фигуры Наполеона для мировоззрения XIX в., человека, ставшего своего рода святым Нового времени ибо в изображении воскресающего Наполеона использованы черты иконографии воскресения Христа (восстание из склепа идея вечной молодости).
Черты классицизма сохраняются в статуе «Филопомен» (1837). Лоренс. Через 5 лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин «романтизм». «Зачумленные в Яффе», 1803-1804гг. Оноре Домье (1808 1879) Известны его карикатуры на ЛуиФилиппа, короля банкиров и промышленников, которого он изображал в виде груши, сатирические разоблачительные листы гравюр: «Штраф», «Тюрьма».
Динамичный ритм пронизывает этот высокий рельеф. «Амур и Психея» 1817г. Холст, масло. стал Э. Делакруа (1798-1863), создавший ряд картин, проникнутых революционным пафосом, особенно полно и ярко воплотивший тяготение романтизма к большим темам эмоциональной насыщенности образов, поиском новых выразительных средств в живописи. Михаила в Гильдесгейме (1008—1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ, обладающий значительной изобразительной силой.
А Жерико уехал в Англию и занялся там новой техникой – литографией («Большая английская сюита» 1821 года). Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Эдгар Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, цирка, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Таковы «Сеятель», «Прививка дерева».
Обер), Польше (Ф. Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора. От реки по крутой лестнице поднимается женственная и величественная героиня картины. Справа на картине – экипаж, в котором художник приехал сюда погостить.
Сюжеты, жанры и выразительные средства французской романтической скульптуры. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Целый ряд скульптур и скульптурных групп, предназначенных для включения в общую композицию врат, стали самостоятельными произведениями («Поцелуй»). Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Написана она была в 1819 г. и в том же году выставлена в парижском Салоне.
Романтический герой всегда одинок. Они внесли много нового в изобразительное искусство. То что раньше требовало небольшой сцены, похороны обыкновенного человека в провинции, Курбе разворачивает в крупномасштабное полотно. Такая участь постигла, например, собор в Лизье.
Его наиболее удачные работы – "Гибель "Надежды" во льдах", "Монастырское кладбище под снегом", "Месса в готической руине", "Закат на море" и др. Курбе написал себя в одежде крестьянина, что было против всех правил приличия. Одна из самых последовательных романтических школ сложилась во Франции, в период Реставрации Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлечённым рационализмом позднего академического классицизма. В период реставрации Бурбонов (1814 – 1830 гг. ) у власти стала наряду с крупным поземельным дворянством и верхушка торговой и финансовой буржуазии.
«Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. «Здравствуйте, господин Курбе. » 1854 г. На картине эпизод из жизни художника: приезд Курбе в 1854 году в замок Монпелье.
«Сборщицы колосьев» 1857 год. О сохранении и поддержании памятников архитектуры никто не думал. После 1830-х гг.
Особенно он гордился своим выразительным профилем и ассирийской бородкой. «Наполеон, обретший бессмертие».
Свой профиль на полотне он помещает на фоне светлого неба. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Верди и др. ), несколько позднее – во Франции (Г. Домье рисует плотный силуэт прачки на фоне ярко освещенной набережной Сены. П. И. Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла. «Человек с мотыгой» 1863 г. О своей живописи сам художник говорил: «Это хлеб в поте лица, это крик земли, я знаю это по себе, но именно в этом я нахожу подлинную поэзию».
И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Основой театральной эстетики стали воображения чувства. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). В живописи Домье создает образы тружеников огромного города.
Картина вызвала бурное негодование публики, не оценившей новизны, с которой художник решал чисто живописные задачи — изображение человеческих фигур (в том числе обнажённой) в пейзаже, передача ярких красок солнечного дня. Но и здесь его ждало разочарование. В 1837 г. он приехал в Париж и два года занимался в мастерской живописца Поля Делароша. С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Шопен), Венгрии (Ф. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. В 1880-е годы ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880–1881) и Антверпене (1885-1886).
Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Ногучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи».
По приезде в Париж художника особенно заинтересовала графика. Тонкая моделировка сообщает одухотворенность лицам пророков и предков Христа. Творчество Родена тяготеет к сложным символическим образам, к выявлению широкого спектра человеческих эмоций — от ясной гармонии и мягкого лиризма до отчаяния и мрачной сосредоточенности («Блудный сын»). Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. (В архитектуре романтизм получил слабое отражение, повлияв главным образом на садово – парковое искусство и архитектуру малых форм, где сказалось увлечение экзотическими мотивами, а также на направление так называемой ложной готики. ) В конце 18 – нач.
Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Однако портреты работы Давида отличаются подчеркнуто смелой индивидуальной характеристикой и ярко выраженной эмоциональностью, которая придает им романтический характер (бюст Паганини, Гюго). Общая характеристика идейных и стилистических особенностей живописи Э. Делакруа.
1814г. Картина полна трагизма, мрачного пафоса.
Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий. Свободу печати», на котором появляется образ рабочего-печатника. Картина имела успех и 20-летний художник получил за неё золотую медаль. Художник был во всех отношениях могучей личностью. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё.
В XV-XVI вв. «Брут – первый консул, по возвращении домой и после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения», 1789г. В конце 60-х гг.
«Смерть Марата», 1793г. ) «Портрет г-на Серизиа», «Портрет Лавуазье с супругой», 1795г. 1784г. В романском искусстве монументальнаяскульптура, особенно рельеф, декорировала не только интерьер, но и наружные стены. Художник работает преимущественно в окрестностях Парижа, в лесу Фонтенбло.
Человек в представлении романтиков является венцом процесса общемирового возвышения. Первая картина, которую он выставил изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте"). В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. Но через 2 года художник создал не менее героическое полотно, которое публика сочла постыдным и непатриотичным: «Раненый кирасир, покидающий поле боя».
Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Отсюда особая роль лирического начала, эмоциональная непосредственность свобода выражений. «Завтрак на траве», выставленный в «Салоне Отверженных», навеян «Концертом» итальянского живописца эпохи Возрождения Тициана. Восстав против классициского принципа «облагороженных природы», актеры сосредоточили внимание на изображение контрастов и противоречий человеческой жизни.
Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Этому же он стремился научить и последователей.
«Наполеон – первый консул», акварель, 1799г. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. П. Заболотский. Лицо молодого человека повернуто в сторону, лицо старика полускрыто шляпой. Его герои – император Наполеон III и министр Тьер. В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии и др. ) обнаружены изображения животных и женщин – прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщенности и грубоватости форм.
Крупнейшим мастером, творчество которого составляет вершину французской романтической скульптуры, был Франсуа Рюд (1784—1855). С 1840 г. молодой художник начал выставлять свои работы в Салоне. «Сабинянки», 1799г. Жерико, Делакруа и его последователи. «Воскресение» Наполеона, представленное в этом памятнике, с одной стороны, обозначала актуальную для 1847 г. проблему необходимости смены власти, что и произошло в результате революции 1848 г., свергшей монархию. В ходе работы было внесено несколько изменений. Фиксин-ле-Дижон, Парк Нуаро.
В дальнейшие годы лучшие произведения Рюда — «Надгробный памятник Жофруа Кавеньяка» (кладбище на Монмартре, Париж) и особенно превосходная статуя Маршала Нея (1852—1853, Париж) — свидетельствуют об усилении в его творчестве реалистической тенденции. В 1830 г., когда во Франции поднялась новая революционная война, Делакруа откликнулся на события прославляющей революцию большой картиной «Свобода на баррикадах».
Возникли громоздкие дома навеянные готикой, подражания барочным или ренессансным дворцам. Реставрации памятников были довольно редким явлением. Увеличивается время проживания скульптурой. Даргомыжский, М. А. Этими словами в XVIII в. именовали древнюю архитектуру страны. И хотя первые государственные ассигнования на реставрацию были отпущены во Франции для консервации преимущественно римских памятников на территории страны – в Ниме, Оранже, Арле, забота о подлинно национальном наследии искусства скоро стала преобладать в деятельности французской Генеральной инспекции, как она доминировала и в деятельности аналогичных государственных и общественных организаций других европейских стран в середине и во второй половине XIX в. Архитекторы середины XIX в. в своей практической деятельности были охвачены идеями романтизма в такой же мере, как и творческие работники других видов искусства.
Механически повторенные башенки и зигзагообразные бойницы средневековых крепостей здесь утратили свой смысл, а отлитые из цемента украшения не могли сравнится с одухотворенными произведениями средневековых камнерезов. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков. Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Символ – ядро и зародыш мифа". В недрах бургундской школы рождаются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т. п. Смятение, охватившее апостолов, выражено неистовыми движениями. Так в чём же между ними разница.
Здесь практиковались «реставрационные» приемы, при которых древнее архитектурное сооружение разбиралось до основания, а затем возводилось снова в «улучшенном» древнем стиле. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве.
Но работа гладкая, слитная, повсюду одинаково обдуманная и одинаково ко всем частям картины относящаяся, как у Давида, не могла бы выразить то, чего искал Делакруа. Основание фигуре маршала составляет лежащая между его ног пушка.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников. Особенности национальных вариантов романтической художественной культуры.
В одной сцене часто соединяются разновременные события. Понятие историзма. Если первые представляют собой сцены, описывающие жизнь римлян — современников художника, то в общей композиции даны образы мужественных античных героев, словно вышедших из древних повествований. Идеалообразование в романтизме (равно, как и в классицизме) велось с привлечением фигуры Наполеона как эталонного персонажа изобразительного искусства. В рельефах бронзовых дверей собора св. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу.
«Портрет мадам Рекамье». Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. На полотне изображены люди, борющиеся с разбушевавшейся водной стихией. В 1812 году Жерико выставил в Салоне картину «Офицер идущий в атаку» (Офицер конных егерей императорской гвардии Наполеона воевал в то время в далекой России и никто не догадывался об исходе французской кампании). Эти годы нельзя назвать яркими и чем-либо примечательными в творчестве художника.
Этот хитрый прием (фотография доказала, что такого положения ног у лошадей во время бега быть не может, это фантазия художника) мастер использует для того, чтобы придать композиции динамизм, создать у зрителя впечатление молниеносного движения лошадей. «Генерал Жерар». Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать «отступников» вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. Особенности монументальной скульптуры в эпоху романтизма. В год открытия первой выставки импрессионистов (1874 г. ) художник работал с Клодом Моне в Аржантее на берегу Сены.
Новую страницу в истории европейской скульптуры открыл Огюст Роден (1840—1917) — французский скульптор и график, один из самых знаменитых ваятелей Франции, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Рунге, К. Д. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Фридриха и Й. А.
Такова работа «Утро в Венеции» 1834 г. Лучи солнца резко освещают беломраморные здания, резко очерченные в прозрачном воздухе. «Я не могу нарисовать ангела, - говорит Курбе, - так как никогда его не видел». Одной из наиболее ярких работ этого периода стало полотно «Скачки в Эпсоме», созданное в 1821 г. В картине художник изображает несущихся во весь опор лошадей, причем ноги их совсем не касаются земли. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (Дорога с кипарисами и звездами, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (Пейзаж в Овере после дождя, 1890, ГМИИ, Москва).
В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой. Одна из первых его картин утверждала правду в искусстве, неприкрытую и суровую. Фигуры заполняют собой всю картину, придавая ей величественно-монументальный характер. Лист).
Вебер, Р. Шуман, Р. Вагнер) и Италии (Н. Интересным примером реставрации «романтического» толка в Англии явились работы на церкви аббатства Сент Олбэнс (Херфордшир), XII – XIV вв. Вот таким образом образы на портретах очень выразительны и глубоки.
Работы закончил, как это нередко бывало в реставрациях «романтического» толка, человек не имевший специального образования (Гримторп), который на месте древнего и подлинного фасада церкви, сколь ни был он плох, построил абсолютно новый фасад в «значительно улучшенном» стиле. К ним относится Ева (собор в Отене), целомудренная, не ведающая зла, наивно срывающая плод запретного древа познания. Капитель из Клюни (1109-1113, Франция) решена в виде скульптурной группы Адама и Евы. Тесные рамки пуантилизма сковывали этот порыв. Его произведениям свойственны необычайно бурный ритм движения и повышенный драматизм выражения.
«Воз сена» 1860 г. ГМИ. Она была подчинена архитектурным формам и ритмам. Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение. В тимпане собора в Отене (ИЗО-1140) в сцене Страшного суда рядом с грозным величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным. «Наполеон на перевале Сан-Бернар».
Однако романтическое мироощущение несло в себе и опасность творческого субъективизма (акцентирования исключительного, причудливого) эмоциональность иногда подменялось риторическими эффектами, мелодраматизмом. В центре выставки Курбе поместил картину «Ателье» 1855 г. Франсуа Милле (1814 – 1875) Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры – так она притягательна. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. В 1834 году – офорт «Руки прочь.
В столбообразпых фигурах Шартрского собора еще много архаичного и наивного, но легкое движение вверх, пронизывающее вытянутые фигуры, предвосхищает скульптуру готики. В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней. Томашек, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, молодой Брамс).
Скульптура отделяется от стены, приобретает округлость. Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Мур, Великобритания). Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза».
Интересно отметить, что при некоторых реставрационных работах «романтического» толка в Англии начала XIX в. древние здания просто разбирались, чтобы уступить место новым постройкам, готический стиль которых реставраторы в таких случаях, как правило, «значительно улучшали». В музыке романтизм как направление складывается в 1820-е гг. Ф. Овербек). «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. «Я должен быть в состоянии передавать нравы идеи, облик моей эпохи согласно моей оценки» – эти слова Курбе и есть основа критического реализма.
Но он не примкнул к их движению и продолжил собственные творческие поиски. Название работе дала строчка из стихотворения преданно любимого Матиссом Бодлера. Романская скульптура достигает вершин к середине 12 в. В школе ваятелей провинции Иль де Франс (северо-восток Франции) синтезируется все лучшее, что было создано французскими мастерами этого периода. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб.
Долина Ла-Кро, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспьо, А. С. В Салоне 1824 года Давид из Анжера показал статую «Молодой грек у могилы Марко Боцариса», навеянную событиями освободительной войны греков против турок. Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в конце XIX – начале XX вв., когда в рамках стиля «модерн» вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимают важное место. В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876).
Шарле, А. Т. В этих условиях произведения архитектуры начинают восприниматься не как причуды «извращенных» и чуждых народу «художественных затей» аристократов или клерикалов, «выполненных за счет трудящихся» и являющихся «символом проклятого феодализма», как они иногда трактовались в XVIII в., но как живые свидетели героической борьбы народа за свое освобождение, как выразители его бессмертия и неувядающей силы, как подлинные, дошедшие из глубины веков, доказательства его замечательного художественного дарования. Достройки, например, Кёльнского (XIII, XIV, XV, XVI, первая половина XIX – вторая половина XIX в. ) или Миланского соборов (начата в 1386 г., закончена в XIX в. ) по характеру их основной цели и общей направленности относятся не к реставрациям, а к строительным работам вообще.
Друг Делакруа Антуан Луи Бари (1795—1875) был не только скульптором, но и превосходным живописцем, как показывает его картина «Лев и львица у входа в пещеру» (ок. «Похищение Психеи», 1808г. Образы ее глубоко типичны. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животное (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).
«Воскресение» Наполеона, представленное в этом памятнике, с одной стороны, обозначала актуальную для 1847 г. проблему необходимости смены власти, что и произошло в результате революции 1848 г., свергшей монархию. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил.
Гораздо шире представлены ирония, юмор, даже гротеск одновременно усиливается национально – патриотической и героико – освободительной тематики (Шопен, а также Лист, Берлиоз и др. ) Большое значение приобретают музыкальная изобразительность, звукопись. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится ее главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). Изображенные крестьянки отличаются монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Именно неудовлетворением Жерико политикой Наполеона было продиктовано его поступление на службу к Людовику XVIII, занявшему французский трон в 1814 г. С пессимистическими настроениями было связано и то, что после второго захвата власти во Франции Наполеоном (период Ста дней) молодой художник покидает родную страну вместе с Бурбонами. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Мастер редко обращался к этому жанру.
и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Здесь были написаны его самые яркие, солнечные картины — «Аржантей», «В лодке» (обе созданы в 1874 г. ). В них находили отзвуки и еретические учения. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Бидермейер как феномен истории изобразительного искусства и творчество К. Шпицвега. Романтизм в центре мироздания ставит человека.
Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин). Такой неоготики немало в славянских странах.
В начале своего творческого пути Коро утверждал плотную материальность мира. Символ – эстетическая категория, отличная от аллегории и художественного образа. С другой стороны, демонстрирует актуальность фигуры Наполеона для мировоззрения XIX в., человека, ставшего своего рода святым Нового времени ибо в изображении воскресающего Наполеона использованы черты иконографии воскресения Христа (восстание из склепа идея вечной молодости). Очень часто, можно было бы сказать даже слишком часто, некоторые архитекторы той эпохи стремились использовать предложение реставрировать какой – либо памятник архитектуры для упражнения своих способностей в проектировании «готических» или «романских» зданий, возводя целые башни или шпили без всяких к тому оснований не только там, где они были когда – то разрушены, но и там, где их вообще никогда не было.
«Наполеон, обретший бессмертие». Эта тема развивалась как в мифологических, так и в анималистических сюжетах. Абсолютно пустой и застывшей кажется по сравнению с «Марсельезой» группа «Коронация Наполеона» Жан Пьера Корто (1787—1843), поставленная у второго пилона Арки. Он писал арабских всадников на горячих скакунах, охоту на львов, женщин в гаремах. Этюд – художественное произведение, выполненное, как правило, непосредственно с натуры. Замечательна «Прачка». Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). В их сочинениях были претворены многочисленные народные сказания, легенды, поверья. Формирование романтических воззрений на теорию и практику искусства. И об этом тоже писал Жерико.
Спустя два года на суд зрителей Салона была представлена еще одна картина Делакруа — «Резня на Хиосе». Живопись и графика немецкого романтизма: основные идейные и жанровые особенности. Подобным же образом был «отреставрирован» Палэ де Жюстис в Руане и другие здания. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. 1808г. Трактовка цвета в живописи Делакруа стала примером для многих художников конца 19 века.
Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Жерико надеялся воззвать к гуманности, гражданскому мужеству французов. Главными его работами являются бронзовая группа «Кентавр и Лапиф» (Лувр), «Тигр и крокодил» (Лувр) и «Лев, раздавливающий змею» в Тюильрийском саду в Париже (вариант этой группы находится в здании Академии художеств в Санкт-Петербурге). В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии.
В произведении «Возвращение из России» впервые прозвучала тема борьбы человека со смертью. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Самостоятельности она не имела. Причем характер набросков заметно отличается от стиля всего произведения. Вернувшись во Францию в 1827 году, Рюд сразу выдвинулся высоким пластическим мастерством мраморной статуи «Неаполитанский мальчик-рыбак» (1831, Лувр). Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Бронза, высота 251, 5 см. Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной. Развивающиеся флаги, летящие конские гривы, стремительно несущие по небу тучи или клубы дыма, раздувающиеся на ветру одежды создают впечатление бурного движения. Фюсли, в которых сквозь классицистическая ясность образов не редко прорывается мрачный изощренный гротеск живописи и графике (а также поэзии) У. Блейка, проникнутым мистическим визионерством и Испании – позднему творчеству Ф. Гойи (1749-1828) исполненному безудержной фантазии и трагического пафоса, страстного протеста против феодального гнета и насилия.
В сравнении с ними композиция «Алжирские женщины в своих покоях», созданная в 1834 г., кажется спокойной и статичной. «Свобода» «Равенство» «Искусство» «Наслаждение» «Философия» «Триумф Бонапарта или Аллегория мира», рисунок «Правосудие и божественное Возмездие, преследующие Преступление», 1808г. На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ, Москва).
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Для мастера живописи здесь было важно не столько показать внешние признаки и симптомы заболевания, сколько передать внутреннее, душевное состояние больного человека. Бронза, высота 251, 5 см. Фиксин-ле-Дижон, Парк Нуаро. 1845-1847 гг. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). В окончательном варианте полотно представляет тот момент, когда уже отчаявшиеся люди видят на горизонте судно «Аргус» и протягивают к нему руки. Заказчиком этого произведения выступил бывший командир гренадеров с о. Эльба, Нуазо.
Вначале проектом было предусмотрено изображение мертвого императора с живым орлом. Знаменитые пейзажи Рима, созданные художником в этот период, поражают восприятие красотой итальянской природы и архитектуры изысканностью красок и форм: «Вид Форума у сада Фарнезе» (1826), «Вид Колизея из сада Фарнезе» (1826), «Санта Тринита деи Монти» (1826-1828) – дышат свежестью восприятия природы и архитектуры Италии. Случай был бы списан в архив, если бы не возмущение Жерико.
Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. 1828 г., Лувр). Об архитектуре романтизма и говорить не принято. 1798г. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Голубкина. Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Портреты написаны с явным сочувствием к несчастным.
Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Вначале реставрация была поручена Джильберту Скотту, однако он скоро умер. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. В живопись Курбе проникают монументальность, плотность объемов, весомость форм. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр.
Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Преобладающие цвета красный и синий. Жироде. Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные. Знаменитый тогда фрегат «Медуза» налетел на рифы и затонул у берегов Африки.
Ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи. Однако в 1880 – 90-е гг. Наиболее значительное произведение Родена, над которым он работал тридцать семь лет, но так и не успел закончить, — так называемые «Врата ада». Пульпа может быть изготовлена из бумажной массы, лигнина, ваты. Толстой и др. Романтизм обогатил выразительные средства театра (воссоздание «местного колорита» историческую верность декораций и костюмов, жанровая правдивость массовых сцен и постановочных деталей) его художественные свершения подготовили и во многом определили основные принципы реалистического театра.
1115 г. ). Знаменит офорт «Законодательное чрево», на котором представлены чудовища-министры и члены парламента. Делакруа, как правило, предпочитал брать за основу своих полотен драматические сюжеты. В ней обнаруживается развитое чувство объема, сочность в лепке скульптурных форм, разнообразие и новизна композиционных решений их живописность. И он без сожаления от пуантилизма отказался. Для таких пейзажей Коро задолго до импрессионистов применял метод многократных этюдов.
Такова «Колокольня в Аржантее» 1860 г. ГМИ. Таковыми являются портреты Шопена и Жорж Санд. Символ ознаменовывает существование высших миров. В противовес классицизму, романтики придавали композиции повышенную динамику, объединяя формы бурным движением и прибегая к резким объемно – пространственным эффектам использовали яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов, сверкающую и легкую, нередко обобщенную манеру письма.
Место действия характеризуется лишь скупыми деталями. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Его пейзажная манера оригинальна, картины запоминаются с первого знакомства, в них чувствуется, что это пейзажи художника-романтика: они последовательно выражают специфику романтического мироощущения. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма.
Романтический театр впервые утвердил сценическое переживание (непосредственность, правдивость и искренность игры) как основное содержание актерского творчества. Картина «Анжелюс» (1859 г. ) показала, что Милле способен передать в своих работах тонкие эмоциональные переживания. Весь XIX век, при общем взгляде на него, прошел в области реставрации древних зданий под лозунгом восстановления преимущественно художественного значения архитектурных памятников, как это определилось еще в конце XVIII в., например в упомянутой выше реставрации Майнцского собора. В середине XIX в. более крупный архитектор, знаменитый английский реставратор Джильберт Скотт в сущности продолжал «романтические» методы восстановления и реставрации древних зданий, произвольно дополняя и «улучшая» средневековые соборы Англии (собор в Эли идр. ), что также вызвало упреки научной общественности страны.
В это время он еще находился под влиянием академической живописи. Очертания города растворяются в воздушной дымке. За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок.
Черная одежда и чопорный вид многих участников обряда – только дань обряду. Амур и Психея. Мы же касаемся здесь лишь чисто реставрационной практики.
В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают. Среди полотен Делакруа особое место занимают портреты. Бари, Ф. Рюда). Жизненно и правдиво изображены фигуры искалеченных и измученных войной людей. Важным аспектом решения этой проблематики становится тема божественного вдохновения, возводящего человека в этом энтузиазном устремлении. Актуально-историческаятематика повышает степень заразительности для зрителя, тем самым вдохновляемого на подобные героические порывы. 1845-1847гг. Основателем романтической школы явился Т. Жерико (1791-1824), смелый новатор в живописи, в творчестве которого все более нарастали протесты против окружающей действительности и стремление откликаться на исключительные события современности.
Поздние этапы развития немецкого романтизма. Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Искусство романтизма во Франции. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни.
Курбе клал мазок густо, часто прибегал к помощи мастихина, откладывая кисть. Произведения Родена приобретают эскизный, как бы незаконченный характер, что позволяет мастеру создавать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи («Вечная весна»). Ноги героев зачастую изображены парящими в воздухе. Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа).
Этот образ необычайно экспрессивен и динамичен. Многие его позднейшие монументальные работы, особенно скульптура фронтона Пантеона (1837), остаются внешними и жесткими. В то же время вторая фаза «художественных реставраций» – со второй половины XIX в. – сделала восстановление художественных особенностей зданий самоцелью, о чем речь будет впереди. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Во время парижской выставки 1855 года, на которой с успехом демонстрировались работы Энгра и Делакруа, Курбе привлек внимание к своим картинам, устроив персональную выставку в большом деревянном сарае, где раздавал «Манифест реализма».
На лесной поляне расположились мужчины в современных костюмах. С решительным протестом против подобного рода реставраций выступил уже в середине XIX в. известный английский искусствовед Джон Рёскин. Жерар. «Коронация».
Автор – Ф. Рюд. «Портрет М. Ю. В это время живописцем было создано большое количество портретных работ.