Христос и, апостолы размещены вокруг капители, лицом к зрителям. Скульптура романского стиля была тесно связана с архитектурой. Рельефная скульптура не только украшала храмы, приглушая их суровость и делая их даже порой нарядными, она была также мощным средством воздействия церкви на сознание верующих.
В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих. По мнению исследователей, причиной наклонения башни является неравномерная осадка аллювиальной почвы. 5.
70 лет, в 1350-1356 гг. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям "звериного стиля"). Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало. Романская архитектура сохранила множество признаков римской архитектурной стилистики: цилиндрические своды, круглоголовые арки, пасиды, декор в виде листьев-аконтов. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.
Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии. Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу — черти, влекущие грешников.
Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Бронзовый глостерский подсвечник и латунная купель 1108—1117г. г.
Смятение, охватившее апостолов, выражено неистовыми движениями. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (лиможская эмаль). Религиозный сюжет в романской скульптуре часто сочетается с наивным реализмом исполнения, с развитым повествовательным началом. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. После падения Римской империи искусство резьбы по камню и направление бронзовой скульптуры практически изжили себя – по сути, они продолжали существовать лишь в Византии.
Падающая башня была построена как колокольня собора. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков. К мёзской школе принадлежат также Ставелотский триптих и реликварий святого Мавра. Главной его чертой было превосходство духовного над телесным.
Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек).
Сохранившиеся их образцы в основном сделаны из латуни. Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Архитектуру романского периода характеризует глубокая теологичность. Данный крест стал своеобразным прообразом многих других произведений подобного рода. Наибольшее развитие скульптура получила во Франции и Германии. Основные постройки этого периода – замок-крепость, храм-крепость.
В моей презентации некоторые из них представлены в виде иллюстраций. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 1115 г. ).
Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII века. Романский стиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв. Даже имена ювелиров были более широко известны, нежели имена живописцев или архитекторов.
Его главной особенностью было превосходство духовного над телесным. Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце 11-начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере-сосредоточенные на капителях колонны. Композиции на порталах обычно имели небольшую глубину и они должны были быть гибкими, чтобы в отведённое пространство втиснуть заглавные буквы-рисунки, капители колонн, а также церковные тимпаны. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. Самостоятельности она не имела. Якоба в Регенсбурге, Романские церкви в Валь-де-Бой. Социальная основа романского стиля – система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви.
2. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии.
(в ряде мест и в 13 в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. В рельефах бронзовых дверей собора св. Христос исполнен пафоса.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. В начале оконные проёмы этого стиля были более простыми, примитивными и редкими. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. Сначала каменные своды появились в боковых нефах, затем и над более широким центральным. Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции. Звериный стиль. феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд" и т. д. ). В самом начале этого периода в Германии появились такие новшества, как распятие в виде большого деревянного креста, свободно стоящие статуи Мадонны, возведённой на трон, а горельеф стал скульптурной доминантой этого периода. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центричной (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) прежде всего внушают страх. Он изображает завоевание Англии норманнами.
В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Восточная часть — апсида (украшение). По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена.
Самым известным является реликварий трёх царей из Кёльнского собора работы Николая Верденского (около 1180—1225). В фасаде собора выделяются пять ордеров, нижний из которых составлен из семи арочных ниш. Строительство собора было начато в XI в. гениальным архитектором Бускето и продолжено в XII в. архитектором Райнальдо. Замки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки иногда на искусственном возвышении.
В период 1275по 1284 гг. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмиэирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) — в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины в Германии — собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106), кайзерские соборы в Вормсе и Майнце, Либмургский собор в Германии, Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии, Аббатство Мария Лаах в Германии, Церковь св.
Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Перед нами не грозный судия, а добрый пастырь, благословляющий своих детей. Через пять лет вынуждены были остановить постройку на третьем этаже из- за осадки грунта. Скульптура была связана с архитектурой.
Самое раннее датированное английское стекло— это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 года, который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки. Неуловимое движение, скользящее по ее чистым чертам, таящееся в наивных, чуть припухших губах и глазах миндалевидной формы, предвещает улыбку. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Помимо архитектуры романский период в искусстве характеризовался очень энергичным стилем, как в скульптуре, так и в живописи. Поперечный неф — трансепт.
Его специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Ее лицо обаятельно, ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи.
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Смятение, охватившее апостолов, выражено неистовыми движениями. После нового перерыва ок. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д. ). Термин "романский стиль" был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры "Каролингского возрождения" (кроме того – искусства эпохи "Великого переселения народов", Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Все было подчинено суровой действительности. Колонны западного портала, задуманные (как это было принято) в виде статичного абриса человеческой фигуры, вдруг оживляются легким движением вверх, тонкой моделировкой индивидуализированных лиц пророков, царей и предков Христа.
Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора. Архитектура в романском стиле играла доминирующую (определяющую) роль. Чтобы своды не обрушились и строили массивные, тяжелые стены.
Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Арки опираются на пилястры и колонны с капителями коринфского ордена. Теснее граничит с германской и французской романикой зодчество Тосканы, где возник инкрустационный стиль. Романская скульптура тяготела к образам чудовищного и безобразного.
Сюжетом скульптурного убранства тимпана чаще всего становились сцены Страшного суда. Основой храмового романского зодчества был тип старой римской базилики. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. Вестготская фибула. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены и своды церквей. Капитель из церкви Клюни (1109--1113, Франция, Клюни, музей) решена в виде группы Адама и Евы. ди Симоние воздвиг еще три этажа, пока наклонение не заставило его остановить работы.
Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. К ним относится рельеф с изображением скользящей среди колышащихся трав и обремененных плодами деревьев Евы (собор в Отене), целомудренной, не ведающей зла, наивно срывающей плод запретного древа познания. Франция. Христос. В них нет ничего неясного.
Вход в храм оформлялся в виде перспективного портала. Расцвет монументальной скульптуры начался на рубеже XI—XII веков. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Национальные стили практически отсутствуют, архитектура строга и не имеет излишеств. Для архитектуры центральной Франции характерны мощь, простота и монументальность.
Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота». 4 Отдельные фрагменты витража находятся в различных музеях, а окна Твайкросской церкви в Англии целиком сделаны из французских панелей, спасённых от разрушений, вызванных Великой французской революцией. 5 Стекло в то время было довольно дорогим, вот таким образом его использование должно было быть достаточно гибким, чтобы рисунок можно было легко дополнять или переделывать. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ- стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами.
В начале 12 века наивная повествовательность и живость исчезают. Изделия из металла, оссуарии для хранения мощей, хорошо сохранились. сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Несколько центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове. Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10—12 вв. В установлении нового стиля поучаствовали практически все европейские культурные группы.
все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё, фрески на библейские сюжеты в сочетании с языческими образами. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества феодального владыки. (в ряде мест — и в 13 в. ), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
V век. Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла. Романская скульптура достигла расцвета в середине 12 века. Если в раннем романовском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 – начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. Место действия давалось условно, какою-либо деталью. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков.
С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). из церкви св. Для Франции характерна связанная с оформлением стен монументальная скульптура из камня. Подобно многим другим произведениям, крест изначально был частично цветным.
Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140) в Отене. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией. Главной задачей средневековых художников стало украшение христианских храмов, создание произведений, которые должны были отражать образы божественного мира и наставлять верующих на путь истинный.
Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков. Именно здесь находится наибольшее количество архитектурных памятников романского стиля. Место действия характеризуется лишь скупыми деталями. Строение тщательно вписывалось в окружающий ландшафт, выглядело основательным и прочным. В основе плана— раннехристианскаябазилика, то есть продольная организация пространства Увеличениехораили восточной алтарной части храма Увеличение высоты храма Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Сводыбыли нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). В Италии элементы романовского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9-10 вв.
Христос исполнен пафоса. (в ряде стран также в 13 в. ). Скульптура, живопись, прикладное искусство были с ней неразрывно связаны. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом).
Стол же, за которым они сидят, опоясывает сплошной лентой всю группу. Единство и стройность замысла, просветленная гармоничность образов отличают скульптуру западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (около 1135--1155). В XI-XII вв. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу 10 в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). В тимпане собора Сен-Лазар в Отене (1130--1140) в сцене «Страшного суда» рядом с грозным и величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным. Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии.
Преобладающие цвета красный и синий. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Особенно прекрасны большие фигуры из Страсбургского собора 1200 года (некоторые из них сейчас помещены в музей) и из церкви Святого Куниберта около 1220 года в Кёльне. В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 года вступает в полосу расцвета.
Скульптура отделяется от стены, приобретая округлость. 3. На первом плане была практичность.
Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Скульптура Шартрского собора. В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают. Излюбленным элементом английской архитектуры были башни. В замках все внушало страх. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский.
Михаила в Гильдесгейме (1008--1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ, обладающий значительной изобразительной силой. В "оттоновский период" романовского стиля (2-я половина 10 – 1-я половина 11 вв. ) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Композиция «Христос во славе» Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре особенно выразительна, принадлежит к вершинам романского стиля в скульптуре.
4. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений.
Оно было создано по заказу архиепископа Геро около 960-965 гг. Центральный неф и два по бокам. В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125--1130) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимпана и отделена от апостолов сиянием в виде овала исходящим от божества. Они изображают известных святых или истории из Библии. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В рельефах бронзовых дверей собора св. Основой являются форма и единство элементов, порядок и соразмерность.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Ставни же делались из холста. Для итальянского романовского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния.
В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125—1130) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимпана и отделена от апостолов сиянием в виде овала исходящим от божества. Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. Арочные ниши украшают круглые окна с многоцветной инкрустацией. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Моделировка форм пластически выразительна. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка.
Она была подчинена архитектурным формам и ритмам. Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Переход к скульптурному рельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной капители». Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами.
Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии. Очень интересно изображение «Тайной вечери» на одной из капителей церкви Сен Поль в Иссуаре (Оверни). Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле).
Романские храмы поражают мощью. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена.
Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. 1145-1155. В школе ваятелей провинции Иль-де-Франс (северо-восток Франции) синтезировалось все лучшее, что было создано французскими мастерами этого периода. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность и вытянутость в длину (170 м). монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи.
Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Большое впечатление производят сохранившиеся печати на грамотах и документах, а вот романские монеты обычно не вызывают особого эстетического интереса. Не случайно о них сложилось множество легенд.
Но при всем при этом окна были не только стандартных форм (круглые, прямоугольные), но часто имели форму ушей, глаз, трилистника. До него говорится об искусстве варварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). Строительство башни начали в 1173 г. Первым архитектором являлся Джерардо ди Джерардо.
Во всем ощущается предельная простота и мера. Михаила в Гильдесгейме (1008—1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ, обладающий значительной изобразительной силой. Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники.
На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Храм вмещал массу людей, он был также рассчитан на паломников.
Основым видом искусства в романскую эпоху в средневекой Европе была архитектура. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. В Германии крупная и мелкая пластика из бронзы и дерева была сосредоточена внутри храма. Например, ковер из собора в Байе (XI в).
Место действия характеризуется лишь скупыми деталями. Фигуры пророков, хотя они довольно схематичны и статичны, демонстрируют значительные знания в области дизайна витражей, как по художественному вкусу, так и по функциональному использованию стекла, показывая, что их создатель был хорошо знаком с этим искусством. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка – исторические сюжеты). Эти скульптуры служили своего рода Библией для неграмотных паломников и монахов.
Западный фасад украшался фронкирующими башнями. Ставни изготавливались из холста. Фигуры с большими головами архаичны, приземисты, неуклюжи, но крепкая моделировка объемов, безыскусственность жестов и мимики сообщают им своеобразную выразительность. Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. Романские соборы также были весьма массивны.
Общая система образов Романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». Заглавная буква инициал, разрастался в целую картину, заменив собой миниатюру. Самостоятельности она не имела. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м).
Монастырь в Клюни в то время называли «вторым Римом». Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». Романская скульптура, однако, сохранила свои уникальные черты.
Вместе с тем полусказочные сюжеты изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные. Отдельные выпуклые фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита. В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется прочным камнем. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество бога.
Монастырь в эти века был средоточием жизни. В бургундской школе появляются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1.
Церковь была главным заказчиком произведений искусства. В одной сцене часто соединялись разновременные события.
Развитие романского искусства было сложным и необычным и имело множество направлений. Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.