Хотя влияние мастеров этого направления, в особенности такого, как Паситель, явно ощущалось в римской статуарной скульптуре уже с 1 в. до н. э., в портрете эта идеализирующая линия получала заметного развития вплоть до периода правления Августа. Хотя особо значимой собственно римской скульптуры не осталось, но ваятели – римляне во многом усовершенствовали искусство создания пластических фигур. Сущность искусства в целом и скульптуры, в частности, Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях этого времени. Вот эти же конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской портретной скульптуры, в которой, пожалуй, сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения.
Перед вами скульптура одного из самых знаменитых людей римской империи – императора Октавиана Августа. Со времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре конный памятник – бронзовая конная статуя императора марка Аврелия. Если в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то в эпоху Римской республики и империи повышенный интерес представляла личность государственная и общественная. И на каждом из этих этапов римская скульптура претерпевала изменения, связанные с культурным развитием страны.
В Средние века бронза и мрамор сдирались со стен бань, а прекрасные скульптуры, украшавшие термы Каракаллы, оказались в коллекциях аристократии и римских Пап. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров. Римская скульптура намного разнообразнее, чем живопись. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптур. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров.
Он пишет, что скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. На римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. История древнеримской скульптуры подразделяется на три части – искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство.
Скульптура полностью отражает мощь римской волчицы. Лицо лишено признаков возраста. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Марс разгневался на поступок людей и уничтожил все поля с урожаем. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ.
Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы.
Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Однако по-прежнему ведущее место в римской скульптуре занимает портрет. Римский портрет имеет сложную предысторию.
По легенде, Бог Марс подарил людям достаток и вдоволь урожая на полях, но люди не ценили дарованное. Их образы являлись очень выразительными. Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения.
Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения». Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Люди в те времена ценили точность и объем форм при строительстве. Его изобразили в обычной и естественной позе.
Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства»6. Среди них оратор Авл Метел, скульптурный портрет которого был выполнен из бронзы.
Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. является подлинно реалистическим. Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом.
Их изображения – своего рода парад высоких качеств. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Август-оратор обращается к народу.
Портрет лишен и идеализации и традиционности техника крайне упрощена— волосы и борода показаны короткими насечками, попарно поставленными, черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от детальной моделировки, фигура и черты лица асимметричны. Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора.
Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е. IV— н. IIIв.
Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом. Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров.
Создавались как бы типичные эталоны. И в конце концов они подорвали объединяющую власть Рима. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Но уже полностью разоблачителен при всей своей благородной сдержанности портрет преемника Тиберия -- Калигулы (Копенгаген, Глиптотека), убийцы и истязателя, в конце концов заколотого своим приближенным.
Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров.
Уже в VIII—VII веках до н. э. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. С конца III в. до н. э. вере в одушевление природы.
На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. (Это являлось рудиментом культа предков).
Внутри колонны проходит винтовая лестница. Их образы являлись очень выразительными. В портретах во второй четверти III в. Уплотнились объемы, мастера отказывались от буравчика исполняли волосы насечками, добивались особенно экспрессивной выразительности широко раскрытых глаз.
Разве не было это чудом. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских.
Постепенно здание ветшало и пришло в упадок. Портрет эпохи Клавдия и Нерона считается переходным от августовского классицизма к искусству Флавиев.
На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Лицо лишено признаков возраста. Его изобразили в обычной и естественной позе. Наверное именно после этого легендарного факта, Марса стали олицетворять как Бога войны.
Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. к примеру портрет императора Вителлия). Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого.
Ряд стилистических черт побуждает относить «алтарь» к рубежу 2--1 вв. Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. Траяна изображали девяносто раз. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля.
Как уже всем известно, Ромул и Рем стали создателями так называемого «вечного города». Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность.
Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Памятники римской культуры II-I вв. Ранние образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (территория эллинистического Египта, I—IVвв. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными.
Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Эмоции даков открыто выступают наружу. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Не менее выразителен реалистический портрет молодой женщины, так называемой «Сириянки», выполненный из мрамора. с. 264.
вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска — победителя. Эмоции даков открыто выступают наружу.
«Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора.
Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства).
Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Изображение зрачка становится общепринятым. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим.
Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Ватикан) и Нервы (Рим.
Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Маски-слепки делались непосредственно слиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину.
Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж.
– греческими скульпторами. Стиль римского скульптурного портрета менялся вместе с общим мироощущением эпохи. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком.
Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. «Отцов он заставлял присутствовать при казни сыновей, -- пишет Светоний, -- за одним из них он послал носилки, когда тот попробовал уклониться по нездоровью другого он тотчас после зрелища казни пригласил к столу и всяческими любезностями принуждал шутить и веселиться». Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. Оно становится отвлеченным образом иконой.
В последующие времена точность сохранилась в основе римского художественного портрета. Его красивое и мужественное лицо, обрамлённое густыми вьющимися волосами и длинной бородой, плотно сжатые губы свидетельствуют о сильном и волевом характере, способности подчинять своей власти окружающих. Римское искусство закончило огромный период античной культуры. И еще у Светония: «Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, он велел бросить им на растерзание преступников и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех. ».
Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого – это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом". Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее.
Его связь с этрусским портретом очевидна, равно как и с эллинистическим. В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца).
В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. В одних статуях он представлен стоящим во весь рост, в других — торжественно восседающим на царском троне.
Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты. против даков. Стена разделена по высоте на два яруса. Точность, окрыленная творческим вдохновением и замечательным мастерством. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров.
– греческими скульпторами. Появляются парадные портреты в рост исполненные спокойной сдержанности и величия. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности.
до н. э. весьма не многочисленны. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Римский портрет – это как бы сама история Рима, рассказанная в лицах история его небывалого возвышения и трагической гибели: "вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами" (Герцен). «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост. Памятники римской культуры II-I вв.
Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. до н. э. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Еще один из священных храмов на форуме был посвящен богине Весте. 100г.
В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского.
В его основе лежит греческое искусство V – IV веков до н. э. Одним из корней реализма римского портретастала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертныхмасок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместес фигурками лар и пенатов. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров.
Его изобразили в обычной и естественной позе. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом.
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Уверенный и проницательный взгляд свидетельствует о силе и твёрдости характера. И уже за одно это мы должны им быть признательны. до н. э. ). Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил. 63).
Именно таким он запечатлён и в описаниях историков своего времени. Не живое человеческое лицо, а символ.
С IV в. до н. э. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. Жуток его пристальный взгляд и чувствуешь, что не может быть пощады от этого совсем молодого властителя (он закончил двадцати девяти лет свою страшную жизнь) с наглухо сжатыми губами, любившего напоминать, что он может сделать все, что угодно: и с кем угодно. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы.
Слишком много крови пролил он за время своего правления. Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях ит. п., отчасти живописные портреты. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Затем, в 60-х годах до н. э. обе линии сливаются, причем старая черта — максимальная точность, сохраняется. Известные как весталки, эти девушки и женщины жили вместе в доме прямо рядом с храмом.
Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи.
Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Пол храма выложен мраморными плитами. Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии и изображались в виде символов: Маны – под видом змей, Юпитер – под видом камня, Марс – под видом копья, Веста – под видом огня. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет.
Например, статуя римланки. В эпоху тетрархии на востоке складывается свой тип: компактное построение головы исполненные мелкой насечкой волосы, короткая, обозначенная точками борода, широкое лицо с морщинами на лбу и у переносицы, сообщающими лицу стандартный налет страдания и раздумий. великую эпоху портретной скульптуры. ».
В скульптуре позднего эллинизма (в собственно Греции) широкое распространение получила холодная стилизация искусства зрелой и поздней классики, «классицизирующей иеоаттицизм». Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора.
Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема. С IV в. до н. э. Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски.
Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой.
Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета». Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией).
А в скульптуре древнего Рима мастера, когда создавали скульптурный портрет, акцентировали внимание на индивидуальном образе человека. Пеpед храмом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Покоренные провинции все решительнее проявляли свою волю. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Зловеще в своей жестокости низколобое лицо Нерона, самого знаменитого из венценосных извергов Древнего Рима (мрамор, Рим, Национальный музей).
Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. в Египте помещали вместе с мумией в саркофаг (так называемые «фаюмские портреты»), лица чаще всего изображались в фас с широко раскрытыми глазами, как бы свидетельствовавшими об их жизни. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ).
Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. 100г. Её вылили из бронзы примерно в 170 году. Развитие древнеримского портрета было граничит с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Но пока была жива римская идея, в нём не иссякала изобразительная мощь. 05. В их число входят бронзовая голова мальчика (к.
Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи (недоступная ссылка). Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших.
н. э. В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах. Для истории Римской империи смутное время III века н. э.
В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Они питаются молоком волчицы и являются сыновьями Марса – бога плодородия и достатка.
И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив. – эпоха расцвета римского портрета, всё более освобождающегося от традиций прошлого. Постепенно их все больше интересовали не индивидуальные черты, но те порой неуловимые настроения, которые уже трудно было выразить в камне, мраморе, бронзе.
Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Ватикан), убеждает, что уже в статуе Тиберия, сохраняющей классицистическую трактовку лица изменилось пластическое понимание форм.
Познание мира римлянами приобретало новые формы. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею.
Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Сдержанность и официальность позы кумского Августа сменило свободное, непринужденное положения тела, мягкая трактовка объемов, не противопоставленных пространству, но уже слитых с ним. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом.
В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Эта объективность в передаче точности — характерная черта римского портрета, которая будет сохраняться в нем до конца. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях.
Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту. Ей служили жрицы, основная работа которых была следить за тем, чтобы огонь никогда не гас. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. Ватикан) и Нервы (Рим.
Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. В большинстве случаев – это надгробные стелы. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке.
Это относится, например, к Египту и Вавилону. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения.
С 40-х гг. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Каракала, заняв трон отца, убил брата.
Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе.
Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). Вот таким образом учиться римским скульпторам было, в общем-то, не у кого. Император был образцом идеала и гуманности.
Рядом, на фоне сверкающих золотом лучей, находится фигура ангела, направляющего стрелу в томное тело святой. Возьмем, например, «Морской порт». Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук.
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения.
Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет.
Амулий не как такого не ожидал и разгневался на девушку. Император был образцом идеала и гуманности. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. Храм построен из камня, кирпича и бетона. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг.
«В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских». Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. В замечательном скульптурном произведении действительно запечатлён образ философа и мыслителя, общественного деятеля и оратора. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Вокруг ствола колонны Траяна, воздвигнутой в начале II в. до н. э. на форуме Траяна, над самой могилой этого императора, вьется широкой лентой рельеф, прославляющий его победы над даками, царство которых (нынешняя Румыния) было, наконец, завоевано римлянами. до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени.
Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. При создании портретов художник также отталкивается от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями, вызывающими представление об индивидуальных чертах того или иного лица. Поза атлетически сложенного Августа проста.
Римское искусство закончило огромный период античной культуры. В нём мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини. Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.
Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации». Дело в том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть как можно более похож на оригинал.
Поверхность обнаженных частей тела полируется до яркого блеска, а волосы и одежда остаются матовыми. с пол. Римская империя распадается. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи.
Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Для римлян он стал подлинным эталоном гражданственности и патриотизма. Личность, как таковая, охарактеризована беспощадно с выделением самых важных черт. " (Вальдгауэр о портрете "солдатского" императора Филиппа Араба). Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Греция не составляла исключения в этом отношении.
Таким образом, достигалось оптимальное сходство. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ). Его звали Каракала. Шерсть просматривается только на шее и на спине. А другой римский историк, Дион, добавляет, что, когда отец одного из казнимых «спросил, можно ли ему хотя бы закрыть глаза, он приказал умертвить и отца». «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова1.
Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. В эллинистический период наряду с драматическим, реалистическим воплощением глубоких и существенных психологических состояний (например, портретная статуя Демосфена, 3 в. до н. э. ) была широко распространена, особенно во 2--1 вв.
Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место.
Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица. Вальдгауэром: «. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос.
Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация города. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Взоp военачальника обpащен в стоpону пpоцессии жеpтвенных животных – suovetaurilia, пpиносимых обычно в искупительную жеpтву пеpед началом или после окончания военной кампании. Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е.
Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Iв.
Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Император, тем не менее изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным. и сер.
Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. В городах распространяется жилая застройка из многоэтажных домов, в то время как обеспеченные слои населения строят загородные террасные дома, украшенные фресками и скульптурными композициями. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали.
Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора.
Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Есть, конечно же и некоторые недочеты в работе мастера над данной скульптурой.
Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения»1. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров.
«Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. до н. э. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.
Траян был изображен 90 раз. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Оно становится отвлеченным образом иконой. Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию.
В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства».
Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Его изображали в самых различных позах, одеждах и государственных должностях.
Непрерывные войны, междоусобные распри, восстания провинций, бегство рабов, сознание бесправия с каждым веком все более подтачивали фундамент«римского мира». Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда.
Изобразительное искусство Древнего Рима развивалось в несколько этапов, которые соответствовали периодам исторического становления самого государства. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. В ознаменование этой победы в 112 году был построен Форум Траяна, посреди которого около двух тысяч лет возвышается Колонна Траяна, высотой в 30 метров. Всю колонну спиралью обвивает скульптурный барельеф с эпизодами войны с даками. Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека.
Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Чисто римская доля, внесенная в сокровищницу мировой культуры, прекрасно определена (как раз в связи с римским портретом) крупнейшим знатоком античного искусства О. Ф.
Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. Эти портреты менее строги, чем классицизирующие портреты эпохи Августа, они полнокровнее, в них ощущается живой темперамент и женское очарование портретируемых»1. Траян появляется на ней 59 раз.
В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Стилю императорских портретов подражали и частные. Ее связывали с сердцем и особенно с огнем. Несмотря на отсутствие современных технологий обработки металлов мелкие детали бюста прекрасно выполнены.
Статуя как и греческая была раскрашена. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. Но что породило мысль о "чуде". «Голова Брута» (1-я пол.
III век н. э. В самом центре Рима, на одной из его главных площадей и сегодня возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия (121—180 гг. ), провозгласившего отрешение от всех земных благ paди величия и славы отечества. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Колебания и зачатки совсем другого стиля заметны в портретах его сыновей— Геты и Каракаллы. Мы не знаем, кто автор портрета -- грек ли, отдавший Риму с его мироощущением и вкусами свое дарование, римлянин или иной художник императорский подданный, вдохновившийся греческими образцами, но крепко вросший в римскую землю, -- как неведомы авторы (в большинстве, вероятно, рабы) и других замечательных изваяний, созданных в римскую эру.
Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. «Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. Надпись гласит, что скульптура изваяна в честь известного политического деятеля. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Множество статуй в честь прославленного римского императора и полководца Октавиана Августа (63 г. до н. э. — 14 г. н. э. ) было воздвигнуто ещё при его жизни.
Резко повернутая голова хищных животных встречалась не один раз ранее. На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Пышностью и декоративностью, пространственно – архитектурного решения, он продолжает традицию второго стиля.
Яркий памятник того времени – огромная голова Константина I. В портрете его создателю удалось передать величие духа этого обожествленного императора, при котором христианство стало официальной религией Римской империи. Портреты изготовленные для парада. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески.
изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет.
Подобный метод изображения отталкивался, очевидно, не от «натуры», а от представления о типе лица, с тем, чтобы приблизиться затем к «натуре». Колоссальная голова -- около полутора метров -- от статуи императора Константина, перенесшего в 330 г. столицу империи в Византию, ставшую Константинополем -- «Вторым Римом» (Рим, Палаццо консерваторов). Оно распространилось постепенно и потому еще до своего узаконенного торжества христианское учение и те общественные настроения, которые его подготовили, в корне подорвали идеал красоты, засиявший некогда полным светом на Афинском Акрополе и который был воспринят и утвержден Римом во всем ему подвластном мире. Портретисты Домиции Лонгины используя высокие прически, в трактовке лиц, однако, часто придерживались классицистической манеры идеализируя черты, заглаживая поверхность мрамора, смягчая, насколько возможно, резкость индивидуального облика.
В высокой оценке античной (т. е. Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.
Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. С IV в. до н. э. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя.
Но в этом лице главное -- глаза: кажется, что закрой их, не было бы самого лица. она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Их образы являлись очень выразительными.
Правление Траяна стало переломным для Римской империи. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Это было граничит с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения.
Стоит обратить особое внимание на форму ушей волчицы. В чем же, однако, заключался собственно римский вклад в искусство ваяния. На смену античной скульптуре приходит христианская на смену более или менее унифицированной греко – римской скульптуре, распространенной в пределах Римской державы, скульптуры провинциальные, с возрожденными местными традициями, уже близкие к идущим им на смену варварскими.
И все же это -- типичное римское произведение. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей).
– М. : Высшая шк., 1990. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка. За свою долгую историю камея сменила много владельцев.
Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. до н. э. весьма не многочисленны. Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия». Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами.
В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства.
Статуи императоров на форумах Рима выполнены в суровой, грубой манере. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Основной характер модели подобного портрета становится суровым и аскетичным, даже религиозно фанатичным «для выразительности скульптор использует новый арсенал изобразительных средств— строго фронтальную постановку головы, симметричное построение черт лица, графичность и орнаментальность в передаче деталей. Траяна изображали девяносто раз.
В «банный корпус» вело четыре входа через два центральных входили в крытые залы. Но ему это не помогло. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum).
Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью.
Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит. Во всяком случае, по размаху творчества, по силе и глубине психологического проникновения. В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства.
Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его развития, флавиевский портрет использует собственные приемы— динамические и пространственные композиции, тонкая передача фактуры при сохранении обычной четкости построения.
Античное равновесие между духом и телом явно нарушено в пользу первого. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.
Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. На барельефе изображено около 2. 500 фигур. Скульптурные портреты Августа и членов его семьи значительно отличаются от портретов республиканского периода. Художник – это исследователь людей.
По-видимому именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий. Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой. – греческими скульпторами. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться.
Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый – в Лувp. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили».
Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи7 (недоступная ссылка). В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.
От древнеримского историка Светония мы знаем, что Август был невысокого роста и не отличался крепким телосложением. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии.
до н. э. Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. В архитектуре доминируют арка, свод и купола.
В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. С конца III в. до н. э. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Лишь спустя какое-то время римские скульпторы стали наделять свои статуи характерами или особенными чертами.
О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. С конца III – начале IV в. римские портреты сильно изменились. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца.
На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Скульптурный портрет со временем меняется. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. Его панцирь украшен аллегорическими рельефами, плащ перекинут через руку, державшую копье или жезл.
Развитие портрета III века н. э. Используя созданные греками образы для многих великолепных произведений искусства, римляне или искажали события в угоду своим властям или вовсе не придавали им большого значения. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»).
Кстати, сюжет рельефа порождает споры, связанные с датировкой. В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. В многочисленных портретах императоров их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство индивидуальные особенности склада лица и прически.
При Калигуле, Клавдии и особенно Флавиях идеализирующую трактовку облика стала вытеснять более точная передача черт лица и характера человека. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет.
Самые знаменитые мастера 17-19 веков брали пример с героического и сурового искусства Рима. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы.
Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга.
Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом.
Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.
Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. до н. э. Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций.
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Римляне не только навезли великое множество греческих статуй (кроме того, они привозили и египетские обелиски), но в самых широких масштабах копировали греческие оригиналы. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла.
На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек источников и земли, как производительницы всего живого. Траян был изображен 90 раз. Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Одержавший множество военных побед, Август выступает с речью перед войсками.
Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. выше). Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н. э. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.
до н. э. весьма не многочисленны. до н. э. ". до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи.
Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим).
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного.
Прекрасный мир, созданный художниками и скульпторами, творцами античного мира, навсегда стал образцом, эталоном высокого творчества.
Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. В скульптуре древней Греции изображая образ великих полководцев, литераторов, политических деятелей, греческие мастера стремились создать образ идеальной, прекрасной, гармонически развитой личности, которая была бы образцом для всех граждан. Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы.
Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. Во II в. до н. э. Римляне очень любили позировать художнику.
«Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э»1 При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами лица по-своему трогательно и привлекательно.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. сосуществовали языческие и христианские сюжеты. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих.
Термы были построены в начале III века н. э. С конца III в. до н. э. По его приказу двух братьев было велено бросить в речку, но Боги их помиловали. Следующий период начинается с правления Диоклетиана.
Её вылили из бронзы примерно в 170 году. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п. Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством.
В некоторых местах статуи четко просматриваются элементы позолоты. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Однако парадные портреты Августа, приравнивающие императора к небожителям, как, например, знаменитая статую Августа во весь рост, где он показан во всём блеске императорской славы, выявляют и индивидуальные, присущие только Августу черты, а также относительную уравновешенность и значительность его личности. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Налицо подражание греческим портретам.
Одну из важнейших страниц римского портретного искусства представляет собой портрет времён Антонина Пия и Марка Аврелия. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
Наследие греческого искусства тут, конечно, сыграло свою роль. «Война картин и статуй» – так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева "Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Современная наука указывает несколько причин. Современники не случайно называли его мыслителем и «философом на троне».
В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. является подлинно реалистическим. В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в).
Рим есть как индивидуальность Рим есть в тех строгих формах, в которых возродились под его владычеством древние образы Рим есть в том великом организме, который разнес семена античной культуры, давая им возможность оплодотворить новые, еще варварские народы и, наконец, Рим есть в создании цивилизованного мира на основании культурных эллинских элементов и, видоизменяя их, сообразно с новыми задачами, только Рим и мог создать. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары.
Эмоции даков открыто выступают наружу. Это ещё не искусство в обычном смысле.
Памятники римской культуры II-I вв. «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок.
Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Реализм римского портрета отчётливо проявляется в портрете Нерона. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально.
В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. В эпоху тетрархии на востоке складывается свой тип: компактное построение головы исполненные мелкой насечкой волосы, короткая, обозначенная точками борода, широкое лицо с морщинами на лбу и у переносицы, сообщающими лицу стандартный налет страдания и раздумий. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Римские скульптуры намного отличались от греческих. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам.
«В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Траяна изображали девяносто раз. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Мастера, в первую очередь, должны были изображать сильных и жестких правителей. Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его.
В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек.
Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Сдержанность и официальность позы кумского Августа сменило свободное, непринужденное положения тела, мягкая трактовка объемов, не противопоставленных пространству, но уже слитых с ним. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи»1.
Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.
Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
Идеи официальной философии стоицизма были проникнуты пессимизмом и разочарованием в земных благах. до н. э., Лувр). Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Но все это не подорвало мощь и существование римского искусства, его традиции продолжали жить и дальше. Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм6.
"Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Намеки на глубинную одухотворенность мраморной массы отзывались на поверхности в задумчивости взглядов, подвижности прядей волос, трепетности легких изгибов бороды и усов. Есть только отдельные индивидуальности, абсолютно законченные в своей неповторимости. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
Верим мы, глядя на портрет Калигулы, всем рассказам о его бесчисленных злодеяниях. Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Следующий период начинается с правления Диоклетиана. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи». Вот таким образом такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными.
В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные), по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. В облике жреца осуществляет священный обряд жертвоприношения. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима. Длина развёрнутого рельефа около 200 метров. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался.
Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Такие скульптуры изображают охрану чего либо. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Он наблюдает за человеком и выбирает в нем главное, характерное, то, что сближает этого человека с другими людьми и то, что его выделяет, отличает ото всех. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом.
Но эта уверенность оказалась несостоятельной. Это считалось престижно, достойно.
Но можно сказать без преувеличения: доведенное до совершенства искусство ярко индивидуализированного портрета, полностью обнажающего внутренний мир данного человека, -- это, по существу, римское достижение. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Стилю императорских портретов подражали и частные.
до н. э., Флоренция, Археологический музей). Римское государство очень сложно. Его образ символизирует силу и мощь державы, который, как считали, был предназначен руководить другими народами. Это люди-победители.
Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека. В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм. Памятники римской культуры II-I вв.
В этом храме находился тайник с символами империи. Спокойным и величественным жестом руки он приветствует толпу подданных. Мраморная скульптура Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э., Рим, Ватикан) изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке.
IIIв. Это дело художника.
В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты. В годы кровавых междоусобиц и частой смены боровшихся за трон императоров портретисты воплощали оттенки сложных духовных переживаний в новых, родившихся тогда формах.
Приверженность к бураву, врезающегося в мрамор, рождает сложные светотеневые эффекты. С 80-х годов 1в. В нём скульптор попытался показать индивидуальность облика полководца и раскрыть разные стороны его характера, а именно человека с лживой душой и честного в словах.
Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Его голова дана в резком повороте. Женские образы исполнены того же чувства сдержанности, волевого напряжения, лишь изредка смягченного легкой иронией, задумчивостью или сосредоточенностью.
Веста была одной из самых древних и самых важных для римского народа богинь. На первый план выступает требование, которое было свойственно первому периоду римской скульптуры— характеристика индивидуальности, характера. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.
Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Перед нами подробнейшее и добросовестное повествование. до н. э. Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. Скульптурный портрет со временем меняется.
Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э. Века видоизменили первоначальный его облик. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет.
«Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. "Техника упрощена до крайности. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). В эпоху переоценки ценностей, в преддверии кризиса Римской империи он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни — миг, её сущность — вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»). н. э. ).
н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. Ранняя римская религия была анимистической, т. е. до н. э., линия патетически приподнятой, эмоционально-интенсифицированной, несколько идеализованной трактовки портрета (пергамская школа). Он молод, но сдержан и умеет повелевать. Изображение зрачка становится общепринятым.
Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н. э. ), датиpуется 35-32 гг. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Весталка Рея Сильвия, под усердным давлением брата и родного отца приняла обет безбрачия, но, по истечению некоторого времени на свет появились два брата близнеца, в дальнейшем Ромул и Рем.
Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город. На небольших досках, которые в I — V вв. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница).
Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Развитие портрета III века н. э. Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги.
С IV в. до н. э. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Маски хранили у домашнего алтаря. (сp. Именно повествование, а не обобщенное изображение. Произошел и отход от реализма.
В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань.
Т. н. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. Подчёркнутым драматизмом отмечен портрет Каракаллы (186—217 гг. ), одного из самых злобных и жестоких императоров.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). (Это являлось рудиментом культа предков)3. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Т. н.
Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Движение шло, таким образом, от общего к частному, но не вступало в контакт с реальностью. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано.
Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. до н. э. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Лицо построено правильно, гармонично, согласно греческим образцам.
Многие портреты этого периода напоминают произведения поздней республики, но опознаются по большей техничности. Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Зато истинным «философом на престоле», мыслителем исполненным душевного благородства, предстает Марк Аврелий, проповедовавщий в своих писаниях стоицизм, отрешение от земных благ. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Середина 3 века для Римской империи была очень тяжелым кризисным периодом, она почти была на грани между развалом и гибелью. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. до н. э. весьма не многочисленны. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта».
Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам.
Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее. Новый стиль, по-новому достигаемая монументальная выразительность. Мастер реалистически изобразил оратора в простой, но эффектной позе.
Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Для истории Римской империи смутное время III века н. э. Археологический музей, Флоренция) завершает ряд этрусских портретов и открывает ряд римских, считаясь одновременно принадлежащей обеим культурам. Это проявилось даже в провинциальных и возникавших на далекой периферии портретах римских правителей».
Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически.