В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура – реплика греческой. В результате этих событий, скульптуры древнего Рима видоизменяются, правителям придают более грубые и жестокие формы лица, пропадает идеализация персоны. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Древнем Риме проживало большое количество греческих ваятелей и местных копиистов с эллинских скульптур.
И на каждом из этих этапов римская скульптура претерпевала изменения, связанные с культурным развитием страны. Перед вами скульптура одного из самых знаменитых людей римской империи – императора Октавиана Августа. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптур. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров.
В ряде римских скульптурных памятников 1го века до н. э. и, в частности, в скульптурных портретах можно почувствовать творческое осмысление греческой эллинистической культуры. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима.
Хотя особо значимой собственно римской скульптуры не осталось, но ваятели – римляне во многом усовершенствовали искусство создания пластических фигур. Он пишет, что скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. Римская скульптура намного разнообразнее, чем живопись. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров.
Практически всегда во времена Римской империи скульптуры богов изображались с лицами правящих императоров, поэтому историкам достоверно известно, как выглядели императоры самого большого античного государства. Хотя влияние мастеров этого направления, в особенности такого, как Паситель, явно ощущалось в римской статуарной скульптуре уже с 1 в. до н. э., в портрете эта идеализирующая линия получала заметного развития вплоть до периода правления Августа. Нелестное прозвище «бабуин» статуя изображающая лежащего на скале Силена (между прочим, учителя Диониса), получила за то, что в Средние века римляне наивно полагали, будто данная мраморная фигура — скульптура мартышки.
История древнеримской скульптуры подразделяется на три части – искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство. Целью моего реферата является: описание скульптур – зарождение и скульптуры в разные периоды Рима (республиканский и имперский). Скульптура древнего Рима, как и древней Греции, развивалась в рамках рабовладельческого общества. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура.
Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима. Скульптуры, описанные в данной статье – лишь ничтожно малая часть из многих находящихся в Риме мировых шедевров, гениальность исполнения которых не подлежит сомнениям и которые обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни. В Риме монументальную скульптуру широко используют в политических целях. На римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура.
Сущность искусства в целом и скульптуры, в частности, Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях этого времени. Со времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре конный памятник – бронзовая конная статуя императора марка Аврелия.
Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. В статуе, найденной в Риме, Август показан полководцем, выступающим перед войсками. до н. э. ). Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы.
Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто. до н. э.
Злая сатира проявлялась и в натуралистических статуэтках пьяных старух и стариков. Траян был изображен 90 раз. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань.
Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Т. н. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Завитки локонов пышной короной украшают голову римлянки. Самое удивительное, что, сохраняя общий стиль, фигурки не повторяют друг друга. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя.
На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Более значительна по художественным достоинствам голова жреца (на его сан указывает венок или повязка на бритой голове), найдена при раскопках на Афинской Агоре и хранившейся в музее Агоры.
Если в каких-либо чертах оригинала наблюдалась неправильность, нечёткость, то скульптор старался обязательно воплотить её в портретной пластике. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги.
И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально.
Узкая полоска фризы заполнена фигурами её участников. Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н. э.
Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Портреты изготовленные для парада. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. Искусство портрета испытавшее в годы раннего Адриана своего рода кризис в связи с сильными классицистическими веяниями времени, вступило при поздних Антонинах в период расцвета, какого оно не знало даже в годы Республики и Флавиев.
В этом храме находился тайник с символами империи. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
Во время же расцвета Римской Империи каждый император привносил в искусство что-то новое, что-то свое, а вместе с искусством изменялась соответственно и скульптура. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Такой способ изображать зрачок придает взгляду выражение напряженности и сосредоточенности, которые станут типичными для портретов IV века. Эмоции даков открыто выступают наружу. У ног Августа расположился Амур, сын богини Венеры, от которой, по приданию, вел свое происхождение род Августа.
Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица. Их образы являлись очень выразительными. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.
В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер. Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой. Траяна изображали девяносто раз.
Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв. Памятники римской культуры II-I вв. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Самые знаменитые мастера 17-19 веков брали пример с героического и сурового искусства Рима. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Он молод, но сдержан и умеет повелевать.
Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи»1. до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи.
Таким образом, достигалось оптимальное сходство. против даков. до н. э. Портретная голова пожилого императора посажена на молодое тело могучего бога. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину.
IIIв. Современная наука указывает несколько причин. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. до н. э. весьма не многочисленны. Траяна изображали девяносто раз.
Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Различны позы и драпировка одежды.
Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Сознание этого глубокого конфликта эпохи, невозможность выразить чувства в материалах пластики придавали художественным памятникам IV в. нечто трагическое. Всякий у кого было хоть немного денег, спешил потратить их на то, чтобы заказать мастеру свой портрет.
является подлинно реалистическим. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. При этом важным было достичь портретного сходства, чтобы прославить оригинал. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений.
С IV в. до н. э. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами.
Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. В результате этих событий, скульптуры древнего Рима видоизменяются, правителям придают более грубые и жестокие формы лица, пропадает идеализация персоны. «Война картин и статуй» – так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль. Хорошо сохранилась статуя Аполлона.
Дело в том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть как можно более похож на оригинал. Его изобразили в обычной и естественной позе. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета». Лицо лишено признаков возраста. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами.
В поздних памятниках этрусских скульпторов получают отражение римские идеи и темы. Эмоции даков открыто выступают наружу. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв.
Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях ит. п., отчасти живописные портреты. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой.
Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Во II в. до н. э.
В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Люди уходят из Рима, переезжают на новые места в поисках утраченного благополучия.
Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи.
Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. Маски хранили у домашнего алтаря. Кстати, сюжет рельефа порождает споры, связанные с датировкой. Их образы являлись очень выразительными.
Однако по-прежнему ведущее место в римской скульптуре занимает портрет. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу.
Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело.
Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). Рим – не исключение. Вскульптурах Рима присутствует стремление отразить индивидуальность вкаждом образе. Их образы являлись очень выразительными. Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой.
В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Стилю императорских портретов подражали и частные. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
Лицо императора и фигура слишком приукрашены. до н. э. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Траян был изображен 90 раз. (Это являлось рудиментом культа предков)3.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. до н. э., Флоренция, Археологический музей).
Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры. Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами.
Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев. Стена разделена по высоте на два яруса. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла.
Но ему это не помогло. Однако после этого кратковременного и искусственного возврата к антониновским формам уже в конце третьей четверти III в. Снова выявилось стремление скульпторов передавать предельно лаконичными средствами эмоциональную напряженность внутреннего мира человека. Века видоизменили первоначальный его облик. Скульптор проставляет Августа как героя. 05. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук.
Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею.
При его наследнике, Александре Севере, окончательно вырабатывается тот новый тип портрета, предпосылки которого наметились при Каракалле— суровая простота стиля, брутальность и открытие характера. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). сосуществовали языческие и христианские сюжеты.
До 1588 года она находилась в районе Форума и использовалась недовольными для выражения недовольства, затем красовалась на площади Сан-Марко, а оттуда была перенесена на Пьяцца дель Кампидольо (Piazza del Campidoglio) — площадь Капитолия. Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй).
Император был образцом идеала и гуманности. С IV в. до н. э.
Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. С особой силой эти чувства находят отражения в скульптуре времени Марка Аврелия, во второй половине 2го века н. э. Римская империя стоит на пороге кризиса: это канун распада рабовладельческой системы античности.
Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». В римском пантеоне было значительно больше богов, чем в греческой. Как уже всем известно, Ромул и Рем стали создателями так называемого «вечного города». отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений.
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). В высокой оценке античной (т. е.
Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Римляне применяли роспись также для украшения фасадов используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. IV— н. IIIв. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Это проявилось даже в провинциальных и возникавших на далекой периферии портретах римских правителей».
В постановке фигуры используются мотивы эллинистических мужских фигур школы знаменитого греческого мастера Лисиппа. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Термы были построены в начале III века н. э.
По верху алтаря в рельефе изображена торжественная процессия в честь императора. Его панцирь украшен аллегорическими рельефами, плащ перекинут через руку, державшую копье или жезл. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.
Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. Мраморная скульптура Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э., Рим, Ватикан) изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке.
Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства». Его образ символизирует силу и мощь державы, который, как считали, был предназначен руководить другими народами.
Примечательно, что некоторые скульпторы пытались противопоставить этим эффектным пластическим композициям портретные статуи, решенные в духе сдержанной республиканской манеры: постановка фигуры в огромном портрете Тита из Ватикана подчеркнуто проста, ноги покоятся на полных ступнях, руки прижаты к телу, лишь правая слегка выставлена» «Если в классицизирующем портретном искусстве времени Августа преобладало графическое начало, то теперь ваятели воссоздавали индивидуальный облик и характер натуры объемной лепкой форм. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост. На via Lata она была перенесена в1874 году, где и остается по сей день. Римские скульптуры намного отличались от греческих.
Август-оратор обращается к народу. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum).
С конца III – начале IV в. римские портреты сильно изменились. Лицо лишено признаков возраста. У ног Августа расположился Амур, сын богини Венеры, от которой, по приданию, вел свое происхождение род Августа.
Римская империя распадается. до н. э. весьма не многочисленны. до н. э., Лувр).
«Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Ватикан) и Нервы (Рим. Памятники римской культуры II-I вв. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного.
Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда. Его изобразили в обычной и естественной позе.
Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Следующий период начинается с правления Диоклетиана. Лица участников процессии портреты. Греция не составляла исключения в этом отношении.
Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом. Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного. Шерсть просматривается только на шее и на спине.
Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга. Каракала, заняв трон отца, убил брата. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань.
«Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Эта голова, несомненно, восходит к портретам «старых римлян» с их жесткостью, но, основываясь на традициях греческого искусства, афинский мастер сумел придать большую достоверность и естественность этим резким и жестким деталям.
– греческими скульпторами. Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Это было граничит с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг. Пушкина в Москве.
Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих.
В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях.
Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций. Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации».
до н. э., линия патетически приподнятой, эмоционально-интенсифицированной, несколько идеализованной трактовки портрета (пергамская школа). Это считалось престижно, достойно. С 40-х гг. Её вылили из бронзы примерно в 170 году.
Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря).
Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля.
Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Скульптура полностью отражает мощь римской волчицы.
Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм6. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска — победителя. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков и вот таким образом было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые портреты родственников, объединённые единой композицией. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе.
Стоит обратить особое внимание на форму ушей волчицы. Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. Этрусские мастера почти не работали в мраморе, являвшемся для греков основным материалом.
Длина развёрнутого рельефа около 200 метров. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших.
На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н. э. ), датиpуется 35-32 гг. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией).
А вот Август восседающий на троне с богиней победы Нике в правой руке и жезлом в левой в знак власти над миром. до н. э. Сильное воздействие на раннее римское искусство оказало могущественное племя этрусков, живущих по соседству с Римом и отличавшихся высокоразвитой культурой и искусством. до н. э.
Вот таким образом такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами.
Они питаются молоком волчицы и являются сыновьями Марса – бога плодородия и достатка. «Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. – греческими скульпторами. Римляне очень любили позировать художнику.
Ко времени Флавиев относится создание триумфальной арки сына Веспасиана Тита, подавлявшего восстание в Иудее. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. Её вылили из бронзы примерно в 170 году.
Искусство портрета испытавшее в годы раннего Адриана своего рода кризис в связи с сильными классицистическими веяниями времени, вступило при поздних Антонинах в период расцвета, какого оно не знало даже в годы Республики и Флавиев. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи.
С IV в. до н. э. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. вере в одушевление природы. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй. Нашли статую на форуме Августа в храме Марса Мстителя. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя.
За свою долгую историю камея сменила много владельцев. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. выше). Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. С обстоятельностью очевидца повествует мастер о войне с даками.
Эти особенности ярко выступают также в многочисленных портретах любимца Адриана Антиноя. Подобный невысокий декоративный рельеф встречается в эпоху Августа часто. Памятники римской культуры II-I вв. С конца III в. до н. э. Два громадных мраморных домициановских трофея украшают и ныне балюстраду площади Капитолия в Риме. С 80-х годов 1в.
Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка. Появляются парадные портреты в рост исполненные спокойной сдержанности и величия. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Кубический постамент колонны украшен рельефами изображающими военные трофеи.
Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Скульптурные изображения этого периода значительно отличаются от скульптурных портретов республиканского периода. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались передать образ человека: его внешность.
100г. она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Портретисты Домиции Лонгины используя высокие прически, в трактовке лиц, однако, часто придерживались классицистической манеры идеализируя черты, заглаживая поверхность мрамора, смягчая, насколько возможно, резкость индивидуального облика. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину.
Их изображения – своего рода парад высоких качеств. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет.
Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. «Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. Из всех говорящих статуй Рима Пасквино — единственный, кто и по сей день выполняет свои функции, хотя, конечно, не в том объеме, что в прежние времена.
В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Доказательством служат несколько памятников, происходящих из Греции и по характеру работы и материала являющихся произведениями местных скульпторов. Т. н. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров.
Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале.
Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Нерон всех держал в страхе. Статуя как и греческая была раскрашена. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну.
На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Он оживляет стены зданий, его свободный рисунок украшает поверхность сосудов, звучит на глиняных светильниках. В их число входят бронзовая голова мальчика (к. В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. Великолепен портрет ростовщика из Помпей.
Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия». Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. является подлинно реалистическим. Древняя скульптура принадлежит одному мастеру, но у него было много помощников, которые изучали эллинистическое искусство различных направлений. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе.
Что любопытно, практика выставлять на ночь у статуи охрану проблему не решала. Пол храма выложен мраморными плитами. Они создавали свои статуи из бронзы (бронзовое литье было широко распространено в Этрурии), а также из обоженной и затем раскрашенной глины – терракоты. Яркость характеристик образов и экспрессивность присущи искусству этрусков. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, где портрет также был чрезвычайно развит4. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.
Нюансированное ощущение реальности делало в таких портретах волосы пышными и подвижными, кожу шелковистой, ткани одежд мягкими. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Первый в Риме храм – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
Скульптурный портрет со временем меняется. Только волевые энергичные суровые правители могли удержать власть в своих руках в наступивший период кризиса и распада империи. Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины. Затем в женских портретах все большую роль стали играть сложные прически и сильнее, чем в мужских, проявлялось значение пластического декора.
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. с пол. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240.
При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. В женских портретах этой эпохи запечатлены сложные прически в виде валиков волос, например из заплетенных косичек, которые передаются графичными линиями. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя.
Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Стилю императорских портретов подражали и частные. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э»1 При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов.
Ранняя римская религия была анимистической, т. е. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
Римляне стремились воссоздать больше статуй своим близким ипредкам. Наиболее значительные и ценные памятники римского скульптурного портрета времени поздней республики возникли на основе слияния традиций «старорисмкого» портрета, с его стремлением к протокольно точному, веристическому воспроизведению внешних особенностей человеческого лица и традиций эллинистического портрета, внесших в эти образы не только чисто формальное мастерство исполнения, живописно пластической лепки формы, но и элемент патетики интерес к передаче характера человека. При Константине устанавливается новая мода на прическу— обрамление геометрически правильной челкой лба по дуге мода сохранится в течение столетия. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту.
к примеру портрет императора Вителлия). Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии и изображались в виде символов: Маны – под видом змей, Юпитер – под видом камня, Марс – под видом копья, Веста – под видом огня. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ).
Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Говорящих статуй в Риме было 6 штук, вот эти персонажи: статуя Пасквино (Pasquino) близ Пьяцца Навона, статуяМарфорио (Marforio), Мадам Лукреция (Madama Lucrezia), Аббат Луиджи (Abate Luigi), фонтанИль Баббуино (Il Babbuino) иИль Факкино (Il Facchino) — тоже фонтан, название которого переводится, как «Носильщик». Все горящие статуи кроме «Носильщика» достались Риму в наследство с античных времен. н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок.
Траяна изображали девяносто раз. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Затем в женских портретах все большую роль стали играть сложные прически и сильнее, чем в мужских, проявлялось значение пластического декора.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы. Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну.
Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских». В статуях и бюстах еще сохранялись технические приемы поздних Антонинов, но смысл образов стал уже иной. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно – иллюзорно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами и портиками.
Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. н. э. ). Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. Существовали особые коллегии жрецов – предсказателей: авгуры гадали по полету птиц, гаруспики – по внутренностям жертвенных животных. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. Скульптурные изображения этого периода значительно отличаются от скульптурных портретов республиканского периода.
Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров. Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е. Римское искусство – последний этап античного искусства в критический период развития рабовладельческого общества искусство колоссальной державы, раскинувшейся от Геркулесовых столпов (современный Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге. Сохранились рельефы, украшавшие этот алтарь.
В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в). В эллинистический период наряду с драматическим, реалистическим воплощением глубоких и существенных психологических состояний (например, портретная статуя Демосфена, 3 в. до н. э. ) была широко распространена, особенно во 2--1 вв. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры.
Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Он полон внимания, сосредоточен. Скульптурный портрет со временем меняется.
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Некоторое однообразие, вялость форм заставляют думать, что они – создание адриановского классицизма. Пасквино (Pasquino) — это безликий торс, который обнаружили в 1501 году во время дорожных работ близПалаццо Орсини. В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты. Храм построен из камня, кирпича и бетона.
(Это являлось рудиментом культа предков). Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла.
Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Кстати, то, что статую величают «мадамой» — очень показательный момент, ведь данное обращение было в ходу в пятнадцатом веке в Неаполе, а не в Риме. Здесь нет пластической свободы, характерной для греческих рельефов. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Египет, Греция, Малая Азия, Сибирь и другие провинции оказывали влияние на искусство и культуру Рима, в которой в связи с этим находили отражение различные особенности, присущие этим странам.
отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями имя победителя. Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры.
Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора.
Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Оно становится отвлеченным образом иконой. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Но есть и другой— это тип военачальников, в которых вымерло все человеческое и осталась одна страсть— повелевать ум узок, сердца совсем нет— это монархи властолюбия, в их чертах видна сила и суровая воля.
В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм. Римское государство очень сложно. Первые ваяния характеризовались угловатостью иполностью были посвящены богам. В «банный корпус» вело четыре входа через два центральных входили в крытые залы. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг.
Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос.
Iв. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного.
«Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж).
Изображая Марка Аврелия, скульптор передал настроение человека, он чувствует разногласия и борьбу в окружающей действительности и пытается удалиться от них в мир мечтаний и личных эмоций. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. В вечном городе Риме под руками (да и под ногами, чего уж скромничать) статуй всегда имелось немыслимое количество. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека.
Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. «В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам.
Следующий период начинается с правления Диоклетиана. С конца III в. до н. э. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». до н. э. весьма не многочисленны. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии.
Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Подобно тому, как культ личности в период республики привел к индивидуализации скульптуры, назначение личности в III веке привело к новому этапу развития.
Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений.
Даже дети, присутствующие при церемонии, показаны с трепетной точностью. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности. Были среди уличных сатириков и свои звезды, например, Пьетро Аретино.
Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит. Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ. Но что породило мысль о "чуде". В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства.
Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. В их трактовки нет однообразного повторения, создается впечатление массы настоящих волос. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Эмоции даков открыто выступают наружу.
(сp. Марс разгневался на поступок людей и уничтожил все поля с урожаем. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". С конца III в. до н. э. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека.
Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи». Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п.
Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. Император, тем не менее изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным.
Ватикан) и Нервы (Рим. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М.
Композиция всего рельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много, все мастера прошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но разных направлений, что особенно заметно в трактовке фигур и голов даков. Уже в VIII—VII веках до н. э. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Император был образцом идеала и гуманности. Такие скульптуры изображают охрану чего либо. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации.
По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. В стилистике резких изменений, по сравнению с искусством адриановского времени не происходит приемы, введенные тогда, начинают использоваться более широко. В портрете выражен идеал добропорядочного, свято соблюдающего обряды римлянина эпохи республики. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком.
«Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Развитие портрета III века н. э. Весталка Рея Сильвия, под усердным давлением брата и родного отца приняла обет безбрачия, но, по истечению некоторого времени на свет появились два брата близнеца, в дальнейшем Ромул и Рем. Налицо подражание греческим портретам. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. н. э. В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон.
Мастер словно опасаясь забыть показать на фризе какуюнибудь важную персону. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров. А что касается портретов женщин, молодых людей или детей, то их можно было встретить только на надгробных стелах.
Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Создавались как бы типичные эталоны. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует.
Слишком много крови пролил он за время своего правления. «Я взял Рим глиняным, а оставлю его мраморным», заявил Август в конце своего правления. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики.
Наверное именно после этого легендарного факта, Марса стали олицетворять как Бога войны.
Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Впервую очередь это было граничит собычаем хранить маски умерших родственников вдоме.
Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине.
Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам.
В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. – М. : Высшая шк., 1990. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры.
Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Римское искусство закончило огромный период античной культуры. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Для истории Римской империи смутное время III века н. э. с. 264.
Материалом портретистов все реже становился теплый и просвечивавший с поверхности мрамор, все чаще выбирали они для изображения лиц менее сходные с качествами человеческого тела базальт или порфир. до н. э. весьма не многочисленны.
Разве не было это чудом. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи (недоступная ссылка). В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй).
Внутри колонны проходит винтовая лестница. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос.
Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры.
От названия статуи произошло и всем нам известное слово пасквиль (изначально пасквинад), а критиковали жители Рима идущие к Пасквино, в основном институт папства: священнослужителям заслуженно доставалось на орехи за процветающее в Ватикане кумовство, стяжательство, бесконечных любовниц и прочие непотребства. В скульптуре позднего эллинизма (в собственно Греции) широкое распространение получила холодная стилизация искусства зрелой и поздней классики, «классицизирующей иеоаттицизм». На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е.
«Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Памятники римской культуры II-I вв.
Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе. «С тридцатых годов III в. н. э. в портретном искусстве вырабатываются новые художественные формы. – греческими скульпторами. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну.
Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. По его приказу двух братьев было велено бросить в речку, но Боги их помиловали. «Голова Брута» (1-я пол. Поза атлетически сложенного Августа проста. Вставшие на дыбы кони, могучие юноши, держащие поводья, показаны в решительном бурном движении» Ваятели тех лет стремились, прежде всего, поразить человека.
Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность.
Для истории Римской империи смутное время III века н. э. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Линии стали суше, жестче, однообразно повторяются складки одежд. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Правление Траяна стало переломным для Римской империи.
Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано.
Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Состоятельные римляне порой заказывали статуи, представшие их с портретным бюстом предков. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. В руках у него чаша с жертвенной влагой, которая проливается на землю.
«Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения»1. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. до н. э. ". «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова1.
Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. Кстати, о том, почему статуя носит такое имя историки до сих пор ведут споры. Резко повернутая голова хищных животных встречалась не один раз ранее. Женщина в ватиканском портрете изображена флавиевским скульптором со всей нелицеприятностью. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета.
Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. Великолепен портрет ростовщика из Помпей.
Этот правитель убил своего предшественника и, опираясь на преданные ему войска, пришел к власти. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ).
Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека. Амулий не как такого не ожидал и разгневался на девушку.
Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова. Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. «Наша страна, говорил римский сатирик Петроний, до такой степени загромождена богами, что у нас легче найти бога, чем человека». Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный.
Его звали Каракала. Творец изобразил Марка Аврелия в простых одеждах, в плаще, без признака императорского величия. О нем сегодня и расскажем. Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его. Искусство Римской Республики. Древняя скульптура изображает мрачного тирана.
Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали те направления в литературе и искусстве, которые отвечали духу официальной идеологии.
Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Эта статуя находилась близ алтаря храма Марса во время строительства Августом своего форума. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Есть, конечно же и некоторые недочеты в работе мастера над данной скульптурой. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Считалось, что количество масок определяет могущественность изнатность рода. и сер.
Это обстоятельство на фоне общего документального точного рассказа особенно заметно. Развитие портрета III века н. э. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля.
Задача искусства любой империи – возвеличивать императора и державу. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства»6.
Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные), по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях.
Поверхность лиц в мраморных портретах времени Траяна передает спокойствие и непреклонность людей кажется, они отлиты в металле, а не изваяны в камне. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. В некоторых местах статуи четко просматриваются элементы позолоты. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж.
Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени.
В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте он словно появился в одежде полководца перед своими легионами. Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. В большинстве случаев – это надгробные стелы. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться.
Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке. Изображено много сенаторов, знатных римлян. Удались мастеру также и лица, особенно выразительное, плутовское лицо бога Гермеса.
Люди в те времена ценили точность и объем форм при строительстве. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом.
Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Римское искусство закончило огромный период античной культуры.
СначалаIV века началось массовое возведение статуй магистрам ивельможам. А в скульптуре древнего Рима мастера, когда создавали скульптурный портрет, акцентировали внимание на индивидуальном образе человека. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Скульптура Римской Империи. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема.
Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.
Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Пеpед храмом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). С IV в. до н. э. По-видимому именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий.
На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи7 (недоступная ссылка). Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Это люди-победители. Ряд стилистических черт побуждает относить «алтарь» к рубежу 2--1 вв.
Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. С него неугомонного и начнем. Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами. Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Изображение зрачка становится общепринятым.
Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Например, статуя римланки. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Изображение зрачка становится общепринятым.
В Ватикане, в Соборе Святого Петра, хранится мировой шедевр всех эпох – скульптурная группа Пьета Микеланджело изображающая Богородицу, оплакивающую Иисуса, снятого после распятия с креста. Колебания и зачатки совсем другого стиля заметны в портретах его сыновей— Геты и Каракаллы. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность.
Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый – в Лувp.
Траян появляется на ней 59 раз. Наряду с сохранившимися традициями позднего эллинистического портрета, несомненно доминирующими в этой области искусства, сюда проникают традиции «староримского» направления. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Императоры выступали в облике закованных в латы полководцев, в позе совершающих жертвоприношение жрецов, в виде обнаженных богов, героев или воинов.
Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация города. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Художник – это исследователь людей. Вот таким образом учиться римским скульпторам было, в общем-то, не у кого. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Его изобразили в обычной и естественной позе.
Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. На барельефе изображено около 2. 500 фигур.
Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил. 63). Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. 100г.
Представлены сам Август, его жена Ливия, члены императорской семьи. Настороженность и подозрительность сменили философскую задумчивость персонажей второй половины II в. Напряженность давала о себе знать даже в женских лицах того времени. Это дело художника. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет.
Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). до н. э.
Мастера 1 в. до н. э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения». В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически.