По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. По Делакруа» (1955) «Менины. В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Миниатюрная «Женская голова» (11.
Художник огромного дарования и неустанного творческого труда, проживший долгую жизнь, Пабло Пикассо, как всякий новатор, вызывал различное к себе отношение и разные оценки, от признания его гением до полного отрицания его творчества. Происходит реабилитация материального, телесного, внешнего. Событие это потрясло Пикассо. В1907году Пикассо продолжает резать вдереве.
4, 5. Смелость Пикассо в обращении с керамикой поражала керамистов- профессионалов. Это панно стало главным событием международной выставки. Несмотря на то, что в искусстве он был новатором, вся жизнь его прошла в подобных домах «с вековой историей».
В«Женском бюсте (Фернанда)» (77. Символизм итрагизм произведений «голубого» периода изживаются. Этитенденции наиболее полно проявились вработах, созданных в1906году. Сравнение двух этих произведений делает очевидным их отличие. Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин «Девушки на берегу Сены.
Вотличие откруглой «Сидящей женщины», работы 1903года тяготеют кбарельефному изображению, ктипу скульптурной маски. Кэтой группе произведений, вырезанных изжелеза, принадлежит «Стул» (1962). Период этот длился до 20-х годов.
Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. На мой взгляд, в живописи искания не имеют никакого значения. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Со временем эту фразу выучил даже их попугай. Изменились отношения художник– модель– зритель. Его «изделия» отличаются неповторимостью формы и самобытностью росписи.
Роспись всегда усиливала смысловую нагрузку, выразительность и декоративный эффект. Онаустановлена наотрогах Французских Альп, вВерхней Савойе, воФлене. Пикассо, чувствуя дух времени ив поздних скульптурных произведениях соответствовал ему, определял его. «Все эти работы очень разные и даже кажется, что их авторами являются разные художники», – продолжает Томкинс.
Как рассказывала Рок, маэстро привык к тому, что она постоянно рядом с ним и постоянно спрашивал: «Жаклин, ты здесь. ». Пикассо обладал необычным даром преобразования любых отходов в шедевры.
Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968).
Одной изпривлекательных сторон этой выставки стало то, чтонаней были представлены нетолько бронзовые отливки, нои глиняные илигипсовые модели, скоторых они делались. Дляскульптуры Пикассо характерна множественность имногоразличность взаимодействия ивзаимосвязи сдругими видами искусств. Возможно, отсюда берет начало направление лэнд-арт (искусство Земли).
В 1914 году Пикассо впервые ввел в свои композиции готовые промышленные изделия использовав их на этом этапе «по прямому назначению». Сейчасже выдающееся значение Пикассо какскульптора становится все более иболее очевидным. Именно в этом заключалось его основное расхождение с его другом Матиссом. Темой произведения становится преодоление пространства, сним вместе– силы притяжения. Как настоящий авангардист, многие свои работы Пикассо создавал без оглядки на традиционные методы — так, желудком козы в одной из скульптур служит простая корзина, а голова быка в другой — велосипедный руль. «Живая картина» Мане– Пикассо снова восстанавливает равновесие между предметом ипространством.
Онасильно напоминает объект, подобный флюгеру илиуказателю дорог. "Мать и дитя" (1922), портрет сына Поля (1923) являются характерными произведениями того времени. Скульптура «Шут» (41, 5.
По Мане» (1960). Первая существует вдиалоге скартиной «Купальщица смячом» (1932), вкоторой схематично изображена женщина, напоминающая бумажную птицу-самолет, вмощном движении-броске замячом корпуса иголовы. Общественный резонанс произведения Пикассо был огромен. Сходный мотив нетрудно отыскать вкартинах, рисунках игравюрах Пикассо тех лет, например, ввыполненном вБарселоне полотне «Старый гитарист» (1903, Чикаго, Институт искусств). Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. В«Конструкции» очевиден ивыразителен диалог сотвергнутой еще в1907году вкубизме системой построения картины спомощью линейной перспективы– художественно-пластического метода известного сэпохи Возрождения.
Скульптура послевоенного периода разнообразна. Наследие Пикассо было огромно и, благодаря популярности мастера, просто бесценно. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Они утверждали, что для экспозиции такого мастера необходимо создать авангардное здание. Вэтом секрет его дара.
Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Расширенные глаза лиц-масок не видят цвета в многообразии предметов – только мертвенный свет, только искореженные обломки. работ испанского кубиста, прежде томившиеся в хранилище или разъезжавшие по выставкам. 4, 5).
Приэтом выступающая вперед форма может передаваться заглублением инаоборот. Речь идет о бронзовом «Бокале абсента», существующем в шести вариантах, фактурных и цветовых, с включением в пластический образ ложки для сахара. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. В 50-е – 70-е годы Пикассо работает в разных видах искусства и в разных жанрах, в самых различных техниках: картины, скульптуры, монументальные росписи, керамика, рисунки иллюстрации, литографии, офорты, – трудно назвать область, в которой он не проявил бы себя за последнее двадцатилетие его долгой, творческой жизни.
Среди подобных листов срисунками есть один, накотором впарковой зоне изображена работа известная подназванием «Голова женщины» (1954). Монументальные, плоские, счетко читаемым силуэтом илегкой прорисовкой поверхности, обозначающей элементы фигуры (техника беторельеф), онисвободно располагаются впейзаже. Небольшая, высотой всего лишь четырнадцать споловиной сантиметров, «Сидящая женщина» вылеплена вглине (спустя много лет снее было сделано 13 отливок вбронзе) ипо своим размерам ипо моделировке производит впечатление скульптурного этюда.
Работа шла вразных направлениях иразных материалах. И с тех пор художника здесь рассматривают со всех сторон, то празднуя 30-летие музея, открывшегося в Париже в 1985 году, то изучая Пикассо в первую очередь как скульптора. Музей открылся благодаря, образно выражаясь, строгости французских законов о наследстве. Они написаны в холодной, сине-зеленой гамме, напоминающей Эль-Греко рисунок острый, контуры изломаны, тела нарочито удлинены ("Свидание" 1902). Разочарование качеством печати было безмерным.
Моделью «Женской головы (Фернанда)» (40, 5. Его внук Паблито просил разрешить ему присутствовать на похоронах, но последняя жена художника Жаклин Рок ответила отказом. В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном – обесцвечивающей химическойжидкостью. В1937году вего пропуске наВсемирную выставку вПариже, гдеВ. И. Мухина выставила знаменитых «Рабочего иколхозницу», аПикассо показал «Гернику», значилось: «Пабло Пикассо. С 1905, хотя темы и остаются прежними (все те же странствующие бродяги, циркачи), колорит становится прозрачнее, пространство заполняется розовато-голубоватой или золотистой дымкой, контуры рисунка делаются мягче, общее настроение – лиричнее. 14, 5.
На рубеже 20 — 30-х годов Пикассо реализует в скульптуре и идеи, совпадающие с его сюрреалистическими картинами. Как участник Международного движения в защиту мира, он делает литографические эстампы плакатного характера на самые волнующие темы современности. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. Зрители картины «входят» внее, какна сцену, счередой скульптур-кулис. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921).
Если бы моя бычья голова оказалась в куче мусора, может быть, однажды какой-нибудь мальчишка сказал бы: «Тут валяется что-то такое из чего можно сделать хороший руль для моего велосипеда. » Таким образом могла бы произойти двойная метаморфоза». Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. После визита в мастерскую Пикассо в двадцатые годы Б. Терновец писал: «.
Да и внутри самого творчества Пикассо можно наглядно увидеть «голубой» и «розовый» периоды просто по преобладающим тонам красок. Создателя «Герники» и «Человека с ягненком», «Девочки на шаре» и рисунков к книге стихов Элюара «Лицо мира», чистых детских образов, как портреты сына и «Головы смерти» невозможно заподозрить в отсутствии любви к жизни, к человеку. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Другие, в том числе прямые наследники художника, считали особняк вполне подходящим местом. Ситуация изменилась вначале 1930-х годов, когда художник увлеченно занялся скульптурой, получив возможность всвоем имении Буажелу подПарижем устроить настоящую скульптурную мастерскую (систематические занятия этим видом искусства требуют особых материальных условий). Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо.
Я соединил эти два предмета определенным образом. Стремление кархаизации облика изображаемого персонажа ощущается ив трактовке лица «Причесывающейся женщины». Благодаря этому зритель мог лучше ощутить, какработал мастер. Впластическом решении «Головы женщины (Фернанда)» (35. Позднее кэтой теме обращались такие видные ученые изнатоки творчества Пикассо, какРоланд Пенроуз, Вернер Шпис, Элен Секель.
И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Особенность музея — хронологическое расположение экспонатов. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Так я сделал ручки руля и седло головой быка, которую каждый узнает.
Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932).
«Скульптура может больше, чем живопись, рассказать о нем как об экспериментаторе. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). К 1928 — 1929 годам относится конструкция из проволоки, экспонированная на выставке «Москва — Париж» «прообразом» конструкции были схематические рисунки 1924 года, опубликованные позже в качестве иллюстраций к «Неведомому шедевру» О. Бальзака. Зритель, вовлеченный вэту игру, потерял вней традиционно пассивную роль.
Одна из таких композиций была представлена на выставке «Москва — Париж» («Гитара», 1914, раскрашенный листовой металл) 3.
Скомпозицией «Стул» сопоставима кубистическая конструкция «Стол игитара перед окном» (1919). В "Девочке на шаре" (1905) различие, даже противоположность и вместе с тем взаимосвязь двух образов достигается контрастным сопоставлением двух разных силуэтов (легкость и хрупкость девочки и тяжеловесность мужчины). Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Ониснова равны.
26) вновь стала парижская подруга имуза Пикассо. Конец 20-х – начало 30-х годов для Пикассо – период самых разнообразных художественных находок, среди которых образы спокойные, классически-ясные, встречающиеся чаще всего в графике (иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия, 1931 к "Лисистрате" Аристофана, 1934), кажутся несовместимыми с нарочитой гармонией его живописных портретов, натюрмортов, почти абстрактных декоративных полотен ("Танец", 1925 "Фигуры в красном кресле", 1932). Увлечение Сима фотографией закончилось в тот момент, когда он взял в руки фотоальбом «Лица двадцати одного художника». Его сопровождают пляшущие призраки.
Таков язык Пикассо. Страстный защитник мира, он создал своего знаменитого "Голубя мира" (1949), которого узнала и полюбила вся планета и который стал символом борьбы человечества с войной. Подобная стилистическая тенденция характерна длянескольких полотен того времени («Туалет», 1906 идр. ). Киспользованному здесь приему «антикизации» облика портретируемого персонажа Пикассо вновь будет возвращаться внеоклассических работах 1920-х годов. Если «Женский бюст (Фернанда)» можно отнести ккруглой скульптуре, товырезанная также изсамшита «Обнаженная споднятыми руками» (46, 5.
Представленные сейчас произведения охватывают все периоды творчества художника 50 работ приехали из Музея Пикассо в Париже, остальные – из Центра Помпиду, Тейт Модерн, Института искусств в Чикаго и других институций. Так и произошло. Когда-то вкубистических «обманках» художник сводил нанет элемент игры, теперь игрой создает остроту эстетического переживания пространства. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. Такон осознавал себя иименно живописцем считали его окружающие.
Важны только находки. Это и был первоначальный фонд, легший в основу новой коллекции. Каретников, вышедшая в 1967 году. В палитре мастера преобладают голубые оттенки.
Там Пикассо погрузился в творчество, а Жаклин следила за тем, чтобы его не беспокоили. Позже он говорил: «.
Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклини еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследствоМарина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которомувсе ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошиминадеревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот. Адские кони в бешенстве топчут открытую и сжигаемую на костре книгу. 11. 24. 37.
Известны две статуэтки, выполненные изсамшита вовремя пребывания вГосоли. Музей в его честь был открыт в 1985 году в особняке Сале, постройке середины XVII века. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. Макет монумента «Женщина сраспростертыми руками», созданный также в1961году, каки объект «Голова женщины», былпереведен вбетон иобрел иной, монументальный масштаб. Пабло Пикассо (Пабло Руис-и-Пикассо) – знаменитый испанский художник, вместе с Ж. Браком является основателем течения "кубизм" в живописи.
Громадная композиция (28кв. м. ), написанная в течение нескольких недель в творческом порыве, связала искусство Пикассо с жизнью всех народов, сражающихся с фашизмом против будущих "Герник". Бросается вглаза пластическая перекличка отдельных форм: открытый рот певца явно «рифмуется» сзапавшими глазными впадинами. Следует сказать, что Пикассо весьма редко выставлял свои скульптурные работы.
Моделью дляобеих послужила Фернанда Оливье. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931).
Пикассо выступил здесь как художник-борец, яростный обличитель фашизма. В ночи среди черепов и костей, символов смерти, погибают люди, в предсмертных судорогах корчатся кони. Музыкальные темы кубических натюрмортов, написанных маслом, воскресают с новой силой и интенсивностью, будучи выражены в этих бросовых материалах. Художник утрирует, заостряет черты лица, придает им повышенную экспрессивность.
Пикассо обладал необычным даром преобразования любых отходов в шедевры. Фронтально стоящие, обращенные кзрителю фигуры отчасти напоминают «Купальщиков» (1956) истроят пейзаж планами каккартину иликулисами каксцену театра. 15 октября 1986 года накануне открытия выставки Пикассо в Мадриде застрелилась Жаклин. Но между ними не было резкого разрыва, как кажется сначала.
По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Если обратиться кего самым ранним скульптурным произведениям «голубого» и«розового» периодов, топриходится отметить, чтовте годы искусство пластики находилось навтором плане творческих интересов Пикассо. В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис.
Если вэкзальтированных лицах ивытянутых изможденных фигурах персонажей, предстающих в«голубых» полотнах Пикассо этогоже времени, художник стремился передать трагизм мироощущения, то«Сидящая женщина» посвоему характеру ближе более земным иумиротворенным персонажам «розового» периода. Онавходит вцикл кубистических портретов Фернанды, выполненных вживописи. Вотличие он нее, «Слепой певец» ипо сюжету ипо манере изображения близок живописи «голубого» периода. С 1901 года по 1907 годы творчество Пикассо разделяется на два периода: "голубой" (с 1901 по 1904) и "розовый" (с 1904 по 1907). Полотном "Авиньонские девушки" (1907) Пикассо, как уже было сказано, отметил рождение кубизма.
23. Каки скульптура Пикассо «Женщина сраспростертыми руками», такикомпозиция «Стул» имеет живописных предшественников. Конечно, в "Гернике" нет ничего от конкретного города басков, нет ни самолетов, ни убийц. Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку.
Она– итог двухлетней работы (1960–1962) художника наддвумя живописными версиями картины Эдуарда Мане. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». Пикассо словно переводит втрехмерное пространство образ, созданный наплоскости. Когда я говорю «автор» имею в виду ту личность в Пикассо, которая переживает инфернальную судьбу, того человека в нём, который не обращается к дневному миру, но всецело и неотвратимо принадлежит тьме который следует не общепринятым идеалам добра и красоты, а демонической привлекательности уродства и зла. 7.
Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Вэтом театре художником убрана рампа, разъединяющая сцену изрителя. Монумент, авместе сним зритель, царит надпространством.
Это было для художника началом тяжёлого морального кризиса, который эхом отдаётся в замечательной серии рисунков исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954 года в них Пикассо по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. С нее начинается новый период в его творчестве, так называемый неоклассицизм.
Показательно, чтоскульптуру «Сидящая женщина», которую считают самым первым примером занятий Пикассо пластикой, самавтор впоследствии затруднился точно датировать иназвал годом ее создания 1901-й, хотя исогласился ссоставителем каталога В. Шписом, который отнес ее исполнение к1902году, времени пребывания художника вБарселоне. Возникла среда, насыщенная диалогами художника ссамим собой, сЭдуардом Мане, сАнри Матиссом. Благодаря подвижнической собирательской деятельности известного московского предпринимателя иколлекционера Сергея Ивановича Щукина вего доме наЗнаменке к1914году находилось около пятидесяти работ испанского мастера, представлявших его творчество «голубого», «розового» икубистического периодов лучшими вещами. Испанцы плакали на выставке, стоя перед "Герникой". Можно было бы предположить, что художники-кубисты, как Лоранс и Брак, создадут выдающиеся скульптурные произведения.
Зритель имодель оказались вней наравных. Происходит смена общего настроения: отчаяние, безысходность, повышенная эмоциональность сменяются в«розовом» периоде сначала печалью, грустью, меланхолией, азатем спокойствием исамоудовлетворенностью. Онвырезал их изединого листа, подобно тому, каквырезают избумаги детские картинки. Стилистика иобразность «голубого» периода явственно сказалась вдвух скульптурах Пикассо исполненных в1903году– «Голове пикадора сосломанным носом» (19.
Он смотрел на них так, как они смотрели на него — с доверием. Решая пространственную задачу кубистическим методом, художник «раскрыл» стенку бокала, показав уровень жидкости внутри. По таким моделям выкраивался, выгибался и расписывался металлический лист. Именно в скульптуре в полной мере проявилось новаторство Пикассо. Эта работа Пикассо отличается сбалансированностью масс и пространственных выходов формы, благородством раскраски, остроумными деталями, как, например, настоящие гвозди, крепящие ручку ножа и слегка просверленные незакрашенные углубления в дереве для придания «ноздреватости» хлебу. Скульптура очень похожа надетскую игрушку– сложенный избумаги самолет.
Возникает мотив любования красотой человеческого тела. Он откликался на все актуальные события времени. Художник-художник». Пикассо рассказывал уже после войны: «.
Его гражданская позиция совершенно ясна. Изменяя цвет, мы опускаемся в преисподнюю. Тенденция спомощью предмета– скульптуры– нетолько организовать интерьер, новыйти заего пределы, вчастности застены музея, впространство города, преобладала втворчестве художника этих десятилетий. В картине "Три женщины у источника" (1921) он вновь обращается к реалистическим формам.
Возможно, вот таким образом она по-прежнему остается втени живописи играфики Пикассо. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. В 50-е годы он компонует из печных дверок, ободов колес, труб, старых башмаков, корзин, гофры и другого утиля «Девочку со скакалкой» и «Женщину с детской коляской». Через развитие коллажной техники его живопись выходит втретье измерение. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903).
В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». Этим, вероятно, объясняются и разночтения в названиях и датах, о которых уже говорилось. Особую выразительность маске придает заметная асимметрия черт лица, особенно носа, который дан анфас ив тоже время какбы втри четверти (одна его сторона намного шире другой). 9), выполненная зимой 1906–1907годов, подчеркнутой стилизацией, геометризмом форм, обобщенностью трактовки предвосхищает законченных несколькими месяцами позднее «Авиньонских девиц» (1907).
Новот выразительная фотография 1939года, накоторой запечатлен Пикассо иисполненная им статуя– «Стоящий персонаж». Пе меньший интерес представляет «Натюрморт» 1914 года — настенная композиция из раскрашенного дерева, где тем же приемом «открыта» стенка бокала, а вынесенная вперед полка-стол декорирована «натуральной» тесьмой с бомбошками. Последним, самым монументальным, качественно новым произведением, наметившим новый ракурс вразработке темы «предмет ипространство» стала, объемно-пространственная композиция «Завтрак натраве». Пикассо – истинный вдохновитель почти всех художественных направлений двадцатого столетия. Ещеближе кизображенным взнаменитом полотне лицам девушек вырезанная вдереве «Маска» (1907 15, 8.
Именно в этом городе он увлекся керамикой. Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Именно в этом заключалось его основное расхождение с его другом Матиссом. Какое-либо сюжетное начало вскульптуре отсутствует. Возникают и прекрасные по выразительности изображения птиц и животных («Сова», «Голубь», «Коза», «Бабуин с детенышем», «Бык», «Журавль» и другие), а также натюрморты «Цветы в вазе» и «Ваза с цветком».
Тема пространства обогащена нетолько диалогом графики искульптуры. Кажется, чтоперед нами один итотже персонаж. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даромхудожник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». В период «синтетического кубизма» Пикассо поразил мир обилием своих изобретений, хотя многие из них мало известны, так как сделаны были из хрупких, недолговечных материалов.
Нашвзгляд охватывает пространство целиком, одновременно совсех сторон. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Выставка в Гран-Палэ в Париже в 1979 г. так называемого «завещания Пикассо» (работы, переданные наследниками Пикассо государству Франции в уплату налога на наследство) дала возможность увидеть множество произведений, выполненных из таких материалов, как картон, жесть, дерево, бумага. Композиция «Завтрак натраве» была переведена вбетон в1964–1967годах Карлом Несьяром иустановлена вМузее современного искусства вКопенгагене.
Музей Пикассо (фр. Последними словами Пикассо были «Пейте ради меня, выпейте за мое здоровье, вы знаете, я не могу больше пить. "Он умер, когда он и его жена Жаклин Рок, развлекали друзей за ужином. Пикассо был похоронен в основании замка, который он купил в 1958 годув Vauvenargues, на юге Франции. Ему был 91 год. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт». Созданные всамый расцвет «розового» периода «Шут» и«Женская голова (Алиса Дерен)» отражают отход Пикассо отвыразительных средств итематики «голубого» периода. 12см) и«Слепом певце» (13.
В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920. 6, 5) характером трактовки ближе крельефу. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). Неуемная, окрашенная иронией фантазия Пикассо проявилась и при создании в 60-х годах раскрашенных скульптур из листового железа. Подобно волнорезам, онивспарывают, рассекают воздушные потоки, пронизывают их.
Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Произведения Пикассо стали хорошо известны вРоссии уже сто лет тому назад. 8. Фигура женщины трактована общо, несколько более проработаны черты ее лица иприческа. Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937).
«Сале» означает «солёный» и такое название вполне пристало зданию, учитывая род занятий его владельца, богатого солепромышленника. Опубликованная впервом номере сюрреалистического журнала «Минотавр» вместе стекстом Андре Бретона, онавпервые раскрыла широкой публике испанского мастера какскульптора. Новая выставка «Пикассо – Джакометти» в некотором смысле вытекает из предыдущей, только теперь его сравнивают с одним из величайших авторов XX века – для этого в коллекцию музея внедрены десятки работ из Фонда Джакометти и других частных собраний.
Уже в 50-е годы, обращаясь к теме войны в Корее ("Резня в Корее", 1951), художник прибегает к той же символике и аллегориям, что и в "Гернике". За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Так была создана знаменитая «Голова быка» (1943, бронза), скомпонованная из велосипедного седла и руля. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). И деформация, к которой прибег Пикассо имела глубокое обоснование. 8).
Повествовательное, сюжетное, символическое, порой сентиментальное начало, которое доминирует вработах «голубого» периода ипродолжается в«розовом» периоде, вкартинах искульптурах 1906года постепенно уходит. С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Поначалу глина приобрела облик его друга онпродолжил работу дотех пор, пока сходство скульптуры смоделью сохранилось только внижней части лица.
Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Первой такой работой была большая композиция «Женщина в саду», сделанная вместе с Хулио Гонсалесом, другом и соотечественником Пикассо, прекрасно владевшим техникой сварки. 15, 5. Так и произошло. Тем не менее итальянское правительство запретило демонстрацию картины в Риме. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932).
В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Популярностью пользовались, в основном, бронзы, отливавшиеся сразу в нескольких экземплярах. Покорение его стало главной практической задачей архитектуры иинженерии ХХ века.
В произведении "Война" (которое, как и панно "Мир", художник делает для Храма Мира в Валлорисе 1952) Пикассо также не изобразил ни пушек, ни танков, ни трупов. Помните голову быка, которую я недавно выставлял. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано14 (Криспиниано15) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Отношения скульптуры ипространства вэтой работе Пикассо более традиционны иодновременно более динамичны, чемвобъекте «Голова женщины». Оностановится непросто темой, оностановится главным объектом– героем искусства.