Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
С особым тщанием описываются взаимоотношения художника с его подругами и женами. Увлечение Сима фотографией закончилось в тот момент, когда он взял в руки фотоальбом «Лица двадцати одного художника». В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). 8). Повествовательное, сюжетное, символическое, порой сентиментальное начало, которое доминирует вработах «голубого» периода ипродолжается в«розовом» периоде, вкартинах искульптурах 1906года постепенно уходит.
Вот как она возникла: я заметил в каком-то углу сиденье и руль велосипеда, лежавшие так, что напоминали бычью голову. Прошло уже более тридцати лет со дня смерти Пикассо. Создателя «Герники» и «Человека с ягненком», «Девочки на шаре» и рисунков к книге стихов Элюара «Лицо мира», чистых детских образов, как портреты сына и «Головы смерти» невозможно заподозрить в отсутствии любви к жизни, к человеку.
Стремительная эволюция кубизма приводит ктому, чтовближайшие годы Пикассо перестает заниматься скульптурой вее традиционном понимании. Первой такой работой была большая композиция «Женщина в саду», сделанная вместе с Хулио Гонсалесом, другом и соотечественником Пикассо, прекрасно владевшим техникой сварки. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки.
Испанцы плакали на выставке, стоя перед "Герникой". Когда я говорю «автор» имею в виду ту личность в Пикассо, которая переживает инфернальную судьбу, того человека в нём, который не обращается к дневному миру, но всецело и неотвратимо принадлежит тьме который следует не общепринятым идеалам добра и красоты, а демонической привлекательности уродства и зла. После этого, в разобранном виде, скульптура была перевезена в Чикаго, подготовка в установке началась 25 мая 1967 года, после чего через пару месяцев она была открыта на обозрение публике.
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Этитенденции наиболее полно проявились вработах, созданных в1906году. В музее представлена прекрасная коллекция ранних работ художника. Художник утрирует, заостряет черты лица, придает им повышенную экспрессивность.
Этим, вероятно, объясняются и разночтения в названиях и датах, о которых уже говорилось. Онавходит вцикл кубистических портретов Фернанды, выполненных вживописи.
В своих работах «Менины» Пикассо вступает в диалог с автором одного из шедевров мирового художественного искусства, рискуя показать другую сторону образцов классической живописи. Перед произведениями Пикассо зрители редко остаются равнодушными. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. «Сале» означает «солёный» и такое название вполне пристало зданию, учитывая род занятий его владельца, богатого солепромышленника. Особую выразительность маске придает заметная асимметрия черт лица, особенно носа, который дан анфас ив тоже время какбы втри четверти (одна его сторона намного шире другой). Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклини еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследствоМарина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которомувсе ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошиминадеревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот.
Если бы моя бычья голова оказалась в куче мусора, может быть, однажды какой-нибудь мальчишка сказал бы: «Тут валяется что-то такое из чего можно сделать хороший руль для моего велосипеда. » Таким образом могла бы произойти двойная метаморфоза». Если «Женский бюст (Фернанда)» можно отнести ккруглой скульптуре, товырезанная также изсамшита «Обнаженная споднятыми руками» (46, 5. Как рассказывала Рок, маэстро привык к тому, что она постоянно рядом с ним и постоянно спрашивал: «Жаклин, ты здесь. ».
Мне было тогда лет шесть или еще меньше. Здесь представлены работы Пикассо, относящиеся к периоду 1957 года. По Мане» (1960). Киспользованному здесь приему «антикизации» облика портретируемого персонажа Пикассо вновь будет возвращаться внеоклассических работах 1920-х годов. Событие это потрясло Пикассо.
Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Возникают и прекрасные по выразительности изображения птиц и животных («Сова», «Голубь», «Коза», «Бабуин с детенышем», «Бык», «Журавль» и другие), а также натюрморты «Цветы в вазе» и «Ваза с цветком». Следует сказать, что Пикассо весьма редко выставлял свои скульптурные работы. После долгих поисков и длительной работы, Пикассо открывает кубизм.
Ещеближе кизображенным взнаменитом полотне лицам девушек вырезанная вдереве «Маска» (1907 15, 8.
Его гражданская позиция совершенно ясна. 6, 5) характером трактовки ближе крельефу. Новая выставка «Пикассо – Джакометти» в некотором смысле вытекает из предыдущей, только теперь его сравнивают с одним из величайших авторов XX века – для этого в коллекцию музея внедрены десятки работ из Фонда Джакометти и других частных собраний. Пикассо был далек от академической ортодоксальности: заменял абсолютно чуждый ему каррарский мрамор различными бросовыми материалами – жестью, камнями, проволокой, деревянными планками, лоскутьями, которые он покрывал краской, как ему позволяла фантазия.
Ведь если я не знаю немецкого языка и страницы, написанные по-немецки, видятся мне как «черное на белом», это не значит, что немецкий язык не существует я ни в чем не буду обвинять автора, написавшего эти страницы, я обвиняю самого себя». Созданные всамый расцвет «розового» периода «Шут» и«Женская голова (Алиса Дерен)» отражают отход Пикассо отвыразительных средств итематики «голубого» периода. В1907году Пикассо продолжает резать вдереве. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942).
Роспись всегда усиливала смысловую нагрузку, выразительность и декоративный эффект. Благодаря подвижнической собирательской деятельности известного московского предпринимателя иколлекционера Сергея Ивановича Щукина вего доме наЗнаменке к1914году находилось около пятидесяти работ испанского мастера, представлявших его творчество «голубого», «розового» икубистического периодов лучшими вещами. Приэтом выступающая вперед форма может передаваться заглублением инаоборот. Пикассо выступил здесь как художник-борец, яростный обличитель фашизма.
В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». Со временем эту фразу выучил даже их попугай. Он смотрел на них так, как они смотрели на него — с доверием. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Впластическом решении «Головы женщины (Фернанда)» (35.
работ испанского кубиста, прежде томившиеся в хранилище или разъезжавшие по выставкам. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. «Скульптура может больше, чем живопись, рассказать о нем как об экспериментаторе. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Ситуация изменилась вначале 1930-х годов, когда художник увлеченно занялся скульптурой, получив возможность всвоем имении Буажелу подПарижем устроить настоящую скульптурную мастерскую (систематические занятия этим видом искусства требуют особых материальных условий).
Таков язык Пикассо. 15 октября 1986 года накануне открытия выставки Пикассо в Мадриде застрелилась Жаклин. Музей открылся благодаря, образно выражаясь, строгости французских законов о наследстве.
Я помню один из своих первых рисунков. — Он не просто фотограф, — написал близкий друг Сима Жан-Люк Месонье, — но фотограф, открывающий дверь за кулисы творческого процесса, которая прежде была закрыта Сима фотографировал выдающихся художников прошлого века. Это было очень мрачное, депрессивное время в настроении и состоянии Пикассо.
Кажется, чтоперед нами один итотже персонаж. Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). Его творения предстают ныне неотъемлемой частью мирового культурного наследия. В1937году вего пропуске наВсемирную выставку вПариже, гдеВ. И. Мухина выставила знаменитых «Рабочего иколхозницу», аПикассо показал «Гернику», значилось: «Пабло Пикассо.
23. С 1901 года по 1907 годы творчество Пикассо разделяется на два периода: "голубой" (с 1901 по 1904) и "розовый" (с 1904 по 1907). Одна из таких композиций была представлена на выставке «Москва — Париж» («Гитара», 1914, раскрашенный листовой металл) 3. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). К 1928 — 1929 годам относится конструкция из проволоки, экспонированная на выставке «Москва — Париж» «прообразом» конструкции были схематические рисунки 1924 года, опубликованные позже в качестве иллюстраций к «Неведомому шедевру» О. Бальзака. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт». 12см) и«Слепом певце» (13.
Пикассо обладал необычным даром преобразования любых отходов в шедевры. Так была создана знаменитая «Голова быка» (1943, бронза), скомпонованная из велосипедного седла и руля. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения.
С нее начинается новый период в его творчестве, так называемый неоклассицизм. Сходный мотив нетрудно отыскать вкартинах, рисунках игравюрах Пикассо тех лет, например, ввыполненном вБарселоне полотне «Старый гитарист» (1903, Чикаго, Институт искусств). По Делакруа» (1955) «Менины. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер.
В картине "Три женщины у источника" (1921) он вновь обращается к реалистическим формам. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
В них невозможно узнать руку великого мастера, так как они выполнены в классической академической манере живописи. Полотном "Авиньонские девушки" (1907) Пикассо, как уже было сказано, отметил рождение кубизма. 8. В 50-е годы он компонует из печных дверок, ободов колес, труб, старых башмаков, корзин, гофры и другого утиля «Девочку со скакалкой» и «Женщину с детской коляской». Пикассо был все более увлечен игрой света нанеровной поверхности скульптуры ивдобавок увенчал голову скульптуры шутовским колпаком». Благодаря этому зритель мог лучше ощутить, какработал мастер.
Художник-художник». Также удивляет своим реализмом еще одна работа – «Наука и Милосердие», в ней совершенно невозможно угадать руку будущего автора «Авиньонских девушек», она скорее напоминает работы русских художников-передвижников по своему символистко-реалистичному изображению сюжета. Там Пикассо погрузился в творчество, а Жаклин следила за тем, чтобы его не беспокоили. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932).
Происходит реабилитация материального, телесного, внешнего. Именно в этом заключалось его основное расхождение с его другом Матиссом. В апреле 1937 года немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника— культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. Известны две статуэтки, выполненные изсамшита вовремя пребывания вГосоли.
Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано14 (Криспиниано15) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Уже в 50-е годы, обращаясь к теме войны в Корее ("Резня в Корее", 1951), художник прибегает к той же символике и аллегориям, что и в "Гернике".
Опубликованная впервом номере сюрреалистического журнала «Минотавр» вместе стекстом Андре Бретона, онавпервые раскрыла широкой публике испанского мастера какскульптора. Так и произошло. Адские кони в бешенстве топчут открытую и сжигаемую на костре книгу. Символизм итрагизм произведений «голубого» периода изживаются. Вотличие он нее, «Слепой певец» ипо сюжету ипо манере изображения близок живописи «голубого» периода.
Если вэкзальтированных лицах ивытянутых изможденных фигурах персонажей, предстающих в«голубых» полотнах Пикассо этогоже времени, художник стремился передать трагизм мироощущения, то«Сидящая женщина» посвоему характеру ближе более земным иумиротворенным персонажам «розового» периода. Пикассо принадлежал к числу художников, приобщившихся к занятиям искусством еще в детстве. По таким моделям выкраивался, выгибался и расписывался металлический лист.
За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. А Пикассо в тот момент было всего 16 лет. Вдвухтысячном году вНациональном Центре искусства икультуры Жоржа Помпиду вПариже состоялась большая выставка, посвященная скульптуре Пикассо. Смелость Пикассо в обращении с керамикой поражала керамистов- профессионалов.
Пикассо рассказывал уже после войны: «. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». У нас в коридоре стояла статуя Геркулеса с палицей. Это панно стало главным событием международной выставки.
Небольшая, высотой всего лишь четырнадцать споловиной сантиметров, «Сидящая женщина» вылеплена вглине (спустя много лет снее было сделано 13 отливок вбронзе) ипо своим размерам ипо моделировке производит впечатление скульптурного этюда. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даромхудожник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». 26) вновь стала парижская подруга имуза Пикассо.
С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Позднее кэтой теме обращались такие видные ученые изнатоки творчества Пикассо, какРоланд Пенроуз, Вернер Шпис, Элен Секель. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Пе меньший интерес представляет «Натюрморт» 1914 года — настенная композиция из раскрашенного дерева, где тем же приемом «открыта» стенка бокала, а вынесенная вперед полка-стол декорирована «натуральной» тесьмой с бомбошками.
Первая работа – картина «Авиньонские девушки», которая хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В полотнах много души и мало форм. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки.
4, 5). Даже когда был совсем маленьким. Новот выразительная фотография 1939года, накоторой запечатлен Пикассо иисполненная им статуя– «Стоящий персонаж». В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Подобная работа сохранилась, правда, ее автору было уже восемь или девять лет.
Произведения Пикассо стали хорошо известны вРоссии уже сто лет тому назад. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку.
Скульптура «Шут» (41, 5. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо.
Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Уже самые первые работы Пикассо не похожи на привычные образцы детского творчества. Конечно, в "Гернике" нет ничего от конкретного города басков, нет ни самолетов, ни убийц. В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Моделью «Женской головы (Фернанда)» (40, 5.
Приэтом материалом таких трехмерных композиций может стать все что угодно– куски дерева илижелеза, веревки илиопилки, ненужные предметы, найденные насвалке. Пикассо словно переводит втрехмерное пространство образ, созданный наплоскости. Темой картины стали девушки из одного из публичных домов Барселоны на улице Авиньо.
В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). Стилистика иобразность «голубого» периода явственно сказалась вдвух скульптурах Пикассо исполненных в1903году– «Голове пикадора сосломанным носом» (19. Именно в скульптуре в полной мере проявилось новаторство Пикассо. Поначалу глина приобрела облик его друга онпродолжил работу дотех пор, пока сходство скульптуры смоделью сохранилось только внижней части лица.
Они написаны в холодной, сине-зеленой гамме, напоминающей Эль-Греко рисунок острый, контуры изломаны, тела нарочито удлинены ("Свидание" 1902). Возникает богатая светотеневая игра условная, казалосьбы, форма оживает, становится динамичной, наполненной внутренней энергией.
Все их объединяют одни и те же принципы и элементы. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Период этот длился до 20-х годов. Моделью дляобеих послужила Фернанда Оливье.
Фигура женщины трактована общо, несколько более проработаны черты ее лица иприческа. Музей Пикассо (фр. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Вотличие откруглой «Сидящей женщины», работы 1903года тяготеют кбарельефному изображению, ктипу скульптурной маски. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год.
Автор целого ряда работ по театру и культуре Франции — «Драматургия Фейдо» (1978), «Театр Фейдо» (1979), «Водевиль» (1986), «Весь театр Фейдо» (1988–1989, в четырех томах), «Театр Лабиша» (1991–1992, в трех томах), «Фейдо» (1991), «Кокто» (1997), «Два Гитри» (1998), «Коко Шанель» (2000), «Сара Бернар» (2006)— в этой книге впервые обращается к творчеству мастера, работавшего в сфере пластических искусств. Миниатюрная «Женская голова» (11. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). 15, 5. Художника теперь впервую очередь интересует пластика человеческого тела, емуважны какие-то новые формально-стилистические средства, которые он впоследствии найдет вкубизме. Стремление кархаизации облика изображаемого персонажа ощущается ив трактовке лица «Причесывающейся женщины».
Несмотря на то, что в искусстве он был новатором, вся жизнь его прошла в подобных домах «с вековой историей». В "Девочке на шаре" (1905) различие, даже противоположность и вместе с тем взаимосвязь двух образов достигается контрастным сопоставлением двух разных силуэтов (легкость и хрупкость девочки и тяжеловесность мужчины). Так я сделал ручки руля и седло головой быка, которую каждый узнает.
Сейчасже выдающееся значение Пикассо какскульптора становится все более иболее очевидным. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). В произведении "Война" (которое, как и панно "Мир", художник делает для Храма Мира в Валлорисе 1952) Пикассо также не изобразил ни пушек, ни танков, ни трупов.
Возникает мотив любования красотой человеческого тела. «Кубизм, – говорил художник, – не отличается от других художественных школ. Тем не менее итальянское правительство запретило демонстрацию картины в Риме. Громадная композиция (28кв. м. ), написанная в течение нескольких недель в творческом порыве, связала искусство Пикассо с жизнью всех народов, сражающихся с фашизмом против будущих "Герник".
Через развитие коллажной техники его живопись выходит втретье измерение. Это и был первоначальный фонд, легший в основу новой коллекции. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.
Если обратиться кего самым ранним скульптурным произведениям «голубого» и«розового» периодов, топриходится отметить, чтовте годы искусство пластики находилось навтором плане творческих интересов Пикассо. «Голубой период» продлился с 1901 по 1904 год и стал метаморфозой манеры самовыражения Пикассо. После визита в мастерскую Пикассо в двадцатые годы Б. Терновец писал: «. Показательно, чтоскульптуру «Сидящая женщина», которую считают самым первым примером занятий Пикассо пластикой, самавтор впоследствии затруднился точно датировать иназвал годом ее создания 1901-й, хотя исогласился ссоставителем каталога В. Шписом, который отнес ее исполнение к1902году, времени пребывания художника вБарселоне. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Мир объектов объят агонией, что подтверждают ужасающий портрет сифилитика, туберкулёзника, малолетней проститутки. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920.
Бросается вглаза пластическая перекличка отдельных форм: открытый рот певца явно «рифмуется» сзапавшими глазными впадинами. Вторая мировая война еще усилила значение этого полотна, звучащего и воспринимающегося как пророчество. Конец 20-х – начало 30-х годов для Пикассо – период самых разнообразных художественных находок, среди которых образы спокойные, классически-ясные, встречающиеся чаще всего в графике (иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия, 1931 к "Лисистрате" Аристофана, 1934), кажутся несовместимыми с нарочитой гармонией его живописных портретов, натюрмортов, почти абстрактных декоративных полотен ("Танец", 1925 "Фигуры в красном кресле", 1932).
Наследие Пикассо было огромно и, благодаря популярности мастера, просто бесценно. Жест сидящей наколенях причесывающейся женщины динамичен, ноон контрастирует соспокойным лицом модели, невыражающим никаких эмоций. "Мать и дитя" (1922), портрет сына Поля (1923) являются характерными произведениями того времени.
Там и прошла первая выставка работ художника. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. Какое-либо сюжетное начало вскульптуре отсутствует. Помните голову быка, которую я недавно выставлял.
Именно в этом городе он увлекся керамикой. «Все эти работы очень разные и даже кажется, что их авторами являются разные художники», – продолжает Томкинс. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Изменяя цвет, мы опускаемся в преисподнюю. Доказательство тому рисунки тушью, на которых уродливый старик-карлик с красивой молодой девушкой.
Эта работа Пикассо отличается сбалансированностью масс и пространственных выходов формы, благородством раскраски, остроумными деталями, как, например, настоящие гвозди, крепящие ручку ножа и слегка просверленные незакрашенные углубления в дереве для придания «ноздреватости» хлебу. 7. 58 картин серии «Менины» были написаны за 4 месяца.
Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. Но между ними не было резкого разрыва, как кажется сначала.
Решая пространственную задачу кубистическим методом, художник «раскрыл» стенку бокала, показав уровень жидкости внутри. Каретников, вышедшая в 1967 году.
И деформация, к которой прибег Пикассо имела глубокое обоснование. Разочарование качеством печати было безмерным. Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков.
«Как правило, в искусствоведческих исследованиях основное внимание уделяется одному десятилетию, с 1907 по 1914 год, когда произошел прорыв в творчестве Пикассо все, что было потом, считается уже его поздним периодом, – говорит Томкинс. Происходит смена общего настроения: отчаяние, безысходность, повышенная эмоциональность сменяются в«розовом» периоде сначала печалью, грустью, меланхолией, азатем спокойствием исамоудовлетворенностью. Его сопровождают пляшущие призраки. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Речь идет о бронзовом «Бокале абсента», существующем в шести вариантах, фактурных и цветовых, с включением в пластический образ ложки для сахара. Зал прекрасных картин интерпретирующих великое творение Веласкеса «Менина или семья Филиппа Четвертого», написанная великим испанцем в 1656 году, превращает музей в уникальное место изучения творчества гения Пикассо.
Такон осознавал себя иименно живописцем считали его окружающие. Другие, в том числе прямые наследники художника, считали особняк вполне подходящим местом. Спустя четыре дня после смерти деда Паблито выпил химический реактив и через три месяца скончался. Выставка в Гран-Палэ в Париже в 1979 г. так называемого «завещания Пикассо» (работы, переданные наследниками Пикассо государству Франции в уплату налога на наследство) дала возможность увидеть множество произведений, выполненных из таких материалов, как картон, жесть, дерево, бумага. Он откликался на все актуальные события времени.
Картины, посвященные нищим, странствующим актерам, бродягам – людям обездоленным, выражают настроение усталости и обреченности. 37. Живущие накраю общества, этилюди по-своему свободны имдано то, чего лишены обыватели, новместе стем актеры ициркачи также зависимы отпублики, каки обычные люди отокружающего их общества. Зал «Голубого периода» – уникален, по количеству собранных работ этого этапа творчества художника. Страстный защитник мира, он создал своего знаменитого "Голубя мира" (1949), которого узнала и полюбила вся планета и который стал символом борьбы человечества с войной.
11. Художник вспоминал: «Любопытно, что я никогда не делал детских рисунков.
В зале ранних работ представлена картина «Первое причастие», которая была выставлена на конкурс наряду с работами известных мастеров и получила почетный диплом на Выставке изящных искусств в Мадриде. В«Женском бюсте (Фернанда)» (77. Особенность музея — хронологическое расположение экспонатов. Подобная стилистическая тенденция характерна длянескольких полотен того времени («Туалет», 1906 идр. ).
В своих самостоятельных работах, выполненных в Барселоне, — таких, как «Церковный служка», «Первое причастие» (1896) и особенно в большом полотне «Наука и Милосердие» (1897)— художник наиболее близок к академическому направлению. Позже он говорил: «. В 1914 году Пикассо впервые ввел в свои композиции готовые промышленные изделия использовав их на этом этапе «по прямому назначению».
Так и произошло. Его образы продолжают будоражить, задевают за живое, заставляют спорить. 4, 5. 9), выполненная зимой 1906–1907годов, подчеркнутой стилизацией, геометризмом форм, обобщенностью трактовки предвосхищает законченных несколькими месяцами позднее «Авиньонских девиц» (1907).
В Барселоне по сей день есть таверна «Эль Куатро Гатс» («Четыре кота»), она открылась в 1897 году в специально построенном для нее здании неоготического стиля, которая стала местом встреч барселонского бомонда конца XIX – начала XX века. Особая гордость музея – зал «Менины». 14, 5.
Его «изделия» отличаются неповторимостью формы и самобытностью росписи. Такие работы, как «Мать с больным ребенком», «Крыши Барселоны» или картина «Старый еврей», хранящаяся в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, запечатлели новый, своеобразный стиль, наложивший печать независимости и самобытности на работы 19-летнего юноши. Музей в его честь был открыт в 1985 году в особняке Сале, постройке середины XVII века. Общественный резонанс произведения Пикассо был огромен. 24. В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка.
Да и внутри самого творчества Пикассо можно наглядно увидеть «голубой» и «розовый» периоды просто по преобладающим тонам красок. Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.
Я соединил эти два предмета определенным образом. С 1905, хотя темы и остаются прежними (все те же странствующие бродяги, циркачи), колорит становится прозрачнее, пространство заполняется розовато-голубоватой или золотистой дымкой, контуры рисунка делаются мягче, общее настроение – лиричнее.