Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до нас неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта. Скульптура Древнего Египта своему появлению и дальнейшему развитию обязана религиозным убеждениям. Египтяне всегда подражали официальной скульптуре – изображениям фараонов и богов, сильных, строгих, спокойных и величественных.
Другой памятник архитектуры древнего Египта из коллекции Эрмитажа – скульптура фараона Аменемхета 3-го, который правил в период объединения страны, расцвета культуры и роста городов. Пластическое искусство Древнего Египта было неотделимо от архитектуры скульптура являлась органической частью гробниц, храмов и дворцов. Разительным стилистическим контрастом с фиванскими памятниками XIII в. до н. э. явились скульптуры царей и богов, созданные на Севере Египта и отразившие культы и учения Севера, выдвигавшиеся в политических целях Рамсесом II в его борьбе с фиванским жречеством40. Чтобы кратко рассказать о скульптуре Древнего Египта, целесообразно разделить ее на этапы, соответствующие различным эпохам развития государства.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета.
Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Анубис считался братом бога Баты.
Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком.
С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита. Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота.
В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Так, зодчий Бекенхонсу (XII в. до н. э. ) поставил в Луксоре перед пилоном Рамсеса II шесть гигантских скульптур фараона, разместив их так, что два колосса из черного гранита изображавшие царя сидящим, находились по краям и хорошо оттеняли красный полированный гранит центральных стоящих фигур. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера.
Рано появляются и семейные группы. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды.
Египтяне считали, что у человека несколько душ и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы. Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов.
Давайте начнем с Пирамиды Джосера. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером. Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость.
Некоторые из них представляли собой портретное изображение покойного, что было граничит с религиозными верованиями египтян, считавших, что после смерти жизнь не заканчивается и душа могла вернуться, если не в мумифицированное тело, то в скульптуру. Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины – в желтый. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед. Архитектура Древнего Египта просто невероятна. И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства.
Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь – посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека- «модели». Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте.
В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта.
Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Рельефные композиции дополнялись росписью2.
Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего – Ка. Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства.
По мере облицовки пандусы снимались. Со временем популярной стала поза «писца», отображавшая человека, сидевшего на скрещенных ногах. Ка являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее.
Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы.
Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. Царица изображена еще юной. Их часто так и называли – колоссы. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Немного позже появляется «поза писца» — сидящего на скрещенных ногах человека. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника.
В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм.
У него нет практически никаких наземных сооружений. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно.
Но прежде всего нужно было сохранить невредимым тело — обезопасить его от всяких посторонних воздействий. Этим они стремились создать образ могущественного царя. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Внешность храмов — настоящий шедевр.
Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. По другой версии, после землетрясения 27. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя.
Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Фигуры из глины были всегда небольшого размера. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.
Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов.
Царь считался прямым потомком Гора. В древности она была облицована белыми плитами известняка, а самая макушка – золотом, которого в Египте было "больше, чем песка морского". Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы.
Некоторые из них весили до тридцати тонн. Сделанная из гранита статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Новые черты появились и в рельефах.
Но излюбленным материалом стала бронза. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя.
Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией.
Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника.
Это бог Гор в своем соколином обличье. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй их иконографию и место установки. Новые качества приобретает искусство рельефа. Хотя они помещались туда с религиозными целями, тем не менее в надписях на этих скульптурах наряду с молитвами отчетливо проступает желание изображенного человека прославить свою деятельность, похвалиться высоким положением.
Главными были «Ка» и «Ба». Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки.
Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Некоторые из них весили до тридцати тонн.
Ноги, как правило изображаются вместе. Храм был обнесен толстой стеной. Прочность камня обеспечивала вечность существования. Особой разновидностью царских скульптур были сфинксы – фантастические образы львов с человеческими головами, передававшими черты правящего фараона.
Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Они располагались на глубине 33 метров.
К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Немного позже появляется поза писца – сидящего на скрещенных ногах человека. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным.
Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.
Широко применялся канонический тип статуи писца. Широко применялся канонический тип статуи писца. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов.
Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Портрет, напротив, типизирован.
«Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Особое внимание уделялось глазам, которые делали слегка выпуклыми из орбит. правда росписи в гробницах Древнего царства не представляют какой-либо ценности, однако интересно в цветовой гамме. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность.
И это еще цветочки. Рано появляются и семейные группы. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким.
Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Скорее всего, это было и то и другое. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва.
С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Со временем меняется и иконография царей.
Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек. Достаточно упомянуть золотую маску, золотой гроб, статуэтки богинь, парадный трон с выложенными из драгоценных камней на золотом фоне изображениями Тутанхомона и его жены Анхесамон. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. вторым же типом являлся углубленный барельеф.
Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Профессия скульптора часто передавалась по наследству из поколения в поколение.
Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Фараоны, стремившиеся прославить себя и свое могущество, повелевали ставить свои статуи в храмах, рядом с фигурами различных божеств. К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет.
Они располагались на глубине 33 метров. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет прекрасные изделия художественного ремесла. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой.
К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих – портретные черты в передаче лица. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Ба означало то, что можно назвать чистым духом. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Одно из самых знаменитых сооружений Египта – это Большой сфинкс в Гизе (дата неизвестна, строитель хефрен). Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями.
Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением, оживляемым стеклянными глазами. Следующий проход тоже шел сквозь пилоны, открытый двор, залитый солнцем, с колоннами и статуями фараонов и колонный зал. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Облицовка шла сверху вниз и когда строители достигали земли, пирамида получалась законченной. Для этого египтяне стали делать мумии.
У него нет практически никаких наземных сооружений. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Анубис считался судьёй богов.
Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Помимо статуй умершего человека, в гробницу помещались фигурки работников, призванные обеспечить загробную жизнь умершего. Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. По одной версии египтологов, греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа III. Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Примером могут служить гигантские скульптуры Рамзеса Второго и царицы Нефертари на фасаде Большого храма. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного).
Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью.
В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Широко применялся канонический тип статуи писца. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. До сих пор не понятно, с чем это связано. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки.
В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Появляются портреты. Мое сердце радовалось, – весь мой город собрался, ликуя. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски.
Этот храм – скальная гробница. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. У Нила располагался нижний храм. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Животных всегда рисовали видом с боку. Простым людям не строили пирамид.
Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи. Яркая черта этих памятников – огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды.
Знаменитым он стал из-за того, что по распоряжению ЮНЕСКО был перенесен на новое место, в связи со строительством Асуанской плотины. Сначала процессия попадала в большой, залитый солнцем и окруженный колоннадой перистильный двор. Бог Пта никогда не освещался солнцем.
В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Объемы максимально упрощены, чтобы не задерживаться на излишних деталях, которые бы отвлекали внимание от того, что считается важным.
Рано появляются и семейные группы. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти.
Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой. Она выражается посредством простоты форм. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики.
Бог Пта никогда не освещался солнцем. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Архитектура, как и все искусство Египта была очень традиционной. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта.
По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Размещено на реф. рф располагались на глубине 33 метров.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета.
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» -- истина. Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой. Новые качества приобретает искусство рельефа. Фигура передавала практически все индивидуальные особенности строения тела человека. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».
Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников.
Во дворах храмов можно было видеть и много статуй частных лиц. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Новые качества приобретает искусство рельефа. Главными были Ка и Ба. Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства».
Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души.
Их часто так и называли – колоссы. Ее стены были покрыты плитами розового гранита.
Археологами были обнаружены три барельефных изображения фараона Джосера: он изображен во время религиозных обрядов.
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра.
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну – передающую индивидуальные черты человека изображающую его без парика и одетым по моде своего времени другую – с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Фигуры обычно раскрашивались.
Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные. На лодки из папируса погружали один или два таких камня и начинался священный процесс перевозки камня к месту строительства. до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года.
В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ. Все остальные скульптуры той эпохи так или иначе выполнены в таком же стиле. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Плотно сжатые тонкие губы, выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение.
Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость.
Эти два храма были вырезаны из камня приблизительно в 1260 до н. э, они посвящены фараону Рамзесу II и королеве Нефертари.
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя.
В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож).
Новые качества приобретает искусство рельефа. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
В ранней скульптуре Древнего Египта появлялись и семейные группы. Дальше снаряжалась экспедиция в далекие Ливийские горы, где с помощью очень простого способа высекались огромные каменные глыбы: в трещины вбивали деревянный клин и поливали его водой. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и со времен греков эти статуи Аменхотепа называются колоссами Мемнона. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума — поминального храма Рамсеса II. Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников.
34. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.
Воистину, тот трус, кто побежден на своей границе.
Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки.
Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Это Абидос, Коптос и Он.
Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Он считал сердца умерших, в то время как Осирис – бог умерших и оживающей природы – главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры.
- сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей.
Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Их часто так и называли – колоссы.
Главной достопримечательностью являются барельефы. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет) додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти.
Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Рельефные композиции дополнялись росписью. Скульптура Древнего Египта -- одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.
Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного).
В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Под этим подразумевалось решительно все, чем покойный пользовался при жизни: жилище, пища, слуги, рабы и предметы первой крайне важно сти. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами.
Характерно и изображение древнего египетского архитектора, автора и первого строителя пирамид– Имхотепа, жившего около ХХУШ в. до н. э. Имхотеп знаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера в Саккаре. Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. В качестве примера можно привести статую изображающую фараона Хасехема. Эти шесть каменных ступеней с плоской крышей фактически поддерживают себя, как удивительный символ вечного строительства. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали.
Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. до н. э. Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память.
И только потом начинались священные помещения: молельня, сокровищница и собственно храм, внутри которого стояли священные статуя и ладья. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Новые черты появились и в рельефах.
Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, как одна из самых старых египетских пирамид. Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.
Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Фигуры изображающие людей имели правильные пропорции, были прямолинейными. Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь.
Новые черты появились и в рельефах. Широко применялся канонический тип статуи писца. Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти (1475-1564), говоря о том, как он создает свои шедевры, сказал, что он освобождает человеческую форму из ловушки внутри мраморного блока: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее». С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Дорога к храму ограничена многочисленными сфинксами, которые обеспечивают уникальную атмосферу, позволяющую погрузиться полностью в прошлую эру. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Как правило, статуи располагались либо в нише, либо возле стены.
Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы – Она, Абидоса и Коптоса. Изображение замерло на века в своей неизменности.
Стал вырабатываться новый канон на базе иконографии самого фараона-реформатора. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности.
Достойны внимания беспомощная поза человека и грозный бык, опустивший голову, чтобы боднуть свою жертву. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. При этом главная фигура своим размером вдвое или втрое превосходила величину остальных, в особенности когда эти последние представляли его жену или детей. Такой тип изображения повторялся во времена различных династий, поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре. Назывались они хебседными. Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды.
Существует множество различных статуй с его изображением. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве.
Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь.
Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. По-видимому, данный прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. В случае если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.
Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства.
У него нет практически никаких наземных сооружений. Времена Нового царства ознаменовались развитием монументальных скульптур. А фараон Тутмос III, правящий после нее, оказался таким же безжалостным и разрушил все залы со всеми колоннами и статуями, которые воздвигла эта царица.
В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. А вот с человеком было сложнее. На колоннах и в залах было очень много надписей.
Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Одним из правителей этой эпохи, фараон Эхнатон, проводил религиозную реформу.
тонн. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Это были сравнительно маленькие фигурки. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи— изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами.
Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами.
Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, на которых они изображены, будучи выполненными в форме горельефа. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Только грани у нее как бы изломанны. чтобы вы процветали благодаря ей и чтобы вы сражались за нее38. На колоннах и в залах было очень много надписей. С точки зрения истории – это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции.
Период Нового Царства характеризуется расцветом египетского государства за счет военных завоеваний. Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Так зародился скульптурный портрет. Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне.
Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека.
В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Конечно, скульптуры делали как в храме так и вне. В это время появляется два типа рельефа. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). По мере облицовки пандусы снимались.
Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков.
Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. Статуи в Древнем Египте изготовляли специальные мастера.
Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь.
В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ).
Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти. Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. Новые черты появились и в рельефах.
1. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной.
Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. Основной материал из которого выполнялась скульптура, – камни твердой породы. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н. э. ).
Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид".
Большим количеством различных скульптур представлена эпоха Древнего царства.
Хебсед был праздником тридцатилетия правления фараона, когда совершалось ритуальное убийство статуй. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Такое же явление наблюдается и в рельефе.
К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Рано появляются и семейные группы. Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах. Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами.
Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления. Только при условии полнейшей сохранности тела Ба (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками.
Бог Пта никогда не освещался солнцем. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Скульпторы должны были знать не только технические правила создания статуй, помещенные в специальные сборники, но и владеть знанием и умением проведения ритуалов. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка – в синий и красный.
После смерти Эхнатона все изменилось. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть.
Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Общие же правила, к примеру фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру.
По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды.
Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях. Этот храм – скальная гробница.
В эпоху Раннего царства скульптуры использовались для ритуальных целей – поклонение богам. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Что это было – ступени к небу, к богу или это был прообраз первичного холма Бен-Бен, с которого, по верованиям древних египтян, началась вся земля. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки.
Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Все они поют соответствующие песни, навстречу статуе несут жертвы. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Изначально в этой позе изображались только сыновья царей. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности. Скульптура могла подчас служить и своеобразной политической агитацией. Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (просветленного, блаженного), оживающего благодаря этому жесту.
В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» -- ритуалом обновления физической мощи фараона. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением). В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в данном мире всем необходимым для загробного существования. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Рельефы, низкие и высокие, раскрашивались и вот таким образом мало отличались по выразительности от живописных росписей. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски.
Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями.
Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства.
На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции.
Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Особыми чертами являлись строгость линий, конкретность и минимализм деталей, решимость и смелость в изображении.
И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Храм был обнесен толстой стеной. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре.
Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, свидетельствуют о том, что человек играл очень важную роль в древнем государстве. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений.
Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.
Сохмет изображалась львиноголовой. Рано появляются и семейные группы. В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. и лицо, покрывали слоем гипса. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Существовало три центра, где находились важнейшие храмы того периода времени.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Преобладающие позы — сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой — складываются очень рано.
Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. жизнь натуры продолжалась в изображении.
Так, когда один из крупнейших фараонов-завоевателей, Сенусерт III (XIX в. до н. э. ), присоединил к Египту большую территорию в Нубии, он поставил на новой границе свою статую. У Нила располагался нижний храм. До сих пор не понятно, с чем это связано. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы.
В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. В храме фараона Ментухотепа I была построена еще одна пирамида, соединенная с заупокойным храмом в один большой комплекс, находящийся в долине Дейр-эль-Бахри. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид".
Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ.
Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Египтяне еще не знали колеса, вот таким образом, для того чтобы перевезти камни по песку использовали санки, которые делались из дерева, а полозьями служили бревна. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Сохмет изображалась львиноголовой.
Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием Сельский староста). Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Дважды в год он освещает двух богов из трех, которым посвящен этот храм – статую бога Амона и статую бога Гора.
В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия.
Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. Большой сфинкс в Гизеболее нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт.
Зрачки их сделаны из драгоценного камня. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру.
51-а). Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка.
Они и стали родоначальниками раннединастической скульптуры. Руки лежат на коленях. Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура).
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза.
Выбор типа фигур (разумеется, в пределах, обусловленных ритуалом), равно как и таких материалов, сочетание которых давало бы желаемый красочный эффект, во многом способствовал общему впечатлению от здания и, разумеется, зависел от зодчих. Только грани у нее как бы изломанны. По мере облицовки пандусы снимались. К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким.
Со временем меняется и иконография царей. Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве. Установка новой крупной скульптуры была важным событием в жизни города. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн.
Самая древняя пирамида — пирамида фараона Джосера — была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Самые знаменитые – три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы.
Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие. Согласно Текстам пирамид, Анубис был главным богом в царстве мертвых.
Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – Хентиаменти, то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), владыка Расетау и стоящий впереди чертога богов. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.
Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Контуры выделялись жирными линиями.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Назывались они хебседными. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Благодаря им лицо кажется живым.
Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным.
Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе.
Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе.
Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э. ). Статуи устанавливались не только в гробницах, но и в храмах. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона.
Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Только с помощью самых современных приборов удалось обнаружить замурованный древними строителями вход в пирамиду. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Этот храм – скальная гробница. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей). Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
Та-кое же явление наблюдается и в рельефе.
Даже если одна из них выставлена вперед, то и тогда обе они соединены остатками каменного материала. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора.
Но форма была безжизненна и уже неорганична времени. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. 49).
В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Пристально смотрят в вечность глаза фараона. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Так, появилась новая скульптура изображавшая людей занятых разнообразными видами работы. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души.
Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение.
«Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Иногда фигуры царя изображались с соколом. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Некоторые из них весили до тридцати тонн. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус.
Храм в Луксоре построен был почти аналогично тому, как и Карнак. В культе мертвых Ка занимала очень важное место. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» -- слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. В Египте почиталось множество богов. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди.
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Внешность храмов — настоящий шедевр.
На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы.
Позади памятника идет сам номарх Тхутихотеп, его сыновья и приближенные, среди которых видное место занимает по праву создатель статуи – скульптор Сеп, сын Нахтанха37. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III.
Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Египтяне всю жизнь готовились к смерти, а свои гробницы они строили так долго, что на это уходил труд многих поколений. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать.
Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут. Ступенчатая пирамида Джосера. У Нила располагался нижний храм. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья.
Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п. Новое мировоззрение продиктовало свои условия для развития скульптуры. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей.
Статуарные композиции в Древнем царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения.
Скорее всего, это было и то и другое. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота.
Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз. Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи) и изображения слуг в мелкой пластике.
Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. На колоннах и в залах было очень много надписей. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей).
Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Мастера стремились к лаконичности в своих работах исключая мелкие, незначительные детали. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета женские – желтого, волосы – черного).
Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Строительство храмов начиналось именно с этого ядра из которого по великим праздникам выносилась статуя Амона, погружалась на священную ладью и пускалась в плавание по Нилу.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего.
Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства.
Культ прежних богов был запрещен их храмы закрыты. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак.
Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей.
Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль). Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка (двойник умершего человека).
Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных — обезьян, гиппопотамов или львов. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии. Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал.
однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Материал был не только дерево но и алебастр.
Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас.
Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, нежели человеческая фигура, продолжая тем самым доисторическую традицию, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью.
С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы.
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. до н. э. ), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины.
Со временем меняется и иконография царей. Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья.
Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета — коричневая кожа у мужчины и желтая или розовая — у женщины.
Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож.