История древнеримской скульптуры подразделяется на три части – искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство. В результате этих событий, скульптуры древнего Рима видоизменяются, правителям придают более грубые и жестокие формы лица, пропадает идеализация персоны. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима.
Со времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре конный памятник – бронзовая конная статуя императора марка Аврелия. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура – реплика греческой. Скульптура древнего Рима, как и древней Греции, развивалась в рамках рабовладельческого общества. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом.
Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством. она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п. Века видоизменили первоначальный его облик.
В портрете этого периода заметен резкий разрыв с традициями предыдущей эпохи, причем личность собственно правителя как никогда ранее или позднее в римском портрете повлияет на его стилистику. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях.
IV— н. IIIв. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. В скульптурах Мирона уже нет ничего от архаики, что наглядно демонстрирует его «Дискобол» – подобно пружине закрученная фигура, готовая в любой момент распрямиться и послать диск.
Римское искусство – последний этап античного искусства в критический период развития рабовладельческого общества искусство колоссальной державы, раскинувшейся от Геркулесовых столпов (современный Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге. с пол. Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный.
Бывало так, что стремление к индивидуализации портрета доходило до гротеска, как, к примеру, в портрете представителя среднего класса, богатого, хитрого ростовщика Помпеи Люция Цецилия Юкунда. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.
Однако по-прежнему ведущее место в римской скульптуре занимает портрет. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Только на первый взгляд они кажутся — из-за однообразия поз, расположения складок, движения рук — похожими друг на друга.
Нерон всех держал в страхе. Храм сильно обветшал в результате многочисленных пожаров, часто случавшихся в густонаселенном Риме. Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Форум не имел правильных очертаний, но, развиваясь с VI века до н. э., он превратился в парадный архитектурный ансамбль.
Римляне очень любили позировать художнику. против даков. Удались мастеру также и лица, особенно выразительное, плутовское лицо бога Гермеса.
Он был основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета.
Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Он полон внимания, сосредоточен. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи». Прекрасное сочетание природного ландшафта с архитектурными постройками, малыми архитектурными формами, садово-парковой скульптурой, водоемами и рукотворными уголками природы сделало эту виллу, даже в руинах, эталоном для многочисленных садово-парковых ансамблей Европы. Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. 05.
Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). «Великолепный памятник времени поздних Флавиев — бюст молодой римлянки из Капитолийского музея. Египет, Греция, Малая Азия, Сибирь и другие провинции оказывали влияние на искусство и культуру Рима, в которой в связи с этим находили отражение различные особенности, присущие этим странам.
н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах. Здесь и проходили бои гладиаторов с дикими зверями или между собой.
Сохранились рельефы, украшавшие этот алтарь. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Император, тем не менее изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров. Изображая Марка Аврелия, скульптор передал настроение человека, он чувствует разногласия и борьбу в окружающей действительности и пытается удалиться от них в мир мечтаний и личных эмоций. Римские скульптуры намного отличались от греческих.
Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. является подлинно реалистическим. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. Люди уходят из Рима, переезжают на новые места в поисках утраченного благополучия.
Представлены сам Август, его жена Ливия, члены императорской семьи. Во время же расцвета Римской Империи каждый император привносил в искусство что-то новое, что-то свое, а вместе с искусством изменялась соответственно и скульптура. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. В нём скульптор попытался показать индивидуальность облика полководца и раскрыть разные стороны его характера, а именно человека с лживой душой и честного в словах.
Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Зато удалось сохранить знаменитый Пантеон или храм всех богов, который представляет собой достаточно большое здание, увенчанное куполом. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Лицо лишено признаков возраста.
В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы".
Рим стал столицей мировой державы. Потоками лилась человеческая кровь для потехи жестокой и развращенной толпы язычников.
Фактически, за сто лет (начиная с 490 г. до н. э. ), греческие мастера совершили эволюцию от архаичных четырехфасадных изображений до великолепных статуй, до сих пор восхищающих нас своим совершенством. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Скульптурный портрет со временем меняется. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями.
Дело в том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть как можно более похож на оригинал. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Ряд стилистических черт побуждает относить «алтарь» к рубежу 2--1 вв. В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. Траян был изображен 90 раз.
В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Их образы являлись очень выразительными. (сp.
Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Линии стали суше, жестче, однообразно повторяются складки одежд. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Вернемся к великим изобретениям римлян.
Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью.
Это считалось престижно, достойно. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Развитие портрета III века н. э. Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи.
Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров.
Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Скульптор проставляет Августа как героя. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук.
Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Шерсть просматривается только на шее и на спине. И только в период ранней классики (490 – 450 года до н. э. ) появляется многофасадность, когда статуя обрабатывалась по кругу и рассмотреть ее полностью можно было только с нескольких позиций, а статика уступила место динамике. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж).
Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией). На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного. Они создавали свои статуи из бронзы (бронзовое литье было широко распространено в Этрурии), а также из обоженной и затем раскрашенной глины – терракоты.
Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Как и многое другое в римской архитектуре, базилики поражают своими размерами. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. до н. э. ).
Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. С конца III в. до н. э.
Портреты изготовленные для парада. «Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы.
Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город. Рим – не исключение. Траяна изображали девяносто раз. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей).
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя.
Пол храма выложен мраморными плитами. Римская империя распадается. Форум располагался у подножия Капитолия — главного из семи холмов, на котором уже в течение 600 лет стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы и бронзовая волчица с Ромулом и Ремом. Ликам божеств в огромных статуях придавались черты императоров, отливались монументальные конные изваяния, образцом которых является статуя Марка Аврелия, великолепие конного памятника усиливалось позолотой. вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе.
Их изображения – своего рода парад высоких качеств. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта.
Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета». Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца.
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.
Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. В конце XIII века Колизей был превращен в каменоломню. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Стилю императорских портретов подражали и частные. Особенно это заметно в архитектуре, когда гармония и величественность зданий заключена в чёткую симметричную форму.
Они питаются молоком волчицы и являются сыновьями Марса – бога плодородия и достатка. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это». В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. – М. : Высшая шк., 1990. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности.
В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. На заре своей истории Рим отличался суровостью. По-видимому именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий. Мастер словно опасаясь забыть показать на фризе какуюнибудь важную персону. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния.
В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты. Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. В этом храме находился тайник с символами империи. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря).
Этот обычай существует уже более двух тысяч лет. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). до н. э. ". Более значительна по художественным достоинствам голова жреца (на его сан указывает венок или повязка на бритой голове), найдена при раскопках на Афинской Агоре и хранившейся в музее Агоры.
Iв. Город Рим был создан, согласно легенде, близнецами Ромом и Ремом на семи холмах еще в 8 в. до н. э. Люди в те времена ценили точность и объем форм при строительстве.
до н. э. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост. Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины.
Кроме великолепных памятников архитектуры, о культуре Рима в эпоху античности можно судить и по многочисленным скульптурам, которые являлись портретами тех, кто жил в то время. Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит. Дом Нерона был отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. В «банный корпус» вело четыре входа через два центральных входили в крытые залы.
греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Полководцы, богатые вольноотпущенники, ростовщики старались всем — позами, движениями, манерой держаться походить на правителей скульпторы придавали посадке голов горделивость, а поворотам решительность, не смягчая, однако, резкие, далеко не всегда привлекательные особенности индивидуального облика после суровых норм августовского классицизма в искусстве начали ценить неповторимость и сложность физиономической выразительности. Появляются парадные портреты в рост исполненные спокойной сдержанности и величия. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы.
И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив. В центр зала обращены 7 высоких ниш со статуями богов, проемы с аркадами и колоннами. до н. э., Лувр).
При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Постройки дворца, гордо названного «Золотым домом Нерона», занимали склоны трех из семи римских холмов: Целия, Оппия и Палатина. Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов. Подобно тому, как культ личности в период республики привел к индивидуализации скульптуры, назначение личности в III веке привело к новому этапу развития.
Движение каждого участника процессии подчеркнуто мягкими изгибами складок одеяний, выразительными жестами рук, поворотами голов В древности фриз был раскрашен: на синем фоне ярко выступали фигуры из бело-желтого мрамора. Главное, что в нем поражает – это гигантские арки и своды. Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. С IV в. до н. э. Эта голова, несомненно, восходит к портретам «старых римлян» с их жесткостью, но, основываясь на традициях греческого искусства, афинский мастер сумел придать большую достоверность и естественность этим резким и жестким деталям.
Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. В их трактовки нет однообразного повторения, создается впечатление массы настоящих волос. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам.
Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Были даже специальные боги, которые охраняют ягнят или уничтожают сорняки.
В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Наверное именно после этого легендарного факта, Марса стали олицетворять как Бога войны. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна.
Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Статуя как и греческая была раскрашена. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее.
Это было как бы море, возникшее по прихоти императора. Задача искусства любой империи – возвеличивать императора и державу.
Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв. Этрусские мастера почти не работали в мраморе, являвшемся для греков основным материалом. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ). Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя.
к примеру портрет императора Вителлия). Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Адриан имел хороший художественный вкус, чувство меры при богатых возможностях. Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом.
Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Классицизм и при Адриане был лишь маской, под которой не умирало, но развивалось собственно римское отношение к форме. Это сооружение должно было показать Риму, что новая династия Флавиев больше прежней заботится о своих гражданах и вот таким образом постройке было дано название «амфитеатр Флавиев», но римляне зовут его Колизеем. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы. С обстоятельностью очевидца повествует мастер о войне с даками.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Уже в VIII—VII веках до н. э. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить ее, не останавливаясь перед ее порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй).
Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами.
Различны позы и драпировка одежды. Слишком много крови пролил он за время своего правления.
Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек.
Но потом все изменилось. Наряду с сохранившимися традициями позднего эллинистического портрета, несомненно доминирующими в этой области искусства, сюда проникают традиции «староримского» направления.
Изображение зрачка становится общепринятым. С конца III – начале IV в. римские портреты сильно изменились. Потребовалось целых 200 лет, чтобы отучить народ от этого жестокого зрелища. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т. д.
Но это было только первое впечатление. По верху алтаря в рельефе изображена торжественная процессия в честь императора. Усталые, равнодушные глаза и высохшие, плотно сжатые губы мужчины в портрете из Национального музея Неаполя характеризуют человека сложной эпохи, подчинявшего свои эмоции жестокой воле императора. Сколько статуй, сколько колонн, которые ничего не поддерживают и стоят в виде украшений». Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного.
до н. э. весьма не многочисленны. Портретная голова пожилого императора посажена на молодое тело могучего бога. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг. В фиолетово-серую плоскость стены (высота ее не меньше семиэтажного дома) из огромных глыб пористого туфа была вставлена триумфальная арка из белого мрамора.
Её вылили из бронзы примерно в 170 году. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Его изобразили в обычной и естественной позе.
Греция не составляла исключения в этом отношении. Рим превращался в художественный центр, столицу мира. – греческими скульпторами. Император был образцом идеала и гуманности. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских.
Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). Стилю императорских портретов подражали и частные. н. э. ).
Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его. В руках у него чаша с жертвенной влагой, которая проливается на землю. Это люди-победители.
Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. Сердцем Рима, средоточием его общественной жизни был Форум — городская площадь. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Территория дворца была так велика, что современники с горечью шутили тогда: «.
Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики.
Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Но ему это не помогло. Памятники римской культуры II-I вв.
Монументальная круглая пластика поздних Антонинов, сохраняя адриановские традиции, еще свидетельствовала о слиянии идеальных героических образов с конкретными персонажами, чаще всего императором или его приближенными, о прославлении или обожествлении отдельной личности. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Так, на одном из рельефов изображена женщина с двумя младенцами, представляющая процветающую Римскую империю.
Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора — деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Эти особенности ярко выступают также в многочисленных портретах любимца Адриана Антиноя. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально.
Современная наука указывает несколько причин. Поза атлетически сложенного Августа проста. Искусство Римской Республики. «В бюстах Траяна, узнать которого можно по спускающимся на лоб параллельным прядям волос и волевой складке губ, всегда преобладают спокойные плоскости щек и некоторая резкость черт, особенно заметные как в московском, так и в ватиканском памятниках. Топорно высеченные головы, почти кубические головы и тривиальная упрощённость, нет даже намека на портретность, где человеческая индивидуальность вроде бы и недостойна ее изображать. Траяна изображали девяносто раз.
– греческими скульпторами. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Третью тысячу лет стоит чудный город и недаром его называют «вечным».
Последнее обстоятельство их ничуть не смущало. Во второй половины правления Траяна начинают опять возвращаться элементы пластической лепки формы исчезает сухость. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Римская латынь на многие века оставалась языком богословия и науки. Кубический постамент колонны украшен рельефами изображающими военные трофеи.
Мрамор женского лица они полировали тщательнее, чем мужского юношеское отличали фактурой от старческого. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет.
А сами римляне в восхищении о нем говорили так: «Форум не может быть описан и ничто подобное смертный не может больше создать». В поздних памятниках этрусских скульпторов получают отражение римские идеи и темы. Т. н.
Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций. С конца III в. до н. э. Пpедписанный pитуалом поpядок пpинесения животных в жеpтву: вначале свинья, затем овца, наконец – бык, здесь полностью изменен: пеpвым изобpажен бык веpоятно это сделано ради сохpанения композиционной целостности pельефа. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре.
Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события.
«Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения». Стены как будто нет вовсе.
Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. Каракала, заняв трон отца, убил брата. Например, статуя римланки.
Если в Парфеноне статуи повествуют о красоте и совершенстве свободного человека, то в Колизее они прославляют непреклонную силу, поставившую их правильными рядами в одинаковых арочных проемах вдоль бесконечного эллиптического фасада. 100г. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль.
Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Официальный характер таких произведений сознавался всеми: многие состоятельные римляне устанавливали в своих домах такие изваяния, чтобы подчеркнуть расположение к правящему роду. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
Художник – это исследователь людей. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и закончил в 113 году. В некоторых местах статуи четко просматриваются элементы позолоты.
вере в одушевление природы. Это огромное трехнефное здание, почти квадратное в плане. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема.
Это предпочтение плоскостности и отказ от объемности, особенно ярко проявившиеся в декоративной живописи, сказывались в то время и в скульптурных портретах. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров.
Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм. Право оставить свое изображение потомству издавна поддерживало тщеславное соревнование римских патрициев.
Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Но что породило мысль о "чуде". Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Римское государство очень сложно. Эта голова является произведением времени 2го триумвирата, может быть, даже ранней империи Августа, но выдержана всецело в традициях республиканского портрета. Лицо императора и фигура слишком приукрашены.
Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Сами римляне называли свой город с заглавной буквы — Город.
Три ее пролета — это вход на площадь: средний — просто гигантский, два боковых — поменьше. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею.
Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Вот таким образом учиться римским скульпторам было, в общем-то, не у кого. Сюда же выводили и первых христиан на растерзание.
В 476 году Рим пал под ударами варварских племен. Узкая полоска фризы заполнена фигурами её участников. Арену ограждала от зрителей 4-метровая стена и в нижних рядах ее, по малой оси, помещались ложи императора, которые подземным ходом соединялись с императорским дворцом на Палатине. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов.
н. э. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам. Маски хранили у домашнего алтаря.
Резко повернутая голова хищных животных встречалась не один раз ранее. В 1704 году даровой материал Колизея использовали для постройки гавани. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова.
Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту. Великолепен портрет ростовщика из Помпей.
Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов.
Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Последнее из них – это купол. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Вес купола настолько велик, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой. Траян был изображен 90 раз.
Разве не было это чудом. Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. (Это являлось рудиментом культа предков). В этих рельефах нет однообразного чередования персонажей, монотонного повтора складок одежд.
Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. Идеи официальной философии стоицизма были проникнуты пессимизмом и разочарованием в земных благах.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Даже дети, присутствующие при церемонии, показаны с трепетной точностью. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени.
Это была самая настоящая битва жизни и смерти. В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка.
Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. Рим стал столицей мировой державы. На панцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигуры обозначают покоренные провинции Галлии и Испании – повествовательный рельеф. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете.
Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Рим превращался в художественный центр, столицу мира.
Изобразительное искусство Древнего Рима развивалось в несколько этапов, которые соответствовали периодам исторического становления самого государства. А что касается портретов женщин, молодых людей или детей, то их можно было встретить только на надгробных стелах.
Среди садов Нерон повелел поставить бронзовую фигуру высотой в 12-этажный дом. Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации». Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Налицо подражание греческим портретам. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов.
В скульптуре позднего эллинизма (в собственно Греции) широкое распространение получила холодная стилизация искусства зрелой и поздней классики, «классицизирующей иеоаттицизм». Портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства и от этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека, в то время как старая черта — максимальная точность, сохраняется. Это были жестокие зрелища и многие люди возмущались и выступали против подобных игр (например, Сенека), но их было меньшинство. Одни боги — «уроженцы самого» Рима, другие заимствованы у греков, третьи — у египтян или жителей Азии.
В 476 году Рим пал под ударами варварских племен. Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй. Это была статуя самого императора в позе прославленного Колосса Родосского.
Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. В портретах предшественников Константина, которые еще носят черты стиля переходной эпохи, сохраняется реализм, но происходит нарастание новых черт. В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства. Древняя скульптура принадлежит одному мастеру, но у него было много помощников, которые изучали эллинистическое искусство различных направлений.
Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными.
Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим.
Его изобразили в обычной и естественной позе. С 40-х гг. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства». Марс разгневался на поступок людей и уничтожил все поля с урожаем.
Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека. Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Кстати, сюжет рельефа порождает споры, связанные с датировкой.
«Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Памятники римской культуры II-I вв. Скульптурный портрет со временем меняется. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться.
Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. и сер. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. Август-оратор обращается к народу.
Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Это огромное трехнефное здание, почти квадратное в плане. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.
Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Внутри колонны проходит винтовая лестница. С конца III в. до н. э. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация города. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла.
В эпоху тетрархии на востоке складывается свой тип: компактное построение головы исполненные мелкой насечкой волосы, короткая, обозначенная точками борода, широкое лицо с морщинами на лбу и у переносицы, сообщающими лицу стандартный налет страдания и раздумий. Это было граничит с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения. Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым.
Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. Форум был заставлен статуями героев и памятниками в честь побед над врагами. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. Лицо императора и фигура слишком приукрашены.
Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Жители восточной части Римской империи, ставшей Византией, с гордостью называли себя "ромеями", хотя и говорили на греческом языке. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. Познание мира римлянами приобретало новые формы.
В эпоху Нерона продолжается развитие реалистического направления и даже из официального портрета исчезает идеализация. Яркость характеристик образов и экспрессивность присущи искусству этрусков. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э.
Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Оно становится отвлеченным образом иконой. Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в. Ватикан) и Нервы (Рим. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж.
Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах. «Портретисты по-новому стали трактовать глаза: зрачки, которые изображали пластически, врезываясь в мрамор, теперь придавали взгляду живость и естественность. Стоит обратить особое внимание на форму ушей волчицы. римлянам остается только одно — переселиться в соседний город Вейн».
Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим).
Траян появляется на ней 59 раз. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело.
Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. Эмоции даков открыто выступают наружу. Как уже всем известно, Ромул и Рем стали создателями так называемого «вечного города».
Рельеф был пестро раскрашен, детали позолочены он смотрелся как яркая живописная лента, полная живых динамических картин. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия». В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.
Жрецы-фламнины обслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. до н. э., Флоренция, Археологический музей). Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого.
Обычно считается, что римляне сделали три гениальных открытия в архитектуре: бетон, арка и купол. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
"Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Пример – могущественная статуя императора Константина. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело.
Довольно часто они были редчайшей породы, завезенные из дальних стран. Он молод, но сдержан и умеет повелевать. выше). до н. э., Капитолийские музеи, Дворец Консерваторов, Зал триумфов, Рим) с инкрустированными глазами, который считается работой этрусского мастера. до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом.
Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом. Широко распространенный тип терракоты – раскрашенные фигурки молодых женщин, наглухо иногда с головой закутанных в одеяния. Памятники римской культуры II-I вв. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека.
Термы были построены в начале III века н. э. Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда. Но находясь внутри, об этом не догадываешься. Подобный невысокий декоративный рельеф встречается в эпоху Августа часто. Адриан имел хороший художественный вкус, чувство меры при богатых возможностях.
«В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. С 80-х годов 1в. с. 264.
Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Поверхность мрамора начинают полировать, отчего сильнее становится различие между кожей и волосами. В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм. В нём находится большое количество памятников периода поздней республики и императорской эпохи.
до н. э. И закрывались двери храма только тогда, когда повсеместно военные действия были закончены. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции).
Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория.
Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций. В нахмуренном лице с резко выступающими скулами и подбородком, в остром взгляде, в сжатых губах выражены напряжение воли, умственная энергия, самообладание, внутренняя дисциплина. В первом ярусе стояли полуколонны дорические (отдаленно напоминающие Парфенон), во втором ярусе — ионические (немного похожие на Эрехтейон), на третьем ярусе — коринфские с кудрявыми, украшенными листвой капителями.
до н. э. весьма не многочисленны. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей).
Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства. «Наша страна, говорил римский сатирик Петроний, до такой степени загромождена богами, что у нас легче найти бога, чем человека». Создавались как бы типичные эталоны.
На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. В их число входят бронзовая голова мальчика (к.
Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора.
Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий. После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться.
Энергия, сконцентрированная в человеке, ярко выражена петербургских бюстах: горбоносого римлянина – Саллюстия, молодого человека с решительным взглядом и ликтора». Пушкина в Москве. Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н. э. ), датиpуется 35-32 гг.
В центре Форума белеет небольшое здание — это храм бога Януса. В высокой оценке античной (т. е. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
За свою долгую историю камея сменила много владельцев. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями.
Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. В архитектуре доминируют арка, свод и купола. В статуе, найденной в Риме, Август показан полководцем, выступающим перед войсками. Здесь же росли вековые деревья, которые римляне считали священными.
Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. «Голова Брута» (1-я пол. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Ранняя римская религия была анимистической, т. е. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили».
Самое удивительное, что, сохраняя общий стиль, фигурки не повторяют друг друга. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Есть, конечно же и некоторые недочеты в работе мастера над данной скульптурой.
Простота считалась достоинством изнеженность — пороком, роскошь преследовалась законом. Это максимальный всплеск натурализма в римском портрете многочисленны правдивые портреты стариков, часто уродливых (на их основе сложилась теория о происхождении портрета от восковых масок умерших предков, см. Храм построен из камня, кирпича и бетона. Римский скульптурный портрет и его стиль изменялся вместе с изменением мироощущения эпохи. Длина развёрнутого рельефа около 200 метров.
В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Главное, что в нем поражает – это гигантские арки и своды. Богов в Риме было великое множество: боги общегосударственные, городские, домашние. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее.
На барельефе изображено около 2. 500 фигур. Старались выделить лишь самые основные черты. Изображено много сенаторов, знатных римлян. Путешественники, проходившие под ее мраморным сводом, останавливались просто как вкопанные: перед ними оказывалась не площадь, а пирамида. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально.
«Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. У ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и наполнить его соленой водой.
Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами.
Постепенно здание ветшало и пришло в упадок. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Завитки локонов пышной короной украшают голову римлянки.
Как и многое другое в римской архитектуре, базилики поражают своими размерами. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый – в Лувp.
В это время— конце III— начале IV века в римлянах просыпается стремление к возрождению величия и мощи империи, что проявляется в особой любви к грандиозности, присущей и архитектуре и изобразительному искусству этого времени. Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически. Светотеневые эффекты в этих рельефах живописны в такой же мере, как и в современных им скульптурных портретах.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Скульптура полностью отражает мощь римской волчицы. Ватикан) и Нервы (Рим.
В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Ватикан), убеждает, что уже в статуе Тиберия, сохраняющей классицистическую трактовку лица изменилось пластическое понимание форм. Мраморная скульптура Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э., Рим, Ватикан) изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке.
По его приказу двух братьев было велено бросить в речку, но Боги их помиловали. Середина 3 века для Римской империи была очень тяжелым кризисным периодом, она почти была на грани между развалом и гибелью. И сколько была жива римская идея, столько в ней не утрачивалась художественная мощь. Римское искусство закончило огромный период античной культуры. Состоятельные римляне порой заказывали статуи, представшие их с портретным бюстом предков. С IV в. до н. э.
Сколько статуй, сколько колонн, которые ничего не поддерживают и стоят в виде украшений. Лица участников процессии портреты. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа.
Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос.
до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи. Сколько тысяч диких зверей здесь было убито. Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке. С IV в. до н. э.
Сердцем Рима, средоточием его общественной жизни был Форум — городская площадь. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн.
Примечательно, что в рельефах не видно убитых войнов пораженными показаны только варвары даки. Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших. Надгробия Республики, представлявшие собой горизонтальные плиты с нишами, в которых помещались портретные изваяния, предельно просты.
Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Следующий период начинается с правления Диоклетиана. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи.
Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Вот таким образом важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменения художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами. В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон.
Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. «Я взял Рим глиняным, а оставлю его мраморным», заявил Август в конце своего правления. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом.
до н. э. Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность. до н. э. В базиликах совершались торговые сделки, выступали ораторы или даже сам император, велись диспуты, вершился суд при одновременном стечении большого количества людей. Амулий не как такого не ожидал и разгневался на девушку.
Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. В большинстве случаев – это надгробные стелы. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Потолка не было. Их образы являлись очень выразительными. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ.
Портрет эпохи Клавдия и Нерона считается переходным от августовского классицизма к искусству Флавиев. Во времена республики римский Форум был торговым и политическим центром Рима. Стена разделена по высоте на два яруса. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений.
Учитель: Среди лучших образцов – мраморная портретная статуя императора Октавиана Августа изображение официального характера, тяготеющее к идеализированной трактовке образа при создании портретного сходства. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Сами римляне называли свой город с заглавной буквы — Город.
На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Император изображен спокойным, величественным, рука поднята в призывном жесте в одежде римского полководца он как будто появился перед своими легионами. Эмоции даков открыто выступают наружу. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу.
Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Вот таким образом такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными. Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс.
Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. является подлинно реалистическим. IIIв.
Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров. В римском пантеоне было значительно больше богов, чем в греческой. Власти бесстрастной, недоступно высокой и непреклонной. «Война картин и статуй» – так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль. Его звали Каракала. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя.
Хорошо сохранилась статуя Аполлона. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга. В отличие от погребальных памятников, образцов монументальной этрусской скульптуры до нас дошло намного меньше.
Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев. Скульптура тетрархов доказывала конец эллинского образца красоты. Это обстоятельство на фоне общего документального точного рассказа особенно заметно. Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные), по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. до н. э. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами.
до н. э., линия патетически приподнятой, эмоционально-интенсифицированной, несколько идеализованной трактовки портрета (пергамская школа). «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских». Пеpед храмом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста).
Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица.
Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). до н. э. весьма не многочисленны. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой.
В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв.
В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения.
Это дело художника. Злая сатира проявлялась и в натуралистических статуэтках пьяных старух и стариков. Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Создавалось впечатление полной замкнутости образа.
«Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. Во II в. до н. э. Они сожгли "вечный город", надругались над его памятниками, причем неоднократно. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Для истории Римской империи смутное время III века н. э.
Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек.
На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека. Скульптура Римской Империи.
Адриан посвятил его 7 главным богам римского пантеона. Юлий Цезарь еще в I веке до н. э.
Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Они сожгли вечный город, надругались над его памятниками, причем неоднократно.
Наиболее значительные и ценные памятники римского скульптурного портрета времени поздней республики возникли на основе слияния традиций «старорисмкого» портрета, с его стремлением к протокольно точному, веристическому воспроизведению внешних особенностей человеческого лица и традиций эллинистического портрета, внесших в эти образы не только чисто формальное мастерство исполнения, живописно пластической лепки формы, но и элемент патетики интерес к передаче характера человека. Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. Такие скульптуры изображают охрану чего либо. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. В эллинистический период наряду с драматическим, реалистическим воплощением глубоких и существенных психологических состояний (например, портретная статуя Демосфена, 3 в. до н. э. ) была широко распространена, особенно во 2--1 вв. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
Но потом все изменилось. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил. 63). Лишь иногда древнеримские ценители искусства могли насладиться игрой актёров в сопровождении большого хора. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута.
Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Здесь нет пластической свободы, характерной для греческих рельефов. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Здесь же располагались ложи и высших правителей города.
Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Из созданных в это время сооружений особенно интересен Алтарь Мира, воздвигнутый в честь Августа как миротворца, принесшего долгожданный мир. сосуществовали языческие и христианские сюжеты.
Но если греки ваяли богов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портреты конкретных людей. Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства. Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.
В многочисленных портретах императоров их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство индивидуальные особенности склада лица и прически. Лицо лишено признаков возраста.
Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием. В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в). на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). На самом деле лишь бетон является бесспорно римским изобретением.
.