При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. В фиолетово-серую плоскость стены (высота ее не меньше семиэтажного дома) из огромных глыб пористого туфа была вставлена триумфальная арка из белого мрамора. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии.
Яркий памятник того времени – огромная голова Константина I. В портрете его создателю удалось передать величие духа этого обожествленного императора, при котором христианство стало официальной религией Римской империи. Его изобразили в обычной и естественной позе.
Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. У ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и наполнить его соленой водой. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Статуя императора Нервы в виде бога Юпитера, восседающего на скале, полуобнаженного, в лавровом венке, с жезлом в руке – яркий памятник скульптуры империи. Римское искусство закончило огромный период античной культуры.
Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Дом Нерона был отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Это было как бы море, возникшее по прихоти императора.
Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. В это время появилась, так называемая, «архаическая улыбка», которая одухотворяла лица статуй. Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного. В их число входят бронзовая голова мальчика (к. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. до н. э. весьма не многочисленны.
Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда. В центр зала обращены 7 высоких ниш со статуями богов, проемы с аркадами и колоннами. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Здесь и проходили бои гладиаторов с дикими зверями или между собой.
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. По-видимому именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами.
Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил. 63). Рельефные композиции дополнялись росписью. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. При этом большая часть труда резчиков оказывается «напрасной» ибо зрители — согласно удачному высказыванию одного из ученых— «должны бегать кругами наподобие цирковой лошади», чтобы следовать разворачивающемуся повествованию и едва ли могут что-нибудь рассмотреть выше четвертого или пятого витка без бинокля.
она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Величайший скульптор этого времени Фидий — автор скульптурных шедевров Парфенона. В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты.
Это огромное трехнефное здание, почти квадратное в плане. Росписи первого типа конструктивны, подчёркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. Траян был изображен 90 раз. В конце 4-го и в 5-м столетии происходит великое переселение народов – на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы.
Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Это относится, например, к Египту и Вавилону. С IV в. до н. э.
Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя.
От них эта традиция перешла к Юлию Цезарю и другим римским императорам.
В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.
Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики.
Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Их образы являлись очень выразительными. Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить откоторых нерекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека недолжна была отклоняться встороны или свешиваться нагрудь— посадка головы могла быть исключительно прямой игордой, тело обязано быть развитым имогучим, алицо должно обладать максимальным сходством свнешностью человека-«модели». Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв.
Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Скульптор показал рычащую, с настороженно поднятыми ушами волчицу, охранявшую своих питомцев.
Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Он молод, но сдержан и умеет повелевать. Оказывается, этому факту есть объяснение: очень часто, дабы защитить тело умершего отразложения, его, вт. ч.
По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Разве не было это чудом. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме.
Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды.
Образ человека в портрете эпохи Республики сохраняет внутреннюю замкнутость. Довольно часто фараоны помещали свои статуи вхрам для того, чтобы навеки заручиться поддержкой того божества, которому посвящен данный храм. Но если греки ваяли богов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портреты конкретных людей.
«Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность.
Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Жрецы-фламнины обслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. является подлинно реалистическим.
Уже в VIII—VII веках до н. э.
до н. э. ". Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. Новые качества приобретает искусство рельефа. Это обстоятельство на фоне общего документального точного рассказа особенно заметно. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики.
Столь же выразителен портрет императора Каракаллы. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения.
Пример – могущественная статуя императора Константина. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер.
Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками.
Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Оригиналов статуй той эпохи увидеть практически невозможно.
Римские скульптуры намного отличались от греческих. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее.
В Древней Греции было множество школ пластики. Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Это считалось престижно, достойно. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет.
Памятники римской культуры II-I вв. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию СципионуБородатому, которая также даёт образец сатурнического размера.
Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. В эту историческую эпоху важную роль в Риме играет армия, которая является самой главной опорой власти императора. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Юлий Цезарь еще в I веке до н. э. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи).
Это копьеносец, могучий, сдержанный и полный достоинства. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее. Новые черты появились и врельефах. Такая серьезность была намеренной и считалась достоинством. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях.
В годы Тиберия ваятели придерживались классицистической манеры, господствовавшей при Августе и сохранявшейся наряду с новыми приемами.
Искусство Римской Республики. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). Как и многое другое в римской архитектуре, базилики поражают своими размерами.
Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.
Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Чаще всего античный скульпторы обращались к изображению человека.
В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. «Голова Брута» (1-я пол. Их образы являлись очень выразительными.
Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Ватикан) и Нервы (Рим. Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом. Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его развития, флавиевский портрет использует собственные приемы— динамические и пространственные композиции, тонкая передача фактуры при сохранении обычной четкости построения.
Здесь нет пластической свободы, характерной для греческих рельефов. В классический период самой известной была школа скульптуры в Афинах. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота.
Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы".
Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, тоонмилостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом ссобой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона егоже собственным прекрасно выполненным изображением). Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.
Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Среди садов Нерон повелел поставить бронзовую фигуру высотой в 12-этажный дом. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов.
Даже дети, присутствующие при церемонии, показаны с трепетной точностью. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Рельефыв эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. – греческими скульпторами.
Харес является автором одного из семи «чудес света» — громадной статуи «Колосса Родосского». Древнеримская скульптура лишь подражание и продолжение греческого искусства. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Следующий период начинается с правления Диоклетиана.
«Великолепный памятник времени поздних Флавиев — бюст молодой римлянки из Капитолийского музея. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства». Портретам республиканской эпохи, при документальной точности воспроизведения черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий.
Подобный невысокий декоративный рельеф встречается в эпоху Августа часто. Новые качества приобретает искусство рельефа. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Кубический постамент колонны украшен рельефами изображающими военные трофеи.
В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. На панцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигуры обозначают покоренные провинции Галлии и Испании – повествовательный рельеф. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост.
(Это являлось рудиментом культа предков). Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях)». Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей).
Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Однако и в монументальных портретных образах даже самого императора начинали чувствоваться усталость, философское раздумье». Агесандром была создана знаменитая «Афродита Милосская». Лучшим периодом в создании древнегреческих скульптурных шедевров считается VI-V в. до н. э.
У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Сюда же выводили и первых христиан на растерзание. То, что мы видим, не просто бюст, это один из нескольких сохранившихся фрагментов гигантской (только голова имеет в высоту 2, 44 м) статуи, которая когда-то находилась в огромной базилике Константина. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. История Рима сохранила малое число имен известных скульпторов.
Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Остро индивидуален портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и со скептической складкой на тонких искривленных губах (3 в. до н. э., Турин, Музей).
Территория дворца была так велика, что современники с горечью шутили тогда: «. Впрочем, римские скульпторы не ограничивались ролью простых подражателей: мало заботясь об идеализации, они старались передавать натуру с точностью и силой.
В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. В руках у него чаша с жертвенной влагой, которая проливается на землю. Его звали Каракала.
Рим превращался в художественный центр, столицу мира. Третий век застал Римскую империю в состоянии почти постоянного кризиса, продлившегося целое столетие. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э.
Многие из них были разрушены во времена передела средиземноморского мира.
Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи».
100г. В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. С конца III – начале IV в. римские портреты сильно изменились. – М. : Высшая шк., 1990.
Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж).
Воздвигнутая в 106—113 гг. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Кроме этого, Пьета является единственным собственноручно подписанным произведением мастера.
Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Композиция всего рельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много, все мастера прошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но разных направлений, что особенно заметно в трактовке фигур и голов даков.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Храм построен из камня, кирпича и бетона. Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу.
Более значительна по художественным достоинствам голова жреца (на его сан указывает венок или повязка на бритой голове), найдена при раскопках на Афинской Агоре и хранившейся в музее Агоры. «С тридцатых годов III в. н. э. в портретном искусстве вырабатываются новые художественные формы. с. 264. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Этот правитель убил своего предшественника и, опираясь на преданные ему войска, пришел к власти.
Угловатые движения, строгие жесткие складки тоги, энергичный чеканный рисунок и размеренный ритм подчеркивают суровость и героику образа доблестного оратора. Сердцем Рима, средоточием его общественной жизни был Форум — городская площадь. Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия».
Право оставить свое изображение потомству издавна поддерживало тщеславное соревнование римских патрициев. Римское государство очень сложно.
Так называемые «солдатские императоры» — наемники из дальних провинций империи, захватившие власть благодаря поддержке расквартированных там легионов, сменяли один другого через короткие промежутки времени. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Сюжетом для скульптурной группы послужила описанная испанской монахиней Терезой история о том, как она во сне увидела ангела, пронзившего ее чрево стрелой божественного света, отчего она испытала муку сладострастия. Изображение зрачка становится общепринятым.
Самая большая из известных построек подобного типа – базилика Максценция – единственное столь грандиозное сооружение, которое этот император успел построить за время своего недолгого правления. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи (недоступная ссылка). Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Самое удивительное, что, сохраняя общий стиль, фигурки не повторяют друг друга. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений.
«В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских».
Это первое произведение, в котором Пракситель изобразил обнаженное женское тело. Лицо лишено признаков возраста. Помещая на постамент статую амура на дельфине, атрибут, связанный с богиней Афродитой, скульптор хочет обратить внимание на божественное происхождение императора. Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека. Одно умиление, другое смехом как бы снимало напряжение, сопровождавшее жизнь простых людей в сложных условиях эллинистических монархий.
Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Потоками лилась человеческая кровь для потехи жестокой и развращенной толпы язычников. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры.
Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Это люди-победители. Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. По верху алтаря в рельефе изображена торжественная процессия в честь императора.
Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. до н. э. весьма не многочисленны. «В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом. Удались мастеру также и лица, особенно выразительное, плутовское лицо бога Гермеса.
Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Греция не составляла исключения в этом отношении. Они создавали свои статуи из бронзы (бронзовое литье было широко распространено в Этрурии), а также из обоженной и затем раскрашенной глины – терракоты. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Детали не всегда приведены к единству, моделировка суха.
«Война картин и статуй» – так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена по высоте на два яруса. Скульптура Древнего Египта— одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). Бывало так, что стремление к индивидуализации портрета доходило до гротеска, как, к примеру, в портрете представителя среднего класса, богатого, хитрого ростовщика Помпеи Люция Цецилия Юкунда. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Мозаичная картина из Помпеи изображающая «Битву при Иссе», по-видимому, воспроизводит созданную около 315 г. до н. э. знаменитую работу греческого мастера изображающую победу Александра Македонского над персидским царем Дарием. Чаще всего это были изображения жены и дочери принцепса, в мраморных и бронзовых бюстах и статуях мальчиков представали наследники престола. Это предпочтение плоскостности и отказ от объемности, особенно ярко проявившиеся в декоративной живописи, сказывались в то время и в скульптурных портретах.
Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е.
Их изображения – своего рода парад высоких качеств. Лицу специально придан небритый вид: его поверхность в области нижней челюсти и вокруг губ сделана шероховатой с помощью коротких следов резца. к примеру портрет императора Вителлия).
На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Состоятельные римляне порой заказывали статуи, представшие их с портретным бюстом предков. Надгробия Республики, представлявшие собой горизонтальные плиты с нишами, в которых помещались портретные изваяния, предельно просты. За свою долгую историю камея сменила много владельцев. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам.
Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Правление Траяна стало переломным для Римской империи. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени.
Это были жестокие зрелища и многие люди возмущались и выступали против подобных игр (например, Сенека), но их было меньшинство. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Лица участников процессии портреты. н. э. в память победоносных походов императора против даков, населявших в древности территорию Румынии, колонна Траяна обвита сплошной лентой рельефа, образующего фриз, композиция которого с точки зрения количества фигур и «плотности» повествования превосходит все созданное к тому времени.
Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту. Это была статуя самого императора в позе прославленного Колосса Родосского. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи. Злая сатира проявлялась и в натуралистических статуэтках пьяных старух и стариков. Кроме того, волосы всегда окрашивались вчерный цвет, авот цвет тела зависел отпола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» вкрасно-кирпичный цвет, аженщины— вжелтый. Идея власти цезаря, выраженная здесь гипертрофированными монументальными формами, сочетается с предельно конкретной и мелочно подробной трактовкой деталей лица.
Взгляд изображаемого обычно остается безразличным к окружающей среде. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов. Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами.
Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Она явилась тем основанием, на котором позднее выросла европейская цивилизация. «Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон. Со временем меняется и иконография царей.
При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Таковы скульптурные портреты зодчегоРахотепа (сына фараонаСнофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараонаХеопса, зодчегоХемиуна. Узкая полоска фризы заполнена фигурами её участников.
до н. э. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Стены как будто нет вовсе. Мастера той эпохи использовали для портретов различные, нередко дорогостоящие материалы: золото и серебряно, горный хрусталь, а также получившее распространение стекле.
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица.
В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Люди уходят из Рима, переезжают на новые места в поисках утраченного благополучия. Вот так вкратце выглядит история скульптуры Древнего Рима. Портреты изготовленные для парада. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета.
Этрусские мастера почти не работали в мраморе, являвшемся для греков основным материалом. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах— специфическую духовность. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Мы можем лишь любоваться их копиями, сделанными из различных материалов. В высокой оценке античной (т. е. Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его.
Вот таким образом нас ждет «основательная» беседа об этой скульптуре. Развитие скульптуры Древней Греции возможно разделить на три существенных этапа. Он хотел отравить сенатора ядом, сжечь город, напустить на город таких зверей истребить командиров воинских частей. Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой.
Путешественники, проходившие под ее мраморным сводом, останавливались просто как вкопанные: перед ними оказывалась не площадь, а пирамида.
Скульптура Римской Империи. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками.
Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Художник – это исследователь людей. Со временем меняется и иконография царей.
Самым известным и знаменитым из них считается Колизей – арена, на которой проходили бои гладиаторов и выступления государственных деятелей разного уровня, в том числе и императоров. Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация города. до н. э. весьма не многочисленны. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя.
Вот таким образом такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В произведениях скульптуры IV в. сосуществовали сюжеты языческие и христианские художники обращались к изображению и воспеванию не только мифологических, но и христианских героев продолжив начавшееся еще в III в. восхваление императоров и членов их семей, они подготавливали атмосферу безудержных панегириков и культа поклонения, свойственную византийскому придворному церемониалу.
В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства. На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. «Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. Пушкина в Москве.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. «Наша страна, говорил римский сатирик Петроний, до такой степени загромождена богами, что у нас легче найти бога, чем человека». Наглядный пример тому дает знаменитая стела изАбидосацаряI династииДжета.
Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв. до н. э., Флоренция, Археологический музей). Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора.
Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета». Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.
05. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом.
Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров. Примитивизация сюжета, неверные пропорции, фантастичность, ничуть не мешают восхищаться динамикой этой работы, особой остротой и темпераментом. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута.
У древних же римлян изготовление посмертных масок было граничит с погребальной церемонией, когда в похоронной процессии наёмные артисты надевали маски умерших предков знатного и богатого покойного, подчёркивая таким образом знатность аристократического рода, провожая таким образом его в последний путь. Вторым образцом искусства этого периода были коры. Адриан имел хороший художественный вкус, чувство меры при богатых возможностях. Наряду с сохранившимися традициями позднего эллинистического портрета, несомненно доминирующими в этой области искусства, сюда проникают традиции «староримского» направления.
В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Современная наука указывает несколько причин. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Настороженность и подозрительность сменили философскую задумчивость персонажей второй половины II в. Напряженность давала о себе знать даже в женских лицах того времени.
Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). н. э. ).
Римский скульптурный портрет и его стиль изменялся вместе с изменением мироощущения эпохи. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. В годы кровавых междоусобиц и частой смены боровшихся за трон императоров портретисты воплощали оттенки сложных духовных переживаний в новых, родившихся тогда формах. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени.
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет.
Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Скульптор проставляет Августа как героя.
На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Наиболее значительные и ценные памятники римского скульптурного портрета времени поздней республики возникли на основе слияния традиций «старорисмкого» портрета, с его стремлением к протокольно точному, веристическому воспроизведению внешних особенностей человеческого лица и традиций эллинистического портрета, внесших в эти образы не только чисто формальное мастерство исполнения, живописно пластической лепки формы, но и элемент патетики интерес к передаче характера человека. Линии стали суше, жестче, однообразно повторяются складки одежд. ИзображенияЭхнатона— любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Яркость характеристик образов и экспрессивность присущи искусству этрусков.
Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и закончил в 113 году. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность.
Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом.
Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Новые черты появились и в рельефах. «Я взял Рим глиняным, а оставлю его мраморным», заявил Август в конце своего правления.
Внутри колонны проходит винтовая лестница. С IV в. до н. э. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры.
Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Ватикан), убеждает, что уже в статуе Тиберия, сохраняющей классицистическую трактовку лица изменилось пластическое понимание форм. Памятники римской культуры II-I вв.
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальном портрете в рост сурового «Римлянина, совершающего возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан) исполненного чувства долга. Древний Рим дал огромное количество скульптурных портретов самых различных типов и стилей их разнообразие отражает сложный и многогранный характер римского общества.
При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. Это было граничит с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Но, при этом, в городе очень много статуй, некоторые из которых привезли из Греции. Эта голова, несомненно, восходит к портретам «старых римлян» с их жесткостью, но, основываясь на традициях греческого искусства, афинский мастер сумел придать большую достоверность и естественность этим резким и жестким деталям.
И сколько была жива римская идея, столько в ней не утрачивалась художественная мощь. Саркофаги, появляющиеся с VI века до н. э., как правило изображали покойного еще живым, полулежащим на ложе в позе пирующего, облокотившимся на подушку и взирающим на зрителя на лице активная мимика, часто улыбки. «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Рим – не исключение.
Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). В статуе, найденной в Риме, Август показан полководцем, выступающим перед войсками. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах.
Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства.
Но что породило мысль о "чуде". Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете.
Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека. Мастера той эпохи использовали для портретов различные, нередко дорогостоящие материалы: золото и серебряно, горный хрусталь, а также получившее распространение стекле. Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»).
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Скульптурный портрет со временем меняется. Во II в. до н. э.
Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Три ее пролета — это вход на площадь: средний — просто гигантский, два боковых — поменьше. Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. В поздних памятниках этрусских скульпторов получают отражение римские идеи и темы.
Завитки локонов пышной короной украшают голову римлянки. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока.
Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа.
Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства. Своеобразие развития римского искусства с его пульсировавшими проявлениями то классицизма, то собственно римской сущности с ее пространственностью форм и достоверностью именуемой веризмом, — свидетельство весьма противоречивого характера художественного мышления поздней античности. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона.
Оно становится отвлеченным образом иконой. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Постройки дворца, гордо названного «Золотым домом Нерона», занимали склоны трех из семи римских холмов: Целия, Оппия и Палатина.
И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. В траурных процессиях родственники несли маски предков, казалось, что в похоронах участвуют все старейшины рода. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями.
Он последовательно отражал изменения облика людей их внутреннего склада, нравов идеалов. Император, тем не менее изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. Лицо лишено признаков возраста.
Здесь о осадившие римскую крепость дак5и и сторожевые башни римлян, переправа римских войск через Дунай. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Но ему это не помогло.
В этой древней скульптуре обобщаются черты мировоззрения, которые были характерны для всей эпохи, когда в сознании жителей Рима преобладает разочарование в жизненных ценностях.
Портретная голова пожилого императора посажена на молодое тело могучего бога. Налицо подражание греческим портретам.
В их трактовки нет однообразного повторения, создается впечатление массы настоящих волос. Образ Авла Метелла (ок.
Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Еще одним великим скульптором того времени был Поликлет.
Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами. Эмоции даков открыто выступают наружу.
Стилю императорских портретов подражали и частные. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе.
до н. э. ). Но это было только первое впечатление.
Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. Это были сравнительно маленькие фигурки. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. является подлинно реалистическим. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет.
Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг. Скульптурные портреты предков Наиболее характерными чертами римских портретов стали холодная и прозрачная «фотографичность». Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. С конца III в. до н. э.
В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). Рельефные композиции дополнялись росписью. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы.
IV— н. IIIв. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Примером такого группового портрета является изображение в надгробной стеле римлянина Вибия и членов его семьи (мрамор, 1 в. до н. э., Рим, Ватикан). В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек.
Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. IIIв. Когда скульптор приступал ктщательной работе над гипсовой маской (она заключалась втом, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), онполучал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность ипамять.
К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараонаХасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну.
Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов.
Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Его изобразили в обычной и естественной позе.
Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Как и в греческом искусстве, человек находит опору в себе самом. Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными.
При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. Траяна изображали девяносто раз. Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи.
Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Широко применялся канонический тип статуи писца.
В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты. С особой силой эти чувства находят отражения в скульптуре времени Марка Аврелия, во второй половине 2го века н. э. Римская империя стоит на пороге кризиса: это канун распада рабовладельческой системы античности. На смену античной скульптуре приходит христианская на смену более или менее унифицированной греко – римской скульптуре, распространенной в пределах Римской державы, скульптуры провинциальные, с возрожденными местными традициями, уже близкие к идущим им на смену варварскими.
Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. Эмоции даков открыто выступают наружу. Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации». Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.
Старались выделить лишь самые основные черты. Статуя как и греческая была раскрашена. Например, статуя римланки.
Август-оратор обращается к народу. Вес купола настолько велик, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров. Во времена республики римский Форум был торговым и политическим центром Рима. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения.
до н. э., Лувр). Лицо императора и фигура слишком приукрашены.
Этот обычай существует уже более двух тысяч лет. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой.
Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. И последний этап – эллинизм. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Император был образцом идеала и гуманности. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Памятники римской культуры II-I вв.
Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. римлянам остается только одно — переселиться в соседний город Вейн». Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ.
канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук. Потребовалось целых 200 лет, чтобы отучить народ от этого жестокого зрелища. и сер. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы.
Скульптура тетрархов доказывала конец эллинского образца красоты. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В постановке фигуры используются мотивы эллинистических мужских фигур школы знаменитого греческого мастера Лисиппа. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова.
Мастер словно опасаясь забыть показать на фризе какуюнибудь важную персону. Траяна изображали девяносто раз. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. до н. э. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках).
илицо, покрывали слоем гипса. Сохранились рельефы, украшавшие этот алтарь. Самые знаменитые скульпторы того периода — Полидор, Афинодор, Агесандр, Харес.
«Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить ее, не останавливаясь перед ее порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Скульптурный портрет со временем меняется. Позы у фигур пока что простые и естественные, например, девушка, развязывающая сандалию или бегунья, готовящаяся к старту. Пожалуй, одной из самых известных статуй того периода является «Дискобол» автора Мирона, который вложил очень весомый вклад в искусство ранней классики Греции. до н. э. Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях.
Столь же выразителен портрет императора Каракаллы. Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной скульптуры. С 80-х годов 1в. В атмосфере дикого и смутного времени не были востребованны утончённые эффекты, которые угадывал только культурный глаз. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим".
В то время, когда греки создавали образы идеального человека, римские мастера ваяли абсолютно иные – жесткие, а порой и беспощадные скульптуры.
Только на первый взгляд они кажутся — из-за однообразия поз, расположения складок, движения рук — похожими друг на друга. до н. э. Оно становится отвлеченным образом иконой. Для истории Римской империи смутное время III века н. э.
Власти бесстрастной, недоступно высокой и непреклонной. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. В 476 году Рим пал под ударами варварских племен. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Эта традиция продолжалась около тысячи лет, до конца существования Римской империи. На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома.
Множество разноязычных народов и племен, обладавших собственной иногда высокоразвитой культурой, входило в состав Римской империи. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. С конца III в. до н. э. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Каракала, заняв трон отца, убил брата. Здесь же располагались ложи и высших правителей города. В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Римляне очень любили позировать художнику. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. вере в одушевление природы. Хорошо сохранилась статуя Аполлона. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж.
«Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения». Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм. Первоначальная система римской мифологии – судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература – сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. Римская империя, простиравшаяся от Британии и Галлии на севере до Африки на юге и от Сирии на востоке до Испании на западе, сыграла огромную положительную роль для дальнейшего развития этих стран в эпохи, последовавшие за падением Рима.
А сами римляне в восхищении о нем говорили так: «Форум не может быть описан и ничто подобное смертный не может больше создать». Скульптурные изображения этого периода значительно отличаются от скульптурных портретов республиканского периода.
Как мы видим, агония древнеримского мира носила и духовный и физический характер. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться.
В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Но есть и другой— это тип военачальников, в которых вымерло все человеческое и осталась одна страсть— повелевать ум узок, сердца совсем нет— это монархи властолюбия, в их чертах видна сила и суровая воля. Маски хранили у домашнего алтаря. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена.
В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. С 40-х гг. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Создавались как бы типичные эталоны. Т. н.
Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Её вылили из бронзы примерно в 170 году. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Римское искусство – последний этап античного искусства в критический период развития рабовладельческого общества искусство колоссальной державы, раскинувшейся от Геркулесовых столпов (современный Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге.
Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Появляется, так называемое, пространственное движение.
В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы.
Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами.
Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй).
При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема. Сами римляне называли свой город с заглавной буквы — Город.
Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. С IV в. до н. э.
Стилю императорских портретов подражали и частные. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Римская империя распадается. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный. На барельефе изображено около 2. 500 фигур.
В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в). Они сожгли вечный город, надругались над его памятниками, причем неоднократно. Представлены сам Август, его жена Ливия, члены императорской семьи.
Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуяКаапера известной под названием «Сельский староста»). Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. Различны позы и драпировка одежды.
Длина развёрнутого рельефа около 200 метров. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ). Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций.
Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Плиты цветного мрамора, чередуясь в определенном порядке, направляли глаз зрителя к середине огромного квадрата и казалось, что середина выше, чем края.
Слишком много крови пролил он за время своего правления. Также он создал великолепный шедевр «Афина Парфенос», который, к сожалению, погиб еще в далекой древности. Греческим художникам, однако все же случалось, создавать произведения, посвященные историческим событиям. Нерон всех держал в страхе.
Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. Изображено много сенаторов, знатных римлян. Эти особенности ярко выступают также в многочисленных портретах любимца Адриана Антиноя. Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией). Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос.
Это дело художника. выше). до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э. Его тело идеально и гармонично и готово в следующую секунду совершить бросок. с пол.
Затем в женских портретах все большую роль стали играть сложные прически и сильнее, чем в мужских, проявлялось значение пластического декора. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения.
Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. сосуществовали языческие и христианские сюжеты.
Стиль римских портретов эволюционировал. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. В римском пантеоне было значительно больше богов, чем в греческой.
Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Но находясь внутри, об этом не догадываешься. Нахмуренные брови, взгляд, полный тревожной подозрительности Это портрет одного из римских императоров. Древние греки считали, что в абсолютном идеальном теле может находиться только совершенная душа. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. В скульптуре преобладали фигуры обнаженных юношей-воинов, называемых куросы.
Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Это сооружение должно было показать Риму, что новая династия Флавиев больше прежней заботится о своих гражданах и вот таким образом постройке было дано название «амфитеатр Флавиев», но римляне зовут его Колизеем. Все мастера скульптуры в Древнем Риме были греками.
Они должны были показать доблесть, физическое здоровье и силу человека, которые приобретались в спортивных состязаниях того времени. Задача искусства любой империи – возвеличивать императора и державу.
Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека.
Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. С конца III в. до н. э. Поверхность мрамора начинают полировать, отчего сильнее становится различие между кожей и волосами.
Развитие портрета III века н. э. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. С обстоятельностью очевидца повествует мастер о войне с даками. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину.
Его завоевательные войны были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения и после смерти Траяна его преемникам пришлось отказаться от дальних провинций. – греческими скульпторами. Ватикан) и Нервы (Рим. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. Но все это не подорвало мощь и существование римского искусства, его традиции продолжали жить и дальше. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам.
100 г. до н. э., Флоренция, Археологический музей) овеян духом республиканских форумов. против даков. Iв. Форум располагался у подножия Капитолия — главного из семи холмов, на котором уже в течение 600 лет стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы и бронзовая волчица с Ромулом и Ремом.
Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Он полон внимания, сосредоточен. Их возникновение объясняется строгим семейным укладом древнеримской общины. Главное, что в нем поражает – это гигантские арки и своды. Траян был изображен 90 раз.
Пышностью и декоративностью, пространственно – архитектурного решения, он продолжает традицию второго стиля. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). В этом произведении на первый план выступает обстоятельное повествование о доблестях Августа как полководца, о его героизме, делается намек на то, что он потомок великой богини. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Портретисты исполняя курчавые волосы, сильно врезались буравом в мрамор и высверливали иногда глубокие внутренние полости.
Вставшие на дыбы кони, могучие юноши, держащие поводья, показаны в решительном бурном движении» Ваятели тех лет стремились, прежде всего, поразить человека. Ранняя римская религия была анимистической, т. е. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.
Со временXII династиишире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах.