Чтобы кратко рассказать о скульптуре Древнего Египта, целесообразно разделить ее на этапы, соответствующие различным эпохам развития государства. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до нас неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта. Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине ок. Другой памятник архитектуры древнего Египта из коллекции Эрмитажа – скульптура фараона Аменемхета 3-го, который правил в период объединения страны, расцвета культуры и роста городов.
Пластическое искусство Древнего Египта было неотделимо от архитектуры скульптура являлась органической частью гробниц, храмов и дворцов. Проанализировав памятники скульптуры Древнего Египта, дошедшие до нас из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно определить две основные темы в искусстве Египта. Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.
Скульптура Древнего Египта своему появлению и дальнейшему развитию обязана религиозным убеждениям.
И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Контуры выделялись жирными линиями.
Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей). Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Знаменитым он стал из-за того, что по распоряжению ЮНЕСКО был перенесен на новое место, в связи со строительством Асуанской плотины. Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.
Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает изяществом и значительностью. Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак.
Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. Рано появляются и семейные группы. В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка».
Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики.
Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь – посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека- «модели». Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя.
Новое мировоззрение продиктовало свои условия для развития скульптуры. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших.
В качестве примера можно привести статую изображающую фараона Хасехема. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков.
Портрет, напротив, типизирован. Эти же архитектурные формы, только без пирамиды использовали в храме царицы Хатшепсут, в той же долине Дейр-эль-Бахри. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей. В ранней скульптуре Древнего Египта появлялись и семейные группы.
Древнеегипетские статуи, как правило, выполнялись из глыбы камня или из дерева. До сих пор не понятно, с чем это связано. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие.
Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее.
«Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти.
Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе.
Новые черты появились и в рельефах.
Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – Хентиаменти, то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), владыка Расетау и стоящий впереди чертога богов.
Так зародился скульптурный портрет. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Яркая черта этих памятников – огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами.
Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Этот храм — скальная гробница. Лица изображались без эмоций: губы плотно сжаты, подбородок выдвинут вперед, глаза смотрят на горизонт, с такой статуей нельзя встретиться взглядом. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Новые качества приобретает искусство рельефа. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. У Нила располагался нижний храм.
сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием Сельский староста). Широко применялся канонический тип статуи писца. Новые черты появились и в рельефах. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи) и изображения слуг в мелкой пластике. В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.
Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. и лицо, покрывали слоем гипса. Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. С точки зрения истории – это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким.
Фигуры из глины были всегда небольшого размера. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Профессия скульптора часто передавалась по наследству из поколения в поколение. Выбор типа фигур (разумеется, в пределах, обусловленных ритуалом), равно как и таких материалов, сочетание которых давало бы желаемый красочный эффект, во многом способствовал общему впечатлению от здания и, разумеется, зависел от зодчих. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Даже в Древнем Египте вскоре перестали их строить – чересчур много на это требовалось материала и человеческих усилий.
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов — Карнак и Луксор. Новые черты появились и в рельефах.
Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу — дом смерти. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Руки лежат на коленях. до н. э. ), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины.
Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Скульптура древнего египта. Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения.
Ка являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной.
Этот храм – скальная гробница. По мере облицовки пандусы снимались. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось.
И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Новые черты появились и в рельефах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.
В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма.
Зрачки их сделаны из драгоценного камня. Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. Главной достопримечательностью являются барельефы. Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту.
Изначально в этой позе изображались только сыновья царей. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча.
Немного позже появляется "поза писца" — сидящего на скрещенных ногах человека. Скульптура могла подчас служить и своеобразной политической агитацией. За исключением короткого амарнского периода фараоны всегда изображались наделенными огромной физической силой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших – ка, в которых сложились портретного искусства Египта. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Обелиски стоят в Париже, в Санкт-Петербурге и в Cтамбуле, но появилась эта форма в Древнем Египте. Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож.
Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов. В культе мертвых Ка занимала очень важное место.
Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. вторым же типом являлся углубленный барельеф. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений.
Мастера стремились к лаконичности в своих работах исключая мелкие, незначительные детали. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Но излюбленным материалом стала бронза. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать.
Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. Рельефные композиции дополнялись росписью. Сохмет изображалась львиноголовой.
до н. э. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Искусство Древнего Египта с самого зарождения и до заката этой цивилизации было посвящено обрядам и общению с богами, выполняя прикладные функции.
Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. Египтяне еще не знали колеса, вот таким образом, для того чтобы перевезти камни по песку использовали санки, которые делались из дерева, а полозьями служили бревна. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами.
Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети.
В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами.
Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Часто писали также на деревянных досках и стенах зданий и гробниц.
Скульптура в Древнем Египте выполняла связующую с загробной жизнью роль. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма.
Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров).
Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф. Зачастую литературные тексты обнаруживаются на саркофагах. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать.
Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. В этом плане трактуется портретный облик царя. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды.
Так, зодчий Бекенхонсу (XII в. до н. э. ) поставил в Луксоре перед пилоном Рамсеса II шесть гигантских скульптур фараона, разместив их так, что два колосса из черного гранита изображавшие царя сидящим, находились по краям и хорошо оттеняли красный полированный гранит центральных стоящих фигур. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Их основным назначением было участие в заупокойном обряде исследователи обнаружили огромное количество статуй в древних гробницах. 34.
К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега – характерное исключительно для композиций в рельефе. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее.
Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Уже с середины III тыс. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы.
Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами.
Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Иногда фигуры царя изображались с соколом.
Пирамиды Хефрена и Микерина своими юго-восточными вершинами находятся на одной линии с великой пирамидой Хеопса. Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Рано появляются и семейные группы. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Времена Нового царства ознаменовались развитием монументальных скульптур.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» -- слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э. ). Характерный головной убор – немес — с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, — а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Некоторые из них весили до тридцати тонн.
Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве.
У него нет практически никаких наземных сооружений. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности.
Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор.
Царица изображена еще юной. «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Фигура передавала практически все индивидуальные особенности строения тела человека.
Огромный храм вокруг пирамиды был построен для того, чтобы современники и последователи фараона могли приносить ему свои дары, молиться о его вечной жизни, обеспечивать его всем тем, к чему он привык на этом свете. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Это Абидос, Коптос и Он.
От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. В это время появляется два типа рельефа. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек.
Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. В случае если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.
Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Со временем меняется и иконография царей. Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом.
Общие же правила, к примеру фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Это бог Гор в своем соколином обличье.
Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады.
В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Установка новой крупной скульптуры была важным событием в жизни города.
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Назывались они хебседными. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое.
Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. В скульптуре (как и в живописи), существовали особые каноны. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Можно сказать, что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства.
В это время пользовались преимуществом фигуры стоящего человека, руки которого располагались вдоль тела, а левая нога выдавалась вперед, символизируя шаг. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (просветленного, блаженного), оживающего благодаря этому жесту. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота.
Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Большим количеством различных скульптур представлена эпоха Древнего царства. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Воистину, тот трус, кто побежден на своей границе. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. На колоннах и в залах было очень много надписей.
Простым людям не строили пирамид. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников.
Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Искусство приходит в это время в большой упадок, оно лишается своей индивидуальности, своей силы и красоты. Некоторые из них весили до тридцати тонн.
У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Они располагались на глубине 33 метров. Их часто так и называли – колоссы. Они и стали родоначальниками раннединастической скульптуры.
Пристально смотрят в вечность глаза фараона. Немного позже появляется «поза писца» — сидящего на скрещенных ногах человека. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Величие пирамид высоко ценили египтяне. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Он отличался тем, что само изображение врезалось в камень, остальная поверхность которого оставалась плоской.
Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. Речь идет о фигуре льва с головой царя.
Как правило, статуи располагались либо в нише, либо возле стены. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в данном мире всем необходимым для загробного существования. Рано появляются и семейные группы. После смерти Эхнатона все изменилось.
Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Царь считался прямым потомком Гора. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота. Так, когда один из крупнейших фараонов-завоевателей, Сенусерт III (XIX в. до н. э. ), присоединил к Египту большую территорию в Нубии, он поставил на новой границе свою статую. Строгие каноны скульптуры (например, строго регламентировались позы сидящих и стоящих фигур, положение их рук и ног, цвет кожи и т. д. ) также были призваны для достижения этой цели.
Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
В скульптурах писцы изображаются сидя, со скрещенными ногами и руками, держащими папирус и палочку для рисования. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Главными были Ка и Ба. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ.
Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и гизехские головы -- слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Все части тела должны были быть пропорциональными, положение рта, глаз, носа, уровень плеч и подмышек определялось каноном. Она выражается посредством простоты форм. Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак.
После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования.
И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
Фигуры обычно раскрашивались. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Археологами были обнаружены три барельефных изображения фараона Джосера: он изображен во время религиозных обрядов. Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка – в синий и красный. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними — обелиски.
Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего – Ка. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Их часто так и называли — колоссы.
Канопы для хранения мумифицированных внутренних органов. Ба означало то, что можно назвать чистым духом. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части.
Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, которые ей служат поддержкой: одним у основания ног, а другим — в стволе-опоре. Только с помощью самых современных приборов удалось обнаружить замурованный древними строителями вход в пирамиду. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы.
Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Для этого египтяне стали делать мумии.
Огромное значение образцы древней скульптуры играли в архитектурном оформлении храмов Древнего Египта: они стояли во дворах, у пилонов и во внутренних помещениях, а также окаймляли дороги, ведущие к храмам. От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам — пауза. Существует множество различных статуй с его изображением.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды. Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей.
В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. По другой версии, после землетрясения 27. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Застывшая поза, заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога.
Прочность камня обеспечивала вечность существования. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика.
51-а). Особое внимание уделялось глазам, которые делали слегка выпуклыми из орбит. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком.
Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне. Одним из правителей этой эпохи, фараон Эхнатон, проводил религиозную реформу. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения.
Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Свод над ними был расписан как небо — синий с золотыми звездами. У Нила располагался нижний храм. Для этого египтяне стали делать мумии.
Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы.
Этим они стремились создать образ могущественного царя. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. жизнь натуры продолжалась в изображении. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы.
Но форма была безжизненна и уже неорганична времени. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Широко применялся канонический тип статуи писца. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра.
Храм в Луксоре — это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Со временем популярной стала поза «писца», отображавшая человека, сидевшего на скрещенных ногах. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Скорее всего, это было и то и другое. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть.
Фигуры изображающие людей имели правильные пропорции, были прямолинейными. У него нет практически никаких наземных сооружений. Скульптура была частью храмов и гробниц.
Рельефы, низкие и высокие, раскрашивались и вот таким образом мало отличались по выразительности от живописных росписей. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные.
до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Размещено на реф. рфКарнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось.
Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Новые качества приобретает искусство рельефа. Стал вырабатываться новый канон на базе иконографии самого фараона-реформатора.
Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Статуи устанавливались не только в гробницах, но и в храмах. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного). Все остальные подобные источники бесследно пропадали при разливах Нила. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров.
В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве. Храм был обнесен толстой стеной. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Бог Пта никогда не освещался солнцем.
Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе. Все остальные скульптуры той эпохи так или иначе выполнены в таком же стиле.
Гордо восседает он на своем троне, а Горсокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья. Существовало три центра, где находились важнейшие храмы того периода времени. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен.
Многие из великих фараонов вносили свой вклад в строительство этого храма, но некоторые из них были беспощадны к творениям своих предшественников. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до н. э. На основании своих египетских впечатлений Геродот так рассказывает о строительстве этой пирамиды.
Изображение замерло на века в своей неизменности. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Благодаря им лицо кажется живым. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров.
В изображении простолюдинов преодолевается сковывающее влияние канонов, в результате чего образы становятся индивидуальными. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу: не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз.
К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны. Храм был обнесен толстой стеной. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность на поиски отражения торжественности. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных — обезьян, гиппопотамов или львов. Храм в Луксоре построен был почти аналогично тому, как и Карнак. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.
Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта.
К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Появляются портреты. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон.
Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины – в желтый. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы.
Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Согласно Текстам пирамид, Анубис был главным богом в царстве мертвых. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер.
Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
Мое сердце радовалось, – весь мой город собрался, ликуя. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства.
Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре.
Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Вместе с тем, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, в связи с этим ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту–богу божественного разума. Новые качества приобретает искусство рельефа. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Животных всегда рисовали видом с боку. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Из этих идей анимизма идей дублирования в статуе действительно существующего лица, рождается реалистический скульптурный портрет.
Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Рано появляются и семейные группы. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета.
Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек.
Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного — своей прекрасной облицовки. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона.
Со временем меняется и иконография царей. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян — лотос и папирус. Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья.
Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом.
Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства. Широко применялся канонический тип статуи писца. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки.
Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. Пирамида Хеопса тысячелетия оставалась непревзойденным по высоте сооружением, созданным людьми. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего.
Сохраняя некоторые, несомненно, портретные черты, авторы отбрасывают второстепенные детали, сообщают лицам бесстрастное выражение, обобщают могучие, величаво-монументальные формы тела. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль).
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья).
Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким. Скорее всего, это было и то и другое. Только грани у нее как бы изломанны. Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э.
Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы.
до н. э. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Египтяне верили в вечную жизнь и бессмертную душу, но для этого было необходимо сохранить тело и внутренние органы нетленными. Главными были «Ка» и «Ба». «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом».
Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, которые изображают знатную супружескую чету, супругов Рахотепа и Нофрет. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением). В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, вот таким образом создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала, погребения человека.
до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед.
Анубис считался братом бога Баты. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ.
Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. 49). Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
Скорее всего, это было и то и другое. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений.
Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н. э. ). Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Культ прежних богов был запрещен их храмы закрыты.
Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Все они поют соответствующие песни, навстречу статуе несут жертвы. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Изображения Эхнатона – любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству.
Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека.
Во дворах храмов можно было видеть и много статуй частных лиц. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного — Атона, бога солнечного луча.
При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами.
Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело.
Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, свидетельствуют о том, что человек играл очень важную роль в древнем государстве. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного). Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка (двойник умершего человека). Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. Внутри она прорезана ходами, коридорами, а к самой погребальной камере идет широкая пятидесятиметровая галерея, облицованная гранитом, перекрытая подобием свода, который позволяет стенам выдержать огромную тяжесть каменной массы, давящей на галерею сверху.
Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети.
Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями. Как правило, скульпторы в этом случае не только старались добиться идеального портретного сходства, но и дополнительно высекали на статуях многочисленные молитвы от лица фараона не только с восхвалениями божеству, но также и с просьбами, зачастую частного характера. Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным.
Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. По мере облицовки пандусы снимались. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки.
Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» -- ритуалом обновления физической мощи фараона. Конечно, скульптуры делали как в храме так и вне. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта.
Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Под землей, у восточной стороны пирамиды, были заготовлены одиннадцать узких погребальных камер. В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота.
Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя.
Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Что это было — ступени к небу, к богу или это был прообраз первичного холма Бен-Бен, с которого, по верованиям древних египтян, началась вся земля. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира.
Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ.
Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. В эпоху Раннего царства скульптуры использовались для ритуальных целей – поклонение богам.
Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс.
Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас.
В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе.
Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах – от детского до зрелого. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет) додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль.
«Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами.
Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела.
Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона.
Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. У него нет практически никаких наземных сооружений. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась исходя из них. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ.
В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта. Новые качества приобретает искусство рельефа.
В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании.
Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. По мере облицовки пандусы снимались. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление: увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. На колоннах и в залах было очень много надписей.
Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета женские – желтого, волосы – черного). Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе.
Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»). Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства.
Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке.
Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. Этот храм – скальная гробница. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Их часто так и называли – колоссы. Бог Пта никогда не освещался солнцем.
Анубис считался судьёй богов. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина.
Со временем меняется и иконография царей. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Одним из факторов, обеспечившим сохранность многих архитектурных сооружений Древнего Египта, стало отсутствие в нем дерева, пригодного для строительства. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя.
Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед.
Лицо исполнявшее эту должность, должно было уметь одновременно и читать и рисовать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. Обелиск — это как бы застывший солнечный луч. Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего. Статуи в Древнем Египте изготовляли специальные мастера.
Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Все фигуры вневременны, вот таким образом картинку следует рассматривать как заклинание, обращенное к вечности. Ноги, как правило изображаются вместе. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства.
Самое великое, что было создано в его время, – это огромный храм Рамессеум, посвященный культу его божества. Ведущие скульпторы возглавляли мастерские, в которых по намеченным ими эскизам работали рядовые ремесленники. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость.
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов.
Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Рельефные композиции дополнялись росписью2. Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников. Храм был обнесен толстой стеной.
У Нила располагался нижний храм. Необходимо было восстанавливать былую мощь государства, которая ослабла за время правления Эхнатона. Архитектура, как и все искусство Египта была очень традиционной. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда.
Что это — скульптура или архитектура или то и другое вместе. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.
Снаружи — только фасад с огромными статуями фараона. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон.
Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» -- истина. Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах.
Рано появляются и семейные группы. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева.
Материал был не только дерево но и алебастр. Одно из самых знаменитых сооружений Египта – это Большой сфинкс в Гизе (дата неизвестна, строитель хефрен). Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе.
Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь. В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное.
В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. Простым людям не строили пирамид. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом.
Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату.
Некоторые из них весили до тридцати тонн. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким.
Сохмет изображалась львиноголовой. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. Только при условии полнейшей сохранности тела Ба (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь.
Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти. Размещено на реф. рф располагались на глубине 33 метров. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. В Египте почиталось множество богов.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты.
Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах: и живопись и скульптура и различные орнаменты, все было направлено к тому, чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом. Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры.
Основной материал из которого выполнялась скульптура, – камни твердой породы. В эпоху Среднего царства происходит значительное изменение традиций изготовления скульптур. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п.
В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Это были поучения, сказания и рассказы. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Некоторые помещения были выложены голубыми изразцами, которые создавали видимость небесного свода в верхней части стены и на потолке.
Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. А вот с человеком было сложнее. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Так, появилась новая скульптура изображавшая людей занятых разнообразными видами работы.
Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. На колоннах и в залах было очень много надписей. - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи.
Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса состоит из двух миллионов трехсот тысяч каменных блоков. Лицо выражает загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд, подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня.
чтобы вы процветали благодаря ей и чтобы вы сражались за нее38. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Это были сравнительно маленькие фигурки. В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита. Сохмет изображалась львиноголовой.
Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды.
Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов.