Никаких документов или бумаг, подтверждающих создание этой скульптуры Давида именно Верроккьо – нет. Бронзовые скульптуры Давида Донателло и Верроккьо, о которых я много читала.
Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Он родился во Флоренции между 1434 и 1437 годами в приходе Сант-Амброджио. «Прекрасный пловец, великолепный всадник, грозный боец на шпагах», – пишет о нем один биограф. Словно живые листья и плоды венков в центре саркофага.
Никаких документов о создании «Давида» нет. отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Скульптура стала представлять мужество и добродетель Флоренции. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
Верроккьо научился этому в мастерской ювелира. Место перед статуей становится частью концепции. И проклял филистимлянин Давида богамисвоими.
Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах.
А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. По окончании этой работы он обрел покровителей в лице представителей семейства Медичи.
Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком. Давид Микеланджело – молодой мужчина. Т. е.
Он был любимым художником знаменитого покровителя искусств Козимо Медичи-старшего. Б. Пьяццетта и П. Лонги),, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж. Легкий и изящный силуэт— вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов».
Библейский персонаж Давид был довольно популярной фигурой в искусстве эпохи Возрождения. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Примерно в 1478 году Андреа создал крылатого Путто, держащего в руках дельфина. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине.
Самые значимые работы скульптор создает впоследние два десятилетия своей жизни. (Это видно, хотя бы на примере истории изображения, но, правда, в живописи Св.
Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Скульптор этой статуей порывает с традиционным способом трактовки образа Давида. Андреа Верроккьо, впрочем, вполне заслужил репутацию, которою пользовался. А чтобы две фигуры как-то соединить, Донателло поступает очень интересно: с одной стороны он дает жезл в правую руку кондотьеру, а слева у него диагонально висит меч. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью.
Статуя анатомически точна и тщательно смоделирована, тонко отделана. Это произведение – возрождение античной красоты, но с очень актуальным в тот период значением. Она написана в самом начале 70-х гг. Зритель почти физически ощущает фактуру драпировок, волос, обнажённого тела.
И эти памятники начинают множиться. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен.
Реализм понимали в это время как правду земного. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Этот молодой, чувственный и в тоже время отважный Давид, созданный Вероккио через несколько десятилетий после знаменитого Давида Донателло, так же является одним из наиболее значимых примеров изобразительного искусства эпохи Ренессанса, попирающего старые догматы и символизирующего веяния нового времени — возращение к античным идеалам красоты. В последние годы своей жизни работал на таможне. реформировал венецианскую школу.
Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Мужественная сила соединилась в нем с почти женственной тонкостью черт лица густые, прекрасные волосы, дальнозоркие, живые и проницательные глаза, «повелительные» брови, высокий открытый лоб, несколько насмешливая улыбка выхоленные руки, одинаково владевшие шпагой и кистью нога патриция, которою восхищались дамы и которой повиновались самые строптивые кони. Я выступил, приняв вызов. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции)Каналетто.
Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Может быть, льстивым был человек. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные).
Лицо как бы освещается изнутри радостью. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
По одной из версий, прозвище Верроккьо, которое от итальянского vero occhio означает «точный глаз», мастер получил благодаря своим искусным достижениям и превосходному глазомеру. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение.
Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе. Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г. ): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. В 1476 Андреа дель Вероккьо создал статую Давида. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-1435, Музей собора, Флоренция).
Наш мастер добивается такого впечатления довольно просто: его герой смотрит прямо перед собой, полуулыбаясь навстречу зрителю. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторамдревности, был возрожден Донателло. Общие интересы к научному познанию мира легли в основу дружбы Верроккьо с его великим учеником – Леонардо да Винчи.
В оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. Франческо Гварди. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». Немногие картины приписываются ему с полной уверенностью.
В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.
У него есть несколько планов в рельефе. Какаясила. явно он апеллирует к античному наследию. Глаза как бы прищурены. Другой – Сеттиньяно, замечательный скульптор, особенно удачно изображавший женщин и детей.
Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. И все это сразу выливается и в художественную практику. Он – скульптор, который пропускает все через себя.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. Падение спроса на ювелирные изделия побудило Андреа дель Вероккьо обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области – украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи. В XVII в. венецианская школа переживает период творческого спада. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной.
Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа. Памятником Коллеони завершилась последовательная и целеустремлённая эволюция художника. В январе 1504 года статуя была закончена. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал.
Вазари пишет, что Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда никакого значения деньгам. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Памятник кондотьеру Коллеоне, 1481-1495, бронза, 395 смПамятник поручили завершить известному литейщику Алессандро Леопарди. И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. Для начала покажу конкурные работы Брунеллески и Гиберти, которые были выделены жюри конкурса как самые лучшие.
Ятоже нагой и не умею ходить в шлеме и в оружии их мрачных сражений и Давид неумел, предпочел все снять, чтоб ничто не мешало ему в разгар боя, – вот таким образомсказано: И снял все это с себя. Он улыбается, слегка повернув голову к правому плечу. Это Гиберти.
Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Наверное. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность». Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони.
И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Это Андреа дель Верроккьо. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение.
В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Из старших соучеников Леонардо на него повлиял разве один Боттичелли, прославившийся своими чудными рисунками к «Божественной комедии» Данте, настоящий художник-поэт, мечтательный идеалист, любивший, подобно Леонардо, научные и философские занятия. Но тенденция сохраниласьОн достаточно женственен. Имея за плечами опыт работы в ювелирной мастерской, Верроккьо обратился к живописи и скульптуре, учась на примере произведений античного искусства, а также своих непосредственных предшественников (прежде всего Донателло) и современников – Дезидерио да Сеттиньяно, Алессо Бальдовинетти, Сандро Боттичелли и Антонио Поллайоло.
Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. небесной реальности.
В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. Проклинают всегда богами своими. «Вид площади с дворцом».
Дьявол – карикатура на бога. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г. ) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело.
Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». Во-первых, другой материал.
чья голова лежит у его ног. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года. -1516), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности.
Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Но он не был выдающимся мастером. Падение спроса на ювелирные изделия побудило его обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области – украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи.
Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473-1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479-1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). «Поклонение волхвов». И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода».
Художник скончался там же в 1488 году, так и не завершив начатую скульптурную работу. Размещение головы Голиафа было источником некоторых дебатов для историков искусства. В самом начале десятилетия к ним добавился третий заказ — создание конного памятника кондотьеру Бартоломео Коллеони для Венеции. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Портелло и канал Брента в Падуе. Рельефы Луки делла Роббиа, как, например, его Платон, спорящий с Аристотелем, стали почти классическими и весьма многие из рисунков и даже картин Леонардо да Винчи нарисованы и написаны, очевидно, под впечатлением работ делла Роббиа. Руками путто прижимает к себе тело извивающегося и вырывающегося дельфина из пасти которого льётся тонкая струя воды.
Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. Великий мастер завещал ученику Лоренцо ди Креди закончить работу. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием.
Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Это – чудо драматического действия, замороженное.
И он выходит с одной пращой. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. И эту тягу превращать мужские образы в, практически, женские в угоду некоторым известным вкусам можно назвать характерной чертой эпохи Возрождения (правда, становится не очень понятно, возрождения ли), хотя и не только её. Враги идут, валом валят, построились, – верно, все связаныодними неразрешимыми узами тьмы.
Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года. К ученикам он относился как к своим детям, принимал бедных наравне с богатыми. Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473–1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479–1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Т. е.
Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта- Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория). Т. е. Карикатура, пародия, кривое зеркало порядка иправды.
В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Может быть, это мое личное мнение. Местоположение статуи перед дворцом правительства придало ей политическое значение. Согласно его завещанию статую должен был отлить его ученик, флорентиец Лоренцо ди Креди — однако городской совет передал работу венецианцу Алессандро Леопарди, также участвовавшему в конкурсе, — который и завершил работу в 1496 году. Ощущение скрытого дыхания жизни, органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным, рассчитанным на непрямые ассоциации сюжетным замыслом.
Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. С детства он «владел пером» в самом широком смысле слова, рисовал, писал и вычислял шутя. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Вазари пишет, конечно, что они были друзьями, что им дали возможность делать вместе эти врата и только великодушие Брунеллески, который видел, что Гиберти его превосходит, привело к тому, что Гиберти стал работать один.
В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Другой брат был текстильным работником, а сестра вышла замуж за парикмахера. Давид у Верроккьо разве что чуть более мужественен, чем донателловский. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид».
А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость. Он берет его за основу в образе Давида. 82 ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, одна из художественных школ Италии.
Он был хорошим мастером, он был добросовестным мастером и многое подхватывал даже у своих учеников. Но и в этом – своя темная тайна. 15-16 вв.
Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Для 26-летнего Микеланджело, только что вернувшегося домой из Рима, где он создал свой первый настоящий шедевр Пьету (хранится в Базилике Святого Петра в Ватикане), этот заказ был настоящим вызовом и проверкой таланта.
Звуки арфы постоянно раздавались в его мастерской. Скульптор почти повторил позу «Давида» Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Он, кстати, долгую жизнь прожил, когда он умер, ему было около 80 лет, что, конечно, для того времени довольно значительный срок жизни.
Его мать Джемма родила восемь детей, среди которых Андреа был пятым. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411-1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду.
И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Место перед статуей становится частью концепции. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать.
Созданный им образ всё же является и идеальным и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия. Другое известное произведение Вероккьо — «Путто с дельфином» имеет предположительную датировку 1465 год. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Мастерская Андреа дель Вероккьо во Флоренции была исключительно плодовитой. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела.
А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты. Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. Хотя ценили его больше как скульптора. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. И он же, Донателло их реставрировал.
В детстве мальчик уже славился умением рисовать карикатуры. Т. е. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией.
Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О. Андросов: «Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи. Одним из учеников в мастерской Вероккье был молодой Леонардо да Винчи. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
Большинство картин Верроккьо представляют собой изображения Мадонны с Младенцем. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Завершение проекта легло наплечи Алессандро Леопарди.
Себастьяна – тоже сначала совсем не женственный образ). С одинаковым жаром предавался Леонардо науке искусству, забавам, любви. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли.
Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда.
Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425-1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428-1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы «Давид» мог возвышаться над созерцающими его». Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Один из них — великий Леонардо да Винчи. Умер Верроккьо 30 июня 1488 года.
«Самый красивый мужчина во всей Флоренции», – говорили о нем не только женщины, но и его первые биографы и это мнение легко проверить, взглянув на известную картину, на которой молодой Леонардо изображен в виде архангела Михаила. Однако не стоит считать, что Верроккьо изобразил здесь конкретного юношу, позировавшего ему. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Его знала вся Флоренция и часто этот весельчак, превращаясь в серьезного мечтателя, задумчиво блуждал по улицам города, в мягкой суконной шляпе, темном плаще, модных кожаных или бархатных башмаках и всегда с записной книжкой за поясом: сюда он вносил заметки о виденном и слышанном, здесь же набрасывал первые грубые эскизы.
исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Кроме Верроккьо, Леонардо имел еще двух даровитых учителей.
Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. Итак, согласно научному труду Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов», «к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид» Очень подробно описал статую, находящуюся в Национальном музее во Флоренции, знаток итальянского искусства С. О. Андросов: «Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи.
Наверное, так оно и было. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии.
Но видно, что внутри он сопереживает ей. Никаких документов о создании «Давида» нет. Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно.
Отец, Микеле ди Чони изготавливал плитку, а затем работал сборщиком налогов. 83 Джорджоне (1476 или 1477–1510) итальянский художникНастоящее имя художника – Джорджо Родоначальником искусства Высокого Возрождения в Венеции считается Д. Д. Острой и изящной угловатостью линий, такой Давид воплотил новый, аристократически утонченный идеал красоты. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Флорентийцы увидели в Давиде близкого им героя, защитника народа.
Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют.
В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Он первым из художников пишет картины на мифологические и литературные темы, (другие художники работали в основном по заказам церкви), а также портреты, вводит в живопись изображение нагого тела, передает в пейзаже состояние природы. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный.
Лицо как бы освещается изнутри радостью. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.
Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости.
В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Мы видим в архитектуре несколько планов. Разносторонностью своих способностей Верроккьо несколько приближался к гениальному ученику подобно ему, он занимался не только скульптурой, живописью и резьбою, но и музыкой. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. Хотя Верроккьо, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил Леонардо нарисовать полностью фигуру.
И решена она тоже очень интересно, оригинально. В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. Но были и другие. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился.
Он является автором мраморной чаши для омовений (церковь Сан Лоренцо во Флоренции) и гробницы кардинала Никколо Фортегуэрри в Пистойе. Наш маСегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид».
Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Либо «кошка цвета меда». Был организован конкурс, позволяющий выбрать скульптора. Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Паоло Веронезе. Поздние исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы). В настоящее время Давид Вероккио находиться в музее Барджелло. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его». Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду.
Здесь немножко другая история. Удивительно точно воссозданы в бронзе переплетающиеся канаты. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица.
Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». По заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475, создал бронзовую статую Давида (1476, Флоренция, Национальный музей) и скульптурную композицию Мальчик с дельфином для фонтана виллы Медичи в Кареджи.
Действительно, Леонардо да Винчи в очень юном возрасте, чуть ли не двенадцати лет, попадает в мастерскую Андреа Верроккьо. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура.
С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. И большей частью они были живописцами. В 1469 мастер начал работу над гробницей Пьеро и Джованни Медичи. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года.
В общем, очень непонятно. Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир.
Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Это предположение остается неподтвержденной легендой, как и другая история, касающаяся картины «Крещение Христа», в работе над которой ученик превзошел своего учителя.
Лицо как бы освещается изнутри радостью. Здесь учились ювелиры, скульпторы и художники. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы».
Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и 2-я половина 15 в. ) — братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо — нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистическому изображению окружающего мира, передаче пространства и объёмаВ работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистического наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. Победитель Голиафа в широкополой пастушеской шляпе задумчиво смотрит на устрашающую голову, будто не сознавая абсолютного им подвига. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж. Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni — Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция — 1488, Венеция) — итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи.
Лицо как бы освещается изнутри радостью. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. В произведениях Джорджоне (Юдифь, ). Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала.
В 1463–1487 Верроккьо выполнил скульптурную группу Уверение Фомы (1476–1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле отреставрирована в 1986–1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Получает развитие жанровая живопись (Дж.
Среди многих работ, которые приписываются Верроккьо, достоверно документирована только одна. Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно.
И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Ему оставалось жить всего два с небольшим года.
Верроккьо не мог не знать «Давида» Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Им же был оказан могущественный почин к тому, что у Козимо Медичи пробудилось желание привезти во Флоренцию те древности, которые находились и до сих пор находятся в доме Медичи и которые все были реставрированы рукой Донато». Путто, стоя на одной левой ноге, отставил правую назад. Давид Донателло (1430-1432) – победитель милостью Божьей.
Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Тем не менее эта работа тоже значительна. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Размещение голову Голиафа была источником некоторых дебатов для искусствоведов.
Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. в живописи В. ш. яркое художественное выражение. Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини («Мадонна на троне в окружении святых») (1431. Зазор между небом и землей становится все меньше.
Верроккьо происходил из среды флорентийских золотых дел мастеров. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Бароцци, прозванный Виньолою (замок Капрарола, в Витербо), художник и биограф художников Дж. Б. Тьеполо). Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар.
Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. На самом деле все было не так.
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Нагой и на вид безоружный. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях.
Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Он живёт в фамильном доме в квартале Сант-Амброджо. Теперь произведение хранится во флорентийском Палаццо Веккио. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. При этом диапазон его творчества широк.
Потому почти все картины Верроккьо выполнены темперой на доске. В 1463–1470 Верроккьо участвовал в создании предметов церковной утвари для флорентийского собора: он выполнил драгоценные облачения (не сохранились), бронзовый канделябр и позолоченный шар, венчающий фонарь купола. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Однако работу автор незавершил, скончавшись в1488году.
Зная анатомию намного лучше предшественника, он подходит к изображению фигуры уже с конкретностью учёного, основанной на глубоком изучении натуры. На этом, по сути, все фактические данные о личной жизни Андреа дель Верроккьо заканчиваются. это действительно только самое начало работы. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы.
Ещё в 1465 году ему заказали группу «Христос и апостол Фома» для Ор Сан-Микеле. Абрис к Давиду Микеланжело. С именем одного гениального ученика Верроккьо связано три истории.
Гаттамелата – это прозвище. Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Уже первыми работами ему удалось зарекомендовать себя талантливым художником. Но сами для себя они были тягостнее тьмы. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей.
Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». Он родился в 1435 году. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. вратами в рай. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции.