Культ Богоматери в средневековой Европе был очень распространен, поэтому скульптура Богоматери с Младенцем есть в любом католическом храме. Скульптура была помещена в нишу из черного мрамора в капелле Святого Причастия, самой светлой и приятной частицеркви Богоматерив Брюгге. В Реймском соборе много других скульптур, рассказывающих о жизни Богоматери. Золотая Богоматерь — скульптура с южного портала Амьенского собора, камень, 1240–1245. Как рассказывает Григорий Потоцкий, еще пять лет назад в самом начале работы над фигурой Богоматери, он знал, что скульптура должна находиться там, где происходили самые большие мировые несчастья.
Часто онибыли спредстоящими—этоотдельные фигуры библейских героев. Оригинальная статуя Черной Мадонны утрачена. Однако 1921 году скульптура Божией Матери XIV века сгорела в пожаре. Наверху, навиду лишь малая часть, абольшая изначимая сокрыта отпосторонних глаз.
Фото: Роман ЗиюковМузейные коллекции можно сравнить сайсбергами. Этот факт тоже нельзя сбрасывать сосчетов. Периодом расцвета православной пластики наРуси принято считать XV—XVIвека.
Иногда фигуры Спасителя помещали вспециально изготовленные дляэтого «темницы». Облачение ниспадает элегантными складками и окутывает ноги сидящей фигуры. Но мастера того времени уже смело использовали многие достижения древнегреческого искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорций в сложных композициях. Осталось это название и в те времена, когда отношение к готической архитектуре изменилось. другим стало отношение человека к миру: он начал постигать радость бытия и преклоняться перед земной красотой. Однако статуя сильно пострадала от дождей.
Единственная вколлекции «темница»—тасамая изсела Пашия—выставлена вэкспозиции галереи иэтоуникальный памятник, аналогов которому нетвдругих музеях России. Немного особняком отвсех сюжетов церковной скульптуры находится «Сидящий Спас». Святыню спрятал под небольшой садовой лестницей Маур Пиканьоль (Maur Picanyol), отшельник из скита Сант-Димес (Sant Dimes) и таким образом спас Ла-Моренету от гибели в пожаре. Революция многое «перепутала».
Лоретская Мадонна с Младенцем — одна из самых известных и почитаемых в Европе. Вколлекции издвенадцати скульптур всего девять. На живописном холме располагается базилика Santa Cosa, купол которой виден еще издалека. Вот таким образом скульптур Богоматери иИоанна Богослова унасвколлекции тоже много.
Интересно, что она очень похожа на почитаемую в России икону Бородицы «Прибавление Ума». Апостолы Пётр иПавел изэтой композиции представлены вэкспозиции.
Небольшую статую, чья высота составляет всего 128 сантиметров, поместили в нише из черного мрамора капеллы Святого Причастия, а в 1768 году композиция была дополнена двумя боковыми скульптурами (автор – Питер Петерс), аллегорически представляющими Веру и Надежду. Вот таким образом их назвали готическими — по имени варваров — готов, когда-то разоривших Италию. Нос очень тонкий, вытянутый и выступающий, с изящно выполненным кончиком, шея стройная. Важно то, что мы имеем сегодня. В книге «Святыни земли италийской» он высказал предположение о том, что нельзя воспринимать слова о спасении святыни «ангелами небесными» буквально, на самом деле Дом Божией Матери из Назарета в Лорето перевезли греки по фамилии Ангелос. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца.
Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). В январе-феврале 1812 года она была отреставрирована. Из-под туники видна пара очаровательных ножек, выполненных с точным знанием анатомии. Ближе всего ккресту стоят Богоматерь слева иИоанн Богослов справа.
Однако по завершении Второй мировой войны «Мадонна» вернулась на свое место. В этом нет ничего удивительного.
Рельеф складок имитирует романский образец, но выражен резче. Да исамфакт того, чтоизвестно имяиточные годы жизни (1860—1906) автора деревянной храмовой скульптуры, тоже по-своему уникален. Дело в том, что фигура младенца не оригинальная романская (она утрачена), а значительно более поздняя: она была изготовлена в 1823-1824 вв. Такой шанс даёт новый совместный проект интернет-журнала «Звезда» иПермской государственной художественной галереи. По поводу того, какой была мотивация семейства, высказываются разные мнения. Это были влиятельные люди в Эпире, входившие и в военные и в торговые круги. Скульптурная группа «Встреча Марии с Елизаветой» (около 1220) находится справа от центрального входа в Реймский собор.
А возможно, в этом случае просто совпали благочестие и практическая хватка, как нередко бывает. Монсерратская Мадонна (Virgen de Montserrat/Mare de Du de Montserrat), за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой» или «Смуглянкой» (La Moreneta), является святой покровительницей Каталонии. Виконостасе есть деисусный или, какегоещёназывают, апостольский чин.
Языческие же культы были укорененными и имели широкое распространение. Часто к ней обращают молитвы о желанном ребенке или о семейном счастье. «Сидящий Спас» былнеиконостасной скульптурой, вотличие отбольшей части остальной коллекции.
Одежда младенца в целом копирует облачение матери, только вместо пенулы на нем надета простая туника, нижняя рубашка и ожерелье. Купить скульптуру Богородицы для частного сада или выставить ее на общее обозрение – значит призвать свое и сердце и сердца всех, кто видит фигуру Марии к миру, спокойствию, доброте. Такой платок носят и многие другие романские мадонны.
Наостальных скульптурах Спаситель правой ладонью защищается отзаушения—пощёчины. В вихре гражданской войны Серебренников побывал в рядах Белой армии, а затем в эвакуации в Сибири, где–то в районе Ачинска, перешел на сторону «красных». Ее голову и плечи покрывает короткая вуаль именуемая по-гречески «мафорионом».
И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Это скульптурное изображение погибло при пожаре Дома Богородицы в 1921 году. «Православная скульптура вхрамах периодически была подзапретом святейшего Синода. Образ темноликой Девы был существенно изменен в 1823-1824 вв. Чтобы спасти его от разрушения мусульманами, Ангелос перевезли Дом сначала к себе на родину в Далмацию (территория современной Хорватии), а спустя год передали в Италию в Лорето. Церковь по-прежнему требовала от скульпторов, чтобы они воспевали страдания, скорбь, смирение, грусть — словом, те чувства, которые, по ее мнению, только и испытывали святые. Аббат Мунтадес оправдывал это давней традицией, в соответствии с которой скульптурам якобы было принято «из соображений наивысшего аскетизма» специально придавать черный цвет.
Первым с открытой ее критикой выступил русский путешественник, автор многих научных трудов епископ Порфирий (Успенский). Всего сто лет разделяет скульптуры западного и южного порталов собора в Шартре. А плод этой истории такой: сегодня Лорето — не только известнейший исторический, культурный и образовательный центр. Мызнаем, чтобольшая часть священников были выпускниками Киево-Могилянской академии. Рационалистический менталитет в монастыре возобладал лишь к началу XX века.
Но народные массы не были еще готовы принять разницу между легендой и подлинной историей. Ее душевное волнение скульптор подчеркнул множеством складок одежды. В частности, были заново покрашены лик и руки Богоматери. За несколько столетий «Мадонна Брюгге» дважды покидала столицу Западной Фландрии: после Французской революции, когда лихорадило всю Европу и в 1944 году, когда отступавшие из города немцы смогли вывезти статую под матрасами в грузовике «Красного креста».
Она представляет собой огромный храм со множеством капелл, настоящую сокровищницу искусства. Конечно, такие связи существовали, номынеимеем прямых свидетельств, чтокто-то изрусских мастеров обучался уних». Всего вколлекции галереи находится семнадцать скульптур «Сидящих Спасов», вфонде поднихотведено специальное место. «Этовлияние налицо, отрицать егонельзя.
Американский писатель Ирвинг Стоун в своем известном романе «Муки и радости», посвященном жизни и творчеству Микеланджело, описывает статую так: «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку — символ плодородия и долголетия в романском искусстве. Кто-то считает, что все это — чистый бизнес и греки просто хотели получить деньги. Первые церкви в Мексике, Чили и Перу были посвящены Богоматери Монсерратской, название «Монсеррат» было присвоено одному из Малых Антильских островов, а также нескольким горам, городам и посёлкам. Возможно, этобыли разные люди, пёстрые посоциальному составу. Пушкина. Например, внекоторых памятниках мыможем проследить очевидное влияние стилистики барокко. Внёммыбудем рассказывать отехсокровищах, которые хранятся вфондах музея.
Интересна и история формирования коллекции. Нынешняя статуя Девы датируется концом XII века. Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae).
Всамой «темнице» находится скульптура Сидящего Спаса, которая представляет редкий дляпермской коллекции вариант позы—Христос изображён соскрещенными наколенях руками. Каждый изнихпосвящён определённым событиям илипраздникам. Внутри драгоценного чехла и находится светлица, перевезенная из Назарета. В нем находится статуя Лоретской Божией Матери, о которой в своих дневниковых записях также писал преосвященный Порфирий (Успенский). Имя его Николай Николаевич Серебренников.
В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. ВПрикамских храмах егочаще всего помещали всеверной части, взатемнённых внишах.
Вэкспозиции галереи ангелов сОрудиями Страстей можно увидеть наверху композиции «Христос втемнице» изпосёлка Пашия. Вскоре новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. В этот же период были заново изготовлены руки Богоматери. Такая плотная концентрация встоль небольшом пространстве впечатляет изавораживает. Ещё вколлекции галереи находится множество скульптур серафимов, херувимов иангелов. Всего ихбольше ста иосновная часть расположена вхранении.
Но как все изменилось. До этого еще должно было пройти несколько десятилетий. Так какможно понять страдание какрасплату зачто-то, какнаказание ипоследствие. За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Руки имеют такой же темный цвет, как и лик.
На королевское величие Богородицы указывает позолоченная корона. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba). «Целый комплекс скульптур былнайден здесь, вподвале Спаса-Преображенского собора, в1920-е годы. Впользу последнего утверждения говорит тотфакт, чточасть скульптур непокрашена.
Асемь фигур хранятся здесь, вфонде». Первоначально вместе с домом был перевезён и образ Пресвятой Богородицы на доске. Это было под силу только влиятельным и богатым людям. Однако, вскоре центральным чтимым образом в Доме Богоматери сделалась Лоретская статуя.
В книге «История и чудеса Богоматери Монсерратской» аббата Педро де Бургоса (1536-50) упоминается, что статуя имела смуглый цвет. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии.
Отношение официальной православной церкви кстатуям вхраме было крайне противоречивым. «Мадонна Брюгге» по многим параметрам отступает от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, её взгляд устремлён в сторону. На Мадонне длинный плащ типа пенулы (Paenula) или верхней туники, частично открывающей нижнюю тунику (с таким же треугольным вырезом) и позолоченное ожерелье. Этовсёочень абстрактно длявчерашнего язычника, который должен впитать этуновую веру. Дева Мария – это земная мать Иисуса Христа.
У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Первый текст, упоминающий об этой легенде, датируется 1239 годом. Как считают исследователи именно в эти годы лик и руки Богоматери и младенца Иисуса приобрели окончательный черный оттенок (вероятно, до тех пор цвет был ближе к коричневому) и в этом виде скульптура и дошла до нас.
Именно сраспятий началось насыщение храмов православной скульптурой. Мыпривыкли, когда чинсостоит изряда икон, новидимо здесь предполагалось, чтоапостольский чинбудет состоять издвенадцати отдельно вырезанных скульптур апостолов, авцентре должен былбыть Иисус. Были необходимы корабль, работники, требовались серьезные экономические затраты. Конечно, резная пластика известна вдревнерусском искусстве сглубокой древности. Впрочем интерес к храмовой деревянной скульптуре возник у него не случайно: отец его был священником из села Верхние Муллы, расположенного неподалеку от Перми. Первая фотография скульптуры без скрывающих ее накладных одежд датируется 1920 годом.
В частности, авторство Лоретской статуи стало приписываться святому апостолу Луке. Образ Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении (Тронном зале) монастырской базилики, где каждый желающий может, отстояв очередь, поклониться святой, прикоснувшись к ее правой руке и попросив о сокровенном. Жесты рук были сохранены, но сами руки стали идеально проработанными и изящными, чего невозможно встретить в романской скульптуре.
Практически влюбых подобных коллекциях всегда много распятий. Население Прикамья было чрезвычайно пестрым по составу. Всё ее одеяние покрыто позолотой и оторочено черным «шитьем». Это место, где до сих пор происходит исцеление, не только телесное, но и духовное. Хроника Херони Пухадаса (1609) это подтверждает.
Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Христос учил: «Всякое древо познается по плоду». В XIII–XIVвв. Из-за них поверхность камня, кажется, начинает вибрировать, наполняться движением. Волосы в виде завитков — деталь, которую невозможно встретить в средневековой скульптуре.
После нападения фанатика на ватиканскую «Пьету» в 1972 году (маньяк повредил скульптуру молотком) власти Брюгге в приняли решение защитить свою статую пуленепробиваемым стеклом. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Никон Кирьянов—резчик-самоучка, жилвселе Габово Карагайского района. Бронзовая скульптура Реквием по Пушкину сейчас находится в городе Вашингтон (США). Образ сидящего Спасителя, срукой, поднесённой клицу—наверное, один изсамых узнаваемых впермской деревянной скульптуре.
Аздесь—жертва воискупление чужого греха. В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге – Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони). Многие изнихжили прихрамах.
Иуобычных посетителей мало шансов увидеть эту«подводную» часть коллекции. Велика созидательная сила искусства и может быть, миссия, которую на себя взял художник (О нем снял документальный фильм «Миротворец»)принесет свои плоды и на многострадальном Кавказе. Историю рождения Христа от Святого Духа знают все, независимо от возраста, социального положения и вероисповедания. На голове младенца корона (более простая, чем у Богоматери). В XIIIв. Иэтоестественно, так какхудожник всегда ориентируется нато, чтовидит вокруг.
Платок этот полихромный, украшенный узорами на белом фоне — золотыми полосами и красными ромбами с вписанными в них золотыми крестами и темно-зелёными звездами (это полихромное покрытие появилось в XVI веке). Из того же дерева была сделана и земная сфера, которую скульптор поместил в правую руку Богоматери (точно неизвестно, находилась ли сфера там изначально). Именно во время этой «реставрации» оригинальная скульптура младенца была, как уже говорилось, заменена новой — прежняя находилась в крайне плачевном состоянии.
Иконостас вцеркви состоит изнескольких рядов—чинов. Неизвестно, затерялись ещётри илипросто небыли сделаны. в Англии, Германии, Испании, Чехии и в Польше строили храмы во «французской манере», как окрестили ее современники.