Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме «Скульптура барокко», дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории. Ярчайшим мастером культовой скульптуры барокко был Бальтазар Пермозер («Отчаяние проклятого», «Святой Амвросий»). Неаполитанская традиция скульптуры барокко, несомненно, не имеет себе равных. В отличие от Италии или Франции, где наряду с религиозной тематикой широко культивировалась и мифологическая, скульптурабарокко в Испании носила сугубо культовый характер.
Как и всё в барокко, скульптура отличается излишеством и театральностью. На фото изображена скульптура в стиле барокко, выполненная из дерева. Скульптура в эпоху барокко становится частью дворцового и церковного интерьера, парка, городской площади, поэтому заказывается в значительных объёмах. Как и архитектура, скульптура в стиле европейского барокко представлена в основном работами великого Л. Бернини.
В эпоху позднего барокко декоративная скульптура достигает полной свободы: статуи заполняют все пространство церквей и фасадов, садятся на выступы карнизов, взлетают до купола. Скульптура для барокко была незаменима ещё и по той причине, что позволял добиться нужной торжественности и впечатляющего эффекта. В эпоху Возрождения скульптура служила украшением стен, в эпоху барокко она делается украшением пространства. Характерные черты скульптуры барокко — обилие складок в одежде, ярко выраженные эмоции на лицах и динамичный сюжет. Крупнейшие представители скульптуры барокко -- Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ).
Скульптура барокко подразделяется на светскую и культовую. В скульптуре стиль барокко проявил себя в полной мере. Пытливое и властное выражение лица, живо переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе Пытливое и властное выражение лица, живо переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе Скульптура выполнена около 1632 г. Презентация для школьников на тему Скульптура барокко по математике.
Крупнейшим мастером 17 в., сыгравшим определяющую роль в сложении и развитии скульптуры барокко, был прославленный Джованни Лоренцо Бернини.
Искусство XVII в. развивалось в тесной связи с идеями и традициями эпохи Возрождения (см. Много позднее были открыты труды К. Гурлитта, который в книге «История стиля Барокко в Италии» (1887) предвосхитил многие мысли X. Вёльфлина. Церковь Сайта Мария делла Виттория экстаз св.
Все чаще при убранстве используются геральдические гербы, амуры и виноградные лозы. Наглядным примером в этом отношении может служить полотно Рафаэля «Афинская школа». В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Все тело Давида находится в резком контрапостном движении, очень далеком от гармонической сбалансированности античного «Дискобола». Его фасад естественно и обращенных к апостолу Петру: И дам тебе ключи Царства Небесного.
Тогда в колорите появляется нечто от той яркости и праздничности, которые в народном представлении неотделимы от цвета. («Поклонение пастухов» и «Поклонение волхвов»). Лаврентий держащий решетку – орудие своей пытки. volute— завиток) и словно перетекает вниз. В композициях на евангельские сюжеты он использует интересный живописный прием. Его алтарная группа «Экстаз св. Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг. ) (Рис.
Одна из них взывает к молящемуся, две другие, точно живые, выглядывают из глубины ниши. У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Гений Бернини превратил поэзию в реальность. Лонгина» Бернини более спокойной и тяжеловесной трактовкой форм. Не случайно принято говорить о титанах и титанизме Возрождения. Констанции Буонарелли – женщины, которую он любил. Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии «Система природы». Скульптура Бернини в соборе: статуи в нишах главного пилона (совместно с учениками и мастерской), статуя Константина Великого в нише нартекса собора – пример конного монумента барокко.
Скульптурные группы в творчестве Бернини (Эней, Анхис и Асканий, Плутон и Прозерпина, Аполлон и Дафна). Лик имеет все благородство, требуемое сюжетом». Из множества скульпторов того времени упомянем соперника Бернини — Алессандро Альгарди (1595 —1654), придерживавшегося более спокойного академического стиля. Стиль Барокко изучал X. Зедльмайр, ученик М. Дворжака, он окончательно утвердил введенное Вёльфлином разделение стиля на «раннее барокко» XVI- XVII вв. При этом особенно ценятся художественный вкус и чувство меры. Личность активна, как никогда раньше.
Ее наряд, спадая с плеча, превращается в кору, руки – в ветви. Показательно, что у Караваджо как самостоятельная тема могло появиться и изображение неодушевленной природы. Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. гл. «Положение в гроб». и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Влез Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое и оказывается чем- то средним между всем и ничем.
VI, раздел «Строительство храмов и богоугодных заведений»). Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Созданные ими «Истории земной жизни Богородицы» следуют заветам их учителя и далеки от нарождающегося академизма: мраморные складки, эффекты светотени создают впечатление движения, внушены повседневной жизнью неаполитанцев, живших вокруг площади.
Иррациональное переводится в план эмоциональный – в сцене господствует стихия чувств. Барочный принцип живописной картинности наиболее последовательно проявился в скульптурных. Особенно у Дафны.
Интересен также контраст гладких, с мягкими округлостями тел с мохнатой шерстью цербера. Она основывалась также на греческом мифе.
Обшие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Шрства Небесного». Поток света, входящий сверху в темноте помещение, ритмически организует произведнеие, выделяя его главные элементы, но более важно выхватывая фигуры из мрака, он сталкивает глубокую тень и резкий свет, тем самым создавая ощущение внутреннего напряжения и драматической взволнованности. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками.
Отсюда сильно выраженная в религиозной живописи Испании национальная, народная стихия. Не все могли понять новый стиль. Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета -- непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Соотношение первого и дальнего планов, размещение персонажей таким образом, что движение одних направлено к зрителю, других- в глубь картины, дает композиции сложную пространственность.
Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца.
Особенности архитектурного языка и творческого метода Боромини. ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ (1599 -1667) Это был занудный эксцентричный холостяк с невротическим характером – полная противоположность Бернини. Мы имеем в виду обелиск Непорочного Зачатия на площади Дель Джезу (см.
«Успение Марии» – один из шедевров Караваджо – поражает и оригинальным решением традиционной евангельской темы и глубоким человеческим содержанием. Там он быстро приобрел известность под покровительством кардинала Сипионе Боргезе. «Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Даже романтики начала XIX в., поклонники Готики, считали его нелепым. Они призваны показать, что глубины библейского сюжета вполне доступны всякому человеку.
Он родился в Неаполе, но отец-скульптор отвез талантливого подростка в Рим. Преображается и сам материал: мрамор плащаницы на изгибах тела Христа становится воском.
Писатель В. Гюго, воспевавший и античную и готическую архитектуру, назвал собор Св. Дробность массы здания 2. Недаром замечают, что раннее Барокко близко архитектуре античного Рима. Точно так же выявляется пропорциональная закономерность человеческого лица и тела. В барочных скульптурах мы видим подчинение материала художественной идее.
В Гранаде творчество Алонсо Кано развивалось от барокко к классицизму, что хорошо видно на примере «Непорочной» из ризницы собора в Гранаде (1655 г. ). Скульптурную композицию «Похищение Прозерпины» заказал молодому талантливому ваятелю Л. Бернини (1621-1622 гг. ) кардинал Сципион Боргезе. «Обручение св. Екатерины» – уравновешенность построения, величавый композиционный ритм, пластическое обобщение форм, ясное, спокойно-созерцательное настроение, господствующее в картине, придают сцене, столь покоряющее реальной и возвышенной одновременно, монументальность и торжественную полноту звучания, близкую образам классического искусства. Картина наполнена светом, смягчающим краскам трепетную вибрацию.
Уже ранние работы Бернини «Давид» (1623), «Плутон и Прозерпина» (1621— 1622), «Аполлон и Дафна» (1622—1625), находящиеся в галлерее Боргезе, ярко свидетельствуют о новом по сравнению с Возрождением понимании пластического образа. Затем он прославился своим проектом главного алтаря в соборе Св. (нем. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606--10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Обращение к классической традиции античности и зрелого Возрождения.
Так остается человек только наедине с собой и таким его могут видеть глаза близких людей. Значение творчества Бернини для развития стиля барокко. ственным композициям. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.
От этого ещё острее чувствуется его беспомощность. Церковь Сант Аньезе ин Агоне – пример развернутой композиции западного фасада купольной базилики с двумя колокольнями, соединенными с центральным объемом храма дуговыми крыльями. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием «Математические начала натуральной философии», а также открывает «Закон всемирного тяготения». Экстаз св. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Петра – Сантиссимо Сакраменто (1673-1674), в котором противопоставил архитектуре бронзового купола мягкие профили небесных ангелов.
Гуго Гренобольского» и «Посещение св. Бонавертуры Фомой Аквинским». А его мимика – как он закусил губы в своем мгновенном напряжении. Но это не так. Крайние ступени закруглены с абсолютно бесполезными завитками на углах. Нежное тело девушки крепко и нежно держат изящные пальцы бога. Особенности искусства «поздней готики» (Spatgotik) Гурлитт мистически сближал с «духом барокко» (Gemut Barock). В своих знаменитых «парах» формальных понятий: линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма, множественность и единство, ясность и неясность – первую часть Вёльфлин отнес к искусству классики, вторую – к барокко.
Петра и на мосту св. Полихромия и разнообразие материалов. 1647 Рим, галлерея Дориа-Памфили). Фасад церкви разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом. Ничего от нее не осталось, кроме сияющей прелести. Савл падает, пораженный, убедившийся и уверовавший и вся композиция пронизана отраженным сиянием увиденного апостолом небесного света.
Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. Дворцовое строительство Бернини (участие в строительстве палаццо Барберини, проект палаццо Людовизи, проекты фасада Лувра). Значит, вот какого рода открытия делало барокко — открытия мира в состояниях становления. Характер композиций, вкоторых статичные фигуры, тонущие в широких складках одеяния, даны в рост лицом к зрителю и рельефно выделяются на темном фоне стены, лаконизм пластического выражения, четкость мазка подчеркивают присущий этим портретным изображениям своеобразный оттенок «надличного».
Творчеству Доменико Антонио Ваккаро в Неаполе наследовали два его ученика, осуществивших одну из главных скульптурных работ этого времени. На примере «Св. Петра -- самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века. Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления.
Сохраняя индивидуальный облик портретируемого, он наделяет его чертами придворного идеала. Фигура Прозерпины извивается в его руках. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе. 1. 4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г. ) (Рис. В переводе с итальянского языка, barocco — «странный, удивительный, причудливый».
«Натюрморт с лимонами и апельсинами» предметы расставлены симметрично, так, что ни один из них не закрывает другого и между ними выдержаны равные пространственные интервалы. Композиция получает спокойный, музыкально-выверенный ритм, а каждая вещь как бы утверждается в своем пластическом совешенстве, своеобразии и красоте формы, цвета, фактуры. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Единство интерьера и тяготение к ансамблевому решению архитектурной композиции. «Корзина с фруктами». Цикл сюжеты легенды о св.
ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ 1598 – 1680 скульптор, архитектор, художник и поэт. В скульптуре барокко главным была не целостная форма или содержание, а ее отделка. Фигура, помещенная в глубокой нише над алтарем, предстает как бы в открытой гробнице. Характерное произведение эпохи итальянского барокко, созданное Джованни Лоренцо Бернини. Характерным примером является Пьета (1617 Национальный музей скульптуры, Вальядолид). 1. 4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г. ) (Рис.
Ему же Рим обязан несколькими прославленными фонтанами, в которых декоративная скульптура обрела новую жизнь, соединившись с подвижной стихией воды, заполняющей чаши бассейнов, бьющей сильными струями, мягко стекающей по округлым формам мраморных фигур (фонтан Тритона на площади Барберини, 1637 фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона, 1648—1655).
При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. У скульптур и лепнины было и ещё одно предназначение в этом смысле. Еще более академический характер носило творчество Франсуа Дюкенуа (1594—1643)— фламандского скульптора, долго работавшего в Риме.
Лаврентий и др. Главными заказчиками Сурбана были монастыри, храмы, религиозные братства. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Э. Маль, французский ученыйле- диевист, в 1920- х гг.
Петра, значение одной из основных архитектурных тем. В то же время скульпторы этого периода усилили в своих композициях элемент театрализации. В отличие от «Давидов» работы Донателло, Верроккьо, Микеланджело, победитель Голиафа у Бернини представлен не после и не до абсолютного подвига, а в самом его разгаре — он запускает камень в противника: быстрый момент между подниманием камня и его броском.
Архитектурно-скульп-турные ансамбли Бернини. Кроме того, в отличие от «универсальных гениев» Возрождения многие мастера XVII столетия сознательно замыкались в рамках одного жанра. Однако классической страной Барокко все же принято считать Италию. Сотрудничество Борромини с Карло Мадер-ной и Дж. Именно в этот момент из-под земли явился на золотой колеснице мрачный повелитель царства теней и мертвых Плутон.
ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVII ВЕКА. Вторая – через правую ногу Прозерпины, корпус и голову бога. Возрождение исключительно богато творческими личностями.
«Христос и богоматерь в Назарете» В образах сливаются истовость простодушной веры и яркое, глубокое ощущение реальной жизни, – он изображает, естественно причастному земному, человеческому существованию. В то же время Караваджо не низводит сцену до уровня жанрового, бытового эпизода. Таков прежде всего портрет сумрачного Иннокентия X (ок. Феб не потерял к ней любви. Выдающийся историк- философ искусства М. Дворжак, оппонент Вёльфлина, считал стиль Барокко порождением Маньеризма, но, одновременно, – более высокой ступенью «развития духа» в сравнении с Классицизмом.
Крылатый скелет, протягивающий папе песочные часы, приподнимает мраморную драпировку над дверью склепа, как бы приглашая войти туда. Создание здания Оратория для ордена благочестивых пилигримов Филиппа Нери. Множественность точек зрения. Новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения. Одним из главных достижений маньеризма (от итальянского maniera, манера) в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня.
В известном смысле творческий гений художника ставится выше чисто природной красоты. Крупнейшие мастера зрелого римского барокко. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а плафоны (расписные потолки) создавали эффект прорыва в открытое небо. Тереза не видит ангела, но ощущает его присутствие всем существом. В центре группы -- Платон и Аристотель. Наиболее впечатляющие религиозно-художественные декорации, выполненные Бернини – Трон Святого Петра (1657-1666) – позолоченное бронзовое покрытие средневекового деревфнного трона (кафедры) понтифика.
После центрических построек Ф. Брунеллески и Д. Браманте, не отвечающих религиозной духовности (ведь капелла Пацци или Темпьетто менее всего похожи на храм), происходило возрождение истинно христианского искусства. Но когда художники изображали на обелиске святых, пути их все же расходились. Б. Караччоло. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними – обелиск. В портрете кардинала Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе) он воссоздал многогранный образ самоуверенного, надменного, умного и властолюбивого человека.
Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Она дает глубокий синтез этого художественного направления. Бер-нини-сценограф. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов.
Лонгина (1629—1638), помещенную в нише одного из подкупольных опорных столбов. Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Аполлон и Нимфы.
Франсуа Жирардон. Крупным мастером школы Вальядолида был Григорио Фернандес, прошедший путь от позднего маньеризма до вершин барокко.
Первым скульптором барокко был Стефано Мадерна (1576—1636). Это время абсолютизма. Мастерская работа с фактурой камня 3. В 1555 г. Папа Римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно воспринять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, которое Бог дарует далеко не каждому.
Однако Возрождение прямо или косвенно подготовляет последующую эпоху. Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592--93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи -- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Их основная тема -- изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества.
Так в вестибюле библиотеки Сан- Лоренцо Микеланжело сделал нечто абсолютно необъяснимое. Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. «Сикстинский плафон» Микеланжело потому и является первым произведением стиля Барокко, что в нем произошло столкновение нарисованных, но скульптурных по осязательности фигур и невероятного архитектурного каркаса, написанного на потолке, нисколько не согласованного с реальным пространством архитектуры. Многиемастераначали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов.
Богатая внутренняя отделка: золото, полудрагоценные камни. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века.
Фигуры даны в быстрых и резких движениях их лица искажены гримасами боли, горя, радости. Герой приготовился с помощью пращи метнуть камень в своего врага. Синтез архитектуры и пластики в ансамбле университетской церкви Сант Иво алле Сапиенца.
определил Барокко как «наивысшее воплощение идей христианского искусства». Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. Невозможно достичь большей аналогии с театром. Но в них мы не найдем той полноты эстетического и нравственного удовлетворения, какую дают образы Возрождения. Интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Ансамбль церкви Сан Карло алле кватро фонтане – шедевр архитектуры барокко.
(маньеризму и академизму). Изначально жаргонное словечко «барокко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной искаженной формы. 1. 5) – последняя работа мастера. Бернини был выдающимся скульптором своего времени.
Стоит отметить и влияние на сюжеты и сцены современного театра. Микеланджело да Караваджо (1573 -1610) Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически. 1635 Флоренция, Национальный музей). Петра.
3. В этом – суть всех противоречий «эпохи Барокко». Превращения, переходы из одного состояния в другое, от одной фазы движения к другой. Хосе Рисуэньо — лучший представитель позднего барокко. Художники вновь обратились к античности (истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима).
ФРАНСИСКО СУРБАРАН его религиозная живопись. Барокко – стиль подвижный, здесь всё создает иллюзию движения: разные расстояния между колоннами, «скользящая» скульптура (динамичные позы). странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм). С ее уст срывается крик сладостной муки.
Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый- гуманист Пико делла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке.
Он был знаком просвещенным итальянцам по «Метаморфозам» Овидия. Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Будто неведомая сила раздвинула колонны, разорвала фронтон, чтобы открыть взору чудесное видение.
(Spat- barock). Франциска Ксавьера (1619), а в творчестве второго — оформление алтаря в соборе Севильи (1670—1672). Петра и палаццо Барберини. Бернини создал колоннаду и площадь перед собором Св. Динамизм решений 4. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза).
Бонавертуре, Св. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Трезвость и беспристрастность видения вообще свойственны испанскому искусству.
Персонажи реальны по своему облику и одеты в современные костюмы. План и архитектурное решение внутреннего двора монастыря.
Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла (Бавария, Австрия, Польша, Прибалтика) дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства. С точки зрения Возрождения в этом не было бы ничего привлекательного. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Караваджо добивается максимальной убедительности живописного изображения.
Наступление эры Барокко означало возвращение романтики архитектуре христианских храмов. Под его руководством были выполнены статуи на колоннаде площади св. Дематериализация каменных масс 3.
Статуи Бернини все на этом построены, начиная от его юношеских произведений «Давид», «Аполлон и Дафна». В очертаниях фасадов, в планах построек преобладают причудливые, волнообразные линии. Крупнейшие представители скульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). К концу 1590-х гг.
1. 3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг. ) (Рис. По форме скульптура была более близка к классицизму, а по содержанию — к барокко. Их тела образуют устойчивую X-образную композицию. Этому эффекту помогают световые блики играющие на поверхности скульптур.
Fruhbarock) и «позднее барокко» XVII- XVIII вв.
Барокко представляет вечное движение, а смерть — лишь одна из его граней (см.
Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Например: церковь Св. Истоки его стиля. Ангела (1669 —1671), слон с обелиском на площади возле Пантеона (1666—1667). Одним из таких титанов был, несомненно, Леонардо да Винчи (1452--1519).
Но его образ Давида (Рис. Петра», украшающей главный неф. Карло алле квадро фонтане в Риме. В политической жизни Европы в XVII в. тоже произошли существенные изменения. Динамика центрических планов и их пространственное взаимодействие. Альгарди известен как выдающийся портретист.
Динамику образов и напряженность создал в своих работах Лоренцо Бернини. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии. Петра.
Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко. Но, так или иначе, данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира. Бернини-портретист.
Петра в Риме «Пантеоном, нагроможденным на Парфенон». Цецилии» (1600 Рим, церковь Санта Чечилия ин Трастевере) отчетливо проявились принципы раннебарочной скульптуры с ее натуралистической экспрессивностью, любовью к острым эффектам, тонким расчетом на освещение и архитектурное обрамление. Эта скульптура иллюстрирует напрасную любовь. Она оставила записки, где рассказала, как к ней однажды во сне явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Теперь стали убеждать, что Земля – не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. крупнейший французский исследователь С. Рейнак как бы не замечает этого стиля и целой эпохи в развитии европейского искусства, лишь вскользь и пренебрежительно вспоминая о «суетливом иезуитском стиле» как о не имеющем никаких достоинств и являющемся «умственным заблуждением».
Свойственная барокко грандиозность и пышность, подчеркнутая эффектность, парадность с особой силой проявилась в архитектуре. Действительно, Микеланжело – подлинный «отец Барокко», поскольку в его статуях, зданиях, рисунках происходит, одновременно, возврат к духовным ценностям средневековья и последовательное открытие новых принципов формообразования. Синтез архитектуры и скульптуры в ансамбле церкви.
Отсюда сразу возникающее чувство поразительной жизненной правды сцены, заставляющее глубоко верить и в искренность переживаний апостолов и в горе Марии Магдалины. Эта скульптурная группа, выполненная Григорио Фернандесом, пронизана глубокой патетикой. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. Эта работа была главным делом его жизни, но позже он подвергся суровой и не вполне справедливой критике за то, что устоял от соблазна общего в его время увлечения экстравагантными и дешёвыми эффектами, а старался при достройке собора идти по стопам Браманте и Микеланджело.
Краски прозрачны, положены жидким слоем, мазок свободен и гибок, легки и прозрачны тени. Участие Бернини в перестройке площади Св. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Даже «классический» вкус Лаланда, не слишком благосклонно судившего о двух предыдущих статуях из-за их чересчур искусственного характера, перед этим шедевром барокко остался обезоружен: «работа столь же необычная, как и другие, но притом одно из прекраснейших произведений искусства.
Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). В его «Св. Скульптура в стиле барокко была поднята этим гением на необычайную высоту. Таким изобретением и стало барочное искусство в целом и скульптура в особенности. Церковь Сант Андреа аль Квиринале -шедевр архитектуры зрелого барокко. Они соразмерны зрителю скульптура и архитектура также разделены и хотя декоративные статуи и росписи связаны с архитектурным пространством, они всегда имеют обрамления и четкие композиционные границы.
Взаимодействие архитектурно-скульптурной композиции балдахина с интерьером собора Св. Библейские сюжеты он трактовал очень необычно. Особенно характерна его известная скульптурная композиция «Экстаз Св. Пугать население «божьей карой» и обещать послушным рабам «царство небесное» уже не было смысла и церкви нужно было изобрести что-то, что могло бы поразить людей и вернуть церкви былой авторитет. Использование криволинейных очертаний и планов. К началу XVII в. Европа оказалась поделённой на две части: протестантскую и католическую.
Бонавертуры»). Лонгин изображен в момент экстатического поклонения невидимому распятому Христу. Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления. Погребение графа.
Создание ансамбля Пьяцца Навона: фонтан Четырех рек, фонтан Мавра. Зрелые произведения К. (1599--1606) -- это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Стержень их композиционного замысла -- движение воды. Терезой.
Первой архитектурной работой Бернини стала перестройка римской церкви Санта-Бибиана (1624) совместно с Пьеро да Кортона. Скульптура «Аполлон и Дафна» Бернини изображает именно тот момент, когда ноги нимфы превращаются в корни, а пальцы рук – в ветви с листвой. Их основная тема – изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества. Душевное движение передано с невиданной ранее убедительностью.
Петра, ее архитектурное и образное решение. Творчество Франческо Борромини. Возрождение не ставит этих задач. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперёд и её (Движению вторит изогнутая линия перекрытия. Характернейшими образами живописного стиля Сурбана могут служить «Чудо св.
гл. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Оно долго не могло стать названием стиля. Андрей» (1629—1640), установленный в нише одного из подкупольных опорных столбов римского собора св. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом.
Особенно популярно изображение Богородицы с младенцем (Христом). Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур).
Вот таким захватывающим может быть искусство. Наконец известны стили Необарокко, «второго барокко», «ультрабарокко».
«Евангелист Матфей с ангелом» апостол похож на грубоватого немолодого крестьянина нежный ангел водит его натруженную, узловатую руку по страницам священной книги и от напряженного внимания лоб Матфея собрался морщинами. И это ему удалось. В 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора Св. Роль геометрических построений приводит к новому подходу к пространству изображения.
Сурбан строит цветовую гамму то на сопоставлении оттенков немногоих тонов- серебристо-серых, белых, бледно-голубоватых («Посещение св. Бонавертуры Фомой Аквинским»), то на гармонии тонов, насыщенных и звучных. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг. ) (Рис. Каталония знаменита великолепным декором алтарей. Виньола обратился к форме купольной базилики. св.
Петра (1546) Микеланжело в противоречие начавшему строительство Браманте, подчинил все архитектурное пространство центральному куполу, сделав сооружение динамичным. 1. 9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Новый силуэт подчеркнул мощное движение ввысь, к небу. гармонично сочетается с площадью. Мраморная плита еще более подчеркивает безжизненность распростертого на ней тела.
Один из первых признаков искусства Барокко: избыточность средств и смешение масштабов. Если «Давид» был рассчитан на восприятие со всех сторон, то в «Аполлоне и Дафне» чувство скульптурной объемности уступает место живописной картинности. Петра- пример барочного синтеза архитектуры и скульптуры. Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны: в Голландии -- Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен, во Фландрии -- Т. Ромбаутс, А. Янсенс, во Франции -- Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании -- Х. Рибера, в Германии -- А. Эльсхеймер. илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 1605--06, Лувр, Париж).
Лучшие среди его работ: портреты кардинала Цаккиа (1626), Олимпии Памфили (ок. «Распятие апостола Петра» чтобы усилить впечатление реальности Караваджо акцентирует физическую сторону события: старческое тело Петра и морщины его налитого кровью лица драматизируют обстановку, также еще преувеличивая в размерах фигуры палачей. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось. Сочетание в одном произведении реальности и вымысла способствует созданию впечатления двойственности, столь характерной для искусства барокко в целом.
В своих лучших портретах он наименее театрален. Бог с бесконечной надеждой смотрит на нее и не верит, что она изменится. Давид. Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др.
Бернини всегда старался создать в своих произведениях целый синтез искусств. Первым сделал слово «барокко» типологической категорией X. Вёльфлин. Он помогает ему и выполняет ряд самостоятельных работ.
То, что раньше казалось совершенно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. Висящие под ними волюты- консоли вообще не выполняют никакой функции. Но барокко заключало в себе возможность выходов и в иные сферы. На рельефах боковых стен изображения заказчиков, созерцающих этот спектакль. Пластика архитектурных форм. Прозерпина сорвала его. «Мария Магдалина» – это крестьянская девушка с трогательной искренностью переживающая свои прошлые заблуждения ни в образе, ни в композиции нет никакой внешней патетики или театральной демонстративности. Однако углубление психологической выразительности образа нередко принимало в скульптуре 17 в. форму преувеличенной и внешней экспрессии, подчас граничащей с натуралистической аффектацией.
Культовая скульптура барокко – это подобие земных страстей и аффектов, окрашенных духовным порывом. Прозерпина успела только вскрикнуть. Произошел бесповоротный психологический надлом – основа будущего стиля Барокко. Он был мал ростом и очень красив.
Она — нечто нереальное, мистическое: видение чуда, страдание мученичества. Именно барокко открыло пейзажную, парковую эру светской скульптуры. Характерный для барокко эффект затягивания в глубину архитектурного пространства. Характер его новаторских исканий ясно ощутим в страстно патетической статуе «Давид» (1623, Рим, галерея Боргезе). Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1б45 – 1б52 гг. ) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. «Стиль Барокко вернулся к идеям бесконечности», он не только «сохранил, но даже усилил чувственное начало архитектуры». «Давид» Бернини – это бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса.
Античный миф об Аполлоне и Дафне был претворен Бернини в прекрасных поэтических образах. Кафедра собора Св. Необычно смело написана богоматерь.
В этом простом, по существу интимном портрете Бернини с большой силой рисует ярко выразительный образ увлекшей его женщины, образ чувственный и властный, страстный и одухотворенный. В этом смысле примечательно высказывание О. Шпенглера об эволюции творчества Микеланжело: «Из глубочайшей неудовлетворенности искусством, на которое он растратил свою жизнь, его вечно неутоленная потребность в выражении разбила архитектонический канон Ренессанса и сотворила римское Барокко. » А в лице Микеланжело- скульптора «закончилась история европейского ваяния». Терезы Тут всего две фигуры — святая Тереза и ангел, направляющий ей в сердце стрелу.
Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ничего парадного, ничего броского нет в его вдохновенном портретеь. Одновременно она ощущает внутренний надлом, постоянную неудовлетворенность. Он напоминает созданную Бернини завесу между жизнью и смертью.
Среди его творений упомянем «Четырех евангелистов» в капелле Сан-Дженнаро церкви монастыря Чертоза ди Сан-Мартино и барельеф «Христос во гробе» на алтаре церкви Сан-Джакомо, послуживший одним из образцов для Джузеппе Саммартино в капелле Сансеверо. Учитывая местные особенности, принято различать несколько школ. «Обращение Савла» чудо преображения Савла- свирепого гонителя христиан, как материализовано в светлом пятне, необычайном по своему эмоциональному заряду, по концентрированной в нем духовной энергии, словно обладающей способностью активного физического действия.
Например: ансамбль площади собора Святого Петра в Риме, ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ Для его работ типично: 1. Бернини выстраивает интерьер часовни Корнаро вокруг своей скульптурной группы со Св. В книге «Ренессанс и Барокко» (1888), написанной им в Риме и последующих работах Вёльфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй – классика, третьей – барокко. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск».
Свет, падающий сверху через желтое стекло окна, мягко освещает фигуры, белеющие среди позолоты и цветных мраморов капеллы. Из наиболее значительных произведений, украшавших центральную часть храмового интерьера, следует отметить грандиозную по размерам (как и все, что создавалось для собора) статую св. лтарях, в создании которых Бернини не имел себе равных.
Титанизм проявляется (как уже отмечалось) в страстном порыве к самоутверждению личности. статью «Искусство Возрождения в Италии» тома «Искусство», часть 1, «Энциклопедии для детей»). Петра, участие в его создании Бернини и Борромини.
Особое место в развитии живописи XVII-XVIII вв. Балдахин собора Св. Характерно, что фигура написана в рост и взята с точки зрения снизу, что придает изображению определенность, – композиция картины воспринимается как своего рода парафра за парадного портрета«Святая Инеса» вдохновлена легендой о юной римлянке, принявшей христианство. Правда законы Кеплера согласовывались с пифагорейской теорией музыки Небесных Сфер, а Ньютон не спешил обнародовать свои открытия.
Его рельеф «Лев I и Аттила» (1646—1653) в соборе св. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Саммартино изобразил орудия страстей: терновый венец, гвозди, клещи.
Связь Борромини с новыми церковными конгрегациями. Гостиным помещениям во времена барокко уделялось особое внимание – в шикарных залах принимали гостей и устраивали балы.
В искусстве преобладает идея гуманизма, которая переосмыслена в национальном духе. La vita Barocca). Скульптура напоминает живопись, живопись – скульптуру. Интересна его работа «Пьета» (1617) для монастыря августинцев в Вальядолиде. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). что ты гонишь Меня.
Классическая природа архитек-гурной лексики Бернини, барочное восприятие архитектуры как взаимодействия пространства и пластического объема, сценографическая природа пространственной организации площади. По остроумному замечанию Я. Буркхардта «она пригодна только для тех, кто хочет сломать себе шею». Динамичная композиция «Похищение Прозерпины» хорошо сбалансирована и симметрична. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599--1600, церковь Сан – Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600--01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603--06, церковь Сант-Агостино, -- все в Риме «Положение во гроб», 1602--04 (см. Было от чего прийти в смятение. Это можно наблюдать в сложных купольных формах, выполненных в виде многоярусных конструкций.
В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. По сторонам, где это необходимо, у лестницы нет перил. Изящество в сочетании с математическим расчетом 2.
Во французских словарях слово «барокко» появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Выражение лица нимфы – это трагедия. Мотив витых колонн появляется впервые в готической архитектуре, эта по сути деконструктивная форма используется Бернини и приобретает здесь, в соборе св. Она якобы удостоилась видения: к ней спустился ангел, когда она лежала в постели и пронзил ей живот золотой стрелой, отчего она испытала «сладостную муку». Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680).
«Небесный мир» и «земной мир», «рай» и «ад», «грехопадение», «искушение», «воскресение духа и тела» -- эти и иные категории зримо и незримо присутствуют в картинах Возрождения. Скульптура и вода образуют одно целое. Самая большая из последних работ – часовня Альтиери в Сан Франческо Рипа (ок. Использование перспективных эффектов при создании парадной лестницы Скала Реджа. Его работы отличаются монументальностью, необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (Орфей, Геркулес и Лихас). «Хромоножка» изображен мальчик- калека, просящий подаяние, – уродливый жалкий, простодушно – лукавый и неунывающий. Это противоречило зрительным впечатлениям. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград).
Силуэты фигур очень сложны. В чем здесь дело. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV — французского «короля-солнца» (1665, Версаль) послужил образцом для подражания барочным скульпторам. Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму.
«Экстаз святой Терезы» связан с непростой жизненной судьбой Бернини, которая является хорошим примером образа жизни человека эпохи барокко. Он замышлялся как монументальный навес над могилой Св. Только Гелиос с небес видел, как схватил и забрал под землю красавицу могущественный бог. Творчество Джан Лоренцо Бернини – живописца, архитектора и скульптора.
Градостроительная идея площади собора Св. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии. В соборе святого Петра находятся виртуозно исполненные скульптурные произведения Бернини — алтарная кафедра апостола Петра (1657—1666) с фигурами отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой и масштабностью.
Голова неестественно подвернута назад, рука бессильно вытянута. портреты. Искусство Испании XVII века. Его «Св. В каждом историческом периоде развития искусства видят свое «барокко» — пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Он показал динамизм действий и изменений. «Призвание Матфея» (из цикла для Капеллы Контарелли) Караваджо показывает явление возвышенно- духовного в мир низкой обыденности. Оргаса, религиозные картины, Лаокоон, Толедо в грозу. 1. 9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме.
В конце XVI – начале XVII вв. Парадный портрет (пап Урбана VIII, Иннокентия X Франческо д1 Эсте, Людовика XIV), портретные бюсты (Шипионе Боргезе, Костанции Бонарелли). 1. 2), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. II, раздел «Пористый город барокко: подпочва Неаполя»).
С поразительной остротой передавал он характеры портретируемых. Костюм был подчинен этикету. Он живописно сочетал различные материалы используя росписи, позолоту, мрамор. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг. ) (Рис. Это усложнило политические и культурные взаимоотношения между государствами.
1. 5) — последняя работа мастера. 1674) в Риме. был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви.
Он поцеловал кору, скрывшую тело нимфы и на свою голову надел венок из ветвей лавра. В число лучших его работ раннего периода входят «Аполлони Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623) Бернини заставлял мрамор светиться, что придавало его так называемым «говорящим», в том числе придворным портретам особую жизненность. Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) Бернини считается создателем и выразителем барокко. После бюста кардинала Боргезе Бернини создает еще несколько превосходных портретов, в которых мастерство исполнения соединено с реалистическим раскрытием образа. Терезы») (1645—1652 Рим, церковь Сайта Мария делла Виттория) стала своего рода образцом всей барочной скульптуры.
Это обилие деталей притягивает к себе внимание входящих в церковь. Фасад Иль-Джезу выполнен Джакомо делла Порта. Мастеру было всего 23 года. Терезы). Все соединено в сложном, как бы случайном ансамбле -- порождении природной стихии. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую.
Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. Тем не менее, художники предпочитают писать образы Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя, апостолов или изображать эпизоды евангельской истории (например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи). «Христос под плащаницей», как и вся капелла, — не просто размышление о смерти, а склеп, полный жизни: фигура Христа изображает смерть, но также и воскресение из мертвых, разложение тела, но и вечную жизнь.
Слово «барокко» используется и как метафора в смелых историко- культурных обобщениях: «эпоха Барокко», «мир Барокко», «человек Барокко», «жизнь Барокко» (итал. Большой популярностью пользовалась деревянная скульптура, которая затем раскрашивалась. В поздний период творчества Бернини закончил оформление часовни собора Св. Она вся – порыв вверх, на волю.
Первоначально психологический момент живописных персонажей выражен не очень ярко. Еще в 1904- 1905 гг. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск». Как-то во время прогулки ей приглянулся цветок. Художники идут по пути формальных приемов достижения этих целей. Все вместе дает ощущение неукротимой жизни природы. Петра, отличается от «Св.
2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Портрет Констанции Буонарелли. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. была провозглашена парламентская республика.
Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. Рибера создает обобщающий образ большой художественной силы.
Таковы, например, портреты моденского герцога Франческе дЭсте (1650—1651 Модена) и Людовика XIV (1665 Версаль), в которых тип парадного барочного портрета достигает высшей точки своего развития. Ярким примером архитектуры барокко является его церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634 -1667 гг. ) Для церкви был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Работу «Похищение Прозерпины» следует обходить по кругу, тогда выявится, что с минимальным количеством деталей мастер создал шедевр с абсолютно беспомощной девушкой и непоколебимым в своем стремлении Плутоном. Скульптура и скульптурные фонтаны на площади.
Овальное в плане здание перекрыто куполом. Следует отметить Джованни Лоренцо Бернине (1598-1680), которого считают величайшим мастером всего итальянского барокко. Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов.
Среди них -- знаменитые работы Бернини -- фонтан «Тритон» на площади Барберини в Риме, фонтан «Четырех рек» на площади Навона и др. Она стремилась уподобиться живописи благодаря искусным переходам света и тени. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» – произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля – казались недосягаемыми. Лоренцо Бернини. Сверху помещены шар и крест, поддерживаемые четырьмя ангелами. Портрет Шипионе Боргезе (1632 Рим, галлерея Боргезе)—одно из высших достижений Бернини, замечательный шедевр портретного искусства.
Непреложным становится правило: пространство предшествует изображенным в нем телам и вот таким образом его надлежит размечать на рисунке в первую очередь. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. занимает Караваджо и караваджизм.
В проекте собора Св. Таков был Леонардо -- один из величайших деятелей Возрождения. 6.
Зато они есть в середине, но слишком низкие, чтобы на них можно было опереться. На стенах – мнимые, глухие окна. Возможно, вот таким образом Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко.
В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Это происходит потому, что материал полностью подчинен художественной идее. Караваджо (Caravaggio собственно Мерзи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28. 9. 1573, Караваджо, Ломбардия, -- 18. 7. 1610, Порто-Эрколе, Тоскана) итальянский художник. Культовая скульптура барокко -- это подобие земных страстей и аффектов, окрашенных духовным порывом.
Петра (1624-1633), созданным совместно Франческо Борромини, расположенного в центре огромного внутреннего пространства собора, под куполом, созданным Микеланджело. Работы этого великого скульптора считаются эталонными для всей барочной эпохи. Эль Греко. Однако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали защищать позиции католицизма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспитания человека. Гробницы Бернини в интерьере собора (гробницы пап Урбана VIII и Александра VII) и сложение типологии барочной гробницы. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Виртуозное владение мрамором.
«Мученичество св. Впрочем, такие детали присутствовали и на фасадах зданий. Использование оптических эффектов. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон. Иеронима (1600) и Св.
Личность соизмеряет себя с творческими силами Космоса. Овальное в плане здание перекрыто куполом. В качестве самого яркого образца можно привести пример скульптурной композиции Джованни Бернини «Экстаз святой Терезы». По ее лицу текут слезы.
1. 1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора. 1645) и бронзовая статуя Иннокентия X (1649—1650). Криволинейные очертания овального плана, его динамичная центричность. Учился в Милане (1584--88) у С. Петерцано.
Частное индивидуальное получает характер и значение всеобщего и вневременного. До этого времени человек, к примеру, был совершенно уверен, что Земля — плоское блюдце, а Солнце заходит за его край, отчего становится темно ночью. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями — волютами (итал. Скульптура создает впечатление, что они сделаны из разного материала. Стены галерей стали украшаться полотнами известных живописцев. «Мадонна ди Лорето». богоматерь участливо и ласково встречает паломников на пороге своего дом: выслушивает их мольбу благожелательно и понимающе, с добротой и сочуствием.
В искусстве Классицизма все формы четко определены и отграничены друг от друга.
В картине «Воспитание богоматери»все дышит тишиной и миром домашнего очага, где трогательно нежны друг к другу старики родители и девочка Мария- легенда Священного писания. Отдельные фонтаны: Баркаччо, фонтан Пчел, фонтан Тритон. Иными словами, сама смерть рассматривается как становление (превращение), а не как конец всему. В период, предшествующий взлету рококо, в Мурсии активно работал Франциско Салсильо. Произведения можно рассматривать со всех сторон и всякий раз они будут совершенны.
Но более всего удивляет лестница вестибюля. Достижением художественной культуры Ренессанса является также правильная геометрическая конструкция картины: изображение в буквальном смысле строится (а не рисуется) при помощи тщательно разработанных точных приемов. 1. 3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг. ) (Рис. Своими бедрами и всем телом юная отроковица отталкивается от грозного бога. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы.
Мастера гордятся своим умением уподобить скульптуру живописи. Организация пространства картины призвана особым образом воздействовать на зрителя. В творчестве первого интерес представляют образы Св. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем -- в Неаполе (1607 и 1609--10), на острове Мальта и в Сицилии (1608--09). открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого – «венец Творения» – сам человек. Немецкий историк культуры Г. Вайзе «выводил» стиль Барокко северных стран непосредственно из Готики и считал его «истинным воплощением германского духа» (Gemiit). Полноправным носителем высоких моральных идеалов стал представитель народа. Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг. ) (Рис.
Барочная скульптура Рима: Франческо Моки, Франсуа Дюкенуа, Альгарди.