Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Эмоции даков открыто выступают наружу. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы.
Лицо лишено признаков возраста. Хорошо сохранилась статуя Аполлона. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций. Пеpед храмом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста).
до н. э. – греческими скульпторами. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв. При его наследнике, Александре Севере, окончательно вырабатывается тот новый тип портрета, предпосылки которого наметились при Каракалле— суровая простота стиля, брутальность и открытие характера.
Август-оратор обращается к народу. В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль.
Подобный невысокий декоративный рельеф встречается в эпоху Августа часто. В отличие от погребальных памятников, образцов монументальной этрусской скульптуры до нас дошло намного меньше. Эмоции даков открыто выступают наружу.
Самые знаменитые мастера 17-19 веков брали пример с героического и сурового искусства Рима. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы.
Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Этот приём широко использовался при создании портретов императоров и официальных лиц, чтобы сохранить для истории их подлинные лица. Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его.
Сознание этого глубокого конфликта эпохи, невозможность выразить чувства в материалах пластики придавали художественным памятникам IV в. нечто трагическое. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта.
Моделировка отечного лица с мешками под глазами, глубокими морщинами на провалившихся щеках, прищур, будто слезящихся глаз, редеющие волосы — все обнажает устрашающие признаки старости». Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени.
Храм построен из камня, кирпича и бетона. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Портреты изготовленные для парада. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских.
В римском пантеоне было значительно больше богов, чем в греческой. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова1.
Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. При изготовлении скульптурных портретов меньше внимания уделяется индивидуальным чертам, которые порой выглядят несколько схематично. Скульптор проставляет Августа как героя.
Есть, конечно же и некоторые недочеты в работе мастера над данной скульптурой. Он полон внимания, сосредоточен. Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда. Он молод, но сдержан и умеет повелевать. В их трактовки нет однообразного повторения, создается впечатление массы настоящих волос.
Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. Портреты периода правления Августа близки по образной характеристике. против даков. — периода Римской Республики1 К этому времени Древний Рим окончательно укрепился как могущественное государство. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута. Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой.
Подобные греческие ваяния приобретались вельможами для украшения своих валов. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. В статуарной портретной пластике еще были сильны неримские влияния. В портрете выражен идеал добропорядочного, свято соблюдающего обряды римлянина эпохи республики.
Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Поверхность лиц в мраморных портретах времени Траяна передает спокойствие и непреклонность людей кажется, они отлиты в металле, а не изваяны в камне. н. э. ). В эпоху Возрождения понтифики, кардиналы и представители знати строили дворцы и церкви, украшая их красивейшими фресками, картинами и скульптурами. Энергия, сконцентрированная в человеке, ярко выражена петербургских бюстах: горбоносого римлянина – Саллюстия, молодого человека с решительным взглядом и ликтора». Iв.
В городах распространяется жилая застройка из многоэтажных домов, в то время как обеспеченные слои населения строят загородные террасные дома, украшенные фресками и скульптурными композициями. Этрусские мастера почти не работали в мраморе, являвшемся для греков основным материалом.
Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета». В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
Развитие портрета III века н. э. В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме.
По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Ряд стилистических черт побуждает относить «алтарь» к рубежу 2--1 вв.
до н. э. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Её вылили из бронзы примерно в 170 году.
Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией).
В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). Позже в скульптурах древнего Рима, в частности в портретах второй половины 2 века, чётче прослеживается индивидуализм. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан.
По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска — победителя.
В статуях и бюстах еще сохранялись технические приемы поздних Антонинов, но смысл образов стал уже иной. с пол. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Во II в. до н. э. Портрет являлся методом сохранения истории.
Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга. Характерный стиль исполнения: моделировка лица широкими, мало расчлененными плоскостями с резкой графической передачей деталей.
Как уже всем известно, Ромул и Рем стали создателями так называемого «вечного города». до н. э. В скульптуре позднего эллинизма (в собственно Греции) широкое распространение получила холодная стилизация искусства зрелой и поздней классики, «классицизирующей иеоаттицизм».
Напряжение чувств шумной, живой толпы, а не спокойная строгость персонажей рельефов Алтаря Мира, пронизывает рельефы арки Тита. Представлены сам Август, его жена Ливия, члены императорской семьи. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. С IV в. до н. э. Острота этого контраста выдает руку римского скульптора, как бы ни желая он заговорить вновь на языке классического искусства Эллады. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы.
Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. (Это являлось рудиментом культа предков)3. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Искусство Римской Республики.
Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Римское государство очень сложно. Император был образцом идеала и гуманности. «Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи.
Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом.
до н. э., Капитолийские музеи, Дворец Консерваторов, Зал триумфов, Рим) с инкрустированными глазами, который считается работой этрусского мастера. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв. Ватикан) и Нервы (Рим.
Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ). Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Его звали Каракала. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека.
Памятники римской культуры II-I вв. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Римское искусство закончило огромный период античной культуры.
до н. э., Лувр). Римское искусство закончило огромный период античной культуры. Кстати, для тех, кто не очень осведомлен в исторических фактах будет довольно таки интересно узнать, что весенний месяц март прозван в его честь.
Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали.
В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Их образы являлись очень выразительными. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну.
В высокой оценке античной (т. е. В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в). Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием. Различны позы и драпировка одежды. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов.
На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.
Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. до н. э. Идеи официальной философии стоицизма были проникнуты пессимизмом и разочарованием в земных благах. По-видимому именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий. Оно становится отвлеченным образом иконой.
Длина развёрнутого рельефа около 200 метров. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.
Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Холодноватость и изысканность уточненность подобных рельефов несет в себе ту же рассудочность, что и римский стих и римская проза этого времени. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Они создавали свои статуи из бронзы (бронзовое литье было широко распространено в Этрурии), а также из обоженной и затем раскрашенной глины – терракоты. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос.
Лицо императора и фигура слишком приукрашены.
Его изобразили в обычной и естественной позе. Их образы являлись очень выразительными. Древняя скульптура изображает мрачного тирана.
Например, статуя римланки. По верху алтаря в рельефе изображена торжественная процессия в честь императора. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Разве не было это чудом. Лица участников процессии портреты.
Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum).
В хpаме, как сообщает Плиний Стаpший, находилась скульптуpная гpуппа изобpажающая моpских существ, тpитонов и неpеид, pаботы знаменитого гpеческого скульптоpа Скопаса. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. К четвертому веку античное равновесие между телом и духом было нарушено в пользу последнего. Статуя как и греческая была раскрашена.
Стилю императорских портретов подражали и частные. Но главное завоевание в скульптуре этой эпохи – реалистический скульптурный портрет. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца).
Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики.
Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи7 (недоступная ссылка). Нерон всех держал в страхе.
Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия».
Люди в те времена ценили точность и объем форм при строительстве. Фактически, за сто лет (начиная с 490 г. до н. э. ), греческие мастера совершили эволюцию от архаичных четырехфасадных изображений до великолепных статуй, до сих пор восхищающих нас своим совершенством. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя.
В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй).
05. IIIв. Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). Это обстоятельство на фоне общего документального точного рассказа особенно заметно. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого.
Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э»1 При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности.
Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Сохранились рельефы, украшавшие этот алтарь. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Налицо подражание греческим портретам. Яркость характеристик образов и экспрессивность присущи искусству этрусков. К республиканским портретам относится и статуя римлянина, совершающего жертвенное возлияние.
В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные), по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. Рим – не исключение. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте он словно появился в одежде полководца перед своими легионами.
Художник – это исследователь людей. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Его изобразили в обычной и естественной позе. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком.
Римская скульптура- это не только изображение богов и императоров во весь рост. В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде.
Наиболее значительные и ценные памятники римского скульптурного портрета времени поздней республики возникли на основе слияния традиций «старорисмкого» портрета, с его стремлением к протокольно точному, веристическому воспроизведению внешних особенностей человеческого лица и традиций эллинистического портрета, внесших в эти образы не только чисто формальное мастерство исполнения, живописно пластической лепки формы, но и элемент патетики интерес к передаче характера человека. вере в одушевление природы. до н. э. ). Его изобразили в обычной и естественной позе. И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив.
Очевиден диссонанс между идеализированным классическим телом и портретной головой пожилого мужчины. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров.
Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. В римских скульптурных мастерских всю работу выполняли греческие мастера. Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ.
Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм6. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Это воздействие обнаружилось в период принципата Августа. Не зря древняя поговорка гласит, что все дороги ведут в Рим. Этот факт является достаточно справедливым, ведь римские мастера в своей практике часто копировали ввозившиеся в страну греческие оригиналы. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке.
При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. – греческими скульпторами.
до н. э. весьма не многочисленны. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. Даже дети, присутствующие при церемонии, показаны с трепетной точностью.
Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Марс разгневался на поступок людей и уничтожил все поля с урожаем.
В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты. Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков.
– М. : Высшая шк., 1990. Состоятельные римляне порой заказывали статуи, представшие их с портретным бюстом предков. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
С 40-х гг. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.
Большая часть скульптур назвать римскими можно лишь условно. При этом в Риме спрос на скульптуру был огромным, что отчасти диктовалось особой любовью римлян к предметам старины и желанием пышно украсить свои интерьеры.
Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица. В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон. Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй.
Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков – защитников очага. Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е. Таким образом, достигалось оптимальное сходство. Это люди-победители. до н. э. ".
Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Слишком много крови пролил он за время своего правления. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Широкое распространение в первый период расцвета искусства Империи получила, однако и камерная скульптура — украшавшие интерьеры мраморные статуэтки, довольно часто находимые во время раскопок Помпеи, Геркуланума и Стабии.
Старались выделить лишь самые основные черты. Древняя скульптура принадлежит одному мастеру, но у него было много помощников, которые изучали эллинистическое искусство различных направлений. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета.
В эллинистический период наряду с драматическим, реалистическим воплощением глубоких и существенных психологических состояний (например, портретная статуя Демосфена, 3 в. до н. э. ) была широко распространена, особенно во 2--1 вв. Шерсть просматривается только на шее и на спине. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее.
Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности. В руках у него чаша с жертвенной влагой, которая проливается на землю. Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров.
Ватикан), убеждает, что уже в статуе Тиберия, сохраняющей классицистическую трактовку лица изменилось пластическое понимание форм. В статуе, найденной в Риме, Август показан полководцем, выступающим перед войсками.
Т. н. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться.
Каракала, заняв трон отца, убил брата. Появлению первых скульптурных портретов римляне обязаны культу предков, который был среди них весьма распространен. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук.
Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре Римской волчицы. Провинциальное искусство поздней античности — и есть искусство подданных.
Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Император, тем не менее изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным. Пушкина в Москве. В скульптурах Мирона уже нет ничего от архаики, что наглядно демонстрирует его «Дискобол» – подобно пружине закрученная фигура, готовая в любой момент распрямиться и послать диск. «В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером).
Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться.
«Война картин и статуй» – так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль. И сколько была жива римская идея, столько в ней не утрачивалась художественная мощь. Используя созданные греками образы для многих великолепных произведений искусства, римляне или искажали события в угоду своим властям или вовсе не придавали им большого значения. Примером служит портрет Филиппа Аравитянина, где монументальная выразительность достигалась по-новому. «Голова Брута» (1-я пол.
Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Эти особенности ярко выступают также в многочисленных портретах любимца Адриана Антиноя.
она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры.
Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически. Гигантские статуи — «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина — лицом и позой скорее боги, чем люди. Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации». Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом.
Нередко зрителям демонстрировались цирковые номера, театральная пантомима и сольные или групповые танцы. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах. Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека.
Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Арка украшена рельефами, на одной из которых изображен триумфатор, сопровождаемый воинами, на другом – торжественное несение трофеев, захваченных в богатых храмах Иерусалима. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Волосы передаются прямыми линиями, прочерченными в глине, черты лица крупные и грубоватые, большой нос и плотно сжатый рот с узкими губами. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Наверное именно после этого легендарного факта, Марса стали олицетворять как Бога войны. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. и сер.
В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Греция не составляла исключения в этом отношении. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.
Такие скульптуры изображают охрану чего либо. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что, как известно, является традицией греческого искусства, условно представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек.
Расположенными к людям считались мацы – души умерших, гении – духи – покровители мужчин, лары – хранители домашнего очага и семьи, пенаты – покровители дома и всего города. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. В годы зрелой иПозднейреспублики формировалисьразличныетипы портретов: статуи римлян, закутанных втогу и совершающих жертвоприношение, полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов, знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках, ораторов, выступающих с речами перед народом. Искусство портрета испытавшее в годы раннего Адриана своего рода кризис в связи с сильными классицистическими веяниями времени, вступило при поздних Антонинах в период расцвета, какого оно не знало даже в годы Республики и Флавиев. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, стеклодувы и керамисты. Это считалось престижно, достойно.
Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. является подлинно реалистическим.
Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Не менее яркой историей обладает и храм Сатурна, который неоднократно разрушался и отстраивался вновь. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Узкая полоска фризы заполнена фигурами её участников. Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный. Два десятилетия портретисты снова изображали римлян со вьющимися волосами и курчавыми бородами, стараясь хотя бы в художественных формах возродить старые манеры и этим напомнить о былом величии пластики.
Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. По этой причине для портретов эпохи Августа характерно впечатление сдержанной суровости. Скульптура Рима добилась удивительного реализма. Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения.
Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Конечно, характеристика Древнего Рима, а точнее сказать той его области, которая относится к искусству, до сих пор не представлена в полном объёме.
Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый – в Лувp. Скульптура Римской Империи. Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях иногда кажущаяся чрезмерной. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее.
К концу - началу V века, древняя скульптура Рима очень сильно изменилась. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
Римское искусство – последний этап античного искусства в критический период развития рабовладельческого общества искусство колоссальной державы, раскинувшейся от Геркулесовых столпов (современный Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге. Эта голова, несомненно, восходит к портретам «старых римлян» с их жесткостью, но, основываясь на традициях греческого искусства, афинский мастер сумел придать большую достоверность и естественность этим резким и жестким деталям. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). Полководцы, богатые вольноотпущенники, ростовщики старались всем — позами, движениями, манерой держаться походить на правителей скульпторы придавали посадке голов горделивость, а поворотам решительность, не смягчая, однако, резкие, далеко не всегда привлекательные особенности индивидуального облика после суровых норм августовского классицизма в искусстве начали ценить неповторимость и сложность физиономической выразительности. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Одним из первых был здесь "отец истории" Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта.
Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее. В их число входят бронзовая голова мальчика (к. У ног Августа расположился Амур, сын богини Венеры, от которой, по приданию, вел свое происхождение род Августа. С конца III в. до н. э.
Эмоции даков открыто выступают наружу. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния.
Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Траяна изображали девяносто раз. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция.
Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Появляются и крепнут мистические настроения, все более распространяются суеверные слухи и учения, восточные культы проникают в Рим и в римскую религию вместе с усиливающимся христианством. Искусство портретов перешло к римлянам из Греции, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род — бюст. Траяна изображали девяносто раз. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность.
является эпохой распада и деградации, но одновременно для изобразительного искусства это время стало чрезвычайно продуктивным. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Пример – могущественная статуя императора Константина. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. С древних времен в столицу Империи свозили шедевры творений человеческих рук. Римляне очень любили позировать художнику. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Здесь нет пластической свободы, характерной для греческих рельефов.
Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту. «Я взял Рим глиняным, а оставлю его мраморным», заявил Август в конце своего правления. Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного. Вероятно, работой греческого мастера является превосходная голова из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Большого мастерствадостигли древние римляне в портретном искусстве, развитию реализма которогоспособствовало то, что древние римляне снимали восковые маски с лиц усопших. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет.
Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства»6. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Римская империя распадается. По его приказу двух братьев было велено бросить в речку, но Боги их помиловали.
Взгляд казался рассеянным и мечтательным, господствовало покорное подчинение высшим, не вполне осознанным таинственным силам». Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг. Для истории Римской империи смутное время III века н. э.
Портреты периода правления Августа близки по образной характеристике. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений, да римляне к этому и не стремились. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале. до н. э., Флоренция, Археологический музей). Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань.
Римский скульптурный портрет и его стиль изменялся вместе с изменением мироощущения эпохи. Стилю императорских портретов подражали и частные. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Власти бесстрастной, недоступно высокой и непреклонной. Особого блеска во 2 в. достиг рельеф.
Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация города.
Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Кстати, сюжет рельефа порождает споры, связанные с датировкой. Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Шерсть Капитолийской волчицы в Риме как будто бы выстрижена, сделано это для того, чтобы показать очертания ребер в точности. с. 264.
Мастера 1 в. до н. э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности. Кожный покров становился плотнее, рельефнее, скрывал отчетливую в республиканских портретах структуру головы. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. Современная наука указывает несколько причин.
В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело.
Лишь спустя какое-то время римские скульпторы стали наделять свои статуи характерами или особенными чертами. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно).
Скульптурный портрет со временем меняется. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. В толще постамента помещалась урна с прахом Траяна рельефы парооского мрамора, обвивающее непрерывной лентой колонну во всю ее высоту, в двадцать семь метров, рассказывали о походах триумфатора на Дакию, прославляли победу римского оружия. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений.
Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских». начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н. э. ), датиpуется 35-32 гг. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков и вот таким образом было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Портретная голова пожилого императора посажена на молодое тело могучего бога.
На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Но что породило мысль о "чуде".
В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства).
Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством. «Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской.
С 80-х годов 1в. «Наша страна, говорил римский сатирик Петроний, до такой степени загромождена богами, что у нас легче найти бога, чем человека». Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Скульптурный портрет со временем меняется. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна).
Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос. Изображение зрачка становится общепринятым.
С конца III в. до н. э. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров.
Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим.
Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Но ему это не помогло. С конца III – начале IV в. римские портреты сильно изменились.
В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил. 63). Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Их изображения – своего рода парад высоких качеств. до н. э.
В архитектуре доминируют арка, свод и купола. до н. э. весьма не многочисленны. Документальная точность изображения — (verus — истинный), так называемый веризм не уравновешивалась тогда ещё облагораживающим греческим воздействием. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Постепенно их все больше интересовали не индивидуальные черты, но те порой неуловимые настроения, которые уже трудно было выразить в камне, мраморе, бронзе.
Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Скульптура полностью отражает мощь римской волчицы. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее.
Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. сосуществовали языческие и христианские сюжеты. Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства.
В большинстве случаев – это надгробные стелы. В портретах сильных и волевых людей республики запечатлены напряженные, суровые характеры современников и участников ожесточенной, охватившей все слои общества политической борьбы, кипевшей на Апеннинском полуострове.
Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Ранняя римская религия была анимистической, т. е. Амулий не как такого не ожидал и разгневался на девушку.
Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е.
Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер. Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Создавались как бы типичные эталоны. Вот таким образом учиться римским скульпторам было, в общем-то, не у кого. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Лицо императора и фигура слишком приукрашены.
В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. Древняя скульптура здесь отличалась конкретностью и чрезвычайной выразительностью.
Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. Маски хранили у домашнего алтаря. Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. (сp.
И только в период ранней классики (490 – 450 года до н. э. ) появляется многофасадность, когда статуя обрабатывалась по кругу и рассмотреть ее полностью можно было только с нескольких позиций, а статика уступила место динамике. Ватикан) и Нервы (Рим. Самое удивительное, что, сохраняя общий стиль, фигурки не повторяют друг друга.
Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Кубический постамент колонны украшен рельефами изображающими военные трофеи.
По этой причине для портретов эпохи Августа характерно впечатление сдержанной суровости. IV— н. IIIв. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам.
Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Памятники римской культуры II-I вв.
Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Ярким экземпляром этого времени стал памятник Константину I, в скульптуре которого создателю удалось передать образ обожествленного императора.
Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Более значительна по художественным достоинствам голова жреца (на его сан указывает венок или повязка на бритой голове), найдена при раскопках на Афинской Агоре и хранившейся в музее Агоры. Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. На барельефе изображено около 2. 500 фигур. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения.
Мастера 1 в. до н. э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи.
Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Одно умиление, другое смехом как бы снимало напряжение, сопровождавшее жизнь простых людей в сложных условиях эллинистических монархий. Искусство возносит власть на недоступную высоту, делает её божественной и вечной.
Это было граничит с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения. Памятники римской культуры II-I вв. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Величественный стиль Фидия идеальная атлетическая красота статуй Поликлета лучше всего подходили для выражения новых идей.
На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Прославление божественного Августа, воспевание римского мира идеализация старины становятся главными мотивами творчества римских поэтов и художников. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Изображено много сенаторов, знатных римлян.
Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства. Они питаются молоком волчицы и являются сыновьями Марса – бога плодородия и достатка.
Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Стоит обратить особое внимание на форму ушей волчицы. Её вылили из бронзы примерно в 170 году. Вот таким образом такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца.
Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. Сдержанность и официальность позы кумского Августа сменило свободное, непринужденное положения тела, мягкая трактовка объемов, не противопоставленных пространству, но уже слитых с ним. Право на такую «привилегию», как создание посмертного портретного изображения имели только обладатели верховной власти, так как политической властью наделялись не только люди, выбранные народом, а прежде всего те, кто имел религиозные отличия. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Резко повернутая голова хищных животных встречалась не один раз ранее.
В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Злая сатира проявлялась и в натуралистических статуэтках пьяных старух и стариков. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Император был образцом идеала и гуманности. Глубина психологической характеристики достигается не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных определяющих черт личности. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. С обстоятельностью очевидца повествует мастер о войне с даками. В изображении ее вьющихся локонов скульптор отошел от плоскостности, заметной в портретах Домиции Лонгины.
Подобно тому, как культ личности в период республики привел к индивидуализации скульптуры, назначение личности в III веке привело к новому этапу развития. Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Линии стали суше, жестче, однообразно повторяются складки одежд. 100г.
Римские скульптуры намного отличались от греческих. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. до н. э. весьма не многочисленны.
«Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи»1. Документальная точность изображения — (verus — истинный), так называемый веризм не уравновешивалась тогда ещё облагораживающим греческим воздействием. Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.
В женских портретах этой эпохи запечатлены сложные прически в виде валиков волос, например из заплетенных косичек, которые передаются графичными линиями. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. выше). Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж).
Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Наряду с сохранившимися традициями позднего эллинистического портрета, несомненно доминирующими в этой области искусства, сюда проникают традиции «староримского» направления. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Самая известная статуя этого периода статуя«Августа из Прима-Порта».
Лицо лишено признаков возраста. Удались мастеру также и лица, особенно выразительное, плутовское лицо бога Гермеса. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения.
Римская доля, внесенная мастерами этой страны в сокровищницу мирового искусства, напрямую связана с римским скульптурным портретом. Доказательством служат несколько памятников, происходящих из Греции и по характеру работы и материала являющихся произведениями местных скульпторов. Дело в том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть как можно более похож на оригинал. Люди уходят из Рима, переезжают на новые места в поисках утраченного благополучия. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности.
Изваяние капитолийской волчицы, связанное с легендой об основании Рима двумя близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей, было исполнено этрусским мастером. Сущность искусства в целом и скульптуры, в частности, Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях этого времени. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Многие специалисты, занимающиеся изучением древней скульптуры, утверждают, что «римский стиль» в этой сфере искусства не существовал в чистом виде.
Столь же выразителен портрет императора Каракаллы. Это воздействие обнаружилось в период принципата Августа. На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа.
Росписи первого типа конструктивны, подчёркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. Прическа и лица с удлиненным овалом, прямым носом и маленьким ртом, очевидно, представлениями того времени о красоте, утонченной изысканной и даже немного жеманной. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта.
Его образ символизирует силу и мощь державы, который, как считали, был предназначен руководить другими народами. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Намеки на глубинную одухотворенность мраморной массы отзывались на поверхности в задумчивости взглядов, подвижности прядей волос, трепетности легких изгибов бороды и усов. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема.
Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Начиная с Константина портрет порывает с традициями реализма, лежавшими в основе всего предшествующего развития римской портретной скульптуры.
Немецкий ученый Адольф Фуpтвенглеp отнес мюнхенские и паpижский pельефы к декоpу алтаpя Домиция Агенобаpба. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Но в надгробных портретных изваяниях их было меньше. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии.
В Ватикане есть новая галерея, в которой, кажется, Пий VII собрал огромное количество статуй, бюстов, статуэток, вырытых в Риме и его окрестностях. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии.
Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым.
Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами.
«Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе.
Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов. Стена разделена по высоте на два яруса. Задача искусства любой империи – возвеличивать императора и державу.
При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). В некоторых местах статуи четко просматриваются элементы позолоты. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. до н. э., линия патетически приподнятой, эмоционально-интенсифицированной, несколько идеализованной трактовки портрета (пергамская школа).
В поздних памятниках этрусских скульпторов получают отражение римские идеи и темы. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема.
Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев. Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих.
Их образы являлись очень выразительными. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим".
н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Его образ символизирует силу и мощь державы, который, как считали, был предназначен руководить другими народами.
Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. За свою долгую историю камея сменила много владельцев. В траурных процессиях родственники несли маски предков, казалось, что в похоронах участвуют все старейшины рода. Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит.
Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами. н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. Образы передавались глубокими с практически грубыми линиями, в которых нет места детальной моделировке поверхности.
С конца III в. до н. э. Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации.
«Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения»1. Мастер словно опасаясь забыть показать на фризе какуюнибудь важную персону. Траяна изображали девяносто раз. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой.
Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах. В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты. С IV в. до н. э. Траян был изображен 90 раз. Траян был изображен 90 раз. Следующий период начинается с правления Диоклетиана.
В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. к примеру портрет императора Вителлия). Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э.
Пол храма выложен мраморными плитами. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. Завитки локонов пышной короной украшают голову римлянки. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками.
В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. является подлинно реалистическим. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Уже в VIII—VII веках до н. э.
Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в. до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Скульптура тетрархов доказывала конец эллинского образца красоты. Это дело художника.
Сильное воздействие на раннее римское искусство оказало могущественное племя этрусков, живущих по соседству с Римом и отличавшихся высокоразвитой культурой и искусством. На протяжении многих веков Рим является центром мирового искусства. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. В изображении ее вьющихся локонов скульптор отошел от плоскостности, заметной в портретах Домиции Лонгины. Великолепен портрет ростовщика из Помпей.
Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. С IV в. до н. э. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя.
В скульптуре древней Греции изображая образ великих полководцев, литераторов, политических деятелей, греческие мастера стремились создать образ идеальной, прекрасной, гармонически развитой личности, которая была бы образцом для всех граждан. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков и вот таким образом было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов.
греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Но на самом деле, особенно с распространением христианства, утверждается точка зрения «подданного», который в истории больше терпит, чем действует.