Скульптору нередко заказывались портреты, в мастерстве создания которых Бернини все больше совершенствовался. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурами, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие.
Констанца Бонарелли (Constana Bonarelli) была возлюбленной Бернини, но изменила скульптору с его младшим братом Луиджи (Luigi. ). Джованни Лоренцо Бернини (15981680) великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель итальянского барокко. Бернини — крупнейший скульптор и архитектор ИталииXVII века, наиболее яркий представитель итальянского барокко. Бернини женится в мае 1639 года на двадцатидвухлетней женщине, которая родиласкульптору 11-ть детей, в том числе Дименико, который позже первым занялся биографией своего отца.
Зеркало держал патрон Бернини, Кардинал Барберини, в то время как 24-летний скульптор вырезал лицо Давида. «тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – так сказал о нем один из римских пап, которых великий скульптор пережил (всего на его веку сменилось восемь понтификов). Архитектурные сооружения Бернини подчинялись тому же стилю, в котором создавались все другие работы скульптора.
Говард Хиббард известный искусствовед, приходит к выводу, что в семнадцатом веке «не было никаких скульпторы или архитекторы, сравнимых с Бернини», что подтверждается масштабом произведений мастера, его инновационным подходом к созданию скульптур, архитектурным талантом. Его отцом был Пьетро Бернини, талантливый скульптор-маньерист родом из Флоренции, а матерью Анжелика Галанте, неаполитанка.
Один из самых знаменитых фонтанов Рима. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной.
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Существовала даже версия, что юноша является автопортретом, по аналогии, как это было с другим известным шедевром «Больной Вакх», когда Караваджо, не имея возможности заплатить натурщику, срисовал для картины своё зеркальное отражение. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Самого Бернини искусству ваяния обучал отец, но очень быстро ученик превзошел учителя. Порой кажется, что герои живут, дышат, разговаривают, жестикулируют иногда даже «выходят» из своих обрамлений и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шёлк рубашек, материю плащей.
Но Бернини изобразил Давида не как олицетворение абсолютного подвига, а как само напряжение этого подвига, в действии во всём его драматизме – это одна из отличительных черт барокко. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Дафна превратилась в лавровое дерево.
На иллюзорно трактованных рельефах боковых стен капеллы расположились, как зрители в ложе театра, смотрящие и беседующие между собой члены семьи Корнаро, один из которых был заказчиком алтаря и капеллы. Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини.
В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом». Вопрос решился сам собою.
Интерес к Бернини вновь вырос. Ещё одна работа Бернини, знакомая по Ангелам и демонам. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Наша справка. Барокко (итал. С её уст срывается крик сладостной муки. Адольф пытался спрятать Копье.
Петра. Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ).
Соединив классическое великолепие скульптур Ренессанса и динамичную энергию периода маньеризма, Бернини создал новую концепцию для религиозных и исторических скульптур, наполненных драматическим реализмом, волнующими эмоциями и с динамичной сценической композицией. Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Терезы». Но оно ли это, так и остается загадкой.
Как наиболее подробный рассказ и единственный исходящий непосредственно от члена семьи художника, биография Доменико, хотя и опубликована позже, чем биография Балдинуччи, тем не менее представляет собой самый ранний и более важный полнометражный биографический источник сведений о жизни Бернини, даже если автор идеализирует субъекта и пытается представить в позитивном свете ряд нелестных фактов о его жизни и личности. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Петра «Кафедре св. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны.
Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству. Позже было решено, что именно такой контраст и был целью Караваджо.
Ее торжественный приезд в Рим отмечен памятной надписью на обновленной по этому случаю мастером Бернини Порта дель Пополо (слева). Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Насколько компактно и энергично слились здесь элементы природы с искусством, как победно трубит в свою раковину тритон, выдувая упругую и сильную струю воды, а символические приметы папской власти — тиара и райские ключи — незаметно укрыты под сенью огромной чаши.
По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. Сант-Андреа, как и площадь Святого Петра— в отличие от сложных геометрических ухищрений соперника Бернини, Франческо Борромини— сосредотачивается на простых геометрических формах, окружностях и овалах, создавая духовно насыщенную обстановку39. Начало галереи было положено частной коллекцией кардинала Сципиона Боргезе (1577–1633), страстного коллекционера, почитателя предметов искусства и живописи. Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг.
Впрочем, Франко Мормандо отмечает, что это всего лишь одна из многочисленных легенд вокруг Бернини и решительно отвергает саму возможность реальных оснований под ней59. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др. ). В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини.
На массивный цоколь из чёрно-белого мрамора и жёлто-красной яшмы мастер водрузил четыре бронзовые статуи дискутирующих «отцов церкви». В ход шли и подкуп и шантаж и грабёж. «Давид» Бернини еще один пример этого. Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Они-то и вернули его в Вену. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva).
Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Современники его были поражены ощущением живой плоти и необыкновенной иллюзией жизненности, присущими его скульптуре. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне.
Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной. Тритон трубит в рог и струя воды наполняет чашу фонтана. Как и при Урбане VIII, он обрел полное покровительство Папы исполнив невероятно большое количество заказов понтифика. Петра для римского собора св.
В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах подземного мира. Образы каких мифологических героинь воплотил в своей картине художник. Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника. Здесь находится еще — бюст-аллегория «Проклятая душа» (1619). Донателло, Верроккио, Микеланджело и наконец Бернини.
Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Часто можно услышать историю, о том, что Бернини специально изваял одного из речных богов неодобрительно взирающим на близ расположенную церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, фасад которой был спроектирован Франческо Борромини извечным соперником Бернини. Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека. «Превосходный человек, совершенный ум, рожденный по воле божественного провидения и для славы Рима», — так отзывался о нем один из его могущественных заказчиков Папа Урбана VIII.
Но когда мы движемся вперёд и поворачиваемся к скульптуре анфас, выражение меняется. Этот классический сюжет включен в Метаморфозы Овидия. И это ему удалось. Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. Со временем истина была открыта.
Такого эффекта Бернини достигает за счёт движения теней по скульптуре. Во время полного драматических событий путешествия Эней попадает в Карфаген, где его надолго задерживает гостеприимный прием и вспыхнувшая к нему любовь царицы Дидоны. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.
Терезы. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». Спрашивала подруг, но никто не видел её. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини.
Плутон влюбляется в нее и пытается унести ее в подземный мир. Ее левая рука толкает его лицо, а правая поднята вверх. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли.
Он считал, что искусство должно быть граничит с выражением действия и эмоций. В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652). Тектоническая ясность объёмов исчезает, формы становятся мягкими и текучими, как живописный мазок. Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. Мягкость шелка и трепет волос, теплоту тела и шелест листьев мог передать он в нем.
Называется она Экстаз св. Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы. Бернини изображает эту историю в ее самый кульминационный момент.
Талант его проявился довольно рано: уже в возрасте 8 лет, когда он сопровождал своего отца в Рим, на него обратили внимание художник Аннибале Карраччи и папа Павел V. В дальнейшем ему покровительствовал богатый и могущественный кардинал Боргезе. Первые работы Бернини были созданы им в подражание классической скульптуре Древней Греции и Рима. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Зачастую он работал чисто интуитивно.
архитекторов и всех тех, кто был связан с архитектурой по ведомству Кольбера, возглавившего в качестве верховного администратора всю строительную деятельность государства. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. В оконном проеме парит голубь как символ святого духа, указующий дорогу последователям св. Но не тут-то было.
Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам. Площадь перед собором особенно отчетливо выявляет архитектурный гений Бернини, его способность моделировать пространство. Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. Вскоре повстречал прекрасную Дафну Аполлон и полюбил её. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город».
Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. В 1606 г. отец взял Джана с собой в Рим, где работал над несколькими проектами в папских залах Ватикана. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16.
Сюжетом «Аполлона и Дафны» является широко известный мифологический эпизод. Но Дафна, лишь только увидела златокудрого Аполлона, тут же пустилась убегать. Бернини бросил вызов камню и победил. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе. Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св.
Балдахин Святого Петра был центральным элементом его амбициозного плана по украшению недавно законченного, но ещё не декорированного собора Святого Петра. ) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть. Именно этот бесценный опыт послужил движущей силой для развития таланта молодого мастера. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ).
Очень реалистично также выглядит захват пальцев жертвы. И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине.
Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Лишь только сказала она эти слова, как тотчас онемели её члены. Иоанн Златоуст и св. Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого.
Выбор именно этого сюжетного момента позволяет Бернини показать юношу в наиболее напряжённый момент схватки — с лицом, полным ненависти к врагу, в предельно резком развороте корпуса, склонённого и изогнутого. Как «светский» скульптор Бернини — прежде всего автор многочисленных портретов. 1598, Неаполь, – 12. 11.
Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. Скульптора изображает библейского героя Давида, готового швырнуть камень в Голиафа.
Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Так, на площади св. Вот таким образом специальной комиссией было принято решение разрушить башни.
Предметом спора было также и кто позировал, кого изобразил художник. Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды. Кончики ее рук начинают превращаться в ветви и листья. Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима. Замерла жизнь на земле. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией.
Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана. Это также можно увидеть в драпировке одежды героев. Бернини превзошел самого себя, объединив в этом творении скульптуру, архитектуру и изобразительное искусство. Также в римском музее хранятся еще две знаменитые статуи Бернини «Аполлон и Дафна» (1624) (одно из самых лирических его произведений) и «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного».
Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. В 1655 г. избран новый папа Александр VII (Фабио Киджи) потомок известной династии банкиров Киджи из Сиены. Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом».
Бернини в своем творчестве не следует полностью античным принципам построения четкой композиции, как это было свойственно художникам раннего Ренессанса, а привносит свои эффекты: динамизм, пластичность форм использование окружающего контекста для придания большей выразительности своим произведениям. Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. Афанасий, св.
Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Голова немного откинута назад, буйно вьются кудри, живые и задумчивые глаза устремлены мимо зрителя, всё в его образе говорит о непокорной и самобытной натуре. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию.
Первый биограф мастера Филиппо Бальдинуччи писал, что благодаря ему «куски мрамора обладают дыханием и даром речи». В 1930-е гг. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками). Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос. На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна.
Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Легенда гласит, что Прозерпина, дочь Цереры (богиня урожая и плодородия), собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил Плутон, бог подземного царства мёртвых. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. В боковых секторах находятся фонтаны. Но в то же время они полны особой энергии, приподымающей их над обыденной жизнью. Статуя Святого Себастьяна предназначалась для личной часовни Барберини в базилике Сант Андреа делла Валле в Риме и была установлена в том месте, где, по легенде, обнаружили вынесенное Клоакой Массимо тело этого христианского мученика.
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады. Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. В этом отношении особенно хорош фонтан «Тритон», бьющий на площади Барберини. Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный.
«Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Кстати, это не единственный автопортрет скульптора в галерее. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Сколько ни уговаривал её Аполлон остановится, нимфа бежала лишь ещё быстрее. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела.
Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект. Папа принял решение уничтожить башни. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь.
Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости. С большой силой грандиозность и живописность барочного видения выражены в работе Бернини, предназначенной для кафедры римского собора Св. Петра (1656–1665). Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы. У ног Плутона восседает Церебус — трехглавая собака, которая охраняет вход в Аид.
Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры. Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. «Экстаз св.
Чувственность и одухотворённость в произведениях Б. нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию ("Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. Вместе с тем девушка, становящаяся неподвижным деревом, ещё полна жизни, а всё её существо ещё проникнуто страхом перед преследователем — повернув голову, она видит его совсем близко за собой и как самый резкий контраст картине «одеревенения» зритель видит открытый рот нимфы испускающий крик мольбы и отчаяния. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку.
Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск. Его гений был реализован в молодом возрасте, так как его отец был нанят папской семьей.
В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. Бернини ответил уклончиво. Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Петра в Риме по проекту Бернини.
Бернини сильно переживал и перестал есть. Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера.
В «Экстазе св. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII). Скульптурная группа включает в себя коленопреклонённого Александра, четыре женские фигуры изображающие добродетели, свойственные усопшему при жизни и Смерть с песочными часами в руках49. Выходит, это всего лишь копия. Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр.
Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.
Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания.
Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. У всех трёх статуй различная анатомия, соответствующая их телосложениям и возрастом, что позволило Бернини продемонстрировать весь свой талант в создании текстур кожи (бархатистой для ребёнка, упругой и подтянутой для легендарного воина и морщинистой для старика). Рот Дафны открывается, чтобы испустить крик бедствия. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини.
Кора покрыла её нежное тело, волосы обратились в пышную листву, а руки, воздетые к небу, стали ветвями. Словно из театральных лож из ниш стены церкви на творение Бернини будто взирают статуи представителей семейства Карнаро. Она легко просматривается, если внимательнее рассмотреть все три фигуры.
Это видно на ее руках, ногах и теле. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии.
Правда, по более общепринятой трактовке задумчивая, уравновешенная и роскошно одетая красавица представляет «любовь небесную», а пламенная обнажённая Венера — «любовь земную». Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Его творчество отличало сочетание религиозных чувств и человеческих страстей, эстетика его произведений была подчеркнуто театральной, яркой и выразительной.
Кажется, что из ее полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки. Давид был любимым героем скульпторов Возрождения. Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе. Страх и отчаяние можно увидеть на лице Персефоны.
Будь вечно молодой. ». Левая рука Аполлона решительно простирается вперед. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери.
На картине изображена девушка, чьё имя доподлинно неизвестно. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. «Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни. У Испанской лестницы, выстроенной в XVIII веке, стоит самый ранний из фонтанов Бернини — наивная и маленькая «Баркачча», словно причаленная к её подножию. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор.
Услыхала крик Прозерпины Деметра. Пожалуй, лишь, приобретающая классицистический вкус Франция не приняла его искусство. Столицей нового стиля стал Рим, а «лицо» Рима эпохи барокко создал Бернини, которого можно смело назвать «главным режиссером» этого великолепного спектакля.
Скульптурная группа выполнена в очень высоком рельефе. Только вскрикнуть успела Прозерпина. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции.
Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви.
Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении. драгоценнейшее наследство. Это можно увидеть в перекрещивающихся линиях движения рук и ног Персефоны и Плутона. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Лестница создана с использованием приема искусственной перспективы в 1666 г. Нижние марши лестницы, сужаясь идут по прямой, являясь продолжением правого коридора площади святого Петра.
Он является автором множества портретов. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом.
Английские тележурналисты уже побывали в Вене и в Риме, где хранятся реликвии, которые считаются Копьями Лонгина. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. На примере «Св. Терезы» хорошо можно видеть тот живописно-картинный подход к скульптуре из которого вытекает своеобразие пластической манеры Бернини. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации.
Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Вот таким образом талант Джан Лоренцо она сочла весьма полезным. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).
Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Бернини снова использует движение и эмоции, чтобы во всех подробностях рассказать историю. Прежде всего, до сих пор ведутся споры, кто эти прекрасные женщины.
После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Движения, жесты выражения лиц повторяли то, что создавалось на сцене.
Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». Престол приподнят учителями греческой и римско-католической церкви – соответственно св. Тем не менее, репутация Бернини была серьёзно подорвана и в феврале 1646 года его противники убедили папу отдать приказ о сносе башен, что навлекло на Бернини большое унижение и серьезный финансовый ущерб. Петра» (1656—1665).
Еще с 1656 года он начал работать над монументальной композицией, Площадью Святого Петра — большой эллиптической площадью и раскрывающей свои объятия коллонадой в передней части церкви. Гибель грозила всему людскому роду.
Великолепно сделанная для Маффео Барберини скульптура привлекла внимание кардинала Шипионе Каффарелли-Боргезе. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения.
Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств.
Петра. Порою кажется, что скульптор не высекает, а лепит из мрамора, который под его резцом принимает самые причудливые формы. После входа в комнату зритель видел лишь спину и плащ Аполлона. По этому поводу существуют разные мнения.
Они горячо обсуждают открывшееся перед ними мистическое событие изображающее херувима со стрелой, направленной в сердце Святой Терезы, которая получает от этого действа поистине божественный экстаз. Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам. А говорить о них можно очень долго. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Вилла принадлежала некогда могущественной семье Боргезе. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее.
В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. В то же время ее лицо преображается, когда руки и пальцы приобретают необычные формы. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора.
Не было плодов в садах и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Архитектура барокко — пышные декорации.
Там он и застал Луиджи с Констанцией. Однажды Аполлон встретил Дафну и тут же горячо полюбил ее, но прекрасная нимфа, как только увидела златокудрого бога, бросилась от него прочь. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.
Дафна оказывается спокойнее, чем показалось, а на лице Аполлона проступает ужас и отчаяние. Ещё выше клубятся облака. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Веки св.
Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652). Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. Находится в римской Галерее Боргезе.
церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы Иннокентия Х, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. И все эти чувства бесподобно изображены Бернини.
В 1620-х гг, поощряемый папой Урбаном VIII, который хотел поручить ему роспись Лоджии Благословений в соборе Святого Петра, Бернини начал серьёзно развивать и совершенствовать своё мастерство в качестве художника. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте – «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора» ср. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Амалфея, Амалтея, Амальтея (др. -греч.
Через два месяца появились трещины. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции.
В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. Лаврентий Римский (лат. Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод».
Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории.
Там движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами. Барокко — это театр. Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. И все произошло как и было предсказано.
Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. «Казино Нобиле» (Casino Nobile) было построено в качестве семейной резиденции рода Боргезе. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор. Эти посты дали Бернини возможность демонстрировать свои разносторонние таланты по всему городу. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св. В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. Но вот в одном он оплошал.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. А у меня дом. Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы.
Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы. Но что, пожалуй, никогда не изменится во Вселенной, так это желание человека всецело ей обладать. «Похищение Прозерпины» представляет собой не менее замечательное изображение борьбы двух существ, в которой со всей остротой использована пластическая сила контраста и движения. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность.
Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои – сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия. История об этом умалчивает. Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Портрет «Дама с единорогом» достаточно отчётливо напоминает знаменитый шедевр да Винчи «Мона Лиза». Окончательный вид здание приобрело при Маркантонио IV Боргезе (1730–1800), который в конце XVIII века перестроил его в классическом стиле. Гримаса на лице передаёт абсолютно определённое намерение, а огромная напряженность искривлённого тела демонстрирует силу, которую Давид готов выпустить.
Августин со св. А мои колокольни будут выше купола Микеланджело. Просто посмотрите на кровать Людовики. Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй.
И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие. Есть предположение, что это Джулия Фарнезе, любовница Папы Римского Александра VI Борджиа. Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра.
В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру.
Творения Бернини в области архитектуры включают в себя церковные и светские сооружения, а также работы по городскому благоустройству53. Петра». По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой.
А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Рафаэль активно использует технику «сфумато», основанную на смягчении линий и придании им некоторой дымчатости, что позволяет создать максимально пластичные линии и насыщенный образ, воплощающий красоту, чистоту и невинность. Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини.
От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Но выполнить его задание не успели. И только Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56.
Эта грандиозная композиция привлекает к себе внимание, выбиваясь из общего ренессансного стиля архитектуры собора, представляя собой яркий образец декоративного оформления в стиле барокко. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс.
Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Его фигура выделяется на светлом, нейтральном фоне.
Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой. Впрочем, не привыкать. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело. ». История Аполлона и Дафны — история нимфы отвергшей любовь бога. С опытом он перестал допускать подобные ошибки. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны.
Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью.
Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. — И этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10.
Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. А Эрвин Панофски искусствовед ХХ века, полагал, что обе прекрасные женщины — Венеры (обнажённая — символ красоты чистого разума и именно она является воплощением Небесной Венеры, а одетая — Венера Обычная, олицетворяющая земную красоту). В 1629 г, еще до окончания работы над балдахином, по приказу папы Урбана VIII Бернини возглавил все архитектурные работы в соборе.
Сдальней точки зрения, сокращаясь в перспективе, поставленные под углом колоннады трапециевидной площади воспринимаются прямыми, а овальная площадь кругом. «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, — сказал Бернини. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. И бряцая им, прославились как великие завоеватели. И все его тайны тем больше обрастают все новыми и новыми загадками, чем больше человек постигает и узнает.
Так где же сегодня находится чудо-Копье. римское предание о Корнелии). Ученые часто придерживаются мнения, что эскизы были отклонены из-за того, что Людовик и его финансовый советник Жан-Батист Кольбер считали их слишком итальянскими и слишком в стиле барокко43.
Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее. Доказательство тому — Рим. Свет скорее похож на действующее лицо, чем на просто поток лучей. Бернини представляет классическую историю о похищении Персефоны.
«Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. Библейскому герою скульптор дал свое лицо. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. Бернини родился в Неаполе 7 ноября 1598 года. УрбанVIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.
Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). Эти четыре скульптора имели абсолютно различные цели. Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. «Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой.
В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города.
Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66.
Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно.
Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа. ». Под руководством Бернини продолжались работы по украшению нефа собора Святого Петра, что включало в себя сложный многоцветный мраморный пол, мраморную облицовку стен и пилястров, а также множество лепных статуй и рельефов.
В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.
Борромини представил все улики против Бернини. При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Камень становился воском в его руках. Воплощение этой идеи доверили Бернини.
В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро авторская модель или уменьшенное повторение, знаменитой монументальной статуи Урбана VIII напоминает об исполненной в разных материалах многофигурной грандиозной композиции надгробия папы в соборе св. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Laurentius – «увенчанный лавром» ок.
В чём же загадочность этого полотна. А статуи, статуи стали похожи на актеров. Естественные позы также говорят о многом. Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре). В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670).
Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини – папские тиары. После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было.
В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ. Пусть никогда не вянет твоя зелень.
В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. В отличие от искусства Возрождения, земное и божественное в эпоху барокко разделяются, человек спускается с Олимпа, но кажется при этом управляемым высшими силами. Скульптурное убранство тоже минимально. Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17.
Новаторское использование тщательной полировки мрамора можно считать изобретением Бернини, которое позволило существенно расширить возможности скульптуры, придав ей бльшую живость и реалистичность. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Он одет в простую белую рубашку, которая небрежно соскальзывает с плеча. Трещины увеличивались. И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем». Когда Аполлон захватывает Дафну, она начинает превращаться в лавровое дерево. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем.
Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным. Благодаря измененному иллюзорному восприятию и особо расположенному освещению, фигура папы, выходящего из дворца, кажется больше. Такое освещение называли «подвальным». Большую ценность представляют и «боцетти» – лепные эскизы к ряду известных произведений мастера, в том числе к «Экстазу св. Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было.
По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. В них также воплощена концепция барокко. В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел. Другие проекты постигла та же судьба45. Художник вернул себе славу. Скульптор признается также знаковым инноватором в различных областях изобразительного искусства. Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву. Фонтан довольно небольшой.
Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Амвросием. Между 1658 и 1670 Бернини построил три церкви: Сан Томасо ди Вилланова в Кастельгандольфо, Вознесения Санты-Мария на Ариччиа и Сан Андреа аль Квиринале в Риме. Этот сюжет, который использовал Бернини, в очередной раз подчеркивает отношение мастеров бароко к античности. Кафедра считается вершиной его творчества, своеобразным апофеозом искусства барокко и непревзойденным образцом религиозной символики.
Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения.
И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ.
Гитлеру так и не удалось стать всесильным Адольф Гитлер известный своим увлечением мистикой и астрологией, всегда стремился обладать чудо-Копьем. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры.
Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Однако к наиболее прославленным произведениям пластики Бернини относится скромная по размерам и намного более простая скульптурная группа. Свою коллекцию он собирал не всегда законным и честным путём. На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было граничит со Святым Престолом. Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм.
Одновременно, Пьетро давал ребенку долото и разрешал помогать в работе над деталями своих скульптур. Все они вскоре были отвергнуты. Он делает мрамор послушным, как воск, заставляет его течь изгибаться и таять, передавать нежность человеческой кожи и фактуру тканей широко использует цветовые и световые эффекты. Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя.
Иннокентий X стал дружить с ним. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Аполлон и Дафна выглядят как реальные люди с настоящими меняющимися эмоциями. Следовательно, на холсте должна быть изображена незамужняя дама. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.
Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало.
Бернини смог преодолеть эту проблему в своих мраморных скульптурах. 225, Оска, Римская Испания – 10 августа 258, Рим). Одна из этих статуй изображает Давида (1619). Ее пальцы ног поворачиваются к корням, а ствол начинает покрывать ее тело. В сильных руках юноша держит корзину фруктов, украшенных листьями. Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Место перед статуей становится частью концепции.
Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов.
Петра, а в расходящихся лучах золотистого света – сонмы ангелов. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Он упросил богиню земли Теллус вырастить цветок необыкновенной красоты.
Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме. К числу особенностей картины принадлежит, прежде всего, реалистичность изображения. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты.
Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов. Ноги, только что двигавшиеся в отчаянном беге, врастают в землю. Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше. Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». Он был мал ростом и очень красив.
Широко известно мнение современников великого мастера, которые говорили, что Караваджо тратит на изображение вазы с цветами не меньше, а то и больше времени, чем на изображение человека. С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя. В 1606 году Пьетро перевез свою семью в Рим, чтобы получить больше комиссионных. В 1568 г. папа св. Можно сказать, что именно при нем римское барокко приобретает черты зрелости. Годы их создания – 1619-1625.
На другой высечено имя Урбана VIII. Но на Давида стоит обратить особое внимание не только вот таким образом. Именно это мастер отобразил в скульптуре Плутон и Персефона.
Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Ранние статуи с виллы Боргезе, как, например и Вакханалия (1616 — 1617) из музея Метрополитен, еще хранят воспоминания о ясности и чистоте линий Ренессанса. Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки. Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим. В результате скульптора стала более чем когда-либо походить на живопись.
В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Над ними поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Горожане возмутились, что Барберини пытается забрать себе время и племянник папы приказал убрать одну единицу в конце.
Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Уничтожение заняло 11 месяцев. 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Мастера всей Европы пытались подражать Бернини, но немногие преуспели.
Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Годы ее создания – 1656-1665. Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Плутон видел, как резвилась Прозерпина и решил её тут же похитить.
Вслед за ними Бернини создает своего Давида (1623 — 1624). Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят.
В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи.
В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году. И тут по тайному знаку Бернини забили струи. Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. Отцы Церкви – почётный титул используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона – списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) иерархической организации и богослужения Церкви.
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. Также к числу основных особенностей этого полотна относится и скрупулёзность изображения.
Но Деметра была богиней плодородия и без неё всякий рост на земле прекратился. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Бернини заимствовал позицию, жесты и отличительные черты от классической статуи «Аполлон Бельведер». Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы.
И это чуть не стоило ему карьеры. По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру».
Сципион Барберини заказал Аполлона и Дафну в качестве замены Плутону и Персефоне. Третья особенность картины — особое освещение, характерное только для картин Караваджо. Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей.
Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624). И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Петра в Риме.