Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. И наконец, головы двух ангелов за спиной создателя – это не что иное, как надкраевая и угловая извилины.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл39. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Карафа был патологически жесток. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи.
В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы.
После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы.
Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. С четырнадцати лет находился он в центре флорентийской культуры, обучаясь и творя в «Садах» Лоренцо Медичи, в художественной школе для одаренных мальчиков. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама.
Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Варфоломея (На фреске Св.
Все это время с ним рядом находятся его помощники. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний.
Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Это «Лоджии» Рафаэля, потолок которых повторяет большинство из библейских сюжетов, которые использовал Микеланджело. 10. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года.
В противовес широко распространенному мнению, Микеланджело нарисовал в стоячем положении. Представляя Микеланджело создающим его легендарные фрески, большинство людей предполагает, что он работал лежа. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело.
Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Персонажи не просматриваются на такой высоте. Первая месса состоялась в ней 9 августа 1483 года. Капелла служит часовней при Папском дворце и играет особую роль в деятельности папского престола. Место конклава. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483.
Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, причём своей шляпой, длинными волосами и детской фигуркой он больше напоминает девочку. Микеланджело расписывал потолок в период с 1508 по 1512 года. Вот что значит гений. Прошло немного времени и других художников привлекли для «прикрытия срама», они изобразили листы растений на интимных местах, добавили немного одежды и животных. Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок.
Противопоставление Нового Завета со Старым является общей темой в христианском богословии и церковном искусстве, но в Сикстинской капелле скрыт другой смысл.
Да он и был, собственно, этим узником, невидимой цепью прикованным к своей работе. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Капелла была задумана еще предшественником Сикста IV – папой Николаем V. Римские папы, «наместники бога на земле», давно хотели иметь своего рода убежище-крепость, где они могли бы в беспокойные и смутные времена укрыться и от внешних врагов и от гнева римских прихожан.
Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы.
Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Например справа — Пьетро Перуджино — искушение христа, то на противоположной стороне искушение моисея история о том как пророк ослеленный гневом становится убийцей. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Но, не тут-то было. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея».
В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. По его мнению, это обедняло роспись. Закончив роспись, он долго не мог смотреть вниз — ничего не видел и если ему надо было прочесть книгу или письмо, поднимал их выше головы и смотрел снизу вверх. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Проект серьезно повредил зрение художника. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Да, незадача. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи – знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд». В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
История Сикстинской капеллы Сикстинская капелла была по указу Папы Римского Сикста IV, откуда и получила свое имя в 1475. Фигуры первосвященников расположены в профиль, некоторые в момент благословления, отличаются они лишь наличием книги или свитка в руках.
В рассуждениях Фичино, Пико и других проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Они же являются авторами кафедры хоров. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
IX, ст. Сикстинская Капелла имеет три этажа. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Высота капеллы— 20 метров.
Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. С самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы. Поза, мол, у них слишком неприличная.
Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии.
По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими. Большие паруса поддерживают свод.
Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Ни в Европе, ни в восточных странах. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря капеллы. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Заделать их будет невозможно.
В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы).
Второй этаж – основной. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. В них художник изобразил многочисленных предков Христа. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Но заказ есть заказ. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Фреска разбила священнослужителей на два лагеря – сторонников и противников.
Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Вначале, правда, у него были помощники — пять художников и среди них его друг Граначчи. Эти отверстия были снова использованы для крепления лесов при последней реставрации свода капеллы в 1980—1984 годах, но балки использовались уже не деревянные, а стальные15. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.
Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не как художник. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя).
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Перед началом работ, в 1979 году, были проведены необходимые исследования, тестирование, поиск подходящего растворителя.
Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри.
И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд».
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами.
Длина изображения почти полтора метра.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Когда-то он знал это помещение так же хорошо, как узник свою камеру.
Но и это ещё не всё. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении.
А вот сам мастер оказался не очень довольным. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Стены второго этажа прорезаны большими окнами.
Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. Кристофор Ландино, комментатор Данте, раскрыл здесь перед ним глубины бессмертной «Божественной комедии», поэт и филолог Анджело Полициано учил гармонии стиха. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники.
Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. В последний год работы Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме.
На знаменитой «Афинской школе», которая тоже находится в ватиканских музеях, Рафаэль придал Гераклиту образ своего великого учителя. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Однако, это неудивительно, ведь Микеланджело оказал огромное влияние на его творчество. Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Специально назначенные, 120 епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу.
Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. С одной стороны, он считал себя скульптором, а не живописцем и у него не было опыта работы с фресками. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление.
Алтарная стена была расписана фресками Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», но они дошли до нас только в описаниях. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй.
Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Капеллу покрывает почти плоский свод. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Герои были обнажены и это не все восприняли с восторгом. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом.
Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. По другой версии, сам папа желал поручить Микеланджело работу в капелле, об этом 10 мая 1506 писал художнику его друг флорентинец Пьеро ди Якопо Россели. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана.
Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Это Харон, который гонит грешников в ад. И в ответ услышал: «Когда смогу». Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. 2. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».
Микеланджело даже соревновался с Леонардо да Винчи: оба художника получили предложение расписать зал во флорентийском дворце Сеньории. Но он прогнал их всех: он умел работать только один. По периметру потолка чередуясь, располагаются фигуры Пророков и Сивилл, сидящих на монументальных престолах. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ.
На заключительном этапе, официально завершившемся 11 декабря 1999 года, реставрировались фрески стен капеллы, написанные Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и другими художниками. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера».
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоугольных фресок. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох.
Шедевр Микеланджело оказался очень эластичным. Потолок Сикстинской капеллы замечательно сохранился за эти пять веков с момента завершения. Сообщения Кондиви и Вазари о плесени, появившейся на готовых фресках, подтвердились во время последней реставрации свода10. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Помилование мог даровать только Понтифик. И эти опасения не были беспочвенными. здесь).
Он учился мыслить широко, жить работой, видеть правду. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. В 1994 году группа учёных и реставраторов завершили многолетнюю крупнейшую реставрацию Сикстинской капеллы, которая стала по-настоящему революционной и представила гений Микеланджело в новом свете. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела.
Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески.
Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Некоторые считают, что слишком много воображения.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. 15. В миру его называли кардиналом смерти.
живописи. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти.
Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Прим. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Дольчи.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет».
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Большие паруса поддерживают свод. Самая известная потолочная группа Сикстинской капеллы может изображать человеческий мозг. В секции под названием Создание Адама изображены фигуры Бога и Адама, протянувших друг к другу руки.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры, как со стороны его поклонников, так и со стороны противников. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея).
Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Медикам известно, что у мужчин левое яичко часто опущено несколько ниже, чем правое, – что хорошо видно при осмотре мошонки: именно так яички подвешены на семенных канатиках. Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. IX, ст. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане.
Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года.
Вероятно, при разработке иконографической программы было принято во внимание значение трансепта, который делит пространство на сакральное и мирское. Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов.
Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично. Он ненавидел живопись, но задолжал тогдашнему папе Юлию II и ему пришлось отрабатывать. Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте— над алтарём. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым.
Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»).
Итак, 1471 год. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Однако Папа был непреклонен и художник не посмел отказаться. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве.
Варфоломей держит кусок собственной кожи в знак того, что язычники при его казни живьем ее с него содрали. В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша.
К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. И для того были веские причины. Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи.
Папский приказ гласил: прежде всего, приступить к росписи в Сикстинской капелле. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»).
На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. На одних участках поверхности заметны сделанные его рукой импульсивные зарисовки, на других— следы сетки, при помощи которой он переносил рисунок с миниатюрного эскиза. Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Художник, пишущий фреску, не мог единолично готовить грунт под роспись, переводить на него рисунок с подготовительного картона, выполнять другие вспомогательные работы. Под Христом св.
На тот момент – Павел III. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. История Христа как бы пересекается с историей Моисея.
Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо.
Но внутри Сикстинская капелла была красива. Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу. Что мог Микеланджело. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Работа над Сикстинской капеллой была так неприятна, что Микеланджело написал стихотворение о своем страдании. В 1509 все более и более разочарованный Микеланджело рассказал о своем физическом напряжении другу Джованни да Пистойе. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса.
Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре». А пришедший к власти папа Климент VIII в 1590 году и вовсе хотел уничтожить «Страшный суд», но его никто не поддержал и фреску сохранили.
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора14. Два ряда фресок Сикстинской капеллы связаны между собой.
По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Только Иоанн Павел II в 1994 году смог поставить точку в споре богословов и искусствоведов. Папа Юлий пожелал видеть роспись с гротесками, которые вошли в моду после обнаружения на Эсквилинском холме древнеримских гротов.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Когда Юлий попросил уважаемого художника переключиться и украсить потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело был очень недоволен. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой Папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд».
Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Насыщенность цветов сохранилась благодаря гению Микеланджело, который использовал самые лучшие материалы для красок и расписывал капеллу в технике «буон фреско», то есть ещё по сырой штукатурке. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов.
Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. А в простенках между окнами были помещены портреты пап. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. «Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Снаружи здание было не очень приметным. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия.
И это можно понять по его последним фрескам. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, вот таким образом они сговорились и порекомендовалиБуонарротиПапе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Главным был второй ярус. И самое главное – проходя от входа к алтарю, посетитель может окунуться в мир библейских сюжетов, последовательно развертывающихся перед его взором на своде Сикстинской капеллы.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии1417. Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. В последний год работы Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме. IV). Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере.
Но предложение папы было воспринято гением как некое испытание, он принялся за дело. Там же обнаженная фигура св. Только ответить своим искусством. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. На одних участках поверхности заметны сделанные его рукой импульсивные зарисовки, на других— следы сетки, при помощи которой он переносил рисунок с миниатюрного эскиза. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. У ног Христа семь ангелов, описанных евангелистом св.
Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi, красота их тел— хвала созданного Творцом40. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. «Вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком», – твердил Буонарроти. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Он видел знаменитого Савонаролу, клеймившего разврат и пороки знати, обличавшего продажное духовенство.
Согласно Книге Бытия, на пятый день Бог создал животный мир, но Микеланджело пропустил эту часть повествования46. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку.
Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Как то вопросы финансирования. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Согласно сообщению Вазари, Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
1537—1541 гг. Там и Богоматерь, которая, плотно завернувшись в плащ, слышит и видит весь этот ужас. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы.
В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Высота капеллы— 20 метров. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Во время реставрации 1980—1999 годов было обнаружено, что ученики помогали Микеланджело в создании всех трёх композиций из истории Ноя. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие изобразительного искусства и литературы.
Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Варфоломей, показывающий содранную с него кожу. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями.
IV). Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным».
Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Этому герою приписывают черты Папы Павла Третьего Бьяджо именно он критиковал работу Микеланджело за излишнюю наготу.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Объяснение напрашивается само собой. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет.
Такой поступок, конечно, нанес ущерб и фреске и самолюбию гения. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Сохранились рисунки, согласно которым можно утверждать, что потолок представлял собой лазурное небо сзолотыми звездами и символизировал небесный свод. Микеланджело, накладывая краски иногда заходил за намеченные контуры, а нередко рисовал пальцами, не прибегая к помощи кисти.
Группы построены по канонам средневекового триптиха, когда центральная панель повествует о главном событии, а картины, обрамляющие её, дополняют рассказ. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.