Птица сидит на ветке не спокойно. Птичка с женской головой больше напоминает девушку, нежели птицу. На ярком фоне заметно выделяются черные крылья, которые символизируют возрождение. На голове же у птицы мы видим обычные человеческие волосы, на которых видно цветы. В народной традиции этот праздник именуют Яблочным Спасом.
Кажется, что она сейчас распахнет их и полетит вверх. Сидит существо на растущем из воды «диковинном»3 побеге или стволе2:120 имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими2:122 или пытается от чего-то отгородиться3 или они «смяты порывами бури»5.
Она начинает петь свои магические и вещие песни. В центре же мы видим саму птицу Гамаюн. По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа»5. Лицо очень загадочное. В апокрифах и сказаниях Алконост упоминается и как птица светлой грусти и печали. Изображается с головой и руками юной, очень красивой девы и телом птицы. Только птица Сирин, напоминая о бренности мирского существования, прилетает до наступления праздника и смахивает с крыльев на плоды «мертвую» росу. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа2:119.
Крылья расправлены. И вода и небо окрашены в красные тона, то ли заката2:1215, то ли пожара5.
Она спокойно сидит на своём месте, крепко держась за ветку своими толстыми и мощными лапами. Теперь влюбленные неразлучны и нежно любят друг друга. Она сидит на извилистой ветке, которая украшена несколькими цветами и лепестками. Птица прикрывает свою грудь крылом. Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926)2:120. Картина написана довольно красочно. Её перья такие чёрные и длинные, что вдали она похожа на ворона. Существовало поверье, что, если поймать чудесную птицу, она исполнит любое желание.
Она стала известной почти с момента написания8. Гамаюн же сидит на извилистой ветке. Основным преимуществом является красочный эффект картины. Птица уже преодолела нелегкий и тернистый путь познания окружающего мира. Она очень осторожна. Птица изображена с мрачно-прекрасным лицом девушки, которая смотрит куда-то вдаль. Глаза смотрят куда -то вдаль, как будто она кого то там заприметила.
Птица Алконост прилетает с началом праздника и приносит людям веру, надежду, любовь, орошая яблоки «живой» росой. Но боги не дали девушке погибнуть и превратили ее в зимородка. Алкиона признала в нем своего Кеика, взбежала на высокий утес и бросилась в пучину вод. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Фоном картины являются бескрайняя водная гладь и сливающееся с ней2:120 «тревожное» небо2:119.
У Алконоста есть и крылья, а в руке птицедева держит цветок. По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль»10. Здесь же художник предпочёл это скрыть. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре1 как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера»6. Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями2:119105.
Рядом с деревом из воды растут стилизованные2:120 «призрачные» белые цветы3 и «условно намеченные травинки»2:120. В отличие от остальных перьев на теле, он рыжёват с чёрными пёрышками. В ее глазах чувствуется что-то загадочное и мистическое. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа»2:121. Волосы светлые, что говорит о ясности ума птицы.
Хвост же очень велик и красив. Обязательными в этом образе являются корона на голове девы и наличие женской груди. Птица не испугалась, а наоборот, в её глазах присутствует храбрость. Именно вот таким образом охотников за птенцами Алконоста было немало.
Именно вот таким образом считается, что ни яблоки, ни блюда из них до Яблочного Спаса есть нельзя. По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически2:118-119. Этот необычный облик привлекает внимание. По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия2:119.
Художник использовал сочные, но в то же время спокойные тона. Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены2:122, встали дыбом3, что создаёт «нахохленный» вид2:122. Алконосту в славянском пантеоне покровительствовал бог Хорс.