И вот 6 октября 1623 года севильскому идальго дону Диего де Сильва Родригецу, носившему, по андалузскому обычаю, фамилию матери – Веласкес, был вручен декрет о назначении его придворным художником короля Испании Филиппа IV Габсбурга. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Диего Родригес де СильваиВеласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой.
В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. «В свете подобного толкования, — пишет В. И. Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильва Веласкеса (1599—1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины).
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Каганэ. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Впоследствии оно только увеличивалось. Их отличает непосредственное восприятие жизни, свободная манера письма и ясность форм. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику. К сожалению, до настоящего времени работы не сохранились, за исключением одной. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Он изображает гордых андалузских дам, седых старцев, весёлых мальчишек и молодых испанских людей. Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос» (около 1632, Прадо, Мадрид), в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и психологическую окраску.
«"Картиной создания картины" назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. С ними античный бог вина Вакх и фавны. С 1622 года он возглавил правительство. Каганэ. Картины тесно связаны между собой по содержанию и символике.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма12. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Яркие теплые тона, холодные голубые, темные почти всегда озарены ровным светом и образуют сдержанные тонкие гармонии.
Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Один за другим выходят из-под его кисти блистательные портреты: снова Филипп, по-прежнему надменный и худосочный и королева Изабелла, маленькая, закованная в тяжелейшее, шитое золотом платье, верхом на огромной белой лошади. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Смысл античного эпизода состоит в том, что к богу кузнечного дела Вулкану, в подмастерьях у которого значились циклопы, явился Аполлон и сообщил неприятную весть о том, что жена Вулкана, красавица Венера изменила ему. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Таким образом, фигура Иисуса воспринимается как стена, отделяющая мир от тьмы. Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Персианова). Раздольская. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Нередко они рисовали шутов и на парадных портретах вместе с хозяевами. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Недаром на работу Веласкеса стекались смотреть художники со всех концов Рима. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
и о наличии вакансии на это место. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. При всем кажущемся общем довольстве и веселье у него грустный и усталый взгляд. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Богатство красочной палитры, построенной на прозрачных валерах, решение проблемы изображения человека в световоздушной среде характеризуют новый этап творчества Веласкеса.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок.
Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. – И в свете подобного толкования особое значение приобретает в ней автопортрет художника.
У нее тонкие черты лица, огромные задумчивые глаза, пушистые волосы. Например, «Вилла Медичи в Риме. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. 1630-е и 1640-е гг. — время расцвета портретного искусства Веласкеса. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Уже 6 октября 1623 он был назначен придворным художником испанского монарха. Все любящие мужчины верят, что их жены преданны им и безупречны. «Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» – картины парные. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Оба лагеря — испанский и нидерландский — охарактеризованы объективно, с выявлением отличия национальных и социальных особенностей каждого из них. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио. В испанской живописи XVI века сложилась традиция изображения карликов и уродцев. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Например, на полотне «Триумф Вакха» (другое название – «Пьяницы», 1629, Прадо, Мадрид) изображена пирушка испанских бродяг, расположившихся в поле. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера искусств. Однако сюжет Веласкесом трактован абсолютно иначе.
Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
В. И. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Однако божественного и мифологического в картине очень мало. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В этот момент судья принял странное решение остановить бой. Боги и исторические личности решены у него не героически и возвышенно, а приземленно. Точно переданы приметы местности, следы недавних битв.
Все эти картины вскоре украсили стены дворца. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Сильва сразу же опротестовал это решение, но его поражение уже было фактом. 1625 год.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна.
Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим – идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь, – находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
«1625 год. «Венера перед зеркалом» (около 1648, Национальная галерея, Лондон)– образец чувственного женского портрета, являющийся, по задумке автора, жанровым полотном с элементами бытовой картины. На холсте король изображен в вышитом серебром одеянии.
Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
С неё было сразу же сделано немало копий. Он трактовал их как самостоятельные произведения – «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены – «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). Можно представить бурю негодования мощного бога огня и железа.
Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Здесь наблюдается уже более смелый выбор типажей и реалистичные характеристики деклассированных представителей общества того времени. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Веласкес — один из первых мастеров валерной живописи. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Построение композиции и сложнейшее решение света, проникающего в помещение через дверь в задней стене и вторую дверь и окно в правой его части, создает не только необычайно убедительное ощущение реального пространства, но словно втягивают в него зрителя, стоящего перед картиной. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В средневековой кузнице вместо циклопов работают крепкие мужчины в набедренных повязках. И в то же время магия цвета и света преображает это пространство в поэтическую среду и каждой фигуре сообщает особое художественное очарование». Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре.
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Среди них – античный бог Вакх со своим фавном. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Главные полотна Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Итак, содержание картины – круговорот жизни, ее содержание и закономерности.
По одной версии, Веласкес создал аллегорию на испанскую монархию и с помощью многочисленных деталей, как и в других работах, выразил своё отношение к ней. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью.
Спаситель изображен на кресте в спокойной, лишенной надрыва позе. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Ее легкая фигурка в белом и голубом одеянии возносится на луне к облакам ("Вознесение Мадонны", 1670–1680). Маннеринг). Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны. Но, все-таки, эти герои лишены оттенка вульгарности.
«Картиной создания картины назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. Мадонна Мурильо – это прелестная девушка, юная, грациозная и целомудренная. Мурильо изображает распятого Христа висящим не на четырех, а на трех гвоздях. «1625 год.
Каганэ. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, — пишет Л. Л. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». На портрете Иннокентий X был изображен таким, каким художник видел его.
Исчезают глухие темные тени, резкие линии, серебристый свет и воздух окутывают фигуры. Виртуозный мазок разнообразен.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. – Жизнь города, его типы и нравы попрежнему интересовали Веласкеса. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Бродяга, склонившийся над его плечом, выглядит хмельным и суровым. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни.
«Реализм мастера выступает здесь с поразительной силой и глубиной. Уже в ранних работах обнаруживаются уверенность рисунка, монументальность как бы приближенных к зрителю форм, строгость крупнофигурных композиций, придающих особую значительность изображениям («Завтрак», ок. Его можно рассматривать как завещание Рембрандтачеловека и Рембрандтахудожника.
Христос, пришедший в дом сестер Марфы и Марии, учит их, а они, оставив домашние дела, слушают Его речь. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. И портрет удался. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Знатоки и ценители искусства заявляли: Все созданное в прошлом и настоящем было лишь рисованием и только это сама правда. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие. Лицо восседающего Иисуса сосредоточено и торжественно.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Никакого негодования и возмущения на его лице нет – только удивление и сомнение. 1620 г., Англия» Лондон, собрание Уэллингтон). Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Здесь ему оказывает покровительство премьерминистр Оливарес.
У Веласкеса тоже имеется подобная работа. Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе – около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. Однако отражение это темно и неясно. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.
За время, в которое Веласкес проделал путь от придворного живописца до гофмейстера, а затем от гардеробмейстера до администратора королевского дворца, он многое повидал. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Веласкес пользовался у него особым расположением, о чем свидетельствует работа «Портрет Филиппа IV» (1631–1632, Национальная галерея, Лондон). Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его. Художник специально выделил светотенью округлые контуры рядом стоящего кувшина и четко прорисовал изящность прозрачного сосуда, на дне которого заметен плод инжира, который не только придает воде особый вкус, но и является эротическим символом.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Широта замысла подчеркнута пейзажем, в котором отблески пламени и дым пожара сливаются с серебристым туманом летнего утра. Начинается довольно длинный ряд "Распятий".
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Раздольская, — особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Павильон Ариадны» (обе 1630, Прадо, Мадрид).
Более зорким становится его глаз к внутреннему миру изображенных людей. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Но методом изображения сцены на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее». Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Наряду с охотничьими портретами художник исполнял традиционные конные, достигая в них порою непосредственности и обаяния образа («Конный портрет инфанта Валтасара Карлоса», ок. В ранний период творчества (1617—1621) он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи — «бодегонес» изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевой, в кухнях, среди скромной утвари и скудных завтраков, скупо характеризующих суровую красоту народного быта. На первый план явственно выступает тема мученичества. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Все его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном. Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества. В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса. В. И.
Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. «Менин» часто называют «картиной создания картины». «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Бытовой жанр приобретает новое звучание.
Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О. М.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Две миловидные фрейлины развлекают ее. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». У её босых ног лежит кошка. Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Веласкес попытался добить и взять претендента на удушающий приём, но не получилось. 1635 г., Мадрид, Прадо). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Все образы взяты из самой реальности и даже у Вакха очерчен живот и блестят влажные чувственные губы.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). 1632 г., Мадрид, Прадо). Фасад Гротто-Лоджии» и «Вилла Медичи в Риме. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша.
В те времена женщины достаточно редко занимались живописью. Гармония ритмического строя, которому подчинено расположение фигур, не нарушает естественной непринужденности изображенной сцены. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Испания находилась в упадке и это не могло не отражаться на подданных Филиппа IV. Она готовит пищу (рыбы – символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. На мальчика свет падает слева – это утро. Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV. «Хендрикье из Рансдорпа с редкой самоотдачей вживается в жизненную драму новой рембрандтовской "Вирсавии", очарование которой – в полном отсутствии самолюбования – отмечает О. Петрочук. Она занимает плоскость почти всего полотна, черный плащ придает обобщенность и величественность строгому силуэту, выделяющемуся темным пятном на сером фоне. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
«Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину. И здесь мастер остался верен себе. Традиционные рамки портретных композиций изменились.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны.
«Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», — пишет Л. Л. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Минуту после начала боя «Бигфут» двинулся вперёд и оказался на настиле после встречного удара чемпиона. В. И.
Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Обнаженная Венера лежит на шелковых простынях, обращенная спиной к зрителю. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). «Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. – Это показывает уже одно только рассмотрение репертуара сюжетов. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
Впоследствии оно только увеличивалось. Каганэ. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Герои «бодегонес» колоритны, но внутренне, психологически они еще статичны. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения.
В Севилье эта тема пользовалась большой популярностью. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла., которые впоследствии стали классическими – Слишком правдиво.
Эти известные персонажи выполнены не пафосно, а обыденно, в излюбленной манере художника. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л.
В «Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и перекинутой через плечо ливрее. А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Резкие мазки светотени в обоих этюдах навевают легкую романтичную грусть. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. Несколько иную интонацию имеет картина «Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид). С неё было сразу же сделано несколько копий. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом.
Этим придается большая выразительность корчащемуся в агонии человеческому телу. Каганэ. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. — Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. В нем вместилась вся горькая и счастливая участь молодой женщины, подобно легендарным Вирсавии и Данае, озаренной любовью стареющего гения – тоже в своем роде царя и бога, только от живописи. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Филипп IV во время отъезда любимого живописца никому не желал позировать.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Веласкес писал портреты-картины с пейзажным фоном, воспроизводившим воздушную глубину, мягкий серебристый свет, окутывающий фигуру, придает позам портретируемых большую элегантность, естественность («Портрет инфанта Фердинанда», ок. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Но кувшин несет в себе и смысловую нагрузку. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Об этом свидетельствуют висящие в центре стены отнюдь не белоснежный воротник, короткополая шляпа и шпага.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11.
Три человека изображенных на картине, написаны Веласкесом с натуры – это простые люди, да и сама сценка носит обыденный характер: люди приступают к завтраку. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Благословляющий жест Божьего Сына распространяется не только на них, но и на всю скудную трапезу изображенную в сюжете основной картины. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Одна из лучших работ такого рода «Мальчик с собакой». Существует несколько версий, противоречащих друг другу. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла.
Веласкес Диего, великий испанский художник. Над подобным типом портретов, называемых «dos truhanes», в разное время работали все придворные художники.
Другая композиция на мифологическую тему – «Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид) также имеет оригинальное авторское истолкование. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Персианова).
Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника.
Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Известно, что он создал целый ряд подобных образов, что совсем не было характерно для испанской живописи того времени. Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. «Трагические нотки становятся ноющей тоской, – замечает Е. О. Стройный лес копий (отсюда второе название картины "Копья") создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О. М. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц.
Ваганова. 1617 г., Ленинград, Эрмитаж «Водонос», ок. Мы видим, как сохнут на переднем плане стопка чистых тарелок, перевернутая железная чашка, глиняный кувшин и деревянная толокушка.