Сикстинская Мадонна – самая знаменитая работа Рафаэля. Впрочем, образ Форнарины, возможно и вовсе не имеет к Сикстинской Мадонне никакого отношения – в письме к другу Бальдассаре Кастильоне Рафаэль писал, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствовался множеством впечатлений от разных красавиц. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля.
Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх). Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Рафаэль Санти — это великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513). Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».
Мотив матери с младенцем оставался неизменным во многих произведениях Рафаэля, но Сикстинская Мадонна производит на зрителя наиболее сильное впечатление – глаза Мадонны смотрят доверчиво и в то же время тревожно. «сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. «сикстинская Мадонна» (итал. Madonna Sistina)— картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны.
«одной картины я хотел быть вечный зритель», – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти. Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512 – 1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.
Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте»5 или «Вознесении Марии»— алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Он потрясен. Потом много учился и работал.
Сикста) в Пьяченце. Туда, в район заброшенной каменоломни под Дрезденом, направились солдаты. Однако бесспорную известность «Сикстинская мадонна» получила только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III6 для Дрездена. И свершается чудо. Рафаэль впервые в жизни натягивает на подрамник огромный холст. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра.
Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Они необыкновенно усилены еще и судьбой самой картины. Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 37. 9 Адольф фон Менцель (1815–1905). Это божество, облеченное в человеческую форму. Ее звали Маргаритой Лути и была она дочерью пекаря. Рафаэль и современность.
Он писал пейзаж— разрушенный Цвингер. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ.
Имя этой женщины окутано множеством легенд и домыслов, но достоверно известно, что по иронии судьбы именно эта земная, полная страстей женщина стала прообразом Святой Девы Марии. Была написана в Риме, между 1515 и 1519 гг., для церкви бенедиктинского монастыря св. В. А. Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края.
Мать с младенцем. Об этом можно говорить бесконечно много. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. С 1499 по 1511 годы они возвели большую церковь и ряд других построек. Известно, что репродукция «Сикстинской мадонны» висела над рабочим столом в комнате писателя.
Написал «Мадонну в кресле». ВАРВАРА опустила глаза, задумавшись о суете земной. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить. Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден.
Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Таким образом, пальцев всё-таки 5. и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль». По всей видимости, художник обвинял именно их. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин.
Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. И тому тоже есть причина. Вот почему так сложно выражении лица Марии. А она с удовольствием кружила всем головы. Она выходит к людям, как на сцену.
Можно обратиться к некоторым фактам. Справа Рафаэль написал Св. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Картина Рафаэля необычайно современна.
– писал русский поэт Василий Жуковский. И. Н. В России «Сикстинская мадонна» получает не меньшее признание. Среди руин Цвингера увидели одинокую фигуру человека.
Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. «Дорогу великому Рафаэлю. ». Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Упомянутые книги, как документы эпохи и истории полотна, также можно увидеть на выставке.
Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную. Но главная из них заключена во взгляде юной Марии. Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 42. 12 Иоганн Фридрих Бури— ученик Антона Вильгельма Тишбейна, после завершения обучения в Риме давал уроки живописи сестрам прусского короля Фридриха Вильгельма III. 13 «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа» (итал.
Ее образ и смысл каждый может открыть для себя по-своему. Сравните эти две работы. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло.
Но если всмотреться из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. 1855–1859. Получил должность писца папских указов. Как создавался образ мадонны. «Сикстинская мадонна» стала одним из центральных произведений Рафаэля Санти, свидетельством расцвета его мастерства. Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды.
Ключевое слово тут «беспокойство». Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» – от первого наброска до завершающего мазка кисти. Джованнини приобрел ее для саксонского курфюрста Фридриха-Августа II (польского короля Августа III) за 20 тыс.
Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне» : «Что за благородство, что за грация кисти. «Сикстинской мадонной» давно восхищаются и о ней сказано много прекрасных слов.
Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель. Сикстинская мадонна поистине симфонична.
В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Однако известный археолог и историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман сразу же дал «Сикстинской мадонне» заслуженно высокую оценку. У Форнарины был жених – пастух и каждый встречный мужчина оглядывался на нее.
Но не только восторженные отзывы звучали в адрес шедевра Рафаэля Санти. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. Работая над алтарной композицией в киевском соборе святого Владимира и предшествующей ей станковой картиной, Виктор Михайлович основой избрал для себя «Сикстинскую мадонну». Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля – так называемой Дамы в покрывале (La Donna Velata, 1516 г., галерея Питти). Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей.
Таким увидели Дрезден советские солдаты весной 1945 года. Лицо младенца серьезно. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.
Апофеоз всего своего гигантского творчества. Многие знатоки искусства центральным произведением галереи продолжали считать «Святую ночь» Корреджо10. Сутки его были расписаны по минутам.
Как настоящий гений он доверял только одному критику – самому себе. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Например, «Мадонна Седия». Ею восхищался М. А.
Почему все они находятся за занавесом. Весна 1945 года. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта.
«секретно»)— подобие «немой карты» испещренной линиями и значками. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось». В 1425 году монастырь перешел к монахам-бенедиктинцам конгрегации Святого Юстина в Падуе. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия».
В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Он является идеальным сценографом всех своих творений.
Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости. В левой части картины коленопреклонённый Св. Крамской назвал ее «портретом того, о чем думали народы». И собственноручно, без единого прикосновения учеников, пишет свой шедевр. XIX столетие стало временем триумфа «Сикстинской мадонны».
на продажу знаменитой картины Рафаэля из Урбино. »8. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).
1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. «Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченцепо заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть.
Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. Пушкина и возвращены Германии, в собрание Дрезденской галереи. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму.
За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Сикст. Жуковский (небесная мимоидущая дева), В. Кюхельбекер (божественное творение), А. А. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне».
Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной. Италия стала ареной борьбы французских испанских и немецких ландскнехтов. В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. В холсте нет ни загадочного леонардовского сфумато, хотя лепка формы безупречна, в картине вы не найдете ошеломляющих микеланджеловских ракурсов. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму.
Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Получилась спираль в три с половиной оборота. В 1754 г. картину за 20 тыс. Одним из самых ранних примеров репродуцирования знаменитой картины стала гравюра 1819 года исполненная Анри Шарлем Мюллером для «Справочника приятных забав на 1819 год» изданного в Лейпциге и Вене. Образ небольшого средневекового города на выставке помогает представить гравюра— план «La nobilissima citta di Piacenza» («Благороднейший город Пьяченца»).
Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках.
И, наверное, вот таким образом залы Картинной галереи сегодня так многолюдны. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. Одна из точек карты обозначалась буквой «Т».
Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. Итальянский народ отчаянно боролся за свои демократические права и свободу. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини.
Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Зачем он это нарисовал. Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. Находят, что Сикстинская мадонна схожа ДОННОЙ ВЕЛАТОЙ (Дамой с покрывалом). Здесь же стоял шкаф-секретер, в ящиках которого находились карточки— каталог картин Дрезденской галереи и сложенный листок бумаги с надписью «Geheim» (нем. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков.
Конечно, в первую очередь мы смотрим на Марию как на женщину и Мать, чувствами воспринимаем Её отношение к Младенцу, Её любовь к Нему, Её тревогу за Него. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. Пушкин. Герцен, А. Фет, Л. Н.
1520 – Умер в Риме. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Но предельно контрастно им звучит «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, утверждая общечеловеческие духовные начала. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ.
Ее посетители могут судить о высокой оценке, данной полотну сразу после его создания. Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин. Так и случилось: весь Дрезден был заминирован фашистами, картины исчезли.
Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Примерно тогда же Рафаэль начинал работу над «Сикстинской Мадонной» и для этого отправился в Пьяченцу, расположенную примерно в 70 километрах к юго-востоку от Милана. 1483 – Родился в Урбино в семье художника.
Он просто не мог отказать, не знал слова «нет». Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Этот вопрос останется без ответа.
Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Фрау Эльвира рассказала солдатам, что с 24 января 1945 года все музеи Дрездена были закрыты для посещений, вспомнила, как гауляйтер Саксонии Мучман, которого она не раз видела на улицах города, говорил: «Русские получат здесь смерть, голод и крыс». В храме Сан-Систо осталась копия Сикстинской Мадонны, выполненная Джузеппе Ногари. Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра.
откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т. е. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. Он не жалел средств на их приобретение в Венеции, Болонье, Праге.
Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6. Здесь все решено по-иному. Живя в Дрездене, Ф. М.
Пока картина находилась в батальоне, около нее постоянно сменялись часовые. Возможно, что основой для фигур святого и Девы Марии с Младенцем послужили эскизы Рафаэля.
Прилежный юноша усердно корпел над заданиями учителя и досконально изучал работы гигантов живописи, творивших до него. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св.
Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле – часть ладони святого мученика.
Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. Мадонна трепетно прижимает к себе дитя, словно ощущая минуту, когда ей придется оторвать от сердца нежного младенца и представить человечеству Спасителя.
Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. Крупного и тяжёлого младенца держит легко. «Сикстинская мадонна» относится к числу тех картин история восприятия которых их жизнь в веках, многообразна, неординарна и наполнена смыслом, что также отражает выставка. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца.
Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте. Они заказывают ему Сикстинскую мадонну. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.
Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Все предельно просто. Не мы требуем жертву.
Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Композиция настолько совершенна, настолько точно найден ракурс картины, что создаётся ощущение присутствия при таинстве. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. Тяжелый общественный кризис охватил всю страну. Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста.
Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ». Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. К 1512 году художник уже завершил свое не менее известное произведение— «Афинская школа»— роспись в Станце делла Сеньятура4 в Ватикане и приступил к стенописи Станцы дЭлиодоро, где в 1511–1514 годах создал композиции «Изгнание Элиодора из храма» и «Месса в Больсене». Теперь она жила в развалинах здания Картинной галереи.
Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории. Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. «Фосфорный дождь» выжигал все дотла. Бумага, гуашь, пастель.
И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Его гению принадлежит всемирно известная статуя Давида, ставшая идеалом воплощения человеческого тела и собор Святого Петра в Риме. В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до сих пор многое окутано тайной. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии.
Возникновение Картинной галереи в Дрездене граничит с другой эпохой (начало XVIII века) и именем другого известного правителя— Августа II Сильного— курфюрста Саксонии, короля Польши, князя Литовского. И вскоре, 27 марта 1753 года, такое разрешение было дано. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена. История «Сикстинской мадонны» в период Второй мировой войны— история ее поиска и спасения напоминает детективный сюжет и в то же время наполнена горькой правдой военных дней. Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин. Будучи совсем молодым художником, он уже имел множество богатых клиентов, готовых заплатить большую цену за его творчество.
А. С. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ». Дрезден, 1755. Художники оставили в своих произведениях грядущим поколениям наследство, которое и поныне считается мерилом совершенства. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино.
Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. По латыни слово «сикст» означает шесть. Он много работал для католической церкви – рисовал высокопоставленных христианских чиновников и святых.
Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как овоплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит. Так, Иоганном Фридрихом Бури12 был написан портрет «Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую мадонну» (1808–1809). Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Достойное творение, принадлежащее кисти Рафаэля.
Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства. Мадонна смотрит прямо на зрителя и мы встречается с ней взглядом.
Варварой, которая облегчает муки умирающих. Толстого за работой в своем рабочем кабинете в Ясной Поляне. Цит. Карамзин, В. А. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Во второй половине XIX века гравюры с «Сикстинской мадонны» получают все большее распространение.
Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур – все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение. Фрау Эльвира была главным хранителем Альбертинума, где работала 35 лет.
Отсюда иные, по сравнению с Микеланджело, построение композиций и линейные ритмы. В своей книге Леонид Волынский рассказывает, как вдруг увидел у стены угол золоченой рамы, темный холст под слоями пыли, стерев которую, сразу узнал черты изображенного— «Автопортрет Рембрандта с Саскией». Врубель.
Обычно Богоматерь изображали сидящей, а Мария Рафаэля спускается на землю к людям, на них, молящихся в церкви, указывает Св. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. Отец, художник и поэт, многому научил его, но и он ушёл из жизни, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Толстого, в которой приводится уникальная фотография Л. Н.
Хранитель Альбертинума видела, что грузовики по ночам подъезжали к галерее, возможно, вывозили полотна, а у здания Дрезденской академии художеств в 1945 году шли строительные работы: переоборудовали подвалы. Их можно видеть во многих домах Западной Европы и России. Рафаэль оставляет завещание людям. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку. Взгляд Мадонн на предшествующих полотнах художника никогда не был обращён на что-либо вне картины. Во время приемов юноша бродил в толпе знатных людей – святейших кардиналов, вельмож, красивейших дам, любовался драгоценностями, нарядами, убранством папских покоев.
Имя «Сильный» он получил за необыкновенную физическую силу, также его называли Геркулесом Саксонским и Аполлоном Саксонским. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». Война отняла у далекой от нацизма женщины все: семью, дом, Альбертинум.
На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность». Однако истинным новатором он стал именно в живописи. Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна».
Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье. Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Это далеко не риторическая фраза.
Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино в 1483 г. и уже в раннем детстве лишился матери это печальное событие сделало тему материнства важнейшей в его размышлениях и творчестве. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище – Форнарина (Булочница). «Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется».
Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Что это. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Их 6, не правда ли. Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти.
О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении, не видевший его воочию А. С. Во всём её облике – решимость. Они и стали прототипами ангелов.
В своем творчестве, в частности в «Сикстинской Мадонне», Рафаэль провозглашает собственное понимание философии истории искусства. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения. Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба.
Сохранилось очень немного подготовительных рисунков художника к его картинам. Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии. И тут вступают в действие оптика, рентген, фотография.
На этом обычно не заостряется большое внимание, но чтобы оставить то наследие, которое оставили Микеланджело, Леонардо да Винчи или Монтень, нужно было очень много знать. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника.
Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». Монахи монастыря святого Сикста ссылались на сложность выплаты долгов обители. В этом одиноком шествии Богоматери выражена вся трагическая жертвенность, на которую она обречена. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника.
Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. Чем же так популярна и так загадочна эта картина. Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов. Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой.
В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской Мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро.
Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. Наконец, удалось открыть вход в темный туннель15. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев.
О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. В настоящее время в монастыре находится копия Сикстинской мадонны. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали.
Дверь им открыла седая женщина в скромном черном платье. Ее гравюру и сегодня можно видеть в столовой дома художника В. М. В углу «Сикстинской мадонны» можно найти подпись: «Сделано Рафаэлем для черного монаха».
Германский национальный музей, Нюрнберг. 10 Антонио да Корреджо (Антонио Аллегри итал. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся.
stanza)— комната. 4 Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, в переводе с итальянского «комната печати»)— зала, служившая папским рабочим кабинетом, здесь же подписывались указы папы. 5 Ассунта— Assunta с итальянского Вознесение. 6 Август III (1696–1763)— курфюрст Саксонский (1733–1763), король Польский, сын и наследник Августа II (Августа Сильного). 7 Документ подписали настоятель монастыря святого Сикста в Пьяченце Караччиоло и профессор греческой филологии в Болонье, доверенное лицо Августа III, Бьянкони. 8 Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Ему был 31 год, ей – 17. Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. «Madonna della sedia») sedia (итал. )— стул. 14 Рейхсштатгальтер (нем.
Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. Его содержание приобретает вневременной философский смысл, что подтверждает и выставка «Сикстинская мадонна», посвященная 500-летию великой картины, открытая ныне в Дрезденской картинной галерее известной также как Галерея старых мастеров. Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф. М. Печальная, почти застывшая в своем горе. Бестужев (это не Мадонна, это вера Рафаэля), К. Брюллов, В. Белинский (фигура строго классическая и нисколько не романтическая), А. И.
Но на этом магия не заканчивается. Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». И все же в этой картине, прежде всего, чаруют могущество души, ее человеколюбие. Рафаэль (1483-1520) написал картину в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия 11 для монастыря в Пьяченце. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем) и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе.
Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. После того как монахи покинули мастерскую маэстро, Рафаэль натянул на подрамник громадный холст и без чьей-либо посторонней помощи начал писать картину. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Николы из Толентино». Иисуса Христа и Марии).
От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. Reichstatthalter)— наместник Рейха. 15 По-немецки туннель— tunnel, что объясняет обозначение на карте этого места буквой «Т». Если для Микеланджело история подобна развивающейся трагедии, то для урбинского мастера история— это exemplum— «пример» (лат. ): концепция повтора, преемственности, взаимосвязи эпох и событий, что соответствует утверждению основных законов диалектической философии. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская Мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. Шлейф плаща Рафаэля огромен.
Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти следует причислить к тем картинам, которые не только характеризуют конкретного автора, страну или эпоху, но занимают центральное место в мировой истории искусства на протяжении столетий. Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне.
Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Достоевский. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Достоевский. Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт.
На итальянской земле Испания и Франция решали спор о господстве в Европе. У него ничто не случайно. Эта святая великомученица III века, отличавшаяся необыкновенной красотой, втайне от отца – язычника обратилась в христианскую веру. И этот памятник живописи делает его имя поистине нетленным.
Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. Так Рафаэль придал евангельской легенде глубокое человеческое содержание -высокую и извечную трагедию материнства. В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники. Ф. М. Достоевский имел репродукцию «Сикстинской Мадонны» в своём рабочем кабинете. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости.
Лишь две мордашки АНГЕЛОЧКОВ лукаво взирают на сотни людей, толпящихся в зале у картины. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя. Образ, собранный им из несметных озарений, постигавших душу художника за много лет.
Сикстинская мадонна, пожалуй, самая знаменитая картина мира. Простодушно и чуть ошеломленно взирает на Марию СИКСТ. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха.
«Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. Нельзя наглядеться. Документ об этом был подписан 9 марта 1753 года7. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества.
Варвара «утопают» в облаках. дукатов. Картина предназначалась для украшения могилы Юлия II, так как римский папа св. Сикст III (432-440), был из семейства Делла Ровера (как и Юлий II). Св. Сикст III и Св. Варвара были покровителями Делла Роверов. После Второй Мировой войны картина попала в Москву, а затем – возвращена Дрездену. Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения.
Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. Рафаэль был счастливым художником. Величайшее творение мира Сикстинскую мадонну.
В той же комнате дома художника, в красном углу, находится привезенная им из Италии икона. К сюжету «Мадонна с Младенцем», одному из самых распространенных в итальянской живописи, Рафаэль обращался многократно. Любила ли девушка Рафаэля. Он приехал достичь вершин искусства и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути.
Поглощенный обилием почетных и грандиозных заказов, прославляемый своими почитателями, он работал быстро и радостно. Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля – именитого римского художника – ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики. Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов.
Здесь у Рафаэля не было предшественников. Гений чистой красоты был с нею. С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый.
1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор и мыслитель. Казалось, в нем не было ничего. С. 23.
Композиция Сикстинской Мадонны на первый взгляд проста. Первые упоминания о Дрездене в исторических хрониках относятся к 1206 году. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына. В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей.
Гением таинственным и не расшифрованным. Имелся ли для него реальный прототип. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского.
В творчестве братьев Франца и Иоханнеса Рипенхаузенов истории «Сикстинской мадонны» посвящена композиция «Сон Рафаэля» (1821). В политическом отношении страна была целиком раздроблена. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. «Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники.
Настоящая, реальная жизнь в небесах. Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.
Решиться на воплощение такого диалога мог только художник Возрождения – творец, считавший себя равным Богу. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Недаром Леонардо называл музыку сестрой живописи.
Догадки фрау Эльвиры оказались верны. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. Об этом, например, свидетельствует композиция «Святой Лука, рисующий Мадонну» исполненная в мастерской Рафаэля. Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. Никогда творчество не было для него горькой мукой.
На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св.
Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой» и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения. Вот так была организована композиция этой картины.
По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Она создана по другому произведению Рафаэля— «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа»13. Они видели в ней не только абсолютное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.
Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. В книге «Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре» он писал о ней: «. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Как это происходило, подробно рассказывает участник тех событий, писатель и художник Леонид Волынский в своей книге «Семь дней».
Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. У него всё продумано до мелочей. На голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей.
Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре. Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. А спустя три года умер его отец.
Но самое феноменальное в этом большом полотне – это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника – заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные ГЛАЗА МАРИИ. В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года на Дрезден с неоправданной жестокостью были обрушены бомбежки союзников. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. по: Каталог выставки «Сикстинская мадонна».
А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. 4662. Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла.
Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.
Еще в 1506 году в Ватикане, по его распоряжению, была создана Швейцарская гвардия, о чем напоминает представленный на выставке освященный парадный меч (Доменико де Сутри, около 1510 года). Васнецова, считавшего одним из самых выдающихся мастеров живописи именно Рафаэля. Так творение Рафаэля попало в СССР. Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это».