Об этом можно говорить бесконечно много. И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). 1483 – Родился в Урбино в семье художника.
Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Шлейф плаща Рафаэля огромен. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского.
Варварой, которая облегчает муки умирающих. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
А спустя три года умер его отец. За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Сохранилось очень немного подготовительных рисунков художника к его картинам. Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. Все эти перипетии выпали на долю полотна, которое написал Рафаэль Санти, – Сикстинская Мадонна.
Варвары и её поза выражают покорность и благоговение. Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Сикстинская Мадонна – символ эпохи Возрождения, его строгости и нежности, – за века, как и положено шедевру, успела обрасти своими тайнами – реальными и мнимыми.
Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.
Что это. С правой стороны мы видим упавшего на колени Сикста II. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II.
С 1499 по 1511 годы они возвели большую церковь и ряд других построек. Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Потом много учился и работал. Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной.
Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты.
Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. Вот так была организована композиция этой картины. У ангела слева одно крыло. Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути.
О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. Сравните эти две работы. Мадонна смотрит прямо на зрителя и мы встречается с ней взглядом.
В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини. В настоящее время в монастыре находится копия Сикстинской мадонны. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Это придает полотну теплоту, заботу и человечность. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. Их движения и жесты еще совсем детские и наивные. 1520 – Умер в Риме. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут.
Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы.
Чем же так популярна и так загадочна эта картина. «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. К 1512 году художник уже завершил свое не менее известное произведение -- «Афинская школа» -- роспись в Станце делла Сеньятура4 в Ватикане и приступил к стенописи Станцы дЭлиодоро, где в 1511-1514 годах создал композиции «Изгнание Элиодора из храма» и «Месса в Больсене». Они и стали прототипами ангелов. Их 6, не правда ли.
Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. – писал русский поэт Василий Жуковский. По всей видимости, художник обвинял именно их. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Он обращается к Марии с просьбой защитить всех, кто ее поклоняется и молится. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Гений чистой красоты был с нею. Итальянский народ отчаянно боролся за свои демократические права и свободу. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали.
Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Он просто не мог отказать, не знал слова «нет». «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. Николы из Толентино».
А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). Сикстинскую Мадонну Рафаэль писал по заказу Папы Римского Юлия II для монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Зачем он это нарисовал.
Крупного и тяжёлого младенца держит легко. В политическом отношении страна была целиком раздроблена. Сикст. У него всё продумано до мелочей.
Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам.
Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. Современники отмечают, что Рафаэль Санти обладал большой любовью к окружающим его людям имел некоторое влияние на них. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. Фигура Девы Марии, впервые изображённая художником в полный рост и почти в натуральную величину, выглядит здесь величественнее, чем на других полотнах Рафаэля, посвящённых Матери Иисуса. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. Например, «Мадонна Седия».
Варвара «утопают» в облаках. Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника.
6. Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти следует причислить к тем картинам, которые не только характеризуют конкретного автора, страну или эпоху, но занимают центральное место в мировой истории искусства на протяжении столетий. И тому тоже есть причина. Здесь у Рафаэля не было предшественников. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Их взгляды жадно устремлены на Мадонну.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Главным оказывается момент божественного явления, момент, который художник вправе изобразить, а зритель имеет право в нем участовать. Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых.
Лицо младенца серьезно. Здесь все решено по-иному. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.
А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. Справа Рафаэль написал Св. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал.
В 1425 году монастырь перешел к монахам-бенедиктинцам конгрегации Святого Юстина в Падуе. Во всём её облике – решимость.
Рафаэль (1483-1520) написал картину в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия 11 для монастыря в Пьяченце. Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. По левую сторону от мадонны сидит, опустив голову и взор Святая Варвара. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6.
Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Он является идеальным сценографом всех своих творений. Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия».
Получил должность писца папских указов. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. У него ничто не случайно.
1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. «Сикстинская мадонна» стала одним из центральных произведений Рафаэля Санти, свидетельством расцвета его мастерства.
Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. «Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Когда он писал свое полотно Сикстинская Мадонна, то совершил некий прорыв в творчестве и оставил для потомков уникальный шедевр.
На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир».
Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. Вот почему так сложно выражении лица Марии. Б. К сюжету «Мадонна с Младенцем», одному из самых распространенных в итальянской живописи, Рафаэль обращался многократно. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). 1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино.
Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Гением таинственным и не расшифрованным. Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Таким образом, пальцев всё-таки 5.
Весь ее вид показывает покорность, веру и благоговение. Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Символично, что масштабная экспозиция представлена именно в Дрездене -- городе, где столь многое свидетельствует об исторических и культурных взаимосвязях Европы: между Италией, Германией, Францией, Россией, Чехией. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии.
Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. На итальянской земле Испания и Франция решали спор о господстве в Европе. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. В углу «Сикстинской мадонны» можно найти подпись: «Сделано Рафаэлем для черного монаха». Настоящая, реальная жизнь в небесах.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). В левой части картины коленопреклонённый Св. Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины.
Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Почему все они находятся за занавесом.
Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов.
Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Не мы требуем жертву.
Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться. Тяжелый общественный кризис охватил всю страну.
Получилась спираль в три с половиной оборота. Написал «Мадонну в кресле». Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Еще два ангелочка, напоминающие амурчиков, показаны на самом первом плане картины. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. Их сокровенной потребностью становится воспевать духовное благородство и моральную чистоту человека, вселять уважение перед материнством, благоговейно почитать любимое существо. Она выходит к людям, как на сцену.
По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Ключевое слово тут «беспокойство». Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее.
Так творение Рафаэля попало в СССР. В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант.
Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Второй ангелочек устремляет взгляд, полный надежды, к Мадонне, как бы веря в воскрешение умершей матери. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. VI).
Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Италия стала ареной борьбы французских испанских и немецких ландскнехтов. Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна».
Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана.
Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей.