Именно тогда появилась «Мадонна Грандука». Она пристально вглядывается в каждого из нас, в глазах застыл немой вопрос: «Вы не отнимете Его у меня. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.
У него ничто не случайно. Например, «Мадонна Седия».
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Они и стали прототипами ангелов. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его.
Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области.
Душа её сына была послана к нам, чтобы выполнить свою главную Миссию на Земле. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. Прошло более двух веков и картину в 1754 году приобрел страстный немецкий коллекционер живописи Август Третий. Вот так была организована композиция этой картины. Изображенный внизу парапет должен обозначать по этой теории саркофаг папы, жесты же святых в таком случае не посредничают между верующими и мадонной, а указывают на умершего папу.
Получил должность писца папских указов. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Что это. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба.
А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана. Их 6, не правда ли. Он просто не мог отказать, не знал слова «нет». Лицо младенца серьезно. В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина изображенная в раскованной позе. До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату.
Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна). Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет.
Сикст. «Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою. Гением таинственным и не расшифрованным.
Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Шлейф плаща Рафаэля огромен. Младенца Христа художник наделяет недетской серьезностью и прозорливостью.
Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму.
Величественный образ мадонны в котором незабываемо и неповторимо воплощены благородство и гордость человека, проникнут счастьем материнства, но и чувством материнской тревоги перед трагической судьбой сына. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. Рафаэль (1483-1520) написал картину в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия 11 для монастыря в Пьяченце. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой.
После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Справа у края картины, коленопреклонена святая Варвара, тоже мученица, жившая в 3 веке. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Чем же так популярна и так загадочна эта картина. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи.
До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Бог одарил Рафаэля богатой восприимчивостью, с помощью которой он достиг таких высот, что человечество признало его непревзойдённым мастером в живописи. На итальянской земле Испания и Франция решали спор о господстве в Европе. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Зачем он это нарисовал. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир».
Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба». Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Главным наставником художника был его отец, который был ему опорой и поддержкой, а так же дал сыну большое количество уроков живописи. Он является идеальным сценографом всех своих творений.
Италия стала ареной борьбы французских испанских и немецких ландскнехтов. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. С другой стороны – испытывающий благоговение перед дивным явлением Папа Сикст II. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении.
Глаза Мадонны опущены, что означает смирение. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св.
Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Николы из Толентино». До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.
Написал «Мадонну в кресле». Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии.
Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории. Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Варварой, которая облегчает муки умирающих. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Так творение Рафаэля попало в СССР. 1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Какой видит Мать, смирившуюся с волей Бога-Отца и принявшую жертвенную суть своего Сына, Рафаэль.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Уроженец города Урбино Рафаэль (Рафаэлло Санти, годы жизни 06. 04. 1483 – 06. 04. 1520), воспитанный в строгой религиозной семье, с детства окружённый образцами нравственности, проявлявший сильную любовь к живописи и графике, стал одним из самых великих мастеров эпохи Возрождения.
По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. «Мадонна Конестабиле» – это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже. Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти. В настоящее время в монастыре находится копия Сикстинской мадонны.
1520 – Умер в Риме. VI). 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра.
Рядом с Марией две фигуры. Во всём её облике – решимость. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. На этой картине, в отличие от предшествующих «Мадонн» Рафаэля, во взгляде Сикстинской Мадонны присутствует некая особенность, что позволяет словно заглянуть ей в душу и разглядеть провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Слева от богоматери мы видим святого Сикста, мученика и папу, жившего в 3 столетии.
Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя. Рафаэлевским образам присуща также и «многозначность» самых простых движений и жестов. Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это».
Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. Раскрытый занавес символизирует развёрнутые небеса, а его зелёный цвет олицетворяет милосердие Бога Отца, пожертвовавшего сыном ради спасения людей. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник.
Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна». Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. В то же время в ее взгляде можно увидеть переживания и печаль, ведь она уже знает о тяжелом будущем своего еще совсем маленького сына.
Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. 1483 – Родился в Урбино в семье художника. Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. «Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли.
Вот почему так сложно выражении лица Марии. Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически изменяет рукава и дорисовывает собаку. Создается впечатление захватывающей силы, обнаруживая повышенный контакт со зрителем.
Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы.
Богородица спустилась сюда, чтобы принести в жертву своего сына, она должна это сделать ради спасения рода человеческого. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского. Ее одежда выполнена в традиционных цветах.
Варвары и её поза выражают покорность и благоговение. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св.
Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. – писал русский поэт Василий Жуковский. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев.
Даже в его взгляде читается какая-то тревога. В политическом отношении страна была целиком раздроблена. На самом деле, наличие лишнего пальца – всего лишь иллюзия и зритель видит внутреннюю сторону ладони Сикста. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).
Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Не мы требуем жертву. Колорит, напоминающий фрески, светел.
Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца.
Помещенная внизу тиара указывает на Сикста как на папу. Тяжелый общественный кризис охватил всю страну. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.
Она выходит к людям, как на сцену. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам.
Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Таким образом, пальцев всё-таки 5. У ангела слева одно крыло. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника.
«Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году. Во многом, она получила свой статус благодаря изображению маленьких ангелов в нижней части картины, расположенной под образом Марии. С 1499 по 1511 годы они возвели большую церковь и ряд других построек.
Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Справа Рафаэль написал Св. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Конечно, в первую очередь мы смотрим на Марию как на женщину и Мать, чувствами воспринимаем Её отношение к Младенцу, Её любовь к Нему, Её тревогу за Него. Это был один из самых древних в стране монастырей, основанных еще в середине XIII века королевой Энгильбергой, дочерью Людвига Немецкого и супругой Людвига II, – женский бенедиктинский монастырь. С одной стороны – святая Варвара, её лицо с опущенным взглядом выражает её сдерживаемую внутреннюю скорбь, поскольку она знает, какая судьба уготована младенцу Иисусу.
Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. В 1425 году монастырь перешел к монахам-бенедиктинцам конгрегации Святого Юстина в Падуе.
Варвара «утопают» в облаках. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Его левая рука в знак преданности Богоматери прижата к груди, он просит её о заступничестве молящихся перед алтарём.
Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Гений чистой красоты был с нею. Сравните эти две работы. Мысленно проведите спиралеобразную дугу вокруг лица Матери, далее, по внешней орбите, ведите линию по рукаву Богородицы и по руке Младенца, захватывая уже два лица, потом снова, по внешней орбите, далее, по ноге Младенца, захватывая Иоанна Крестителя, снова на внешнюю орбиту и тяните дугу вдоль платья Мадонны до места, где оно заканчивается. Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне» искусствоведы умудряются находить изъяны.
От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант.
Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. Получилась спираль в три с половиной оборота. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. И как мало средств нужно было живописцу, чтобы произвести нечто такое, чего нельзя истощить мыслею. 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью.
Настоящая, реальная жизнь в небесах. У него всё продумано до мелочей. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире.
Об этом можно говорить бесконечно много. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника.
Трудно отвести взгляд от этого полотна, особенно от главной его героини. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков Мадонн, написав первую, Мадонну с младенцем, в 15 лет. Она была заточена в обозначенную за ее плечом башню, а позднее за ее веру обезглавлена.
Но Мать ещё надеется: вдруг чаша сия минует её дитя. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. После прихода советских войск солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров галереи, в одном из ящиков, в рамке, обитой войлоком, находилась Мадонна.
Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей. Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17, 5х18 см никто не купил и оно осталось в экспозиции музея. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).
«Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку. Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II.
В углу «Сикстинской мадонны» можно найти подпись: «Сделано Рафаэлем для черного монаха». Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ. По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».
«Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Мария несёт людям самое дорогое, что может быть у матери – своего ребёнка – и, как она знает, на страдания и смерть. Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным.
Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов.
Итальянский народ отчаянно боролся за свои демократические права и свободу. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6. «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост.
Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». В левой части картины коленопреклонённый Св. Потом много учился и работал.
Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут.