На картину «Сикстинская мадонна» с большим успехом создаются копии, репродукции, витражи и фото-печать.
Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Ни один художник Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль Санти. Взгляд Мадонн на предшествующих полотнах художника никогда не был обращён на что-либо вне картины.
Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии.
О римском понтифике известно очень мало. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Николы из Толентино». Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо.
Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Так творение Рафаэля попало в СССР. 1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Такая трактовка картины отнюдь не метафорична. Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Как настоящий гений он доверял только одному критику – самому себе. После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден.
Варвара «утопают» в облаках. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино в 1483 г. и уже в раннем детстве лишился матери это печальное событие сделало тему материнства важнейшей в его размышлениях и творчестве. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение.
Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, вот таким образом он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. После Второй мировой войны в Москву привезли 1240 спасенных произведений Дрезденской галереи, чтобы специалисты могли их отреставрировать. Лицо младенца серьезно.
Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. VI).
Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. 1520 – Умер в Риме. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. 4. В настоящее время в монастыре находится копия Сикстинской мадонны.
Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии. Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля – именитого римского художника – ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена.
Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни.
С 1499 по 1511 годы они возвели большую церковь и ряд других построек. Это был один из самых древних в стране монастырей, основанных еще в середине XIII века королевой Энгильбергой, дочерью Людвига Немецкого и супругой Людвига II, – женский бенедиктинский монастырь. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее. Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. Ее художник изобразил на картинах Форнарина и Донна Велата, многих своих фресках и, возможно, полотне для монастыря в Пьяченце.
О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Они и стали прототипами ангелов. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области.
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости.
Однако истинным новатором он стал именно в живописи. Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля.
Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. В основе всех его картин, в основе всех его композиций, как живописных, так и монументальных, лежит совершенно архитектурно-конструктивная основа.
Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Она была заточена в обозначенную за ее плечом башню, а позднее за ее веру обезглавлена.
Варварой, которая облегчает муки умирающих. Потом много учился и работал. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Вот почему так сложно выражении лица Марии. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. ) Левая рука первосвященника прижата к груди – в знак преданности Деве Марии. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году.
«Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ». Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя.
Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна». Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин. Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Вот так была организована композиция этой картины. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Помещенная внизу тиара указывает на Сикста как на папу. Он является идеальным сценографом всех своих творений.
Получил должность писца папских указов. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Написал «Мадонну в кресле». Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св.
Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Об этом можно говорить бесконечно много. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. Во время приемов юноша бродил в толпе знатных людей – святейших кардиналов, вельмож, красивейших дам, любовался драгоценностями, нарядами, убранством папских покоев. О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. Части советских войск и армии союзников взяли измученный, разрушенный почти до основания Дрезден.
Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. По облакам, как по снегу, легко ступает, приближаясь к нам, прекрасная Дева.
Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Она выходит к людям, как на сцену. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари.
Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. Зачем он это нарисовал. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки.
Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. Ритмический строй, который достигается благодаря особой композиционной расстановке персонажей, концентрирует внимание на Мадонне с Младенцем в центре картины. Итальянский народ отчаянно боролся за свои демократические права и свободу.
В левой части картины коленопреклонённый Св. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Справа у края картины, коленопреклонена святая Варвара, тоже мученица, жившая в 3 веке. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха.
Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края. Так Рафаэль придал евангельской легенде глубокое человеческое содержание -высокую и извечную трагедию материнства. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля.
1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. РУКИ СИКСТА.
Слева от богоматери мы видим святого Сикста, мученика и папу, жившего в 3 столетии. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. На итальянской земле Испания и Франция решали спор о господстве в Европе. Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным.
Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Сутки его были расписаны по минутам. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Рафаэль (1483-1520) написал картину в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия 11 для монастыря в Пьяченце. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Из раскрытого занавеса сияют лазурно-голубые небеса. Во всём её облике – решимость.
Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. Колорит, напоминающий фрески, светел. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении.
Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Италия стала ареной борьбы французских испанских и немецких ландскнехтов. «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. Но если всмотреться из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц.
Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. Его гению принадлежит всемирно известная статуя Давида, ставшая идеалом воплощения человеческого тела и собор Святого Петра в Риме.
Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Что это.
Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля.
Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники. 1483 – Родился в Урбино в семье художника. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника.
В 1754 г. картину за 20 тыс. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии.
Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей. Тяжелый общественный кризис охватил всю страну. Ее звали Маргаритой Лути и была она дочерью пекаря. Например, «Мадонна Седия». После того как монахи покинули мастерскую маэстро, Рафаэль натянул на подрамник громадный холст и без чьей-либо посторонней помощи начал писать картину. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель. Таким образом, пальцев всё-таки 5. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Ему был 31 год, ей – 17.
Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. У Форнарины был жених – пастух и каждый встречный мужчина оглядывался на нее. А она с удовольствием кружила всем головы.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Накануне он подвергся одной из самых страшных в истории Второй мировой войны бомбардировок. Чем же так популярна и так загадочна эта картина. Уже пять столетий с полотна по белым облакам, словно с неба, спускается женщина в простой одежде и несет на руках младенца, а пара легкомысленных херувимов – героев всевозможных плакатов и открыток – поглядывает на них с нижнего края картины, облокотившись на раму.
Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. Сикст. У него ничто не случайно.
По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. На полотне присутствуют также Святой Сикст (возможно в этом образе изображен сам Папа Юлий II) и Святая Варвара, которые простирают руки к Пречистой Деве и младенцу. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. – писал русский поэт Василий Жуковский. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.
Сравните эти две работы. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». Вот таким образом на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья. Два беззаботных ангелочка на нижнем ярусе полотна, словно противоречат общему настроению картины, однако вплетены в сюжет настолько мастерски, что до сих пор пользуются популярностью у художников и дизайнеров всего мира. «Сикстинская Мадонна» находилась в церкви в Пьяченце до 1754 года, курфюрст Саксонии выкупил ее для музея в Дрездене, где она находится по сей день. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.
Но главная из них заключена во взгляде юной Марии. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище – Форнарина (Булочница). Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца.
Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ. Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. СИКСТ II. Крупного и тяжёлого младенца держит легко.
Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Не мы требуем жертву. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Получилась спираль в три с половиной оборота.
Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле – часть ладони святого мученика. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых.
У ангела слева одно крыло. 2. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба.
Совсем иначе думал Жуковский, который писал: Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни: вокруг меня все было тихо сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется какое-то трогательное чувство величия в неё входило неизобразимое было для неё изображено и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Она смотрит на каждого зрителя и неважно, где вы стоите – в углу зала или перед самой картиной – Мадонна смотрит именно на вас. Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5.
Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника.
Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского. Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» – от первого наброска до завершающего мазка кисти. Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. В 1425 году монастырь перешел к монахам-бенедиктинцам конгрегации Святого Юстина в Падуе. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего.
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Справа Рафаэль написал Св.
Рафаэль прославляет, преклоняется перед Богородицей и смеётся над Папой Римским святым Сикстом IV. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает.
Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор и мыслитель. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам.
Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. В политическом отношении страна была целиком раздроблена. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Шлейф плаща Рафаэля огромен.
Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Гений чистой красоты был с нею. Любила ли девушка Рафаэля.
У него всё продумано до мелочей. Это породило легенду о том, что Сикстинская мадонна была написана по заказу монахов для церковного алтаря. В монастыре Святого Сикста рафаэлевская мадонна располагалась над алтарем прямо напротив большого распятия изображавшего муки Христа. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин. «дуб»). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Свою роль сыграла и рецепция этого образа в массовой культуре, которая подчас переходит грань пошлости. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Этот вопрос останется без ответа. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли.
Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый. Их 6, не правда ли. Настоящая, реальная жизнь в небесах. Весна 1945 года.
Гением таинственным и не расшифрованным. По латыни слово «сикст» означает шесть. Он приехал достичь вершин искусства и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути.
Но на этом магия не заканчивается. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино. На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони.
Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся.