Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею. «страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы.
Именно «Страшный суд» у Микеланджело в Сикстинской Капелле отнял последние силы и вызвал тяжёлые душевные мучения, но возможно именно эти эмоции и сделали эту картину настолько потрясающей и волнующей. «страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы. «страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
Сикстинская капелла, задняя стена, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).
Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Совпадение даже таких мелких деталей не оставляет сомнений по поводу того, что изобразил художник.
Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. К нему обращались и в Средние века и во времена Возрождения. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев.
«Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок.
Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года.
Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. Работа над «Страшным судом» продолжалась почти 8 лет. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Что мог Микеланджело. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы.
Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Только ответить своим искусством. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. Пико утверждал, что каждый человек соединяет в себе земное, животное и Божественное начала. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Невозможно объяснить словами что чувствуешь находясь в этом месте.
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, вот таким образом они сговорились и порекомендовалиБуонарротиПапе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку.
Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли и. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, в первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, но потом, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, пришлось отказаться и от этого. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. И это неслучайно.
Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Обнаженные образы на фреске признали непристойными. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины.
Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок. И как ни упрашивал мессер Бьяджо и папу и Микеланджело, чтобы он убрал его, он так и остался там на память таким, каким мы и теперь его видим». Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». На росписи размером около 200 кв. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли.
Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Уже в самом начале Микеланджело пришлось отстаивать своё желание работать в технике фрески. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. 15. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
Она восхитительна с любого ракурса. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности.
Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. На стене площадью в 200 кв. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. собирался сбить фреску. Присмотритесь внимательнее и вы увидите, как обнаженные тела многих персонажей будто специально скрыты.
Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
И для того были веские причины. Джорджо Вазари был в числе первых, пораженных грандиозностью «Страшного суда», позже он напишет: «Помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре и, по правде говоря, количество фигур и потрясающее величие этого творения таковы, что описать его невозможно ибо оно переполнено всеми возможными человеческими страстями и все они удивительно им выражены. Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года.
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо, до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. А вот сам мастер оказался не очень довольным. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции.
И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. Как бы там ни было, а Микеланджело, ранее не занимавшийся фреской, без особого сопротивления принял предложение расписать потолок Сикстинской капеллы. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль.
Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. Осознание того что это труд практически одного лишь человека повергает в шок. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5.
«Страшный суд» вызвал не только восхищение, но и яростную критику. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы.
В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. 10.
Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Однако предложение папы мастер воспринял как вызов и взялся за работу. Художник работал над фреской четыре года— с 1537 по 1541. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером.
Четвертый Ангел вострубил и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Но, не тут-то было. Длина изображения почти полтора метра. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнажённым торсом и другая, склонившая перед первой колени.
Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Во время последней реставрации было принято решение «раздеть» фигуры обратно, явив миру авторский замысел. Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком». Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». На смену ей пришла новая идеология и новое искусство.
Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Объяснение напрашивается само собой.
Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета.
Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы».
Восторг вызывает каждая деталь фрески. Само собой, нагие фигуры на фреске Сикстинской капеллыПавлу IV Карафа не понравились и, воспользовавшись тем, чтоТридентский собор, состоявшийся еще в 1545 году, осудил использование обнаженных изображений в религиозном искусстве, Карафа потребовал, чтобы голые Святые кисти Микеланджело были приведены в приличный вид. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто.
Но некоторые элементы было решено оставить как памятник цензуре XVI века. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц.
Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. «Страшный суд» — сюжет довольно распространенный. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана. Не сразу охватишь взглядом этих бесчисленных персонажей, так и кажется, что во фреске все в движении. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Микеланджело принялся за работу. Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Не стал исключением и «Страшный суд». Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал.
Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру.
Кардинал Караффа обвинил Буонарроти в непристойности, поскольку в главной церкви тот изобразил нагие тела с неприкрытыми гениталиями. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными.
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. И вновь Микеланджело не интересуют ни природа, ни детали: одно лишь человеческое тело.
С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным.
Одним из объяснений является то, что, возможно, сюжет является отражением пессимизма Микеланджело, человека уже в возрасте и находящегося в кризисе веры. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть28. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Микеланджело, в некотором отношении, мог чувствовать себя потерявшим всю свою силу и власть. При этом и Иисус Христоc и Дева Мария и апостолы изображены традиционно и упорядоченно. Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, в первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, но потом, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, пришлось отказаться и от этого8. За то время (22 года), что прошло между первой и последней работой Микеланджело, в церкви произошло много перемен, наступило время Реформации.
При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri, которых Вазари назвал просто Ignudi, они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба21.
Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Главным был второй ярус. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Со смертью папы Юлия II Микеланджело потерял своего покровителя, покинул Рим и вернулся во Флоренцию, где на несколько лет забросил живопись и скульптуру.
Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Он больше похож на Геракла или Аполлона.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано». Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов.
Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. 1514—1519).
И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ.
Страшный суд (итал. Giudizio universale, букв. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации.
Не отказывается он от участия и в самой войне. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Узнав об этом, Микеланджело передал понтифику, что наготу на картине удалить несложно, а пусть он миру попробует придать пристойный вид. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.
Интересно, что именно рабочих дней (джорната, день — единица измерения времени при работе с фреской) было не многим более 450. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника.
Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. К примеру, один из самых ярких мастеров раннего Возрождения, Беато Анжелико изображает «Страшный суд» в общепринятом смысле: праведники уже отделены от грешников, одних ждет блаженство врайском саду, других — адские муки. Пусть он тем временем наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро. » Тем не менее Тридентский собор постановил прикрыть наготу фигур драпировками. Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri, которых Вазари назвал просто Ignudi, они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба. Но и это ещё не всё. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности).
Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. По его мнению, это обедняло роспись. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Поза, мол, у них слишком неприличная. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «». Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах. Вопреки распространенному мифу, повествующему о том, что художник рисовал лежа, Микеланджело работал в вертикальном положении.
Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.
При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений.
Искусствовед В. Н. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». Говорят, в одну реку не вступишь дважды.
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
Пятый Ангел вострубил и я увидел звезду, падшую с неба на землю и дан был ей ключ от кладязя бездны. Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии мастера в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновить работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо.
Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Микеланджело обвинялся в том, что он нечувствительный к надлежащему этикету и щеголяет личным видением по уже существующим описаниям данного сюжета. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ.
Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына.
Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. События того времени, особенно усиление протестантизма и губительное действие Реформации – усиливали эмоциональную интоксикацию Микеланджело. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело.
К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Его помощник дель Пьомбо и Павел III были убеждены, что 60-летний художник физически не справится с такой работой и предлагали выполнить роспись масляными красками. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Художник всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого».