В. щукин с сыновьями» он стал преемником своего отца. Кроме вышеупомянутых портретов, Щукин нарисовал портрет профессора архитектуры А. Д. Захарова, портрет неизвестной дамы, портрет священника1. «современный мир не так далек от того, в котором жил Щукин. Исследователи наследия Щукина считают, что его коллекция имела особое значение для развития искусства в ХХ веке, в частности —становления русского авангарда. Сергей Иванович Щукин родом из купеческой старообрядческой семьи.
С началом Первой мировой войны собирательская деятельность Щукина остановилась: не имея возможности покупать западную живопись, он, в отличие от И. А. Морозова, не проявлял интереса к искусству современных русских художников. Галерея Щукина, остававшаяся в целости и сохранности в Москве, 5 ноября 1918 года была национализирована и весной 1919 открыта для публичного обозрения как Первый Музей новой западной живописи. В 1883 г. Сергей Щукин женился на Лидии Григорьевне Кореневой, происходившей из украинского помещичьего семейства. Многолетние комплексные экспедиционные исследования И. С. Щукина на Кавказе и в Средней Азии послужили основой его трудов по физической географии, общей и региональной геоморфологии.
Щукин родился в семье известного московского фабриканта Ивана Васильевича Щукина. В доме Щукиных в Большом Знаменском переулке ( 8) устраивались вечера камерной музыки. В 1918 г. галерея Щукина, находившаяся в Москве, на основании декрета Ленина была национализирована и весной 1919 г. открыта для публичного обозрения как Первый Музей новой западной живописи.
Умер Степан Семенович Щукин 10 октября 1828 года в Петербурге. В 1918 году обе коллекции были национализированы, несмотря на то, что про примеру Третьякова и Щукин и Морозов на свои коллекции написали дарственные — на эти бумаги никто внимания не обратил. Хранителем назначена дочь Щукина — Екатерина Сергеевна Келлер. После Октябрьской революции в 1918 г. щукинская художественная галерея была национализирована. 1918, осень — опубликован декрет Ленина о национализации галереи Сергея Ивановича Щукина, к тому времени уже эмигрировавшего.
Его дети погибли, правнуки рассеялись по всему свету, родового гнезда Щукиных больше не существует – но в далекой России каждый год отмечают день ангела его любимой жены. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год составляла 8, 5млрд долларов США. В 1910 году сделал крупное пожертвование в пользу Московского университета: финансировал устройство Психологического института имени Л. Г. Щукиной. Родоначальник этой замечательной семьи Петр Щукин происходил из купечества города Боровска Калужской губернии.
«явсё время думаю овашем восхитительном Море, — напишет Щукин художнику по возвращении вМоскву имея ввиду, конечно же, Купальщиц счерепахой. — Яживо ощущаю эту свежесть, это величие океана иэто чувство печали имеланхолии. С 1909 года Щукин открыл свой особняк для посещения всех желающих ознакомиться с коллекцией, что вызвало тревогу у преподавателей Московского училища живописи, волновавшихся за чистоту зрения своих учеников. В 1882 году Щукин купил особняк князей Трубецких в Большом Знаменском переулке, 8 затем распродал княжеские коллекции оружия и картины передвижников, приобретя взамен несколько норвежских пейзажей Ф. Таулова, которые стали зародышем будущей коллекции. Но не потому, что Щукин его собирал. Интересы Щукина к постимпрессионизму обратились после 1904 года, начиная с этого времени он часто ездит в Париж и даже переводит отдельную крупную сумму на особый счет в Берлине, чтобы оперативно оплачивать покупки — эти деньги ему очень пригодились, когда Щукин оказался в эмиграции.
После покупки в 1882 году особняка князей Трубецких в Большом Знаменском переулке С. И. Щукин распродал княжеские коллекции оружия и картины передвижников, приобретя взамен несколько норвежских пейзажей Ф. Таулова, которые положили начало его будущей коллекции. Сын известного в Москве фабриканта— старообрядца Ивана Васильевича Щукина. В 1884 г. Сергей Щукин женился на Лидии Григорьевне Кореневой (1863-1907), дочери екатеринославского помещика. В 1912 Щукин увлекся Андре Дереном и за два года приобрел 16 его работ, в том числе «Портрет неизвестного, читающего газету» (1911 – 1914, ГЭ).
По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год составляла 8, 5млрд долларов США111213. С началом Первой мировой войны в 1914 г. собирательская деятельность Щукина остановилась. Созданный на основе коллекций С. И. Щукина и И. А. Морозова Государственный музей новой западной живописи просуществовал до 1948 г. После его ликвидации фонды были распределены между Эрмитажем и ГМИИ им. С 1909 г. щукинский особняк в Большом Знаменском переулке, в котором хранилась коллекция, стал по воскресеньям доступен для обозрения публики. Сергей Иванович Щукин (1854, Москва— 1936, Париж)— московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ.
С разрешения издательства ARTANDHOUSES публикует главу, посвященную знакомству Сергея Щукина с творчеством Анри Матисса и дальнейшим отношениям художника и коллекционера. О Сергее Ивановиче Щукине, чьи щедрые дары дали возможность создать Alma mater русской психологии – великолепный Психологический институт, готовый к проведению теоретических и экспериментальных исследований, а также к обучению студентов – следует рассказать особо. Хранителем была назначена дочь Щукина, Е. С. В. щукин с сыновьями». С. и. щукин высказывал свое желание подарить собрание городу.
Особенно тесное сотрудничество сложилось у Щукина с Анри Матиссом, которому Щукин заказал панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908 г. для столовой. Вслед за Матиссом Щукин открыл для себя Пабло Пикассо, картины которого начал активно покупать с 1909, главным образом через галерею Даниэля-Анри Канвейлера. В отличие от своих братьев Сергей Щукин, страдавший заиканием, до 18 лет прожил в родительском доме, не получая никакого образования.
И Иван Щукин привозил домой фальшивку, а прибыль мошенники и настоятель делили пополам. В отличие от большинства других русских коллекционеров рубежа XIX—XX вв., Щукин покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. В январе 1803 года Щукин был назначен советником Академии и в том же году временно занимал должность конференц-секретаря. В отличие от большинства других русских коллекционеров рубежа XIX—XXвв., Щукин покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов.
Его братьями были Дмитрий, Иван и Петр Щукины, также купцы и коллекционеры предметов изобразительного искусства. В октябре 1913 был выпущен каталог картин щукинского собрания, включавший 225 номеров, а в 1914 журнал «Аполлон» опубликовал очерк Якова Тугендхольда «Французское собрание С. И. Щукина» и фотоснимки многих полотен. Род Щукиных упоминается в московских писцовых книгах с 1787 года. Летом 1908 года особняк Щукина —дом Трубецких —принял первых посетителей.
Известно также, что Щукин обладал удивительным чутьем. Особенно тесное сотрудничество сложилось у Щукина с Анри Матиссом, которому Щукин заказал панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908г. Сергей Щукин лежит на мон-мартрском кладбище – широкий постамент, массивная гранитная плита. За пять лет Щукину удалось собрать самую большую на тот момент коллекцию работ Пикассо в мире. Решение Щукина подарить Москве свою коллекцию и открыть ее для широкой публики было исторически важным.
Степан Щукин обучался искусству рисования сперва у Дмитрия Левицкого в Императорской академии художеств, а в 1782 году был отправлен для самосовершенствования за границу1. Интересы Щукина к постимпрессионизму обратились после 1904 года, начиная с этого времени он часто ездит в Париж и даже переводит отдельную крупную сумму на особый счет в Берлине, чтобы оперативно оплачивать покупки— эти деньги ему очень пригодились, когда Щукин оказался в эмиграции. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год составляла 8, 5млрд долларов США8910. Заказывая двухметровое панно для столовой, Щукин просил выдержать его всиней гамме, поскольку собирался повесить картину рядом сполотнами Гогена, дабы синий контрастировал сярко-желтыми красками таитянских холстов. С. и. щукин покинул Россию в августе 1918 г. и поселился в Париже, где умер 10 января 1936 г. и похоронен в семейном склепе на кладбище Монмартр.
Степан Семёнович Щукин (1754— 10 октября 1828)— русский живописец, мастер портрета, профессор Императорской Академии Художеств. Сын его, Иван Васильевич, был подлинным основателем щукинской династии. В товариществе «И. В. Щукин с Сыновьями» он стал преемником своего отца.
Щукин приобрел одиннадцать полотен мастера, среди которых были «Сирень на солнце», «Пьеро и Арлекин». С1889 в нём поселился Щукин с семьёй. 11 из них происходило из собрания Густава Файе, Щукин купил их оптом в галерее Дрюэ. Старый человек уходил, зная, что долг перед близкими он выполнил. После смерти Ивана Васильевича в 1890 году (он умер 75-ти лет) дело продолжали его сыновья.
Примечательно, что это была первая картина К. Моне, появившаяся в России. Именно вопрос о существовании этого документа (нигде и никогда не публиковавшегося), впоследствии стал источником споров между наследниками Щукина и Россией. В190915110 художник по заказу Щукина выполнил два декоративных панно для лестницы московского особняка Щукина151 «Танец» и «Музыка». Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула.
Он вел дела фирмы в Москве и имел стальную хватку. Сергей Иванович обладал, несомненно исключительным даром распознавать подлинные художественные ценности и видел их еще тогда, когда окружающие их не замечали. Впоследствии его собрание пополнилось картинам полотнами Джеймса Уистлера, Пюви де Шаванна, Поля Синьяка, Анри Руссо. Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем6, а у Амбруаза Воллара Щукин приобрёл большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8).
Родоначальником этой одной из старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. «Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. Если Щукин полагался на интуицию, то Морозовнуждался в советах. Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. По утверждению наследников Щукина, в 1926 он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. Зато, распробовав, скупил почти весь таитянский цикл.
Пикассо (в некотором роде как Малевич) думал об искусстве с точки зрения абсолютных категорий и стремился к реконструкции языка искусства — хоть и не в направлении святости, но с той же идеей создать чистый язык, который мог бы послужить путем к достижению чего-то совершенно нового и неповторимого. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал бы ознакомиться с его коллекцией. Щукины принадлежали к «цвету» московского купечества не только благодаря богатству. Тогда же состоялось знакомство между коллекционером и художником.
Следующим увлечением Щукина стали фовисты. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Его престиж и влияние в Москве были чрезвычайно велики. Как многие из Щукиных, он был человек очень одаренный и интересный. Он получил экономическое образование, окончив Высшую коммерческую академию в Баварии.
Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. Пушкина). Зато, распробовав, скупил почти весь таитянский цикл. Первый этап формирования коллекции С. И.
Но интересно осознать, что этот открытый мир появился именно тогда, в начале 20 века. То же относится к кубизму. По заказу Щукина Матисс исполнил ряд полотен большого формата, в том числе программные для искусства XX века декоративные панно «Танец» и «Музыка» (1910, Государственный Эрмитаж), написанные специально для лестницы московского особняка собирателя. Молодым художникам буквально «снесло крышу», когда они открыли для себя Матисса, Пикассо, Сезана и Гогена из коллекции Щукина. Это радовало Сергея Ивановича, но адаптироваться к новой жизни в 63 года было трудно.
Позже он приобрел еще 15 картин – почти все лучшие творения Гогена. Сергей Иванович стал хранителем собственного музея и экскурсоводом. Исключением стало московское приобретение картин импрессионистов у брата Петра в 1912 г. За неполных 20 лет С. И. Щукин приобрел 266 (по данным Н. Ю. Семеновой) полотен. Вместе с произведениями Матисса они составили главную ценность коллекции. В1882 его отец И. В. Щукин купил дворец князей Трубецких в Большом Знаменском переулке, 8. Щукин стал обладателем коллекции шедевров мировой живописи.
Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом. К 1914 году в его коллекции было 37 картин Матисса, 50 произведений Пикассо. Да и сам он не все в творчестве импрессионистов принимал сразу. Но потом коллекционер приобрел почти весь таитянский цикл этого художника. Осенью 1911 г. Матисс совершил визит в Москву, во время которого художник руководил развеской своих картин в так называемой «Розовой гостиной» особняка Щукина, превратившегося в своеобразный московский музей Матисса.
Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. Это значит, что Щукин понимал все. Пушкин).
Коллекция вызывала живой интерес у новых хозяев жизни. Щукин был известным коллекционером новой западной живописи – «искусства живого, активного, действенного искусства сегодняшнего дня» (И. Весной 1913 г. коллекционер купил «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений Матисса, а осенью «Портрет мадам Матисс», который стал для него последней, 37-ой, приобретенной картиной этого художника. После этого мир окрасился для него в черный цвет.
Щукина составили гордость самых крупных музеев России». На мой взгляд, это очень важный аспект взаимоотношений между Щукиным и Пикассо. Иван Абрамович Морозов собирал свою коллекцию совсем иначе. Создавалось впечатление фрески иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон».
Его коллекция была недоступна для широкого круга лиц. Он заверил Сергея Ивановича, что в этом деле нет никакого элемента «благотворительности» и что они не проиграют, а заработают. Все должно было сложиться иначе. У него постоянно собирались его друзья из русских интеллигентов Парижа. Московский коллекционер не собирался скрывать приобретенные им полотна от широкой публики.
С. И. Это очень большая, монументальная картина. В 1918-м был подписан Декрет о переходе коллекции в собственность государства. За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских галеристов. В 1910-е гг. Уехать за границу, бросив на произвол судьбы свое детище, не решался. Состоял также членом правления товарищества «Эмиль Циндель», членом совета Московского учётного банка, председателем совета Московского купеческого общества взаимного кредита, членом правления страхового общества «Якорь».
Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». С. И. В августе 1918г.
После смерти жены Сергей Иванович завещал свою коллекцию картин городу Москве, поставив условие, чтобы собрание хранилось и экспонировалось целиком. 11 из них происходило из собрания Густава Файе. Родоначальник купеческой династии Щукиных Петр торговал мануфактурным товаром в Боровске.
Молодые художники стали его единственной по-настоящему благодарной аудиторией. Щукин не сразу сумел оценить талант Гогена, ограничившись лишь одним полотном. Получил начальное домашнее образование, затем среднее образование в Саксонии. В1905-1908 гг. Он предлагал ему дать безвозмездно большое количество картин того или иного художника, с тем, что они смогут официально заявить, что картины этого художника собирает Щукин. Современникам увлечение Сергея Щукина казалось блажью.
Затем он приобрел несколько пейзажей норвежского художника Ф. Таулова, которые и положили начало его будущей коллекции. И вовсе не из-за его богатства. В 1908 году Сергей Иванович принял решение передать свою коллекцию картин в дар Москве. Одно из лучших сохранившихся произведений живописца – «Автопортрет» (1790-е), в котором отчетливо обнаруживается характерные для его художественного языка простота и строгость. Во второй половине XVIII века отправился искать удачу в Москву.
В 1908 г. в статье русского искусствоведа П. П. Еще одним любимым художником С. И. Щукина был Пабло Пикассо. Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С. И. Например с 1912 года по 1914-й (всего за два года. ) он купил около 30 произведений Пикассо. Его можно назвать создателем авангарда наравне с художниками, ведь если бы не он, не его открытость и доступность коллекции, то вряд ли бы те идеи, которые несли в себе создатели русского авангарда, так быстро смогли проникнуть в отечественное искусство. Они постоянно хотели новых работ».
На брате висел огромный долг, выплатить который он не мог, помощи ждать было неоткуда. Щукинская фирма была одной из самых уважаемых в Москве. Его отличал глубокий интерес к философским и психологическим наукам. За безошибочную интуицию и смелость Сергея Ивановича звали в деловом мире «министром коммерции». Мы работаем с художниками из всех частей света: из Азии, Океании, Африки.
Тогда он пропустил это мимо ушей, но через два года покончил с собой сын Григорий. Как писал об этой части коллекции Щукина русский журнал «Аполлон», в столовой особняка Щукина картины Гогена висели в плотной развеске, т. е. Он ждал несколько лет, прежде чем ему предоставилась возможность получить ее. Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись». Матисс представлял для него мир Востока.
Талантливый собиратель не получил художественного образования, но при выборе картин не без основания полагался на свое собственное мнение, так как был наделен редким даром – «чутьем изящного» (А. С. Из купеческой старообрядческой семьи. Тропинин. После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. Щукин познакомил москвичей также с картинами А. Руссо (76 в собрании Щукина).
Увлёкся новой западной живописью. Имя Щукина, доживавшего свой век в эмиграции, в стенах института никогда не упоминалось. Контуры комнаты дробились, сливались лица внучек, крест, который поднес к его губам священник, сверкал, как люстры в его московском дворце.
Щукин с сыновьями» был огромным. Так в Москве формируются новые художественные течения (кубофутуризм, неопримитивизм) и объединения (первое из них – «Бубновый валет»). С. И. Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу. Потомственный почётный гражданин.
Щукин дал согласие и поселился в домике привратника. Ему предложили стать хранителем музея современного искусства (декрет о переходе его коллекции в собственность государства был подписан Лениным), в который был превращен его дом. С. И. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж.
Совладельцами фирмы стали братья Петр, Николай и Сергей. Брат Д. И. Щукина и П. И. Щукина.
К середине 1900-х гг. Он не участвовал в торговом доме, был выделен и проживал в Париже, на авеню Ваграм. По утверждению наследников Щукина, в 1926 г. он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. С. И. С1878 участвовал в делах семейного предприятия151 Торгового дома «И. В. Щукин с сыновьями» (одной из крупнейших в России оптовых мануфактурных фирм), с 1890 возглавил его.
Одним из любимых художников Щукина был Анри Матисс, с которым у него сложилось особенно тесное сотрудничество. В. Щукин с сыновьями».
Его внук основал в 1878 году торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями», занимался продажей ситцев Иваново-Вознесенских фабрик, Шуйской и Трехгорной мануфактур по всей Центральной России, в Сибири, на Кавказе, Урале, в Средней Азии, Персии. Мы должны открыть мир, ведь он и так совсем маленький. В детстве он был самым слабым из братьев: нервным, низкорослым, заикающимся.
Мы подсчитали ее примерную стоимость на момент покупки. Щукин приобрел для личной коллекции шестнадцать полотен Поля Гогена. То же относилось и к Матиссу. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет сын его Иван Васильевич в 1838 году основал собственное торговое дело под фирмою «Иван Васильевич Щукин», которую в 1878 году преобразовал в Торговый дом «И. С приходом Советской власти об этом пришлось забыть.
Среди его учеников были А. Г. В столовой особняка Щукина висело 16 картин Гогена в плотной развеске— они были сдвинуты одна к другой так тесно, что сначала зритель даже не отмечал, где кончается одна и начинается другая. Они были взбудоражены новым искусством, они хотели совершить революцию в искусстве. По свидетельству Бурышкина, Щукин в разговоре с ним опроверг это утверждение, сказав: «я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа.
«Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно». Щукин бесповоротно влюбился в эту картину. С. И.
Уже в 1908 критик П. П. Муратов отмечает влияние галереи Щукина – «как наиболее сильного рассадника западных художественных течений» – на судьбу русской живописи. Варнек и В. А. Как правило, он сам принимал посетителей и давал разъяснения.
он вместе с сыном Иваном уехал в Германию, а в 1919г. К 1914 в коллекции Щукина насчитывалось 37картин Матисса, не считая панно «Танец» и «Музыка». И. В. Щукина подробно описал в своих воспоминаниях его сын Петр Иванович.
Он сам мне рассказывал, что когда уже в беженстве он обосновался в Париже, то крупнейший торговец картинами просил его «начать кого-нибудь собирать». Он говорил: «Я покупаю африканские скульптуры лишь потому, что они помогают мне понимать современность и красоту искусства Пикассо». Щукин приобрел для своей коллекции и кубистические «Женщину с веером», а также «Фабрику в селении Хорта де Эбро». Начиная с 1908 года количество работ в его коллекции резко возросло. У него были другие вкусы иные отношения с художниками. Наиболее плодотворным периодом для Щукина явились 1800-е годы, когда был написан портрет архитектора А. Д.
Да и вообще —с тех пор прошло больше века, вот таким образом проводить параллель непросто. Советская Россия закрыла его на какое-то время, но это было искусственно. Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке. При этом в дело были приняты четыре его сына: Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи. Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение. Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем, а у Амбруаза Воллара Щукин приобрёл большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8).
Щукин отказался. Щукин был очень чувствителен к этому, он был готов к Матиссу. Внуки и правнуки его сегодня живут во Франции и США. Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем.
Со временем С. И. «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно. (Московские сплетники утверждали, что купца настигла Божья кара, а причиной тому – безбожные увлечения Щукина: он-де развесил в домовой церкви богомерзкую мазню Ренуара и Пикассо. ) Прошло несколько месяцев и застрелился брат Иван, долго и безуспешно просивший его о помощи.
Случалось, что между Щукиным и Стайном возникала конкуренция и за конкретные работы: «Самая важная работа в зале, посвященном Пикассо, — «Три женщины», одно из первых кубистских произведений Пикассо 1908 года, удивительный шедевр. С. И. Первая его картина, купленная коллекционером в 1898 г. – «Скалы в Бель-Иль» (сейчас хранится в ГМИИ им.
И, конечно, в этом можно усмотреть истоки интереса Щукина к Пикассо. И тогда Иван решил, что будет жить как прежде. Щукин любил говорить: «Хорошая картина —дешевая картина». В купеческой среде его уважительно называли «министр торговли». Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств».
Ее национализировали сразу после Октября: его дворец стал Музеем современного искусства, а он превратился в хранителя и экскурсовода, ютившегося тут же, при своем бывшем собрании, в комнате кухарки. После Октябрьского переворота в январе 1918г., в период борьбы советской власти с «капиталистами» Сергей Иванович был арестован по обвинению в экономическом саботаже, но вскоре освобожден. В 1909г. Впоследствии полотна из собрания СИ. Создавалось впечатление фрески иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон».
Муратова «Щукинская галерея – очерк по истории новейшей живописи» был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар Третьяковской галерее. А. С. С. И. Это был своего рода трофей, очень важный трофей для Щукина».
Между тем парижский друг Щукина П. А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» (Нью Йорк, 1954) рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Оборот торгового дома «И. В. Щукин Сергей Иванович (1854, Москва151 1936, Париж), предприниматель, коллекционер живописи.
11 из них происходило из собрания Густава Файе, Щукин купил их оптом в галерее Дрюэ. В его квартире продолжали собираться соотечественники – Бенуа, Дягилев, Николай Рябушинский и многие другие. Брат Иван прожил жизнь в Париже – там его называли графом Щукиным.
За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских галеристов. Захарова. Щукин был одним из первых в мире частных коллекционеров, который имел возможность покупать африканское искусство.
Щукинская коллекция вскоре получает известность. А Щукин доживал свой век надеясь на то, что в России помнят и его самого и его жену: во Франции восьмидесятилетнему эмигранту было очень одиноко. А. С. Пушкина и отдела современного искусства Эрмитажа. Именно Анри Матиссу московский коллекционер поручил исполнить панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908 г. для столовой своего особняка. «Сегодня мы живем в глобальном мире.
Помимо участия в семейной фирме, он входил в совет Московского Учетного банка, был совладельцем и директором текстильной фирмы Э. Циндель и Даниловской мануфактуры. В1897 он приобрёл первую в России картину К. Моне «Сирень», затем ещё 12полотен этого мастера, в том числе «Полдень», «Вечер», «Стога», «Чайки» и знаменитый «Завтрак на траве». Анна Балдассари: «Пикассо создавал новый язык —язык чистой пластики. На все собрание Щукин потратил около миллиона французских франков. Далекий от политики, он спокойно встретил Февральскую революцию. Под контролем предприятия «И. В.
«Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары». Дети пошли в мать – образованную и утонченную Екатерину Петровну Боткину, даму из московской купеческой аристократии. перебрался во Францию. (В 1905 году, когда все были напуганы революцией и коммерция не приносила доходов, Щукин скупил всю московскую мануфактуру и нажил на этом миллион. ) Его жена была первой красавицей Москвы, старший сын подавал большие надежды – отец видел в нем своего преемника, средний стал ученым и лишь младший сын Григорий, от рождения глухой, навсегда замкнувшийся в своем призрачном мире, был болью и горем семьи. Полотна Пикассо Щукин мог наблюдать и в собраниях ее братьев Лео и Майкла. Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем3, а у Амбруаза Воллара Щукин приобрёл большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8).
Парижский друг Щукина П. А. «Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс. Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. Сергей Иванович на это не пошел, но сказал, что если бы он мог собирать, то собирал бы Рауля Дюфи.
Все развивалось очень стремительно, диалог с молодыми художниками был неизбежен. В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер. После февраля 1917г. В обществе ходили слухи, что покойница отравилась. Щукину пришлось пережить тяжелую полосу личных трагедий: он потерял брата, двух горячо любимых сыновей (Сергея, которому было семнадцать лет и Григория – двадцати одного года) в 1907г., не оправившись от этого удара, скоропостижно скончалась Лидия Григорьевна. Врачи говорили, что дело в какой-то женской болезни. Окончил Высшую коммерческую школу в г. Гера (Бавария).
Скончался Сергей Иванович в возрасте восьмидесяти четырех лет и похоронен в Париже. Купил также 16картин П. Гогена («Автопортрет», «Сбор плодов», «Женщины на берегу моря» и др. ). Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем (их познакомил дальний родственник, художник Фёдор Боткин), а у Амбруаза Воллара Щукин приобрел большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8). Основной публикой были молодые художники, студенты художественных школ. «Я не хочу, – говорил он сыну Ивану, – чтобы мои картины прятались где-нибудь в подвале и вытаскивались оттуда поодиночке или продавались». Среди приобретенных московским коллекционером картин Пикассо были следующие: «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса» и другие работы «розового» и «голубого» периодов творчества художника.
А теперь его коллекция стоит десятки миллионов долларов. На пятом десятке, получив возможность после смерти отца бесконтрольно распоряжаться капиталом, Сергей Иванович всерьез увлекся новой западной живописью.
Среди его фаворитов были импрессионисты и постимпрессионисты. Он умер в Париже в 1936 году. Последней картиной Моне у Щукина стала «Дама в саду», которую он купил в 1912 г. у своего брата Петра. Его коллекция не была затратным вложением —она была мудрым вложением.
Щукин отказался. И Щукин сам (а ведь это была не частная картинная галерея, а его собственный дом) иногда водил гостей по дому, показывал произведения, объяснял, что из себя представляет та или иная картина. Щукина, был Клод Моне.
В 1894 г. Сергей Щукин получает звание коммерции советника за «полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности». С 1909 г. С. И. В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина. Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве. «Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина. Лидочка никогда ничем не болела, а сгорела в три дня.
Бесценное его собрание составляет славу и гордость Музея изобразительных искусств им. За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских торговцев живописью. В1911 Матисс по приглашению Щукина гостил у него в Москве.