Лесная глушь (1872). Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставке работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца.
Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Много картин И. И.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Много работал Шишкин и за границей.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Вертикали пересекаются косыми линиями. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Природа выражает музыку человеческой души. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Это было выступление против мёртвого академизма. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
В окрестностях Москвы» (1869). Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей.
На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Это была ювелирная работа. В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик.
В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Так писались и «Сосновый бор.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким запомнился он своим друзьям.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Примером таких работ является картина Рубка леса. Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм.
В них нет политики и социальной направленности. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Но в изобразительном искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка художественных сил. Природа – сама благородство.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Тем более, что остров славился своей живописной природой. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь и это мешает целостности образа. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. А их было немало. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, как и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).
Эту картину приобрёл П. Третьяков. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Первое место занимает Шишкина Рожь. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Тогда-то в среде некоторых старших художников стала обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения, которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке.
Художник одушевляет деревья. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.
Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Лесной пейзаж кажется необъятным. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским покинула Академию художеств, отказавшись писать картины на Большую золотую медаль. Отправляя И. Шишкина в Академию, А. Н. Наряду с Куинджи в конце 1870-х годов выступает В. Д. Это единство предстает очевидной уже реальностью, в окрестностях Москвы (1869, там же), почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве), прежде всего за счет тонкой композиционной и свето- воздушно-колористической координации зон неба и земли. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто лес, но лес из осокорея, вязов и частью дубов (дневник 1861 года) или лес еловый, сосновый, осина, береза, липа (из письма И. В. Волковскому, 1888).
Ее иногда называют картиной-завещанием. В училище он получил солидную профессиональную подготовку. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Творческая жизнь Ивана Шишкина течение в нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. 3 Раннее творчество Для ранних работ мастера (Вид на острове Валааме, 1858, Киевский музей русского искусства Рубка леса, 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма кулисного построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Брался ли Шишкин за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны или ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Г. Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но увы. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Однако трактованы они с большей живописной свободой.
На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Судьба ее в настоящее время неизвестна. В 1858 году Иван Шишкин получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. У работы было очень много положительных отзывов. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). К ним относятся Уголок заросшего сада. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках.
В 1870-х годах Шишкин серьёзно увлёкся офортом. Шишкин стремился к другому. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Кроме того, он сам в 1886 году выпустил в свет альбом гравюр, в котором разместил 25 работ. Быть грозе. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. – получали в картинах и рисунках Ш. вид совершенной действительности. 5 С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова 1883, Киевский музей русского искусства), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Воробьев.
Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». География работ Шишкина чрезвычайно широка. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Кроме этого увлекался археологоией историей. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение многих лет (особенно в 1870-х годах) проходила на глазах Крамского. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
А. Беггров, в 1884 — 1885 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки.
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В 90-е гг.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Случайность. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Сосновый бор». Его отец был купцом, культурным человеком. Чувствуется глубина оврага, глушь. Сосны придают картине величественное звучание. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Но он был человеком разносторонних знаний – увлекался техникой, археологией историей.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Шишкин сдержан и величественен. Это очевидно. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Человек Шишкина прикреплён к земле. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
Сюжет их – жизнь русских лесов. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Тем не менее, работы, выполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Эту технику художник освоил еще за границей. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Биография художника зашифрована в его творениях. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Шишкин не облагораживал природу. Шишкин познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Здесь Шишкин сближается с В. Г. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Все сковано морозом и погружено в тень. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Невероятная тишина царит в пейзаже. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Что впереди.
Это поучение прочно вошло в творчество Шишкина. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Ах, как мешает человечеству идеология, помноженная на безграмотность. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Последнюю свою работу он так и не закончил. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
В окрестностях Москвы. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Его картина поет. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Характерна в этом смысле «Рожь». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Окрестности Москвы.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. У него были какие-то свои трения с Савицким. Этюд Сосна на Валааме – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина – содержательном восприятии природы. Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Уже в первый год пребывания в академии он получил две малые серебряные медали – за картину Вид в окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках под Сестрорецком.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». «Утро» полностью лишено всего этого.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Мрачное настроение. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Задний фон мрачен. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Мастер смело экспериментировал. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Богато нюансирован цвет. Жил преимущественно в Петербурге.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Крамским.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
На Вторую выставку передвижников художник представил картину Лесная глушь (1872, ГРМ), за которую в 1873 году получил звание профессора пейзажной живописи Петербургской Академии Художеств. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
организованы две выставки работ художника. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Потом он поступает в Петербургскую Академию художеств, где продолжает обучение у пейзажиста С. М. Воробьева. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь.
Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года.
Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Парит.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
Благодаря заботе своего руководителя А. Н. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Облик этот был многолик. Картина Полдень. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Густые кроны бросают на них тень.
Так в реальной жизни не бывает. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Жил преимущественно в Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Чувствуется глубина оврага, глушь. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Он отправляет сына в Москву, где тот с 1852 по 1856 год учится в Московском училище живописи и ваяния под руководством А. Н. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. В окрестностях Москвы (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето- воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». В окрестностях Москвы, но она не была приобретена. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Лес открывал художнику тайны не только природы, но и человеческого бытия, подтверждением чему служит следующая картина. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Это несомненно. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Крамским. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
(1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Каждое из них вызывало интерес зрителей. В таких картинах, как «Полдень.
Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Их он стремился передать как можно конкретнее.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
У него умерли сыновья.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Сокольники. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. В 1984 -85 г. г. В 1862-1865 годах он жил в Германии (в Мюнхене и Дюссельдорфе) и Швейцарии (в Цюрихе и Женеве), посещал мастерские известных художников, в том числе немецких анималистов Бенно и Франца Адамов, швейцарского пейзажиста Р. Коллера.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.
Третьяков решил судьбу картины по-своему. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Особенный, тихий, погожий выдался день.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Иван Шишкин всегда был окружён вниманием товарищей. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Над землёй летают ласточки.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
В его картинах – чуткое отношение к деталям. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В это же десятилетие Шишкин создаёт замечательные картины «Среди долины ровныя» (1883), написанную по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова, а также «Лесные дали» (1884), «Дубовая роща» (1887) и «Бурелом. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Его репутация была безупречной.
«Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Лучшая работа этих лет – Полдень.
Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь».
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Внушительные дубы достойны восхищения. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Ему уже сопутствовала известность. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Шишкин не искал легких путей, вот таким образом выбрал для себя основным сюжетом полуденное время суток. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Крамской, видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. Ему уже сопутствовала известность, а картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864, ГРМ), написанная в Германии по заказу Н. Быкова и присланная в Петербург, принесла художнику в сентябре 1865 года звание академика.
Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Первое место занимает Шишкина Рожь. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. — Ср.
Но к систематическим занятиям живописью он приступил лишь в 20-летнем возрасте, в училище живописи и ваяния. В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. Ничуть не бывало.