Портрет И. И. Шишкина — одна из ранних работ К. Е. Маковского (1839-1915). Портрет И. И. Шишкина был выставлен на XIX Передвижной художественной выставке под авторским названием «Пробный оттиск». В 2008 году Елабужский государственный музей-заповедник выпустил набор открыток «И. И. Шишкин в портретах».
Подбор репродукций с портретами известного русского художника и аннотации к ним были подготовлены старшим научным сотрудником Дома-музея И. И. Шишкина Надеждой Курылёвой. Во второй половине 70-х годов XIX века Илья Ефимович Репин создал целую галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры, в том числе И. И. Шишкина, обнаружив чисто репинскую жизненность и яркость психологических характеристик. Предлагаемый комплект открыток «И. И. Шишкин в портретах» знакомит с портретным рядом художника Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898 гг. ).
Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. Недаром его называли швейцарским Поттером.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Таковым является Иван Иванович Шишкин. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Богато нюансирован цвет. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки.
Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Впереди художника ждали новые достижения.
Внушительные дубы достойны восхищения.
Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других.
Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Шишкин теперь обретает полную свободу от каких-либо влияний, становится самостоятельным и оригинальным. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения.
В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Русское богатство. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Существует предположение, что авторским повторением другой одноименной конкурсной картины 1860 года является литография Шишкина Трущоба.
Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Тяжёлые душевные переживания надломили, но не сломали художника. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857).
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Как известно, в 1852 году Иван Шишкин стал студентом этого училища. Поиски разнообразия тонов и верности их соотношений в пределах светотеневой гармонии наблюдаются в ряде произведений Шишкина, свидетельствуя о понимании им принципов пленэрной живописи, о приближении к ним. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов.
Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Картина "Полдень. Взору открываются огромные массивы лесов. Так, И. И. Шишкина Крамской написал с этюдником и зонтиком на фоне лесной поляны.
В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Естественна вот таким образом его дружба с В. Г. Перовым, который подарил ему эскиз своей самой смелой по силе обличения картины шестидесятых годов Сельский крестный ход на Пасхе. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Рожь.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения.
Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Помещая в центре могучие стволы деревьев-великанов и уводя их кроны за верхний обрез картины, художник подчеркивает высоту и мощь дубов.
В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Вид на острове Валааме (1860). И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, – делился Крамской с Васильевым, – по два, по три этюда в день катает, да каких сложных и абсолютно оканчивает1.
Один из самых совершенных – Берег моря. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Шишкин, озабоченный прежде всего повышением профессионального мастерства, отправился сюда еще и потому, что творчество ряда художников дюссельдорфской школы считалось своего рода эталоном в Академии.
Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. На Валааме Шишкин жил в компании друзей — Александра Васильевича Гине и Павла Павловича Джогина.
На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878).
Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Он суров, величествен, но доступен. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Шишкин и Гине учились в Казанской гимназии и там ещё сдружились». Лесная глушь (1872).
В эту пору художник живёт в доме своих родителей в городе Елабуге. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ).
Под изображением подпись художника: «Сам с себя 1854 17 февраля». Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Рисунок И. Е. Репина «Шишкин на заседании Академии художеств» находится в Государственном Русском музее. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие.
Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. А. Беггров, в 1884—1885 годах издал в двух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо.
Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Над землёй летают ласточки. Думается, что можно.
Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Автор словно утверждает значительность темы.
Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя.
Это было удивительное время – время, когда всякий захотел думать, читать и учиться и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. На рисунке И. Е. Репин изобразил И. И. Шишкина в период преподавания в Академии художеств (1894–1895), где он был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища.
Сказывалось, по-видимому, несколько одностороннее преподавание Мокрицкого, художника довольно скромного дарования, очевидно, не уделявшего живописи должного внимания в занятиях с учениками. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Он создал по памяти ряд портретов-набросков, среди которых целая серия рисунков под названием «Шишкин на заседании Совета Академии художеств». И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Их он стремился передать как можно конкретнее.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Сейчас эти мечты стали явью. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Сравнение пейзажа Шишкина с созданной одновременно аналогичной картиной Васильева позволяет сделать интересные выводы о начинающем проявляться уже здесь различии живописных систем обоих художников при общности основной реалистической направленности их творчества. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны.
Сиверская (1883. ). Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Это было выступление против мёртвого академизма.
Это первое решение темы, которая получит новую, более глубокую трактовку в его поздних полотнах. Он кропотливо изучает натуру. У работы было очень много положительных отзывов. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Природа насыщена сырым воздухом.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Все они были написаны под Петербургом. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее имеет авторскую надпись: Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака.
Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы.
Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик.
Быть грозе. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. В картине особенно видно, как тесно связаны творческие позиции Шишкина с идеями Чернышевского, с его высказываниями о природе и характере ее изображения. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Облик этот был многолик. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень.
Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала.
Еще в 1857 году, впервые попав во время летней практики в деревушку Дубки под Сестрорецком, молодой художник был восхищен этим чудесным местом, где лес из дубов, саженный П Великим на берегу моря, – как писал он родителям, – и есть особенно отмеченные, которые им собственно посажены, – колоссальные дубы1. Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника.
Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.
Домотканово (1888). Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Природа – сама благородство.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей.
Глядя на то, как осязательно переданы стволы кряжистых дубов с трещинами, буграми, наростами на них, как вылеплена загрубевшая кора, невольно напрашивается мысль о своеобразной портретности каждого дерева. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
А их было немало. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Шишкин родился в 1832 году в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин.
Между тем столь важному аспекту деятельности Шишкина, как его этюдная работа, уделяется недостаточное внимание. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. В скором времени этот семинарист удивил всех своими успехами».
Но облачное небо уже начинает светлеть. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием.
«Небольшой автопортрет 1854 года, написанный Шишкиным старательно, но не сухо, показывает, что юный художник достаточно прочно усвоил основы рисунка с натуры» (Ф. С. Мальцева «Мастера русского реалистического пейзажа. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Жил преимущественно в Петербурге.
Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Отличающий его лиризм определяется прежде всего самим мотивом пейзажа – уютная, приветливая, устланная зеленым ковром лужайка с извивающейся среди цветов тропой, уходящей в глубь молодого лиственного леса.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883).
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы.
Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства1. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку. Окрестности Москвы.
Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Окрестности Москвы. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
Позднее пространство картины, зоны неба и земли составляют у него убедительное светотональное единство. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Шишкин же в своих пейзажах утверждает естественную красоту леса, подчеркивает крепость сосен, обилие зелени, полноту летнего цветения, обогащая подчас повествовательную основу произведений элементами бытового рассказа.
Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог.
Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания.
И здесь, как в Дубовой роще, легкие прозрачные тени скользят по деревьям, падают на ярко освещенную поляну. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Сосны придают картине величественное звучание.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Природа выражает музыку человеческой души. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Это живое лицо разом делающее вас, постороннего наблюдателя, знакомым художника. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Основанный на углубленном исследовании природы, творческий метод Шишкина был созвучен эпохе упорных исканий в области точных наук и, в частности, в естествознании. Он относил его к категории художников объективных, которые особенно деятельны тогда, когда заняты формой и глаза ее видят2. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
К тому времени относится большое количество образов И. И. Шишкина, созданных К. Е. Маковским.
Основное направление в творчестве – портрет историческая, жанровая живопись. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.
Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.
Задний фон мрачен. Изображена Кама близ Елабуги. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. 60. ). Работа над картиной происходила в 1889 году.
С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Среди долины ровныя. Свои художественные взгляды того периода (1852–1856) художник отразил в набросках к биографии: «Явный протест против классицизма: я, Перов, Маковский К., Седов, Ознобишин». Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, неизменно поощрял в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.
Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Этому способствуют золотистые солнечные лучи, пробивающиеся сквозь густые ветви и озаряющие свежий зеленый мох. Парит.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Вертикали пересекаются косыми линиями.
Шишкин добивается строгой завершенности пейзажного образа и любит устойчивые состояния природы. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Все сковано морозом и погружено в тень.
И Шишкин не останавливался на достигнутом. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ».
Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Весной 1863 года Шишкин отправляется в Цюрих, чтобы поступить в мастерскую Рудольфа Коллера, где намерен, в частности, поупражняться в изображении животных. Это дерево навсегда стало символом русской земли. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу.
К ним относятся Уголок заросшего сада. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
Не ограничиваясь критикой, художники стремились противопоставить отрицательным явлениям положительный идеал, который они видели в народе, его жизни, в русской природе. Последний, предположительно и является автором картины. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана.
Приближается страшная гроза. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Картины обладают большой энергетикой, глубиной и выразительностью. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер.
Однако неумение Коллера прийти к цельной, законченной картине, как считал Шишкин, разочаровало и отдалило его от своего учителя. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений.
Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Удивительный старик этот Шишкин. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Передвижники).
Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.
Образование, труд, любовь к занятиям — вот девиз Шишкина в ту пору. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Все полно жизни. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. «Сосновый бор.
В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает. Один из критиков писал: «Едва ли кто из товарищей И. И. Шишкина представлял собой такой цельный и законченный образ, такую фигуру, как этот истинный «поэт природы».
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Здесь был исполнен гармоничный по цвету, несколько романтический этюд Мельница в поле, заставляющий вспомнить красиво и просто написанную Мельницу в степи некогда увлекавшего Шишкина В. И. Штернберга. Очерки по истории русской живописи II половины XIX века»).
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга.
Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком.
Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Хотя Шишкин работал над произведением в Лисьем Носу в непосредственном контакте с натурой, живописное решение его страдает условностью. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов.
Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева.
Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу.
Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Небо в картине бледно-голубое, прзрачное, легкое, с еле заметными облачками, светлеющее к горизонту и чуть тронутое золотистым налетом. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Постамент кольцом опоясывают отлитые бронзовые копии изображающие сюжеты известных картин И. И. Шишкина: сосновый бор, лесная речка, медвежье семейство.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается«Утро в сосновом лесу». В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
В его произведениях появляется цвет, богатый многообразными оттенками, гармонически сливающимися воедино. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Они давали богатый натурный материал. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Божия Благодать. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Они дают себя знать еще в некоторых произведениях Шишкина, особенно в тех, где он варьирует мотивы исполненных за границей пейзажей. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. В свободное время художники зарисовывали Елабугу и её окрестности. Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Силу не угасшего духа мы чувствуем во всём облике портретируемого. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Этюд Полдень. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм.
Данный комплект не претендует на полное раскрытие образа И. И. Шишкина. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. На картине изображен не просто сосновый лес.
В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Воздух словно напоен теплом. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа.
Член-учредитель ТПХВ (см. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Художник их штудировал прямо в лесу. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Как воспринял Шишкин французских пейзажистов во время своего недолгого пребывания в Париже, мы не знаем. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).
Чувствуются глубина оврага, глушь. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Последняя работа автора является наиболее известной. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность.
Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре.
Именно в новаторском творческом методе прежде всего и выразились индивидуальность художника, своеобразие его эстетических принципов, что определило вклад Шишкина в искусство, позволивший И. Н. Крамскому еще в 1872 году назвать его верстовым столбом в развитии русского пейзажа1. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г. р. В кругах передовой интеллигенции возрос интерес к социальным проблемам, все большее признание получала материалистическая эстетика. 1.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). На косогоре (1880). В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились.
Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Человек Шишкина прикреплён к земле.
В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Валаам (1858, 59. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Картина Хвойный лес.
Одно из них – Сосна. Все вокруг погружено в зимний сон. Она всегда влекла его возможностью непосредственного общения с природой, более свободной ее интерпретации, обогащавшей выразительные возможности художественного языка мастера. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Мери-Хови.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. В природе нет для него крупного или мелкого. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. По воспоминаниям А. Т. Комаровой (племянницы и биографа художника), «на товарищей он производил впечатление очень скромного малого, держался в стороне от буйной компании и удивлял всех своей работой.
К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень.
Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Развернутая повествовательность, высветление переднего плана, способствующее впечатлению широкой пространственности, заметно отличают это произведение от других заграничных работ художника. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Эта картина – очень светлая и яркая. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Шишкина и Крамского связывала долгая и плодотворная дружба, они часто работали вместе. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). – родился и вырос в г. Москве. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. В 1852 году не окончив учёбу, поступил в Московское училище живописи, после окончания поступил в новое учебное заведение – Петербуржскую Академию Художеств.
Желание проникнуть в ее сокровенную глубину, выявить то, мимо чего проходили многие художники, увлеченные внешней красотой форм, с особой силой сказывается в рисунках мастера. Последнюю свою работу он так и не закончил. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.
Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).
Первое место занимает Шишкина Рожь1. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. В картине 1867 года В церковной ограде.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Массивные, пластически выразительные стволы, свободно раскинутые и напряженно изогнутые сильные ветви, обильная листва – все это кажется погруженным в световоздушную среду. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Шишкин не облагораживал природу.
Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Лучшей вещи он не писал1.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал преодолевать их и вместе с тем так глубоко оценивал его талант.
На них Иван Иванович в одной и той же позе: сидит за столом, пишет, размышляет. И. Н. Крамской занимает особое место среди художников, писавших портреты И. И. Шишкина. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Художник одушевляет деревья. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку.
Его отец был купцом, культурным человеком. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. На всем словно лежит серый налет.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Вместе с К. Е. Маковским И. И. Шишкин учился в Московском училище живописи и ваяния.
В 1850-х гг. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. В. П. Верещагин и К. Ф. Гун находились в Елабуге в 1862 — 1863 гг.
Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Основу живописи у него составляет чрезвычайно богатый оттенками и в то же время сплавленный цвет, отчего все детали воспринимаются в единстве, а подвижный, динамичный мазок способствует ощущению живой трепетности окружающего мира.
В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. У него умерли сыновья. Его восхищение природой с годами не притупляется. В его произведениях встаёт дремучая Россия. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Внешний образ Шишкина был очень привлекателен.
Процесс отбора идет даже на этой стадии. Мастер смело экспериментировал. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. В окрестностях Москвы. Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887).
Шишкин же был пока что на пути к этому. «Он стоит на высоком постаменте и смотрит на свой дом. Если соотнести эту картину с тем, что делалось в ту пору другими художниками, надо признать, что творчество Шишкина, хотя и в меньшей степени, чем творчество двух замечательных поэтов природы А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, отмечено новаторскими чертами.
Отличающие работы художника детализация и скрупулезная точность воспроизведения натуры являлись закономерной реакцией против надуманности академической пейзажной живописи. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Этот портрет не вызывает чувства жалости. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу".
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Банальная красивость со всеми свойственными ей эффектными атрибутами абсолютно чужда его творчеству.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Училище возникло в 1893 году после реформы Академии. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. На другой выставке в 1893 году демонстрировались этюды, сделанные в течение лишь последних летних и осенних месяцев. Пейзаж носит пространственный характер.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Невероятная тишина царит в пейзаже.
Глядя на этот рисунок, лишний раз убеждаешься в умении Шишкина найти гармонию, ритм там, где, на первый взгляд, все случайно и беспорядочно и достичь исключительной завершенности в трактовке форм – в данном случае лежащего в лесной глуши дерева, сухого пня на переднем плане, старых елей в глубине и всевозможных трав, густо устилающих землю. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Густые кроны бросают на них тень. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Колорит здесь играет решающую роль.
Эту технику художник освоил еще за границей. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Биограф И. И. Шишкина А. Т. Комарова вспоминала: «Ни один человек не имел на Ивана Ивановича такого сильного влияния, как Крамской, он всегда вспоминал его, когда затруднялся чем-нибудь в картинах или хотел знать беспристрастную оценку своих вещей». Но ведь кроме добросовестного следования натуре для творчества Венецианова характерна особая тихая поэзия. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Крамским. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане.
Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Позже Шишкин и Маковский станут членами Общества товарищества передвижных выставок. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи.
Вторая половина восьмидесятых годов стала для Шишкина временем особенно высокого творческого подъема. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Это одно из самых совершенных произведений художника. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.
Он не только вычерчивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Время создания портрета — период с 1848 по 1852 год. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры.
В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Каждое из них вызывало интерес зрителей. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Иван Шишкин рассудил по справедливости и под картиной подписались оба художника.
Шишкину помогал художник Савицкий, который изначально настаивал на своем авторстве фигур медведей. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги».
Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. В год окончания Академии Шишкин даже тревожился, не близки ли по манере каламовским его собственные литографии.
Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе.
Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик».
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Но можно ли рассматривать данный пейзаж как один из этапов на пути преодоления им черт академической условности и романтизма, как полагает один из исследователей творчества художника.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень.
Он носит романтический характер. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней.
Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.
Большую часть картины занимают серые облака. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США.
Но по сравнению с ними, при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты.