1870 год Иван Шишкин вливается в артель художников передвижников под руководством И. Крамского. (живопись И. И. Шишкина) 1983 – Shishkin Альбом посвящен творчеству великого русского художника-пейзажиста И. И. Шишкина, вдохновенного певца природы России, одного из крупнейших передвижников.
Сосновый бор написал Шишкин. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. «Забытая деревня», «Чумацкий тракт» показывают заброшенные уголки нищей России. Крамским. Куинджи показал чистую и современную природу, какая она бывает без вмешательства людей.
«Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. У работы было очень много положительных отзывов. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». чел-ку. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
«Люблю ваши задумчивые леса», – сказал при первой встрече писатель. Но он и реалист. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Крамским. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. И именно в этом новом виде его пейзажи приобретают действительно национальное выражение. «Владимирка» стала произв-м, обличающим гнёт, насилие в России. В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры. Она тянется от переднего плана в глубину среди полей, перелесков, селений.
Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, крестьянский быт. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Задний фон мрачен. Яркий пример тому – «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др.
Среди передвижников многие художники писали картины в жанре пейзажа и внесли значительный вклад в развитие этого жанра, создавая эстетику нового реалистического пейзажа. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. Родился в Тобольске в 1834 году. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Подготовленный к этому завоеваниями предшествующего периода, он в своих новых поисках, как и раньше идет путем оригинальных новаторских открытий, не обрывая при этом своих связей с прошлым.
Его ранние произведения проникнуты романтикой. 25 октября в Национальном музее ЧР состоится занятие для учащихся образовательных учреждений г. Грозный, в рамках которого будет изучаться и анализироваться творчество пейзажиста ХIХ века – И. И. Шишкина, одного из даровитейших русских пейзажистов, живописцев. Талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Местность Кукко», которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, была удостоена Большой золотой медали. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Природа – сама благородство.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Старики уходят, а молодежь молодежь Чехов вот талантлив очень, да не знаю, коего он духа. Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В.
Об этом произведении говорили много и все. За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. Вскоре Шишкин стал покровителем молодого мастера Федора Васильева, который познакомил учителя со своей старшей сестрой.
Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872 и Рожь, 1878 обе работы в Третьяковской галерее, Москва) воссоздавал приметы конкретного мотива, ботанически точные детали почвы и растительности, в то же время достигая монументальной эпичности общего эффекта. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии».
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Рабуса. Однако внимание зрителя привлекают и унылые пни по сторонам ручья на переднем плане и наклонившаяся сосна в центре картины, которую поддерживает вершиной соседка и забавная жадность двух медведей, заглядевшихся на высоко висящую борть (улей). Продолжателем лирического направления в русской пейзажной живописи к. 19 в. был ученик А. К.
Пространство картины «Вечер на Украине» (1878 г. ) тонет в сумраке, последние солнечные лучи освещают белые хаты на тёмном пригорке среди садов. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. Причину «оподления» общества Шишкин видел в отходе человека от церкви и от идеалов нации. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Одна из самых значительных картин Васильева – «Оттепель» (1871). «Певец русского леса» он показывал через свои полотна славу, мощь, силу русской природы. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Тема русского леса после «Рубки леса» продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Замечательный русский пейзажист умер в 1897 году одиноким и нищим. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Сокольники» он выступает как мастер камерного лирического пейзажа.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Левитаном был опубликован некролог, отмечая, что «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». В его произведениях встаёт дремучая Россия. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Во 2–ой пол. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его репутация была безупречной.
Лесков делился с ним своими мыслями о тогдашнем литературном процессе. Переливаясь под луной, течет Днепр. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Необычайно светлая по колориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. природы. творчество Левитана достигает зрелости. Пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841 — 1910) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В своей работе художник колоритно показал образ простого народа. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). В картине раскрывается широкий мир природы, близкий рус.
Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. Одно из первых мест в этом процессе принадлежит А. К.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Художники-передвижники были первыми русскими реалистами. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии, а в конце 60-х гг. Дремлют на берегу избушки. Художник одушевляет деревья.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В 1870 г. по инициативе В. Перова они вместе с художниками Москвы создали Товарищество передвижных выставок. По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским – основателем «Артели художников». Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
стилю) 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принёсшее ему известность, — «Грачи прилетели» (1871 г. ). Она является 1м из глубочайших произв-ий периода тв-кой зрелости худ-ка.
Яркий пример тому – И. Шишкин. Он заканчивает своим творчеством искания пейзажистов-передвижников. Рассолилась она совсем, – подметил Лесков. Внушительные дубы достойны восхищения.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. В юношеском возрасте молодой художник поступает в Училище живописи. Именно благодаря этой картине мастер приобрел свою популярность. В 1881 г. Куинджи выставил пейзаж, вопреки ожиданиям публики написанный в спокойных светлых тонах, — «Днепр утром». Друзья вынесли его из зала суда на руках и отправились праздновать победу в ближайшую пивную. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Картина «Полдень. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Именно она может облагородить человека, как прямо, так и посредством воспроизведения её в искусстве. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. – «А я ваш давнишний читатель и поклонник», – ответил Шишкин. Его походы в кабак частенько заканчивались драками.
Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Саврасову (1830–1897). Несколько особое место в пейзаже 2 пол 19 в. занимает А. И. И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью.
Для определения «лица» пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. (Биография Ивана Ивановича Шишкина, Воспоминания современников об И. И. Шишкине) 1978 – Иван Иванович Шишкин. В его пейзажах появляется импрессионистическая трактовка. Ге отмечал, что Васильев «открыл живое небо, он открыл мокрое, живое, светлое, движущееся небо». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Так же среди русских пейзажистов как самый сильный рисовальщик выделяется И. И. народа, одухотворен его незримым присутствием.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В эти годы художник очень много работает над волжской темой. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Лето 1871 года Шишкин прожил на родине.
Лунный диск и полоса отраженного света фиксируют геометрический центр картины. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Зрителей привлекает общедоступность, простота и ясность художественного языка. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Почти каждый год приносит новые находки и открытия.
В окрестностях Москвы» выбивалась из общего строя. Через Репина художник познакомился с Николаем Лесковым, в котором узнал родственную душу. В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь постоянно страдающего и угнетенного крестьянства, находящегося под властью богачей и помещиков. 29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки.
В отзывах о его картинах не раз утверждалась новаторская роль его живописи, столь важная для формирования национального, самобытного искусства пейзажа. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Её протяжённость подчёркивается узкими тропинками, протоптанными по обе стороны дороги. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Является одним из учредителей Товарищества передвижников.
Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Парит. Саврасова), «Порожняки» (И.
После окончания Академии (1860 г. ) Шишкин отправляется за границу. 3a последние десятилетия круг известных произведений Саврасова непрестанно расширялся. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д. Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»). Вся последующая деятельность художника становится свидетельством широко понятой и развитой преемственности, которую трудно сформулировать, но которая вместе с тем проявляет себя и в склонности пейзажиста к возвышенному восприятию природы и в непрестанном стремлении к совершенствованию, которым проникнуто его искусство. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Пейзаж в картине «Грачи прилетели» неразрывно связан с жизнью рус.
В этот период художник пишет такие произведения, как «Проселок» (1873), «Дворик. Пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя. Дневник. Ни тот ни другой художник не считали картину творческой удачей.
Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне. Еще одно значительное творение Репина – «Крестный ход в Курской губернии». «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Русская природа у Шишкина — природа, предназначена для богатырского народа.
Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты). Тем не менее, самым значительным и знаменитым произведением этого периода, да, в общем-то и всей творческой деятельности художника стала картина «Грачи прилетели» (1871). В отличие от Шишкина Васильев проявляет особое пристрастие к изображению облачных дней.
Последние два года жизни больной художник проводит в Крыму. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Картины Куинджи отмечают яркость красок, декоративность.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Этот пейзаж можно назвать «историческим». Справа извивается лента реки, а над ней простирается бесконечная глубина неба. В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист.
Человек Шишкина прикреплён к земле.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Созданная таким образом несколько театрализованно-искусственная природа рассчитана только на рассмотрение, на созерцание со стороны издалека.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Картину «Утро в сосновом лесу» (1889 г. ) Шишкин создал вместе с другом, художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844—1905), который изобразил на переднем плане медведицу с тремя медвежатами играющими на упавших гнилых деревьях и туман над оврагом справа. Пейзажи он пробуждают в душе зрителя ту «безграничную любовь к своей родной земле», которою художник пронёс через всю жизнь. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие».
В 1888 году Шишкин написал «Туман в сосновом лесу» и тогда же, видимо, этюд «Крестовский остров в тумане», в 1889 году – «Утро в сосновом лесу» и «Туман», в 1890 году – снова «Туман» и, наконец, «Туманное утро» (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Ещё незаконченной она привлекла внимание знатоков.
Его отец, грек по происхождению, был сапожником. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В 1860-1870 годах он активно участвует в организации выставок, которые проводили художники-передвижники.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков. Саврасова. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Так же как и многие другие художники-передвижники 19 века, Василий Максимович в своем творчестве стремился максимально отразить творческие идеалы и ценности своего времени. Жил преимущественно в Петербурге.
Его отец был купцом, культурным человеком. Куинджи не получил систематического художественного образования, но рисовал постоянно. В полной мере проявилось тут характерное для Васильева тяготение к специфической конфликтности, напряженности пейзажного образа, стремление заострить переживание протекающей и меняющейся на глазах жизни природы. О его рисунках постепенно узнала вся школа. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины «Рубка леса» (1867).
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. А над спящей землёй бездонное, бесконечное небо. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. В ранних работах «Осенний день. Здесь он набрался опыта, особенно его привлекли полотна французских живописцев барбизонской школы.
Сосновый бор». Переписка. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Быть грозе.
Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Именно в эти годы Саврасов окончательно стал на путь того утверждения красоты и значительности обычного и повседневного в природе интереса «к ежедневной, непритворной и неприбранной действительности», которое характерно для пейзажа передвижников. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Проникнутый бесконечной любовью к Родине, мастер на протяжении всей своей жизни воспевал ее необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы. Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах.
«Берёзовая роща». Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Как и многие художники того времени, он понимает, что перед живописью теперь стоят иные задачи, требующие отступления от жестких рамок академической живописи.
В картине «Рожь» впечатление широкого пространства достигается в основном путем использования линейной перспективы. Прянишникова) вошли в историю русского художества. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Природа выражает музыку человеческой души. В начале 90-х годов, когда он работал над картиной «Владимирка». В 1873 г. Куинджи написал картину «На острове Валааме».
19 в. (1870) создается Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художником И. Н. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году.
Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Подлинным шедевр – «Сосны, освещенные солнцем» 1886. Это новый способ получения изображения».
Все меньше обращалось внимания на то, как пришел он к своей вершине. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью.
картине «Берёзовая роща» — необыкновенное цветовое решение. В их числе необычная по композиции картина «Берёзовая роща» (1879 г. ). Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. В этом смысле картина «Рожь» (1878) воспринимается как картина-тезис, одно из самых простых и наглядных выражений существа творческого метода Шишкина.
Стало понятно, что светопись имеет отношение к изобразительному искусству. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82.
Мрачные пейзажи Русского Севера впервые были показаны так прекрасно и странно. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Коровиным. – Многие пишут гладко ныне, да это ничего не стоит.
Но затем он порывает с передвижниками и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантический пейзаж, так можно определить его творчество). Несколько обособленное место в пейзаже второй половины XIX в. занимает А. И. Шишкин. Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел».
Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Деревья теперь не просто стоят, а высятся, тени бегут по стволам и земле, ветви и сучья «дерутся», листва искрится и просвечивает на солнце («Афонасовская корабельная роща близ Елабуги», 1898, ГРМ «В лесу графини Мордвиновой», 1891, ГТГ «Дубы», 1887, ГРМ). Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Чувствуется глубина оврага, глушь. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Художник показал начало весны в захолустном уголке Костромской губернии. Облик этот был многолик. «Золотая осень» являет собой высшую точку в линии пейзажа. — Ср. В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. Его идеал — возвышенный образ русской природы. И это обстоятельство опять-таки способствовало забвению многого из наследия Саврасова. Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями.
В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. Художник-пейзажист. Масляная картина была написана в 1855 году. Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде. Иван Иванович Шишкин Иван Шишкин родился 25 января (13 по ст. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Достижение этой цели связано было с целым рядом упрощений как живописного, так и композиционного свойства. Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». По этюдам с натуры, сделанным ранее, была написана здесь картина «Мокрый луг» (1872) – одно из лучших произведений мастера. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. На первом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Издание включает критико-биографическую статью и репродукции работ художника. В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
В 1856 году Иван Иванович поступает в Академию художеств (Петербург). Не случайно Куинджи любит изображать ландшафты как бы с птичьего полета. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Левитаном и А. А. Для семидесятых годов такой картиной стала «Рожь» (1878). Сияет в небе полная луна. И уже в те годы современники Саврасова распознали исключительность эту его дарования. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Последнюю свою работу он так и не закончил. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.
Шишкин не облагораживал природу. Самомнящее в нем есть нечто и сомнительное. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства.
Воробьев. У него умерли сыновья. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Эту технику художник освоил еще за границей. Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек.
Крамским. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). На рубеже 80–90-х гг.
В первый же год своего обучения в Академии он уже был присуждён к двум серебряным медалям, а после выиграл большую серебряную медаль, малую и большую золотые медали за свои картины.
Сосны придают картине величественное звучание. Они особенно наглядны в картине 1879 г. «Березовая роща». Первые его картины, продемонстрированные на передвижных выставках, – «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий тракт» (1875) – характером тематики, показом заброшенных уголков нищей страны, общим настроением уныния и беспросветности выражают определенную социально-критическую тенденцию, сообщенную русскому пейзажу в тот момент, когда он выделился из жанра 60-х годов. С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь». Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Впрочем, возможно и ошибаюсь». Между тем во многих его работах 1870-х годов уже содержалось в зародыше все то, что было развито впоследствии Левитаном, Светославским, Коровиным. (Живопись И. И. Шишкина) 1963 – Иван Иванович Шишкин Иван Иванович Шишкин – один из крупнейших русских пейзажистов.
Зима» «Весенний день» (1873), «Закат над болотом» (1871), «Радуга» (1875). Куинджи (1842-1910). Этот жанровый мотив выявляет внутреннюю тему пейзажного образа, которую можно было определить словом «беспутье». Много работал Шишкин и за границей.
От горизонта надвигается тёмная мгла, поглощая дальний лес. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди». С Крамским у них были особенно теплые отношения. В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме».
Шедевры, написанные в молодые годы имели огромный успех на передвижных выставках. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Именно эта «очищенность» изображения от жизненно-случайного изменчивого придает пейзажам Куинджи характер рационалистически-сконструированного, сочиненного, а не увиденного в естественной природе зрелища.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Именно так написана знаменитая картина «Ночь на Днепре» (1880). Однако трактованы они с большей живописной свободой. В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин – «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. «Лунная ночь на Днепре» была представлена на выставке 1 картины.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Жил преимущественно в Петербурге. Вертикали пересекаются косыми линиями. Шишкин стремился к изображению леса «ученым образом», чтобы угадывалась порода деревьев. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
Некоторая наивность этого «прорыва» заключается в потере живописного богатства и естественности, но она компенсируется наличием в творчестве Куинджи ряда черт, связанных с поисками обобщенно-декоративных картинных решений, более позднего времени. Ученик Саврасова, художник, которому было суждено сделать высшие выводы из начинаний Саврасова, – Левитан, справедливо писал о нем: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др. ). Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Передвижники обличали соц. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Живопись картины богата оттенками, мягкими тональными переходами. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Здесь, как и обычно, Куинджи избегает асимметрических сдвигов и динамических акцентов композиции. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Воробьева, шедшая от учителя художника – К. И. В нем должна быть история души.
С друзьями, будущими передвижниками, художник много работал на природе. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. В др. Каменистая земля с редкими деревьями справа окаймлена озером. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств.
несправедливость, были приверженцами реализма в искусстве (правды жизни). Картина «Грачи прилетели» (1871) открыла эпоху лирического освоения худ-ми рус. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Сквозь туманную дымку слева виден пригорок. Художник постоянно рисует. С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород).
Поистине блестящим портретистом был И. Крамской. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. ШИШКИН, ИВАН ИВАНОВИЧ (1832–1898), русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Его можно было бы назвать художником одной темы, суть которой исчерпывающим образом выражена им самим в надписи на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать, русское богатство». Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Над землёй летают ласточки.
Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею. Показ «печали народной» приводит художника-демократа к новому взгляду на природу, понимаемую теперь как среда народной жизни и воспринимаемую сквозь призму сердечного сочувствия угнетенному народу. Но при этом он совершает некий «рывок», отдаляющий его от основного русла этого движения, направленного к освоению пленэра. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Интересна история создания данного сообщества. Перед ней щербатый сарай и покосившийся забор. Особенный, тихий, погожий выдался день. По серому небу тревожно бегут облака.
Они пошли дальше своего учителя. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. На картине «Рожь» (1878 г. ) он написал сказочной высоты колосья — по плечи идущим вдалеке крестьянам а посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место: их корни не дали бы его вспахать.
Куинджи (1842–1910). В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Первые его работы были продемонстрированы на передвижных выставках.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. К ним относятся Уголок заросшего сада. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Именно в эти годы были написаны «Сельский вид» (1867), «Лосиный остров в Сокольниках» (1869) и др. Н. Н.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Картина Полдень. Излюбленный мотив — лесной пейзаж. Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Однако, особая важность того периода в творчестве Саврасова, когда им была создана картина «Грачи прилетели», в какой-то мере заслонила предшествующие достижения этого пейзажиста. В двенадцать лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. переехал в Петербург.
В картине изображён пейзаж с ровной дорогой в центре. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Первые пейзажи Алексея Кондратьевича – «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» – проникнуты идеями романтизма. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871 земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Но уже в картине «Украинская ночь» (1876) Куинджи решительно порывает с этой традицией и вступает на новый путь, сближающий его зрелое творчество с позднеромантическим пейзажем.
Саврасова Исаак Ильич Левитан (1860–1900). Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Он тщательно передавал все детали. Васильев (1850-1873), этот, по характеристике Крамского, гениальный юноша, обладавший талантом прирожденного живописца, в своем творчестве занимает как бы срединное положение между Саврасовым и Шишкиным. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Современники о художнике В сборник включены переписка И. И. Шишкина, охватывающая почти полувековой период его жизненного пути, дневник 1861-1862 годов и выдержки из писем, художественно-критических статей и воспоминаний современников о художнике.
Рано умерший Ф. А. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников».