Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х годах в русской живописи «пейзажа настроения». Разумеется, пускаться здесь в какое-то подобие анализа его творчества – с моей стороны и самонадеянно и глупо будет. Потому приведу один исторический анекдот (вроде как в старом значении этого слова). С 1857 года Шишкин продолжил образование в Императорской академии художеств и в 1860-м был отмечен большой золотой медалью за два вида местности Кукко, на Валааме. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys).
Получив за картину «Вид на острове Валааме. На картине изображен не просто сосновый лес. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры.
Картина "Полдень. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878).
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Последняя работа автора является наиболее известной. Больше Шишкин в Европу не ездил.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Передвижники). Последнюю свою работу он так и не закончил. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ».
Иван Иванович, не дождавшийся от них ни объяснений, ни извинений, принялся обрабатывать их кулаками и железным шкворнем (металлическим прутом). Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Родился в Елабуге в семье небогатого купца.
Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. И, как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Шишкин создал целый ряд выразительных, полнокровных пейзажей: «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы» (1887), «Мордвиновские дубы» (1891) и др. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. «Сосновый бор. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Таковы «Сосновый бор. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Позднее пространство картины, зоны неба и земли составляют у него убедительное светотональное единство. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Говорил: "Сейчас только понял, что не туда попал.
Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Работа над картиной происходила в 1889 году. Суд оправдал россиянина. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Иван Шишкин (1832-1898).
Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. В поисках идеальных медведей и подходящего леса он объездил всю Вятскую губернию и, повстречав бурое семейство, дописывал его по памяти. Картины Ивана Шишкина, хранящиеся в Третьяковской галерее и Русском музее: «Рожь», «Сосновый лес», ««Пасека», Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Дебри» «Сосновый лес», «Лесная глушь», «Полдень в окрестности Санкт-Петербурга», — стали национальным достоянием. Но не случайно современники называли Шишкина «царем леса», проникшим в тайны русской природы. И вот там якобы имело место вот что. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны).
На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Художник долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Жил преимущественно в Петербурге. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом.
Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Работал в Германии и Швейцарии, а также посетил Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. Он знал русскую природу и любил ее со всей силой своей могучей натуры.
К ним относятся "Уголок заросшего сада. Его любовь к родине особенно эффектно проявилась во время посещения кабака в Мюнхене, где сидевшие за соседним столиком семеро немцев, глядя на него, бросили презрительное "руссише швайн" (русская свинья). Иван Шишкин рассудил по справедливости и под картиной подписались оба художника.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Чувствуется глубина оврага, глушь. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Член-учредитель ТПХВ (см. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого.
В 1852 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1856–1860 учился в петербургской Академии художеств. Таковым является Иван Иванович Шишкин. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858).
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
А правда ли, нет ли со шкворнем – не копал. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Вот таким образом одноцветные рисунки и офорты художника они оценивали выше, чем живописные. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884).
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается«Утро в сосновом лесу». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя.
Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо.
В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников».
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других.
Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Похоронили великого живописца в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Коллеги часто упрекали Шишкина за скрупулезность деталировки.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.