Иван Иванович Шишкин – биография. Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Лес выглядит небольшим и просторным. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Быть грозе. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Он тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Шишкин стремился к другому. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Жил преимущественно в Петербурге. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень.
Лесная глушь (1872). Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Случайность. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом.
А рожь наполняет всё полотно золотистыми отливами и только в середине разгибается, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянами. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Но картина не является иллюстрацией стихов. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Весной 1862 года вместе с В. И. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Так в реальной жизни не бывает. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Ее иногда называют картиной-завещанием. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
В 1860-х гг. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.
Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Там будущий художник скучал. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Да и сама жизнь требовала этого. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Внушительные дубы достойны восхищения. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. У работы было очень много положительных отзывов.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Художник немало путешествовал по России и получил репутацию одного из самых именитых и лучших русских живописцев и пейзажистов. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Воробьев. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Крамским. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Каждое дерево обладает своим «характером». Невероятная тишина царит в пейзаже. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
В 90-е гг. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. До 17 лет был учеником 1-ой казанской гимназии, затем переехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Природа выражает музыку человеческой души. В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.
Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Что впереди.
«Утро» полностью лишено всего этого. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Его отец был купцом, культурным человеком. В 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Ему уже сопутствовала известность. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». Художник одушевляет деревья. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860).
Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В его произведениях встаёт дремучая Россия. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Шишкин сдержан и величественен.
Это было выступление против мёртвого академизма. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Воробьева.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Лучшая работа этих лет – Полдень.
Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Над землёй летают ласточки. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Крамским.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. В течение всей жизни Шишкин писал лес.
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В академии его картины одна за другой награждались медалями. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Медведей написал Савицкий в самой картине. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Последнюю свою работу он так и не закончил. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Эту картину приобрёл П. Третьяков. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Кроме этого увлекался археологоией историей.
После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. 90-е годы Шишкин встретил полный сил.
Шишкин не облагораживал природу. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
— Ср. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись.
В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Примером таких работ является картина Рубка леса. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Особенный, тихий, погожий выдался день. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Это была ювелирная работа. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». А. Беггров, в 1884—1885годах издал в двух сериях сборник 24фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Биография художника зашифрована в его творениях. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Вертикали пересекаются косыми линиями.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Природа – сама благородство. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой».
В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Они, как открытая книга, распахивают перед нами всю глубину души, всю уникальность личного авторского мировосприятия. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Задний фон мрачен.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
В окрестностях Москвы» (1869). Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Не закончив учёбу, он вернулся домой.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Человек Шишкина прикреплён к земле. Отец не стал настаивать. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Сосны придают картине величественное звучание.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Здесь исчезла всякая таинственность. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
художественная галерея) и другим. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться.
Третьяков решил судьбу картины по-своему. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. организованы две выставки работ художника. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.
Окрестности Москвы. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Национальное самосознание не могло подразумевать одного-единственного понимания облика русской земли. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.
Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. В них нет политики и социальной направленности. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Сосновый бор». Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Характерна в этом смысле «Рожь». Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. У него умерли сыновья. Это несомненно. Много работал Шишкин и за границей.
Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Здесь его творчество расцвело. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Васильева.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Так писались и «Сосновый бор.
Мрачное настроение. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В 1856--1860 годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у С. М. Воробьева. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В окрестностях Москвы.
Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ). Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Его репутация была безупречной.
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах, веселились от души, без стеснения. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Его картина поет. Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами.
Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Это очевидно. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Эту технику художник освоил еще за границей.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Облик этот был многолик. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Ничуть не бывало. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Парит. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. В таких картинах, как «Полдень. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Существует предположение, что сюжет картины Шишкину предложил К. Савицкий, что он же написал медведей. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь».
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Лесной пейзаж кажется необъятным. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан).
Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.