Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Окрестности Москвы. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.
Колорит здесь играет решающую роль. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Природа – сама благородство. Первое место занимает Шишкина Рожь1.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. У работы было очень много положительных отзывов.
Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Русское богатство. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев.
Это одно из самых совершенных произведений художника. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Невероятная тишина царит в пейзаже.
Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Божия Благодать.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Большую часть картины занимают серые облака.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Его восхищение природой с годами не притупляется. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856 – 1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. Ее иногда называют картиной-завещанием. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
Эта работа была для него подлинно творческим процессом, основанным на длительных наблюдениях и раздумьях. Среди долины ровныя. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Последнюю свою работу он так и не закончил.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Этому способствовало также нарастающее у него критическое отношение к Академии художеств и всей ее педагогической системе. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Парит. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры.
Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Эти литографии, а также некоторые этюды и рисунки позволяют утверждать, что к моменту окончания Академии Шишкин был уже мастером, обладавшим определенной самостоятельностью в восприятии и интерпретации природы. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы.
60. ). Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Картина также находится вКиевском музее русского искусства.
Он соблюдал и строгую последовательность работы над холстом, первым этапом которой был предварительный рисунок кистью, определяющий в основных чертах всю будущую картину. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Шишкин же был пока что на пути к этому. Процесс отбора идет даже на этой стадии.
Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина абсолютно иное, радостное звучание. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. Удивительный старик этот Шишкин.
Но это было не столько влияние дюссельдорфцев, хотя было и оно, сколько схожесть живописно-пластических приемов и отношение к натуре. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
Богато нюансирован цвет. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал преодолевать их и вместе с тем так глубоко оценивал его талант. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день.
Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Их он стремился передать как можно конкретнее. Иван Иванович Шишкин был женат дважды.
Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Рядом с Шишкиным трудно найти художника, который бы так знал и умел передавать лесную природу. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает.
В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Сиверская (1883. ). Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. В доме Шишкина постоянно бывали молодые художники, он охотно брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания.
Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль.
«С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Художник их штудировал прямо в лесу. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В окрестностях Москвы. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянку с котомкой за спиной. Природа выражает музыку человеческой души. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. В его картинах – чуткое отношение к деталям. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Его картина поет. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане.
К ним относятся Уголок заросшего сада. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Аналитический подход к натуре сочетается у Шишкина с подлинно проникновенным ее восприятием, без которого лучшие произведения мастера не могли бы быть одухотворены отличающим их живым чувством природы – в этом проявляется одна из самых привлекательных черт творчества художника. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами.
Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания.
Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). В год окончания Академии Шишкин даже тревожился, не близки ли по манере каламовским его собственные литографии. В журнале Dssel-dorfer Anzeiger писали в то время об искреннем восхищении, с которым они были приняты в кругах дюссельдорфских художников.
В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Это было выступление против мёртвого академизма. Эта запись – свидетельство зарождающегося у молодежи протеста против идеализации в искусстве, против нормативной академической системы. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.
Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка.
Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» – картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Сосновый бор».
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Окрестности Москвы. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Его репутация была безупречной. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Натурализм поднялся здесь до своих вершин.
Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Мох, плотным слоем покрывающий каменистую почву, написан пастозно, рельефно, даже осязаемо.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Огромный скачок, происшедший на рубеже пятидесятых – шестидесятых годов в развитии общественного сознания России, находил непосредственное отражение в культурной жизни страны. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Недаром его называли швейцарским Поттером.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Густые кроны бросают на них тень.
Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Это было удивительное время – время, когда всякий захотел думать, читать и учиться и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко. Все сковано морозом и погружено в тень.
Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств.
Над землёй летают ласточки. Так писались и «Сосновый бор. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Сейчас эти мечты стали явью. К этому призывал и Крамской, к высказываниям которого Шишкин прислушивался с особым вниманием.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. В природе нет для него крупного или мелкого.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Быть грозе.
Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. 1 Точнее, пожалуй, считать эту картину завершающей ранний этап деятельности Шишкина – этап затянувшегося ученичества.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Они давали богатый натурный материал. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Видимо, речь может идти скорее о некотором совпадении в то время творческих позиций обоих художников.
Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. А их было немало. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
– Вы тоже попали под дождь. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. В них нет политики и социальной направленности.
В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
«Утро» полностью лишено всего этого. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Домотканово (1888).
Написанные в Мюнхене без предварительной натурной работы четыре картины не удовлетворяют его. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Художник воспринимает теперь лесную природу не только в многообразии ее растительных форм, но и в их органической взаимосвязи, дающей в совокупности цельный, живой и типический образ старого бора.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887).
Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Лучшей вещи он не писал1. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. – спросила она. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Словно прямо перед его глазами возникает болото со стоячей водой, коряга, поросшая влажным мхом, чахлая тонкая полусухая березка, лисица, приготовившаяся к прыжку.
В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Обращение Рейсдаля к мотивам лесной природы, словно приближенной на его полотнах к человеку, стремление художника к своего рода портретированию изображаемой местности, перечисление подробностей наряду с глубокими обобщениями – все это было родственно творческой душе Шишкина. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Окрестности Москвы. В картине 1867 года В церковной ограде. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Не ограничиваясь критикой, художники стремились противопоставить отрицательным явлениям положительный идеал, который они видели в народе, его жизни, в русской природе. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Ничуть не бывало. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо.
В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».
В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства.
Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из поездки на Восток. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Третьяков решил судьбу картины по-своему. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Чувствуются глубина оврага, глушь.
Это очевидно. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Он больше уделял внимания общей атмосфере картины искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. – Гроза застала меня дома.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Он кропотливо изучает натуру. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. «Иван Иванович.
Клодт, творчество которого в то время уже близилось к закату, не сумел глубоко осмыслить и обобщить увиденное, в отличие от Шишкина, воспевшего величие родины. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед.
Что впереди. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Этюд Полдень. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве.
1. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. » «Нет, я вышел под дождь. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом.
За эту картину Шишкин получил звание профессора. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.
За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Так в реальной жизни не бывает.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Вид на острове Валааме (1860).
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Его отец был купцом, культурным человеком. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 – 1856).
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Написанный мягко и свободно, он отличается чистотой и свежестью цвета и создает впечатление работы исполненной непосредственно на натуре. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер.
Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Эту технику художник освоил еще за границей. Два больших ствола уравновешивают левую часть картины с правой, где у косогора, поросшего соснами, блестит, отражая небо, чистая вода ручья. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность.
Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Зато он лучше начинает понимать себя, четко осознает свою силу и свой собственный творческий путь. Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин вступает в дружеские творческие отношения с Артелью художников. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Шишкин родился в 1832 году в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
Случайность.
Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Может быть, куинджиевские отвлечения в поисках вечной, космической красоты, обращенной к земле, к миру людей, являлись некоторыми попытками создать религию прекрасного и вечного.
Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Лесной пейзаж кажется необъятным. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Впереди художника ждали новые достижения. Лесная глушь (1872).
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства.
Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Художник приходит к новому пониманию законченного рисунка, в котором он сохраняет легкую, динамичную манеру, применяющуюся им в набросках. Но сам пейзаж с освещенным лунным светом, высоким облачным небом, с серебрящейся водой и чернеющими во мраке деревьями полон красоты и значительности.
Линия у него становится еще более подвижной и гибкой, подчас плавной иногда упругой и сильной, нередко легкой, волнистой. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Картина Хвойный лес. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Он суров, величествен, но доступен. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
В Петербурге, куда Шишкин вернулся в июне 1865 года, он вскоре тесно сблизился с членами Артели художников, ставшей своеобразным центром демократического искусства столицы, притягивавшей к себе талантливую молодежь. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Березы, дубы и сосны на картинах художника переживали все периоды природного возраста от юности до старости и гибели в буреломе. Иван Иванович стремился передавать природу в момент ее наивысшего расцвета, наполняя полотна летним полуденным солнцем, добиваясь тонального единства и цельности своих картин.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. И в этом уже проявляется своеобразие художника. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. Но в этой же самой жизни есть великолепные стороны, которые нигде у нас в России покамест встретить нельзя и действие их так сильно и убедительно, что невольно попадешь под их влияние и влияние это благотворно. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Он носит романтический характер.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. И еще более показательно для отношения Шишкина к прославленному маэстро то, что, приехав в 1862 году за границу, молодой художник не спешил, как многие академические пейзажисты, посетить его мастерскую, а, напротив, увидев одно из его произведений в Берлине, записал в дневнике: Калям очень плох1.
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Мрачное настроение. Колористическая насыщенность и смелые сообщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложной задачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловили присущие его произведениям элементы декоративности. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал.
Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Облик этот был многолик.
Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду.
Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Сквозь пушистые еловые ветви пробивается скупой вечерний свет, слегка озаряя небольшой участок леса, фигуру старого седого лесника с палкой, задумчиво остановившегося среди поросших мхом кочек.
Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Один из самых совершенных – Берег моря. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Дорожа вещественностью изображения, он обходится и без таких пленэрных приемов, как растворение контуров и форм в воздушной среде по мере удаления предметов. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Внушительные дубы достойны восхищения. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия.
Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. С легкой руки В. Стасова, открывшего эти поэтические места, Ораниенбаум привлек к себе внимание художников.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Характерна в этом смысле «Рожь». Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы.
Вскоре Шишкин стал покровителем молодого мастера Федора Васильева, который познакомил учителя со своей старшей сестрой. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Эта картина – очень светлая и яркая. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). Однажды в Мюнхене Шишкин пировал с приятелями и услышал, как за соседним столом два немца отпускают шутки по поводу России. – взволнованно ответил художник. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад.
С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Его главным учителем была природа и лишь в непосредственном соприкосновении с нею нащупывал он свой самостоятельный путь. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь».
В двенадцать лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Произведения этих одаренных, но быстро сошедших со сцены художников, свободные от суховатой документальности Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, приближались по своей направленности к пейзажам венециановской школы. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Это ощущение усиливают далекие, смыкающиеся с горизонтом светлые поля, которые простираются и в ширь.
За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». На косогоре (1880).
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Это было время тесной дружбы двух художников. В окрестностях Москвы» (1869). Пейзаж носит пространственный характер. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов XIX века общественная жизнь в стране достигла высокого накала. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника.
Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах.
Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Необычен даже сам ее мотив: насыщенная испаряющейся влагой труднодоступная чаща, куда еле проникает свет. Шишкин сдержан и величественен. Неизменное преклонение художника перед красотой природы, уверенность в закономерности всех ее проявлений порождали тот правдивый и жизнеутверждающий облик, который мы находим и в данной картине.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. Все они были написаны под Петербургом. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). В его произведениях встаёт дремучая Россия.
В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Сосны придают картине величественное звучание.
Много работал Шишкин и за границей. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Но детали не нарушают целостности общего впечатления. И Шишкин не останавливался на достигнутом. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей.
Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника.
На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Все полно жизни. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Задний фон мрачен. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Если на рубеже пятидесятых – шестидесятых годов в творческом плане, особенно в создании картин, над Шишкиным довлела академическая доктрина, то по своим идейным убеждениям он предстает уже как человек новой формации.
Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Это несколько обеднило его творчество, лишив его буйства красок переходных сезонов – весны и осени. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.
Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Рожь. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Одно из них – Сосна., Дождь в дубовом лесу, наконец, пленэрным, солнечным, с голубоватыми далями пейзажем Летний день, он исполнил целый ряд законченных этюдов-картин. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Мастер смело экспериментировал. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Естественна вот таким образом его дружба с В. Г. Перовым, который подарил ему эскиз своей самой смелой по силе обличения картины шестидесятых годов Сельский крестный ход на Пасхе.
Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров.
Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Биография художника зашифрована в его творениях.
Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Это несомненно. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Шишкин теперь обретает полную свободу от каких-либо влияний, становится самостоятельным и оригинальным. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне – Гатчинский район Ленинградской области). Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием.
Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Темные стволы мягко вырисовываются на светлом фоне, чуть выступают очертания задних деревьев.
Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Своими работами первой половины шестидесятых годов Шишкин органично вошел в систему современной ему европейской живописи. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Сосны организуют картинное пространство, помогают его восприятию и вместе с тем усиливают ощущение могущественной силы природы.
Это была ювелирная работа. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Вместе с группой коренных передвижников – учредителей и руководителей Товарищества – Шишкин прошел большой и славный путь.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Картина эта называется «Первый снег» (1875). О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами.
Думается, что можно. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. У него умерли сыновья. Шишкин не облагораживал природу.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Крамским.
Какая необычайная картина. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Его походы в кабак частенько заканчивались драками.
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. На всем словно лежит серый налет. А. Беггров, в 1884—1885годах издал в двух сериях сборник 24фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Автор словно утверждает значительность темы.
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Благодаря такой приближенности переднего плана создается впечатление удаленности не только задних, но и средних планов. Непогрешимая точность каждой линии, каждой мельчайшей черточки, которая требовалась при исполнении перовых рисунков, не допускающих исправлений и переделок, приучили художника к исключительной дисциплине руки. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины.
Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года.
Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Шишкин добивается строгой завершенности пейзажного образа и любит устойчивые состояния природы.
И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, который занял в конце семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное, среди русских пейзажистов. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. Валаам (1858, 59. Но ведь кроме добросовестного следования натуре для творчества Венецианова характерна особая тихая поэзия. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. Изображена Кама близ Елабуги. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Художник словно любуется скромной красотой типичного северного леса с его прямоствольными соснами, песчаной почвой и поросшим мхом валежником.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Воздух словно напоен теплом.
Взору открываются огромные массивы лесов. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Немалую роль в творческой биографии Шишкина ранних лет сыграл его наставник в училище А. Н. Мокрицкий, в прошлом серьезно увлекавшийся пейзажем и сам учившийся у Венецианова. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Художник одушевляет деревья.
Виртуозно исполненные миниатюрными бисерными штрихами перовые рисунки Шишкина представляли собой сложные композиции и поражали жизненностью образов и филигранной отделкой. Не на землю обетованную – желанную когда-то для русского пенсионера Италию, – а в Париж или в Германию устремлялись академисты шестидесятых годов, так как здесь бил ключ живого современного искусства, здесь можно было понять тенденции его развития, проверить себя, сопоставить свои работы с произведениями западных художников, расширить профессиональные знания. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Между тем столь важному аспекту деятельности Шишкина, как его этюдная работа, уделяется недостаточное внимание. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Привлеченный, как и ряд других художников, к работе над иллюстрациями для издания сочинений М. Ю. Лермонтова, Шишкин выбрал два стихотворения поэта. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Мери-Хови. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину.
Шишкин стремился к другому.