Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Это очевидно. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Случайность. В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Шишкин не облагораживал природу. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Лесной пейзаж кажется необъятным. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Творческая жизнь Ивана Шишкина течение в нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. 3 Раннее творчество Для ранних работ мастера (Вид на острове Валааме, 1858, Киевский музей русского искусства Рубка леса, 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма кулисного построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году.
Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Картина Полдень.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. Благодаря заботе своего руководителя А. Н. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. организованы две выставки работ художника. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Быть грозе.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Над землёй летают ласточки. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня».
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Характерна в этом смысле «Рожь». Что впереди. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. Много картин И. И. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Он отправляет сына в Москву, где тот с 1852 по 1856 год учится в Московском училище живописи и ваяния под руководством А. Н. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Ничуть не бывало. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман.
Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Им была написана книга История города Елабуги, разработана и осуществлена система местного водопровода. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать.
Все сковано морозом и погружено в тень. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Ах, как мешает человечеству идеология, помноженная на безграмотность.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Так в реальной жизни не бывает. С особой нежностью и тщательностью выписана могучая сосна, с накренившимися ветками, устремлённая ввысь. Ему уже сопутствовала известность. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок.
Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Сосны придают картине величественное звучание.
Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». «Утро» полностью лишено всего этого. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В 1858 г. Иван Шишкин получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Художник одушевляет деревья. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Одна из этих деталей – прислонившийся к сосне старый покосившийся крест – создает определенный элегический настрой. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. А их было немало.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Природа – сама благородство.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
5 С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова 1883, Киевский музей русского искусства), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Это было выступление против мёртвого академизма.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Их он стремился передать как можно конкретнее. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Это несомненно. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение многих лет (особенно в 1870-х годах) проходила на глазах Крамского.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Ему уже сопутствовала известность, а картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864, ГРМ), написанная в Германии по заказу Н. Быкова и присланная в Петербург, принесла художнику в сентябре 1865 года звание академика. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Много работал Шишкин и за границей. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Эту технику художник освоил еще за границей. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Шишкин стремился к другому. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860).
Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Парит. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В двенадцать лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Лесная глушь (1872). Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Крамским. Его репутация была безупречной.
Мастер смело экспериментировал. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Должно также заметить, что с Иваном Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Окрестности Москвы. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Густые кроны бросают на них тень. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Его отец был купцом, культурным человеком. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
Здесь он начал усердно трудится над созданием множества шедевров, которые были показаны на выставке, проходившей в академии. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. В 1870-х годах Шишкин серьёзно увлёкся офортом. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Чувствуется глубина оврага, глушь. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Таким образом, в 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился до января 1856 года. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В 1984 -85 г. г.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
У него умерли сыновья. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Сокольники. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Иван Шишкин всегда был окружён вниманием товарищей. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Биография художника зашифрована в его творениях.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. В окрестностях Москвы (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето- воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Воробьев. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. У работы было очень много положительных отзывов. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто лес, но лес из осокорея, вязов и частью дубов (дневник 1861 года) или лес еловый, сосновый, осина, береза, липа (из письма И. В. Волковскому, 1888). Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В окрестностях Москвы, но она не была приобретена.
Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Но он был человеком разносторонних знаний – увлекался техникой, археологией историей. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама – я не вижу в манере Вашей есть нечто свое.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Облик этот был многолик. Вертикали пересекаются косыми линиями. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Так писались и «Сосновый бор. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. В окрестностях Москвы. Богато нюансирован цвет.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». В его картинах – чуткое отношение к деталям.
Шишкин познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Уже в первый год пребывания в академии он получил две малые серебряные медали – за картину Вид в окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках под Сестрорецком. Сосновый бор». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Сюжет их – жизнь русских лесов. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Лучшая работа этих лет – Полдень.
В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. В это же десятилетие Шишкин создаёт замечательные картины «Среди долины ровныя» (1883), написанную по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова, а также «Лесные дали» (1884), «Дубовая роща» (1887) и «Бурелом.
Жил преимущественно в Петербурге. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В училище он получил солидную профессиональную подготовку. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина замечательнейшим произведением русской школы.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Примером таких работ является картина Рубка леса. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. К ним относятся Уголок заросшего сада. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Отправляя И. Шишкина в Академию, А. Н. Наряду с Куинджи в конце 1870-х годов выступает В. Д. Это единство предстает очевидной уже реальностью, в окрестностях Москвы (1869, там же), почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве), прежде всего за счет тонкой композиционной и свето- воздушно-колористической координации зон неба и земли.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Последнюю свою работу он так и не закончил. И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Природа выражает музыку человеческой души. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Ее иногда называют картиной-завещанием. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Шишкин сдержан и величественен.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Его надежды на возрождение счастья и семьи во втором браке обернулись еще лишь одной трагедией и еще одной смертью близкого и любимого человека. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Человек Шишкина прикреплён к земле. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. В 1862-1865 годах он жил в Германии (в Мюнхене и Дюссельдорфе) и Швейцарии (в Цюрихе и Женеве), посещал мастерские известных художников, в том числе немецких анималистов Бенно и Франца Адамов, швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Это была ювелирная работа. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В таких картинах, как «Полдень.
В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. В 90-е гг. Г. Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но увы. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Его картина поет. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Крамским. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Жил преимущественно в Петербурге. На Вторую выставку передвижников художник представил картину Лесная глушь (1872, ГРМ), за которую в 1873 году получил звание профессора пейзажной живописи Петербургской Академии Художеств. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Задний фон мрачен. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Внушительные дубы достойны восхищения. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Шишкин показывает картину гибели леса, борение жизни и смерти, видимых и скрытых сил природы.
В окрестностях Москвы» (1869). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В них нет политики и социальной направленности. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Первое место занимает Шишкина Рожь. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния.
Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Шишкина, организовала со своими детьми старшей группы детского сада занятие-экскурсию в детскую библиотеку, где была организована выставка «Жизнь и творчество художника Шишкина. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Это поучение прочно вошло в творчество Шишкина.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Тем не менее, работы, выполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Необыкновенно высокое летнее небо, простирающиеся насколько хватает глаз дали, дорога, уходящая в глубину, характерные сельские мотивы – все создает ощущение простора, необозримости, величия земли. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников».
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
Третьяков решил судьбу картины по-своему.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. – получали в картинах и рисунках Ш. вид совершенной действительности. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Кроме этого увлекался археологоией историей. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. — Ср. Мрачное настроение. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Невероятная тишина царит в пейзаже.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Первое место занимает Шишкина Рожь. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса.