9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».
Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.
Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
А их было немало. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими враздрай наклоненными осинами и березами. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Шишкин не облагораживал природу. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Она станет первой картиной художника, которую приобрел известный собиратель русской живописи П. М. Третьяков. К ним относятся Уголок заросшего сада. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Что впереди.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Эту технику художник освоил еще за границей. Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме.
После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Случайность. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Много работал Шишкин и за границей. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
«Утро» полностью лишено всего этого. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. Парит. В этом браке родилось трое детей, но оба сына умерли еще в юном возрасте, ненадолго их пережила и мать. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Ничуть не бывало.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень.
В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из поездки на Восток. Это очевидно. Так писались и «Сосновый бор. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Мастер смело экспериментировал. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Его репутация была безупречной. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Невероятная тишина царит в пейзаже. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой».
Изображал ли Иван Шишкин дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Его картинынаполнены единым поразительно сильным и ошеломляюще глубоким чувством – любовью к родной земле. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В окрестностях Москвы» (1869). Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Крамским.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Должно также заметить, что с Иваном Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Человек Шишкина прикреплён к земле. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Его отец был купцом, культурным человеком. Это была ювелирная работа. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.
Это несомненно. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Ее иногда называют картиной-завещанием. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Облик этот был многолик. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Характерна в этом смысле «Рожь». Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Шишкин стремился к другому. Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Жил преимущественно в Петербурге. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Природа – сама благородство. Для определения лица пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Биография художника зашифрована в его творениях. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Так в реальной жизни не бывает.
Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. У него умерли сыновья.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Глядя на картину, создаётся ощущение титанической мощи природы, где каждое дерево – символ титанической борьбы. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Талант великолепного рисовальщика, внимательность и цепкость взгляда помогали Ивану Ивановичу изображать мельчайшие части растений, камней, неровностей почвы в их естественной совокупности, что придавало его полотнам максимальную реалистичность. С особой любовью Иван Шишкин изображал деревья, приобретавшие под его карандашом или кистью уникальную индивидуальность и крайнюю достоверность форм листвы, ветвей, стволов, элементов окружающей местности – хвороста, папоротников, трав, фрагментов почвы.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса».
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, который занял в конце семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное, среди русских пейзажистов. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года.
Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Художник одушевляет деревья.
Все сковано морозом и погружено в тень. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Природа выражает музыку человеческой души. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Мрачное настроение. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. Сосны придают картине величественное звучание. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Сосновый бор». Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Богато нюансирован цвет.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Шишкин сдержан и величественен. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Их он стремился передать как можно конкретнее. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работИвана Шишкина, написанных за сорок лет.
Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. У него были какие-то свои трения с Савицким. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Первое место занимает Шишкина Рожь. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Окрестности Москвы.
Задний фон мрачен. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Над землёй летают ласточки. Он не только вычеркивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).
Его второй супругой стала художница Ольга Антоновна Лагода, которая умерла спустя полтора месяца после рождения их дочери. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. В таких картинах, как «Полдень. Внушительные дубы достойны восхищения. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. У работы было очень много положительных отзывов. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Густые кроны бросают на них тень.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Быть грозе.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Лесной пейзаж кажется необъятным. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
Его картина поет. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
— Ср. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Они ненавязчиво, но неотступно захватывают сердце зрителя, помогая ему ощутить подлинную красоту неброской северной природы. Обладая большим творческим даром, художник Иван Шишкин всю свою наполненную подчас весьма трагическими событиями жизнь оставался верен искусству, постоянно обогащая его мастерски выполненными картинами, этюдами и рисунками, главными темами которых были лес и поле. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Его походы в кабак частенько заканчивались драками.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Картина Полдень. Иван Иванович Шишкин был женат дважды.
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Вертикали пересекаются косыми линиями. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.
Особенный, тихий, погожий выдался день. Последнюю свою работу он так и не закончил. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм. Он выстраивается впереди на некотором расстоянии от зрителя, как бы стоящего у края холста, теряется вдали. Шишкин работал много, ежедневно и тщательно. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. В них нет политики и социальной направленности. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.