Картина Ивана Шишкина Дебри: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника.
Шишкин резко обрушивается на светскую знать, на николаевскую военщину, на чиновников (называет их "чиновничьей челядью") иронически подчеркивает слово "чиновники" целыми сериями восклицательных знаков4. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова известные как народная песня. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
Оба они шли от своих натурных наблюдений, у обоих очень спокойное и любовное повествование о природе, подлинно живое ее восприятие. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. О его рисунках постепенно узнала вся школа. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Интересно сопоставить Лесные дали с близким по теме полотном Лесная даль в полдень исполненным в 1878 году М. К. Клодтом, первым обратившимся к столь значительному замыслу.
Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. К ним относятся Уголок заросшего сада. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.
Парголово, 1884 или 1885). Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Два накренившихся дерева по краям как бы сосредоточивают внимание на центральной части картины, где изображены вывороченные с корнями, падающие ели. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
Даже в старости он ежегодно проводил в лесной глуши по нескольку месяцев в году. Организующим началом в его пейзажах нередко служит ритм стволов или группы стволов (подобно тому как группируются в сюжетных картинах персонажи), ритм цветовых пятен. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Помещая в центре могучие стволы деревьев-великанов и уводя их кроны за верхний обрез картины, художник подчеркивает высоту и мощь дубов. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». У них разный эмоциональный подход к природе. Домотканово (1888).
Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. В основе работы Шишкина над пейзажем лежит неустанное, подвижническое изучение природы. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой.
«Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Приближается страшная гроза. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами.
Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Окончив Училище, Шишкин в этом же году поступает в Академию художеств (в класс С. М. Воробьева). Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. В окрестностях Москвы. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года.
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Регулярно посещая артельные четверги, Шишкин вскоре был замечен и оценен как выдающийся мастер.
Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Русское богатство.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Лучшей вещи он не писал1. Вот почему малое никогда не теряется в его программных картинах. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Ажурностью, легкостью, придающими рисунку особую прозрачность, он напоминает тончайшее кружево.
Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой.
Зритель, стоящий как бы на краю дороги, написанной с поразительным чувством реальности, не ощущает себя оторванным от расстилающегося перед ним огромного пространства. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе.
Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Среди долины ровныя. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Он любит изображать по краям пейзажа уравновешивающие композицию группы ("Заповедная роща", "Чернолесье", "Туман", "Сосновый лес", "Лесная глушь", "Бурелом"). К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. Кстати, если обратиться к русской литературе, представляется весьма возможным провести аналогии между рядом особенностей, характеризующих творчество Шишкина и С. Т. Аксакова, хотя, конечно, было бы упрощенчеством искать здесь прямое сходство.
Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Судьба ее в настоящее время неизвестна. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом.
Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Упорная натурная работа, развивающееся на ее основе чувство цвета, опыт более молодых живописцев и в первую очередь В. Д. Поленова, направившего русскую пейзажную живопись по пути освоения пленэра, – все это влияло на развитие творчества Шишкина. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Упорно развивая колористическое чутье, Шишкин значительно обогащает свой живописный язык, что уже чувствуется в его картине "Рожь" (1878, ГТГ). Его восхищение природой с годами не притупляется.
Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Русское богатство". О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857).
В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.
Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе.
Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина абсолютно иное, радостное звучание. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Характерно, что своим руководителем за границей художник избрал не романтика Калама, а более трезвого и менее прославленного швейцарского анималиста, учившегося некогда в Дюссельдорфской академии художеств у К. Зона.
К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Все сковано морозом и погружено в тень. Они давали богатый натурный материал.
Стремится к верности, сходству, портретности изображаемой природы уже в ранних работах. Возвращение в Россию (Шишкин добился разрешения вернуться раньше срока)9 знаменует начало формирования Шишкина как художника-реалиста и патриота, сложение его манеры, его индивидуального творческого лица. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894).
Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. У него нет тяготения ни к грандиозным панорамам, ни к интимным уголкам.
Сочетая мел с графитным карандашом и тушью, Шишкин добивается впечатления стремительно несущейся, пенящейся воды. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Богаче становится палитра художников-пейзажистов, все чаще обращающихся к пленэру. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Побывал Шишкин и в Дюссельдорфе. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Все они были написаны под Петербургом.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Вид на острове Валааме (1860). Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна.
Предзакатное солнце бросает последние свои лучи на землю. Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Петербургская жизнь с ее мишурой, – писал Шишкин родителям в 1860 году, – и прежде на меня не производила ровно никакого действия. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись.
Художник их штудировал прямо в лесу. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Первое место занимает Шишкина Рожь1. Наличие живописных исканий у Шишкина неоднократно подчеркивал Крамской. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь.
Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Автор словно утверждает значительность темы. Таковым является Иван Иванович Шишкин.
Тогда ему было уже двадцать пять лет. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Это был человек шумный, жизнерадостный, очень земной – широкая русская натура. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика. И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, который занял в конце семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное, среди русских пейзажистов. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга.
Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Не ограничиваясь критикой, художники стремились противопоставить отрицательным явлениям положительный идеал, который они видели в народе, его жизни, в русской природе. Глубоко верные по сути своей определения Крамского были сделаны в ранний период творчества Шишкина.
Передвижники). Сейчас эти мечты стали явью. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. А их было немало.
Нет. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме.
Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Тогда же начинает его интересовать и само освещение как предмет изображения ("Дубы, освещенные солнцем", 1888, ГТГ). Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. 60. ). Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895).
Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Густые кроны бросают на них тень. Благодаря такой приближенности переднего плана создается впечатление удаленности не только задних, но и средних планов. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа.
Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть.
Это было время тесной дружбы двух художников. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Шишкин уверен, что природа, которую он изображает, прекрасна и значительна и не требует для своего изображения нарочитых, эффектных приемов. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. "Рожь" – своего рода гимн производительной мощи природы. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Кроме того, Коллер был и анималистом, а будущий "лесной царь" (так порой Шишкина называли впоследствии) хотел совершенствоваться и в изображении животных8.
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. На косогоре (1880). Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.
Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Мотивы его пейзажей предельно просты и естественны. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Это происходит потому, что заходящее солнце светит сбоку, а не сверху.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь.
В переплетении стволов и сучьев, цветов и трав автор сумел выделить главное, обобщить второстепенное.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Последняя работа автора является наиболее известной.
Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи.
Почти половину жизни провёл Шишкин в лесу на этюдах. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Впереди художника ждали новые достижения. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Среди многочисленных рисунков той поры привлекает выразительностью композиционного и линейно-тонального решения, предельной конкретностью образа карандашный этюд В лесу. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет.
В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Если сравнить его ранние изображения леса, относящиеся к концу 50-х – началу 60-х годов, с лесными пейзажами 60-70-х годов (например, "Рубка леса", 1867, ГТГ) и 80-х годов, разница будет очень велика. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. При всем обилии деталей многопредметное полотно производит очень цельное и внушительное впечатление.
Пейзаж носит пространственный характер. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов.
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Но облачное небо уже начинает светлеть. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. За иллюзорную выписанность деталей Шишкина часто упрекали.
В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.
Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Всё нарисовано просто и естественно, красиво и легко. В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Развертывая композицию как бы параллельно плоскости полотна, Шишкин достигает в своих "лесных" пейзажах ("Лесная глушь", "Ручей в лесу") своеобразной интерьерности пространства, вводящей зрителя в темноту дремучего бора. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Изображена Кама близ Елабуги. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.
За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Но ведь кроме добросовестного следования натуре для творчества Венецианова характерна особая тихая поэзия. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Чувствуются глубина оврага, глушь.
Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием.
Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений.
Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1865) получает звание академика. Каждая линия, каждый росчерк карандаша бережно и точно выявляют натуру и в то же время рисунок исполнен с такой свободой и легкостью, которые сродни творческому вдохновению. – Вы тоже попали под дождь.
Ничто в его лесах не напоминает о человеке, его деятельности, его жилье. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую.
Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения автора выходит всё изящней и блистательней». Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875).
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. в русской живописи пейзажа настроения. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел.
Это подчеркивание изучения очень показательно. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. В последней стволы деревьев вылеплены теплыми оттенками близлежащих золотисто-коричневых тонов.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Колорит здесь играет решающую роль.
Часто в поздние годы он применяет цветную бумагу, на поверхности которой меловые штрихи и пятна как бы излучают свет. Видимо, вот таким образом Крамской, высоко ценивший тал ант художника, сожалел об отсутствии поэзии в его картинах. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Учащиеся часто копировали произведения А. Ахенбаха, которого высоко ценили и русские коллекционеры.
Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от гимназии с ее узкой формалистикой. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. «Сосновый бор.
Его походы в кабак частенько заканчивались драками. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка.
Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Мачтовый лес в Вятской губернии". Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени.
Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Последнюю свою работу он так и не закончил.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Многодельный, сложный по мотиву, этот офорт напоминает те рисунки пером и тушью, которые Шишкин исполнял в шестидесятые годы.
По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Шишкин во многом использует принципы классического построения картины. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы.
Процесс отбора идет даже на этой стадии.
Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой».
Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Один из самых совершенных – Берег моря.
Удивительный старик этот Шишкин. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. Да и сама жизнь требовала этого. Художник долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи.
К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Выразительный мотив стелющихся над землей горизонтально расположенных ажурных листьев, как бы создающих верхний невесомый настил почвы, с давних пор привлекал Шишкина и неоднократно им варьировался в рисунках, офортах и этюдах, встречался в его картинах.
Жил преимущественно в Петербурге. Недаром его называли швейцарским Поттером.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Работа над картиной происходила в 1889 году.
В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). И в этом уже проявляется своеобразие художника. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже экспериментировал в ней. Результаты колористических исканий художника сказываются и в его трактовке света и теней.
Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма.
Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического, характерного, цельность запечатленного образа, простота и доступность художественного языка – таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Необычен даже сам ее мотив: насыщенная испаряющейся влагой труднодоступная чаща, куда еле проникает свет. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма.
В окрестностях Москвы (1869). Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Богатырские дубы и сосны изображал он, да и сам был богатырём. Валаам (1858, 59. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень.
Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Хочется особо отметить, что никто из русских живописцев до Шишкина не придавал такого значения непрестанному штудированию природы в бесчисленных этюдах. И Шишкин не останавливался на достигнутом. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Он был единственным из близких, кто поддержал (после долгих колебаний) желание сына стать художником.
Воздух словно напоен теплом. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Рожь.
Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Рожь. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.
Он суров, величествен, но доступен. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов.
Благодать. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. «Иван Иванович. Движение вглубь подчеркнуто в картине ритмом стволов сосен, которые, как величавые гиганты, высятся среди поля.
Взору открываются огромные массивы лесов. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Такие его пейзажи, как "Дебри" (1881, ГТГ), "Среди долины ровныя" (1883, Киевский музей русского искусства), "Лесные дали" (1884, ГТГ), "Бурелом" (1888, Киевский музей русского искусства) и многие другие лесные симфонии проникнуты былинным духом, что сближает их с работами В. Васнецова.
Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. В картине 1867 года В церковной ограде. В соотношении масс неба и земли Шишкин часто исходит из простых, кратных отношений.
Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России.
Шишкин же был пока что на пути к этому. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Такое умение породить ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой, отвечающее гуманистическому мироощущению передвижников, – одна из замечательных особенностей творчества художника.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Поэтическим чувством проникнуто полотно Среди долины ровныя (1883), в нем сочетаются величие и задушевная лирика.
Здесь его привлекали красивые окрестности Нарвы – смешанные леса в Шмецке и Мерикюле, просторы Удриаса. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах.
В пейзажной живописи наблюдаются тенденции, общие с бытовой и исторической живописью. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Но он все острее испытывал неудовлетворенность жизнью за границей.
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Однако постепенно письма молодого художника начинают пропитываться критическим духом. С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Все вокруг погружено в зимний сон. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик.
Он в той или иной мере удовлетворяется локальной раскраской. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. – спросила она. Иван Иванович Шишкин – великий русский художник, родился 13 января 1832 года в городе Елабуга. Два года назад, в Дюссельдорфе, они с Каменевым лишь мечтали о русском раздолье с золотой рожью.
Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней» Репин И. Е. Это куски лесной чащи, достаточно обширные для того, чтобы можно было составить о ней должное и ясное представление, но не выходящие за пределы легкой обозримости и сохраняющие цельность ("Лесная глушь", "Бурелом"). Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Композиция уравновешенная.
Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Шишкин начал выставляться на выставках Товарищества с 1871 года. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.
В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). Шишкин — : это человек-школа.
В названии рисунка «В лесу. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг.
Потому в картинах Шишкина Туманное утро (1885) и Сосны, освещенные солнцем (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Все полно жизни.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Помимо рисунка, он пишет в 1891 году на тот же сюжет картину масляными красками На Севере диком.
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Член-учредитель ТПХВ (см.
1. Но картина не является иллюстрацией стихов. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. С названиями художник был прост, но одновременно оригинален: он не выбирал эпитеты и метафоры из-за которых смысл полотна был бы двояким. Тени прозрачные, кое-где лиловеющие. Эта картина – очень светлая и яркая. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Он не только вычерчивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. В кругах передовой интеллигенции возрос интерес к социальным проблемам, все большее признание получала материалистическая эстетика.
Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Демократическое по характеру творчество этого художника-новатора, создавшего, в частности, первые правдивые картины русской сельской природы, воспевшего ее задушевную красоту, было близко и понятно молодым пейзажистам. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883).
Какой-то период он преподавал в Академии художеств. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Они, как открытая книга, распахивают перед нами всю глубину души, всю уникальность личного авторского мировосприятия. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Громче всех, — вспоминает Репин, — раздавался голос богатыря И. И. Шишкина. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. В 1894 году вышел альбом 60 офортов И. И. Шишкина. Годы обучения в Академии были годами формирования личности Шишкина.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Достоинство этой светлой по колориту, наполненной радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, в отсутствии трафаретных приемов композиции, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру, по широкому песенному настрою. – взволнованно ответил художник.
Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Один из первых его шедевров можно назвать песней радости — Полдень. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы.
Это одно из самых совершенных произведений художника.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Одно из них – Сосна. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. В период ученичества Шишкин с интересом изучал прежде всего гравюры Калама, особенно после того, как в 1857 году Академия художеств купила пятьдесят восемь литографированных пейзажей швейцарца, служивших, как и его методические руководства по рисунку, учебным пособием в художественных школах. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года.
Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы.
На всем словно лежит серый налет. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. В свою очередь, И. Ф. Василевский отмечал: Другой шишкинский пейзаж – меньших размеров, но принадлежащий к числу лучших экспонатов выставки. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Правда, за границей черты декоративности в произведениях Шишкина явно усилились, появились и элементы однотипности композиционных схем. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Центр выделен и даже подчеркнут группой играющих медвежат11. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Тихо.
Какая необычайная картина. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
Авторским правом могут охраняться произведения, созданные французами, погибшими за Францию во Второймировойвойне (см. подробнее), россиянами, воевавшими на ВосточномфронтеВтороймировойвойны (известной в России как «Великая Отечественная война»), а также посмертно реабилитированными жертвами репрессий в СССР (см. подробнее). Высокие хлеба, отягощенные спелыми, налившимися зернами, как бы несут в себе пафос человеческого труда, нелегкого труда крестьянина, возделывающего бережно и любовно эту землю. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе.
Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Построение этого пейзажа строго архитектонично.
Думается, что можно. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Устарелость идеалистических воззрений на искусство, необходимость его активного вторжения в жизнь – эти мысли, раскрытые в статьях Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, претворялись в русской беллетристике, поэзии, в драматургии. В его пейзажах легко уловить деление на планы. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.
1870 — 1892. Окрестности Москвы. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Он любит глушь – нетронутую, девственную.
В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. "3 – жалуется он родителям. Художнику недостало умения передать далекую перспективу лесов, тающих, как у Шишкина, в голубоватой дымке.
Развитие его идет стремительно. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Он носит романтический характер. Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище, – записал он несколько позже в дневнике1.
В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Богато нюансирован цвет. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца.
Дружеское общение Шишкина с возглавлявшим Артель И. Н. Крамским, крупнейшим художником-новатором, глубоким мыслителем, убежденнейшим борцом против фальши и косности академизма, сыграло исключительную роль в его дальнейшем развитии, в формировании у него прогрессивных взглядов на искусство, высокой художественной культуры, в понимании нравственно-воспитательной миссии художника в современном обществе. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Кисть Шишкина русская, простая, бесхитростная, деревенская". Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Шишкин всецело захвачен живой прелестью леса. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной Мачтовый лес в Вятской губернии (1872, эта картина сейчас называется Сосновый бор), писал о достоинствах Шишкина: Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Решенный в условном коричневом тоне этюд тем не менее отличается большей свободой, уверенностью исполнения, чем другие известные нам произведения Шишкина тех лет. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Он во многом близок к наброскам серии, но отличается значительно более крупными размерами и более сложной проработкой неба. Вероятно, сам Шишкин решительно отверг бы такое определение. Изощренна гамма нежных серебристо-серых, серебристо-зеленых и голубовато-оливковых оттенков в картине "В лесу графини Мордвиновой" (1891, ГТГ)- Ритмическое чередование этих оттенков с более интенсивными, глухо-коричневыми создает ощущение колористического богатства этого кажущегося монохромным холста. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия.
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. Молодой человек отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву, Дюссельдорф, посещая мастерские ведущих живописцев эпохи. Мы не всегда можем точно установить нахождение источника света в картинах Шишкина. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.
В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Обычно в сумерках предметы теряют свои цвета. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает.
Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. В природе нет для него крупного или мелкого. Мачтовый лес в Вятской губернии (1872), Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) и другие, где раскрываются особенности русского национального пейзажа.
Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Многочисленные, необычайно конкретные подробности переднего плана задерживают внимание, заставляя пристально разглядывать картину, постепенно проникаясь ее своеобразной красотой. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Перед зрителем – как бы интерьер дремучего бора.
Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Колористические задачи в конце 60-х – начале 70-х годов как будто мало занимают художника.
Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Они касаются главным образом передачи пространства: его увеличивают и растянувшееся теперь в обе стороны ржаное поле и еще более высокое по отношению к земле небо с величаво плывущими кучевыми облаками и поднимающимися над ними легкими перистыми облачками и хорошо различимая, а не теряющаяся в глубине дорога, которая словно влечет вдаль к светлой излучине реки, служащей как бы продолжением этой дороги. Художник стремится к глубокому объединению цветов в выразительной гармонии. Большую часть картины занимают серые облака.
Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова.
Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Природа насыщена сырым воздухом. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Подобного рода тональные рисунки представляют собой одну из вершин в развитии его графического мастерства. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). На первой выставке он представил пейзажи "Вечер", "Сосновый лес" (рисунок) и "Березовый лес".
Мастер смело экспериментировал. Шишкина, напротив, жизнь природы интересует в ее устойчивом, типическом выражении. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Тут в 1880-е годы не однажды снимал дачу Репин, а в 1891 году жил Шишкин, создавший здесь два шедевра -представленную работу и пейзаж Мордвиновские дубы. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства.
Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). » «Нет, я вышел под дождь.
В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Окрестности Москвы. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива.
Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень.
Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском.
По всему полотну, кажется, пробегает невидимый лёгкий тёплый ветерок. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. – Гроза застала меня дома. Раздолье, простор, угодье. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года.
Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Современники всторгались достоинствами картины, замечая существенную особенность этого произведения: в нем раскрыты те черты жизни природы, которые дороги и близки любому русскому человеку, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне.
Мери-Хови. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина.
Сиверская (1883. ). В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Пейзаж построен на противопоставлении безбрежной равнины и словно царящего в ней могучего одинокого дуба. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве.
Если на рубеже пятидесятых – шестидесятых годов в творческом плане, особенно в создании картин, над Шишкиным довлела академическая доктрина, то по своим идейным убеждениям он предстает уже как человек новой формации. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день.
Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком.
Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Это же свойственно пейзажам Дубы (1887), Золотая осень (1888), Мордвиновские дубы (1891), Осень (1892), Дождь в дубовом лесу (1891). В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
Художник упорно развивает в себе чувство цвета. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. На другой картине Шишкина изображены дубы. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль.
Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений.
Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них.
Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Он кропотливо изучает натуру. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Тени теряют свою глубокую коричневую "массивность", обогащаются оттенками, – сравним, например, рыже-коричневую дорогу в "Полдне" (1863) с дорогой во "Ржи", с ее мягким коричневым тоном и сиреневыми оттенками или тяжесть рыже-бурого цвета стволов в "Рубке леса" со стволами "Сосен, освещенных солнцем" (1886, ГТГ). Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Божия Благодать. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Два больших ствола уравновешивают левую часть картины с правой, где у косогора, поросшего соснами, блестит, отражая небо, чистая вода ручья.
Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине. Этюд Полдень.
Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Художнику хорошо удалось передать характер соснового бора, величаво-спокойного, объятого тишиной. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Однако дюссельдорфский пейзаж, как и дюссельдорфская школа живописи в целом, были весьма традиционны, недостаточно самобытны и по сути немного дали такому пытливому художнику, как Шишкин. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень.
Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Туман в картине кажется материальным.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Радостный, ликующий расцвет природы – так можно было бы выразить идею этого монументального произведения. "Утро в сосновом лесу" (1889, ГТГ) как бы концентрирует в себе наиболее характерные черты творчества Шишкина на рубеже 80-х и 90-х годов. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие.
В этих пейзажах, как и в картинах "Сосновый бор" (1872, ГТГ) и "Лесная глушь" (1872, Русский музей), ощущался, по словам Крамского, "более рисунок, чем живопись". Вечер.
Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Картина Хвойный лес.