Как выглядит биография Шишкина художника. Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены – яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе.
Биография и эпизоды жизни Ивана Шишкина. Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. Иван Иванович Шишкин – биография. Биография великого Шишкина показала – слово перед родителем сдержал безупречно.
Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В таких картинах, как «Полдень. Особенный, тихий, погожий выдался день. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Внушительные дубы достойны восхищения.
Мастер смело экспериментировал. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
У него умерли сыновья. Что впереди. В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
У работы было очень много положительных отзывов. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Парит. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
В 1858 г. Иван Шишкин получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Вертикали пересекаются косыми линиями. Крамским. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Эту технику художник освоил еще за границей. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Предприняв первые попытки гравировки крепкой водкой во время поездки в Цюрих, в дальнейшем Иван Иванович постоянно обращался к технике офорта. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Биография художника зашифрована в его творениях.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Крамским. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Все сковано морозом и погружено в тень. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Ему уже сопутствовала известность.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Иван Шишкин умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Шишкин не облагораживал природу. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Окрестности Москвы. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург.
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. В академии его картины одна за другой награждались медалями. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Примером таких работ является картина Рубка леса. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов.
С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Это было выступление против мёртвого академизма. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Характерна в этом смысле «Рожь». Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Мрачное настроение. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Природа – сама благородство. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Облик этот был многолик. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Это несколько обеднило его творчество, лишив его буйства красок переходных сезонов – весны и осени. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Этюд Сосна на Валааме – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина – содержательном восприятии природы.
Это очевидно. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Так в реальной жизни не бывает.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Здесь его творчество расцвело. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). В его картинах – чуткое отношение к деталям. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали.
Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. С детства Иван был личностью незаурядной, вот таким образом в молодости даже несколько лет был городским главой Елабуги. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкой водкой, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. В них нет политики и социальной направленности. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Их он стремился передать как можно конкретнее.
Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Задний фон мрачен. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Густые кроны бросают на них тень. Не закончив учёбу, он вернулся домой. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Его репутация была безупречной.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Чувствуется глубина оврага, глушь. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей.
Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию.
Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Шишкин не искал легких путей, вот таким образом выбрал для себя основным сюжетом полуденное время суток. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Богато нюансирован цвет. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. А их было немало. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
Человек Шишкина прикреплён к земле. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Там будущий художник скучал. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Ничуть не бывало. В 1860-х гг. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Сосновый бор».
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянку с котомкой за спиной. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Это несомненно. К ним относятся Уголок заросшего сада. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Художник одушевляет деревья. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, как и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Жил преимущественно в Петербурге. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Последнюю свою работу он так и не закончил.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Одна из этих деталей – прислонившийся к сосне старый покосившийся крест – создает определенный элегический настрой. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Кроме этого увлекался археологоией историей.
«Утро» полностью лишено всего этого. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
Много работал Шишкин и за границей. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Лесная глушь (1872).
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. В окрестностях Москвы.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Картина Полдень. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Его отец был купцом, культурным человеком. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Быть грозе. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. С особой нежностью и тщательностью выписана могучая сосна, с накренившимися ветками, устремлённая ввысь.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Тогда жеИван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина замечательнейшим произведением русской школы.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Невероятная тишина царит в пейзаже.
в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
Воробьев. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». — Ср. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Случайность. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 90-е гг. Каждое из них вызывало интерес зрителей. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Однако трактованы они с большей живописной свободой. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Первое место занимает Шишкина Рожь. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Природа выражает музыку человеческой души.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Чувствуется глубина оврага, глушь. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Над землёй летают ласточки. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Иван Иванович как купеческий сын из древней семьи мог позволить себе, не заканчивая гимназию, пойти в художественное училище.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Лучшая работа этих лет – Полдень. организованы две выставки работ художника. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. Эту картину приобрёл П. Третьяков.
Шишкин стремился к другому. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Сосны придают картине величественное звучание. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.