Во всех деталях оформления медресе Шир-Дор взята за основу прекрасная постройка Улугбека, а благодаря высокому мастерству зодчих это сооружение является великолепным образцом архитектурных традиций древности. Медресе Шир-Дор имеет прекрасную, выполненную в деталях декоративную отделку. Медресе Шир-Дор стоит на оси медресе Улугбека, зеркально повторяя его главный фасад: почти те же размеры, та же схема портала со стрельчатым сводом, ребристые купола по бокам.
В 11в. Мухаммед Амин-хана в Хиве, 1851–54). Теневые лоджии, ковровая мозаика. султан Салах ад-Дин (Саладин), зангидский правитель Нур ад-Дин (сер.
В конце 50-х годов XX века на территории медресе были проведены археологические изыскания, после чего начался новый этап реставрации. М. мусульм. здания М. возводились в традиц. Ишратхана стоит среди садов восточной окраины города.
8– нач. Год 820 (1417). В 12–13вв.
На дне — бордюры резных сталактитов. 11в., караханидский правитель Мавераннахра Тамгач-хан приказал основать в Самарканде «мадрасу, которая станет местом собраний людей науки и религии и включит всебя мечеть, учебные классы, школу для обучения Корану, класс чтеца Корана подсобные помещения, двор и сад». школы. На протяжении веков складывался архитектурный ансамбль Регистана.
Здесь находится несколько не идентифицированных захоронений. Самарканд Тимура и Улугбека диктовал направление развития архитектуры на Среднем Востоке.
Часть или все пространство двора занимал сад. Город вновь возрождался, рос и становился столицей крупных среднеазиатских государств. Сюжет изображённый на портале медресе, со временем стал одним из национальных символов Республики Узбекистан. Минареты обоих медресе завершаются венцом сталактитов без фонарей. Все 48 худжр однокомнатные.
Здесь находится несколько не идентифицированных захоронений. С 12–13вв. Коридор идет меж высоких кирпичных стен, теснимый примыкающим по обе стороны многовековым кладбищем трижды его накрывает купольная сень – у входного портала (1434/5 г), перед средней группой построек и в верхней части.
в Сирии и Египте М. нередко составляли единый комплекс с усыпальницей основателя (ан-Нурия в Дамаске, 1172 М. -мечеть султана Хасана в Каире, 1356–63). Всякого, кто собирался постучаться в резную деревянную дверь медресе, ободряла надпись на бронзовой пластинке для стука: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери Божьего благословения». Архит. В облицовках раскрывается все богатство поливного декора от резной поливной терракоты (фасады мавзолеев Ходжа-Ахмада, Шади-Мульк-ака) до резной мозаики (Ширин-бика-ака) и майолики. Медресе Шердор построено в традициях среднеазиатской средневековой архитектуры. Богато украшены тимпаны арок худжр.
На портале изображены символы власти в Самарканде – барсы с солнцем на спине. Реконструкция Улугбека все изменила, превратив Регистан в ансамбль культовых сооружений. мира, в гос-ве Сельджукидов (11–12вв. ) как суннитская реакция на создание в Египте Фатимидами-исмаилитами очагов пропаганды шиизма– Дворцов мудрости (Дар аль-хикма) и Домов науки (Дар аль-илм). МЕДРЕСЕ (араб. Аттарин в Фесе, 1325). С развитием исламской архитектуры сложился тип здания, отвечавшего задачам и потребностям духовного образования и научной деятельности мусульман – медресе или Мадраса, что по-арабски, буквально означает «место, где учатся».
Правая от главного входа купольная дарсхана со временем была превращена в гурхану. Все 48 худжр однокомнатные. Город начал оживать вновь линии к концу столетия.
В этом величественном здании преподавалось не только богословие, но и светские науки. 20в.
Программ в М. не было, обучение велось в форме лекций и диспутов. В Узбекистане очень тщательно подходят к безопасности, вот таким образом чтобы попасть в три медресе, вас ждут: парочка сотрудников милиции с вопросами веер у ар (ну что-то вроде откуда вы с сильным и малопонятным акцентом), прохождение через рамку, проверка металлоискателем, вытряхивание содержимого вашей сумки (не для всех). Оно гласит: «Военачальник, полководец, справедливый Ялангтуш. Здание было национализировано и в 1924 году в нём начались реставрационные работы. На восточной стороне в 1424 была воздвигнута ханака Улугбека, на сев. архитектуры (М. -ун-т аль-Мустансирия в Багдаде, 1970-егг.
Мозаики Шир-дор очень хороши, но все же уступают мозаикам XV в. Особенностью медресе является изображение в тимпанах портала лев (или тигр), нападающий на джейрана и диск восходящего солнца с чертами человеческого лица. мадраса– место учения от дараса– учить), мусульманское религ. -просветит. Оно представляет собой прямоугольное в плане здание общей площадью 70х57 метров.
К концу XIX в. медресе стояло почти заброшенным, а в 20-х гг. Этот выдающийся памятник архитектуры был создан в первой половине XVII века. Со 2-й пол. Задний портал служил входом в мечеть. Повторена композиция фасада с огромным порталом и минаретами, по обе стороны портала поднимаются два бирюзовых рубчатых купола (такие же, очевидно, были и на медресе Улугбека).
Майоликовые изразцы до сих пор сохраняют качество глазури и цвет. 1990-х– нач. Самые знаменитые из них — Кусейр-Амра (10-е гг.
2000-хгг. ). — в 1420-е гг. В день открытия медресе, Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казы-заде Руми (учителя Улугбека). Примечательны мозаичные панно в нише западного айвана: пышные букеты цветов в фигурных вазонах символизируют древо жизни.
Даже блестящий Герат XV в. следовал самаркандским образцам. VIII в. ) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (около 728 г. ) в Сирии — были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Завершением регистанского ансамбля стало построенное в том же ХVM веке медресе Тилля-Кари (что означает «позолоченное») названное так за роскошь своего декора. выросли рядом две мечети: большая – Алике Кукельташ и изящная малая – Мукатта (Резная). На фризах минаретов и барабанах куполов имеются эпиграфические орнаменты.
илл. ). Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: Мир Вам. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв ее за новую луну, прикусили палец от удивления.
Кельи для преподавателей и студентов появились, вероятно, во второй половине XI в. Со временем для больших медресе самой распространенной стала композиция с айваном (залом, подобным большой сводчатой нише) в центре каждой стороны прямоугольного двора. Веками не дойдет верха запретных его минаретов искусный акробат мысли по канату фантазии. Углы здания по главному фасаду фланкированы минаретами высотой 31 метр, увенчанными сталактитовыми карнизами. Уникальной постройкой Улугбека была обсерватория близ Самарканда. Прообразом М. как гос.
Этот памятник входит в уникальный ансамбль площади Регистан. Даже рюкзак Славе раскрывать не пришлось. На фризах минаретов и барабанах куполов имеются эпиграфические орнаменты. учёный А. Годар). В XIV – XVII вв.
В углах двора располагаются аудитории для занятий студентов – дарсханы. Среди них медресе Шер-Дор занимает особое место. И видите пропускной пост. университетский городок близ Дохи, Катар, кон. духовной элиты (улемы).
Его история насчитывает более 2500 лет. Студенты и преподаватели обитали в обступающих двор по сторонам айванов небольших кельях-худжрах, затененных галереями на аркадах к тому же, толстые кирпичные стены и своды предохраняли кельи (как и все здание) от перегрева в жару. М. стран мусульм. С юга в 1430-х гг. Его не смогли погубить ни многочисленные разрушения, ни пожарища. В Медресе, помимо целой плеяды известных учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию, преподавал и сам Улугбек.
учебные здания строятся в формах совр. регистон), наименование парадных площадей в городах Среднего Востока. Интерьеры оформлены в технике глазурей (в мавзолее Шади-Мульк-ака изразцами покрыты стены, сталактитовые тромпы и купол).
Сам Улугбек читал здесь лекции по астрономии. Бартольд), либо как развитие композиции хорасанского жилого дома с открытыми во внутр.
В 18–19вв. Верещагин был не только художником, но и профессиональным военным. Стройные, внешне даже хрупкие, эти минареты со временем стали наклоняться, пополнив число разбросанных по миру «падающих башен», но были выпрямлены в 1932 и 1965 гг. Четвертая, западная сторона была полностью отведена под мечеть в виде центрального купольного павильона, окруженного галереями на столбах. Обновлен декор фасадов. Самым ранним считается М., упомянутое в описании пожара Бухары 937. VIII в. ), Мшатта (первая половина VIII в. ) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг.
построен караван-сарай Мирзой, а на южной — в 1430-е гг. и учебное заведение, готовящее представителей мусульм. У подножия лестницы стоит мавзолей Казы-заде Руми, астронома Улугбека. формах, без существенных изменений (М. Первоначально Регистан (букв, «место, посыпанное песком») служил торговой площадью, где на слиянии шести главных улиц в начале XV в. на средства жены Тимура, Туман-ака, возвели рыночный купол – тим.
Это время (1-109-1449 гг. ) было плодотворно для развития науки и искусств. Город был современником Александра Македонского, Арабского халифата, Чингиз-хана. Время и место возникновения М. как самостоят. Архит.
Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов фигурных вазонах, символическое «древо жизни», часто используется в архитектурной орнаментике. М. ибиблиотеки при них существовали обычно на частные пожертвования (вакф). Но в конце 40-х – начале 50-х гг. Левая купольная дарсхана выполняла функцию мечети.
Тилля-Кари было основано тем же правителем в 1646-1647 гг. Все помещения выходили на мощёный внутренний двор. надписями и заняли важное место в композиции парадных столичных архит. В центре — квадратное, крестообразное в плане помещение.
Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду один — по остальным). В углах двора располагаются аудитории для занятий студентов – дарсханы. В. В. сооружены мечети Алике Кукельташа и Масджиди-Мукатта. Внутреннее убранство медресе традиционно для культовых сооружений Средней Азии и Ирана. Правая от главного входа купольная дарсхана со временем была превращена в гурхану5.
с намерением объединить в одном здании соборную мечеть и духовную школу. Особое внимание уделили мозаикам главного портала. К числу наиболее известных историч.
Для больших ср. -век. Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иерусалиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) — третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Улугбек возвел свое медресе, где сам преподавал астрономию.
Предпочтение отдано синему цвету. По углам ансамбля возвышались 4 минарета.
11в. Прообразом медресе мог быть созданный в Багдаде халифом Харуном ар-Рашидом (786-809 гг. ) и возрожденный его сыном халифом аль-Мамуном (813-833 гг. ) Дом мудрости – Байт-уль-хикма, в котором группа ученых занималась переводами античных трактатов по философии, медицине, астрономии, механике. Его труды но астрономии принесли ему мировую известность. Кроме права изучались Коран, хадисы, араб. Ворота украшает надпись, сделанная на арабском языке куфическим шрифтом: «Аллах всемогущ. ». Огромные плоскости с-) асадов и минаретов расчленены геометрическими узорами и монограммами, выложенными из голубых и синих глазурованных кирпичиков на желтоватом фоне обожженного кирпича. По наиболее распространённому мнению, М. появились на востоке мусульм. античные трактаты по философии, медицине, астрономии, механике.
Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нём навеки. Эти пышно орнаментированные здания, ограничивающие пространство площади с 3 сторон, создают ансамбль благодаря использованию градостроительного приёма «кош» (медресе Улугбека зеркально повторено в медресе Шир-Дор), а также применению системы простых и чётких пропорциональных отношений. яз.
По углам главного фасада расположены минареты. к Ю. от площади было выстроено медресе Абу-Саид-хана. На углах здания находятся высокие круглые минареты, увенчанные сталактитовым карнизом. Обретение знаний всегда поощрялось в мусульманском обществе ибо, согласно Корану, оно завещано людям Богом: «Он ниспослал вам из писания и мудрости, увещевая вас этим» (смысл, Коран, 2:231).
Низам аль-Мульк, визирь Сельджукидов, создал широкую сеть М., вкоторых преподавали назначенные им самим авторитетные учёные и факихи-правоведы (напр., аль-Газали). Аудитотории западной стороны соединены продолговатым помещением – зимней мечетью. В сельских районах Палестины и Сирии Омейяды строили свои поместья. Основание главного спасала подчеркнуто великолепной мраморной панелью. предмет изучения и преподавания в М. – мусульманское право (фикх), хотя позднее в одном М. фикх могли изучать по нескольким мазхабам.
получил развитие тип здания М. (по планировке близкий госпиталям, караван-сараям, ханакам), основу которого составил квадратный или прямоугольный в плане двор с учебными, молитв., жилыми и хозяйств. К XVII в. относятся к Самарканде еще дна сооружения с поливным декором – небольшое медресе Иадир Диванбеги у южных ворот и мавзолеи Ляди-Бирун вне стен (из отличие от Лябди-Дарун, что означает Лябди внутренний). Нас сильно не проверяли, когда мы сказали, что из России. Среди городов мира Самарканд – один из древнейших.
На стенах медресе Шер-Дор всюду запечатлены цитаты из Корана. ансамблей (Регистан в Самарканде– медресе Улугбека, 1417–20, Шир-Дор, 1619–1635/36 и Тилля-Кари, 1646/47). Непременным условием всякого медресе был устроенный посреди двора водоем (прямоугольный прудик-хауз или многогранная чаша), неустанно пополняемый тоненькими струйками воды из фонтана или скрытых кранов. Коридор верхней группы построек замкнут порталом мавзолея Ходжа-Ахмада начала XIV в. Мавзолей Кусама в той же группе па восточной стороне коридора включает в себя гурхану с замечательным майоликовым надгробием, зиаратхану и более позднюю мечеть XVI в. В средней группе выделяется нарядный мавзолей Шади-Мульк-ака (1372 г), напротив стоит мавзолей Ширин-бика-ака (1385 г), а рядом с ним прорезанный арками Восьмигранник".
Ни совершенством архитектурных форм, ни богатством художественного оформления не поражает этот памятник, хотя современники Улугбека и писали о здании, украшенном «рисунками восхитительными и начертаниями несравненными». Отличие обнаруживается только в пропорциях. Ритмично повторяются огромные геометрически четкие архитектурные объемы. Высота подкупольного пространства (около двадцати метров) равна диаметру купола, что придаёт конструкции здания устойчивость и удивительную пропорциональность. и славилось тем, что в нем читал лекции знаменитый ученый-астроном Кази-заде Руми.
Кельи для преподавателей и студентов появились, вероятно, во 2-й пол. В отделке господствует резная изразцовая мозаика. В форме белого диска с раскосыми миндалевидными глазами изображено солнце. В 1510-е гг. Порталы — самые замечательные элементы постройки.
Гл. Современный Самарканд растет к юго-западу от старого города. мусульм. Регистан (иран., буквально — место, покрытое песком, от peг — песок и стан — место тадж.
Медресе Шердор построено в традициях среднеазиатской средневековой архитектуры. Среди др. Кауфмана. Медресе – мусульманское учебное заведение, которое располагалось, как правило, в мечети. В 1646/47 — 1659/60 на месте караван-сарая Мирзой было возведено медресе Тилля-Кари («Покрытое золотом»), снаружи также богато отделанное мозаикой, а в интерьере украшенное росписью с обильным применением золота (отсюда название). основателей М. – егип. Зодчие XIV – первой половины XV вв.
Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения живущие в нём люди шариата и фатвы потому названо это великое училище — «живут в нём учёные». В углах медресе устроены четыре аудитории – дарсхана, квадратные залы, перекрытые куполом, ни один которых не сохранился. Имя свое Шир-Дор («тигров имеющее») медресе получило по единственному в своем роде украшению портала, где изображен тигр, устремившийся за ланью илик солнца с чертами человека. Могучий портал входа медресе занимает 2 3 длины лицевого фасада. Левая купольная дарсхана выполняла функцию мечети. Уже современников поражало небывалое богатство и разнообразие его декора из изразцовых плит. Лик его окаймлен золотистым сиянием.
Тогда же он побывал в Самарканде – древнем городе, расположенном на территории Узбекистана и даже принял участие в его обороне во время военных действий, за что был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В М. поступают после окончания мектеба (мактаба) или домашней коранич. Ранние М. обычно не имели жилых помещений. На портале медресе Улугбека резная глазурная мозаика. Предполагают, что в свое время его не успели достроить. Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори.
Самое большое медресе Улугбека было возведено им в Самарканде в 1417-1420 гг. Его стены почти сплошь покрыты богатейшим декором: орнаментальные мозаики из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики мраморные панели. Богато украшены тимпаны арок худжр.
яз. В XVIII в. для Самарканда наступили тяжелые времена, нора смут и хозяйственной разрухи. Да-да именно пропускной пост. укреплено основание второго минарета.
А иностранцам за нами пришлось выложить содержимое своих рюкзаков. 13в. ).
Ансамбль начал строиться вокруг легендарной могилы Кусама, двоюродного брата пророка Мухаммеда, прозванного Шахи-Зинда (Живой царь) еще в XI-XII вв., но сохранившиеся постройки в основном не старше XIV в. Ансамбль в современном виде делится на три построек: верхнюю, среднюю и нижнюю. Судьба Шер-Дор оказалась плачевной. Согласно документу сер.
здания предположительно появился в 10–11вв. Первое упоминание о медресе встречается в «Истории Бухары» средневекового автора Наршахи в перечислении зданий, сгоревших и пожаре этого города в 937 г. Известно из письменных источников, что ранние медресе включали библиотеки и аудитории, но не имели жилых помещений. Это впечатление достигается очень простым приемом — преувеличенно большими размерами дверных ниш.
Над главной аркой на орнаментальном фоне помещено парное мозаичное изображение тигра (отсюда название), нападающего на лань и лучистого солнца. Причина в нарушении пропорций, сделанном по требованию эмира. Здание поставлено на одной оси с медресе Улугбека. учреждения мог быть Дом мудрости (Байт аль-хикма), основанный в Багдаде первоначально халифом Харун ар-Рашидом (кон. Так выглядел и фасад медресе Улугбека до его разрушения.
Позолочен был михраб и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника — имама). Время от времени его реставрировали и обновляли, однако по мере упадка Самарканда это происходило все реже. Однако и тут правитель Самарканда не преминул прославить себя. Поэт Секкаки говорил султану: «Небо еще много лет должно совершать свой кругооборот, прежде чем вновь создать такого турецкого поэта, как я и такого ученого царя, как ты».
Сам Улугбек и другие крупные ученые того времени преподавали здесь. В первые столетия Ислама центрами мусульманской учености были мечети. XX в. в нем обитали бродячие собаки. В эпоху великих империй (Тимуридов, Сефевидов, Османов) М., как и соборные мечети, получили обращённые к городу фасады, выделенные монументальными нарядными порталами с орнаментами, религ.
Девизом своей просветительской деятельности Улугбек избрал известный хадис, выгравированный на входной двери основанного им в 1417 г. в Бухаре медресе: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». либо под влиянием планировки буддийского монастыря– вихары (В. В. Есть и более скромная надпись белыми буквами на черном фоне: «Абдул Джаббар, зодчий, трудом и фантазией которого воплощены в камне и цвете замыслы Ялангтуша».
Жилые комнаты обычно располагались наверху (если М. было 2-этажным или, редко, 3-этажным) либо в зонах между айванами, которые служили аудиториями и летней молельней (на стороне киблы) учебные залы, б-ка, службы устраивались по сторонам входа и в угловых помещениях (аль-Мустансирия в Багдаде, 1227–33 Школа двух минаретов в Эрзуруме, сер. Стройный силуэт Чупаиата на вершине холма виден издалека при подъезде к городу. Как свидетельствуют хронисты, после удачных набегов на Восточную Персию и Северный Афганистан, Ялангтуш-Бахадур «стал помышлять о спасении своей души, окружил себя людьми благочестивыми и шейхами».
началась реставрация этого любопытного памятника реставраторами. Часть интерьера покрыта росписью (живопись Ширина-бика-ака с изображением сорок), а часть оставлена в белой штукатурке. 11с печаль, но светлую умиротворенность навевает посещение этого города мертвых.
Именно здесь в 1417-1420 гг. дублируя композицию фасада медресе Улугбека – его портал и минареты – и тем самым вписывая свое строение в будущий архитектурный ансамбль, зодчий (его имя можно прочесть в узоре мозаики-Абул Джаббар) создал вовсе не копию, а оригинальный вариант. и дидактич.
Название переводят как «имеющее львов» или «имеющее тигров». Но «звездные таблицы Улугбека»-«Зиджи-ургани» составленные самаркандскими астрономами под руководством Улугбека, на долгие века пережили его и до сего дня удивляют мир точностью многих наблюдений, зафиксированных в этом древнем астрономическом каталоге. двор 4 айванами (франц.
Вьющиеся стебли с пышными бутонами и цветами образуют ажурный узор. На площадь выходит грандиозный портал. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Сюжет мозаики определил современное название медресе: Шер-дор, то есть львов имеющее. 9вв. ), более известный как академия аль-Маамуна (813–833), в стенах которой переводились на араб.
организации (в первые века ислама функции М. исполняла мечеть) остаётся предметом дискуссий. Именно в честь этой картинки здание и получило свое название. Вьющиеся стебли с пышными бутонами и цветами образуют ажурный узор. Возможно, это не случайно, поскольку число «четыре» ассоциируется с четырьмя буквами в арабском написании слова «Аллах» и с квадратом как символом Каабы. Остальные поверхности стен и свода были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой.
Оно представляет собой прямоугольное в плане здание общей площадью 70х57 метров. и лит-ра, богословие (калам), а также светские дисциплины (математика, астрономия, медицина). В 1619—1635/36 напротив медресе Улугбека, взамен ханаки, было воздвигнуто медресе Шир-Дор («Тигров имеющее», зодчий Лбул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас см. Традиции прошлого чувствуются и в отделке ингерьера (кундаль в зале мечети). Если прилетела стрела, восхваляющая его совершенство, – это изящный язык, полный жемчуга.
12в. ). Этот вид орнамента характерен для построек времени Тимура и Улугбека.
тип М. как функционально самостоят. За два века уровень площади Регистан несколько повысился и медресе Улугбека как бы вросло в землю. Регистан являлся как торговым и ремесленным, так и культурным центром города. формы М. различались в зависимости от региона и эпохи.