Многие автопортреты мало похожи на реального Шиле. За 28 лет своей жизни Эгон Шиле написал больше автопортретов, чем все известные истории художники до него. Рассмотрим его «Автопортрет», который был нарисован Шиле в 1914 году. Картина Эгона Шиле Автопортрет с физалисом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Поначалу пара уединилась в чешском городке Крумлов (Крумау), но была вынуждена бежать от неодобрения местных жителей. Художник здесь хорошо узнаваем. Примечательно, что до него она позировала Густаву Климту и именно он их познакомил. На стилистику автопортретов, по-видимому, повлияла биология. В 1918 он был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона.
Шиле был очарован не только сексуальными подростками, но и собой. Шиле привлекли сразу обе, но в конце концов он предпочел Эдит и в 1915 году увлекся ею. И вообще, австрийское искусство долгое время оставалось в тени для россиян. При обыске полиция обнаружила у него несколько десятков откровенных рисунков, которые были объявлены порнографическими. В них виден талант.
Эгон Шиле родился в 1890 году в Тульне-на-Дунае – австрийском городке неподалеку от Вены. Смятая и сползшая на пол простыня указывает на то, что они только что занимались сексом. Фольклорные двойники не отбрасывают тень и не отражаются в зеркале. Нарукавники напоминают деталь шутовского наряда.
Он помог Эгону, покупая его рисунки (или обменивая на собственные) и рекомендуя Шиле своим патронам. Его отец, между тем, страдал от психического заболевания и вскоре был изолирован от общества. И вообще изначально портрет назывался «Squatting Couple»— Влюбленная пара на корточках. На картине Смерть и мужчина (или Видящий собственного духа II), написанной в 1911 году (рис.
Выражая, вероятно, собственные чувства, Шиле часто изображал обнаженных настолько мрачными, что они кажутся чуть ли не карикатурами на элегантных, расслабленных, снисходительных к себе женщин на рисунках Климта. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами». Шиле были предъявлены обвинения в похищении и растлении, однако они были отклонены. По воспоминаниям современника Шиле, художника Альберта Гютерсло, «они там спали, укрывались от биений, учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение или во всяком случае им верилось, что самостоятельное». Кроме того, семья Бенеша покровительствовала Шиле.
Их образы могли запечатлеться в памяти художника. Одна из девочек, влюбившись, ночью пришла в мастерскую художника и наотрез отказалась уходить. Милен Фармер в одной из своих самых известных песен «Je te rends ton amour» (1999) упоминает имя художника: «Je te rends ton amour/Redeviens les contours/De mon seul matre: Egon Shiele et» (Я возвращаю твою любовь/Стану вновь контуром рисунка/Моего единственного учителя: Эгона Шиле и). В фильме Рауля Руиса «Климт» (2005), Эгона Шиле играет Николай Кински. Он встретил двух девочек, живших напротив его студии.
Фигуры у Шиле как будто выступают из холста, что подчеркивает ощущение их одиночества. To HaNО 36. Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность и в апреле 1912 он был арестован. Кроме того, судья приговорил Шиле к штрафу и сжег один из конфискованных рисунков. Студия художника вновь стала прибежищем для неблагополучных детей.
Адель и Эдит были дочерьми слесаря, владевшего мастерской. Прежняя модель художника – Уолли Невзил, была равнодушно уволена. Шиле, с точки зрения изобразительных возможностей автопортрета, достигает конечной точки в процессе его развития, той точки, с которой «я» уже не ощущается неделимым, но становится как бы дуальным. В таких рисунках, как Половой акт 1915 года (рис. О жизни Шиле написаны романы «Высокомерие» Джоаны Скотт (1990) и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса (2007), о нем снят игровой фильм «Эгон Шиле— Жизнь как эксцесс» (1981), в главных ролях Матьё Карьер и Джейн Биркин.
Полицией было изъято больше сотни рисунков, которые признали порнографическими и Эгону предъявили обвинение в совращении, а также в похищении детей. Аудиогидк выставке «Facing the Modern: the Portrait in Vienna 1900», проводимой лондонской Национальной галереей, рассказывал, что «художник писалпортрет в несколько заходов. Современник художника вспоминал: Его студия была ими наводнена. Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию. Причём большинство работ было эротического содержания.
Я стану неким плодом, оставившим после себя вечную жизнь даже после её распада.
Как говаривал Густав Климт, «молодые всегда уничтожают то, что уже существует», однако дело было не только к стремлению к новизне. Уже через год состоялась первая выставка молодого художника. Неудивительно, что ребёнка считали вундеркиндом. Это должно убить прорастающую жизнь. В том же 1909 году Эгон бросил Академию, окончив третий курс.
Некоторые натурщицы были всего на несколько лет младше художника. Oil with wax on canvas, 54 1/2 x 42 1/2 inches. Даже слишком виден.
После этого он решает окончательно осесть в Вене, в 13-м районе, по соседству с Климтом. В 1918 году, Шиле оказался на вершине австрийского художественного Олимпа, заменив собой покойного учителя – Густава Климта (умер от апоплексического удара в феврале того же года). В октябре 1918 года беременная Эдит заболела гриппом и спустя 10 дней умерла.
В стране, где продовольствие всё более дорожало, это было привилегированное место. Спустя год он разыскал своего кумира Климта и показал ему несколько собственных рисунков. У него было загорелое безбородое лицо, обрамленное длинными темными непослушными волосами. Ему заказали разработку эмблемы для 49-й выставке Венского Сецессиона.
Причём цены на его рисунки постоянно росли. Кроме того, над глазами выделяется гигантский лоб, пересеченный глубокими морщинами. По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Его отец, Адольф Шиле, был начальником местной железнодорожной станции. Свои волосы художник изобразил ярко-рыжими, а широко открытые глаза – полубезумными. Именно тогда он создаёт картину «Мать и дитя», невольно вызывающую ассоциации с работой его учителя Климта «Возраст женщины», но решительно порывающей со стилем модерн.
Хотя бы в любой конторе. Фон нейтрален. В письме своему дяде от 1 сентября 1911-го он писал: «Я продвигнусь так далеко, что людей охватит страх от живой силы моих произведений».
В 90-е годы некоторые картины были возвращены потомкам изначальных владельцев. Что и говорить. Также судья решил прилюдно сжечь один из рисунков Шиле. Ранние работы Шиле отмечены влиянием стиля модерн и его региональных вариаций – немецкого югендстиля и австрийского сецессиона.
В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Однако на литографии Кокошки младший художник показан опирающимся на старшего, наставника и проводника, а у Шиле, напротив, Климт (сыгравший роль отца в творческой жизни Шиле) опирается на него ища поддержки. Первые были сделаны в Вене уже в 30х годах.
Шиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства, в июне 1915. В результате художнику вменили в вину только распространение порнографии. Насколько большой должна быть ваша радость, что вы родили меня. Эдит и Адель был дочерями слесаря, владельца мастерской.
«Как вы считаете, у меня есть талант. » – спросил юноша. Он старается разрушить принцип единичности собственного «я». Эгон родился в Нижней Австрии, в небольшом городке Туллн в 1890 году.
Шиле с ранних лет проявлял великолепный талант рисовальщика. Год назад он встретил двух школьниц Эдит и Адель. В некоторых работах Шиле нарочито изображены гениталии и половые акты.
II–2), портрет Антона Пешки (рис. 1915 год стал для Эгона поворотным. Всё остальное зарубежное нам прививали с помощью чёрно-белых некачественных фотографий. Также Климт устроил юношу в цех ремёсел, для которого Эгон выполнил несколько проектов (женская обувь, мужская одежда, рисунки для открыток).
Провокация увенчалась успехом, а работы живописца были выставлены в основном зале. Климт любил поощрять младших собратьев по искусству.
Здесь у Шиле еще присутствуют декоративные элементы, хотя и сдержанные. Как же вы должны радоваться, что родили именно меня»., я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. В конце 1912 года Эгона пригласили на выставку в Кёльне. Валли помогла вернуть ее домой, но Шиле обвинили в похищении и изнасиловании. К сожалению, у нас в стране он малоизвестен.
Ему нравилось фиксировать свой облик и позы. У Шиле родилось семеро детей, трое из которых появились на свет мертворожденными. Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца. Его отец Генрих Бенеш помогал художнику деньгами. Это позволило переехать супругам в новый дом-студию.
Хотя, конечно, было бы неправильно, рассматривая обнаженные автопортреты, не отметить момента самолюбования и эксгибиционизма. На Автопортрете с полосатыми нарукавниками (1915) Шиле изобразил себя в образе шута, чуждого общепринятым нормам (рис. Эгон требовал за свои работы всё большие и большие гонорары.
В 1913 году Шиле написал двойной портрет Отто Бенеша и его отца (рис. Он вручил ей письмо, в котором предложил ей, несмотря на разрыв проводить вместе (без Эдит) каждое лето. Художника приговорили к кратковременному тюремному заключению. В новогоднюю ночь 1904 года (Эгону было 14 лет) Адольф Шиле умер от запущенного сифилиса.
Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф. Шиле вручил Невзил письмо с предложением. По воспоминаниям Гертруды, он «настойчиво, почти деспотично» требовал от неё часами позировать, это могло произойти в любое время часто он приходил ранним утром.
Они попрощались в Caf Eichberger, где он играл в бильярд почти каждый день. Армейская служба никак не сказалась на популярности Шиле. II–1) выражение тревоги усиливается широкой полосой белил, окружающей контуры головы, отделяющей ее от фона и вместе с тем увеличивающей ее в размерах и утверждающей ее важность.
Венская обстановка наскучила паре и они решили переехать в небольшой городок Крумау (там у Шиле были семейные связи). II–8). Эгон, уже ставший превосходным художником, очень часто их рисовал.
В 1911 году подругой и моделью Шиле стала Валли Нойциль. 28 октября она умерла. Поза девушки на рисунке 1918 года Скорчившаяся обнаженная с опущенной головой (рис. 10–4) выражает потребность в защите.
Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта и возможно была одной из любовниц Климта. Шиле также удостоился изображения на австрийской почтовой марке в 1990 году. Подобно тому, как существуют различные слова или понятия (например, decadence или fin de sciecle), кажется, выражающие самую суть целой эпохи, общества, его желаний и требований, его целей и занятий, руководящих принципов, так же и в работах каждого художника есть ключевые образы, наиболее ясно отражающие характер и источники его творческих импульсов. 1915 год стал поворотным в жизни художника.
К теме отца Шиле вернулся год спустя в двойном портрете Отшельники (рис. Шиле изображал двойников в обеих ипостасях. Голова на тонкой шее склонена к плечу. В том же году Шиле повстречал семнадцатилетнюю Вальбургу «Валли» Нойзил, девушку, которая стала его любовницей, моделью и музой – она позировала для картин, многие из которых будут признаны лучшими у мастера.
В шестнадцать он поступил в Императорскую академию художеств в Вене, где оказался самым юным учеником в классе. Эгон Шиле – выдающийся художник и лучший мастер австрийского модерна. У окружающих это вызывало лишь враждебность и в 1912 году он был арестован.
Шиле стал разрабатывать в своих произведениях тему смерти и создал значительный цикл работ под названием «Умерший город». Эгона опустошила эта потеря и он тоже слёг с этой болезнью. II–10). Климт рекомендовал Шиле в объединение прикладного искусства «Винер Веркштютте», которое было граничит с движением «Secession» («Уход»), куда входил сам Климт. Да – ответил Климт. Однако ни один из этих пятерых гигантов не сделал следующего шага. Тогда они переехали в такой же маленький город Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом.
Трудно оторвать взгляд. Расставанию с Валли посвящена картина Смерть и девушка (рис. В 1908 году Шиле организовал свою первую выставку. Эгона считали его преемником, но ранняя смерть помешала Шиле достичь высот своего кумира.
Вместе со своими приятелями из Академии Шиле основал «Группу нового искусства» («Neuekunstgruppe»). Что кажется более важным (и что находит подтверждение в его письмах и стихах) – это тот факт, что Шиле придавал большое значение пониманию и изучению своего «я». Я с Вами солидарен. Он также представил Шиле в цех ремесел, связанных с Сецессионом.
Невзил естественно отказалась. Шиле сильно привязался к ним обеим, но в итоге решил остановиться на Эдит. Кроме Эгона, выжили три девочки: Эльвира, Мелани и Гертруда (Герти). Известно высказывание художника: «Alles ist lebend tot» – всё, что живо, мертво.
В то же время, родители не одобряли увлечения сына и его детских рисунков не сохранили. Они были дочерьми слесаря, который жил напротив. Он любил рисовать автопортреты и вкладывал в них весь свой талант и душу. 10–2). В 1908 году состоялась первая выставка его работ в городке Клостернойбурге под Веной, где Шиле раньше учился в школе.
Мания преследования, эксгибиционизм и самовлюблённость Шиле были отражены в эмблеме, нарисованной им для своей индивидуальной выставки в Вене (галерея Арно). Его мать, Мария, была родом из южной Богемии, отец, Адольф, – из Вены. Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию. Так, в своём письме от 1910 года он писал: «Как отвратительно здесь.
На другом автопортрете (рис. Валли ответила отказом. Он также приобрёл одну из версий его знаменитого полотна «Комната художника в Арле» у коллекционера Карла Райнингхайса. Полиция изъяла более сотни порнографических рисунков и возбудила дело о совращении неабсолютнолетних, грозящее сроком до 20 лет.
13 апреля 1912 года художника арестовали и поместили под стражу в Санкт-Польтене. Кроме того, Шиле наверняка видел выставленные в Нижнем Бельведере характерные головы (рис. Перед мобилизацией (которой Шиле в первый год войны избежал по причине плохого здоровья) художник порвал отношения с Валли и надумал жениться на соседке из дома напротив – простодушной мещанке Эдит Хармс, дочери владельца слесарной мастерской. Все знали, что он ведущий австрийский художник молодого поколения. Мать же художника к тому времени уже умерла.
Тоже дико притягивает. Об экспрессионисте были написаны романы «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса и «Высокомерие» Джоаны Скотт, а также снято несколько фильмов. «Да, даже чересчур много» – ответил Климт, любивший поощрять молодых художников.
Художник был осужден за аморальное поведение (несмотря на отсутствие доказательств) и посажен в тюрьму на 24 дня на основании рисунков, которые судья счел порнографическими. После вынесения вердикта ему оставалось отсидеть всего лишь три дня. Все эти утрированные черты создают у зрителя ощущение неотвязной тревоги. Члены же Группы нового искусства стремились прорваться сквозь чистую декоративность и ухватить ту сущность человека, за которую в ту пору всерьёз взялся психоанализ. Эта, с одной стороны, демонстрация, а с другой – изоляция своего собственного телесного «я» сопровождает отказом от обозначения в пространства в автопортрете.
Мать Шиле к тому времени уже умерла. Шарко публиковал изображения заламывающих руки истериков. 11). Можно предположить, что здесь Шиле хотел повторить образ отрубленной головы Олоферна у Климта изобразив самого себя в качестве жертвы: голова располагается в верхней части листа и этим подчеркивается отсутствие тела. В 1908 состоялась его первая выставка, в Klosterneuberg.
Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Здесь он изобразил себя с Климтом – возможно, под влиянием иллюстрации Кокошки к Грезящим юношам, где тот запечатлел с Климтом себя (у Шиле был экземпляр книги).
Но насладиться семейным счастьем они не успели. Цены за рисунки Шиле росли и ему заказывали множество портретов. На тот момент будущему художнику исполнилось 16 лет. Семейство девушки было категорически против. Он умел произвести впечатление.
Климт стал первым австрийским живописцем известным в России. Действительно, Шиле несомненно изучал самого себя с маниакальной настойчивостью. II–7). Можно также предположить, что влияние на Шиле оказала неустойчивость собственной психики. На суде эти обвинения отклонили, но Шиле признали виновным в показе эротических картинок детям. Больница Сальпетриер в 1888–1918 годах раз в два месяца даже издавала журнал, посвященный не только истерии, но и, например, макродактилии (разрастанию отдельных пальцев), младенческому гигантизму и заболеваниям мышц, деформирующим тело.
Шиле хорошо сдал тамошний вступительный экзамен. Он занялся эстетизацией смерти, болезни, нищеты, уродства. Валли он предложил «путешествие с развлечениями», от которого та, разумеется отказалась. Он демонстрировал свое тело неловким и страдающим. В 20-30 годы его творчество оказалось забытым, а с приходом к власти нацистов, его причислили к так называемым «дегенеративным художникам».
Когда Шиле спросил, есть ли у него талант, Климт, не колеблясь, ответил: «Даже слишком много. ». Двойник (популярный персонаж немецкой романтической литературы) – призрачное подобие героя. Посмотрите, как принято по этикету держать себя барышням в обществе. Это направление творчества было новым для экспрессионизма.
Особенно Эгон Шиле любил рисовать девочек. Воспроизведенный здесь портрет Герти особенно хорош. Это не указывает, как может показаться на первый взгляд, на голый декоративизм или отсутствие рефлексии. Его широко открытые, пустые глаза создают впечатление слепоты. Позы необычны, жесты притворны.
Шиле скончался спустя три дня после смерти супруги. В 1912 году полиция провела обыск в мастерской Шиле в Нойленгбахе (примерно в 30 км от Вены) по подозрению в похищении и совращении малолетней. Психологические и биологические открытия в этих областях не заставили себя ждать.
конечно, всё это сейчас кажется чем-то из области фантастики, но тем не менее так и было. Но их удовольствия в нем были кратки.
В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. Он был высок, строен и гибок, у него были узкие плечи и длинные угловатые руки и пальцы. Автопортреты Шиле в обнаженном виде почти не имеют аналогов.
После смерти художника сохранилось порядка 300 картин (из которых 220 хранятся в музее Леопольда) и несколько тысяч рисунков – за свою короткую жизнь он написал больше, чем многие признанные гении. Климт за всю жизнь не написал ни одного автопортрета, а Шиле только в 1910–1911 годах создал около сотни работ в этом жанре. Она открылась в городке Клостернойбург, что под Веной. В этом же году состоялась его первая персональная выставка в Клостернойберге. Эгон и Эдит поженились в июне 1915 года. Шиле продолжает традицию маньеристов.
Некоторые картины Шиле, принадлежащие евреям, ставших жертвами нацистов (в частности коллекционерам Морису Эйслеру и Карлу Мэйлэндеру и арт-дилеру Лее Бонди-Джарей), оказались в конечном счёте в Фонде Леопольда. Как и многие произведения Шиле, это полотно одновременно пугает и интригует. Для Шиле нагота является наиболее радикальной формой самовыражения, не потому, что тело выставлено напоказ, а так как «я» выявлено полностью.
В её Манифесте можно найти такие строчки, принадлежащие Эгону: «Современный художник есть и должен быть полностью собой, должен быть творческим, должен быть способен к самостоятельному построению собственных основ без обращения к прошлому или традиции». Он работал на государственной железной дороге и отвечал за станцию Тулли. На ней кружевная ночная рубашка, в которой он изображал ее раньше. В 1904 всё семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца.
Когда он сидел в тюрьме, то написал несколько своих автопортретов, подписанных жалостливыми фразами: «посадить художника – преступление», «я чувствую не вину, а лишь очищение». Он также не был философом и не оставил после себя каких-либо теоретических изысканий – только письма. В течение жизни, Шиле избегал идентификации с каким-либо направлением авангардизма и, безусловно, его искусство выходит за рамки экспрессионизма – точно также как искусство любого большого художника преодолевает рамки какого бы то ни было жанра.
Эгон был рад так легко отделаться. Под занавес войны, в январе 1917 года, Шиле перебросили в Вену, определив на место работы в «Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области». Герти была самой младшей и любимой сестрой Эгона.
Не удивительно, что Уолли отказалась. Там он изобразил себя в образе святого Себастьяна. Семья жила на втором этаже вокзала. Эгон родился 12 июня 1890 года в небольшом городке Тульн-на-Дунае.
II–9), Шиле запечатлел человека, похожего на него самого или на отца и стоящую за спиной, сливающуюся с ним скелетообразную фигуру смерти. После трёх лет учёбы юноша ушёл из академии и организовал собственную студию. При этом художник никогда не исправлял свои рисунки.
Изображения эти были весьма популярны. Что, вполне вероятно изначально на нем была изображена Уолли». Довольно скоро он приобрёл дурную репутацию, множество гонителей и манию преследования. Поскольку художник находился в заключении уже 21 день, его приговорили всего к трём дням. В 1910-м Шиле и его подруга модель Валли уезжают из дорогой и шумной Вены сначала в чешский Крумлов, а затем в маленький Нойлебгбах неподалеку от Вены.
Их отношения представляли собой постоянную борьбу за цены. Хотя судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков Шиле перед собравшейся толпой, он был очень рад так легко отделаться. У Эгона Шиле (Egon Schiele) таким настойчиво выступающим на первый план мотивом является автопортрет. Опять, как это было и в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности. В зале заседания судья демонстративно порвал (по другой версии – сжёг) один из рисунков художника. Ему было шестнадцать лет.
При этом профессор Кристиан Грипенкерль (тот самый, который позднее завалит на экзамене Адольфа Гитлера) согласился выдать выпускнику диплом, сочтя, что тот уже всему научился, однако запретил при этом где-либо упоминать его имя. Кроме того, смерть отца могла стать причиной того, что секс прочно ассоциировался у Шиле со смертью и чувством вины. Последняя встреча Шиле к Уолли имела место в их местном кафе Eichberger, где они играл в бильярд почти каждый день. Климт многое сделал, чтобы помочь карьере начинающего: периодически покупал его работы (иногда предлагал обмен на свои полотна), знакомил с потенциальными клиентами, ввёл в круг художников венского Сецессиона.
Причем, своим обыкновенным естесством в позе. Тем не менее, он оставил очень яркий след в искусстве начала 20 века. В 1911 году Эгон встретил бывшую любовницу и натурщицу Климта – семнадцатилетнюю Уолли Невзил.
10–3). Валли получила отставку. Это существенно увеличило доход художника. Парис фон Гутерслох, молодой художник, который был современником Шиле, вспоминал что его студия, была наводнена такими девицами: «Они там отсыпались после родительских побоев, лениво слонялись по комнатам, что им не разрешалось делать дома, расчесывали волосы, одергивали платья Они вели себя подобно животным в клетке, которая их вполне устраивает».
Там он быстро перешёл в разряд проблемных учеников и был переведён в другую академию искусств. Она осталась у него жить и стала его лучшей моделью. Сразу заметно, что натура не напряжена при позировании и это явно отражено художником.
11–4, 11–5), созданные в 80х годах XVIII века Францем Ксавером Мессершмидтом (гл. Эгон Шиле – Беременная женщина и смерть, 1911Portrait of Johann Harms, 1916. Шиле изобразил тайную вечерю, поместив себя на место Христа.