Шедевры из города Рембрандта Шедевры из города Рембрандта У центральной картины выставки – Минервы Рембран. Его «Автопортрет с Саскией на коленях» — отражение упоения жизнью, радостью бытия, пожалуй, самый безмятежный шедевр Рембрандта ван Рейна.
Сегодня в Лейденскую коллекцию входит более 250 работ – живопись и графика. Но только искусство голландского золотого века вызывает у меня желание коллекционировать. Подобное строение композиции использовал не только Рембрандт, но и такие мастера, как Тициан (около 1490 — 1576) и Рафаэль (1483–1520). В отличие от Рембрандта, отдававшего предпочтение широкому и выразительному стилю письма, его первый лейденский ученик Геррит Дау стал родоначальником «тонкой манеры живописи», в которой особое внимание уделялось изображению мельчайших живописных деталей.
А голландцы. Флинк выполнил работу плавными, выверенными мазками, одинаково мастерски передав мягкую накидку и изящную золотую тесьму. Этот период в творчестве мастера отличается частым обращением к жанру так называемых tronies, «экспрессивных голов».
Форма доски, скорее всего, также была изменена: копия этой работы говорит о том, что она, возможно, когда-то была прямоугольной. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Эта работа принадлежит к числу автопортретных tronies (так называемых экспрессивных голов), призванных передавать определенные эмоции. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Данная работа демонстрирует талант художника создавать пространственную иллюзию даже в небольшой композиции. На фоне романтически взволнованного пейзажа Геррит Дау изобразил крупным планом козу. У картины «Молящийся старик» отсутствует точная датировка, однако она близка ряду других композиций с пожилыми отшельниками, созданных Герритом Дау в период между 1665 и 1670 годами. Характерные черты персонажа — широко поставленные глаза, нос и сморщенный лоб — указывают на то, что художник писал с натуры.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Фигура женщины расположена на переднем плане. Латинская поговорка «Nil penna, sed usus» («Не само перо, а то, как его используют») также говорит о важности практической работы. Несмотря на головокружительный успех, он не стал модным художником.
Крошечный набросок «Головы медведя» величайший художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи нарисовал в 1485 году, во время своего пребывания в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца. Но весь русским зрителем не виденный, каждая картина впервые выставляется у нас в стране. с одеждой его века, 17-го.
На этой замечательной картине представлена молодая женщина в скудно обставлен ном, но элегантном интерьере. Схожи и выражения лиц и экстравагантные костюмы персонажей. В отличие от своего учителя, он связал свое творчество именно с этим городом. Создать одно из лучших в мире частных собраний голландской живописи XVII века супругам Каплан удалось всего за 15 лет, с 2003 года. В то же время подготовка письменной принадлежности отсылает к другой традиции: она символизирует практику, один из трех аристотелевских принципов хорошего воспитания (наряду с физическим и нравственным воспитанием).
Капланы начали именно с работ Рембрандта и его учеников. Фердинанд Бол написал «Автопортрет у парапета» в 1648 году, в возрасте 32 лет, примерно через семь лет после того, как он стал самостоятельным мастером в Амстердаме. Эта картина несет в себе символический смысл. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
И это единственный момент, на который стоит обратить внимание. Собрание составили картины голландских мастеров. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Вот таким образом нам так важно было показать в Китае связи между Рембрандтом и современным китайским искусством, чтобы Рембрандт предстал не агентом западного культурного империализма, но частью производства универсальных художественных ценностей. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Рембрандт запечатлел парикмахера-хирурга извлекающего скальпелем некий «камень глупости» из головы больного. Он использовался многими художниками. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. И не только Рембрандта, но и многих его современников.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Картину «Явление ангела пророку Илии» Фердинанд Бол написал вскоре после окончания обучения в мастерской Рембрандта. Рембрандту удается передать звучание их песни живописными средствами. «Аллегория христианской веры» Хендрика Тербрюггена демонстрирует караваджистскую игру светотени, за которую художника ценили современники. Когда загорается только его жертвенник, народ отрекается от ложного бога. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Женщина скиталась по пустыне вместе со своим ребенком, а когда ее запас воды иссяк, в отчаянии стала ждать смерти.
В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
В ее руке поблескивает чешуей сельдь. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. То, что художник запечатлел козу породы багот, происходящей из Стаффордшира (Великобритания), очень необычно для XVII века. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Возможно, Дау обыграл и этот факт. Картины со сходным сюжетом находятся в собраниях Пушкинского музея и Эрмитажа. Сама изобразительная антитеза «ранний Рембрандт – ранний Ливенс» очень убедительно представлена работами того и другого. Я сказал, что могу остановиться в любой момент. Вглядитесь в «Автопортрет», написанный в 1627 году. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Изображение костюма и кружевного воротника мастер, вероятно, доверил ученикам. Черты лица легко узнаваемы. Они как будто выхвачены из темноты. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.
Эта работа, зафиксированная в описи коллекции лейденского торговца тканями Питера де ла Кура ван дер Ворта (1664–1739) в 1731 году как «Een Persianntje met een tulbant» («Перс в тюрбане»), представляет собой попытку ван Мириса создать костюмированный шутливый автопортрет. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Всего в ГМИИ можно будет увидеть 80 картин (включая учителя Рембрандта Питера Ластмана и Яна Ливенса — друга, с которым он делил одну мастерскую), а также два рисунка с изображениями животных — молодой лев Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.
Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). После нескольких лет работы в мастерской в Лейдене, в 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам, чтобы возглавить мастерскую известного торговца произведениями искусства Хендрика ван Эйленбюрга.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Он гримасничает, поворачивая голову влево и глядя за пределы композиционного пространства.
В общем, мне очень повезло, что я так много купил до кризиса. В статье о своем собрании «Портрет маслом» он подробно описывает отношения с дилерами, экспертами и другими деятелями арт-мира. Этот зал всегда щедр на эстетические сюрпризы». Тербрюгген, родившийся в Гааге в 1588 году, обучался у утрехтского живописца Абрахама Блумарта (1566-1651) перед тем, как уехать в Италию в 1607-м, где он увидел работы итальянского мастера Караваджо и его последователей. Ранее работу определяли как tronie (экспрессивная голова) — портретный набросок, к которым мастер часто обращался в 1640–1650-е годы. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. При больших заработках он влезал в долги, закладывал картины. Зрители увидят также знаменитую «Минерву». Этот союз открыл перед художником новые возможности и обеспечил его статус в глазах зажиточных амстердамских горожан. Все это вышло случайно.
На пальце руки, с которой девушка кормит попугая, блестит наперсток, говорящий о том. Данный автопортрет — один из таких примеров. Сам Дау считал ван Мириса «принцем среди учеников».
Данная работа, входящая в цикл «Пяти чувств», олицетворяет аллегорию осязания. Строгое следование композиции учителя и высокое качество исполнения привели к тому, что картина долгое время считалась работой самого Рембрандта. Илия приказывает схватить пророков Ваала, чтобы покарать их. Этот живописный прием придает композиции объемность. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Для меня же история на этом не кончается — существуют и другие эксперты.
Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Нет ни одной проходной работы, ни одной картины, которую хочется проскочить, наоборот, уже и ноги ноют и хвост отваливается, душно, толкотливо, шумно, но невозможно уйти, расстаться. Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Но я верю, что универсальность Рембрандта, его вдумчивое искусство и новая концепция красоты изменили мир.
На ней светло-голубое платье, украшенное золотой вышивкой и роскошный золотой плащ. Зато все требования заказчиков были выполнены. Рембрандт увидел сцену евангельской легeнды как трагическое реальное событие, принципиально лишив его мистического и героического пафоса. Есть «рядовой» выразительный Рембрандт – портрет Антони Копала. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. Как и «Автопортрет в берете с плюмажем» 1668 года, данная работа — яркий пример tronie (так называемой экспрессивной головы) Франса ван Мириса Старшего. Следует отметить, что его работы, относящиеся к лейденскому периоду, характеризуются поисками творческой самостоятельности автора, несмотря на то что в них заметно влияние Ластмана, а также представителей голландского караваджизма.
Вскоре после окончания обучения Дау организовал собственную мастерскую в Лейдене. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Самое глубокое влияние на меня оказали две книги. М. Б. Последний позднее стал покровителем сына художника, Виллема ван Мириса (1662–1747). Так в Лейденскую коллекцию попала одна из пяти работ Рембрандта из цикла «Пять чувств» — «Пациент, упавший в обморок» или «Аллегория обоняния». Композиция, стилистика и яркие светло-фиолетовые, голубые и золотые оттенки позволили соотнести эту картину с другими известными работами из этой серии.
У нас его иконные работы вроде «Мальчика в тюрбане» или «Автопортрета» — в ранние годы Ливенс был не хуже, а может и лучше Рембрандта, который абсолютно очевидно поглядывал, что он, вундеркинд, делает. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. В итоге она была продана за 870 тысяч долларов. Он принципиально не держит шедевров дома, а выставляет их в музеях, чтобы все видели. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Конкретное имя автора живописного портрета до сих пор установить не удалось.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Геррит Дау — один из первых учеников Рембрандта в Лейдене. Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Пушкина и Государственный Эрмитаж при поддержке Сбербанка впервые в России представляют выставку шедевров Лейденской коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан – одного из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века.
ДНК Рембрандта, его генетика, становится только сильнее в следующих поколениях. Оно, конечно, важно, но это не истина в последней инстанции. В центре площади находится памятник Рембрандту.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Минерва — богиня войны, мудрости искусства, медицины, прядения и ткачества. Глубокое погружение в эпоху Рембрандта через творчество его ближайших соратников и учеников сочетается с интересом к наследию крупнейших представителей других художественных центров Голландии в лице таких художников, как Франс Халс и Ян Вермеер Делфтский. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Эти картины убеждают, особенно в соседстве с подобным же – юношеским, цветным и экспрессивным – «Изгнанием торгующих из храма», хранящимся в ГМИИ. Он противопоставил идеальной, чувственно-телесной красоте образов, созданных итальянскими мастерами, духовную красоту, а также теплоту человеческого чувства.
Представьте, что сегодня Пикассо жив и мы устраиваем банкет в честь его юбилея — скорее всего, устроители побоялись бы пригласить самого юбиляра на банкет под угрозой бойкота со стороны своих клиентов. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. В конце 1640-х годов в творчестве мастера портретные и жанровые сцены с пожилыми людьми сменились картинами с персонажами в оконных проемах (часто обольстительными молодыми женщинами). Вполне возможно, что художник хотел сделать эту картину парной к «Автопортрету в берете с плюмажем», чтобы показать свое умение передавать различные эмоции: счастье и смех, страдание и печаль.
До этого момента история бытования картины не менее замечательна: она принадлежала амстердамскому банкиру и торговцу Яну ван Бёнингену (1667–1720), пока не была приобретена де ла Куром ван дер Вортом. Вскоре после его завершения, он был записан одним из учеников Рембрандта. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. На выставке будет показана картина «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко.
Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название собрания – Лейденская коллекция), супруги Каплан благодаря неустанным поискам, основанным не только на имеющихся финансовых возможностях, но и на исключительно счастливой коллекционерской фортуне, за сравнительно короткий срок стали обладателями удивительной по художественной значимости подборки произведений голландской живописи золотого для нее XVII столетия. Первым коллекцию примет ГМИИ им. На выставке будут три ранние картины Рембрандта, созданные им в возрасте около 18 лет. Сначала он приобрел подряд «Извлечение камня глупости» («Аллегория осязания») и «Трех музыкантов» («Аллегория слуха»), а третья покупка – «Пациента, упавшего в обморок» («Аллегория обоняния») – стала сенсацией.
Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка – «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Есть абсолютно чарующий – «Девушка в расшитой золотом накидке». Художник с высочайшим мастерством воссоздает в этой картине целую гамму глубоких и сложных человеческих чувств. Его уверенный взгляд подчеркнут накрахмаленным воротником и ярким дублетом. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. При этом нет сидячих мест, хоть на пол садись, разбивай бивуак.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Но важнее всего, конечно, живопись.
Еще одна история — Ян Ливенс, все считали его ровней Рембрандту, но он поехал в Англию, где сделался вполне подражательным живописцем. Мы продолжаем покупать — вплоть до последнего месяца. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Это время называют золотым веком голландской живописи.
Одна из жемчужин коллекции — «Давид и Урия» Ластмана — попала к нам как привет из прошлого: это была картина из коллекции Жака Гудстиккера — его вынудили продать ее Герману Герингу, потом она десятки лет хранилась в Маурицхёйсе, а потом вернулась в семью — и они продали ее нам. Рембрандт бредет по широкому полю.
Это всего лишь мой личный вкус. Неспособная зачать ребенка, Анна молится о сыне, обещая «отдать его Господу». Вероятно, Рембрандт увидел и зарисовал его на ярмарке или в зверинце.
А. С. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Шедевр Рембрандта «Минерва» датирован 1635 годом, когда художник основал собственную мастерскую в Амстердаме. Томас Каплан о материальной ценности своей коллекции говорить наотрез отказывается. Эту картину по праву считают одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века.
Контраст между глубокими серыми тонами c правой стороны картины и теплым светом исходящим слева, усиливает ощущение его усталости. Белые блики на ткани рукава — великолепный пример виртуозной техники Рембрандта. Сюжет о камне глупости использовался многими голландскими мастерами. Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера.
Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). Что может быть справедливо, а может быть и нет: автопортреты Рембрандта при его жизни пользовались большим спросом — он был знаменитостью, все хотели иметь их дома, как «Банку супа Кэмпбелл». В знак уважения к Рембрандту коллекция названа в честь его родного города. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви.
Большое внимание в коллекции уделено современнику и другу Рембрандта Яну Ливенсу, в частности его раннему лейденскому периоду, когда художники делили мастерскую и работали бок о бок – их взаимовлияние очень интересует коллекционера. Именно этим временем датируется самая ранняя из сохранившихся работ ван Мириса Старшего. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Первым из известных владельцев картины стал уважаемый амстердамский коллекционер Николас Ньюхофф (1733- 1776). А музей совсем не стесняется задирать цену на входной билет, ну, это традиционно уже. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Это художественный идеал — надеюсь, что все было именно так.
Моделью послужила, вероятно. Вернувшись в Лейден в начале 1620-х годов, он начал самостоятельную карьеру, деля с Рембрандтом одну мастерскую на двоих. Написанная в это время картина «Игроки в карты» представляет игру в полночный час при свечах. Билеты на выставку после первого контроля далеко не убирайте их проверят еще раз 5. От него «Девушка» перешла к Каплану.
Зрелый период творчества Рембрандта, связный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. В данном случае автопортрет был вдохновлен картиной Рембрандта «Автопортрет в возрасте 34 лет». Как и учитель, Бол изобразил себя вполоборота, стоящим у парапета.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Рембрандт спустил предохранитель Есть такое еврейское выражение из каббалы — «тиккун олам» исправление мира. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
Коллекция впервые была показана миру в 2017 году в Лувре, а затем отправилась в мировое турне. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Наряду с известными коллекциями Москвы и Санкт-Петербурга, работы, представленные на выставке, отражают глубокий интерес к голландскому искусству, существующий в России на протяжении уже более трехсот лет. Посетители увидят шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных творений и один рисунок), Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса (по одному произведению), Франса Халса (два), Геррита Дау (девять), Яна Ливенса (четыре) и других их выдающихся современников. Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название собрания — Лейденская коллекция), супруги Каплан благодаря неустанным поискам, основанным не только на имеющихся финансовых возможностях, но и на исключительно счастливой коллекционерской фортуне, за сравнительно короткий срок стали обладателями удивительной по художественной значимости подборки произведений голландской живописи золотого для нее XVII столетия. Однако это поколенное изображение роскошно одетого мужчины больше напоминает официальный портрет.
Красный бархатный берет с длинным страусиным пером подвязан снизу разноцветным шарфом.
Известный автор и теоретик Карел ван Мандер в своей «Het Schilder-Boeck» («Книге о художниках») 1604 года, первом голландском трактате об искусстве, описал козу как «нечистоплотное» и «развратное» существо.
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Многим моделям ван Мириса присущ флер аристократизма, «Портрет дамы» — яркий тому пример. «Красота спасет мир» — это звучит наивно, по-идиотски, недаром Достоевский говорит это в «Идиоте».
Зрители увидят также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк). Рембрандт чередует легкие и пастозные мазки, что делает поверхность картины переливающейся светотеневыми и красочными оттенками. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей.
Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты8, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии8. Каплан признается, что Рембрандтом интересовался с детства. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости.
Картина полна нежности и сострадания. Жена Ахава, Иезавель, в гневе грозится убить пророка. Бол разместил фигуры на переднем плане. Вот строки из «Размышления о Рембрандте», написанные ученым де Пилем: «Мы не найдем в Рембрандте ни понимания Рафаэля, ни античного стиля, ни поэтических мыслей, ни изящества в рисунке, но только то, что способна произвести действительность его страны, воспринятая живым воображением.
10: 1-13). Илия, «подкрепившись той пищею, сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива», где Моисей получил десять заповедей. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка – «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Это одно из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII столетия. Ранние картины Яна Ливенса отличаются яркой цветовой палитрой и контрастной светотенью.
Но последнее решение — за мной. Во время распродажи его коллекции в 1777 году «Портрет дамы» был продан за рекордную сумму в 700 гульденов, что значительно превышало стоимость очень популярной работы Вермеера «Женщина, держащая весы».
Картина, вероятно, написана около 1655–1657 годов. Существует по крайней мере 11 известных версий и старых копий «Девушки с попугаем и клеткой у окна». Эта работа, обнаруженная в 1955 году, скорее всего, является оригинальной, показанной в 1665-м на выставке коллекции самого известного покровителя Дау — Йохана де Би. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик. Также в экспозиции была представлена другая работа мастера — «Девушка с попугаем и клеткой у окна», ныне находящаяся в Лейденской коллекции. Есть предположение, что закончила последнюю работу художника его дочь Мария.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). На нас глядит парень с крепкой мужицкой шеей.
16: 29–34 17–19), который противостоял царю израильскому Ахаву (правил около 874–853 до н. э. ), потворствовавшему поклонению ложному богу Ваалу. Герой оторвался от занятий, чтобы посмотреть на зрителя. В отличие от последнего, писавшего автопортреты на протяжении всей творческой деятельности, Ливенс изобразил себя лишь несколько раз и все следующие автопортреты были исполнены не так выразительно. Эту картину художник создал незадолго до переезда в Англию, где он мечтал стать придворным живописцем короля Карла I (1600–1649). Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен картинами: «Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке», «Автопортрет с затененными глазами». Картина имеет долгую историю бытования: более 200 лет, с 1720-х по 1930-е годы, она находилась в коллекции баварских курфюрстов и королей. Обязательно дойдите до двух рисунков — лев Рембрандта и голова медведя да Винчи, они неспроста собирают ещё одну дивизию вокруг, особенно, крохотный квадрат с медведем.
В Рембрандта он влюбился в детстве, когда мать привела его в Метрополитен-музей. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Например, Фердинанд Бол — мы главные покупатели его работ. Бол использовал свет и тень для передачи разнообразных фактур: от блестящего коричневого халата до роскошного (скорее всего, соболиного) меха и отороченной мехом шапки. Белая рубашка с запахом и оттоманский халат отсылают к восточным одеждам XVI века. Сам облик Данаи загадал исследователям творчества загадку, разгадать которую удалось совсем недавно: известно, что моделью Рембрандта была его жена Саския ван Эйленбюрх, однако та Даная, которая дошла до нас, на супругу художника совсем не похожа. Что в имени тебе моём.
Еще бы. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. После ГМИИ им. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Спящий пророк лежит на склоне холма, опершись головой на руку. Нужно покупать только то, что действительно любишь, не исходя из каких-то идей.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. А вот гордость коллекции – «Девушка за верджинелом» позднего Вермеера Делфтского – не впечатляет совсем.
Мне кажется, Фабрициуса вполне можно сравнивать с Вермеером. Популярность изображений молодых женщин с попугаями достигла пика в 1660-е годы, хотя их стилистика и трактовка деталей значительно отличались у разных мастеров тонкой живописи. В 1620-х годах последний создал прославившую его серию офортов с различными выражениями лица. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
Зато по контрасту пленяют работы знакомых и незнакомых малых голландцев. Я сказал, что нет. На выставке будет показана картина «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко.
Восхищают основательность и профессионализм, с которыми коллекция представлена не только в музеях (до ГМИИ был Лувр, после будет Эрмитаж), но и в медийном пространстве. Натуралистичное изображение в то же время несет символический характер. В 17в.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Это забавные жанровые сценки. В процессе расчистки был выявлен слой краски винного цвета, видимый сегодня.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Данная картина Рембрандта три года назад стала настоящей сенсацией в мире искусства. Произведениям Геррита Дау, родоначальника так называемой «тонкой манеры живописи», присуща высокая степень детализации и филигранная отточенность техники. Посетители увидят уникальную картину «Явление ангела Агари», написанную Карелом Фабрициусом. Это в буквальном смысле взрыв в истории искусства.
Другие считают их абстрактными фигурами, помещенными сюда Рембрандтом исключительно для оживления фона. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавней находкой — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самой ранней из работ, подписанных художником. В ранних работах художники использовали плотное расположение фигур в экзотических костюмах, яркий колорит и светотеневые контрасты, напоминающие о работах утрехтских караваджистов, под влиянием которых явно находились оба мастера. Все три работы Рембрандта лейденского периода входят в цикл композиций на тему «Пяти чувств», включающий ряд аллегорических произведений, только недавно попавших в поле зрения ученых.
Судя по описям искушенных коллекционеров, спрос на них был очень высок. И не только Рембрандта, но и многих его современников. «Пейзаж с козой» из Лейденской коллекции также был представлен в экспозиции. В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности.
Старуха в черном головном уборе обращена к зрителю. Голландские корабли уходили к далеким берегам и привозили из знойных стран сказочные дары. По крайней мере на взгляд человека, с детства привыкшего к эрмитажным шедеврам Рембрандта.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Также будет представлен уникальный рисунок Леонардо да Винчи. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Эскиз был написан очень быстро, по сырому, возможно, за один день. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра. Хотя подобные образы пожилых людей чаще всего представляли апостолов или евангелистов, документы с цифрами и пометками, разложенные на столе, а также буквы «LI» и цифра «4», видимые на первом плане, указывают на то, что старик работает со счетными книгами. Большой размер композиции, энергичное наложение красок, резко прочерченные линии в трактовке волос персонажа подтверждают слова Хюйгенса о том, что смелость Ливенса подтолкнула его к работе в крупном формате, что весьма отличает его от раннего Рембрандта.
Но вот стоимость гордости его собрания – маленькой (20 на 25 см) картины Яна Вермеера «Девушка за верджинелом» – можно предположить. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Существует около 70тыс. Секретарь принца Оранского и ценитель искусств Константин Хюйгенс отмечал, что Рембрандт превзошел Ливенса в «изобретательности, уверенности мазка и живости эмоций», однако «смелость тем и форм» Ливенса привели секретаря в восторг, заставив признать, что мастер «творит чудеса».
Ангел протягивает руку к Илии в знак доброты и щедрости. Композиционно холст близок «Портрету Николаса Рутса» кисти Рембрандта, на котором запечатлен богатый торговец в схожем костюме, также обращенный к зрителю. Известный своими подвигами во время войны с испанцами, Копал (около 1606 — 1672) занимал несколько важных административных должностей в родном Флиссингене: городского советника, судьи, члена магистрата и пенсионария (одно из высших должностных лиц в управлении провинции). На портрете этот выдающийся, элегантно одетый человек обращен к зрителю, его правая рука прижата к груди — жест скромности и искренности.
С помощью отдельных элементов художник тонко намекает на ее высокий социальный статус. В XVII веке попугаи, привезенные в Европу из Нового Света, считались домашними птицами для богачей. 1: 24–28). В 1639 году Рембрандт и его жена Саския ван Эйленбюрг переехали в дом на улицу, которая тогда носила имя Святого Антония (сейчас там находится Дом-музей Рембрандта).
И не только Рембрандта, но и многих его современников. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Позднее специалисты считали ее работой Самюэла ван Хогстратена.
Его смущение вызывает у его друзей любопытство и веселье. Сам Томас Каплан позиционирует свою коллекцию как открытую. В Нидерландах тогда жили и работали около двух тысяч художников.
Дело в том, что подлинность вещи долгое время была под сомнением. Предметы, лежащие на подоконнике и висящие над ним — пучки моркови и лука, кочан капусты, чеснок, окорока, корзина с яйцами и весы — выписаны с большим вниманием к передаче деталировки. В голландском языке выражение "дать селедку" означало устыдить кого-то резким замечанием. В 1631 году Ливенс написал портрет старшего брата мальчика с его учителем, также в восточных костюмах.
Между тем споры вокруг нее не утихают. Двойной подбородок, вьющиеся волосы и тонкие усы встречаются и на других автопортретах мастера (на выставке). Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». Центральное место в ней занимают работы лейденских художников.
Во время создания этих работ Рембрандту было всего восемнадцать лет. Творчество художника. Он спросил, не собираю ли я искусство.
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Художнику еще нет и двадцати двух лет. Здесь же на переднем плане Дау поместил полосатую кошку, примостившуюся на подоконнике. Красота — это правда. Теща впервые предложила мне собирать искусство — поначалу я категорически отверг эту мысль, но она убеждала меня, что с такой страстью к истории мне будет проще отказаться от идеи, будто бы человеку необходимо быть на одной волне с чувствительностью своего времени, которая как раз и делает современное искусство столь популярным.
Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Эта поздняя картина, предположительно, написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра. Эти работы на аукционах появляются редко и практически все поделены между великими музеями — им же удалось собрать с нуля разнообразную подборку картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера и многих других. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Или Говерт Флинк.
Их привлекала не только тщательная манера исполнения, но и сам сюжет. На выставке показан разный Рембрандт. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса8. Превосходно вылеплен этот портрет, он как бы облит мерцающим светом. На выставке будет показана картина «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко.
Зрители увидят также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк). Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Его локоть выступает за край, что создает ощущение присутствия.
Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. Тщательно проработав каждую деталь — мягкую шерсть и пронзительные глаза — художник подчеркнул характер животного. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Они темные. В 2003–2005 годах в ходе реставрационных работ картине вернули прежний вид.
До конца XIX века работа считалась произведением Рембрандта. Я обвиняю. » (2008)12. Лейденская коллекция – частное собрание.
что героиня только что отвлеклась от вышивания. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Но покупать работу ради одного только хорошего провенанса я не стану. А теперь просто посмотрите на эти глаза.
В скупых жестах и выразительных позах воплощена кульминация перехода от напряжения чувств к благополучному разрешению страстей. Это мерцающее «лейденское» название раскололо зрителей на два лагеря. Вскоре Розенталь связался со мной по поводу другой картины Доу.
Аналогичные работы встречаются в мировых музейных собраниях известно более двух десятков повторений сюжета. Франс ван Мирис Старший, прозванный своим учителем Герритом Дау «принцем среди учеников», лучше всех усвоил его «тонкую манеру живописи». Они вдохновляли художника. Они не приняли главную идею художника. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше).
А голландцы.
Кто из современных художников сможет также прожить четыреста лет — я не знаю. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Крупными пятнами он трактует старомодные одеяния и погруженные в музыку лица.
Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Его окружает светлый, будто кованый из серебра мир. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. В 1635 году, всего через четыре года после того, как Рембрандт покинул родной Лейден и уехал в Амстердам, он получил один из самых важных в своей карьере заказов — «Портрет Антони Копала». Кто они — неизвестно.
Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Она восходит к автопортрету самого Рембрандта. Стоя у парапета, Флинк излучает самоуверенность и элегантность состоявшегося художника. Посетители увидят шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных творений и один рисунок), Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса (по одному произведению), Франса Халса (два), Геррита Дау (девять), Яна Ливенса (четыре) и других их выдающихся современников.
Два брата Саскии являлись юристами. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Окружающая ее свита готова почтить царя богатыми дарами.
Нужно вернуться, хоть раз. Следуя примеру Рембрандта, Яудервиль делает акцент на исходящем слева свете. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Когда у меня возникает убежденность такого рода, я не нуждаюсь в советах. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. В 1641 году изображение льва на цепи появилось на картине Рембрандта «Единение нидерландских провинций». Как жаль, что эти инопланетяне всего лишь проездом.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Сложное понимание достраивается контекстом из работ художников, совсем не намозоливших глаза посетителям того же ГМИИ или Эрмитажа. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Человеческая природа такова, какова она есть, но у меня такое чувство, что Ластман получил огромное удовлетворение, видя, что Рембрандт и Ливенс превзошли его.
Эта женщина была круглой сиротой. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Выставки с успехом прошли в Национальном музее в Пекине, Лонг-музее в Шанхае. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). И он пишет широко, густо.
В этой композиции художник смело объединил жанровую сцену и библейский сюжет. Ван Мирису было всего 18, когда он написал эту картину, он только закончил обучение у Геррита Дау, но произведение уже демонстрирует его аккуратное обращение с кистью и способность передать эмоциональную и нежную связь между персонажами. Изображения женщин и детей — распространенное явление в голландском искусстве, однако мотив матери, обучающей ребенка чтению, редко встречается в работах современников художника. Зрители увидят также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк). А 15 лет назад узнал и быстро собрал одну из лучших коллекций великих и малых голландцев. Я очень люблю Питера Ластмана. В них вы видите печаль. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Перед кошкой, возможно, была нарисована мышеловка. В данной интерпретации картина отсылает к офорту Рембрандта «Симеон во храме» (около 1639 Национальная галерея искусства, Вашингтон). Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера – «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.
Так я начал покупать Метсю и ван Мириса. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Ян Ливенс, друг и соратник Рембрандта, также обучался в Амстердаме у Питера Ластмана, а затем, вернувшись в Лейден, делил с Рембрандтом одну мастерскую на двоих. Он стал родоначальником так называемой «тонкой манеры живописи», которой присуща высокая степень детализации живописи и филигранная отточенность техники. Наибольшую известность мастер приобрел как автор жанровых сцен, обрамленных архитектурными нишами.
Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Он рассказывает ей о колодце с живой водой, находящемся рядом. Изак де Яудервиль родился в Лейдене и был одним из первых учеников Рембрандта. Я не охочусь за именами, я ищу великие картины. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком.
На выставке экспонируется картина «Девушка за вёрджинелом»— единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая до сих пор находится в частной коллекции. Этот же прием он использовал и в картине «Смерть Лукреции», как делали и многие его современники, в том числе Ян Стен и Каспар Нетшер. Даже несмотря на то, что собрание не ограничивается «лейденской школой», этот город, воспитавший Рембрандта и его друга-конкурента Яна Ливенса, оказывается смысловым и концептуальным центром собрания.
В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Дополняют образ жемчужная серьга в правом ухе и отороченное роскошным мехом одеяние. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Он спросил, люблю ли я современное искусство и не хотел бы я его коллекционировать. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Встал и пошел к отцу своему.
Заточенные на сенсацию журналисты, вместе с потребителями топовых имён и шедевров, разочарованы – мол, похожее собрание с «пёстрым сором» малых голландцев и сомнительным Рембрандтом можно увидеть в любом большом музее с приличными по объёму фондами искусства старых мастеров. Пушкина, а в сентябре выставка откроется в Эрмитаже. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Илия бежит в пустыню и, сидя под можжевеловым кустом, молится о смерти, пока не засыпает. Бол изобразил момент явления Илии ангела, который наставляет пророка: «встань, ешь». Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции.
Царица Савская, заинтересовавшись монотеистической религией царя Соломона, отправилась к нему в Иерусалим из Сабы (вероятно, современный Йемен), чтобы испытать загадками его мудрость (3 Цар. Я говорю это не из невежества. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Вначале мы выступали как анонимные коллекционеры, предоставлявшие картины музеям.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. А что такое красота. И была фантастическая книга о Габриеле Метсю Фрэнка Робинсона — это был вовсе не каталог, сейчас есть прекрасный каталог-резонне Метсю Адриана Вайбура, это был захватывающий трактат о Метсю, о том, почему его так интересовали старые женщины, сражающиеся за жизнь в этом мужском мире. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
С одной стороны, этот сюжет может иметь аллегорическое значение, связанное с представлением грамматики как одного из семи свободных искусств, что видно на гравюрах XVI века. С другой, картина «Урок» может ассоциироваться с ветхозаветной историей Анны (1 Цар. Манера письма Рембрандта уже глубоко индивидуальна, его мазок уверен, полон силы, он лепит форму сочно, словно следуя совету Иорданса: «Надо весело класть краску». ГМИИ им.
Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Предположительно он писал их, глядя на себя в зеркало. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания.
Дау вдохновлялся традицией XVI века изображать торговцев из «Stndebuch» («Уставной книги») Йоста Аммана 1568 года. Поза богини отсылает к изображениям ученых в кабинетах. Он изучал мимику лица. Не отпускает. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. У ног снуют юркие ящерицы на плечи, поблескивая крыльями, садятся стрекозы.
Самюэл ван Хогстратен, ученик Рембрандта в Амстердаме, позднее отмечал в своем трактате «Введение в искусство живописи», что художники должны практиковаться в написании автопортретов перед зеркалом, «превращаясь в актеров». Второй женой Яна Питерса была Корнелия Дедел (1594–1660), дочь состоятельного пивовара. На его энергичном добродушном лице пытливые, острые глаза. Лейденская коллекция стала складываться недавно – в 2003 году.
«Аллегория слуха» представляет трех музицирующих героев, окруживших нотную книгу. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. То есть это была, можно сказать историческая картина. В картине «Торговка дичью» Габриэл Метсю отразил две главные черты голландского рынка: общение и наличие всякого рода необычных товаров. И обложился книгами по истории искусства этого периода.
Общий знаменатель — нам нравятся картины с людьми, неважно, продают они рыбу или правят государствами. Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название собрания — Лейденская коллекция), супруги Каплан благодаря неустанным поискам, основанным не только на имеющихся финансовых возможностях, но и на исключительно счастливой коллекционерской фортуне, за сравнительно короткий срок стали обладателями удивительной по художественной значимости подборки произведений голландской живописи золотого для нее XVII столетия. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Коричнево-оливковый тональный колорит объединил всю композицию, а световой поток выделил драматически резко главный его смысловой центр. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.
Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». Полотно принадлежит к редкому типу костюмированных портретов (модель в образе античной богини) и по феноменальной свободе письма, богатству драгоценных сияний цвета, бархатной мгле пространства соответствует таким супершедеврам Рембрандта, как эрмитажная «Флора» (написана примерно в это же время, в 1634 году). Все чаще и чаще заказчики остаются недовольны портретами, созданными неумолимой кистью. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.
Произведения Яна Вермеера Делфтского встречаются крайне редко. Про организационные моменты. На выставке я была с 17. 30 до 19 час. Благодаря наблюдательности, с которой гениальный мастер прорисовал мех медведя и очертил контуры его ушей, глаз и носа, ему удалось создать впечатление, что перед нами живое существо. Роль этого рисунка в творчестве Леонардо можно оценить по тому факту, что именно он, судя по всему, послужил основой для удлиненной мордочки горностая на одной из наиболее прославленных картин художника — портрете Чечилии Галлерани, также известном как «Дама с горностаем».
Этот рисунок –один из немногих известных набросков животных, созданных мастером. Мощная живописная техника, драматичное настроение, мастерское использование эффектов света и тени придают этому шедевру особую выразительность. Рабыня Агарь, согласно библейскому сюжету, родила сына от своего хозяина Авраама, а затем оставалась прислуживать в его доме. Говорят идею поискать их предпринимателю подала теща, родившаяся в СССР. Сын повёрнут к нам спиной. То есть величайший, золотой век в истории искусства.
Жена спросила, чем это кончится. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Когда жена Авраама, престарелая Сарра, родила собственного наследника, она потребовала изгнать из дома рабыню. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Хотя и позже случались удачные покупки: Стив Уинн, владелец казино и отелей в Лас-Вегасе, собирал старых мастеров в контексте современного искусства, но когда кризис ударил по его лас-вегасскому бизнесу, он продал нам Вермеера и «Автопортрет» Рембрандта. Все определеннее становится его суровый и правдивый почерк.
А сын мельника смотрит насмешливо, понимает. Блестящее бархатное платье он сочетает с пушистой меховой отделкой. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Также будет представлен уникальный рисунок Леонардо да Винчи.
Подобные работы демонстрируют талант художника создавать пространственные иллюзии. А. С.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. В глазах голландцев семнадцатого века эти наряды ассоциировались с комедиантами. Но эти натюрморты включены в контекст изображения людей, проживающих свою жизнь.
Работа с пластикой, пространством, цветом и светом всё равно впечатляет. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Мы не знаем, что выражает его лицо. Не столь великих, но ожидания счастливо подтверждающих.
Например, если это очень редкая работа на меди — допустим, «Портрет Самюэла Ампцинга» Франса Халса. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Эти маленькие дощечки из серии «Пять чувств» – по-своему сенсационная находка ученых, сделанная на протяжении последнего десятилетия. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Конечно, мы не знаем наверняка, но когда вы интересуетесь этим периодом, а я как коллекционер очень увлечен им, вам можно простить такие фантазии. Во многих картинах вы можете найти сказочно прекрасные натюрморты — возьмите Герарда Доу, Франса ван Мириса Старшего, Габриела Метсю. Я думал ограничиться одной картиной.
На ней отороченный мехом кафтан и белая вышитая блуза. Пощады ждать было неоткуда.
И хотя действие происходит не в храме, ван Мирис, возможно изобразил момент, когда Анна передает сына священнику Илию. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Теплый свет свечи, скрытой за фигурой солдата на переднем плане, освещает лица сидящих вокруг стола. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Именно в этот период был написан автопортрет, который вы видите перед собой. Удивительный процесс самопознания через создание автопортретов Рембрандт использовал на протяжении всей своей карьеры в картинах, офортах и рисунках. Пройдя через несколько отечественных частных собраний, в начале XX века она попала в США.
В 2004 г. она была продана на аукционе Sothebys за 30, 04 млн Стивену Уинну, обладателю выдающегося живописного собрания, включающего и произведения Рембрандта. Это не значит, что все они обязаны быть от художника отписаны. Часто овального формата бывают его произведения. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ.
Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Последняя запись об этом автопортрете значится в описи коллекции немецкого банкира еврейского происхождения Макса Штейнталя (1850–1940) и его жены Фанни.
1669 год. Приняв решение, что картины не вернутся в офис, Каплан сделал копии рам, которые сейчас висят на месте произведений. А. С.
У нас есть прекрасный Хелст, просто мы не привезли его на выставку. Прежде всего мне должен понравиться образ. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника».
Четвертая работа из этого цикла хранится в Лейденском музее Де Лакенхал, а пятая до сих пор не обнаружена. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Исключение, пожалуй, составляет выставленный в парадной, «алтарной» перспективе Белого зала портрет так называемой «Минервы» (1635).
Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Она датируется 1668-69 годами.
В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. В коллекции есть примеры и других периодов и школ, но главным остается именно круг художников, так или иначе связанных с молодым Рембрандтом, в том числе его амстердамский учитель Питер Ластман и утрехтские караваджисты.
Вот что писал архитектор XVII века Мансар: «Картины Рембрандта перегружены красками, он редко сливал краски, накладывая их одна на одну и не смешивая».