Если вы согласны с нами в том, что каждый предмет мебели Андре-Шарля Буля -- это неподвластный времени шедевр, подтвердите это в комментариях. Краснодеревщик Людовика XIV Андре Шарль Буль отвечал за многие проекты оформления интерьеров и мебель Версальского дворца. Андре-шарль Буль (фр. Andr-Charles Boulle, 1642— 1732)— французский художник, резчик по дереву, гравер, рисовальщик, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, творец особого стиля художественной мебели. Наконец, в-третьих, Андре-Шарль Буль был одним из первых, кто не просто делал мебель – а меблировал комнату.
А для нас — это привычный предмет мебели, функциональный и удобный. Буль не только сделал практически плоским декор фасадов шкафов.
Johann Heinrich Riesener 1734-1806). Позднее Пьер Голь женился на дочери своего хозяина и возглавил мастерскую. В значительной мере затруднения с деньгами были вызваны страстью Буля к коллекционированию живописи. Для придания особой изящности и элегантности отделке мебели Буль использовал технику, зародившуюся еще на Древнем Востоке, а затем ставшую более абсолютной во времена Возрождения, где ее можно увидеть в виде «флорентийской мозаики».
Т. е. Занавеска из набора постельных занавесей, вышитых шерстью по хлопково-льняной основе. Завершил работу над знаменитым Королевским бюро (Bureau du Roi), начатую Обеном в 1760 году, в 1774 году представил комод для королевской спальни в Версале (Versailles).
Рис. 8. Часто среди растительных узоров появляются и человеческие фигуры, например, крылатые ангелочки (итальянские путти). Дело в том, что в результате религиозных войн XVI века авторитет монархии среди населения Франции был в известной степени подорван, а классицизм, с его стремлением к гармонии, упорядоченности и лаконичности, оправдывал монархический строй, скажем так, на рациональном уровне. В течении многих лет он работал в Версале, где одними из ярчайших его работ были зеркальные стены, деревянные, мозаичные полы инкрустированная мебель в кабинете дю-Дофин, который, к сожалению, не сохранился в первоначальном виде, но эскизы Буля, по которым меблировался интерьер сохранились и находятся в музее Искусства.
Очень характерно обрамление фасадов светлой полосой дерева, вживленной в основную (более темную по цвету) поверхность при помощи техники интарсии или обрамление параллельными линиями, состоящими чаще всего из пластин слоновой кости, панциря черепахи или перламутра. Сейчас нам, конечно, странно это слышать, но времена и нравы меняются. Пьер Голль (Pierre Golle, ок. 1620 – 27 ноября 1684) – знаменитый французский мебельный мастер, краснодеревщик, родившийся и получивший образование в Голландии. Последователи и ценители великого мастера еще при жизни начали подражать творцу. Но это всего лишь легенда. Первые гобелены с изнанки имеют швы и этим отличаются от шпалер.
Умер 6 января 1806 года в Париже в возрасте 71 года. Также мастер разрабатывал новые типы мебели (например, модные в тот период комоды и бюро). В 1696 г. возвращается в Голландию.
Людовику нужна была резиденция, которая затмила бы блеск всех королевских дворов в Европе. Мансаром, живописцем Ш. Лебреном (дворец украсился его росписями) и садоводом-планировщиком А. Ленотром. Делфтские мастера имитировали декор популярного в Европе сине-белого китайского фарфора. Латунь и черепаховый панцирь чувствительны к удару, склонны к образованию щелей, деформированию и изгибу и ведут себя таким образом, что при неаккуратном отношении даже квалифицированный краснодеревщик не сможет вернуть мебель к первоначальному виду.
И все же, по сравнению с другими национальными вариациями мебели эпохи барокко (итальянского, голландско-фламандского испанского, английского стиля Вильям и Мери и др. ) эта мебель, вышедшая из Королевской мануфактуры имеет общие и частные отличительные черты. Ирландская Вышивка Елизаветы Паркер, Пенсильвания, 1763. Имя Андре-Шарль Буля (1642 – 1732 годы), сумевшего создать собственный узнаваемый стиль эффектнейшей декоративной мебели, не стёрлось из памяти потомков. Обеном.
Знаменитый мастер Пьетро Пиффетти обучался у архитектора Филиппо Ювары (Filippo Juvara), влияние которого чувствуется в очень скульптурных формах его мебели. Динамичность проявляется также в сложных вышитых вариантах ступенчатого узора. Почему только некоторые из его произведений смогли сохраниться. Буль первым стал инкрустировать мебель черепахой (точное название техника «Пике»). В связи с этим он подумывал о переносе своей парадной резиденции в Версаль (в 17 км от Парижа), где уже был небольшой охотничий дворец его отца. е. интарсия), а где использован собранный отдельно набор шпонов (т.
Когда материалы потом разделялись, эти два слоя сортировали для образования двух наборов одного и того же узора маркетри: латунные фрагменты укладывали на черепаховый фон, получивший название «premiere-partie» черепаховые фрагменты, наоборот укладывались на латунный фон, образуя тем самым зеркальный по контрасту узор известный как «contre-partie». Самый ранний из известных образцов Пьер Голь сделал в 1669 году для кардинала Мазарини. Как правило, в таком узорочном решении нет никакой симметрии, а симметричность соседних ячеек весьма приблизительна.
Его влияние ощутимо вплоть до 1740. Сумка, вышитая стежком, отражает стиль Барокко живописного узора. В 1720 году на Буля обрушивается очередной удар злой судьбы – из-за пожара в одном из его салонов полностью сгорают двадцать его цехов со всеми многочисленными заготовками инструментом и станками, материалами и большим количеством уже готовых изделий.
Сам Андре Буль в последние десятилетия своей жизни подготовил и благословил триумфальное возвращение барокко в виде стиля Режанс (Регентства). Дело в том, что в барокко (да, в общем и до барокко) художественная ценность вещи была неразрывно связана с работой над ней. Рис. 6. Бархатная парча, настенное панно, Венеция, 1660-1700. Бернард II Ван Ризен Бург (Bernard II van Risamburgh, Risen Burgh, 1770. Другими словами, все тот же классицизм противопоставлялся итальянскому барокко. Из-за этого на мебели не оставляли пустых поверхностей — их обязательно надо было заполнить резьбой (рельефной, прорезной, углубленной) и накладными деталями. По мнению специалистов, термином гобелен следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие – называть шпалерами.
Парижская мануфактура ткала гобелены по частям, которые затем сшивались шелковой ниткой. Автор многочисленных эскизов оформления интерьеров, мебели, серебра, тканей. Переехал во Францию в раннем возрасте около 1643 года, где начал работать учеником в мастерской голландского краснодеревщика Адриана Гарбранта (Adrien Garbrant) "La Ville dAmsterdam". В работах Буля ничего подобного нет.
Без преувеличения, он – наиболее известный парижский мастер-краснодеревщик времен Людовика XV. В 1695-96 гг. В 1672 году Андре-Шарль Буль был на официальном уровне признан лучшим краснодеревщиком Парижа, получил личное помещение в Лувре и высокий статус придворного столяра.
Был женат на Франсуазе-Маргарите Вандеркрузе (Francoise-Marguerite Vandercruse) (1731-1775), от которой имел сына Анри-Франсуа (Henri-Francois Riesener) (1767-1828), знаменитого художника-портретиста. В-четвертых, пустые гладкие поверхности, как полноправный элемент мебели. В 1794 году по приказу Директории (Directoire) занимался удалением «знаков феодализма» с мебели и интерьеров Версальского дворца, в 1801 году вышел в отставку.
Причина в том, что понятие красоты мебели (картины, здания) и ее художественной ценности было напрямую граничит с понятием работа. Умер в Париже в 1684 году. Пьетро Пиффетти (Pietro Piffetti, 1700 – 1777) – Главный краснодеревщик Сардинского королевства считался самым изощренным итальянским мастером XVIII века. Считается одним из наиболее выдающихся английских резчиков-декораторов. Портрет мастера, написанный в 1785 году живописцем Антуаном Вестье (Antoine Vestier) (1740-1824), является достоянием Версальского дворца (Chateau de Versailles).
Бернард II подписывать свою мебель только первоначальными буквами: B. V. R. B. В отношении других видов мебели – письменных и консольных столов, стоек для часов и подсвечников, тем более изделий для сидения и лежания (но в меньшей мере комодов) Мануфактура Буля оказалась не столь радикальной, как в дизайне шкафов. Рис. 2. Подъём производства керамики был обусловлен ухудшением качества речной воды использовавшейся на пивоварнях, что привело к закрытию пивоварен и возникновению на их месте гончарных мастерских (часть пивоварен также пострадала после взрыва пороховых складов в 1654 году, который нанёс серьёзный урон городу). Буля удержали технику интарсии, созданную отцом.
На первом этапе своей деятельности в Королевской Мануфактуре, создавая эскизы декоративных композиций, Буль пользуется техникой интарсии по черному дереву (оно поставлялось голландцами из Китая) и сюжетами изобретенными мастерами при Людовике XIII. Работы приписываемые Пьеру Гулю находятся в крупнейших коллекциях музеях мира, таких как, музей изобразительных искусств в Сан-Франциско, музей Альберта и Виктории в Лондоне, Государственный музей (Рейксмузеум) в Амстердаме, музей Гетти в Калифорнии и др. С 1651 года официальный королевский столяр-краснодеревщик (bniste du Roi la majorit) и мастер по работе с эбеновым деревом, которое было очень дорогое и использовалось только для изготовления самой роскошной мебели.
Для его поздних произведений характерна форма секретера – письменного стола в виде узкого шкафчика с откидной передней доской, образующей столешницу. Широко использовал методы фигурного маркетри (marquetry) в дополнение к золочёной бронзе, а также сложные механизмы, близко контактировал с другими мастерами гильдии, такими как Лакруа (Roger Vandercruse Lacroix) (1728-1799) и Мартен Карлен (Martin Carlin) (1730-1785). Рис. 5. Рисунок наносился на одну сторону «бутерброда» и узор вырезался лобзиком сразу в двух слоях – черепаховом и металлическом. обивку для мебели. Джон Эвелин в своих дневниковых записях писал о том, как открыл его и представил королю Чарльзу II и сэру Кристоферу Рэну, для которых Гиббонс выполнил много работ, многие из них в камне.
Рис. 3. Вместе с Давидом Рентгеном (David Roentgen) (1743-1807) делил лавры любимого краснодеревщика королевы Марии-Антуанетты (Marie-Antoinette d, Autriche), а также графа Прованского (Comte de Provence), графа д, Артуа (Comte d, Artois), герцогов Пентьевр (Penthievre), Ларошфуко (La Rochefoucauld), Шуазель-Праслен (Choiseul-Praslin) и Бирон (Biron). Ввел во Франции моду на красное дерево, начав в 1780-х годах покрывать предметы фанерой. – Bernar Van Risen Burgh.
Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике «маркетри», получившая в его работах невиданное ранее разнообразие. А в 1678 году, когда реконструкция парижского дворца была в основном завершена, Людовик окончательно остановил свой выбор на Версале как месте для своей главной резиденции. Жан Анри Ризенер (англ. Творчество Маро представляет собой голландский вариант стиля Людовика XIV. Сын придворного архитектора и гравера Жана Моро. Но стилистику Буля-отца они, конечно, не могли сохранить.
С 1769 года поставлял мебель для Короны (Garde-Meuble de la Couronne), в 1774 году награждён официальной должностью «Королевского краснодеревщика» (Ebeniste ordinaire du roi) и выступил автором одних из самых богатых мебельных образцов стиля Людовика XVI-го, получая за свои работы более 100 000 ливров в год. Шкафы с фасадами декорированными резными деталями геометрических форм. Перед тем как быть назначенным в 1672 году на должность Ebeniste du Roy (в смысловом переводе – королевским мастером по эбеновому дереву, т. е. чернодеревщиком), Буль провел около трех лет во Фландрии. Это считалось крайне не красиво. Но остановился в небольшом городе, предместье Парижа, Сен-Марсель.
Характерными для его работы были образцы маркетри с арабесками, листвой с завитками или забавными сценками подобно Андре Булю, он вдохновлялся ренессансными и античными мотивами. Родившись в Роттердаме у родителей-англичан и учившись на скульптора, Гиббонс в 19 лет покинул Голландию и приехал в Англию, где прославился своей декоративной детальной и натуралистичной резьбой по дереву. Медальон изображает голову Гелиоса – бога Солнца, с которым ассоциировал себя Людовик. Изогнутые ножки он делал в виде птичьих или звериных лап, держащих шар.
В дальнейшем из мастерской Ризенера выходили великолепные образцы классической мебели. В 1704 году он даже получил некоторую защиту со стороны короля, который дал ему отсрочку в шесть месяцев для погашения всех долгов и урегулирования конфликтов с заказчиками. Мастера тех лет активно работали с ценными сортами древесины (в том числе привезённой из дальних стран), с дорогостоящей слоновой костью, с перламутром, с кусочками черепаховых панцирей, с латунью, с бронзой и с серебром.
Он выводит свои узоры из пластин черепахи и олова. В одном из типичных образцов он сажает комод низко между его золочеными ножками, разыгрывая всего две темы – оригинальных опор и крупного медальона в золоченой раме (позолоченная латунь), помещенного на темную переднюю стенку комода (палисандр, как и на крышке комода). Рис. 1. Там он завершал свое обучение не только мебельному делу (в первую очередь, хитростям конструирования предметов мебели, которыми славились фламандские и голландские мастера), но также живописи, рисунку, граверному искусству.
Так что с атрибуцией собственных работ Буля-отца у исследователей иногда возникают неразрешимые проблемы. Но эти отрицательные качества заметны только в музейной экспозиции. Его легкий и даже фривольный стиль, включавший театральные мотивы, стал законченным выражением блистательного периода рококо. Знаменитый «король-солнце» и его приближенные наслаждались жизнью, ценили роскошь и окружали себя произведениями искусства. Перед тем как быть назначенным в 1672 году на должность Ebeniste du Roy (в смысловом переводе – королевским мастером по эбеновому дереву, т. е. чернодеревщиком), Буль провел около трех лет во Фландрии.
Там он завершал свое обучение не только мебельному делу (в первую очередь, хитростям конструирования предметов мебели, которыми славились фламандские и голландские мастера), но также живописи, рисунку, граверному искусству. Работы известного французского мастера Андре-Шарля Буля (Andr-Charles Boulle) и его многочисленных подражателей – характерный пример типично «дворцовых» предметов обстановки. Кто-то пишет абсолютно обратное. Он получил от короля привилегию жить и иметь рабочую мастерскую в Лувре.
Французские гобелены – это городость страны. Немец по происхождению, работал во Франции, придворный мастер Людовика XV.
Большинству современников дизайнера она казалась аскетичной. После выхода книги влияние Шератона в дизайне стало огромным: в моду вошла мебель прямых линий, с подчеркнутой конструкцией и умело подобранными породами дерева разных тонов – красного, атласного, розового, палисандрового. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. В 1672 году по рекомендации Кольбера, представившего его «самым искусным краснодеревщиком Парижа», Людовик XIV выделяет Булю помещение в галереях Лувра, в котором мастер прожил до конца своих дней и назначает придворным столяром. Под его руководством королевская мастерская к 1678 году была расширена в несколько раз и получила название "Мануфактура королевской меблировки".
– «живописные произведения»). Он также работал над украшением Хэмптонского двора и Кенсингтонского дворца. На этом фоне нежно выделяется тончайшая золоченая бронза.
Он выводит свои узоры из пластин черепахи и олова. Звание мастера Бернар II получил в 1722 году. Обои, украшенные отпечатком с медной гравировальной доски, Англия, конец XVII века. Наставали другие времена, складывались новые потребности и вкусы.
Андре Шарль Буль (Andre-Charles Boulle) (1642 – 1732) заложил основу одного из пышнейших стилей в отделке мебели, фламандец по происхождению, он был продолжателем дела отца и стал известнейшим чернодеревщиком во Франции. Принципы стиля видоизменялись в зависимости от географических и национальных особенностей. Кровати в виде куба с обазательным балдахином или шторами.
Самые первые гобелены – тканые безворсовые ковры, поражали своей красотой. «Бюро Мазарини» иногда считают письменным столом, но аналогичные предметы мебели могли использоваться и в качестве туалетных столиков.
Там он завершал свое обучение не только мебельному делу (в первую очередь, хитростям конструирования предметов мебели, которыми славились фламандские и голландские мастера), но также живописи, рисунку, граверному искусству. Сыновья А. -Ш. Jean-Henri Riesener, нем. Перед тем как быть назначенным в 1672 году на должность Ebeniste du Roy (в смысловом переводе – королевским мастером по эбеновому дереву, т. е. чернодеревщиком), Буль провел около трех лет во Фландрии.
Он прославился своей парадной мебелью. С настоящим барокко сходство во всем этом лишь чисто внешнее, формальное. Его барочный стиль характерен тщательно разработанной резьбой и ажурными элементами. Он пошел еще дальше и нарушил все каноны красоты того времени. Boulle).
Кстати, заказчиками талантливого краснодеревщика были и другие «сильные мира сего», в частности, к нему обращались поставщики короля Испании Филиппа V, а также курфюрстов Баварского и Кёльнского. С этой точки зрения, выбор Людовика XIVбыл очевиден. Страстью Шарль Буля было коллекционирование. И Андре уже наяву воплотил их в жизнь.
На Буля оказали сильное влияние мастера Фландрии и Голландии. В ряде случаев компактный завиток аканта применяется для оформления углов фасада.
В других случаях, когда Мастер создавал деревянную мебель в другие интерьеры (для других европейских королей или вельмож), он вынужденно отступает от этих принципов и виртуозно учитывает характер архитектуры, где будет размещена его мебель. Фамилия братьев и дала название продукции. Работа кропотливая, сложная и очень высокого качества. При этом Буль применяет два варианта их использования: "позитивный" (черепаха на светлом фоне олова) и "негативный" (олово на темном черепаховом фоне). Даниэль Маро (фр. Это позволяет предположить, что вначале Буль пробовал себя в качестве живописца. Братья Гобелены усердно трудились.
Кстати, благодаря усилиям и нововведениям Буля итальянская по происхождению техника маркетри стала менее трудоёмкой и более доступной, что позволило за сравнительно короткий срок создать немало примечательных моделей. В их формообразовании и архитектонике много типично барочного. Чтобы готовый предмет интерьера не мог вызвать никаких нареканий у взыскательных клиентов, нужно было тщательно подгонять все элементы, создавая безупречные мозаичные картины и нежные орнаменты.
Что делать, если душа иногда требует интерьерного праздника, настоящего пиршества для глаз. Людовику нужна была резиденция, которая затмила бы блеск всех королевских дворов в Европе.
Нередко использовались эскизы декора, получаемые от сторонних художников, – например, Д. Маро и Ж. Берена. Слово гобелен возникло в XII веке во Франции. Несмотря на высокое признание и обилие заказов, Буль постоянно нуждался в деньгах и даже был вынужден прибегнуть в 1704 к заступничеству короля, предоставившего ему полугодовую отсрочку для урегулирования долговых конфликтов. В некоторых отношениях он оказался предтечей не только стиля рококо (1740-1760 годы) с его изощренной изобретательностью и эпатажностью, но и последовавшего затем второго классицизма. Это помогло производить продукцию, которая стала цениться при дворе.
Балдахин – популярный мотив в декоративно-прикладном искусстве барокко. Его эффектные творения были скорее декоративными, нежели практическими вещами. Именно Булю во многом принадлежала разработка новых типов мебели, включая бюро и комод, рисунки к которым были опубликованы под названием «Новые рисунки мебели» («Nouveaux Desseins de Meubles»).
Она пользовалась популярностью и её продукцию стали называть гобеленами. При этом Буль применяет два варианта их использования: позитивный (черепаха на светлом фоне олова) и негативный (олово на темном черепаховом фоне). е. маркетри). Узнаваемая деталь – прямые сужающиеся книзу ножки. В это время в Париже велись строительные работы по существенному расширению Лувра и объединению его с дворцом Тюильри – разумеется, с полным обновлением всей дворцовой меблировки. Гринлинг Гиббонс (англ.
Издание гравюр (1709-1713) обеспечило ему международную известность. Когда в 1784 году Франция оказалась на грани банкротства, Двор вынужден был в целях экономии обратиться к услугам менее дорогих поставщиков, таких как Гийом Бенеман (Guillaume Beneman) (1750-1811), но королева оставалась верна только Ризенеру. Общая особенность декорирования Булем фасадов шкафов (как переднего, так и боковых) – полная плоскостность декора, порой нарушаемая на дверных створках относительно небольшими литыми вставками из позолоченной латуни, едва выступающими над поверхностью. Он заполнил ниши классическими образцами – колонками, арками и фестонами.
Все они были членами созданной в 1666 году Королевской академии архитектуры (Академия живописи и скульптуры была основана несколько раньше, в 1648 году). Перед тем как быть назначенным в 1672 году на должность Ebeniste du Roy (в смысловом переводе – королевским мастером по эбеновому дереву, т. е. "чернодеревщиком"), Буль провел около трех лет во Фландрии. Остальной декор абсолютно плоскостной. Там он и решил открыть небольшую красильню для покраски шерсти.
Стулья мастера имели решетчатые спинки в духе шинуазри: фирменный знак Чиппендейла – переплетенные волнистые ленточки. На первом этапе своей деятельности в Мануфактуре, создавая эскизы декоративных композиций, Буль пользуется техникой интарсии по черному дереву (оно поставлялось голландцами из Китая) и сюжетами изобретенными мастерами при Людовике XIII. Пьер Гуль изготавливал мебель для королевских апартаментов в Лувре, Версале и других королевских дворцах, в основном, работая на королевской мануфактуре Гобеленов (Manufacture Royale des Gobelins). Старейшая из сохранившихся записей о выплатах, произведенных Булю из королевской казны (1669), в качестве объекта платежа определяет ouvrages de peinture (с фр. В 1672 году по рекомендации Кольбера, представившего его «самым искусным краснодеревщиком Парижа», Людовик XIV выделяет Булю помещение в галереях Лувра, в котором мастер прожил до конца своих дней и назначает придворным столяром.
Никаких линий в виде ударяющего хлыста и растительных орнаментов – вещи Макинтоша легко узнать по жесткой геометричной форме. На производство были выделены большие средства. Фитинги и крепления изготавливались из литой меди, обычной или позолоченной бронзы.
Это – инкрустация, благодаря которой мебель приобретает поистине роскошный вид. Мансару, живописцу Ш. Лебрену (дворец украсился его росписями) и садоводу-планировщику А. Ленотру. Техника украшения мебельных фасадов посредством инкрустации была известна и ранее (она широко использовалась голландскими мастерами), но именно Буль довел ее до совершенного совершенства.
Все они были членами созданной в 1666 году Королевской академии архитектуры (Академия живописи и скульптуры была основана несколько раньше, в 1648 году). Все что производила мануфактура, шло на убранство дворцов, подарки королю и его гостям. Казалось, что над семьей Шарля судьба сыграла злую шутку. В связи с этим он подумывал о переносе своей парадной резиденции в Версаль (в 17 км от Парижа), где уже был небольшой охотничий дворец его отца. Рисунки Даниеля Маро.
Ну не могла такая большая поверхность, как филенка быть пустой. При этом плоскости дверей и боковых фасадов либо целиком обрамляются инкорпорированной (интарсия) светлой полосой или сдвоенными параллельными (чаще всего из пластин слоновой кости, панциря черепахи или перламутра), либо в той же технике членятся на два или три прямоугольника. Мастера начинают использовать большие поверхности со слабо выраженной фактурой древесины или даже совсем без фактуры (покрашенную и залакированную). Там он завершал свое обучение не только мебельному делу (в первую очередь, хитростям конструирования предметов мебели, которыми славились фламандские и голландские мастера), но также живописи, рисунку, граверному искусству. Однако именно предметы мебели принесли Андре-Шарлю Булю всемирную известность.
Часто среди растительных узоров появляются и человеческие фигуры, например, крылатые ангелочки (итальянские путти). Размещено на реф. рфРис. 4. Кружевное полотно, Италия, 1635. Один из них, Бернар III продолжил его работу как мастер-краснодеревщик. В 1685 г. эмигрирует в Голландию.
При печати использовались мотивы книжных иллюстраций и гравюр. Мансару, живописцу Ш. Лебрену (дворец украсился его росписями) и садоводу-планировщику А. Ленотру. Начинается развитие такого вида мебели, как письменное бюро.
Естественно, всеми изысканными и дорогостоящими раритетами занимаются реставраторы высшей категории. Это рельефные фигурки или головы мифологических персонажей, а также узкий латунный профиль для формирования обрамлений, как правило, строго прямоугольных, внутри плоскости створок.