Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни. Что касается жанровой живописи, то такие картины Жана Шардена отображают повседневную домашнюю жизнь, наполненную покоем и любовью. О картинах Шардена много говорить не приходится.
Я советую начать изучение Шардена с лазоревого тона стола, на котором сын г. Ленуара расставляет свой карточный замок раз красота этой поверхности, вкусность, глубина и прелесть ее тона станет понятной, то выяснится и вся прелесть остальных картин великого художника (Молитва перед обедом, Прачка).
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Ради эксперимента. Натюрморт был любимым жанром Шардена. Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница".
Шарден не получил академического образования. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Работа с натуры была основой его творчества.
В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). После 1733 он обратился также к жанровым композициям. 1740-е гг. — время расцвета жанровой живописи Шардена. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа.
С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. В 1770-х гг. Умело передает он воздушную среду.
Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника.
Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин играющих детей.
Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен» : на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Работа с натуры была основой его творчества. Грани между театром и жизнью почти стираются. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский художник (1699-1779). Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло.
Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (1704—1788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. 1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели». Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына. Большое место в творчестве художника занимают образы детей. За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де лЭпине (ок. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную.
Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Латур. Ватто.
Он никого не пускал в мастерскую, работал очень медленно, вдумчиво. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты».
Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен.
Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Мастер вынужден был продать свой дом. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже.
Взор зрителя последовательно переходит от предмета к предмету, от прачки к малышу, пускающему пузыри, к женщине, развешивающей во дворе белье, обнаруживая всюду поэтическую прелесть обыденного. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем.
Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» — не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни.
Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) —одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность. На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы, освещенные мягким светом. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Французский художник. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Холст, масло, 114146 см.
Как обычно в картинах Ватто, действие, лишенное узловых моментов и главных героев, располагается как на сценической площадке. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок.
Шарден не получил академического образования. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая.
Вместе с тем юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности, вовремя завивая свою прическу. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (1703—1770).
Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы — домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). Оба мастера были живописцами третьего сословия и лишь Грёз в портретах и в своих приторных головках шел навстречу вкусам утонченного великосветского общества. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Впрочем, надо сразу сказать, что между обоими художниками и огромная разница. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака. Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.
Она ничего не дала ему. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины -- Санкт-Петербург, Эрмитаж). Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Тесное обрамление рождает впечатление уютного интерьера и вместе с тем подчеркивает объем фигуры, ее монументальность. В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии.
Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник. Здесь царят здоровые нравственные устои. Ему не были интересны аллегории или исторические сцены. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте.
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр).
Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Очевидно ощущение художником материальности предметов, которые обладают определенным эстетическим воздействием, несмотря на откровенный реализм. Центральная тема Шардена – натюрморт. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы -- кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. А. С.
Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет. Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики. Среди них — предметы обихода художника.
Вновь он женится только в 1744 году. «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости.
«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности.
Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник. Остались у нас без рассмотрения два французских художника XVIII века — Шарден и Грёз. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам. Работа с натуры была основой его творчества. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо.
К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы.
На его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, кувшины, бутылки, овощи, фрукты, битая дичь. Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности. Атрибуты искусств, 1765. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Шарден. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).
Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Шарден – блестящий мастер натюрморта. Шарден (1699 — 1779) — художник чистейшей воды, он только художник и в то же время один из самых первых живописцев всей истории искусства.
Буше. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Здесь царят здоровые нравственные устои.
Шарден находил поэзию в мелочах домашнего обихода, в изображение которых вкладывал теплоту чувств. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. 1740-е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров, противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо. Лувр, Париж. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок.
Здесь царят здоровые нравственные устои. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Композиция пронизана трепетно пульсирующим ритмом, в колорите доминируют золотистые оттенки, мягко объединяющие вспыхивающие яркие пятна.
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Для денег. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Это приводит к тому, что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато-серых оттенках, которые видит лишь тонкий колорист и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779.
В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками.
Он делает это вдумчиво и серьезно, без анекдотичности или морализирующих выводов. Он любил изображать вещи, прожившие с ним жизнь, ставшие ему как бы близкими друзьями. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая.
1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден.
Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Каза, Н. Н. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
1740-е годы -- время расцвета жанровой живописи Шардена. 1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи — оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им — светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены.
Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. Как одни предметы отражаются в других. Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Холст, масло, 112140, 5 см. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто (1684—1721)—создателя галантного жанра интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж). Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.
Куапеля, Ж. Б. Этот период и связанное с ним мощное движение мысли получили название Просвещения. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. В таких картинах, как «Прачка» или «Молитва перед обедом» (зал 287) Шарден с большой теплотой изображает будничные сценки, характерные для быта представителей городских низов, показывая их труд, семейные отношения, обычаи, наконец, саму обстановку, окружающую людей. Шарден не получил академического образования.
Дидро восторженно пишет о нем: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Натюрморт со скатом, 1727–1728. Поэтичные и искренние, скромные по размеру картины Шардена лишены какой-либо парадности. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). «Автопортрет» — шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Пушкина. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699--1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Вместе с этими новыми для искусства героями в живописи появились изображения простых повседневных вещей, окружающих человека: предметов домашнего обихода – кухонной и столовой посуды съестных припасов – дичи, овощей и фруктов а также предметов, которыми пользуются люди интеллектуального и художественного труда – архитекторы, художники, музыканты, ученые. Шарден почти не получил художественного образования. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Иногда в картинах Ватто любовь — лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок.
И речь здесь, разумеется, может идти о сродстве стиля, о близости мировосприятия, о чем угодно, только не об имитации, хотя именно с мастерами Голландии и Фландрии сравнивали Шардена первые почитатели. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Если рассматривать живопись Шардена с близкого расстояния, то можно увидеть лишь хаотичную мозаику из разноцветных мазков и штрихов.
Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность.
Шапиро. Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека. Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой.
В 20—30-е гг. Каждый предмет на его полотнах подан с особой интимной интонацией. В 1770-х годах Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия.
Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Грёз (1725 — 1805) — тоже превосходный мастер, но, к сожалению, отдавший свое искусство на служение литературной программе. Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист.
Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Лувр, Париж.
1733 г., Париж, Лувр). «Автопортрет» -- шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии. Но это и понятно.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Ученик П. -Ж. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Центральная тема Шардена — натюрморт.
Прелесть полотна заключается в пронизывающем его спокойном и ясном чувстве гармонии, где сдержанная, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности и в то же время изысканности избранных вещей. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе — Ленинград, Эрмитаж). Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».